Научная статья на тему 'Формирование познавательного интереса студента вуза спортивной направленности к сфере гостеприимства'

Формирование познавательного интереса студента вуза спортивной направленности к сфере гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
155
39
Поделиться
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Насырова Лилия Абдулхаевна

В контексте проведения Россией значимых спортивных событий (Универсиада в Казани в 2013 г., зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи в 2014 г.) представляется важным формирование у студентов, обучающихся по направлению физической подготовки, навыков и умений применения технологий и организации гостиничных услуг. С этой целью специалистами Института спорта и физического воспитания был разработан спецкурс «История и современное состояние индустрии гостеприимства», который направлен на ознакомление студентов с историей и предпосылками возникновения, развития и формирования современного состояния гостиничной индустрии. В рамках спецкурса были подготовлены проблемные лекции, позволяющие проанализировать взаимовлияние спорта и туризма; детально рассмотреть проблемные ситуации, раскрывающие влияние массовых спортивных соревнований на качество предоставляемых услуг болельщикам и участникам соревнований. Для создания ситуации возникновения познавательного интереса у студентов к содержанию спецкурса педагогами активно применяются следующие методы и технологии: широкое использование фактов новизны; показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков; организация самостоятельных творческих работ, форм взаимообучения и взаимоконтроля; представление теоретического материала в виде схем.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF SPORT UNIVERSITY STUDENTS TO THE HOSPITALITY INDUSTRY

In the context of Russia being a host of significant sports events (the World University Games in Kazan in 2013, the Winter Olympic and Paralympic Games in Sochi in 2014), it is important to develop skills and abilities to use hotel services technologies of students majoring in physical education. With this purpose in view scientists of the Institute of Sports and Physical Education has developed a course “History and current state of the hospitality industry”, which introduces students to the history and origin, development and formation of the modern state of the hotel industry. The course includes problem lectures, allowing the students to analyze the interference of sport and tourism; to consider in detail the problem situations showing the influence of mass sporting events on the quality of services provided to the fans and athletes. To create a situation encouraging the cognitive interest of the students to the content of the special course the teachers apply the following techniques: wide use of the novelty facts; demonstration of social and personal importance of knowledge and skills; organization of independent creative work, mutual teaching and mutual control; introduction of theoretical material in the form of diagrams.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательного интереса студента вуза спортивной направленности к сфере гостеприимства»

УДК 379.85 Насырова Лилия Абдулхаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и сервиса Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТА ВУЗА СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ К СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Nasyrova Lilia Abdulkhaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Tourism and Service Subdepartment, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (Moscow)

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF SPORT UNIVERSITY STUDENTS TO THE HOSPITALITY INDUSTRY

Резюме:

В контексте проведения Россией значимых спортивных событий (Универсиада в Казани в 2013 г., зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи в 2014 г.) представляется важным формирование у студентов, обучающихся по направлению физической подготовки, навыков и умений применения технологий и организации гостиничных услуг. С этой целью специалистами Института спорта и физического воспитания был разработан спецкурс «История и современное состояние индустрии гостеприимства», который направлен на ознакомление студентов с историей и предпосылками возникновения, развития и формирования современного состояния гостиничной индустрии.

В рамках спецкурса были подготовлены проблемные лекции, позволяющие проанализировать взаимовлияние спорта и туризма; детально рассмотреть проблемные ситуации, раскрывающие влияние массовых спортивных соревнований на качество предоставляемых услуг болельщикам и участникам соревнований.

Для создания ситуации возникновения познавательного интереса у студентов к содержанию спецкурса педагогами активно применяются следующие методы и технологии: широкое использование фактов новизны; показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков; организация самостоятельных творческих работ, форм взаимо-обучения и взаимоконтроля; представление теоретического материала в виде схем.

Ключевые слова:

индустрия гостеприимства, гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, качество обслуживания.

Summary:

In the context of Russia being a host of significant sports events (the World University Games in Kazan in 2013, the Winter Olympic and Paralympic Games in Sochi in 2014), it is important to develop skills and abilities to use hotel services technologies of students majoring in physical education. With this purpose in view scientists of the Institute of Sports and Physical Education has developed a course “History and current state of the hospitality industry", which introduces students to the history and origin, development and formation of the modern state of the hotel industry.

The course includes problem lectures, allowing the students to analyze the interference of sport and tourism; to consider in detail the problem situations showing the influence of mass sporting events on the quality of services provided to the fans and athletes.

To create a situation encouraging the cognitive interest of the students to the content of the special course the teachers apply the following techniques: wide use of the novelty facts; demonstration of social and personal importance of knowledge and skills; organization of independent creative work, mutual teaching and mutual control; introduction of theoretical material in the form of diagrams.

Keywords:

hospitality industry, hotel business, restaurant business, quality of service.

