[23] Toohey, Official Report of the XXVII Olympiad.
[24] Frawley and Toohey, 'Shaping Sport Competition'.
[25] Toohey, 'National Olympic Committees'.
[26] Toohey and Veal, 'The (Sporting) Legacy of the Sydney 2000 Olympic Games'.
[27] Houlihan, Sport Policy and Politics, 71.
[28] Australian Sports Commission, 'Developing an Olympic Legacy for Community Sport'.
[29] Veal et al, "'Sport for All".'
[30] National Centre for Culture and Recreation Statistics, 'The Impact of the Olympics on Participation in Australia'; Australian Sports Commission, 'Impact of Hosting the Sydney 2000 Olympic and Paralympic Games on Participating in Sport and Physical Activity in Australia', unpublished paper, Sport Development Unit, Australian Sports Commission, Canberra, 2001; Toohey and Veal, 'The (Sporting) Legacy of the Sydney 2000 Olympic james'; Beyond the Torch - Olympics and the Australian Culture Conference, Australian iociety for Sports history ACT Chapter, April, Canberra.
[31] Australian Bureau of Statistics, 'Involvement in Organised Sports and Physical Activities',
[32] Ibid.
[33] Veet al., '"Sport for All"'.
[34] Toohey and Veal, The (Sporting) Legacy of the Sydney 2000 Olympic Games'
[35] Essex and Chalkley, 'The Infrastructural Legacy of the Summer and Winter Olympic Games'.
[36] Sydney 2000, 'Games Info',
[37] Sydney Olympic Park Authority, 'The Vision'.
[38] Ibid.
[39] Brown, 'The Games of the XXVII Olympiad', 149.
[40] Ibid.
[41] Ibid., 151.
[42] Toohey, Official Report of the Games of the XXVII Olympiad.
[43] Olympic Coordination Authority, 'The Sydney 2000 Olympic and Paralympic Games'.
[44] Price Waterhouse Coopers, Business and Economic Benefits of the Sydney 2000 Olympic Games.
[45] Shoebridge, 'After the Games'.
[46] Cashman et at.,_'When the Carnival Is Over', 14.
[47] Lenskyj, The Best Olympics Ever?
[48] Vaitt, 'Social impacts of the Sydney Olympics', 213.
[49] Ibid.
[50] Halbwirth and Toohey, 'The Olympic Games and Knowledge Management',
[51] Ibid.
[52] Toohey and Veal, The Olympic Games.
[53] Pound, Inside the Olympics, 13.
[54] Hogan and Norton, 'The "Price" of Olympic Gold'.
[55] Toohey and Veal, The Olympic Games.
[56] Kemp, 'Impact of the Olympics and Commonwealth Games'.
[57] Cashman, The Bitter-Sweet Awakening, 275.
Статья поступила в редакцию: 09.06.2013 г. УДК: 378
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА (СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РИСОТ»)
С.А. Кузнецов - кандидат педагогических наук, доцент НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма»,Набережные Челны
SUBSTANTIAL PERFORMANCE CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL SERVICES SOCIAL TOURISM (SPECIALITY «R&SHT»)
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
S.A. Kuznetsov -PhD,Associate Professor NF FGBOU «Volga state Academy of Physical Culture, Sports and Tourism»
Naberezhnye Chelny
e- mail: kzm diss@mail.ru
Ключевые слова: специалист, правовая культура, социально-экономическое развитие, социальный туризм
Аннотация: Статья посвящена анализу сферы туризма, выявлены недостатки в сфере гостеприимства в привлечении молодых кадров в вузы, в низком уровне оплаты труда .Определены требования к будущим специалистам по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, также по направлению «Сервис и «Туризм»
Key words: professional, legal culture, socio-economic development, social tourism
Annotation: This article analyzes the tourism industry, reveales deficiencies in the hospitality industry in attracting young people into higher education, the low level of wages. Requirements to future specialist recreation and sports tourism, as well in "service and" Tourism ".
В Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» отмечается, что сложившаяся в Российской Федерации ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. В рейтинге международной конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 г., Россия заняла 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны находятся на 5 месте, а объекты культурного наследия -на 9. Таким образом, Россия обладает значительным потенциалом для привлечения большого количества, как российских, так иностранных туристов. Однако для его реализации требуется принятие комплексных мер по развитию инфраструктуры туризма в регионах страны наряду с широкой информационной поддержкой внутреннего и въездного туризма, а также улучшением качества услуг, в том числе за счет создания саморегулируемых организаций, и привлечением в отрасль высококвалифицированных специалистов [1].
Сфера туризма, отмечает М. А. Морозов, является одним из приоритетов социально-экономического развития России. В ближайшие годы предстоит ликвидировать разрыв между сегодняшним положением дел и большими потенциальными возможностями, решив много серьезных проблем. Решить эти проблемы невозможно без повышения качества и изменения структуры подготовки кадров для туристско-гостиничной индустрии России [12].
М. А. Морозов выделяет две группы проблем, сдерживающих развитие туризма России: инфраструктурно-административные (недостаток инвестиций, в том числе иностранных, необходимых для реконструкции туристской инфраструктуры, недостаточная поддержка развития туризма на государственном уровне, недостаток современных гостиниц и других средств размещения туристов, проблемы обеспечения безопасности туристов) и кадровые (низкий уровень сервиса, утеря национальных традиций гостеприимства, недостаток инноваций и бизнес-идей, низкая производительность труда и неэффективный менеджмент) .
Подготовка высококвалифицированных специалистов для сферы туризма осуществляется в системе среднего и высшего профессионального образования. Для разработки эффективных содержания и технологий образовательного процесса субъектам учебно-методического обеспечения необходимо знание требований к профессиональным и личностным характеристикам будущего специалиста сферы социального туризма.
Практики сферы туризма и гостиничного бизнеса отмечают основные проблемы, которые заключаются в том, что у выпускников вузов отсутствуют практические навыки, а
амбиции в отношении вознаграждения и статуса очень велики и абсолютно не соотносятся с уровнем их компетентности.
Г. М. Романова и С. А. Банников признают серьезной проблемой в сфере туризма недостаточную атмосферу гостеприимства, которую необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Кроме этого, пишут они, остро стоит проблема привлечения молодых перспективных педагогических кадров в вузы, что связано со слабой системой стимулирования работы профессорско-преподавательского состава, низким уровнем оплаты труда. Отсутствие тесных связей между отраслевыми вузами и руководителями туристских организаций и гостиниц приводит к рассогласованию формируемых компетенций будущих специалистов в сфере гостиничного и туристского бизнеса. У собственников российских туристских предприятий и гостиниц нет определенных и единых критериев отбора персонала, плохо работает система обучения новых сотрудников и повышения квалификации персонала. Цели и задачи, стоящие перед объектами туриндустрии, не доводятся до персонала, тем самым не развивается корпоративная культура. Данные проблемы могут быть разрешены только в интеграции усилий вузов [].
Ряд исследователей ([2 ], [3], [4] и др.) считают, что для решения проблемы подготовки специалистов для туристской индустрии необходимо:
- уточнить виды профессиональной деятельности специалистов сферы социального туризма;
- выявить основные направления профессиональной подготовки с учетом потребностей развивающейся экономики и в соответствии с возможным прогнозированием спроса на специалистов в России;
- определить наиболее рациональную и эффективную профессиональную структуру подготовки специалистов в вузах;
- определить уровень качества подготовки специалистов в вузе данного вида профессиональной деятельности;
- выявить и определить степень значимости национально-регионального компонента в содержании обучения специалистов сферы социального туризма.
Как видим, на первом плане стоит задача, связанная с необходимостью дать сущностную характеристику деятельности специалиста сферы социального туризма.
