Научная статья на тему 'Формирование профессионально необходимых знаний, умений и качеств личности специалиста по туризму в процессе дополнительной профессиональной подготовки'

Формирование профессионально необходимых знаний, умений и качеств личности специалиста по туризму в процессе дополнительной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА / СПЕЦИАЛИСТ ПО ТУРИЗМУ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / HOSPITALITY / SPECIALIST IN TOURISM / UNIVERSAL PROFESSIONALLY KNOWLEDGE / SKILLS AND QUALITIES OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова И. Ю.

Определяются профессионально необходимые знания, умения и качества личности специалиста по туризму. Их формирование и развитие возможно в процессе дополнительной профессиональной подготовки в сфере гостеприимства. Эти навыки являются универсальными, так как применимы в любой профессиональной деятельности сферы туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONALLY NECESSARY KNOWLEDGE, ABILITIES AND QUALITIES OF THE PERSON OF THE EXPERT IN TOURISM IN THE COURSE OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

The subject matter of this article is the universal professionally knowledge, skills and qualities of the specialist's in tourism person. The author comes to the conclusion that the additional vocational training in hospitality forms and develops this knowledge, skills and qualities. They are universal, because they can be used in all terns of tourism

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально необходимых знаний, умений и качеств личности специалиста по туризму в процессе дополнительной профессиональной подготовки»

• решительность и смелость. Эти профессионально важные качества являются самыми значимыми для эффективной профессиональной деятельности специалиста в области управления Военно-морским флотом и составляют ядро структуры его профессионально важных качеств.

Таким образом, данные о структуре и содержании комплексов профессионально важных качеств, а также

их особенностях у специалистов в области управления Военно-морским флотом разного профиля деятельности позволяют методически и организационно обосновывать пути формирования профессионально важных и личностных качеств в период обучения в Военно-морской академии, требованиям военно-профессиональной деятельности по одному из основных профилей должностного предназначения.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО ТУРИЗМУ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

И.Ю. ЕФИМОВА,

преподаватель Иркутского института международного туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: [email protected]

Аннотация. Определяются профессионально необходимые знания, умения и качества личности специалиста по туризму. Их формирование и развитие возможно в процессе дополнительной профессиональной подготовки в сфере гостеприимства. Эти навыки являются универсальными, так как применимы в любой профессиональной деятельности сферы туризма.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная подготовка, сфера гостеприимства, специалист по туризму, универсальные профессионально необходимые знания, умения и качества личности.

Из рецензии доктора педагогических наук, профессора, ректора ИИМТ О.Н. Щербаковой: «...Обработано определенное количество теоретического и фактологического материала, с учетом которого выстроена научная статья. Материал... изложен с соблюдением внутренней логики, выводы непротиворечивы».

FORMATION OF PROFESSIONALLY NECESSARY KNOWLEDGE, ABILITIES AND QUALITIES OF THE PERSON OF THE EXPERT IN TOURISM IN THE COURSE OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

I.Y. EFIMOVA,

lecturer of the Irkutsk Institute of International Tourism

Annotation. The subject matter of this article is the universal professionally knowledge, skills and qualities of the specialist's in tourism person. The author comes to the conclusion that the additional vocational training in hospitality forms and develops this knowledge, skills and qualities. They are universal, because they can be used in all terns of tourism.

Keywords: additional vocational training, hospitality, specialist in tourism, universal professionally knowledge, skills and qualities of the person.

Современные тенденции развития профессионального образования определяют, что образование должно дать студенту те знания и умения, сформировать те качества личности, которые пригодятся в любой сфере трудовой деятельности. Прагматические мотивы и планы характерны для молодежи, только вступающей в жизнь. С годами ценностный смысл образования для личности меняется, и на первый план выдвигается потребность в развитии своей культуры и миропонимания. Познавательные интересы взрослых людей концентрируются вокруг потребности в научном понимании многообразных явлений жизни и осмыслении собственного опыта; в формировании своей позиции по отношению к происходящему вокруг и использовании полученных знаний в практической деятельности [5].

