Научная статья на тему 'Состояние региональных рынков гостиничных услуг в России'

Состояние региональных рынков гостиничных услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4246
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦА / HOTEL / ГОСТИНИЧНАЯ УСЛУГА / HOTEL SERVICE / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / REGIONAL MARKET / СРЕДСТВО РАЗМЕЩЕНИЯ / ACCOMMODATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова М.В., Чкалова О.В.

Предмет. На современном этапе состояние региональных рынков гостиничных услуг становится важной составляющей повышения социально-экономической активности регионов. Проблема эффективного развития региональных рынков гостиничных услуг обусловливает особую актуальность научных исследований в этой области. Предметом исследования явились экономические отношения и процессы, обеспечивающие формирование и развитие региональных рынков гостиничных услуг. Цели. Изучение проблем и перспектив развития региональных рынков гостиничных услуг. Исследование проводилось на примере Нижнего Новгорода, где в настоящее время активно развивается рынок гостиничных услуг в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Методология. На основе общелогических методов исследований научной литературы, отчетов маркетинговых агентств, статистических данных, а также результатов собственного маркетингового исследования определены тенденции, проблемы и перспективы развития региональных рынков гостиничных услуг. Результаты. Проанализирован рынок гостиничных услуг в России и за рубежом. Приведены результаты сравнительного анализа обеспеченности российских регионов гостиничными номерами, в том числе по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом и городами Европы. Определены предпочтения клиентов при выборе гостиницы, а также проблемы, сопровождающие туристов при посещении Нижнего Новгорода. Проведен сравнительный анализ состояния гостиничных рынков в России и Китае. Выводы. Сделан вывод о существенном отставании рынка гостиничных услуг в России от уровня развитых стран и неоднородности развития региональных рынков. Показано положительное влияние на развитие российского гостиничного рынка международных операторов. Выявлены общие тенденции развития российского и китайского гостиничных рынков, что связано с общностью перехода обеих стран к рыночным реформам. Результаты исследования могут быть использованы органами власти различных уровней при разработке политики государственного регулирования рынков гостиничных услуг, программ развития и иных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of hotel services markets in Russian regions

Importance At the present stage, the condition of hotel services markets is an important component of enhancing the social and economic activity of regions. The study considers challenges and development prospects for the regional markets of hotel services. Objectives The aim is to analyze economic relations and processes in hotel services markets using the case of Nizhny Novgorod regions, which are actively developing due to forthcoming 2018 FIFA World Cup Russia. Methods Using general and logical methods of scientific literature research, marketing agency reports, statistical data and the results of our own marketing research, we revealed tendencies, problems and development prospects for regional markets of hotel services. Results We analyzed the hotel services markets in Russia and abroad. The paper presents the results of the comparative analysis of hotel accommodation availability in Russian regions as compared to Moscow, St. Petersburg and European cities, identifies customer preferences when choosing a hotel, and problems tourists face when visiting Nizhny Novgorod. We also performed a comparative analysis of the condition of hotel markets in Russia and China. Conclusions We conclude that Russian hotel services markets are substantially lagging behind those ones of developed countries. Regional markets are developing heterogeneously. There is a positive impact of international operators on the development of the Russian hotel market.

Текст научной работы на тему «Состояние региональных рынков гостиничных услуг в России»

ISSN 2311-8725 (Online) Экономическое развитие

ISSN 2073-039X (Print)

СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РОССИИ Марина Владимировна ЕФРЕМОВА3^, Ольга Владимировна ЧКАЛОВАЬ

a доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация efremovamv@iee.unn.ru

b доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой торгового дела, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация chkalovaov@iee.unn.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 19.02.2016 Одобрена 01.03.2016

УДК 330.12 JEL: D47, R10

Ключевые слова: гостиница, гостиничная услуга, региональный рынок, средство размещения

Аннотация

Предмет. На современном этапе состояние региональных рынков гостиничных услуг становится важной составляющей повышения социально-экономической активности регионов. Проблема эффективного развития региональных рынков гостиничных услуг обусловливает особую актуальность научных исследований в этой области. Предметом исследования явились экономические отношения и процессы, обеспечивающие формирование и развитие региональных рынков гостиничных услуг.

Цели. Изучение проблем и перспектив развития региональных рынков гостиничных услуг. Исследование проводилось на примере Нижнего Новгорода, где в настоящее время активно развивается рынок гостиничных услуг в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Методология. На основе общелогических методов исследований научной литературы, отчетов маркетинговых агентств, статистических данных, а также результатов собственного маркетингового исследования определены тенденции, проблемы и перспективы развития региональных рынков гостиничных услуг.

Результаты. Проанализирован рынок гостиничных услуг в России и за рубежом. Приведены результаты сравнительного анализа обеспеченности российских регионов гостиничными номерами, в том числе по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом и городами Европы. Определены предпочтения клиентов при выборе гостиницы, а также проблемы, сопровождающие туристов при посещении Нижнего Новгорода. Проведен сравнительный анализ состояния гостиничных рынков в России и Китае.

Выводы. Сделан вывод о существенном отставании рынка гостиничных услуг в России от уровня развитых стран и неоднородности развития региональных рынков. Показано положительное влияние на развитие российского гостиничного рынка международных операторов. Выявлены общие тенденции развития российского и китайского гостиничных рынков, что связано с общностью перехода обеих стран к рыночным реформам. Результаты исследования могут быть использованы органами власти различных уровней при разработке политики государственного регулирования рынков гостиничных услуг, программ развития и иных документов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Развитие гостиничной индустрии в России прошло долгий, нелегкий путь от сервиса по социалистическому типу до нынешнего разнообразия гостиничных услуг. В советский период в России единственным поставщиком и распределителем всех товаров, в том числе гостиничных услуг, было государство. В условиях неразвитых рыночных отношений предложение гостиничных услуг не соответствовало спросу, клиентам приходилось довольствоваться низкоуровневым сервисом, который предлагали немногочисленные гостиницы.

