сти высшего образования, престижность высшего образования, желание стать полноценным членом общества, долг и ответственность, социальная идентификация, определенное положение в группе своих коллег, одобрение преподавателей) и мотивы достижения (лучше подготовиться к профессиональной деятельности и получить высокооплачиваемую работу).
Становление профессиональной личности является динамическим процессом. Этот процесс зависит от внешних и от внутренних условий. Во-первых, в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями. Может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности. Структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами: то, что было условием, становится результатом, что условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и пр., во-вторых, изменяются представления специалиста о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе. Выпускник вуза, получающий квалификацию по специальностям, должен обладать обширными знаниями, необходимыми для работы на производстве, хорошо разбираться в психологии управления людьми. Современные построе-
ния учебного процесса в вузе дают новый уровень компетентности в преподавании по направлениям подготовки, что позволят одновременно добиться динамики развития профессиональной личности студента. Успешно обучающиеся студенты считают, что профессиональная компетентность и необходимый уровень профессиональной подготовки будущей деятельности связаны с накоплением знаний и развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных умений и навыков, а не развитием индивидуально-личностных особенностей.
Таким образом, успешность обучения студентов не связана с адекватностью и полнотой их представлений о профессиональных особенностях деятельности избранной специальности. А возможно, именно в силу этого успешность обучения не всегда тождественна успешности освоения профессии.
Список литературы
1. Берулава М.П., Берулова Г.А. Развитие отечественного образования: выбор основного вектора // Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России: материалы докладов науч.-практ. конференции. — М.: Изд-во НЦО РАО, 2005.
2. Делия В.П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление. — Балашиха: Ин-т соц.-экон. прогнозирования и моделирования, 2005.
3. Сартакова Е.М. Социально-личностные компетенции и условия их развития // Журнал научных публикаций аспирантов и докторов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jurnal.org/arcles/2008/ ped23.html
УДК 378:379.85(510) А.М. Черников
Российская международная академия туризма
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА В КИТАЕ
Туризм в Китае как экономическая деятельность стал зарождаться после 1978 года. С момента принятия политики в области «открытых границ» и экономических реформ 1978 года туризм и индустрия гостеприимства в Китае быстро развивается с 1978 по 1985. В 1986 году в первый раз китайское правительство включило туризм в план национального, экономического и социального развития. С углублением экономических реформ туризм и индустрия гостеприимства, которая классифицируется как сфера услуг, переживает приоритет в национальной политике. К концу 1998 года индустрию туризма и гостеприимства рассматривали как новую точку роста национальной экономики [1].
За эти десятилетия туризм и индустрия гостеприимства стали самым важным направлением политики Китая. В 2006 году общий доход Китая от туризма и индустрии гостеприимства составил 900 млрд юаней (рисунок). В 2006 году насчитывалось более 2,7 млн чел., работающих в сфере туризма и индустрии гостеприимства в Китае, с почти 1,6 млн людей, работающих в гостиничной индустрии, 0,28 млн людей, работающих в туристических агентствах и 0,8 млн в других смежных отраслях [2]. В соответствии с высказываниями Ду (2003), Джонс и Teare (1995), Лам и Сяо (2000) и Ву и Ли (2006), требования к стремительно растущему туризму и индустрии гостеприимства определяют
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
1995 1996 1997 1998 1999
2000 2001 Год
2002 2003 2004 2005 2006
Доход Китая от туризма и индустрии гостеприимства (1995—2006)
образование в сфере туризма и гостеприимства для обеспечения квалифицированной рабочей силы, для предоставления высококвалифицированных продуктов и услуг для индустрии туризма.
Таким образом, в данном случае подпитываемое быстрое расширение отрасли и признание со стороны правительства вносит значительный вклад в местную и национальную экономику, образование в сфере туризма и гостеприимства, особенно в высшее образование в сфере туризма и гостеприимства, значительно вырос за последние три десятилетия.
С развитием туризма и индустрии гостеприимства спрос на квалифицированные человеческие ресурсы определил рост образовательных учреждений в сфере туризма и гостеприимства в Китае. Образовательные учреждения в сфере туризма и гостеприимства стали широко развиваться в Китае. В период с 1990 по 2006 г. число образовательных учреждений выросло с 215 до 1703, со студентами увеличившись с 490 000 до 734 854 (табл. 1).
