Научная статья на тему 'Дополнительная профессиональная подготовка в сфере гостеприимства будущих специалистов по туризму'

Дополнительная профессиональная подготовка в сфере гостеприимства будущих специалистов по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОСТЕПРИИМСТВО / СПЕЦИАЛИСТ ПО ТУРИЗМУ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / HOSPITALITY / SPECIALIST IN TOURISM / UNIVERSAL PROFESSIONALLY KNOWLEDGE / SKILLS AND QUALITIES OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова И. Ю.

Рассматриваются проблемы дополнительной профессиональной подготовки будущих специалистов по туризму. Обучение по программам дополнительной профессиональной подготовки в сфере гостеприимства не только формирует у студентов навыки обслуживания, но и развивает универсальные профессионально значимые качества личности и профессионально необходимые знания и умения специалиста по туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional vocational training in sphere of hospitality of the future experts in tourism

This article concerns the problem of additional vocational training of the future specialists in tourism. The programs of additional vocational training form not only skills of service, but also develop universal professionally knowledge, skills and qualities of the person.

Текст научной работы на тему «Дополнительная профессиональная подготовка в сфере гостеприимства будущих специалистов по туризму»

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ

И.Ю. ЕФИМОВА,

преподаватель Иркутского института международного туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: [email protected]

Рецензент доктор педагогических наук, профессор, ректор ИИМТ О.Н. Щербакова

Аннотация. Рассматриваются проблемы дополнительной профессиональной подготовки будущих специалистов по туризму. Обучение по программам дополнительной профессиональной подготовки в сфере гостеприимства не только формирует у студентов навыки обслуживания, но и развивает универсальные профессионально значимые качества личности и профессионально необходимые знания и умения специалиста по туризму.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная подготовка, гостеприимство, специалист по туризму, универсальные профессионально значимые знания, умения и качества личности.

Из рецензии доктора педагогических наук, профессора, ректора ИИМТ О.Н. Щербакова: «...рассматривается дополнительная профессиональная подготовка в сфере гостеприимства. Дается обоснование реализации этого вида профессиональной подготовки в образовательном процессе будущих специалистов по туризму. Акцентируется, что отбор содержания программ дополнительной профессиональной подготовки в сфере гостеприимства осуществляется с учетом требований работодателей к подготовке специалистов по туризму».

ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING IN SPHERE OF HOSPITALITY OF THE FUTURE EXPERTS IN TOURISM

I.JU. YEFIMOVA,

the lecturer of Irkutsk institute of the international tourism

Annotation. This article concerns the problem of additional vocational training of the future specialists in tourism. The programs of additional vocational training form not only skills of service, but also develop universal professionally knowledge, skills and qualities of the person.

Keywords: additional vocational training, hospitality, specialist in tourism, universal professionally knowledge, skills and qualities of the person.

Целью подготовки будущего специалиста по туризму является его профессиональное и личностное становление в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками в соответствии с видами профессиональной деятельности. Одной из основных задач профессиональной подготовки является создание условий для постепенного становления и развития у обучающихся: способностей непрерывно усваивать необходимые новые знания и применять их в качестве средств профессиональной деятельности; умений определять свои информацион-

ные потребности в области профессиональной деятельности с учетом специфики и тенденций изменения региональной сферы туристских и гостиничных услуг; владения способами профессиональной деятельности, ее проектирования и прогнозирования; потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Дополнительная профессиональная подготовка является одним из таких условий.

Профессиональная подготовка в сфере гостеприимства в большей степени состоит в усвоении конкретных технологий обслуживания, большинство из которых

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ -

усваивается в процессе практической деятельности. Это ведет к изменению соотношения теории и практики в сторону увеличения доли практической подготовки в образовательном учреждении, что в нынешних условиях нельзя осуществить в рамках государственных образовательных стандартов. В то же время в период обучения у студентов закладываются основы профессионализма, формируется профессиональное мышление, приобретаются навыки профессионального мастерства. В связи с этим актуальность приобретает проблема развития профессионального интереса студентов, определяющего отношение к будущей профессии, степень увлечения своим делом, стремление получать новые знания для творческого решения профессиональных задач. Устойчивый интерес к профессиональной деятельности может преобразовываться и проявляться как мотив, как потребность в познании и овладении избранной профессией и как качество личности.

Специфика труда современной сферы гостеприимства связана не только с высоким уровнем знаний технологии обслуживания, но и затрагивает личностный фактор: убежденность в значимости труда, умение работать с удовольствием, усилия, направленные на качество обслуживания, способность организовывать свою деятельность, продуктивно мыслить, совершенствоваться, непрерывно развиваться. Сфера гостеприимства есть образовательная территория, на «почве» которой можно развивать универсальные профессионально необходимые знания и умения и профессионально значимые качества личности у будущих специалистов по туризму.