С 1990-х гг. с развитием новых экономических отношений начал формироваться и российский рынок гостиничных услуг. Значительным толчком

в развитии этой сферы стало открытие «железного занавеса». Россияне, побывав за границей, получили возможность сравнить зарубежные и российские гостиницы, что заставило последних подтягиваться до международных стандартов. Приход международных операторов также сыграл положительную роль в этом процессе.

В то же время состояние рынка гостиничных услуг в России и отдельных регионах и ныне по многим параметрам не дотягивает до уровня развитых стран. Это касается как количественных, так и качественных показателей [1-7].

Согласно данным Всемирной туристской организации, по количеству гостиничных номеров,

приходящихся на 100 чел. населения, России принадлежит 89-е место среди других стран мира1. В регионах России ситуация еще более сложная.

В настоящее время в целом по стране насчитывается по разным оценкам от 9,3 до 13 тыс.2 различных средств размещения3. В структуре всех средств размещения доля непосредственно гостиниц4 составляет 34%. Объем рынка, по оценкам экспертов, на начало 2013 г. был равен 279 млрд руб. По данным Росстата, объем платных услуг, оказанных всеми средствами размещения страны, составил 141 млрд руб. (по данным за 2012 г.).

Первое место по объему услуг, оказанных средствами размещения, занимает Центральный Федеральный округ - 51,7 млрд руб., где лидируют Москва (с оборотом 35,8 млрд руб. в 2012 г.) и Московская область (6,9 млрд руб.). За год средства размещения восьми федеральных округов, по которым проводился анализ, приняли 41 065,1 тыс. чел., общее количество ночевок при этом составило 73 492,1 тыс. (табл. 1).

В 2012 г. в Москве насчитывалось 293 гостиницы с общим номерным фондом 93 тыс. номеров. Столица с большим отрывом лидирует по финансовым показателям, получая до 40% всех доходов на гостиничном рынке страны5. Строительство гостиниц остается одним из основных приоритетов градостроительной политики столицы на ближайшие годы. К 2025 г. в городе должны функционировать 535 гостиниц с общим номерным фондом 150 тыс. номеров.

Лидером в Северо-Западном федеральном округе является Санкт-Петербург. При общем объеме

1 World Economic Forum. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013, 485 р.

2 Исследование рынков. Российский рынок гостиничных услуг. URL:

http://marketing.rbc.ru/articles/04/07/2013/562949987713422. shtml

3 Средство размещения - помещение, используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения (стандарт ГОСТ Р 51185-2009. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования).

4 Гостиницы - предприятия, предоставляющие услуги размещения и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг (стандарт ГОСТ Р 51185-2009. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования).

5 О деятельности Комитета по туризму и гостиничному

хозяйству города Москвы в 2013 году и планах на 2014 год.

URL: http://www.slideshare.net/mos_ru/2013-2014-34075145

рынка округа в 18,8 млрд руб. 11,7 млрд руб. приходится на северную столицу. За 2012 г. Санкт-Петербург принял 5 785,6 тыс. гостей, которые провели в городе 12 716,2 тыс. ночевок. В Санкт-Петербурге в 2013 г. функционировали 134 гостиницы (без учета мини-гостиниц, ведомственных гостиниц и хостелов) с общим объемом более 19 тыс. номеров6.

Особенностью рынка Санкт-Петербурга является наличие большого количества малых отелей и хостелов. Благодаря низким ценам и хорошим местам расположения, они востребованы туристами, приезжающими в северную столицу.

Абсолютным лидером Южного федерального округа в 2012 г. стал Краснодарский край: на него приходится 20,6 млрд руб. из 24,4 млрд руб. общего оборота округа. Всего в округе услугами средств размещения воспользовались 4 633,5 тыс. гостей, из них 3 072,9 тыс. размещались в Краснодарском крае.

Оборот средств размещения Приволжского федерального округа в 2012 г. составил 15,2 млрд руб. Лидером является Республика Татарстан (3,4 млрд руб.), принявшая 1 430,5 тыс. гостей. Далее следует Республика Башкортостан -2,7 млрд руб. (876,2 тыс. гостей). Оборот средств размещения Нижегородской области составил 2,1 млрд руб.

Гостиницы и аналогичные средства размещения Уральского федерального округа получили 11 млрд руб., приняв в 2012 г. 3 446,4 тыс. гостей. Лидерами по обороту являются Тюменская область (в том числе Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ - 4,4 млрд руб.) и Свердловская область (4,1 млрд руб.). Третье место принадлежит Челябинской области - 2,2 млрд руб.

Объем реализованных услуг средств размещения Сибирского федерального округа в 2012 г. составил 9,5 млрд руб., из них по 1,7 млрд руб. приходится на Новосибирскую область и Красноярский край, 1,3 млрд руб. - на Иркутскую область, 1,1 млрд руб. - на Кемеровскую область.

Оборот средств размещения Дальневосточного федерального округа был равен 7,7 млрд руб., количество размещенных - 2 351,8 тыс. чел.

6 Галицкая Б. Рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга за 2013 год. URL:

http://datahomes.ru/novosti_stroitelstva/russiannews/rynok-gostinichnoj-nedvizhimosti-sankt-peterburga-za-2013-god.html

Наилучшие результаты показали Приморский (2,3 млрд руб.) и Хабаровский (2,1 млрд руб.) края.

