Научная статья на тему 'Подготовка кадров для сферы гостеприимства и туризма в Китае'

Подготовка кадров для сферы гостеприимства и туризма в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА И УНИВЕРСИТЕТЫ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / TOURISM INDUSTRY / CURRICULUM OF TOURISM EDUCATION / VOCATIONAL SCHOOL AND UNIVERSITY OF TOURISM EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черников А.М.

Рассматриваются проблемы развития профессионального туристского образования в Китайской Народной Республике. Делается акцент на формирование и развитие учебных методических программ в сфере китайского туристского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training for the hospitality and tourism in China

This material addresses the problem of professional tourism education in China People Republic. The emphasis is on forming and developing educational programs in the field of Chinese tourism education.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для сферы гостеприимства и туризма в Китае»

сти высшего образования, престижность высшего образования, желание стать полноценным членом общества, долг и ответственность, социальная идентификация, определенное положение в группе своих коллег, одобрение преподавателей) и мотивы достижения (лучше подготовиться к профессиональной деятельности и получить высокооплачиваемую работу).

Становление профессиональной личности является динамическим процессом. Этот процесс зависит от внешних и от внутренних условий. Во-первых, в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями. Может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности. Структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами: то, что было условием, становится результатом, что условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и пр., во-вторых, изменяются представления специалиста о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе. Выпускник вуза, получающий квалификацию по специальностям, должен обладать обширными знаниями, необходимыми для работы на производстве, хорошо разбираться в психологии управления людьми. Современные построе-

ния учебного процесса в вузе дают новый уровень компетентности в преподавании по направлениям подготовки, что позволят одновременно добиться динамики развития профессиональной личности студента. Успешно обучающиеся студенты считают, что профессиональная компетентность и необходимый уровень профессиональной подготовки будущей деятельности связаны с накоплением знаний и развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных умений и навыков, а не развитием индивидуально-личностных особенностей.

Таким образом, успешность обучения студентов не связана с адекватностью и полнотой их представлений о профессиональных особенностях деятельности избранной специальности. А возможно, именно в силу этого успешность обучения не всегда тождественна успешности освоения профессии.

Список литературы

1. Берулава М.П., Берулова Г.А. Развитие отечественного образования: выбор основного вектора // Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России: материалы докладов науч.-практ. конференции. — М.: Изд-во НЦО РАО, 2005.

2. Делия В.П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление. — Балашиха: Ин-т соц.-экон. прогнозирования и моделирования, 2005.

3. Сартакова Е.М. Социально-личностные компетенции и условия их развития // Журнал научных публикаций аспирантов и докторов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jurnal.org/arcles/2008/ ped23.html

УДК 378:379.85(510) А.М. Черников

Российская международная академия туризма

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА В КИТАЕ

Туризм в Китае как экономическая деятельность стал зарождаться после 1978 года. С момента принятия политики в области «открытых границ» и экономических реформ 1978 года туризм и индустрия гостеприимства в Китае быстро развивается с 1978 по 1985. В 1986 году в первый раз китайское правительство включило туризм в план национального, экономического и социального развития. С углублением экономических реформ туризм и индустрия гостеприимства, которая классифицируется как сфера услуг, переживает приоритет в национальной политике. К концу 1998 года индустрию туризма и гостеприимства рассматривали как новую точку роста национальной экономики [1].

За эти десятилетия туризм и индустрия гостеприимства стали самым важным направлением политики Китая. В 2006 году общий доход Китая от туризма и индустрии гостеприимства составил 900 млрд юаней (рисунок). В 2006 году насчитывалось более 2,7 млн чел., работающих в сфере туризма и индустрии гостеприимства в Китае, с почти 1,6 млн людей, работающих в гостиничной индустрии, 0,28 млн людей, работающих в туристических агентствах и 0,8 млн в других смежных отраслях [2]. В соответствии с высказываниями Ду (2003), Джонс и Teare (1995), Лам и Сяо (2000) и Ву и Ли (2006), требования к стремительно растущему туризму и индустрии гостеприимства определяют

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

1995 1996 1997 1998 1999

2000 2001 Год

2002 2003 2004 2005 2006

Доход Китая от туризма и индустрии гостеприимства (1995—2006)

образование в сфере туризма и гостеприимства для обеспечения квалифицированной рабочей силы, для предоставления высококвалифицированных продуктов и услуг для индустрии туризма.

Таким образом, в данном случае подпитываемое быстрое расширение отрасли и признание со стороны правительства вносит значительный вклад в местную и национальную экономику, образование в сфере туризма и гостеприимства, особенно в высшее образование в сфере туризма и гостеприимства, значительно вырос за последние три десятилетия.

С развитием туризма и индустрии гостеприимства спрос на квалифицированные человеческие ресурсы определил рост образовательных учреждений в сфере туризма и гостеприимства в Китае. Образовательные учреждения в сфере туризма и гостеприимства стали широко развиваться в Китае. В период с 1990 по 2006 г. число образовательных учреждений выросло с 215 до 1703, со студентами увеличившись с 490 000 до 734 854 (табл. 1).

