Научная статья на тему 'Инновационный парк федерального университета'

Инновационный парк федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПАРК / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКА К НАУЧНО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION PARK / INNOVATION / SPECIALISTS READINESS TO SCIENTIFIC INNOVATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Е. В.

Рассмотрены особенности деятельности инновационного парка как новой структуры Балтийского федерального университета им. И. Канта. Представлены основные принципы организации инновационного парка, позволяющие в современных условиях формировать специалиста с высокой степенью готовности к научно-инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation park of federal university and the development of research and innovation skills of future professionals

Innovation park is a new structure of the Immanuel Kant Baltic Federal University. The basic principles of organization and the activities of the innovation park, allowing to form a specialist with a high degree of readiness to scientific innovation.

Текст научной работы на тему «Инновационный парк федерального университета»

вится мощным фундаментом для повышения эффективности научной деятельности вуза.

Литература

1. Cohen L, Duberley J., McAuley J. Fuelling

discovery or monitoring productivity: Research scientists' changing perceptions of management // Organization. 1999. № 6. Р. 473-497.

2. Bleiklie I. Organizing higher education in a

knowledge society // Higher Education. 2005. № 49. Р. 31-59.

3. Jain R.K, Triandis H.C. Management of

research and development organizations: Managing the unmanageable. New York: Wiley. 1997.

4. Baert P., Shipman A. University under siege?

Trust and accountability in the contemporary academy // European Societies. 2005. № 7. Р. 157-185.

5. Enders J. Border crossings: Research training,

knowledge dissemination and the transformation of academic work // Higher Education. 2005. № 49. Р. 119-133.

6. Akerlind G.S. Academic growth and deve-

lopment - How do university academics experience it? // Higher Education. 2005. №50. Р. 1-32.

7. Travaille A., Hendriks P. What keeps science

spiralling? Unravelling the critical success factors of knowledge creation in university research // High Education. 2010. № 59. Р. 423-439.

8. Нонака И., Такеучи Х. Компания - созда-

тель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 384 с.

9. Polanyi M. The Tacit dimension. N. Y., 1967;

Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. С. 90.

10. Майданский А.Д. Лекция в структуре неявного знания // Alma Mater. 2009. № 5. C. 16-19.

GRIBANKOVAA.,MYAMINAM. ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH AND KNOWLEDGE MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY

The article examines the possibility of using the concepts of knowledge management to improve efficiency in scientific research at the universities.

Keywords: organization of scientific research, knowledge management, tacit and explicit knowledge, knowledge externalization.

Е.В. максименко, директор Инновационный парк

Центра инновационных федерального

образовательных программ университета

Рассмотрены особенности деятельности инновационного парка как новой структуры Балтийского федерального университета им. И. Канта. Представлены основные принципы организации инновационного парка, позволяющие в современных условиях формировать специалиста с высокой степенью готовности к научно-инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационный парк, инновационная деятельность, готовность выпускника к научно-инновационной деятельности.

В 2007 г. РГУ им. И. Канта стал побе- ционной образовательной программой дителем конкурса вузов, проводимого «Развитие инновационно-образова-в рамках приоритетного национально- тельной инфраструктуры университете проекта «Образование», с иннова- та для укрепления конкурентоспособ-

ности эксклавного региона России». Благодаря приобретению новейшего лабораторного оборудования, разработке программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической базы, а также повышению квалификации и переподготовке профессорско-преподавательского состава, в БФУ им. И. Канта стало возможным создание нового подразделения - инновационного парка.

На данный момент инновационный парк университета представляет собой разветвленную сеть инновационных лабораторий, функционирующих в режиме центров коллективного пользования под руководством проректора по инновационному развитию Т.Р. Га-реева. В структуру парка входят: управление инновационного развития, центр инновационных образовательных программ, институт математического моделирования, химический аналитический центр, медицинский научно-практический центр, научно-образовательный центр «Нанотехнологии» и научно-образовательный центр «Биотехнологии». Все подразделения инновационного парка оснащены новейшей аппаратурой, включающей комплекс оборудования по проводным, беспроводным сетям, 1Р-телефонии, комплексы для проведения медицинской диагностики, аналитическое оборудование, установки ионно-плазмен-ного напыления, комплекс импульсного лазерного осаждения в сочетании с магнетронным распылением, комплекс на базе Ожее-микроанали затора и энергодисперсионного рентгеноспект-рального анализатора JEOL JAMP-9500F, комплекс оборудования для проведения иммунохимического анализа и многое другое.

Приоритетными целями функционирования инновационного парка, на наш взгляд, являются следующие:

• эффективное использование лабораторной базы университета;

• повышение социального статуса профессорско-преподавательского состава университета за счет возможности участия в научно-исследовательской деятельности на договорной основе;

• сохранение кадрового научного потенциала;

• вовлечение молодежи в проведение инновационных исследований;

• активизация научно-инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Одной из глобальных проблем высшего профессионального образования, по нашему мнению, является недостаточная готовность значительной части молодых специалистов к выполнению инновационных функций в профессиональной деятельности сразу после окончания вуза. Инновационная деятельность заключается не только в создании и апробации различных новшеств, но и в их продвижении на рынок, то есть она является одним из важнейших условий экономического роста и повышения качества жизни, динамичного развития как экономики в целом, так и конкретных отраслей и предприятий области. Формирование

и развитие готовности к инновационной деятельности у будущих специалистов является одним из решающих факторов успеха. На уровне университета эта задача включает в себя реализацию следующей организационной схемы.

