ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ББК 74.580.1
О.А. Брель, М.И. Губанова
Личностно ориентированная профессиональная подготовка будущих специалистов сферы туризма
O.A. Brel, M.I. Gubanova
Personally Оriented Professional Training of the Future Specialists in Tourism
В статье подчеркивается важность подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере туризма в связи с возрастающими темпами развития данной отрасли в Кемеровской области. Рассматриваются вопросы значимости профессионально обусловленных личностных качеств в подготовке специалистов сферы туризма. Приводятся данные рейтинговых опросов студентов, получающих высшее профессиональное туристское образование.
Ключевые слова: профессионально обусловленные личностные качества, профессиональная компетентность, сфера туризма, туристское образование.
The article emphasizes the importance of competent specialists in tourism professional training in connection with the increasing rates of the tourism development in the Kemero Region and examines problems concerning personal and professional qualities’ significance in training specialists in tourism. The study reflects rating data on questioning of students who get higher professional tourist education.
Key words: initial vocational education, Federal State Educational Standard, training tools’ complex.
Невероятно стремительное развитие туристской отрасли в конкретных регионах и в стране в целом обусловило появление в российских вузах профессии специалиста по социально-культурному сервису, рекреационной географии, туризму. Бесспорно, важнейшим условием успешного развития любой отрасли, и в частности туризма, являются профессионально подготовленные, высококвалифицированные кадры.
Кемеровская область характеризуется разнообразием туристско-рекреационных ресурсов, богатым историко-культурным наследием, хорошей транспортной доступностью. Все эти факторы с каждым годом привлекают все больше туристов и делают туризм перспективной для региона отраслью. Помимо этого, в области отмечается рост уровня дохода и благосостояния населения, усложнение структуры потребностей, что привело к расширению туристской сферы. Так, появились новые направления путешествий, увеличилось количество туристских предприятий. Это, в свою очередь, повлекло за собой поток в сферу тризма людей, ориентированных на быстрое получение высоких прибылей, но не имеющих специальной профессиональной подготовки.
В связи с этим перед регионом стоит серьезная задача подготовки высококвалифицированных специалистов для туристской индустрии и предоставления качественного профессионального туристского образования.
Современная система обучения специалистов в сфере туризма ориентирована на постоянное развитие, необходимость совершенствоваться и стремление качественно улучшать предлагаемые услуги. Отличительной чертой туристских специальностей является невозможность работать в рамках одной узкой специальности. В туризме, как известно, существует так называемая «карусель профессий». Данный термин обозначает, что специфика профессиональной деятельности специалиста по туризму акцентирует и актуализирует необходимость быть готовым к переключению на различные сферы деятельности, уметь быстро адаптироваться к востребованным обществом изменениям. Это требует от системы профессионального туристского образования целесообразно и продуктивно использовать мировой опыт, гибко модифицировать традиционные методы обучения и адаптировать современные образовательные технологии, которые будут способствовать овладению студентами необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями [1]. Стратегической целью является создание условий для формирования и развития определенного типа личности: открытой и энергичной, дипломатичной и креативной, контактной и непринужденно чувствующей себя в различной социальной обстановке.
Профессионально важные качества будущего специалиста - это личностные характеристики, обеспе-
чивающие максимальную эффективность и успешность в профессии. Анализ литературных источников показал, что также выделяют профессионально обусловленные личностные качества, которые проявляются под воздействием профессиональной деятельности [2]. Как правило, их объединяют в следующие группы:
- нравственно-волевые (уважение к людям, гуманность, тактичность, гражданственность, толерантность, честность, стрессоустойчивость, уравновешенность, выдержка, энергичность, целеустремленность. настойчивость, решительность, уверенность в себе, организованность, смелость, требовательность, дисциплинированность и др.);
- интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, аналитичность, гибкость, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость и др.);
- коммуникативные (общительность, контактность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора и др.);
- организаторские (активность, креативность, инициативность, ответственность, целеустремленность, объективность, работоспособность, самостоятельность и др.).
В ходе анализа литературы и данных опроса студентов, обучающихся на специальностях и направ-
лениях туристского профиля (Кемеровский государственный университет, Кузбасский государственный технический университет), были выявлены личностные и профессиональные качества специалиста сферы туризма. На основе существующих профессиограмм, квалификационных характеристик и перечня компетенций студентам было предложено из 20 личностных и 20 профессиональных качеств выбрать 8-10, на их взгляд, наиболее значимых для будущего специалиста туриндустрии, и оценить значимость каждого качества по 10-балльной шкале.