В свете различных особенностей развития туризма можно разделить развитие образования в сфере туризма и гостеприимства на три фазы [3, 4]:

♦ с 1949 по 1977 год;

♦ с 1978 до середины 1990-х годов;

♦ с середины 1990-х годов по настоящее время. 1949 год образования Нового Китая, 1978 год с участием начала «открытой политики» и китайской экономической ре-

формы. В течение этого периода в связи с политическими причинами у Китая почти не было связей с зарубежными странами, кроме некоторых социалистических режимов. Таким образом, функция туризма и гостеприимства рассматривалась политической взаимностью удовлетворения потребностей дружественных обменов с зарубежными странами и некоторых визитов для зарубежных китайцев. В целях удовлетворения этих потребностей в 1950 году было две туристские услуги: Overseas Travel Service (предшественник сегодняшнего китайского туристского бюро) и Китайское международное туристское бюро, которые были ответственны за транспортировку, проживание, питание и осмотр достопримечательностей для иностранцев и зарубежных китайских посетителей. Помимо двух этих туристских организаций не было никаких других специальных организаций, которые имели бы дело с туризмом [5].

Таким образом, не было никакого формального и специализированного образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае. Основными формами подготовки кадров для туризма и гостеприимства было обучение на рабочем месте линейных сотрудников, таких как обслуживающий персонал, горничные, официанты, сотрудники ин-

Рост образовательных учреждений и студентов (1990-

Таблица 1 -2006)

Год Education Inctitutions Students (hundred)

No % No %

1990 215 490

1991 266 23,7 581 18,6

1992 258 -3,0 614 5,7

1993 354 37,2 827 34,7

1994 399 12,7 1021 23,5

1995 622 55,9 1393 36,4

1996 845 35,9 2043 46,7

1997 936 10,8 2215 8,4

1998 909 -2,9 2338 5,6

1999 1187 30,6 2746 18,2

2000 1195 0,7 3279 18,6

2001 1152 -3,6 3428 4,5

2002 1113 -3,4 4170 21,6

2003 1207 8,4 4590 10,1

2004 1313 8,8 5786 26,1

2005 1336 1,8 5664 -2,1

2006 1703 27,5 7348 29,7

женерной службы, водители, инструкторы, гиды и переводчики. Обучение было адаптивным и состояло в обучении основным навыкам для выполнения конкретной работы на отдельных предприятиях и организациях [3]. Кроме того, не было никаких специализированных курсов и специальностей для туризма и гостеприимства в сфере высшего образования. Только несколько университетов (менее десяти) предоставляли выпускникам по специальности иностранные языки, чтобы работать в туристической индустрии в качестве гидов, переводчиков и т. д.

Во второй период происходит значительный рост образования в сфере туризма и гостеприимства и формирование системы образовательного туризма в Китае. В 1978 году было два больших изменения для Китая. Первое — экономическая реформа, а другое — «открытая политика», выдвинутая правительством. После этого туризм в Китае стал перемещаться из политической сферы в экономическую, поэтому индустрия туризма получила стремительное развитие в этот период. Быстрое развитие индустрии туризма способствовало быстрому развитию образования в сфере туризма и гостеприимства. Очень многие школы и колледжи начали предлагать образовательные программы в сфере туризма и гостеприимства.

С 1978 года было основано первое туристское училище в Нанкине; к 1995 году число училищ в сфере туризма и гостеприимства, предоставляющих очное образование в сфере туризма и гостеприимства, достигло 622. Из этих училищ и колледжей 138 были высшие учебные заведения, а другие 484 — средние профессиональные учебные заведения. Число студентов достигло 140 000, а количество программ, предлагаемых этими училищами и колледжами, достигли 20, разделяясь на 4 направления: экскурсоведение, управление, техническое направление и педагогическое направление [6]. Помимо высшего образования некоторые университеты стали предлагать аспирантские программы.

Наряду с развитием очного образования в сфере туризма и гостеприимства стало появляться и заочное образование, «телевизионные» университеты, вечерние школы и колледжи начали предлагать учебные программы в сфере туризма и гостеприимства. Кроме того, на предприятиях для обучения без отрыва при правительственной поддержке были организованы программы на базе туристских учреждений и колледжей. Например, в 1995 году число работающих в туризме, прошедших различные тренинги, составило более 160 тыс. [6].

В третий период с углублением экономических реформ экономическая система Китая трансформируется от плановой экономики к рыночной экономике, которое ускорило развитие китайской индустрии туризма. Для подготовки в ускоренном

режиме высококвалифицированных кадров образование в сфере туризма и гостеприимства получило важное место в Китае. Во время этого периода система туризма и гостеприимства в профессиональном образовании и обучении была стандартизирована; проведена политика, правила подготовки были хорошо выполнены; концепции, навыки и возможности также были улучшены.