М. А. Морозов подчеркивает, что для решения стратегических задач развития индустрии туризма нужны квалифицированные кадры. Однако система профессионального образования сама сталкивается с множеством проблем: начиная с 90-х годов XX века, имеет место бурное развитие сферы платного (коммерческого) профессионального образования. В результате в настоящее время число студентов (на 1000 человек населения) в России примерно в 2 раза больше, чем в таких странах, как Великобритания, Франция, Япония, при этом ВВП на душу населения в России составляет около 40% показателей перечисленных стран; система подготовки кадров для экономики страны напоминает так называемую «перевернутую пирамиду» (много руководителей при нехватке исполнителей); «гуманитарное» образование развивается в ущерб «техническому». Сложившаяся ситуация во многом объясняется наличием разрыва между спросом к сфере профессионального образования со стороны населения и со стороны экономики [12].
М. А. Морозов предлагает для изменения ситуации принять Этический кодекс для туриндустрии, тесно взаимодействовать работодателям и учебным заведениям для формирования новых профессиональных требований к работникам туриндустрии [12].
Сегодняшнему промышленному производству и сфере услуг недостаточно просто предложить продукт, обладающий потребительской ценностью; необходимо, отмечает А. А. Федулин, чтобы он был дополнен сервисной составляющей, отвечающей ожиданиям потребителей. Сфера услуг - самая трудоемкая из сфер деятельности, и, следовательно, человеческие ресурсы составляют в ней основу уникальных преимуществ в конкурентной борьбе. Именно люди, их стремление к развитию творческих способностей и профессионализм становятся главным условием развития современной организации.
Совершенно очевидно, что возрастание роли человеческого фактора непосредственно связано с вопросами подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. А. А. Федулин подчеркивает, что сама рыночная конъюнктура предъявляет все более высокие требования и к профессионализму современных руководителей и специалистов всех сфер деятельности, к их компетентности, уровню управленческой культуры, психологической устойчивости [9].
По мнению Н. И. Ковалевой, характер современных компетенций работников сервиса, которые взаимодействуют с системными объектами сложной социотехнической природы, предъявляет к специалисту определенные требования как к личности, предполагает развитие таких его интегральных способностей, как:
- обладание субъектностью: понимание и ориентировка в своей личностной сфере, осознание своих мотивов и поступков, способность к рефлексии и эмпатии, потребность и способность быть личностью и признаваться таковой;
- способность к профессиональному и социальному целеполаганию и прогнозированию, проявляющаяся в готовности выдвигать, формулировать цели, разрабатывать пути их достижения, выбирать решения, нести за них нравственную и юридическую ответственность;
- культуросообразность: широкая образованность, система аксиологических устремлений, социопривлекательность, непроизводственные резервы личности (единство слова и дела, волевые качества, следование валеологическим нормам) и др.;
- духовность, нравственность и сознательность в своих решениях и поступках, ориентированность на созидающую жизнедеятельность, способность выстраивать жизненную стратегию;
- способность преодолевать устоявшиеся стереотипы в решениях и поступках;
- способность сохранять и реализовывать в различных затруднительных ситуациях свои личностные позиции (устойчивость личности) [2].