Процесс формирования интереса к будущей профессии сложен и зависит от ряда объективно-субъективных факторов, специфики содержания самой профессии, профессиональных требований, выдвигаемых рынком труда сферы туризма и гостеприимства. Учитывая специфику сферы гостеприимства, особое значение приобретают практическое обучение, погружение в деятельность.

Дополнительную профессиональную подготовку в сфере гостеприимства можно рассматривать как одну из возможностей погружения в профессиональную деятельность в ходе образовательного процесса, практического обучения в рамках государственных образовательных стандартов.

В Иркутском институте международного туризма реализуется дополнительная профессиональная подго-

товка в сфере гостеприимства: профессиональное обучение у преподавателей-практиков, стажировки в организациях гостеприимства города параллельно с основным учебным процессом. Обучение и стажировки организуются преподавателями школы гостеприимства.

Школа гостеприимства оптимизирует учебный процесс в институте. Главная цель в работе со студентами — «погрузить» их в атмосферу гостеприимства. Каждый студент может попробовать свои силы в обслуживании гостей в ресторане или гостинице и понять, его ли это сфера деятельности или нет. Сфера деятельности, которая предполагает не только умение делать свою работу хорошо, но и желание, чтобы хорошо выполненная работа приносила удовлетворение и радость другим. Если в будущем студент не предполагает работать в организации питания или размещения туристов, ему полезно овладеть навыками гостеприимства, которые необходимы сотруднику любой фирмы сферы туризма. Обучение по программам школы гостеприимства предполагают в процессе овладения знаниями технологий обслуживания, освоение навыков работы в команде, эффективного обслуживания гостей, создания атмосферы гостеприимства, развитие таких качеств личности, как ответственность, доброжелательность, стрессоустойчивость, овладение знаниями этикета, психологии общения с клиентами, развитие эстетический вкус.

Еще важным направлением деятельности школы гостеприимства является удовлетворение спроса работодателей на подготовленные кадры на позиции младшего персонала организаций гостеприимства. В течение года, особенно ближе к летнему сезону, к нам обращаются рестораны, гостиницы, туристские базы за официантами и горничными, имеющими подготовку и минимальный опыт работы. Наших выпускников можно встретить и на банкетных обслуживаниях известных ресторанов города, и на уборке номеров в городских гостиницах, а летом они совмещают работу официантов и горничных на туристских базах Малого моря и бухты Песчаной. Мы стараемся удовлетворить все заявки, однако иногда спрос превышает предложение. Сейчас мы привлекаем на обучение в школу не только студентов нашего института и колледжа, но и всех желающих получить новую профессию и практический опыт работы в сфере гостеприимства.

Таким образом, деятельность школы гостеприимства — это один из примеров сотрудничества образова-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

е 1ьно|о учреждения и работодателей. Сотрудничество обусловливает проектирование образовательного процесса с учетом содержания профессиональной деятельности и дает объективную основу для формирования программ дополнительной профессиональной подготовки в региональном образовательном учреждении.

Педагогическая цель, положенная в основу отбора содержания программ дополнительной профессиональной подготовки, выступает как результат преобразования общественных отношений в процессе осознания субъектом потребности в своей профессиональной деятельности на благо общества и в своем самосовершенствовании и формируется в результате ориентации системы профессионального образования на запросы регионального рынка труда.

Учет требований работодателей при формировании программ дополнительной профессиональной подготовки в региональном образовательном учреждении позволяет отражать динамику изменений показателей развития территориально-образовательного пространства, жизни и развития региона — его производства, потребностей и возможностей рынка труда, причем от-

ражать оперативно, гибко, тем самым повышать профессиональную мобильность специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда. Это, в свою очередь, свидетельствует о повышении качества профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального образовательного пространства.

Литература

1. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник. М., 2005.

2. Квартальной В.А., Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовка специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма 1987—1997 гг. М., 1997.

3. Мошняга Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: автореф. ... канд. пед. наук. М., 1997.

4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.

ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО

ЛАГЕРНОГО ОТДЫХА

М.С. КОЛЕСНИКОВ,

аспирант, Российская международная академия туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: [email protected]

Аннотация. C каждым годом детского отдыха становится меньше. Детские центры оздоровления отказываются от принятия детей на своих территориях, объясняя это увеличением ответственности по нормативно-правовой базе и санэпидемиологическим нормам. В функционирующие лагеря руководство зачастую набирает не прошедших специальную подготовку студентов разных вузов и как следствие не имеющих достаточной квалификации для работы с детьми. Туристская индустрия нуждается в новейшей методике подготовки специалистов к работе в сфере детского лагерного отдыха.

Ключевые слова: детский лагерь, менеджер туризма, профессиональная подготовка.

TRAINING MANAGERS OF TOURISM TO THE ORGANIZATION OF CHILDREN'S HOLIDAY CAMP

M.S. KOLESNIKOV,

post-graduate Student, Russian International Academy of Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.