Замыкает рейтинг Северо-Кавказский

федеральный округ: его выручка составила 2,6 млрд руб. Наилучший показатель имеет Ставропольский край - 1,5 млрд руб., принявший 834,3 тыс. гостей.

Как показали проведенные исследования, большая доля рынка гостиничных услуг (около 70%) сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге7. Гостиничных номеров в этих городах почти в два раза больше, чем во всех остальных городах-миллионниках России вместе взятых. Вместе с тем Москва и Санкт-Петербург, занимая лидирующие позиции на российском рынке гостиничных услуг, значительно отстают от многих европейских городов (рис. 1). Так, в Праге количество гостиничных номеров на 1 000 чел. населения составляет 12,5, в Берлине - 14,5, в Вене - 26, в Амстердаме - 35,4. В то время как в Москве -только 10, в Санкт-Петербурге - 7,28. В США аналогичный показатель значительно больше и колеблется от 40 до 50.

Очевидно, что решить проблему слабого развития гостиничной индустрии в России только за счет улучшения количественных характеристик невозможно. Важно, чтобы гостиницы были заполнены туристами. В связи с этим развивать гостиничный рынок нужно в комплексе с развитием рынка туризма. Только увеличив число прибытий туристов в регион, можно достичь результатов. Об этом свидетельствуют и результаты европейского и американского опыта. К примеру, большое количество гостиниц в Европе оправдано привлекательностью европейских городов для въездного туризма. Гостиничный рынок в США поддерживается высоким внутренним спросом [8]. Поэтому одной из задач авторского исследования является выявление проблем развития туризма в российских регионах.

Состояние региональных гостиничных рынков существенно отличается от Москвы и Санкт-Петербурга (табл. 2).

Среди региональных рынков гостиничных услуг лидирует Казань, где на 1 000 чел. населения

7 Исследование рынков. Российский рынок гостиничных услуг. URL:

http://marketing.rbc.ru/articles/04/07/2013/562949987713422. shtml

8 О Программе размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге: постановление правительства Санкт-Петербурга от 06.07.2004 № 1268.

приходится 5,2 номера. В других городах-миллионниках ситуация примерно одинакова -аналогичный показатель составляет от 3,1 до 3,9. Неразвитость российских региональных рынков гостиничных услуг в какой-то степени обусловлена доставшимся наследием советского периода, когда многие регионы были закрыты для въезда туристов. Ситуация слабо улучшается и сегодня, что прежде всего связано с неразвитостью внутреннего туристического рынка. Как, известно россияне предпочитают отдыхать в Египте, Таиланде и других странах, а не в России9. Согласно статистике, в настоящее время выездной поток из России в 8 раз превышает въездной.

Хорошим импульсом для развития региональных рынков гостиничных услуг стало проведение крупномасштабных спортивных мероприятий. Так, XXII Олимпийские зимние игры 2014 г. инициировали увеличение номерного фонда в Сочи почти в два раза: до Олимпиады объем предложения составлял около 25 тыс. номеров, после- около 48 тыс. номеров10. Всемирная летняя Универсиада, которая проходила в 2013 г. в Казани, также инициировала увеличение гостиничных номеров. В результате Казань с номерным фондом

6 100 номеров, опережает все остальные города России (без учета Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи).

Аналогичная ситуация складывается в городах -участниках XXI Чемпионата мира по футболу 2018 г.: в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Сочи, Самаре, Саранске. Только в Нижнем Новгороде согласно требованиям Международной федерации футбольных ассоциаций к 2018 г. необходимо построить почти половину от имеющихся сегодня гостиниц. В настоящее время, по оценкам экспертов, номерной фонд Нижнего Новгорода чуть более 4 тыс. номеров, в то время как город к Чемпионату мира должен обеспечить минимум

7 760 гостиничных номеров, в том числе:

• 150 номеров в гостиницах категории «5 звезд» (2 гостиницы);

• 860 номеров в гостиницах категории «4-5 звезд» (8 гостиниц);

9 Выездной турпоток из России в 8 раз превышает въездной. URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/23561.html

10 Обзор рынка гостеприимства г. Сочи. URL: http://www.service-management.ru/wp-content/uploads/2013/04/obzor_sochi.pdf

• 750 номеров в гостиницах категории «3-4 звезды» (8 гостиниц);

• 6 000 номеров в гостиницах категории «2 звезды» (30 гостиниц)11.

В настоящее время во всех городах -организаторах Чемпионата мира по футболу 2018 г. ведется активное строительство гостиниц. В Нижнем Новгороде на стадии строительства находятся 33 новые гостиницы. Однако при этом крайне велик риск низкой загрузки введенных объектов после проведения мероприятий. И если Москва и Санкт-Петербург, благодаря высокой деловой активности и туристической привлекательности, и при высоком предложении не будут испытывать проблем с заполняемостью, в регионах ситуация складывается гораздо хуже.

Так, на перенасыщенном рынке гостиничных услуг Казани уже началась распродажа активов. Собственники минимум шести отелей продают свой бизнес. Среди этих предложений и построенные к Универсиаде гостиницы «Олимп», «Булгар» и др.12. Таким образом, с одной стороны, региональные рынки городов - участников Чемпионата мира по футболу 2018 г. нуждаются в строительстве новых гостиниц, с другой стороны, очевидна проблема низкой загрузки гостиниц после проведения спортивных мероприятий.

