Научная статья на тему 'Развитие профессионального туристского образования в Китае'

Развитие профессионального туристского образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА И УНИВЕРСИТЕ-ТЫ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / TOURISM INDUSTRY / CURRICULUM OF TOURISM EDUCATION / VOCATIONAL SCHOOL AND UNIVERSITY OF TOURISM EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черников А. М.

Рассматриваются проблемы развития профессионального туристского образованияв Китайской Народной Республике. Делается акцент на формирование и развитиеучебных методических программ в сфере китайского туристского образования. Рас-сматриваются тенденции его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional training in tourism in China

This material addresses the problem of professional tourism education in China PeopleRepublic. The emphasis is on forming and developing educational programs in the fieldof Chinese tourism education. The material also addresses the tendencies of developing ofChinese tourism education

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального туристского образования в Китае»

УДК 378:001.891

A.M. ЧЕРНИКОВ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Рассматриваются проблемы развития профессионального туристского образования в Китайской Народной Республике. Делается акцент на формирование и развитие учебных методических программ в сфере китайского туристского образования. Рассматриваются тенденции его развития.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, туристская индустрия, учебная программа туристского образования, профессиональная школа и университеты туристского образования.

This material addresses the problem of professional tourism education in China People Republic. The emphasis is on forming and developing educational programs in the field of Chinese tourism education. The material also addresses the tendencies of developing of Chinese tourism education.

Key words: professional tourism education, tourism industry, curriculum of tourism education, vocational school and university of tourism education.

Понятие современного туризма в Китае появилось после проведения экономической реформы, начавшейся в 1978 г. Развитие туристского образования в Китае обусловлено стабильным ростом в стране туристской индустрии.

Туристское образование в школах по туризму началось в 1978 г. В октябре 1978 г. была открыта средняя специальная общеобразовательная школа «Туристская техническая школа Дженсу» (в настоящее время — «Туристская школа в Нанджи-не»), а в октябре 1979 г. основан первый институт высшего образования по туризму — Шанхайский институт по туризму. С этих пор туристские колледжи и школы росли как грибы по всей стране. Среди них такие, как Сычуаньская туристская школа, Гуйлинский специализированный туристский институт, Пекинский институт по туризму.

В 1980 г. второй Пекинский лингвистический университет, в настоящее время — Пекинский международный университет, был присоединен к Китайской национальной туристской администрации

© Черников А.М., 2013

(КНТА). С начала 1980-х гг. КНТА выделяет средства для некоторых университетов, а именно: Далянского лингвистического университета, Нанкайского университета и Северо-западного университета. Выделенные средства помогают разработать туристские программы в целях удовлетворения насущных проблем с профессиональными туристскими кадрами, имеющими высшее образование.

В начале 1990-х гг., с продолжением проведения глубокого реформирования высшего образования в стране и ростом спроса на профессиональные туристские кадры с высшим образованием, а также в связи с быстрорастущей китайской ту-риндустрией многие институты профессионального высшего образования стали создавать туристские специальности и образовательные программы, основанные на существующих соответствующих программах. В 1990-х гг. китайское туристское образование вошло в фазу быстрого развития.

В табл. 1 приведены данные о росте числа туристских школ (колледжей) и числа студентов в период с 1990 по 2003 г.

Таблица 1

Рост числа туристских школ с 1990 по 2003 г.

Школы, Студенты

Год колледжи (тыс.)

Число Рост, % Число Рост, %

1990 215 49,0

1991 266 23,7 58,1 18,6

1992 258 -3,0 61,4 5,7

1993 354 37,2 82,7 34,7

1994 399 12,7 102,1 23,5

1995 622 55,9 139,3 36,4

1996 845 35,9 204,3 46,7

1997 936 10,8 221,5 8,4

1998 909 -2,9 233,8 5,6

1999 1187 30,6 276,4 18,2

2000 1195 0,7 327,9 18,6

2001 1152 -3,6 342,8 4,5

2002 1113 -3,4 417,0 21,6

2003 1207 8,4 459,0 10,1

Развитие туристского профессионального образования в Китае началось с адаптивного этапа обучения, основанного на базовых навыках для отдельной профессии. Сейчас уже создана широкая национальная сеть туристского профессионального образования, управляемого на трех уровнях: непосредственно государством, местными властями и предпринимательством. В 2003 г. в Китае насчитывалось порядка 19 млн 296 тыс. человек, занятых в сфере туризма. Все они осваивали различные обучающие программы, предлагаемые на различных уровнях туристского образования и в учебных заведениях, которых насчитывалось 27,9% от общего числа людей, занятых в сфере туриндустрии в 2003 г. (КНТА, 2003).