В примерной должностной инструкции сказано, что специалист по туризму исполняет следующие обязанности:
- осуществляет подбор справочных и рабочих материалов по туризму;
- проводит маркетинговые исследования спроса и предложения на туристические услуги;
- разрабатывает предложения по освоению новых маршрутов;
- принимает участие в разработке рекламных материалов, каталогов, брошюр и выработке концепции продвижения туристических программ;
- участвует в проведении мероприятий по продвижению туристических услуг (рекламных кампаниях, презентациях, выставках, ознакомительных турах, распространении рекламных материалов и пр.);
- для формирования пакета туристических услуг осуществляет поиск отелей, компаний-перевозчиков (авиа, железнодорожных, автобусных), иных организаций, предоставляющих эти услуги или оказывающих содействие их предоставлению;
- создает и поддерживает информационную базу данных по услугам, предоставляемым в рамках разрабатываемых туров;
- разрабатывает программы туров;
- определяет стоимость услуг, включенных в состав тура, рассчитывает стоимость пакета услуг и т.д.;
- согласовывает с контрагентами существенные условия в рамках предоставляемых
услуг;
- оформляет технологические документы по предлагаемым турам (технологические карты, информационные листки, памятки туристов, описания маршрутов путешествий и т.д.) в соответствии с требованиями нормативных правовых и технических нормативных правовых актов;
- своевременно оформляет листы бронирования и подтверждает бронь партнерам;
- осуществляет работу по поиску клиентов;
- принимает заказы отдельных туристов или корпоративных групп на формирование
тура;
- готовит пакет документов, необходимых для открытия визы (в случае необходимости), контролирует правильность их оформления;
- оформляет туристскую документацию (договор на оказание туристических услуг, информационный листок, памятка, ваучер, финансовые документы и т.д.) в соответствии требованиям законодательства (при наличии доверенности от руководства);
- готовит специализированную туристическую информацию, информацию по безопасности услуг, контролирует её полноту и достоверность;
- разрабатывает рекомендации и указания для участников путешествия;
- консультирует клиентов по всем вопросам, касающимся необходимых правил, порядка и условий предоставления туристических услуг;
- проводит инструктаж туристов о мерах безопасности, предупреждении заражения особо опасными инфекциями;
- ведет журналы инструктажа по обеспечению безопасности туристов в соответствии с требованиями нормативных правовых и технических нормативных правовых актов;
- контролирует надлежащее исполнение туристических услуг (собственных и услуг контрагентов) в соответствии с требованиями, предусмотренными в заключенных с туристом договорах;
- изучает жалобы и претензии туристов к качеству туристических услуг, принимает меры по проведению корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков;
- обеспечивает высокую культуру обслуживания клиентов;
- ведет установленную отчетность.
Как видим деятельность специалистов сферы туризма многогранна. Поэтому в содержании профессиональной подготовки специалистов туристической деятельности несомненно должны быть представлены в органическом единстве фундаментально-теоретические и практико-прикладные знания, считает Е. В. Мошняга. Однако, как утверждает исследователь, одних, даже глубоких знаний для решения профессиональных задач, недостаточно, необходимо также обладать определенными навыками и умениями. Наиболее важными навыками и умениями туристского работника можно считать умение правильно оценивать политическую ситуацию и экономическую конъюнктуру, так как от этих слагаемых во многом, зачастую в решающей степени, зависит развитие туризма. В зависимости от ситуации специалист-профессионал должен уметь правильно организовывать свою деятельность, а руководитель-менеджер любого уровня деятельность вверенного коллектива. Чрезвычайно важными, зачастую игнорируемыми, являются умения и навыки, определяющие психофизические, психологические, мотивационные и поведенческие характеристики специалистов туристской деятельности, так как этим в конечном итоге определяется качество туристского продукта, сервиса, а значит и потребительский эффект в индустрии туризма и гостеприимства [2].
Задача ориентации высшего образования на рынок труда в нашей стране решалась посредством привлечения в состав профильных учебно-методических объединений и государственных аттестационных комиссий вузов представителей отрасли. Таким образом, замечает А. А. Федулин, работодатели в определенной степени стали влиять на процесс подготовки специалистов и в определенной степени отражать интересы своих отраслей в сфере подготовки специалистов [Современное состояние].
На Первом Всероссийском форуме по вопросам социального туризма (2011 г.) со стороны менеджеров туриндустрии прозвучали жалобы на то, что, развивая социальный туризм, работая с таким контингентом, как пенсионеры и инвалиды, они столкнулись с необходимостью определенных медицинских знаний, как-то: показания и противопоказания для участия в турпоходах, экскурсионных программах для данного круга лиц; знаний по
оказанию первой медицинской помощи туристам вообще и, что наиболее актуально, в социальном туризме.
