Научная статья на тему 'Перспективы обучения студентов высшей школы дополнительным профессиям в сфере гостеприимства'

Перспективы обучения студентов высшей школы дополнительным профессиям в сфере гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО» / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА» НА 2013-2020 ГГ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / TRAINING PROGRAM “THE HOTEL INDUSTRY” / STATE PROGRAM “DEVELOPMENT OF CULTURE AND TOURISM” FOR 2013 2020 / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCES / TECHNOLOGY OF EDUCATION / DIDACTIC CHAIN / EDUCATION QUALITY CONTROL SYSTEM / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Лилия Абдулхаевна, Макаренко Зоя Валерьевна

В статье представлена характеристика системы обучения студентов дополнительным профессиям в сфере гостеприимства (часть сферы культуры и туризма), которая сегодня активно поддерживается государством. Авторы отмечают важную роль практической работы, в качестве основных черт которой определены неразрывная связь практического обучения с теоретическим, обеспечение целостной подготовки студента к выполнению основных профессиональных функций. Получение студентами дополнительного образования в области гостеприимства повышает вероятность будущего трудоустройства выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS’ ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING IN THE FIELD OF HOSPITALITY

The article describes the system of students’ additional vocational training in the field of hospitality (part of the sphere of culture and tourism), which is actively supported by the state at the moment. The authors emphasize the important role of practical training, the main features of which is the inextricable link with the theoretical training, the integral training of students to perform basic professional functions. The additional vocational education of students in the field of hospitality increases the chance of prospective employment of graduates.

Текст научной работы на тему «Перспективы обучения студентов высшей школы дополнительным профессиям в сфере гостеприимства»

УДК 378:394.9 Насырова Лилия Абдулхаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и сервиса Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Макаренко Зоя Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и сервиса Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИЯМ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Nasyrova Lilia Abdulkhaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Tourism and Service Department, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

Makarenko Zoya Valeryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Tourism and Service Department, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

PROSPECTS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING IN THE FIELD

OF HOSPITALITY

Аннотация:

В статье представлена характеристика системы обучения студентов дополнительным профессиям в сфере гостеприимства (часть сферы культуры и туризма), которая сегодня активно поддерживается государством. Авторы отмечают важную роль практической работы, в качестве основных черт которой определены неразрывная связь практического обучения с теоретическим, обеспечение целостной подготовки студента к выполнению основных профессиональных функций. Получение студентами дополнительного образования в области гостеприимства повышает вероятность будущего трудоустройства выпускников.

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, направление подготовки «Гостиничное дело», качество образования, государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., туристско-рекреационные ресурсы, технология обучения, дидактическая цепочка, система контроля качества образования, научно-методическая работа.

Summary:

The article describes the system of students' additional vocational training in the field of hospitality (part of the sphere of culture and tourism), which is actively supported by the state at the moment. The authors emphasize the important role of practical training, the main features of which is the inextricable link with the theoretical training, the integral training of students to perform basic professional functions. The additional vocational education of students in the field of hospitality increases the chance of prospective employment of graduates.

Keywords:

additional vocational education, training program "The Hotel Industry", quality of education, state program "Development of Culture and Tourism" for 2013 - 2020, tourist and recreational resources, technology of education, didactic chain, education quality control system, scientific and methodological work.

В последнее время государство активно оказывает поддержку сфере культуры и туризма, в том числе посредством создания и постепенного внедрения государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., состоящей из подпрограмм «Наследие», «Искусство», «Туризм». Основной целью означенной программы является реализация роли культуры как опоры для развития каждой личности и государства в целом. Туризм в данном контексте является важным инструментом (способом) для обозначения необходимости знания о культурном и природном наследии. В Программе выделены следующие задачи. Во-первых, сохранение культурного и исторического наследия, а также обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации. Во-вторых, повышение качества и доступность услуг в сфере международного и внутреннего туризма. В-третьих, создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер туризма и культуры.

