Деятельность гостиниц во время проведения международных спортивных мероприятий: тенденции и закономерности
Activity of hotels during international sporting events: trends and patterns
РомановаМ.М.
Romanova M.
Проведение различных спортивных мероприятий повышает спрос на гостиничные услуги. Отельеры, в свою очередь, повышают цены на свои услуги и открывают бронирование задолго до начала соревнований. В статье рассмотрены вопросы, связанные с спросом, ценовой политикой и загруженностью средств размещения в период проведения спортивных мировых соревнований на примере зарубежных стран.
Holding various sports activities increases the demand for hotel services. Hoteliers, in turn, raise prices for their services and open booking long before the start of the competition. The article deals with issues related to demand, pricing and congestion means of accommodation during the sports competitions of the world the example of foreign countries.
Ключевые слова: гостиничный бизнес, номерной фонд, спортивное мероприятие, спрос на гостиничные услуги.
Keywords: hotel business, number of rooms, a sports event, the demand for hotel services.
Введение
Проведение крупномасштабных спортивных мероприятий дает толчок
инфраструктурному развитию городов и притоку инвестиций. Как показывает
зарубежный опыт, наибольший шанс окупить затраты в оптимальный срок имеют
те инвесторы, которые вкладывают средства в гостиницы среднего и низкого
ценового уровня. Автором рассмотрен опыт таких стран, как Германия, ЮАР,
Бразилия, где раньше проходили Чемпионаты мира по футболу (ЧМ) и
51
проанализированы данные статистики по двум крупным городам этих стран:
Берлин и Мюнхен (Германия, ЧМ-2006), Йоханнесбург и Кейптаун
(ЮАРДМ-2010), Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу (Бразилия, ЧМ-2014). В
России чемпионат мира по футболу пройдет в 2018 году, рассмотрим такие
города, как: Москва и Санкт-Петербург.
Анализ тенденций роста гостиниц и гостиничных номеров
При проведении спортивных мероприятий отельеры рассчитывают на
высокую загруженность и спрос [1, с.79]. Необходимо отметить, что до
проведения спортивных мероприятий, как правило, вводятся в эксплуатацию
новые гостиничные номера в среднем 7-8% в год. Данная тенденция
наблюдается в развитых странах с высоким туристским спросом. Например,
наконец в 2017 г. в Петербурге действовало около 360 качественных отелей
(3-5*) с номерным фондом 24 тыс. номеров. За год рынок увеличился на 890
номеров в 10 отелях - рекордный показатель, самый высокий после2010г.,
когда прирост предложения составил около 1000 номеров [8]. Если в стране
не развита гостиничная инфраструктура, то рост наблюдается намного выше.
Так, в ЮАР проведение чемпионата мира по футболу в 2010 году привело к
тому, что в 2009 г. предложения гостиничных рынков ЮАР выросли на 12%
в Кейптауне и более чем на 20% в Йоханнесбурге.
Международный опыт показывает, что прирост номерного фонда
продолжается и после проведения спортивных мероприятий, открываются
гостиницы и растет, соответственно, количество номеров. Например, в
Йоханнесбурге с 2007 по 2010 годы номерной фонд вырос на 7500 новых
номеров. Совершенно другая ситуация наблюдалась в Бразилии -
популярном туристском направлении, где достаточное количество средств
размещения. Так, в 2014 году в Сан-Паулу предложение составляло 36500
гостиничных номеров - это больше, чем на всех вышеперечисленных
рынках, за исключением Берлина.
В Москве к 2018 году планируется прирост в 5100 новых гостиничных
номеров, в Санкт-Петербурге - около 800 мест. В 2017 г. гостиничные
52
инвесторы и операторы продолжили активную подготовку к чемпионату мира: помимо столицы, брендированные отели были введены в Санкт-Петербурге (388 номеров), Нижнем Новгороде (176), Саранске (159), Волгограде (158), Ростове-на-Дону (81) [7].
Особенности загрузки гостиниц в период проведения спортивных мероприятий
Ожидания представителей гостиничного бизнеса о стопроцентной загрузке в период проведения спортивных мероприятий не оправдываются. Точно также, как и опасения туристов и болельщиков, в отсутствии мест в гостиницах. Туроператоры опасаются, что рост цен на отели и авиабилеты отпугнет туристов во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Опыт других стран показывает, что такие события в основном привлекают болельщиков, а туристы предпочитают в это время избегать поездок в принимающую страну[2, с.112]. Так, заполняемость отелей во время чемпионата мира по футболу в Германии (2006) выросла всего на 3%, на 8% - во время проведения Олимпийских игр в Лондоне (2012). Показатель упал на 39% во время проведения Олимпийских игр в Пекине (2008), на 5,3% - в Афинах (2004) и на 6,3% - в Сиднее (2000). При этом цены на авиабилеты и размещение значительно выросли.
На рис.1. представлены данные об изменении загрузки средств размещения в городах проведения чемпионатов мира по сравнению с предыдущими годами.