В свете различных особенностей развития туризма можно разделить развитие образования в сфере туризма и гостеприимства на три фазы [3, 4]:
♦ с 1949 по 1977 год;
♦ с 1978 до середины 1990-х годов;
♦ с середины 1990-х годов по настоящее время. 1949 год образования Нового Китая, 1978 год с участием начала «открытой политики» и китайской экономической ре-
формы. В течение этого периода в связи с политическими причинами у Китая почти не было связей с зарубежными странами, кроме некоторых социалистических режимов. Таким образом, функция туризма и гостеприимства рассматривалась политической взаимностью удовлетворения потребностей дружественных обменов с зарубежными странами и некоторых визитов для зарубежных китайцев. В целях удовлетворения этих потребностей в 1950 году было две туристские услуги: Overseas Travel Service (предшественник сегодняшнего китайского туристского бюро) и Китайское международное туристское бюро, которые были ответственны за транспортировку, проживание, питание и осмотр достопримечательностей для иностранцев и зарубежных китайских посетителей. Помимо двух этих туристских организаций не было никаких других специальных организаций, которые имели бы дело с туризмом [5].
Таким образом, не было никакого формального и специализированного образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае. Основными формами подготовки кадров для туризма и гостеприимства было обучение на рабочем месте линейных сотрудников, таких как обслуживающий персонал, горничные, официанты, сотрудники ин-
Рост образовательных учреждений и студентов (1990-
Таблица 1 -2006)
Год Education Inctitutions Students (hundred)
No % No %
1990 215 490
1991 266 23,7 581 18,6
1992 258 -3,0 614 5,7
1993 354 37,2 827 34,7
1994 399 12,7 1021 23,5
1995 622 55,9 1393 36,4
1996 845 35,9 2043 46,7
1997 936 10,8 2215 8,4
1998 909 -2,9 2338 5,6
1999 1187 30,6 2746 18,2
2000 1195 0,7 3279 18,6
2001 1152 -3,6 3428 4,5
2002 1113 -3,4 4170 21,6
2003 1207 8,4 4590 10,1
2004 1313 8,8 5786 26,1
2005 1336 1,8 5664 -2,1
2006 1703 27,5 7348 29,7
женерной службы, водители, инструкторы, гиды и переводчики. Обучение было адаптивным и состояло в обучении основным навыкам для выполнения конкретной работы на отдельных предприятиях и организациях [3]. Кроме того, не было никаких специализированных курсов и специальностей для туризма и гостеприимства в сфере высшего образования. Только несколько университетов (менее десяти) предоставляли выпускникам по специальности иностранные языки, чтобы работать в туристической индустрии в качестве гидов, переводчиков и т. д.
Во второй период происходит значительный рост образования в сфере туризма и гостеприимства и формирование системы образовательного туризма в Китае. В 1978 году было два больших изменения для Китая. Первое — экономическая реформа, а другое — «открытая политика», выдвинутая правительством. После этого туризм в Китае стал перемещаться из политической сферы в экономическую, поэтому индустрия туризма получила стремительное развитие в этот период. Быстрое развитие индустрии туризма способствовало быстрому развитию образования в сфере туризма и гостеприимства. Очень многие школы и колледжи начали предлагать образовательные программы в сфере туризма и гостеприимства.
С 1978 года было основано первое туристское училище в Нанкине; к 1995 году число училищ в сфере туризма и гостеприимства, предоставляющих очное образование в сфере туризма и гостеприимства, достигло 622. Из этих училищ и колледжей 138 были высшие учебные заведения, а другие 484 — средние профессиональные учебные заведения. Число студентов достигло 140 000, а количество программ, предлагаемых этими училищами и колледжами, достигли 20, разделяясь на 4 направления: экскурсоведение, управление, техническое направление и педагогическое направление [6]. Помимо высшего образования некоторые университеты стали предлагать аспирантские программы.
Наряду с развитием очного образования в сфере туризма и гостеприимства стало появляться и заочное образование, «телевизионные» университеты, вечерние школы и колледжи начали предлагать учебные программы в сфере туризма и гостеприимства. Кроме того, на предприятиях для обучения без отрыва при правительственной поддержке были организованы программы на базе туристских учреждений и колледжей. Например, в 1995 году число работающих в туризме, прошедших различные тренинги, составило более 160 тыс. [6].
В третий период с углублением экономических реформ экономическая система Китая трансформируется от плановой экономики к рыночной экономике, которое ускорило развитие китайской индустрии туризма. Для подготовки в ускоренном
режиме высококвалифицированных кадров образование в сфере туризма и гостеприимства получило важное место в Китае. Во время этого периода система туризма и гостеприимства в профессиональном образовании и обучении была стандартизирована; проведена политика, правила подготовки были хорошо выполнены; концепции, навыки и возможности также были улучшены.
