Научная статья на тему 'Ответственность выпускников-бакалавров сферы сервиса, туризма и гостеприимства: социально-психологический аспект'

Ответственность выпускников-бакалавров сферы сервиса, туризма и гостеприимства: социально-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БАКАЛАВР / СФЕРА СЕРВИСА И ТУРИЗМА / ГОСТЕПРИИМСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тимофейчева Вера Анатольевна

В статье предлагается теоретический обзор современных социально-психологических исследований, посвященных изучению ответственности как профессионально важного качества выпускника-бакалавра сферы сервиса, туризма и гостеприимства, а также рассматриваются различные взгляды ученых на особенности профессиональной подготовки бакалавров сферы сервиса, туризма и гостеприимства в свете формирования их готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY OF GRADUATES BACHELORS OF THE SPHERE OF SERVICE, TOURISM AND HOSPITALITY: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

In the article the theoretical review of the modern social and psychological researches devoted to studying of responsibility as professionally important quality of the graduate bachelor of the sphere of service, tourism and hospitality is offered and also different views of scientists on feature of vocational training of bachelors of the sphere of service, tourism and hospitality, in the light of formation of their psychological readiness for implementation of professional activity are considered.

Текст научной работы на тему «Ответственность выпускников-бакалавров сферы сервиса, туризма и гостеприимства: социально-психологический аспект»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ-БАКАЛАВРОВ СФЕРЫ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье предлагается теоретический обзор современных социально-психологических исследований, посвященных изучению ответственности как профессионально важного качества выпускника-бакалавра сферы сервиса, туризма и гостеприимства, а также рассматриваются различные взгляды ученых на особенности профессиональной подготовки бакалавров сферы сервиса, туризма и гостеприимства в свете формирования их готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Ключевые слова: ответственность, бакалавр, сфера сервиса и туризма, гостеприимство, социально-психологический портрет, профессиональные качества.

RESPONSIBILITY OF GRADUATES BACHELORS OF THE SPHERE OF SERVICE, TOURISM AND HOSPITALITY: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

Annotation. In the article the theoretical review of the modern social and psychological researches devoted to studying of responsibility as professionally important quality of the graduate bachelor of the sphere of service, tourism and hospitality is offered and also different views of scientists on feature of vocational training of bachelors of the sphere of service, tourism and hospitality, in the light of formation of their psychological readiness for implementation of professional activity are considered.

Keywords: responsibility, bachelor, sphere of service and tourism, hospitality, social and psychological portrait, professional qualities.

Вступление в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования предъявляют к современному выпускнику-бакалавру актуальные социально-психологические требования, соответствующие реалиям социальной, политической и экономической жизни современной России. Не исключением являются выпускники-бакалавры сферы сервиса, туризма и гостеприимства. Общая профессиональная подготовка бакалавров сферы сервиса и туризма с социально-психологической точки зрения, главным образом ориентирована на потребителей и их потребности (запросы; предоставления услуг сервиса, туристской индустрии и гостеприимства; построение отношений в процессе формирования, продвижения и реализации услуг; удовлетворение потребностей) в процессе организационно-управленческой, научно-исследовательской, производственно-технологической, сервисной, а также проектной (гостиничной) деятельностей, что соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования направлениям подготовки 43.03.02 Туризм, 43.03.01 Сервис, 43.03.03 Гостиничное дело. Квалифицированному специалисту из вышеизложенного очевидно, что для адекватного выполнения запросов, предоставления услуг, формирования отношений и удовлетворения потребностей клиентов/потребителей услуг бакалавру сферы сервиса, туризма и гостеприимства необходимо изучить их психологию, уметь выявлять и распознавать потребности, влиять на их формирование и мотивацион-ную сферу личности в целом. Таким образом, социально-психологическая компетентность бакалавров-выпускников сферы сервиса, туризма и гостеприимства является одной из важнейших составляющих их профессиональной подготовки.