К концу 2003 г. число туристских школ и колледжей возросло до 1207, а число учащихся составляло порядка 459 тыс., в то время как в 1990 г. насчитывалось порядка 215 школ и 49 тыс. учащихся.

Среднегодовой прирост с 1990 по 2003 г. составил 15,6% по числу учебных заведений и 19,4% по числу учащихся. Из данных табл. 1 видно, что шкала туристского образования с 1990 г. росла. Однако с 1997 г. уровень роста туристского образования начал снижаться, что объясняется переориентацией страны на повышение качества выпускаемой продукции, а также нуждами рынка. При этом каждый год большое число учащихся получают дипломы об образовании в сфере туризма, предлагаемом The Television Institution, вечерними школами, колледжами и центрами сертификации. К сожалению, на настоящий момент нет официальных данных о числе выпускников этих учебных заведений. В 2003 г. 1 929 600 работников в сфере туризма из различных частей и секторов туриндустрии прошли различные тренинги и курсы без отрыва от работы (табл. 2). Было посчитано, что 27,9% общего числа служащих заняты в туринду-стрии в этом же году (КНТА, 2003).

Таблица 2

Число сотрудников в китайской туриндустрии, посетивших различные образовательные программы

Всего 1 929 646

Отели 1 325 440

Бюро путешествий 348 808

Туристские достопримечательности 160 248

Туристские перевозки 58 366

Административное управление 19 843

Другое 16 941

В соответствии со статистикой порядка 70% учащихся обучались в высших учебных заведениях, 35% в туристских школах и колледжах, 10% в аспирантуре и докторантуре. Сейчас туристское образование сформировано по типу пирамидальной системы: от начального до среднего образования, высшее образование, аспирантура и докторантура.

Поскольку в 1990 г. был поднят вопрос о подготовке туристских кадров на туристских предприятиях, в Китае была создана рационально структурированная трехуровневая система обучения, а именно:

1) государственная программа;

2) программа в соответствии с местными властями;

3) программа в учебных заведениях или на туристских предприятиях.

Каждый уровень несет с собой разную функцию в туристском обучении с национальным туристским управлением, включая макроменеджмент и обучение генеральных менеджеров. Местные туристские бюро обеспечивают местное управление и обучение менеджеров среднего звена, а туристские предприятия обучают рядовых сотрудников. Обучению преподавателей в области применения и использования учебных курсов стало уделяется больше внимания, чем когда-либо. Однако акцент в туристском обучении и посей день направлен на подготовку рядовых, линейных сотрудников, а не на сотрудников, занятых в сфере управления.

На данный момент качество и инновации туристского образования нуждаются в продвижении, потому что из-за большого спроса на туристские кадры в Китае туристское образование в стране стало расширяться благодаря принятию в 80—90-х гг. прошлого века модели развития. Однако такое расширение привело к дублированию образовательных программ и вложению дополнительных инвестиций. Как результат, эффективности программ едва ли можно было достичь, образовательные программы не могли полностью использоваться и возвращение инвестиций в образование оставалось низким.

Объекты туристского образования на различных уровнях были нечетко сформулированы. Настоящая проблема заключалась в следующем.

1. Базовое образование включает в основном теорию. А так как туринду-

стрия — это быстро развивающаяся отрасль, то базовое образование в сфере туристского управления должно комбинировать теоретический и практический курсы и быть приближенным и вовлеченным в саму туриндустрию.

2. Нет большой разницы между высшим образованием и базовым образованием.

3. Образование не может называться профессиональным, поскольку мало отличается от обычного. Профессиональное образование должно быть направлено на подготовку кадров с дальнейшим трудоустройством.

4. В образовательных программах отсутствуют четкие цели.