Студенты, готовящие себя к работе в сфере социально-культурного сервиса и туризма, считают Р. Х. Лепехина и О. В. Одинцова, должны быть в душе психологами, так как успешность их деятельности зависит именно от того, насколько они сумеют учесть и предусмотреть потребности и желания клиентов, причем не только высказанные, но и не озвученные или даже еще не осознанные. Выполняя свою работу, специалист имеет дело как с сотрудниками своей фирмы, так и со многими специалистами-смежниками: работниками других агентств, гостиниц, компаний, транспортных фирм и т.д. Все это не просто разные люди, но часто представители разных стран и культур, с разными традициями делового поведения и общения. Значит, чтобы вести успешно дела с клиентами, надо знать их психологические особенности [4].
В. Н. Фефелова, исследуя процесс формирования управленческой компетентности у будущих менеджеров туризма, обращает внимание на то, что многие работодатели высказывают серьезную озабоченность качеством управленческой подготовки специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, т.к. выпускники, как правило, не готовы приступать к продуктивному выполнению своих профессиональных обязанностей: 61% работодателей отмечают, что уровень специальных профессиональных знаний и умений у выпускников недостаточный, 28% - удовлетворительный и только 11% работодателей отмечают соответствие специальных профессиональных знаний и умений выпускников вузов необходимым требованиям рынка труда. В. Н. Фефелова делает вывод, что во многом это обусловлено несформированностью у выпускников вузов управленческой компетентности .
Многие работодатели в сфере туристской индустрии выделяют в качестве необходимых и важнейших составляющих профессионализма специалистов по туризму хороший навык одного или двух иностранных языков, знание географии и знания страноведческого характера, умение пользоваться специализированными компьютерными программами, поисковыми системами, владение первичными навыками техники продаж турпродукта, умение разбираться в технологиях бронирования услуг, основы юридических знаний (ведь придется подписывать договоры с клиентами, разбирать конфликтные ситуации). Для работодателей большое значение имеют и личностные качества специалиста по туризму, такие как, высокая коммуникабельность, ответственность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже известного рода артистизм.
Примерная должностная инструкция специалиста по туризму декларирует наличие следующих знаний:
- нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристической деятельности;
- географию стран мира;
- справочники, периодические издания, научные публикации по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран и др., туристические каталоги;
- основные концепции и принципы организации туристической индустрии;
- порядок оформления договоров и заключения контрактов по реализации туров;
- принципы определения стоимости туров;
- правила бронирования билетов и услуг;
- правила страхования туристов;
- порядок работы консульско-визовых служб, правила и порядок оформления документов для получения виз;
- схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями;
- основы туристического права;
- основы маркетинга и менеджмента;
- терминологию и аббревиатуры, принятые в туристической индустрии;
- теорию межличностного общения;
- порядок оформления договоров и заключения контрактов;
- технику приема контрагентов и проведения переговоров;
- протокол и этикет;
- иностранный язык;
- справочники, периодические издания и научные публикации по туризму, туристические каталоги;
- правила оформления туристической документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.);
- основы делопроизводства;
- основные требования к оформлению туристической документации;
- методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;
- основы экономики, организации труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности [6].
Профессиональное туристское образование, пишет В. Ю. Маноляк, играет значительную роль в кадровом обеспечении экономики, повышении его эффективности и конкурентоспособности. Современный этап развития профессиональной туристской школы характеризуется устойчивой тенденцией к расширению востребованности и масштабов подготовки специалистов. Стратегия развития профессионального туристского образования, ориентированная на перспективные потребности экономики, должна быть направлена на решение таких приоритетных задач, как: качественное обновление содержания профессионального туристского образования в соответствии с современным уровнем технологий, применяемых в туристской индустрии, с учетом запросов новой экономики (при этом необходимо обеспечить соответствие образовательных программ требованиям модернизации социальной сферы, формирование необходимых профессиональных компетенций выпускника); совершенствование масштабов и структуры подготовки специалистов в условиях развития высокотехнологичной сферы туристской индустрии, основанной на автоматизации и информатизации; обеспечение развития профессионального туристского образования в контексте европейской интеграции. Интеграция как принцип содержания обучения определяет процесс и результат формирования целостных знаний, способов и видов деятельности, а также ценностных отношений [10].
