УДК 379.83:005.336.3(470+571)
дополнительное профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристических услуг
в россии
С. П. Бурланков, И. В. Захватова
(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Описаны проблемы уровня профессиональной подготовки специалистов туристского рынка. Определен комплекс мер для повышения квалификации кадров индустрии туризма, в том числе дополнительного профессионального образования как одного из перспективных направлений развития образовательной деятельности.
Ключевые слова: образование специалистов туристского рынка; дополнительное профессиональное образование в мире и России.
FURTHER EDUCATION IN TOURISM AS A CONDITION FOR IMPROVING QUALITY OF HOSPITALITY SERVICES IN RUSSIA
S. P. Burlankov, I. V. Zakhvatova (Ogarev Mordovia State University)
Tourism is becoming one of priority branches of economy in the Russian Federation. For the last few years, the Russian travel industry has changed. Tourists have become more particular about qualification of the travel industry personnel. In this context the requirement of creating the balanced education system in tourism has increased.
The article describes a package of measures for improving the quality of preparation, retraining and development of personnel for the travel industry. Additional professional education is an important element of the education system in the tourist sphere. Steps for creating the continuous education system are also described.
The article discusses the experience of foreign and Russian companies in the sphere of additional professional education. The project Travel School is of particular interest.
Keywords: education of specialists for the travel market; further education across the globe and in Russia.
Туризм - неотъемлемый атрибут постиндустриального общества. На сегодняшний день туристская отрасль является динамично развивающейся в общемировом масштабе. Правительство Российской Федерации заявляет о том, что туризм должен стать одной из приоритетных отраслей экономики нашей страны [11].
Спрос на туристские услуги растет год от года, способствуя глобализации общественных отношений, создавая единую культурную среду современной цивилизации. Во многих странах мира туризм является фундаментальной основой экономики [1], на него приходятся около 10 % мировых инвестиций, каждое 11-е рабочее место в общей мировой занятости, 3,8 % мирового ВВП
(с учетом влияния на смежные отрасли национальной экономики - 10,6 %). Предполагается, что среднегодовой темп роста агрегированного вклада международного туризма в ВВП будет расти ежегодно на 4 % вплоть до 2015 г. Согласно разработанной Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) Концепции развития туризма до 2020 г., к указанной дате число международных туристских прибытий превысит 1,5 млрд чел. [2]. К 2014 г. в отрасли появится 105 млн новых рабочих мест (по данным ЮНВТО).
Россия обладает колоссальным потенциалом в данной области. В нашей стране только началось формирование массового туризма, и, по прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Россия сможет поставлять на мировой туристский рынок 30 млн путешествий. При ежегод-
© Бурланков С. П., Захватова И. В. 2013
51
ном росте число туристских прибытий в Россию к этому времени достигнет 47,1 млн, а доля страны составит 2,9 % в мировом балансе туристских перемещений [2].
Потребители туристских услуг (туристы) с каждым днем становятся все более требовательными к квалификации обслуживающего персонала [4]. В российской индустрии туризма за последние годы произошли кардинальные изменения:
- широкая диверсификация и рост потребностей в высококвалифицированных специалистах туристского профиля, вызванные объективно сложившимися мировыми тенденциями развития индустрии туризма;
- изменение взгляда потребителя на диапазон и качество туристских услуг;
- активное развитие и широкое распространение новых технологий обучения в туристском образовании, базирующихся на синтезе передовой теории и практики лучших российских и зарубежных учебных заведений [3].
Однако в ходе реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» выявился следующий проблемный ряд: «развитие сферы туризма, как в национальном, так и региональном масштабе - качество туристско-рекреационного пространства - привлечение и удержание туристского потока - квалификация кадров сферы туризма». При этом важнейший элемент этой цепи - вопрос уровня образования, подготовки и переподготовки туристских кадров [5]. Как отмечают практики, профессиональный уровень молодых специалистов сегодня крайне низок. Выпускник обладает серьезной, можно даже сказать фундаментальной, базой общетеоретических знаний и дисциплин. Однако наблюдаются серьезные проблемы в специализации, практическом опыте, знании современных технологий и недостаточной языковой подготовке. Очевиден разрыв между учебными программами по подготовке кадров для отрасли и ее реальными потребностями. Имеют место недостаточная компетентность молодых специалистов и отсутствие адаптационных навыков, которыми они должны
обладать в динамично развивающейся конкурентной среде. Отсутствует система диверсифицированного и сбалансированного профессионального образования в сфере туризма. Нет тесной интеграции науки и бизнес-структур, т. е. нет широкого спектра научно-обоснованных образовательных программ и образовательных учреждений, осуществляющих непрерывную, многоуровневую, профессиональную деятельность по подготовке и переподготовке кадров в сфере туризма в тесном взаимодействии с практикой [3].