Из вышеизложенного следует, что целостная профессиональная подготовка и содержание

Тимофейчева В.А., 2016

УДК 159.923.3:378.225 В.А. Тимофейчева

Vera Timofeycheva

профессионально важных качеств бакалавра сферы сервиса, туризма и гостеприимства предполагают наполненность сформированным набором психологических качеств и свойств личности, важнейшим среди которых является ответственность. В исследованиях отечественных психологов показано, что социально-психологический портрет выпускника вуза включает предметные знания, умения, навыки, организаторские, коммуникативные, исследовательские, управленческие профессионально значимые качества, которые в совокупности характеризуют готовность выпускника к самореализации в профессиональной деятельности. Социально-психологические штрихи к портрету современного выпускника вуза обнаруживаются в работах ученых А.М. Аблажей, Н.В. Соколовой, П. А. Хроменкова [1; 9; 12]. Однако исследований, посвященных изучению профессионально важных качеств выпускника-бакалавра сферы сервиса, туризма, и гостеприимства в последнее время проводится недостаточно.

Установлено, что развитие личности как субъекта профессиональной деятельности определяет успешность профессионального становления [8, а 19] и доказано, что личностные качества выпускников вуза являются важнейшей предпосылкой владения профессией в совершенстве [6]. Таким образом, формирование профессионализма и мастерства тесно связано с личностным становлением и психологической зрелостью выпускника-бакалавра. В результате социологического опроса [1] студенты важными компонентами отмечают личные качества претендента на работу, знания современных технологий и умение их правильно использовать; умение применять теоретические знания для практического решения задач, высокая адаптивность к изменчивому профессиональному миру, способность генерировать новое на базе полученных знаний, способность находить общий язык с разными людьми, конструктивно участвовать в деловых переговорах.

«Профессиональный портрет личности выпускника определяет его метаязыковая культура, формирующаяся в образовательном процессе, построенном на основе межнаучной коммуникации» [12, а 60]. В структуре профессионально важных качеств выпускника вуза Е.Ю. Зыкова выделяет: коммуникабельность, креативность, лидерские качества, умение работать в команде, способность к самостоятельной работе и другие [4]. В исследовании С.Н. Макаровой, социологический анализ представлений студентов о профессиональных качествах специалиста сферы сервиса и туризма и динамики представлений на различных этапах вузовской профессиональной социализации студентов, показал, что «современный специалист сервисной сферы должен «уметь отстаивать свои позиции и убеждения» (45,8 %), ему присущи «ответственность и надежность» (45,3 %), «уверенность в себе», «умение работать в команде» и др.» [7, а 89]. Осознание выпускником ответственности за результат своей профессиональной деятельности отмечает важным Н.В. Соколова [9].

Ответственность, определяющая отношение личности к природе в целом в рамках формирования экологической компетентности выпускника рассматривается как психолого-акмеологическая детерминанта обеспечивающая продуктивное развитие личности показано в исследования А.В. Гагарина [3]. Важным этапом в формировании ответственности личности, а именно сенситивным его периодом является подростковый возраст, так как именно в этом возрасте происходит существенное изменение ценностно-мотивационной сферы, влияющей на развитие ответственности. Социальная ответственность связана и зависит от ценностных ориентаций личности и степени сформированности личностной ответственности.

Для формирования ответственности у студентов сферы сервиса, туризма и гостеприимства необходимо создавать психолого-педагогическую среду в игровой или тренинговой форме и создавая ситуации, побуждающие студента к ответственному поведению и его отработке. Проведение тренинга должно быть направлено на развитие всех компонентов ответственности как системного свойства личности: мотивационно-смысловых (установочно-целевых, мотивационных, когнитивных и продуктивных переменных) и инструментально-динамических (динамических, эмоциональных, регулятор-

ных и рефлексивно-оценочных переменных) компонентов, обеспечивающих постоянство его проявления; этом отмечено в трудах Д.А. Крупнова, В.А. Тимофейчевой [5; 10] и др.

