Таблица 2
Структура образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае
Туристские училища, колледжи и институты Среднее образование в сфере туризма и гостеприимства Средние профессиональные училища Техникумы Средние общеобразовательные школы
Высшее образование в сфере туризма и гостеприимства Сертификат Бакалавриат Магистр
Профессионально-техническое образование в сфере туризма На предприятии Тренинги с сертификацией Профессиональные тренинги
Заочное образование Среднее профессиональное Сертификат Бакалавриат
Образование за рубежом Степень Без степени
лансированное развитие между регионами и несбалансированный уровень профессионального развития.
В настоящее время дальнейшее развитие образования в сфере туризма и гостеприимства в Китае ориентировано на повышение качества обучения, в частности, качества практической подготовки; на повышение уровня исследований различных типов туризма. Важное значение придается разви-
тию отрасли профессионального туристского строительства как компонента туриндустрии и фактора быстрого устойчивого развития профессионального туристского образования.
Список литературы
1. He G. To make persistent efforts and positively develop tourism industry as new economic growth point // Tourism Survey and Research. — 1999. — Vol. 1. — P. 3-12.
2. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statistics, Beijing: China Tourism and Travel Press, 2007.
3. Tao H. On the development stages of tourism education in China // Tourism tribune, Special Issue of Tourism Education. — 1997. — P. 6-9.
4. Zhang W. and Fan X. China. In A. David and T, John, Ed. An
International Handbook of Tourism Education. — Advances in Tourism Research, 2005.
5. Gu H.M. and Hobson P. The dragon is roaring... the development of tourism, hospitality and events management education in China // Journal of Hospitality and Tourism. — 2008. — Vol. 20. — № 1. — P. 20-29.
6. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statics. Beijing: China Tourism and Travel Press, 1996.
7. CNTA. The Yearbook of China Tourism Statistics, Beijing: China Tourism and Travel Press, 2000-2006.
УДК 378:379.85
Н.Н. Лагусева, доктор пед. наук, профессор Российская международная академия туризма
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
Целью образования, как об этом было заявлено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», является разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Такое понимание цели образования потребовало поиска методологических оснований обучения студента туристского вуза, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки в сфере туризма.
С точки зрения работодателя, помимо профессиональных компетенций, характеризующих квалификацию выпускника, например, в сфере менеджмента туризма, ему необходимы такие качества личности, как инициатива, креативность, способность к работе в группе, умение творчески
самовыражаться, которые сформировать значительно сложнее, поскольку они связаны не столько со знаниями и умениями, сколько с внутренними психологическими установками и возможностями личности.
Приоритетным направлением в образовании становится формирование творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Анализ научной литературы, посвященной самореализации личности, свидетельствует, что исследования, ориентированные на подготовку будущих менеджеров для сферы туризма к творческой самореализации, практически отсутствуют. Однако существует большое число публикаций по смежным проблемам, на которые мы опирались.
Понятие «самореализация» учеными в научной литературе рассматривается как процесс, по- 69
Теория и методика профессионального образования
требность, форма, цель и результат (В.И. Андреев,
A.С. Запесоцкий [1—3] и др.). Широко известными теориями самоактуализации являются гуманистические концепции К. Роджерса и А. Маслоу.
Предметом специальных исследований стали психологические проблемы самореализации личности (Л.А. Коростылева, А.А. Реан, Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко); понятие самореализации в педагогической науке (С.Л. Емельянцев); формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности (Л.В. Ведерникова) и др.; индивидуально-творческий подход, разрабатываемый В.И. Андреевым,
B.И. Загвязинским, Н.Д. Никандровыми и другими, который является одной из составляющих креативной парадигмы образования (Л.Б. Ермолаева-Томина, М.М. Зиновкина, Н.Ф. Вишнякова и др.), предоставляющей возможность творческой самореализации студента на каждом образовательном уровне.
Для понимания механизмов творческой самореализации будущих менеджеров туризма в образовательном процессе автор обратился к понятиям «творчество» и «самореализация».
Поскольку под творческой деятельностью (творчеством) понимают (Л.С. Выготский, Д.В. Чернилевский) генерирование новой информации в той или иной области науки, техники, производства, искусства или жизнедеятельности людей в целом, то, очевидно, что такая деятельность является не повседневной. К такой деятельности необходимо готовиться целенаправленно и интенсивно, проходя последовательно более низкие ступени овладения деятельностью.
Самореализация изначально является потребностью каждого человека. Потребность в самореализации зависит и от наследственности, и от среды, и от подготовки, полученной в прошлом, и от некоторых других факторов, налагающих весьма существенные ограничения на способность человека к изобретению новых идей [4, 5].