Для устранения обозначенных проблем и улучшения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма необходим комплекс мер. Одной из первых мер становится активизация законотворческой деятельности: приняты новая Государственная программа развития образования на 2013-2020 гг., поправки в Трудовой кодекс, вводящие в нормотворческий оборот понятия квалификации и профессионального стандарта. Таким образом, происходит формирование основы для дальнейшей работы по развитию системы туристского образования, в которую должны быть активно вовлечены и бизнес-сообщество, и органы исполнительной власти, и профильные вузы.
Следующей мерой является создание действенной системы непрерывного образования в сфере туризма. При данном подходе задача приобретения актуальных и полезных знаний возлагается на дополнительное образование и может рассматриваться как часть структуры обучения в течение всей жизни.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории. Все формы ДПО направлены на решение следующих задач:
- достижение избыточности образования и опережающего развития образовательных технологий по отношению к текущим профессиональным ориентирам специалиста;
- самоактуализация личности специалиста;
- успешная адаптация педагогов и управленческих кадров к социальной динамике и изменениям в сфере образования [3].
Одним из первых шагов для создания действенной системы непрерывного образования в сфере туризма должно стать формирование отраслевой рамки квалификаций в качестве составной части национальной системы квалификаций. Это позволит систематизировать наименование должностей и профессий работников туристской индустрии, соотнесение их к определенным квалификационным уровням и, соответственно, уровням образования (подготовки).
Следующий шаг - разработка и утверждение профессиональных стандартов. По планам Минтруда к 2015 г. должно быть пущено в оборот не менее 800 профессиональных стандартов. В Государственной программе развития образования на 2013-2020 гг. говорится, что «одной из центральных проблем является превращение учебно-методических объединений в реально действующие и работающие на развитие профессионального образования общественно-государственные и общественные профессиональные объединения и сообщества с участием работодателей. Вузы будут принимать активное участие в разработке профессиональных стандартов и образовательных программ, учитывающих требования рынка труда» [9].
Логическим продолжением станет формирование отраслевой системы оценки и сертификации квалификаций работников туристской отрасли. Система сертификации квалификаций создаст стимулы для повышения качества профессионального образования, дополнительного обучения и самостоятельного развития работников.
Формирование перечисленного инструментария должно стать действенной основой для создания системы непрерывного («через всю жизнь») образования, программы которого в настоящее время реализуются во всех развитых государствах мира. Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах
обучения и тренингах. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60-70 %. В Российской Федерации этот показатель не превышает 22,4 % [12].
Для формирования эффективно действующей системы непрерывного образования в первую очередь целесообразно изучить опыт ведущих зарубежных систем образования, основанных на непрерывном, многоуровневом, поэтапном принципе подготовки кадров.
Анализ программ ДПО в блоке «Европейские страны и США» показал, что здесь существует множество школ и институтов по повышению квалификации и переподготовке. Однако получить разрешение на работу можно только при условии аттестации официально признанной организацией (например, в Испании это Asociaciones Profesionales de Guias de Turismo; в США - региональные по масштабу профессиональные организации, например, Чикагская профессиональная ассоциация экскурсоводов, в Великобритании - Association of Professional Tourist Guide и Institute of Tourist Guiding). Кроме того, в странах данного блока существует множество градаций гидов и четкое ограничение по территориальному параметру. На наш взгляд, это вполне рациональный подход, который дает дополнительную уверенность туристам, что их гид имеет глубокие знания о регионе, его исторических и культурных особенностях и т. д.
В странах Азии и Африки дополнительное образование в сфере туризма осуществляется путем предоставления курсов, в основном краткосрочных и в летний период, так называемые vocational educational programs. Также есть программы продолжительностью до года, направленные на усовершенствование навыков специалистов рассматриваемых направлений. Большинство образовательных учреждений Азиатского и Африканского региона являются членами Национальных туристских ассоциаций/организаций, которые в свою очередь входят во Всемирную туристскую организацию.