Для улучшения качества образования необходима эффективная система оценки. Однако во многих школах она отсутствует или происходят тщательные исследования оценки для последующего улучшения системы.

Технология обучения и учебная литература нуждаются в обновлении. В целом ряде институтов преподаватели следуют классической системе обучения: преподаватель проводит лекцию, а студенты записывают. В этой системе не очень много взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Экзамены базируются на содержании книг. Такой метод обучения может дать хорошие теоретические знания студенту, но не позволяет выработать креативность, оригинальность и способность решать различные проблемы непосредственно в рабочей обстановке.

С ростом туристского образования в Китае встал вопрос о квалифицированных преподавателях. На данный момент многие преподаватели в туристском образовании были привлечены из других сфер, таких как иностранные языки, история, экономика, география и т.д. Более того, многие из них не имеют опыта в сфере туризма и, соответственно, не совсем хорошо понимают практическую сторону туриндустрии как в Китае, так

и за границей. В связи с ее быстрым ростом и появлением все более новых технологий, а также различных стандартов и правил знания преподавателей и метод обучения морально устарели, поэтому улучшение профессионального туристского образования — задача сложная.

Необходимо также увеличить число стажировок и установить тесные связи с предприятиями туриндустрии. Главной целью туристского образования является подготовка профессиональных кадров для индустрии, поэтому туристское образование должно иметь обширные практические тренинги. В настоящий момент в китайском туристском образовании доля практических занятий и стажировок приходится на среднее специальное образование, так как оно в основном готовит рядовых, линейных сотрудников.

Некоторые школы организуют одно-или двухмесячные стажировки для четырехгодичного бакалавриата и трехгодичного магистерского образования, несмотря на то что соглашений на проведение стажировок нет. Таким образом, выпускники этих школ не могут отвечать требованиям туристской индустрии, и туристские компании не охотно принимают их на работу.

В связи с быстро развивающимся туризмом формируется механизм, интегрированный с мировой практикой и адаптированный под характеристики и нужды рынка Китая: создается туристское образование и система обучения в школах и колледжах, проводится сертификация квалификаций, разрабатываются базы практик и технической оценки, развивая индивидуальное образование с высокой маркой.

Туристское образование должно обеспечить надежную основу человеческих ресурсов для развития туриндустрии. Необходимо, чтобы оно развивалось в масштабах всей страны. Всеобъемлющая сеть туристского образования должна основываться на продвижении туристских осве-домленностей, знаний и эстетики туриз-

ма, а также направлений в развитии туризма и создании хорошей окружающей среды для путешествий и туризма.

Основанная Ассоциация туристского образования, подчиняющаяся Китайской туристской ассоциации, должна усовершенствовать качество туристского образования, исследований и научной литературы, усилить обмен между туристскими институтами, предприятиями и правительственными департаментами и создать попутно окружающую среду для обновления академических должностей туристских дисциплин.

В настоящее время туристские школы и колледжи в Китае предлагают более чем 30 программ в сфере туризма на различных уровнях обучения, которые затрагивают практически все зоны туристской индустрии. Управление туризмом и гостиничный менеджмент являются главными учебными программами в туристском образовании. Также были введены новые программы, такие как:

• управление туристской недвижимостью;

• управление в сфере организации мероприятий и конгрессов;

• развитие и дизайн туристского мастерства;

• электронная коммерция;

• наука об окружающей среде;

• антропология в туризме и т.д.

На данный момент основными программами в высших учебных заведениях являются:

• «Экскурсоведение» — в таких странах, как Англия, Япония, Франция, Германия, Испания, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Италия и т.д.;

• «Экономика и менеджмент» — менеджмент в туризме, гостиничный менеджмент, бухгалтерский учет в туризме, гостиничные финансы и бухгалтерия, менеджмент и развитие туристских ресурсов, управление туристскими агентствами, маркетинг и т.д.;

• «Педагогика» — гостиничный менеджмент, менеджмент на комбинате обще-

ственного питания, культура и этика в туризме, туристское образование и т.д.;

• Технические — пищевое искусство, технология продуктов общественного питания, инженерия в гостиницах и т.д.