В мировой практике накоплен определенный опыт, показывающий результаты влияния крупных мероприятий, подобных Олимпийским играм и мировым спортивным чемпионатам, на привлекательность региона для туристов после их проведения. Согласно мнению авторитетных экспертов компании Jones Lang LaSalle Hotels, существуют две модели влияния проведения крупного мероприятия на динамику туризма. Суть первой модели, называемой «Удовлетворенное любопытство», проявляется в значительном увеличении туристского потока в период проведения мероприятия и резким снижением после него. По такому пути пошли Атланта (1996 г.) и Солт-Лейк-Сити (2002 г.). Очевидно, что подобный сценарий не может быть привлекателен для постолимпийского Сочи или других российских городов - участников Чемпионата мира по футболу 2018 г.

11 Об утверждении муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода в 20122016 годах»: постановление Администрации Нижнего Новгорода от 08.06.2012 № 2290.

12 Казань распродает отели. URL: http://www.ratanews.ru

Вторая модель «Открытие возможностей города» противоположна первой и приводит к значительному увеличению туристского потока как в период проведения мероприятия, так и после него. Этот сценарий развивали в Сеуле (1998 г.) и Барселоне (1992 г.). Вне всяких сомнений, именно он должен быть реализован в России, в первую очередь в Сочи.

Рассмотрим, как складывается ситуация на гостиничном рынке Сочи в настоящее время, после проведения Олимпийских игр. По мнению экспертов, предложение гостиничных услуг во всех сегментах значительно превышает спрос. Несмотря на качественное предложение, в том числе брэндовых гостиниц, управляемых международными операторами, многие объекты сегодня простаивают. Так, заполняемость гостиниц курорта «Роза Хутор» в летний сезон не превышала 20%. Среди основных проблем, препятствующих увеличению заполняемости сочинских гостиниц российскими туристами, эксперты называют:

• неблагоприятную политико-экономическую ситуацию в связи с событиями на Украине;

• недостаток событийных мероприятий для привлечения туристов;

• дорогие перелеты из Москвы, Петербурга и других российских городов.

Главным направлением вовлечения объектов олимпийской инфраструктуры в туристскую отрасль после проведения крупных спортивных событий, по нашему мнению, является разработка и реализация комплексной программы развития внутреннего туризма в регионах. При этом у каждого конкретного региона стратегия развития туризма должна быть уникальной. Сочи необходимо развивать как комплексную туристическую дестинацию, привлекательную для разнообразных видов туризма, которые будут востребованы круглый год. Надежда только на пляжный туризм себя не может оправдать, так как пляжных ресурсов недостаточно для заполняемости гостиниц в течение всего года. По мнению экспертов Jones Lang LaSalle Hotels, регион целесообразно развивать по линии горнолыжного, делового туризма, а также туров выходного дня для жителей России.

Фундаментальные изменения, которые переживает российский рынок гостиничных услуг, перекликаются с проводимыми реформами реструктуризации гостиниц в Китае [9]. В

контексте общности политических

преобразований этих стран при переходе от централизованной плановой экономики к рынку опыт Китая представляет для российских исследователей особый интерес. Как показали проведенные исследования [10], в настоящее время Китай переживает бум строительства гостиниц, многие из которых передаются в управление международным операторам. По мнению китайских исследователей, технологии иностранного менеджмента, с одной стороны, способствуют значительному улучшению качественных показателей [11, 12]. С другой стороны, это приводит к жесткой конкуренции, к которой оказались не готовы многие местные гостиницы, находящиеся в собственности государства [13, 14].

Результаты SWOT-анализа, показанные в работе [15], свидетельствуют о хороших перспективах развития гостиничной индустрии в Китае. В числе сильных сторон исследователи называют растущий рынок и меры, предпринимаемые государством для модернизации гостиниц. К слабым сторонам, представляющим

потенциальную угрозу для развития гостиничного сектора в Китае, отнесены проявления избыточного государственного управления.

Эффективное развитие гостиничного сектора в Китае во многом обусловлено привлекательностью страны для иностранных туристов. В настоящее время по числу прибывающих туристов Китай занимает третье место в мире. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации к 2020 г. Китай будет мировым лидеров по количеству туристских прибытий [11]. Китайские исследователи утверждают, что привлекательность Китая в качестве туристической дестинации обусловлена прежде всего культурными объектами, которые вызывают большой интерес у иностранных туристов [16].

Более детальное исследование состояния региональных рынков гостиничных услуг проведено на примере Нижнего Новгорода. Метод исследования - мониторинг сайтов гостиниц города, изучение статистических данных, специальной и научной литературы, отчетов региональных органов власти по теме исследования. Исследование проводилось в январе 2014 г. Как показал анализ, по состоянию на 1 января 2014 г. в Нижегородской области функционировали 104 гостиницы, из них 79 в черте города, 25 - за городом. Количество гостиничных номеров в Нижнем Новгороде на

1 000 чел. населения составляет 3,8, что соответствует общей ситуации в крупных российских регионах (рис. 2).

В городе преобладают малые отели с номерным фондом менее 10, их доля от общего количества гостиниц в городе составляет 37,9%. Далее следуют гостиницы с количеством номеров от 11 до 30 (23 гостиницы, или 29,1%). Третье место принадлежит гостиницам с количеством номеров от 31 до 50 (10 гостиниц, или 12,6%). Безусловными лидерами рынка являются гостиницы с номерным фондом более 150 номеров и хотя их количество в абсолютном значении невелико, их номерной фонд составляет более трети от емкости всего рынка.

Важным преимуществом этих гостиниц является развитая инфраструктура. Они могут предложить не только услуги по проживанию, но и комплекс дополнительных услуг: бизнес-услуги, питание, развлечения, спортивно-оздоровительные,

экскурсионные мероприятия и пр.