Далее рассмотрим часть Программы, которая напрямую касается сферы туризма (п. 1.2.). Сфера туризма в Российской Федерации разграничена внутренним и международным (въездным и выездным) туризмом. Российская Федерация обладает значительными туристско-рекре-ационными ресурсами. Исходя из ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», туристские ресурсы - это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)

потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют более 12 тыс. гостиничных предприятий, 447 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры, 108 музеев-заповедников и 142 национальных парка, 101 государственный природный заповедник, 35 национальных парков и 69 заказников федерального значения, более 20 памятников, обозначенных ЮНЕСКО как памятники Всемирного природного и культурного наследия. Хотелось бы отметить, что, несмотря на ряд объективных и субъективных проблем как во внутренней, так и во внешней среде, сфера туризма в России развивается динамично и стабильно. Это в свою очередь не могло не сказаться на возникновении инвестиционных площадок на всей территории страны. Примером тому могут служить олимпийские объекты в Сочи, курорты Северного Кавказа, большой туристско-рекреационный кластер «Белокуриха» на Алтае и т. д. Большой вклад в развитие туристско-рекреационных комплексов вносит и создание туристско-информационных центров в различных городах России.

Еще одним важным аспектом Программы является выделение проблем туристской отрасли России. Среди них особое место занимают следующие:

- недостаточно развитая инфраструктура в большинстве регионов России;

- невыгодные экономические условия для открытия инвестиционных проектов;

- высокая стоимость основных и дополнительных услуг в туристской индустрии;

- устаревание и недостаточное использование ресурсов санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в рамках развития лечебно-оздоровительного и медицинского туризма;

- дефицит квалифицированных кадров, которые готовы работать в сегменте внутреннего туризма (хотя в последние годы ситуация изменяется в лучшую сторону);

- устаревание и недостаточное использование ресурсов в рамках лечебно-оздоровительного и медицинского туризма;

- особое место в проблемном секторе туризма занимает «сезонность». По статистике в среднем сезон в России начинается с середины мая и продолжается до конца августа, а это совсем небольшой срок для тех ресурсов и территорий, которыми обладает Российская Федерация;

- недостаточная государственная пропаганда туристских возможностей дестинаций;

- неравномерное развитие различных видов туризма, как для внутренних, так и для въездных туристов.

Созданная Программа является важным дополнением уже действующей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2011-2018 гг. Вместе они призваны решить проблемы, уже сложившиеся в туристском секторе, а также предупредить появление новых [1].

Интеграция образования и науки Российской Федерации в мировую академическую систему сопряжена с необходимостью решения задач, связанных с включением обучающихся в мировое социокультурное пространство. Для успешного решения данных задач необходимы теоретико-методологические ориентиры, позволяющие оптимальным образом организовать межкультурное взаимодействие. С нашей точки зрения эвристическим потенциалом в этом отношении обладает категория «субъект социокультурного пространства» [2].

Самым важным при обучении студентов высшей школы дополнительным профессиям в сфере гостеприимства является качество образования, которое дополнительно включает оценку выпускника с точки зрения работодателей, его служебную карьеру, отсутствие или наличие рекламаций работодателей на подготовку бакалавра. Оно должно удовлетворять требованиям личности, производства, общества и государственных образовательных стандартов. Последние формулируются в виде перечня знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник [3].

Правильно решая конкретные учебно-методические задачи с учетом психологических факторов, обусловливающих формирование знаний, умений и навыков студентов вуза спортивной направленности, можно реально повысить качество профессиональной подготовки студентов.

Руководствуясь этим, профессорско-преподавательский состав кафедры туризма и сервиса Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) разрабатывает современные учебно-методические комплексы (УМК) и планирует работу с учетом психологии студентов спортивных направлений подготовки. При этом учитываются особенности видов спорта с опорой на пробуждение у студентов творческого отношения к предмету сферы туризма и гостеприимства посредством использования нетрадиционных форм, методов, средств и технологий обучения.