Потребность общества в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, ставит задачу повышения качества профессионального обучения, подготовки профессионалов нового поколения, умеющих работать в условиях развивающегося общества.

Одной из задач профессионального туристского образования, сформулированных В.А. Квартально-вым, является воспитание и практическая подготовка свободного, функционально грамотного специалиста в сфере туристской профессиональной деятельности, гражданина России, способного к творческому и продуктивному сотрудничеству [2]. Им же предлагается решение этой задачи путем утверждения целостности туристского профессионального образования в единстве воспитания, обучения и личностного развития.

В ходе образования — обучения, воспитания и развития — осваиваются и вырабатываются собственные знания, происходит «вживание» в ситуацию, создаются личностные механизмы адаптации, формируются ценностные ориентации, отношение к предмету, складывается собственное понимание и умение продуцировать ценности.

Сущность дополнительного образования составляет не содержание учебных программ в своем формализованном обучающем виде, а сам обучающийся — высшая цель и смысл педагогической заботы. Индивидуальные склонности и запросы, своеобразие характера, личное достоинство, становление творческих способностей подлежат внимательному учету, изучению и развитию [2]. Это доказывает возможность фор-

мирования и развития профессионально необходимых знаний, умений и профессионально значимых качеств личности специалиста по туризму в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Процесс формирования профессионально значимых характеристик является компонентом профессионального воспитания и становления личности специалиста по туризму.

Содержание основного образовательного процесса в туристском образовательном учреждении решает задачи профессионального воспитания и профессионального развития личности. Однако, оптимизация образовательного процесса программами дополнительной профессиональной подготовки повышает эффективность решения этих задач.

Универсальные профессионально значимые характеристики специалиста по туризму:

• владение профессионально необходимыми знаниями и умениями — общекультурными (этикет, культура поведения, культура общения, невербальная культура общения, т.е. манеры, внешний вид), социальными (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, на уровне как коллектива, так и гостя, саморегуляция психологического самочувствия) и сервисными (эффективный контакт с гостем, формирование позитивного впечатления об организации, корректный акцент значимости каждого гостя, создание атмосферы гостеприимства, умение использовать отказ гостя для определения его ожидания и формирования лояльности гостя к организации, быстрое и качественное обслуживание);

• наличие профессионально значимых качеств личности — работоспособность, дисциплинированность, исполнительность, ответственность, вежливость, скромность, корректность, тактичность, доброжелательность, радушие, лабильность, эмоциональная уравновешенность, внимательность.

Эти профессионально значимые характеристики формируются и развиваются в процессе дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского колледжа в сфере гостеприимства. Сфера гостеприимства — образовательная территория, на базе которой развиваются, наряду с навыками работы по размещению и питанию туристов, универсальные знания, умения и качества личности специалиста по туризму.

Контрольный срез знаний и умений по итогу освоения программ дополнительной профессиональной подготовки студентов туристского колледжа в

сфере гостеприимства, результаты прохождения ими производственной практики по получению первичных профессиональных навыков согласно основному учебному плану по специальности, а также отзывы руководителей организаций, в которых была организована практика, показали следующее:

• общий уровень культуры и воспитанности и как следствие уровень профессиональной культуры студентов достаточно высок, развиты профессионально значимые качества личности (показатели — положительные отзывы гостей, руководителей организаций);

• имеются знания основ социального поведения в команде и в ситуации гостеприимства (показатель — отсутствие жалоб со стороны коллег и гостей, положительные итоги тестов «Навыки работы в команде», «Стрессоустойчивость»);

• сформировались умения сервисного обслуживания и продаж туристских услуг (положительные итоги тестов «Навыки сервисного обслуживания», «Навыки эффективных продаж услуг», достаточная моральная и материальная оценка производственной деятельности студентов со стороны организации).