Что касается образования в сфере туризма и гостеприимства, то число туристских колледжей и университетов продолжает расти. Очевидное различие в зависимости от предыдущего периода, особенно в более поздней части этого периода, заключается в том, что высшее образование в сфере туризма и гостеприимства развивалось быстрее, чем среднее профессиональное образование. В 1999 году было всего 209 высших учебных заведений в сфере туризма и гостеприимства в Китае, в то время как в 2005 году их число возросло до 693. В тот же период количество профессионально-технических училищ сократилось с 978 до 643. Число студентов выросло как в высших учебных заведениях, так и профессионально-технических училищах, но темпы роста у институтов высшего образования были значительно выше, чем у профессиональных учебных заведений. В 1999 году насчитывалось порядка 54 000 студентов, обучающихся в институтах высшего образования, в то время как в 2005 году эта цифра резко возросла до 308 400. Рост количества учащихся в профессионально-технических учреждениях рос очень медленно от 222 400 в 1999 году до 258 100 в 2005 году [2, 7].
Помимо расширения образования в сфере туризма и гостеприимства, все больше внимания стало уделяться развитию качества, сооружениям, реформам образования, установления дисциплины и сотрудничества и обменов с туристскими учреждениями за рубежом [4].
Образование в сфере туризма и гостеприимства в Китае можно разделить на две большие категории: образование, предлагаемое туристическими училищами, колледжами, институтами и профессионально-техническими заведениями. Первая категория может быть подразделена на среднее образование в сфере туризма и высшее образование в туризме, вторая может быть подразделена на обучение на предприятии, заочное образование и образование за рубежом (табл. 2) [3, 4].
В 2013 году количество туристских учреждений достигло 2236, из которых 1097 высшие учебные заведения, средние профессиональные учебные заведения 1139, в общей сложности насчитывается 1 070 000 студентов.
Однако несмотря на достигнутые успехи, в Китае все еще существуют проблемы в сфере туризма и гостеприимства, в том числе и в системе подготовки туристских кадров. И прежде всего, это несба-
Таблица 2
Структура образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае
Туристские училища, колледжи и институты Среднее образование в сфере туризма и гостеприимства Средние профессиональные училища Техникумы Средние общеобразовательные школы
Высшее образование в сфере туризма и гостеприимства Сертификат Бакалавриат Магистр
Профессионально-техническое образование в сфере туризма На предприятии Тренинги с сертификацией Профессиональные тренинги
Заочное образование Среднее профессиональное Сертификат Бакалавриат
Образование за рубежом Степень Без степени
лансированное развитие между регионами и несбалансированный уровень профессионального развития.
В настоящее время дальнейшее развитие образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае ориентировано на повышение качества обучения, в частности, качества практической подготовки; на повышение уровня исследований различных типов туризма. Важное значение придается разви-
тию отрасли профессионального туристского строительства как компонента туриндустрии и фактора быстрого устойчивого развития профессионального туристского образования.
Список литературы
1. He G. To make persistent efforts and positively develop tourism industry as new economic growth point // Tourism Survey and Research. — 1999. — Vol. 1. — P. 3-12.
2. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statistics, Beijing: China Tourism and Travel Press, 2007.
3. Tao H. On the development stages of tourism education in China // Tourism tribune, Special Issue of Tourism Education. — 1997. — P. 6-9.
4. Zhang W. and Fan X. China. In A. David and T, John, Ed. An
International Handbook of Tourism Education. — Advances in Tourism Research, 2005.
5. Gu H.M. and Hobson P. The dragon is roaring... the development of tourism, hospitality and events management education in China // Journal of Hospitality and Tourism. — 2008. — Vol. 20. — № 1. — P. 20-29.
6. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statics. Beijing: China Tourism and Travel Press, 1996.
7. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statistics, Bejjing: China Tourism and Travel Press, 2000-2006.
УДК 378:379.85
Н.Н. Лагусева, доктор пед. наук, профессор Российская международная академия туризма
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
Целью образования, как об этом было заявлено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», является разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Такое понимание цели образования потребовало поиска методологических оснований обучения студента туристского вуза, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки в сфере туризма.
С точки зрения работодателя, помимо профессиональных компетенций, характеризующих квалификацию выпускника, например, в сфере менеджмента туризма, ему необходимы такие качества личности, как инициатива, креативность, способность к работе в группе, умение творчески
самовыражаться, которые сформировать значительно сложнее, поскольку они связаны не столько со знаниями и умениями, сколько с внутренними психологическими установками и возможностями личности.
Приоритетным направлением в образовании становится формирование творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Анализ научной литературы, посвященной самореализации личности, свидетельствует, что исследования, ориентированные на подготовку будущих менеджеров для сферы туризма к творческой самореализации, практически отсутствуют. Однако существует большое число публикаций по смежным проблемам, на которые мы опирались.
Понятие «самореализация» учеными в научной литературе рассматривается как процесс, по- 69