Для любого из предметов обучения может быть найдено значительное число педагогически равноценных непротиворечивых дидактических цепочек развертывания многомерного по своей природе учебного материала. Развертывание в дидактические цепочки содержания учебных предметов и их циклов (сквозные линии) не может быть произвольным, оно должно быть системно синхронизированным. Вся система должна быть определенным образом оптимизирована и заключаться в следующем: а) должна быть соблюдена собственная (внутренняя) логика развертывания

каждого из компонентов, составляющих сквозные отрасли (линии) образования, то есть логика развертывания теоретических предметов для каждого из циклов, каждой из практик и учебного проектирования (внутрипредметные связи); б) необходимо обеспечить синхронизацию структурных компонентов в пределах каждой из сквозных линий (межпредметные связи); в) необходимо синхронизировать сквозные отрасли содержания образования применительно к годам и ступеням обучения (межцикловые связи) [4].

Эффективность подготовки по дополнительным профессиям в сфере гостеприимства студентов высшего профессионального образования состоит из: повышения конкурентоспособности студентов за счет обновления знаний и навыков; активации мотивов, которые побуждают к дальнейшему профессиональному самообразованию; профессионального повышения по службе в период получения высшего профессионального образования по направлению подготовки «Гостиничное дело».

Основными критериями оценки усвоения содержания обучения стали успешность обучения и мотивы выбора студентами дополнительной профессии в сфере гостеприимства.

Выбор студентами дополнительной профессии во время обучения в высшей школе является дополнением к диплому о высшем профессиональном образовании по направлению подготовки бакалавр гостиничного дела и влияет на вероятность получения работы после окончания обучения.

Важной, неотъемлемой частью учебного процесса является учебно-производственная практика в высших профессиональных учебных заведениях, которая способствует закреплению знаний студента, полученных при обучении, на практике, позволяет осуществить довольно близкое знакомство с профессией и приобрести опыт работы.

Данное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

Востребованность студентов высшего профессионального образования в сфере гостеприимства на рынке труда выше при условии овладения ими уже на начальном этапе обучения дополнительным профессиям знаниями, полученными при прохождении практики по данным дополнительным образовательным программам.

Интерес студентов к изучению многих дисциплин как теоретического, так и практического плана в области гостинично-ресторанной сферы повышается.

Производственная практика студентов, прошедших подготовку по дополнительным профессиям под наблюдением преподавателя, - строго необходимый элемент формирования у выпускников устойчивых профессиональных навыков и готовности к работе в рыночных условиях.

Практика также является составной частью образовательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами высшей школы в процессе обучения, а также приобретение необходимых знаний, умений и навыков практической работы в рамках подготовки по дополнительным профессиям.

Программа практики обеспечивает дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных умений и навыков.

Основными чертами практического обучения являются: обеспечение целостной подготовки студента к выполнению основных профессиональных функций; неразрывная связь практического обучения с теоретическим.

Задачами практики являются привитие студентам практических умений и получение профессиональных навыков по курсу подготовки.

Эффективность производственной практики повышается в процессе обучения при продуманной организации менеджмента, разнообразии участков труда в сфере гостиничного бизнеса, оптимизации длительности практики.

Результаты, полученные после проведения исследования, подтверждают значимость обучения студентов высшей школы дополнительным профессиям в сфере гостеприимства и свидетельствуют об актуальности темы исследования [5].

Ссылки:

1. Насырова Л.А., Жилкова Ю.В. К вопросу о государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. // Национальные программы формирования здорового образа жизни : материалы меж-дунар. науч.-практ. конгр. (27-29 мая, 2014; Москва) : в 4 т. Т. 1 / науч. ком. С.Д. Неверкович [и др.]. М., 2014. 638 с.

2. Васягина Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 9-14.

3. Насырова Л.А. Перспективы обучения студентов высшей школы дополнительным профессиям в сфере гостеприимства // Традиции и инновации в системе подготовки спортсменов и спортивных кадров : материалы II Всерос. отраслевой науч. интернет-конф. преподавателей спортивных вузов в режиме on-line. 4-6 марта 2014 г. М., 2014. 235 с.

4. Насырова Л.А. Формирование познавательного интереса студента вуза спортивной направленности в сфере гостеприимства // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 63-67.

5. Насырова Л.А. Перспективы обучения студентов высшей школы дополнительным профессиям в сфере гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.