Средняя загрузка нижегородских гостиниц составляет порядка 50-60%. Этот показатель меняется в зависимости от сезонов и дней недели. В зимне-весенний период и будние дни загрузка увеличивается до 70-80%, в выходные и праздничные дни падает до 20%. Это объясняется тем, что Нижний Новгород привлекателен прежде всего для бизнес-туристов, активность которых снижается в летние месяцы и праздничные дни. Что касается загородных отелей, то здесь картина обратная: заполняемость в выходные дни здесь максимальная, в будние дни - падает.

На фоне усиления позиций международных операторов на российском гостиничном рынке Нижний Новгород значительно уступает по данному показателю многим регионам страны, имея лишь одну гостиницу европейской сети Accor - Ibis на 210 номеров (табл. 3). Согласно прогнозам, к 2019 г. в Нижнем Новгороде планируется увеличение активов сетевых операторов на 900 номеров, в том числе таких операторов, как Accor, Intercontinental Hotel Group, Kempinski Hotels, Marriott International, Rezidor Hotel Group13. По мнению экспертов компании Rezidor Hotel Group [8], этап вхождения международных операторов на российский рынок, начатый с Москвы и Санкт-Петербурга, уже завершен. Дальнейший рост международных

13 Обзор международных гостиничных операторов в России. URL: http://www.frontdesk.ru

гостиничных брэндов на российском рынке будет происходить в регионах.

В целом по России на январь 2014 г. в состав международных сетей входили 107 гостиниц. Лидерами российского рынка остаются Carlson Rezidor Hotel Group, Accor Hotels, InterContinental Hotel Group и Marriott International.

Большая часть гостиниц под брендами международных операторов сосредоточена в Москве: 41 гостиница на 11 тыс. номеров, или 42% от общего номерного фонда международных операторов в России. Основное количество московских гостиниц, управляемых

международными операторами, имеет категорию «4-5 звезд» - 29 гостиниц; 12 гостиниц -категорию «3 звезды». В 2013 г. в Москве были открыты новые сетевые отели Novotel Moscow City (3б0 номеров), Kempinski Nikolskaya (211 номеров), Sheraton Moscow Sheremetyevo Airport (342 номера) и три гостиницы группы Accor IBIS-Adagio-Mercure Bakhrushina (190, 149 и 153 номера). К 2019 г. номерной фонд сетевых гостиниц в Москве может увеличиться до 22 тыс.

14

номеров14.

В Санкт-Петербурге под брэндами международных операторов в настоящее время функционируют 24 гостиницы на б 911 номеров. Лидером является Carson Rezidor, под брэндом которого работают 5 гостиниц на 2 б40 номеров. Согласно прогнозам, к 2019 г. номерной фонд сетевых отелей в Санкт-Петербурге достигнет 9 тыс. номеров15.

Третье место по количеству гостиниц, находящихся под управлением международных операторов, принадлежит Сочи. К Олимпийским играм там были построены такие высококлассные отели, как Radisson Blu Paradise Resort (50S номеров, 2013 г.), Pullman / Mercure Центр (350 номеров, 2013 г.) Hyatt Regency Sochi (19S номеров, 2014 г.), Swissotel Sochi Камелия (203 номера, 2014 г.).

Статус гостиницы в значительной степени определяет наличие звездочной категории. В Нижнем Новгороде звездочную категорию получили только семь гостиниц: категорию «3 звезды» - 4 гостиницы, категорию «4 звезды» - 3 гостиницы. В Нижегородской области еще две гостиницы имеют звездный статус (гостиница

14 Обзор международных гостиничных операторов в России. URL: http://www.frontdesk.ru

15 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Баташев» - «4 звезды» в Выксе) и гостиничный комплекс «Дивеевская Слобода» (с. Дивеево) -«3 звезды»). Еще около 10 гостиниц города могли бы претендовать на категорию 3 звезды.

Гостиницы, имеющие звездочную категорию, по качественному состоянию в наибольшей степени соответствуют современным требованиям и готовы предоставить гостю не только услуги проживания, но и широкий спектр дополнительных услуг: питание, спортивный досуг, проведение конференций, бизнес-встреч и пр.

Как показали проведенные нами исследования, в большинстве случаев причиной неготовности многих нижегородских гостиниц к расширению дополнительных услуг является недостаток площадей в гостиницах. Часто это вызвано не столько ограниченностью финансовых ресурсов, сколько отсутствием свободных земельных участков для строительства. Лишь немногие гостиницы имеют возможность пристроить дополнительные площади к уже имеющимся объектам. Одним из таких примеров на нижегородском рынке гостиничных услуг является «Гранд Отель Ока», который в 2010 г. завершил строительство нового корпуса категории «4 звезды» вместимостью 139 номеров. Его инфраструктура в полной степени отвечает современным требованиям, предлагая гостям конгресс-центр с комфортабельными конференц-залами от 15 до 210 посадочных мест, фитнес-клуб с 25-метровым бассейном на три дорожки, тренажерный зал и залы для групповых программ.

Для более детального исследования нижегородского регионального рынка было проведено маркетинговое исследование на основе анкетирования гостей города [17]. Объем выборки составил 193 чел. Выборка формировалась методом случайного отбора. Место проведения исследования - железнодорожный вокзал, аэропорт, центральные улицы города, Нижегородская ярмарка.

Как показали проведенные исследования, целью приезда гостей в Нижний Новгород в основном является командировка - 22,8% от общего числа опрошенных. Почти пятая часть от всех опрошенных (20,7%) приехали погостить к родственникам или друзьям. Далее следуют посетившие город с целью бизнеса - 19,7%, чуть меньше голосов составляет посещение города с целью учебы или стажировки - 18,7%. Наименьшее количество голосов приходится на

визит в Нижний Новгород для осмотра города (4,7%) и лечения (4,1%) (рис. 3).