A. К. Агамиров считает, что профессиональная деятельность специалистов сферы сервиса и туризма напрямую связана с людьми, работой с нормативно-правовыми документами, поэтому для них особенно актуально формирование правовой компетентности . Необходимость формирования профессионально-правовой компетентности у будущих специалистов сферы сервиса и туризма обосновывается в ряде научных исследований (В. Ю. Маноляк [10], А. П. Черватюк и др.), декларируется федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и профессиональными стандартами данной отрасли.
B. Ю. Маноляк отмечает, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания и умения, а обобщенные качества, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы. Исследователем приведены данные, показывающие, что по оценкам специалистов более 80% содержания профессиональной деятельности в сфере туристского менеджмента носит правовой характер. Поэтому наиболее значимым в общем контексте формируемых компетенций у выпускников туристского вуза является некоторое целостное профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи правовой направленности, взаимодействовать с другими людьми. Большинство из руководителей туристских предприятий (73%) считают, что успешность правовой деятельности определяется не только хорошими
юридическими знаниями. Это качество, по мнению В. Ю. Маноляк может быть определено как целостная профессионально-правовая компетентность специалиста [10].
С. В. Огнева и Ю. В. Копылов объективно оценивания существующую на рынке труда ситуацию, выявили, что системного мониторинга потребностей рынка труда в туристских профессиях не существует, что обусловлено отсутствием такой статистической группировки «Туризм» с одной стороны и отсутствием нормативных документов, содержащих требования к профессиям туристской индустрии; отсутствует нормативная правовая, и методическая, и организационная база проведения мониторинга. Отсутствие в классификаторе профессий туристской индустрии вызвано тем, что до 2012 года не существовало в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» раздела, устанавливающего для работников сферы туризма квалификационные характеристики профессий и должностей. Квалификационные характеристики профессий и должностей сферы туризма были разработаны только в 2012 году на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристской индустрии, срок действия которых закончился в 2002 году. Классификационная группировка характеристик профессий и должностей работников сферы туризма должна пополняться новыми характеристиками профессий при условии возникновения потребностей в них сферы туризма, что неизбежно при развитии новых видов туризма. Квалификационные характеристики являются основой для разработки профессиональных стандартов для сферы туризма, которые более полно раскрывают минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ, включает в себя (наряду с другими позициями): наименование должностей и соответствующие им квалификационные уровни; перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, выполнение которых позволит работнику реализовать трудовые функции в рамках его компетенции [5].
На рынке туристских услуг выделяют туроператоров (фирмы, осуществляющие деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта), турагентов (фирмы, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта) и экскурсионные бюро. Объем и характер должностных обязанностей и полномочий менеджеров по туризму различается в зависимости от того, в какой фирме они работают.
Основное различие между деятельностью турагента и туроператора, согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в российской Федерации», заключается в осуществлении различных видов туристской деятельности.
Туроператор осуществляет полный цикл работ по организации путешествия, начиная с подбора, комбинирования туристских услуг, оказываемых различными исполнителями, в зависимости от целей, сроков и маршрута путешествия (формирование туристского продукта), рекламы туристского продукта на специализированных ярмарках, выставках (продвижение туристского продукта), заканчивая реализацией туристского продукта либо туристу, либо посреднику - турагенту. Организующий характер деятельности туроператоров выражается, прежде всего, в совершении ими сделок с третьими лицами, в силу которых последние обязуются исполнить полностью или частично обязательство туроператора перед туристом. Именно в принятии туроператором обязательств осуществить весь процесс подготовки и проведения теристской поездки состоит сущность договора оказания туристских услуг, в результате заключения которого турист освобождается от необходимости вступать в договорные отношения с большим количеством субъектов. Этим, однако, роль туроператора не исчерпывается, отмечает Н. В. Сирик . Организатор путешествия осуществляет постоянный контроль за надлежащим исполнением третьими лицами своих обязательств по договорам, заключенным с туристской организацией. Этот контроль проводится через руководителей групп, назначаемых для поездки с группой туристов.