В Австралии большое внимание уделяется развитию сферы туризма и образования в целом, о чем свидетельствуют многочисленные университеты и школы. При университетах и колледжах проводят круглогодичные курсы по различным специализациям сферы туризма. Оценка уровня подготовки и готовности человека работать осуществляется компанией Guiding Organisations Australia (GOA), получившей признание руководства страны и представителей туристской индустрии [10].
В большинстве стран СНГ вузы, специализирующиеся на переподготовке кадров для сферы туризма, только начинают формироваться либо существуют в течение нескольких лет. В Российской Федерации программа дополнительного образования находится на этапе становления.
Востребованность специалистов в сфере туризма в России стабильно растет. За последние 3 года количество вакансий для специалистов без опыта работы в сфере туризма выросло на 168 % [6].
Основные виды деятельности менеджера по туризму:
- формирование туристического продукта: разработка туристического маршрута, выбор страны, определение городов, гостиниц и т. д.;
- разработка экскурсионных маршрутов, определение объектов архитектуры для осмотра и др.;
- изучение и анализ туристской индустрии (осмотр гостиниц и иных средств размещения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного назначения);
- изучение и анализ деятельности конкурентов, предоставляющих туроператорские и турагентские услуги (проведение маркетинга);
- продвижение и реализация туристского продукта: реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках; организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и т. д.
По данным интернет-порт ал а RATA-news (Биржа труда) [7], идеальный кандидат должен обладать следующими качествами:
- знание английского языка (чаще свободное владение);
- владение специальным программным обеспечением: программы бронирования, автоматизации деятельности туристских компаний;
- знание основных и специфических туристических направлений;
- внимательность, усидчивость, четкость в работе, ответственность, исполнительность, организованность, пунктуальность;
- готовность к интенсивной работе, способность сосредоточиться на большом объеме работ, большая скорость обработки информации;
- клиентоориентированность, умение обслужить любого клиента, лояльность к клиентам, терпимость;
- доброжелательность, коммуникабельность;
- готовность к обучению, обучаемость;
- ориентированность на результат;
- дар убеждения;
- способность и желание работать самостоятельно;
- стрессоустойчивость, оптимизм;
- порядочность, отсутствие вредных привычек.
Дефицит профессионалов в туристской сфере способствовал открытию Центра обучения и повышения квалификации, информационной поддержки руководителей и специалистов в области туризма Travel School на базе Управляющей компании сети «Горячие туры».
Центр Travel School не имеет аналогов на рынке по ряду причин:
1) программа учебного центра составлена профессионалами турбизнеса, работающими на рынке более 10 лет. Курс по страноведению проводят партнеры сети «Горячие туры» из операторских компаний, таких как TEZ Tour, Travel, Anex tour, Pegas Touristik, Intourist, Natalie Tours. VKO Travel и др.;
2) в курсе освещаются специфические особенности современного туристического рынка в России;
3) основной упор делается на практические курсы;
4) программа курса охватывает все туристические направления, а не только те, на которых специализируются отдельные туроператоры.
Предлагаемые курсы предназначены для подготовки специалистов в области туристского бизнеса. В процессе обучения рассматриваются вопросы организации работы туристских фирм с различной формой собственности, особенности организации внутреннего и международного (выездного) туризма, приема и обслуживания иностранных туристов в России (выездной туризм). В программе курсов и практических семинаров особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества туристских услуг, их безопасности, структуре взаимоотношений участников туристского процесса и работе с клиентами.
В ходе учебного процесса предполагается использование деловых игр, рассмотрение внештатных ситуаций с позиции менеджера. Теоретический материал программы обучения сопровождается практическими примерами работы ряда туристских фирм г. Москвы.
На данный момент в программу входят семинары по теории, включающие страноведение, владение технологиями продаж. Дополнительно предлагаются практические курсы, включающие использование коммуникативных навыков, знания юридических вопросов, умение общаться с разными психологическими типами клиентов, изучение иностранных языков.