Профессионально значимые характеристики специалиста по туризму являются универсальными, так как необходимы для применения в любой сфере про-

фессиональной туристской деятельности. Владение универсальными профессионально необходимыми знаниями, умениями и профессионально значимыми качествами личности обеспечит студентам успешное прохождения дальнейших производственных практик, наполненных содержанием специальных туристских дисциплин, повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда индустрии туризма.

Литература

1. Зорин А.И. Профессиональное туристское образование: Структурный анализ и понятийная база: моногр. М., 2004.

2. Квартальной В.А. Методология профессионального туристского образования: моногр. М., 2001.

3. Квартальнов В.А., Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовка специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма 1987—1997 гг. М., 1997.

4. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко. М., 2006.

5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина; 4-е изд., стер. М., 2008.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

2-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 479 с.

В учебнике в кратком и систематизированном виде излагаются основные темы курса «Международное право», в том числе: понятие, источники, основные принципы и субъекты международного права; концепция господства права в современном международном праве; история создания и деятельность международных организаций и конференций; право международных договоров и внешних сношений; ответственность в международном праве. Особое внимание уделяется отдельным отраслям международного права — морскому, воздушному, космическому, уголовному, гуманитарному, экологическому, экономическому и таможенному праву.

Для студентов (слушателей, курсантов) и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

ш

юн и т и

UNITY

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Генеральный директор В.Н. Закаидзе Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail [email protected], www.unity-dana.ru

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

А.И. ЗОРИН,

кандидат педагогических наук, доцент, докторант РМАТ Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются сущность, направленность и характер региональной политики, основанной на идеях государственно-общественного управления и инновационной деятельности, одним из важных вопросов которой становится модернизация региональной системы образования.

Ключевые слова: государственно-общественное управление, региональная политика, информационное обеспечение, подготовка педагогических и управленческих кадров к педагогической деятельности, социально-педагогическое проектирование.

MECHANISMS OF A NEW GENERATION EDUCATIONAL SYSTEM'S INTEGRITY PROVISION

A.I. ZORIN,

oandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. This article considers the essence, directions and character of regional policy, based on state-public governing ideas and innovative activity, one of the most important issues of those is modernization of regional system of education.

Keywords: State-public governing, regional policy, information provision, pedagogical and managerial personnel training for pedagogical activity, social-pedagogic design.

Государственно-общественная парадигма управления инновациями в образовании предполагает переход на программно-целевую межинституциональную модель управления, реально обеспечивающую подход к образованию как к главному социальному ресурсу развития гражданского общества, приоритетной сфере социальной политики, открытой социально-педагогической системе, призванной и способной выполнять образовательную, культурную, здоровьесберегающую, социальнозащитную, реабилитационную функции.

Мы опирались на содержание двух основных тенденций, иллюстрирующих общий процесс федерализации и одновременно меняющих суть и характер региональной политики.

Первая тенденция заключается в субъективизации регионов, превращение их из объектов в субъекты региональной политики. Ранее региональная политика выступала лишь как политика государства по управлению территориями. Региональная политика опиралась на территориальную специализацию, зачастую

преходящую в ведомственный монополизм. В настоящее время происходит процесс становления регионов как ведущих субъектов не только региональной политики (в том числе и образовательной), но и как активных субъектов российской политической жизни.

Вторая тенденция — выход региональной политики за пределы чисто государственного феномена, обретение ею характера относительно самостоятельного общественного явления. Иными словами, полноценный субъект Федерации возникает тогда, когда на региональном уровне складываются не только органы государственной власти и управления, но и общественные структуры управления, отражающие процессы формирования и самоопределения региональной общественности, развития гражданского общества. Соответственно изменяются существо, направленность и характер региональной политики. Она становится политикой диалога центра и регионов; властных региональных структур и регионального сообщества; регионов между собой. В Московской области используются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.