Изучение цели поездки имеет существенное значение в формировании гостиничной инфраструктуры. Учитывая высокую

посещаемость города командировочными и бизнес-туристами, большинство гостиниц Нижнего Новгорода фокусируют свою работу на обслуживании этих категорий гостей, предоставляя комплекс бизнес-услуг, начиная от номеров до конференц-залов, переговорных комнат, услуг переводчиков и пр.

Интересно, что почти треть опрошенных респондентов не пользуется гостиничными услугами, останавливаясь у родственников или друзей - 30,1% (рис. 4). Это объясняется национальными традициями россиян.

Большинство наших соотечественников в отличие от европейцев не позволяют родственникам и друзьям проживать в гостинице. Считается, что гостеприимный хозяин обязательно это должен сделать в своей, пусть и очень маленькой квартире.

Относительно частоты пользования гостиницами ответы распределились следующим образом: 34,7% приходится на респондентов, которые пользуются гостиничными услугами чаще одного раза в год, почти 16% - реже 1 раза в год, 13% -раз в год. При этом 35,8% опрошенных не пользуются гостиничными услугами вовсе.

К числу основных факторов, влияющих на выбор гостиницы, относятся местоположение - так ответили 19,4% от общего числа респондентов, опыт проживания - 14,7%, цена - 13,9%, уровень сервиса - 12,3%. Чуть меньшее количество голосов пришлось на рекомендации знакомых (11,5%) и хорошую транспортную развязку (10,7%) (рис. 5).

Выявленная в ходе анализа зависимость между полом респондентов и факторами выбора гостиниц показала, что как для мужчин (41,5%), так и для женщин (27,6%) основным фактором выбора гостиницы является удобное место расположения. Опыт предыдущего проживания в гостинице наиболее существенен для мужчин, чем для женщин. Женщины в свою очередь большее внимание уделяют уровню безопасности.

Как свидетельствуют данные опроса, основным источником информации при выборе гостиницы является Интернет (61,7%), второе место принадлежит положительным рекомендациям

друзей и близких, которые уже проживали в этой гостинице, третье место - газетам и журналам (13%).

Основным способом бронирования номеров в нижегородских гостиницах является бронирование через Интернет - так ответили чуть более половины (50,8%) респондентов. Далее следует вариант заселения без предварительного бронирования (28,5%). Пятая часть опрошенных сами не занимались бронированием (20,7%), так как данная работа была проделана пригласившей их организацией.

Заполняемость гостиниц в значительной степени зависит от посещаемости города туристами. Поэтому одной из задач исследования было выявление проблем, сопровождающих туристов в Нижнем Новгороде. В результате анкетирования было установлено, что больше всего гости города недовольны работой общественного транспорта (22,8%) и высокими ценами на гостиничные услуги (18,1%); 11,9% опрошенных указали на отсутствие в городе информационных указателей. Почти треть опрошенных (32,6%) выбрала вариант ответа «другое», в большинстве случаев имея в виду большие пробки на дорогах (рис. 6).

Гостями Нижнего Новгорода наиболее востребованы гостиницы эконом-класса категории «2-3 звезды», предлагающие номера, доступные для среднего класса и с хорошим уровнем сервиса. О том, что в городе не хватает качественных недорогих гостиниц, специалисты говорят уже давно, более того, дефицит «двух-трехзвездного» предложения является общероссийской проблемой.

Таким образом, проведенное исследование позволило проанализировать состояние и перспективы развития российских региональных рынков гостиничных услуг. Установлено, что наиболее развитыми являются рынки Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Казани, где обеспеченность гостиничными номерами максимальная. Однако на фоне городов Европы даже эти города сильно проигрывают. Строительство новых современных гостиниц в регионах России инициируют крупные мероприятия, в частности в настоящее время в 11 российских городах ведется подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Только в Нижнем Новгороде необходимо построить почти половину от имеющихся ныне гостиничных номеров. При этом вызывает серьезные опасения риск низкой загрузки

гостиниц после проведения соревновании, так как даже в настоящее время загрузка многих гостиниц в низкий сезон падает до 20%.

Положительное влияние на рынок гостиничных услуг вызвал приход международных операторов. Наибольшее количество гостиниц, входящих в международные сети, находится в Москве и Санкт-Петербурге. Однако этап вхождения международных операторов на российский рынок, начатый с Москвы и Санкт-Петербурга, уже завершен и дальнейший рост международных гостиничных брэндов будет происходить в регионах. Анализ российского и китайского гостиничных рынков показал наличие похожих тенденций развития, связанных с общностью исторического пути развития и переходом к

рыночным реформам. Анкетирование гостей Нижнего Новгорода свидетельствует, что среди проблем, сопровождающих туристов, респонденты отметили плохую работу общественного транспорта, пробки на дорогах, высокие цены в гостиницах и отсутствие информационных указателей для туристов. При выборе гостиниц большое значение имеет местоположение, опыт проживания в гостинице, цена, уровень сервиса, рекомендации знакомых и наличие транспортной развязки. Меньше всего голосов отдано за безопасность гостиниц. По мнению исследователей, это можно признать положительным фактором, поскольку благодаря работе отельеров по обеспечению безопасности, эта проблема при проживании в гостиницах отсутствует.

Таблица 1

Показатели, характеризующие состояние региональных рынков гостиничных услуг в 2012 г.

Федеральный округ Количество гостиниц и аналогичных средств размещения Количество ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс. Количество размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд руб.

