Научная статья на тему 'Анализ учебных планов профессиональной подготовки студентов по туризму и гостеприимству в Китайской Народной республике'

Анализ учебных планов профессиональной подготовки студентов по туризму и гостеприимству в Китайской Народной республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА И УНИ ВЕРСИТЕТЫ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / THEORETICAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING / TOURISM INDUSTRY / TOURISM EDUCATION CURRICULUM / VOCATIONAL SCHOOLS AND UNIVERSITIES IN THE TOURISM EDUCATION CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черников А. М.

Приведен анализ учебных планов профессиональной подготовки студентов по туризму и гостеприимству в Китайской Народной Республике на примере высшего учебного за ведения Qiongzhou University. Рассматриваются особенности профессиональных учеб ных планов для подготовки студентов туристских специальностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Curriculum analysis of professional tourism and hospitality education in The People’s Republic of Chin

The article analyzes the curriculum toward training in tourism and hospitality industry in the People’s Republic of China on the example of the higher education institution Qiongzhou University. The features of the professional curricula to prepare students. The emphasis is on the review of the curriculum

Текст научной работы на тему «Анализ учебных планов профессиональной подготовки студентов по туризму и гостеприимству в Китайской Народной республике»

УДК 378.1

А.М. ЧЕРНИКОВ

анализ учебных планов профессиональной подготовки студентов по туризму и гостеприимству в китайской народной республике

Приведен анализ учебных планов профессиональной подготовки студентов по туризму и гостеприимству в Китайской Народной Республике на примере высшего учебного заведения Qiongzhou University. Рассматриваются особенности профессиональных учебных планов для подготовки студентов туристских специальностей.

Ключевые слова: теоретическая подготовка, профессиональное образование, туристская индустрия, учебная программа туристского образования, профессиональная школа и университеты туристского образования, учебный план.

The article analyzes the curriculum toward training in tourism and hospitality industry in the People's Republic of China on the example of the higher education institution Qiongzhou University. The features of the professional curricula to prepare students. The emphasis is on the review of the curriculum.

Key words: theoretical training, vocational training, tourism industry, tourism education curriculum, vocational schools and universities in the tourism education curriculum.

Туризм в Китайской Народной Республике сегодня - это настоящая индустрия с миллиардными оборотами. И она с каждым годом все больше нуждается в людях, прошедших теоретическое и практическое обучение, т.е. имеющих высшее образование по направлению подготовки «Туризм и менеджмент гостеприимства» [1].

Для того чтобы приступить к обучению, необходимо составить учебный план, учитывающий специфику индустрии туризма и гостеприимства в том или ином направлении. Учебный план должен подчеркнуть важность развития карьеры в сфере гостеприимства и туризма и предоставить требования к более высоким уровням ответственности и оплаты труда, которые способствуют подготовке квалифицирован-

© Черников А.М., 2015

ных специалистов и помогают снизить текучесть кадров в туриндустрии.

Проведем анализ учебных планов в направлении индустрии туризма и гостеприимства университета Qiongzhou University города Санья (КНР).

Рассмотрим четыре учебных плана:

1. Направление подготовки: «Менеджмент» (код 12)

Профиль: «Управление туризмом» (код 1209)

Наименование специальности: «Экономика и управление в выставочной сфере»(120903)

2. Направление подготовки: «Менеджмент» (код 12)

Профиль: «Управление туризмом» (код 1209)

Наименование специальности: «Гостиничное дело» (код 120902)

3. Направление подготовки: «Менеджмент» (код 12)

Профиль: «Управление туризмом» (код 1209)

Наименование специальности: «Управление туризмом» (код 120901К)

4. Направление подготовки: «Менеджмент» (код 12)

Профиль: «Логистика и инженерия» (код 1206)

Наименование специальности: «Логистика» (код 120601)

Все учебные планы представляют образовательные программы на уровне бакалавриата. Студенты обучаются около 4 лет, включая две обязательные долгосрочные практики длительностью 3 и 8 месяцев.

Исходя из названий, мы видим, что в университете осуществляется профессиональная подготовка студентов в сфере экономики и управления в области туризма, в гостиничном деле, в выставочной сфере. Последней специальности уделяется особое внимание. Студенты углубленно изучают такие предметы, как «Введение в выставочное дело», «Планирование выставок», «Маркетинг выставок», «Информационный менеджмент выставок», «Управление выставочными проектами».

Основная цель этой программы -всестороннее умственное, физическое и духовное развитие студента, который получает системные знания и приобретает глубокое понимание управления выставками и конференциями, осваивает практические навыки, необходимые в сервисе и управлении. Программа направлена также на развитие способности к инновациям и самосовершенствованию. Все эти качества необходимы для развития индустрии конференций и выставок Китая и строительства международного туристического острова Хайнань. Специалист получает подготовку, необ-

ходимую для планирования, выполнения и администрирования проектов на всех уровнях внутри различных департаментов, связанных с выставочной деятельностью. Такой комплексный и прикладной характер обучения позволяет готовить специалистов самого высокого уровня [2].

Востребованными образовательными программами считаются также «Гостиничное дело» (код 120902) и «Управление туризмом» (код 120901К).