Высшее профессиональное образование в России переживает в настоящее время период реструктуризации, в процессе которой активно применяется модульно-компетентностный подход. Указанный подход представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения. Каждый профессиональный модуль направлен на получение студентами знаний, овладение необходимыми компетенциями и навыками [1, с. 72].

За почти вековую историю Институт спорта и физического воспитания (ГЦОЛИФК) зарекомендовал себя как ведущий вуз по подготовке высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта. ГЦОЛИФК подготовил целую плеяду тренеров, которые воспитали известных спортсменов. В 2011 г. вуз был переименован в «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». Сегодня это крупнейшее в России и за рубежом высшее учебное заведение в области физической культуры и спорта. В ГЦОЛИФК обучается около 5 тыс. человек, в том числе более 200 иностранных студентов. Университет выпустил более 300 олимпийских чемпионов и чемпионов Европы и мира по различных видам спорта.

В связи с проведением в Российской Федерации ряда крупных спортивных соревнований, таких как Универсиада 2013 в Казани, Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 в Сочи, перед университетом были поставлены новые задачи. В частности, РГУФКСМиТ стремится содействовать развитию туризма в Российской Федерации через подготовку и введение в программу обучения спецкурсов, посвященных сфере гостеприимства. Предполагается, что подобное нововведение позволит внести вклад в экономическое, социальное и культурное развитие страны, международное сотрудничество, будет способствовать процветанию государства, а также окажет воспитательное действие посредством утверждения принципов всеобщего уважения и соблюдения прав и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии.

Индустрию туризма и гостеприимства нельзя рассматривать как отдельные составляющие отрасли, так как туристы или гости - это прежде всего потребители, имеющие разнообразные мотивы и желания, в том числе и специфические, зависящие от целей и направлений путешествий.

Гостеприимство - это радушие, безвозмездный прием и угощение странников, то есть странноприимство. Так образно разъясняет этот термин В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». Быть гостеприимным - значит уметь предложить теплый прием посетителям, создать для них спокойную, благоприятную и дружелюбную атмосферу.

Гостеприимство есть одно из фундаментальных и основополагающих понятий мировой цивилизации. В современный период под воздействием научно-технического прогресса оно превратилось в мощную индустрию, в которой заняты миллионы профессионалов, готовые работать для всех людей, находящихся вдали от родных мест [2, с. 11].

Нами были выявлены важнейшие задачи спецкурса «История и современное состояние индустрии гостеприимства»: отразить в лекционных занятиях историю и современные тенденции гостиничной индустрии; ознакомить студентов с особенностями гостиничного устройства разных стран мира и РФ в частности; провести практические и семинарские занятия на конкретных материалах, обеспечивающих привитие навыков работы в индустрии гостеприимства. Цель спецкурса - формирование у студентов системных знаний об истории и постепенном развитии индустрии гостеприимства, ее сущности и особенностях, роли и тенденциях современного развития, о структурной основе и основных подразделениях гостиницы, принципах их функционирования и взаимодействия между собой.

Спецкурс «История и современное состояние индустрии гостеприимства» направлен на ознакомление студентов Института спорта и физического воспитания, получающих образование по специальности «Физическая культура», с историческими предпосылками возникновения, развития и современного состояния гостиничной индустрии.

В рамках освоения данного спецкурса студенты должны получить представление о роли технологии и организации обслуживания в предпринимательской деятельности предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса; изучить термины, категории и объекты гостеприимства; подробно ознакомиться с индустрией размещения и составляющими элементами обслуживания в сфере гостеприимства, с определяющими факторами качества обслуживания. Кроме того, в число задач курса входит изучение: особенностей обслуживания иностранных туристов, организации и обслуживания в ресторанах, барах; отечественного и зарубежного опыта в области технологии и организации обслуживания в гостинице; тенденций развития форм и методов организации обслуживания в современных условиях хозяйствования; основных направлений развития технологий и методов обслуживания; специфических особенностей сферы услуг в современной экономике; деятельности и функционирования предприятий размещения различных форм собственности; классификации гостиниц и мотелей; форм и методов обслуживания различных контингентов гостей; архитектурных, экономических, технологических и эстетических требований, предъявляемых к зданиям гостиниц и мотелей; технологических требований к обустройству помещений гостиниц.

По окончании спецкурса студенты должны уметь: применять на практике принципы, методы и модели технологии и организации обслуживания в гостинице; оценивать ситуацию в соответствии с условиями внешней и внутренней среды; выделять специфику индустрии гостеприимства и ее отличия от других отраслей, формирующие качество продукта потребителя; осуществлять выбор целей, задач и стратегий организации предприятия гостиничного бизнеса; формировать организационные и структурные решения при проведении процессов реструктуризации; оценивать эффективность организационных и технологических решений.

Студент, прослушавший спецкурс, должен иметь представление о специфике применения технологии и организации гостиничных услуг при обслуживании туристов; об особенностях национальных услуг, а также традиций и обычаев народов мира, связанных с проявлением гостеприимства, для их дальнейшего использования при построении программ обслуживания, продвижения и реализации турпродукта на международном туристском рынке.