■ Средняя загрузка гостиниц до проведения ЧМ, в %
■ Загрузка гостиниц в момент проведения ЧМ, в %
Рис.1. Загрузка гостиниц в городах проведения ЧМ по сравнению с средней загрузкой предыдущих лет [6]
Анализ данных рисунка позволяет сделать вывод, что загрузка более 80% была только в Мюнхене, в городе с ярко выраженной туристской привлекательностью и высоким уровнем загрузки средств размещения. В других городах загрузка гостиничных номеров оставалась примерно на уровне средних показателей:
• при проведении ЧМ-2006 (Германия) в Берлине загрузка гостиниц увеличилась на 8% (с 58% до 66%);
• ЧМ - 2010 (ЮАР) в Йоханнесбурге рост загрузки гостиниц на 3% (с 62% до 65%), в Кейптауне не изменилась (50%);
• ЧМ-2014 (Бразилия) в Рио-де-Жанейро рост на 20% (с 56% до 76%), в Сан-Паулу на 5% (с 56% до 61%).
Если рассматривать российский рынок в период проведения ЧМ-2018, то в Санкт-Петербурге средняя загруженность может быть 90% -95%. Это связано с туристской популярностью данного города не только в России, но и в мире. Так, летом средняя загруженность Санкт-Петербурга составляет более 85%. В Москве загрузка гостиничных номеров может составлять около 80%-85% в период проведения ЧМ-2018, так как средние показатели загрузки за аналогичный период предыдущих лет- около 75%.
Закономерности ценообразования в индустрии гостеприимства во время спортивных мероприятий
Во всех городах, где проводятся ЧМ, значительно увеличивается средний тариф на гостиничные услуги. Так, в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу данный показатель увеличился на 75% и 64% соответственно по сравнению с 2013 годом. Йоханнесбург и Кейптаун показали рост - на 64 и 75%. В Берлине номера подорожали на 73%, в Мюнхене - на 33% [5].
Учитывая вышеперечисленные тенденции, можно сказать о неизбежном повышении цен на гостиничные услуги и в российских городах, принимающих ЧМ-2018. Постановление Правительства РФ [4]о регулировании цен на период проведения ЧМ по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA в 2017 г. должно было бы оказать влияние на стремительный рост тарифов средств размещения. По мнению аналитиков, рост должен был составлять около 50-75%, так как в Санкт-Петербурге и Москве цены и так достаточно высокие в аналогичный период. Например, в Санкт-Петербурге период белых ночей совпадает с проведением Петербургского международного экономического форума [3, с.35].
Однако, по данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм) ряд российских отелей установили «фантастические» цены. Так, в Волгограде максимальное повышение цены достигло 161%, в Ростове-на-Дону - 817%, в Москве - 399%.Рекордный показатель зарегистрирован в Калининграде, где одна из гостиниц завысила цену на 5283%.
На наш взгляд такой рост ничем не обусловлен и может привести к негативным последствиям. Как показал опыт ЧМ в Бразилии, частный сектор также составляет серьёзную конкуренцию гостиничному бизнесу. Жители принимающих городов могут неплохо заработать во время чемпионата, временно съехав на дачу или к родственникам и сдав свою квартиру. Можно повысить доходность арендной квартиры, превратив её в хостел.
Ростуризм формирует черный список гостиниц, которые будут завышать цены в ходе проведения ЧМ по футболу-2018, что может грозить попаданию в список нарушителей. Заключение
Анализ мирового опыта проведения спортивных мероприятий показал, что непропорционально изменяется как число средств размещения и количество гостиничных номеров, так и загрузка гостиничных предприятий. Необходимо очень осторожно подходить к политике ценообразования в индустрии гостеприимства, чтобы не потерять своих потребителей из-за высоких цен. Перспективы российского гостиничного рынка в период проведения ЧМ-2018 хорошие. Рост туристов и цен на гостиничные услуги принесёт прибыль предприятиям размещения в принимающих городах. Учитывая показатели других стран, принимавших ЧМ ранее, не надо рассчитывать на 100% загрузку средств размещения. Литература:
1. Астафьева О.А. Сглаживание колебаний спроса в гостиничном бизнесе // XXX Международные Плехановские чтения. 2017. С. 77-79.
2. Гареев Р.Р., Валединская Е.Н., Кошелева А.И. Исследование повышения конкурентоспособности российских независимых гостиничных предприятий в условиях кросс-культурного взаимодействия //Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. 2017. С. 110-113.
3. Кульгачёв И.П.Статистика внутреннего туризма в России: состояние и перспективы развития // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 12 (91). С. 30-41.
4. Постановление правительства РФ от 10 февраля 2016 г. № 89 «О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г.»
5. http://tourism.interfax.ru/ (дата обращения 20.01.2018)
6. http: //tass.ru/^aTa обращения 24.02.2018)
7. http://www.cre.ru/rus/archivnews/5/0/63707 (дата обращения 2.03.2018)
8. http://www.cre.ru/news/archivnews/id/64451 (дата обращения 20.03.2018)
9. Innovation in hospitality industry. Dzhandzhugazova E.A., Blinova E.A., Orlova L.N., Romanova M.M. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 17.
10. The Russian hotel market: condition and develohment under the crisis. Dzhandzhugazova E.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S.N. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3.