Центральный 1 588 23 409,3 11 923,7 51,7

Северо-Западный 1 200 12 716,2 5 785,6 18,8

Южный 1 603 9 742,5 4 633,5 24,4

Приволжский 1 553 9 604,1 6 819,6 15,2

Уральский 899 6 066,8 3 446,4 11

Сибирский 1 465 6 428,9 4 738 9,5

Дальневосточный 752 3 958,1 2 351,8 7,7

Северо-Кавказский 256 1 566,2 1 366,4 2,6

Всего по РФ 9 316 73 492,1 41 065,1 141

Источник: данные Росстата Таблица 2

Обеспеченность российских городов гостиничными номерами

Город Население, тыс. чел. Общее количество гостиничных номеров Количество гостиничных номеров на 1 000 чел. населения

Казань 1 176,2 6 100 5,2

Самара 1 171,6 4 550 3,9

Нижний Новгород 1 259,9 4 820 3,8

Екатеринбург 1 429,4 5 300 3,7

Новосибирск 1 523,8 4 750 3,1

Источник: данные Росстата

Таблица 3

Распределение номерного фонда международных операторов в российских городах

Город Количество номеров, тыс. Ранг города

2013 г. 2019 г. (прогноз)

Москва 11 22 1

Санкт-Петербург 6,9 9 2

Сочи 2,5 5 3

Екатеринбург 1,1 1,4 4

Казань 0,6 1,3 5

Нижний Новгород 0,2 9*

* 9-е место после Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Екатеринбурга, Казани, Самары, Калининграда, Ярославля. Источник: Обзор международных гостиничных операторов в России. URL: http://www.frontdesk.ru

Рисунок 1

Количество гостиничных номеров на 1 000 чел. населения в городах Европы

Рисунок 2

Распределение гостиниц Нижнего Новгорода по количеству номеров

Рисунок 3

Распределение целей приезда гостей в Нижний Новгород

Источник: составлено авторами по результатам маркетингового исследования на основе анкетирования Рисунок 4

Варианты размещения приезжих в Нижнем Новгороде

Источник: составлено авторами по результатам маркетингового исследования на основе анкетирования

Рисунок 5

Факторы, влияющие на выбор гостиницы в Нижнем Новгороде

Источник: составлено авторами по результатам маркетингового исследования на основе анкетирования Рисунок 6

Проблемы, сопровождающие туристов в Нижнем Новгороде

Источник: составлено авторами по результатам маркетингового исследования на основе анкетирования

Список литературы

1. Ольшанская О.Г. Мировой рынок гостиничных услуг: место России. М.: Научная книга, 2010. 152 с.

2. Якименко М.В. Состояние, проблемы и перспективы гостиничного рынка России // Известия Южного федерального университета. 2011. Вып. 11. Т. 124. С. 93-97.

3. Ромашкина О.П. Проблемы и перспективы развития гостиничного рынка Москвы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. Вып. 8. С. 166-176.

4. Гареев Р.Р. Анализ гостиничного рынка Республики Башкортостан и перспективы его развития // Молодой ученый. 2015. № 19. С. 367-370.

5. Ефимов О.Н., Гурьянова А.Д. Пути совершенствования услуг гостиничного предприятия в туристском бизнесе в Республике Башкортостан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014.№ 12. С. 60-64.

6. Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России // Теория и практика общественного развития. 2012. Вып. 2. С. 296-298.

7. Федоров Р.Г., Кошелева Е.А. О развитии гостиничных услуг в регионах с низкой туристской привлекательностью // Российское предпринимательство. 2013. № 6. С. 127-132.

8. Черненко В.А., Качалова О.И., Локтева О.А. Современные тенденции в развитии гостиничного сервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. 2013. № 1. С. 113-117.

9. Ray Pine, Pingshu Qi. Barriers to hotel chain development in China // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2004. Vol. 16. Iss. 1. P. 37-44. doi: http://dx.doi.org/10.1108/09596110410516543

10. Ray Pine. China's hotel industry: serving a massive market // The Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. 2002. Vol. 43. Iss. 3. P. 61-70. doi: 10.1016/S0010-8804(02)80019-2

11. Ray Pine, Paul Phillips. Performance comparisons of hotels in China // International Journal of Hospitality Management. 2005. Vol. 24. Iss. 1. P. 57-73. doi:10.1016/j.ijhm.2004.04.004

12. Lawrence Yu. Hotel development and structures in China // International Journal of Hospitality Management. 1992. Vol. 11. Iss. 2. P. 99-110. doi:10.1016/0278-4319(92)90004-F

13. Nelson Tsang, Hailin Qu. Service quality in China's hotel industry: a perspective from tourists and hotel managers // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2000. Vol. 12. Iss. 5. P. 316-326. doi: http://dx.doi.org/10.1108/09596110010339706

14. Clancy M. Commodity chains, services and development: theory and preliminary evidence from the tourism industry // Review of International Political Economy. 1998. Vol. 5. Iss. 1. P. 122-148. doi: 10.1080/096922998347679

15. Larry Yu, Gu Huimin. Hotel Reform in China. A SWOT analysis. Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. 2005. Vol. 46. № 2. P. 153-169. doi: 10.1177/0010880404273892

16. Chih-Hai Yang, Hui-Lin Lin, Chia-Chun Han. Analysis of international tourist arrivals in China: The role of World Heritage Sites // Tourism Management. 2010. Vol. 31. Iss. 6. P. 827-837. doi: 10.1016/j.tourman.2009.08.008

17. Ефремова М.В., Мельничкина Н.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского рынка гостиничных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3. C. 3-12.