В числе навыков, которыми должен овладеть студент в процессе изучения спецкурса, следует отдельно выделить навыки оценки качества предоставляемых туристских продуктов в контексте потребностей отечественных туристов в гостиничных услугах. Данными навыками студент руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом в сфере гостеприимства. Для возникновения ситуации стремления к обучению необходимо наличие мотивов, движущих студента к гностической цели - к овладению определенными знаниями и умениями.

В исследованиях мы опирались на три уровня познавательного интереса [3, с. 31], что позволило нам определить пути и создать условия его формирования. Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинноследственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности студента в сфере гостеприимства.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствуют: широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении; привлечение данных о современных достижениях науки и техники; показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков; организация самостоятельных работ творческого характера, взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т. п.

Для подготовки студентов Института спорта и физического воспитания, обучающихся по специальности «Физическая культура», в рамках спецкурса перед педагогическими кадрами были поставлены следующие задачи: постоянно совершенствовать свое педагогическое и методическое мастерство; создать комплексное учебно-методическое обеспечение по учебным дисциплинам и мастер-классам сферы туризма и гостеприимства.

Правильно решая конкретные учебно-методические задачи с учетом психологических факторов, обусловливающих формирование знаний, умений и навыков студентов вуза спортивной направленности, можно реально повысить качество профессиональной подготовки студентов.

Руководствуясь этим, профессорско-преподавательский состав кафедры туризма и сервиса РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) разрабатывает современные учебно-методические комплексы (УМК) и планирует работу с учетом психологии студентов спортивных направлений подготовки. При этом учитываются особенности видов спорта, преподаватели предпринимают попытки пробудить у студентов творческое отношение к предмету сферы туризма и гостеприимства, используя нетрадиционные формы, методы, средства и технологии обучения.

Для любого из предметов обучения может быть найдено значительное число педагогически равноценных непротиворечивых дидактических цепочек развертывания многомерного по своей природе учебного материала. Развертывание в дидактические цепочки содержания учебных предметов и их циклов (сквозные линии) не может быть произвольным, оно должно быть системно синхронизированным, вся система должна быть оптимизирована определенным образом. Ключевые принципы системы заключаются в следующем:

а) должна быть соблюдена собственная (внутренняя) логика развертывания каждого из компонентов, составляющих сквозные отрасли (линии) образования, то есть логика развертывания теоретических предметов для каждого из циклов, каждой из практик и учебного проектирования (внутрипредметные связи);

б) необходимо обеспечить синхронизацию структурных компонентов в пределах каждой из сквозных линий (межпредметные связи);

в) необходимо синхронизировать сквозные отрасли содержания образования применительно к годам и ступеням обучения (межцикловые связи) [4, с. 106].

Для спецкурса «История и современное состояние индустрии гостеприимства» нами были разработаны следующие проблемные лекции, такие как «Продвижение гостиничного продукта России на международном туристском рынке», «Подготовка персонала отеля к обслуживанию международных спортивных форумов» и т. д. Такого рода лекции позволяют провести анализ явлений взаимовлияния спорта и туризма, маркетинга и гостиничного продукта.

Во время практических занятий были смоделированы проблемные ситуации путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач о влиянии массовых спортивных соревнований на качество предоставляемых услуг как болельщикам, так и участникам соревнований: проживание, питание, трансфер до объекта соревнований и другие дополнительные услуги.

Практические занятия по закреплению пройденного материала предлагались студентам в виде игры, в которой проводился анализ и сравнение материала по тематикам: «Гости-спортс-

мены у стойки регистрации отеля», «Организация трансфера болельщиков на спортивный объект», «Организация питания спортсменов-футболистов перед матчем», «Особенности сервиса при размещении спортсменов-баскетболистов» и т. д.

Одним из важных способов активизации познавательной деятельности студентов является изложение материала в виде схем. С помощью этого метода усвоение теоретического материала не требует составления письменного конспекта, и он быстро восстанавливается в памяти студентов при опросе. Поэтому нами был разработан методический материал в виде схем «Типология средств размещения», «Классификация гостиниц и других средств размещения».

Таким образом, происходит воспитание интереса к индустрии гостеприимства, у студента формируется творческий подход к деятельности, происходит становление личности студента и совершенствуется качество его обучения, выражающееся в интересе к учебной деятельности, который, безусловно, играет роль «мощного двигателя» обучения.

Ссылки:

1. Киримова З.В. О модульном построении практического обучения в туристском вузе // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 71-74.

2. Организация ресторанного бизнеса : учеб. пособие / Ю.В. Жилкова, З.В. Макаренко, Л.А. Насырова, В.И. Шариков. СПб., 2014.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

4. Насырова Л.А. Обучение студентов туристского колледжа дополнительным профессиям в сфере гостеприимства : дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 191 с. : ил.