Что касается образования в сфере туризма и гостеприимства, то число туристских колледжей и университетов продолжает расти. Очевидное различие в зависимости от предыдущего периода, особенно в более поздней части этого периода, заключается в том, что высшее образование в сфере туризма и гостеприимства развивалось быстрее, чем среднее профессиональное образование. В 1999 году было всего 209 высших учебных заведений в сфере туризма и гостеприимства в Китае, в то время как в 2005 году их число возросло до 693. В тот же период количество профессионально-технических училищ сократилось с 978 до 643. Число студентов выросло как в высших учебных заведениях, так и профессионально-технических училищах, но темпы роста у институтов высшего образования были значительно выше, чем у профессиональных учебных заведений. В 1999 году насчитывалось порядка 54 000 студентов, обучающихся в институтах высшего образования, в то время как в 2005 году эта цифра резко возросла до 308 400. Рост количества учащихся в профессионально-технических учреждениях рос очень медленно от 222 400 в 1999 году до 258 100 в 2005 году [2, 7].

Помимо расширения образования в сфере туризма и гостеприимства, все больше внимания стало уделяться развитию качества, сооружениям, реформам образования, установления дисциплины и сотрудничества и обменов с туристскими учреждениями за рубежом [4].

Образование в сфере туризма и гостеприимства в Китае можно разделить на две большие категории: образование, предлагаемое туристическими училищами, колледжами, институтами и профессионально-техническими заведениями. Первая категория может быть подразделена на среднее образование в сфере туризма и высшее образование в туризме, вторая может быть подразделена на обучение на предприятии, заочное образование и образование за рубежом (табл. 2) [3, 4].

В 2013 году количество туристских учреждений достигло 2236, из которых 1097 высшие учебные заведения, средние профессиональные учебные заведения 1139, в общей сложности насчитывается 1 070 000 студентов.

Однако несмотря на достигнутые успехи, в Китае все еще существуют проблемы в сфере туризма и гостеприимства, в том числе и в системе подготовки туристских кадров. И прежде всего, это несба-

Таблица 2

Структура образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае

Туристские училища, колледжи и институты Среднее образование в сфере туризма и гостеприимства Средние профессиональные училища Техникумы Средние общеобразовательные школы

Высшее образование в сфере туризма и гостеприимства Сертификат Бакалавриат Магистр

Профессионально-техническое образование в сфере туризма На предприятии Тренинги с сертификацией Профессиональные тренинги

Заочное образование Среднее профессиональное Сертификат Бакалавриат

Образование за рубежом Степень Без степени

лансированное развитие между регионами и несбалансированный уровень профессионального развития.

В настоящее время дальнейшее развитие образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае ориентировано на повышение качества обучения, в частности, качества практической подготовки; на повышение уровня исследований различных типов туризма. Важное значение придается разви-

тию отрасли профессионального туристского строительства как компонента туриндустрии и фактора быстрого устойчивого развития профессионального туристского образования.

Список литературы

1. He G. To make persistent efforts and positively develop tourism industry as new economic growth point // Tourism Survey and Research. — 1999. — Vol. 1. — P. 3-12.

2. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statistics, Beijing: China Tourism and Travel Press, 2007.

3. Tao H. On the development stages of tourism education in China // Tourism tribune, Special Issue of Tourism Education. — 1997. — P. 6-9.

4. Zhang W. and Fan X. China. In A. David and T, John, Ed. An

International Handbook of Tourism Education. — Advances in Tourism Research, 2005.

5. Gu H.M. and Hobson P. The dragon is roaring... the development of tourism, hospitality and events management education in China // Journal of Hospitality and Tourism. — 2008. — Vol. 20. — № 1. — P. 20-29.

6. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statics. Beijing: China Tourism and Travel Press, 1996.

7. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statistics, Bejjing: China Tourism and Travel Press, 2000-2006.

УДК 378:379.85

Н.Н. Лагусева, доктор пед. наук, профессор Российская международная академия туризма

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

Целью образования, как об этом было заявлено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», является разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Такое понимание цели образования потребовало поиска методологических оснований обучения студента туристского вуза, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки в сфере туризма.

С точки зрения работодателя, помимо профессиональных компетенций, характеризующих квалификацию выпускника, например, в сфере менеджмента туризма, ему необходимы такие качества личности, как инициатива, креативность, способность к работе в группе, умение творчески

самовыражаться, которые сформировать значительно сложнее, поскольку они связаны не столько со знаниями и умениями, сколько с внутренними психологическими установками и возможностями личности.

Приоритетным направлением в образовании становится формирование творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Анализ научной литературы, посвященной самореализации личности, свидетельствует, что исследования, ориентированные на подготовку будущих менеджеров для сферы туризма к творческой самореализации, практически отсутствуют. Однако существует большое число публикаций по смежным проблемам, на которые мы опирались.

Понятие «самореализация» учеными в научной литературе рассматривается как процесс, по- 69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.