Главными программами в средних специальных учебных заведениях являются:

• «Экскурсоведение» — в таких странах, как Китай, Англия, Япония и т.д.;

• «Сервис и управление» — гостиничный сервис и управление, сервис в туризме, секретарская работа, бухгалтерский учет, охрана в гостиницах, этикет и связи с общественностью и т.д.;

• «Технические» — технология продуктов общественного питания в Китае и на Западе, управление в сфере технологии продуктов общественного питания, китайская или западная выпечка, салон красоты, бармен, гостиничное электроснабжение, гостиничные холодильные установки и т.д.

Кроме того, реформам и инновациям содержания и методов обучения в туристских школах и колледжах придается большое значение в исследованиях по разработке туристских дисциплин и программ, особенно в разработке системы науки туризма и создании ключевых направлений. Полученный результат исследований предоставили руководству, туристским шко-

лам и колледжам для разработки учебных программ. Между туристскими школами и колледжами появляется все большее сотрудничество и обмен информацией, проводится большее число конференций и семинаров в сфере туристского образования, которые значительно улучшают уровень исследований, проводимых в туристских школах и колледжах. Многие университеты взяли на себя ответственность за проведение различных исследований, финансируемых государством, местными властями и крупными предприятиями туризма. Результаты этих исследований, проектов в основном применимы для развития туристской индустрии.

В Китае каждый год на различных уровнях проходят семинары и форумы по туризму. На этих конференциях происходят обучение и обмен опытом, информацией и знаниями между менеджерами и преподавателями в сфере туризма. Это способствует косвенному улучшению качества китайского туристского образования.

Таким образом, история развития туристского образования в Китайской Народной Республике свидетельствует о его высоком динамизме, мобильности в соответствии требованиям современного этапа развития туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Airey D, Tribe J., University of Surrey, U.K. An International Handbook of Tourism Education, Elsevier, Oxford U.K.

2. China National Tourism Administration. CNTA statistical report on China's tourism educa-

tion in 2003. Unpublished government document. 2003.

3. Qiy Y. A summary of researches on tourism education in China // Tourism tribune. 2004. Special Issue of tourism Education. P. 173—175.

УДК 378.16

И.А. ЗАРАЙСКИЙ

ПЕПАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПЕСТИНАЦИЙ

Рассматриваются педагогические аспекты разработки презентаций туристских де-стинаций. Дается определение понятию туристской дестинации. Рассматриваются вопросы информационной грамотности населения. Делаются выводы о необходимости обучения специалистов туристской сферы в области информационных технологий.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, туристская дестинация, презентации, информационные технологии.

This paper discusses the pedagogical aspects of the development of presentations of tourist destinations. It provides a definition of the concept of a tourist destination. Considers the issue of information literacy. Gives conclusions about the need to train professionals of tourist areas in information technology.

Key words: professional tourist education, tourist destination, presentation, information technology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня туристская индустрия является наиболее интернациональной и динамичной сферой мировой экономики. Конкуренция на рынке обусловлена прежде всего большим числом участников в сфере туристских услуг. В современной конкурентной среде преимущество имеют участники рынка, способные представлять туристские услуги на более высоком уровне, с применением современных информационных средств общения с потенциальными клиентами. Ввиду этого важно осуществлять подготовку кадров, обладающих компетенциями, необходимыми для эффективного продвижения и позиционирования на рынке туристских услуг.

Презентации за последнее время глубоко проникли в процессы обучения и работы. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что какой-либо предмет или услугу нам пытаются визуализировать различными мультимедийными средствами, которые подходят под описание презентации.

© Зарайский И.А., 2013

Неважно, какие технологии при этом используются, конечный результат, как правило, это дополнительный инструмент, способствующий качественному восприятию. Но сначала дадим определение такому понятию, как дестинация.

Туристская дестинация — это место, имеющее реальную или умозрительную границу, политическую, физическую или рыночную, и привлекающее туристские потоки за счет собственных эффективных возможностей. Во всем мире дести-нации, представляющие историческую, культурную, рекреационную, спортивную, паломническую ценности, существуют и развиваются за счет средств, получаемых от туристов. Главной целью субъектов управления туристской дести-нацией является создание, поддержание или изменение направления, соответствующего потребителям туристского продукта региона. В свою очередь, создание туристского продукта, а также его планомерное развитие внутри дестина-ции осуществляются специалистами различных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.