Проблема творческой самореализации будущих менеджеров туризма исследована недостаточно полно, поэтому автор обратился к педагогическим работам. Рассматривая точки зрения А.В. За-порожеца, В.А. Крутецкого, Я.Л. Пономарева, A.M. Матюшина, следует обозначить такие компоненты творческой деятельности:
♦ познавательная мотивация как доминирующий мотив деятельности;
♦ исследовательская творческая активность, выражающаяся в поиске нового, в постановке и решении тех или иных проблем;
♦ возможности получения оригинальных решений;
♦ возможности прогнозирования и предвосхищения сложных практических ситуаций;
• способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки. Творческая самореализация будущих менеджеров сферы туризма в процессе обучения в вузе имеет свою специфику. В студенческие годы идет становление творческой личности, творческого специалиста в социально-ценной деятельности и общении, саморазвитие и профессиональное становление как духовно-практическое преобразование, формирование целостного «Я». Творческая самореализация личности возможна только, если основным его мотивом является мотивация, связанная со стремлением стать лучшим в профессиональном и личностном аспектах [3].
Таким образом, творческая самореализация будущих менеджеров в вузе — это самоорганизованная (во многом) и рефлексивная технология на основе интеллектуальной и практически действенной инициативы, результатом которой является удовлетворенность продуктами собственной учебной, а затем и профессионально-практической деятельности.
Исходя из этого определения, можно выделить показатели творческой самореализации студентов в учебном процессе вуза:
• самоорганизация, которая включает в себя анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений и продуктов;
• интеллектуальная и практически действенная инициатива, представляющая собой органическое единство мотивационно-целевых и процессуально-результативных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить не стимулированную извне деятельность для получения качественного образовательного продукта;
• рефлексия, под которой понимается принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и сознание собственной деятельности. Это не только деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека, и процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека, но и оценка качества произведенного «продукта»;
• удовлетворенность, которая является показателем возможности достижения успеха в получении студентом учебного результата, который отвечает его устремлениям, намерениям и критериям.
Творческая самореализация имеет разные степени зрелости. На основе анализа литературы и опыта практической педагогической деятельно-
сти автору удалось сформулировать собственные подходы к мониторингу уровней творческой самореализации студентов в вузе. Самореализация студентов имеет разные уровни выраженности:
интегративно-репродуктивной, связанный с преодолением личностного сопротивления сложившимся стереотипами поведения и отношений, насыщение информацией, овладение репродуктив-но-творческими способами деятельности;
интегративно-креативный, предполагающий научение новым образцам творческо-репродуктив-ной деятельности и отношений, которые в свою очередь, связаны с творческой самореализацией;
творческо-компетентностный, характеризующийся соотнесением своего личного опыта с опытом, накопленным человечеством, включение в исследовательскую, практическую и профессиональную деятельность, с собственным взглядом на проблемы; с формированием профессиональной компетентности как высшим проявлением творческой самореализации будущего менеджера в вузе.
Одним из основных организационно-педагогических условий, необходимых для успешной творческой самореализации автор считает компетентност-ный подход, который интегрирует интеллектуально- информационную и навыковую составляющие образования и нацеливает обучающегося на личностную интерпретацию содержания образования, применение знаний в практической деятельности, т. е. на творческую практическую самореализацию, что является условием успешности в жизни.
Учитывая исследования зарубежных и российских психологов и педагогов в области компетент-ностного подхода в образовании, можно отметить, что важным является понимание компетентност-ного подхода:
♦ компетентностный подход как средство ориентации образования на личностно значимые и творческие практико-ориентированные ре-
зультаты обучения, позволяющее добиться интеграции целей и содержания процесса обучения, стать фактором развития содержания обучения; ♦ компетентностный подход как способ идентификации основных умений, которые (как проявляются, так и формируются) в деятельности через применение знаний при решении обучающих профессиональных задач, направленных, в том числе, и на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход является необходимым условием для успешности процесса творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе, его автор взял за основу при разработке системы компетенций будущего менеджера туризма.
Компетентностный подход положен в основу формирования структурно-содержательной модели процесса, направленного на творческую самореализацию будущих менеджеров туризма на этапе подготовки в вузе, которую характеризует наличие концептуального, целевого, содержательного и методического компонентов, а также отражение комплекса организационно-педагогических условий, необходимых для творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. — Казань: Изд-во КГУ, 2009. — 320 с.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2012. — 456 с.
3. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. — М.: Высшая школа, 2001. — 236 с.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издат. центр «Академия», 2009. — 336 с.
5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. — СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
УДК 377(09)(510) Лю Сяонань
Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХ! В.
В
Китайской Народной Республике (КНР) вительством КНР был определен своего рода «тре-
с конца 1970-х — начала 1980-х годов прово- ножник, на котором покоится стратегия развития дится целенаправленная политика модернизации и реформ образования»: 1) укрепление образова-
образовательной системы страны в целом и про- ния на селе (прежде всего — обязательного), 2) со-
фессионального образования, в частности. Пра- здание высококлассных университетов и ключевых