ISSN 2311-8725 (Online) Economic Advancement

ISSN 2073-039X (Print)

THE STATUS OF HOTEL SERVICES MARKETS IN RUSSIAN REGIONS Marina V. EFREMOVA"', Ol'ga V. CHKALOVAb

a Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation efremovamv@iee.unn.ru

b Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation chkalovaov@iee.unn.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 19 February 2016 Accepted 1 March 2016

JEL classification: D47, R10

Keywords: hotel, hotel service, regional market, accommodation

Abstract

Importance At the present stage, the condition of hotel services markets is an important component of enhancing the social and economic activity of regions. The study considers challenges and development prospects for the regional markets of hotel services.

Objectives The aim is to analyze economic relations and processes in hotel services markets using the case of Nizhny Novgorod regions, which are actively developing due to forthcoming 2018 FIFA World Cup Russia.

Methods Using general and logical methods of scientific literature research, marketing agency reports, statistical data and the results of our own marketing research, we revealed tendencies, problems and development prospects for regional markets of hotel services.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results We analyzed the hotel services markets in Russia and abroad. The paper presents the results of the comparative analysis of hotel accommodation availability in Russian regions as compared to Moscow, St. Petersburg and European cities, identifies customer preferences when choosing a hotel, and problems tourists face when visiting Nizhny Novgorod. We also performed a comparative analysis of the condition of hotel markets in Russia and China.

Conclusions We conclude that Russian hotel services markets are substantially lagging behind those ones of developed countries. Regional markets are developing heterogeneously. There is a positive impact of international operators on the development of the Russian hotel market.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Ol'shanskaya O.G. Mirovoi rynok gostinichnykh uslug: mesto Rossii [The world market of hotel services: the place of Russia]. Moscow, Nauchnaya kniga Publ., 2010, 152 p.

2. Yakimenko M.V. Sostoyanie, problemy i perspektivy gostinichnogo rynka Rossii [Status, problems and prospects of the hotel market in Russia]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta = Proceedings of Southern Federal University, 2011, vol. 124, iss. 11, pp. 93-97.

3. Romashkina O.P. Problemy i perspektivy razvitiya gostinichnogo rynka Moskvy [Problems and development prospects for the Moscow hotel market]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta = MSLU Vestnik, 2012, iss. 8, pp. 166-176.

4. Gareev R.R. Analiz gostinichnogo rynka Respubliki Bashkortostan i perspektivy ego razvitiya [An analysis of the hotel market in the Republic of Bashkortostan and its development prospects]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 19, pp. 367-370.

5. Efimov O.N., Gur'yanova A.D. Puti sovershenstvovaniya uslug gostinichnogo predpriyatiya v turistskom biznese v Respublike Bashkortostan [Ways to improve the hotel services in the travel industry of the Republic of Bashkortostan]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii = Economics and Innovations Management, 2014, no. 12, pp. 60-64.

6. Nosov I.V. Sostoyanie i osobennosti razvitiya rynka gostinichnykh uslug v Rossii [Status and specifics of the hotel services market's development in Russia]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2012, vol. 2, pp. 296-298.

7. Fedorov R.G., Kosheleva E.A. O razvitii gostinichnykh uslug v regionakh s nizkoi turistskoi privlekatel'nost'yu [On developing the hotel services in regions with low tourist attraction]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 6, pp. 127-132.

8. Chemenko V.A., Kachalova O.I., Lokteva O.A. Sovremennye tendentsii v razvitii gostinichnogo servisa [Modern trends in hotel services development]. Tekhniko-tekhnologicheskie problemy servisa = Technical and Technological Problems of Service Sphere, 2013, no. 1, pp. 113-117.

9. Ray Pine, Pingshu Qi. Barriers to Hotel Chain Development in China.

International Journal of Contemporary Hospitality Management, 2004, vol. 16, iss. 1, pp. 37-44. doi: http://dx.doi.org/10.1108/09596110410516543

10. Ray Pine. China's Hotel Industry: Serving a Massive Market. The Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly, 2002, vol. 4, iss. 3, pp. 61-70. doi: 10.1016/S0010-8804(02)80019-2

11. Ray Pine, Paul Phillips. Performance Comparisons of Hotels in China. International Journal of Hospitality Management, 2005, vol. 24, iss. 1, pp. 57-73. doi: 10.1016/j.ijhm.2004.04.004

12. Lawrence Yu. Hotel Development and Structures in China. International Journal of Hospitality Management, 1992, vol. 11, iss. 2, pp. 99-110. doi: 10.1016/0278-4319(92)90004-F

13. Nelson Tsang, Hailin Qu. Service Quality in China's Hotel Industry: A Perspective from Tourists and Hotel Managers. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 2000, vol. 12, iss. 5, pp. 316-326. doi: http://dx.doi.org/10.1108/09596110010339706

14. Clancy M. Commodity Chains, Services and Development: Theory and Preliminary Evidence from the Tourism Industry. Review of International Political Economy, 1998, vol. 5, iss. 1, pp. 122-148. doi: 10.1080/096922998347679

15. Larry Yu, Gu Huimin. Hotel Reform in China. A SWOT analysis. Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly, 2005, vol. 46, no. 2, pp. 153-169. doi: 10.1177/0010880404273892

16. Chih-Hai Yang, Hui-Lin Lin, Chia-Chun Han. Analysis of International Tourist Arrivals in China: The Role of World Heritage Sites. Tourism Management, 2010, vol. 31, iss. 6, pp. 827-837. doi: 10.1016/j.tourman.2009.08.008

17. Efremova M.V., Mel'nichkina N.V. Problemy i perspektivy razvitiya nizhegorodskogo rynka gostinichnykh uslug [Problems and development prospects for the Nizhny Novgorod hotel services market]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2012, no. 3, pp. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.