О формировании нового представления о социальной ответственности делового мира перед клиентом и обществом пишет Алекберова И.Э. Так, появились совершенно новые общественные группы: предприниматели, банкиры, политические лидеры разных движений, русские сотрудники иностранных фирм и др. Происходит становление совершенно нового типа деловой культуры. Ответственность является фундаментом для воспитания толерантности личности показано в исследовании [2, с. 17].

Раскрывая различные аспекты туристского образования А.А. Федулин актуализирует проблему подготовки бакалавров. Подчеркивая связь человеческих ресурсов с аспектами этнического туризма, туризма, сберегающего природную и культурную среду, отмечает, что туристское образование открывает широкие возможности для сохранения культурно-исторического наследия, что способствует сохранению как памятников, так и языка, обычаев, фольклора и других этнокультурных компонентов. Профессиональное туристское образование формирует профессионала, ответственного за целостное и созидательное развитие всего туристского движения [11, с. 72].

Таким образом, развитие ответственности как профессионально важного качества выпускников-бакалавров сферы сервиса, туризма и гостеприимства связано с развитием ответственности как свойства личности, представляет собой социальную, педагогическую и психологическую проблему и требует комплексных социально-психологических и психолого-педагогических исследований.

Библиографический список

1. Аблажей, А. М. Успешный выпускник современного российского вуза: штрихи к портрету [Электронный ресурс] / А. М. Аблажей // Классический университет в неклассическое время. - Сост. Г.И. Петрова. -Томск, 2008. - С. 111-112. - Режим доступа : Ьйр://еНЬгагу.ги/иет.а8р?1ё=22290982 (дата обращения : 11.01.2016).

2. Алекберова, И. Э. Психолого-педагогические основы межкультурной интеракции в туризме и гостеприимстве / И. Э. Алекберова // Лингвистика и межкультурная коммуникация / И. Э. Алекберова, И. Л. Ку-чешева. - М. : Перо, 2014. - С. 5-34.

3. Гагарин, А. В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование [Электронный ресурс] / А. В. Гагарин. - Режим доступа : Ьйр://еНЬгагу.ги/иет.а8р?1ё=19393236 (дата обращения : 27.01.2016).

4. Зыкова, Е. Ю. Культурно-массовые мероприятия в контексте подготовки кадров для сферы сервиса и туризма [Электронный ресурс] / Е. Ю. Зыкова // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства : сборник статей участников III международной научно-практической конференции. - Тверь, 2014. - С. 99-106. - Режим доступа : http://elibrary.ru/ кет.а8р?1ё=23190624 (дата обращения : 04.01.2016).

5. Крупнов, Д. А. Системно-диспозиционная концепция целостной личности / Д. А. Крупнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2004. - № 2. - С. 78-81.

6. Лукьянова, М. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / М. И. Лукьянова. - Ульяновск, 2004. - 42 с. - Режим доступа : ЫХр:/МНЬ.Г81.ги/01003248139 (дата обращения : 10.11.2015).

7. Макарова, С. Н. Профессиональный портрет специалиста сферы сервиса и туризма: взгляд со студенческой скамьи / С. Н. Макарова // Поволжский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 6(40). - С. 8790.

8. Митина, Л. М. Теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение обучения и личностно-профессионального развития персонала организации / Л. М. Митина // Ученые записки СПб ГИПСР. -2012. - № 1. - С. 13-22.

9. Соколова, Н. В. Компетентностный портрет выпускника технического вуза / Н. В. Соколова // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. - 2014. - № 28. - С. 71-74.

10. Тимофейчева, В. А. Ответственность как системное качество личности и ее сущностные признаки /

B. А Тимофейчева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - № 3. - С. 40-44.

11. Федулин, А. А Туристское образование: новые горизонты развития / А. А Федулин // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 1. - С. 72-76.

12. Хроменков, П. А. Профессиональный портрет выпускника педагогического вуза: метаязыковая культура и компетентность / П. А. Хроменков // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. -

C. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.