Во-первых, изменение содержания, учебно-методического и технологического обеспечения основных образовательных программ путем включения специализированных дисциплин по выбору, дополнительных дисциплин в виде факультативов и т.д. Решению этой проблемы способствует прежде всего Центр инновационных образовательных программ, приоритетной целью деятельности которого является развитие программ-модулей, содержание которых расширяет ФГОС направления или специальности (бакалавриата).

Во-вторых, выполнение студентами различных специальностей научно-поисковой деятельности, построенной по принципу «от простого к сложному» через погружение в профессионально-творческую среду. К примеру, такое направление деятельности инновационного парка, как организация временных творческих коллективов для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подразумевает активное участие и привлечение к инновационной деятельности студентов. Так, студенты, проводящие свои науч-но-исследователь-ские работы в институте математического моделирования инновационного парка, в 2009 г. стали лауреатами престиж-

ных конкурсов инновационных проектов в области новых IT-технологий (Imagine Cup 2009, Инновационный конвент2009, Форум победителей 2009, СофтЛайн VP DevGen 2009). Ими был разработан проект интерактивного стола Sens, основанный на технологии Multi Touch.

В-третьих, непрерывное совершенствование студентами навыков системного мышления в ходе выполнения ими различных творческих и академических заданий. Этому способствует проведение специалистами инновационного парка совместно со студентами собственных исследований на основе новых технологий, оборудования, приборов, программного обеспечения и т.п. Под руководством опытных преподавателей в научно-образовательном центре «Нанотехнологии» они ведут разработки по ряду ключевых направлений развития наноиндустрии. Имеющееся технологическое оборудование позволяет изучать химические, оптические, структурные, морфологические, фазовые и прочие свойства различных объектов и наносистем на атомарном уровне, а также синтезировать новые материалы и наноструктуры для прикладных задач наноиндустрии.

В-четвертых, включение студентов в программы партнерской деятельности с инновационными высокотехнологичными структурами. Специалисты центров инновационного парка активно сотрудничают с такими известными учреждениями, как Институт прикладной математики РАН, Московский физико-технический институт, Институт космических исследований Российской академии наук, Международный центр тестирования Рготе1пс. Кроме того, в настоящее время между БФУ им. И. Канта и вузами Польши, Германии, Литвы, Латвии, Беларуси, Финляндии, Дании, Австрии, Франции, Швеции, Италии, США действуют более 70 договоров.

В-пятых, привлечение студентов к выполнению грантовых программ. За годы существования инновационного парка реализованы и продолжают осуществляться более 20 проектов, среди них: исследование иммунопатологических процессов, разработка методов лечения аутоиммунных заболеваний, создание новых материалов методами нанотехнологий для приложений медицины, разработка алгоритмов и программного обеспечения для работы с данными молекулярной биологии и т.д.

В ряду основных направлений деятельности инновационного парка в плане формирования готовности будущих специалистов к научно-инноваци-

онной деятельности мы выделяем новые методы исследования веществ и нанотехнологии, медико-биологические исследования, химический анализ и синтез, экологию, природопользование и ресурсосбережение, телекоммуникации и математическое моделирование. В 2010 г. сотрудниками инновационного парка разработаны три объекта интеллектуальной собственности (оптический способ ввода информации; «методы расширенного подобия » и методика создания биоактивных поверхностей полимеров).

Сегодня перед инновационным парком стоят масштабные задачи. Среди них:

1) апробация и внедрение инновационных технических и технологических средств, разработанных нашими учеными, в том числе совместно с партнерами университета;

2) создание инновационного инкубатора для поддержки талантливой молодежи и малого интеллектуального бизнеса;

3) подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для различных отраслей;

4) развитие системы коммерческих научно-технических исследований.

Используя уже существующие и разрабатывая новые знания, технологии, оборудование, обеспечивая создание эффективных производств и разви-

тие региональной экономики, инновационный парк позволяет интенсифицировать подготовку конкурентоспособ-

ных специалистов, способных к реализации инновационных проектов в своей профессиональной деятельности.

MAKSIMENKO E. INNOVATION PARK OF FEDERAL UNIVERSITY AND THE DEVELOPMENT OF RESEARCH AND INNOVATION SKILLS OF FUTURE PROFESSIONALS

Innovation park is a new structure of the Immanuel Kant Baltic Federal University. The basic principles of organization and the activities of the innovation park, allowing to form a specialist with a high degree of readiness to scientific innovation.

Keywords: innovation park, innovation, specialist's readiness to scientific innovation activities.

Качественное образование для

Е.Г. КРОПИНОВА, доцент индустрии ^УРизма и сервиса -

основа устойчивого развития

территорий

В статье подчеркивается важность формирования специфических компетенций у работников индустрии туризма и сервиса в соответствии с требованиями современного рынка труда; приводится конкретный пример организации взаимодействия в системе «образование - бизнес - власть » с целью развития и продвижения территории туристической специализации.

Ключевые слова: образование в сфере туризма и сервиса, образование для устойчивого развития территории, магистерская программа, развитие компетенций, международное сотрудничество в сфере образования.

Правительством РФ утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 гг.). Одной из трех основополагающих задач, обозначенных в документе, названо повышение качества туристских услуг (наряду с задачами развития турист-ско-рекреационного комплекса РФ и продвижения российского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках). В качестве важного фактора повышения качества туристских услуг рассматривается развитие системы подготовки кадров в сфере туризма посредством повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии, а также за счет реали-

зации программ «обучения обучающих» [1]. Достижение поставленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.