По окончании обучения в учебном центре слушателям выдается сертификат с указанием пройденного курса и объема часов. Студенты, посещающие курсы в Travel School, имеют доступ к базе вакансий Сети, а также могут разместить на официальном сайте Учебного центра свое резюме. По окончании обучения потенциальным работодателям направляются рекомендации о приеме на работу [8].
На наш взгляд, опыт компании «Горячие туры» может явиться положительным примером для туристской отрасли. Формирование рынка дополнительного профессионального образования позволит повысить компетенции специалистов в туристической сфере и будет
способствовать качественному и количественному росту туристической отрасли России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова, А. Ю. Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма : учебное пособие / А. Ю. Баранова. - Москва : Инфра-М,
2012. - 180 с.
2. Боголюбов, В. С. Эффективное развитие туризма (методологические аспекты) / В. С. Боголюбов [и др.]. - Санкт-Петербург : СПбГИЭУ, 2010. - 196 с.
3. Дусенко, С. В. О современных практи-ко-ориентированных подходах в организации переподготовки и повышении квалификации кадров в профильном туристском вузе [Электронный ресурс] / С. В. Дусенко // Материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», Москва, 13-14 декабря 2012 г. - Режим доступа: http:// www.nat-moo.ru/_doc/div_77_news_14122012/ sbornik.pdf.
4. Жунич, И. И. Интегративно-модульный подход к дополнительной профессиональной подготовке студентов туристского вуза по программам ЮНЕСКО : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. И. Жунич. - Москва, 2010. - 18 с.
5. Зигерн-Корн, Н. В. Новое поколение образовательных программ в обеспечении развития национального туристского пространства [Электронный ресурс] / Н. В. Зигерн-Корн, Н. В. Ка-лядин // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», Москва, 13-14 декабря 2012. - Режим доступа: http://www.nat-moo.ru/_doc/div_77_news_14122012/ sbornik.pdf.
6. Лебедев, Г. С. В Москве растет востребованность молодых специалистов в сфере «Туризм, гостиницы, рестораны» [Электронный ресурс] / Г. С. Лебедев // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», Москва, 13-14 декабря 2012. - Режим доступа: http:// www.nat-moo.ru/_doc/div_77_news_14122012/ sbornik.pdf.
7. Официальный сайт Ежедневной электронной газеты Российского совета туриндустрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ratanews.ru.
8. Официальный сайт Travel School [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.travel-school.ru.
9. Паспорт Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 25 сентября 2012 г. [Электронный ресурс]. - Доступ с официального сайта Правительства Российской Федерации: http:// government.ru.
10. Родионова, Е. В. Анализ зарубежного опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма [Электронный ресурс] / Е. В. Родионова, Н. А. Колодий, Т. В. Конюхова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - Режим доступа: www.science-education.ru/108-8992.
11. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» : утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 г. № 641 : в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. № 936 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 39, ст. 5276.
12. Федулин, А. А. Профессионализм - требование времени [Электронный ресурс] / А. А. Федулин // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», Москва, 13-14 декабря 2012. - Режим доступа: http://www.nat-moo.ru/_doc/div_77_news_14122012/ sbomik.pdf.
Поступила 28.08.1З.
Об авторах:
Бурланков Степан Петрович, профессор кафедры технического сервиса машин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», доктор экономических наук, spbur1@rambler.ru Захватова Крина Валерьевна, аспирант кафедры технического сервиса машин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», irinazakhvatova@gmail.com
Для цитирования: Бурланков, С. П. Дополнительное профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристических услуг в России / С. П. Бурланков, И. В. Захватова // Интеграция образования. - 201З. - № З (72). - С. 51-57.
REFERENCES
1. Baranova A. Yu. Organizatsiya predprinimatelskoy deyatelnosti v sfere turizma [Organising entrepreneural activity in a travel business]. Moscow, Infra Publ., 2011, 180 p.
2. Bogolyubov V. S. Effektivnoye razvitiye turizma (metodologicheskiye aspekty) [Effecient development of tourism (methodological aspects)]. St. Petersburg, SPBGIEU Publ., 2010, 196 p.
3. Dusenko S. V. O sovremennykh praktiko-oriyentirovannykh podkhodakh v organizatsii perepodgotovki i povyshenii kvalifikatsii kadrov v profilnom turistskom vuze [On modern practice-oriented approaches to organising retraining and qualification improvement of personnel in a profile universities of tourism]. Proc. International scientific conference „Education in the Tourism Sphere as a Condition for Improving Quality of Hospitality Services", Moscow. Available at: http://www.nat-moo.ru/_doc/div_77_news_14122012/sbornik.pdf.