Программа «Гостиничное дело» (код 120902) готовит специалистов, которые соответствуют самым высоким требованиям развивающегося гостиничного бизнеса, имеют глубокие знания в сфере управления гостиничным бизнесом, а также хорошие практические навыки. Выпускники должны обладать высокой культурой, способностью к межкультурному общению, лидерскими качествами, предпринимательским духом и ответственностью перед обществом, способностью креативно мыслить. Они должны владеть стратегией и методами управления, применяющимися в современных отелях высшего класса, соответствовать современным стандартам отелей высшего класса и иностранных отелей, знать организацию питания и проживания, заниматься исследовательской работой в управлении гостиничным бизнесом, уметь проводить контроль качества сервиса, быть широко подготовленным специалистом в своей сфере.

Основные курсы в учебном плане: «Основная теория менеджмента», «Введение в туризм», «Введение в гостиничное дело», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Создание и менеджмент гостиничного бренда», «Управление финансами», «Марке-

тинг», «Управление лобби и номерами», «Управление кейтерингом», «Управление информационными системами», «Управление персоналом» [2].

Основной задачей образовательной программы «Управление туризмом» (код 120901К) является подготовка бакалавров соответственно нуждам современной развивающейся туристской индустрии. Выпускник обладает глубокими знаниями современной теории управления, системными знаниями управления туризмом, достаточным культурным уровнем, развитыми межкультурными компетенциями, открыт к инновациям, способен действовать и нести ответственность перед обществом, может участвовать в любых проектах, связанных с туристической сферой, бизнесом, образованием или исследовательской детальностью, выполняя такие функции, как управление, планирование, консалтинг, сервис и прочие, включающие прикладные и смешанные виды деятельности.

Основные курсы в учебном плане: «Теория управления», «Западная экономика», «Управление информационными системами», «Статистика», «Управление финансами в туризме», «Маркетинг в туризме», «Введение в туризм», «Управление туристскими направлениями», «Управление туристским агентством», «Управление туристским объектом», «Экскурсионный бизнес», «Экономика в туризме», «Туризм и психология», «Планирование и развитие туризма» и т.д. [2].

Отдельное внимание стоит уделить учебному плану «Логистика» (код 120601), который включен в направление «Индустрия туризма и гостеприимства».

Основной задачей этого плана является обеспечение всестороннего интел-

лектуального, нравственного и физического развития студентов, системная подготовка в области логистики, менеджмента, экономики. Студент знакомится с дистрибуцией, законодательными и нормативными актами в туристской сфере и логистике, получает системные знания теории дистрибуции и цепей поставок, практические навыки в управлении, технике и методах ведения логистического бизнеса, овладевает навыками управления логистикой и сервиса, учится профессиональному самосовершенствованию и открытости инновациям, учится работать со смежными сферами, связанными с дистрибуцией и управлением, а также взаимодействовать с высококвалифицированными специалистами.

Основные курсы в учебном плане: «Общая теория управления», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Информационный менеджмент в логистике», «Логистика», «Экономика в логистике», «Исследование операций», «Управление и организация транспортировки», «Управление складом и дистрибуцией», «Менеджмент цепей поставок», «Системный анализ и планирование логистики», «Логистическая инженерия», «Международная логистика», «Управление закупками», «Логистические средства и оборудование», «Логистика третьей стороны» и т.д. [2].

Все представленные образовательные программы включают в себя практическое и организационное обучение.

В практическое обучение в том или ином направлении включают «Статистику», «Информационный менеджмент в логистике», «Системный анализ и планирование дистрибуции», «Операционный расчет», «Организацию и управление транспор-

том», «Управление складом и дистрибуцией», «Средства и оборудование», «Электронную коммерцию», «Логистическую инженерию», «Управление закупками» и другие связанные курсы, занятия на компьютере, изучение базы данных Access, «Управление финансами», «Управление информационными системами» и другие подобные практические курсы.

В обязательном порядке все студенты (молодые люди и девушки) должны пройти организационное обучение. В организационное обучение обязательно включены такие курсы, как учебная практика (при поступлении), военная подготовка (включая военную теорию), летняя общественная практика, учебная практика (традиционная и для российских вузов), курсовые рабо-

ты, преддипломная практика, дипломная работа и выпускной экзамен.

Проведенный анализ учебных планов в Китае на примере университета Qiongzhou University показал, что в настоящее время китайские вузы обеспечивают мощную базу подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства.

Учебные планы включают в себя все самые необходимые дисциплины для полного представления будущей профессии. Отдельно уделяется внимание, казалось бы, таким узким направлениям в сфере туризма и гостеприимства, как «Логистика», «Экономика» и «Управление в выставочной сфере», что дает возможность работодателю в будущем более тщательно и эффективно подбирать персонал с высшим туристским образованием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черников А.М., Кальней В.А. Практиче- науки, культуры и образования. 2015. № 4. ское обучение учащихся в сфере туризма и го- С. 85-87.

степриимства в Китайской Народной Респу- 2. Qiongzhou University Sanya, Hainan, блике на примере высшего учебного заведе- China. 2015-2016. ния (Qiongzhou University города Санья // Мир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.