К основным личностно значимым качествам студенты отнесли: уверенность в себе, коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, приятную внешность, вежливость, инициативность, эрудированность. Среди профессионально важных качеств, необходимых специалисту сферы туризма, опрошенные в основном отметили следующие: высшее туристское образование, знание географии, знание технологии организации туриндустрии, владение информационными технологиями, владение иностранными языками, знание правовых основ туристской деятельности, знание основ психологии, умение работать с туристской документацией, опыт работы в туриндустрии.
Оценка студентами значимости личностных качеств показала следующие результаты (табл.).
Рейтинг значимости личностных и профессиональных качеств специалистов сферы туризма по оценке студентов
Ранг Наименование качеств Средние показатели оценки, балл
Личностные качества
1 Коммуникабельно сть 9,2
2 Стрессоустойчивость 9
3 Ответственно сть 8,7
4 Уверенность в себе 8,6
5 Приятная внешность 8,1
6 Вежливость 8
7 Инициативность 7,2
8 Эрудированность 7
Профессиональные качества
1-2 Высшее туристское образование 9,3
1-2 Знание технологии организации туриндустрии 9,3
3 Знание географии 9,1
4 Владение информационными технологиями 8,6
5 Владение иностранными языками 8
6 Знание правовых основ туристской деятельности 7,1
7 Знание основ психологии 7
8 Умение работать с туристской документацией 5,8
9 Опыт работы в туриндустрии 5,3
Из личностных качеств первые три ранга занимают коммуникабельность, стрессоустойчивость и ответственность, на последних местах оказались инициативность и эрудированность. Однако балльная
оценка всех восьми перечисленных качеств не имеет существенных отличий. Так, коммуникабельность была оценена в среднем на 9,2 балла, а эрудированность, стоящая на последнем месте, - на 7. Таким об-
педагогика и психология
разом, всем выбранным качествам студенты придают достаточно серьезное значение.
Данные о профессиональных качествах специалистов сферы туризма приведены во второй части таблицы, откуда видно, что первые два ранга разделили поровну такие критерии, как наличие высшего туристского образования и знание технологии организации туриндустрии. Не менее значимым (с небольшим отрывом) студенты считают знание географии. Профессиональные качества, связанные с техническими, коммуникативными и управленческими навыками, заняли пока серединное положение в их оценочной шкале. Умение работать с туристской документацией и опыт работы студенты поставили на
последнее место, что связано, по всей видимости, с индивидуальными представлениями о профессии и уверенностью в том, что все эти навыки можно приобрести в процессе турдеятельности.
Также студентам было предложено оценить себя по этим же личностным и профессиональным качествам, результаты представлены на рисунках 1 и 2. Большинство студентов считают себя ответственным человеком (7,S балла), не менее высоко поставлен такой критерий, как приятная внешность - 7,7; коммуникабельность и инициативность заняли серединное положение (7,0); чуть ниже - уверенность в себе и инициативность (6,S); на последних местах по самооценке находятся вежливость (6,0) и стрессоустойчивость (5,S).
10
9
а
7
6
5
4
з
2
1
O
□ высшее туристское образование
□ знание технологии организации туриндустрии
□ знание географии
■ владение информационными технологиями
□ владение иностранными языками
□ знание правовых основ турдеятельности
□ знениеоснов психологии
■ умение работать с турдокументацией
□ опыт работы в туриндустрии
Рис. 1. Самооценка студентамиличностных качеств
□ коммуникабельность ■стрессоустойчивость
□ ответственность
□ уверенность в себе
□ приятная внешность
□ вежливость
□ инициативность ■ эрудированность
Рис. 2. Самооценка студентами профессиональных качеств, необходимых специалисту сферы туризма
Результаты проведенных исследований показали, что студенты при самооценке выше всего ставят наличие высшего туристского образования, знание технологии организации туриндустрии и основ психологии, что, вероятнее всего, обусловлено содержанием получаемого на данном этапе профес-
сионального образования, а вот опыт работы в турфирме у них стоит на последнем месте, так как профессиональная деятельность у многих из опрошенных на данном этапе обучения ограничивалась лишь практикой и имела ознакомительный характер [3].
Таким образом, студенты, получающие высшее туристское образование, осознают его значимость для будущей профессиональной деятельности, а также
понимают, что без специальных знаний и умений не возможно стать высококвалифицированным специа листом туристской сферы.
Библиографический список
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной.
- СПб., 2005.
2. Войтенко М.В., Лаврентьева Н.Б., Редькин А.Г Развитие творческого потенциала будущих специалистов по
туризму на основе технологии учебного проектирования.
- Барнаул, 2010.
3. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм : учебное пособие. - М., 2000.