4. Zhunich I. I. Integrativno-modulny podkhod k dopolnitelnoy professionalnoy podgotovke studentov turistskogo vuza po programmam YuNESKO. Diss. kand. pedagog. nauk [Integrative and modular approach to further training of students in universities of tourism in accordance with UNESCO programmes. Kand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2010, 18 p.
5. Zigern-Korn N. V., Kalyadin N. V. Novoe pokolenie obrazovatel’nyh programm v obespechenii razvitija nacional’nogo turistskogo prostranstva [A new generation of educational programmes to ensure the development of the national tourist environment]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii „Professionalnoye obrazovaniye v sfere turizma kak usloviye povysheniya kachestva turistskikh uslug" [Proc. International scientific conference „Professional education in the field of tourism as a condition for improving the quality of hospitality services"]. Moscow. Aviable at: http://www.nat-moo.ru/_doc/div_77_ news_14122012/sbornik.pdf.
6. Lebedev G. S. V Moskve rastet vostrebovannost molodykh spetsialistov v sfere „Turizm, gostinitsy, restorany" [In Moscow the demand for young specialists in the sphere of tourism, hotel and restaurant business is growing]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ,Professional’noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povyshenija kachestva turistskih uslug" [Materials of the International scientific conference „Professional Education in the Field of Tourism as a Condition for Improving the Quality of Travel Services"]. Moscow. 2012. Aviable at: http://www.nat-moo.ru/_doc/div_77_news_14122012/sbornik.pdf.
7. Ofitsialny sayt yezhednevnoy elektronnoy gazety Rossyskogo soveta turindustrii [Official website of the Daily electronic newspaper of the Russian Union of Travel Industry]. Aviable at: http://www.ratanews.ru.
8. Ofitsialny sayt Travel School [Official website of Travel School]. Aviable at: http://www.travel-school.ru.
9. Pasport Gosudarstvennoy programmy Rossyskoy Federatsii „Razvitiye obrazovaniya" na 2013-2020 gody ot 25 sentyabrya 2012 g. [The passport of the State programme of the Russian Federation „Development of education" for 2013-2020 of September 25, 2012]. Available at: http://government.ru.
10. Rodionova Ye. V., Kolody N. A., Konyukhova T. V. Analiz zarubezhnogo opyta organizatsii dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v sfere turizma [The analysis of foreign experience in organizing further education in the field of tourism]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2013, no. 2. Aviable at: www.science-education.ru/108-8992.
11. Federalnaya tselevaya programma „Razvitiye vnutrennego i vyezdnogo turizma v Rossyskoy Federatsii (2011-2018 gody)" [Federal earmarked programme „Development of Internal and External Tourism in the Russian Federation (2011-2018)"]. Sobr. Zakonodatel’stva Ros. Federacii [Collection of Legislative Acts of Russian Federation]. 2012, no. 39, Art. 5276.
12. Fedulin A. A. Professionalizm - trebovaniye vremeni [Professionalism - the requirement of current time]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii „Professional’noe obrazovanie v sfere turizma kak usloviepovyshenija kachestva turistskih uslug" [Materials of the International scientific conference
„Professional Education in the Field of Tourism as a Condition for Improving the Quality of Travel Services"], Moscow, December 13-14, 2012. Aviable at: http://www.nat-moo.ru/_doc/div_77_news_14122012/sbornik.pdf.
About the authors:
Burlankov Stepan Petrovich, professor, Chair of Technical Service of Vehicles, Ogarev Mordovia State University, Doctor of economical sciences, spbur1@rambler.ru
Zakhvatova Irina Valer’evna, graduate student, Department of Technical Service of Vehicles, Ogarev Mordovia State University, irinazakhvatova@gmail.com
For citation: Burlankov S. P., Zakhvatova I. V. Dopolnitel’noe professional’noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povyshenija kachestva turisticheskih uslug v Rossii [Further education in tourism as a condition for improving quality of hospitality services in Russia]. Integracija obrazovanija [Integration of Education].
2013, no. 3 (72), pp. 51-57.