Турагент, в отличие от туроператора, сам тур не формирует, а лишь рекламирует сформированный туроператором туристский продукт и реализует его туристу. В практической деятельности возникают трудности при отнесении той или иной деятельности к туроператорской или турагентской. Любое агентство в той или иной степени занимается комплектованием услуг - страхует туристов, реализует авиабилеты, бронирует места в гостиницах. В то же время в их работе превалирует агентская деятельность по реализации готового туристского продукта. Представляется, делает вывод Н. В. Сирик, что туроператор - это организация, в основном занимающаяся формированием, организацией тура в комплексе; дополнение тура одной, двумя туристскими услугами, необходимыми для туриста (перемещение к месту начала тура, бронирование билетов, страховка), не делает из турагентства туроператора [7].
Основными направлениями деятельности работников турагентства являются: предоставление информации клиентам; работа с клиентами; бронирование и оформление билетов; продажа тура, маркетинг и реклама; работа с туроператорами; выполнение административных функций. Персонал турагентства составляют: директор/начальник отдела турагентства (по маркетингу и продажам, турпродуктам, связям с общественностью, работе с клиентами, кадрами, информационным технологиям, финансам); менеджер по направлению, менеджер по бронированию и продажам, менеджер по работе с клиентами, менеджер по связям с общественностью, менеджер по кадрам, руководитель тургруппы, бухгалтер; агент по направлению, агент по бронированию, агент по продажам, агент по выездному туризму, агент по въездному и внутреннему туризму, ассистент по формированию тургрупп, референт, секретарь, кассир, стажер, курьер.
Основной задачей персонала экскурсионного бюро является предоставление клиентам услуг экскурсовода (гида) в масштабах города, региона, страны. Её реализует следующий персонал: начальник/начальник отдела экскурсионного бюро (по маркетингу и рекламе, продажам, работе с клиентами, организационным вопросам); переводчик, гид-переводчик, экскурсовод, организатор экскурсий, агент по рекламе и продажам, агент по работе с клиентами, администратор, бухгалтер; агент по приёму заказов, секретарь, стажер, кассир, курьер.
Задачами персонала туроператора являются: планирование и составление программы туров; расчет стоимости туров; бронирование и продажа билетов; бронирование мест в гостиницах; составление программ экскурсионных и других дополнительных услуг; инструктаж гидов и водителей; оформление туристской документации; визовое обеспечение; маркетинг и реклама; взаимодействие с турагентствами и другими организациями; прямая продажа турпакетов; заключение агентских и иных договоров; выполнение административных функций. Деятельность туроператора обеспечивают следующие сотрудники: директор/начальник отдела туроператора (по маркетингу, бронированию и продажам, турпродуктам, связям с общественностью, работе с клиентами, кадрами, информационным технологиям, финансам; менеджер по направлению, менеджер по бронированию и продажам, менеджер по работе с клиентами, менеджер по связям с общественностью, менеджер по кадрам, менеджер по визовому обеспечению, бухгалтер, юрист; оператор по бронированию, оператор по продажам, оператор по выездному туризму, оператор по въездному и внутреннему туризму, сопровождающий, референт, секретарь, кассир, стажер, курьер.
Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО) специальности 032103 - «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» правовое образование будущих специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму осуществляется в процессе изучения таких дисциплин как «Правоведение» и «Правовые основы рекреации и туризма». В результате освоения данных дисциплин будущий специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму должен:
— иметь научное представление о государстве и праве, системах права и особенностях их функционирования, о теориях права, его сущности и нормах;
— знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства; системы и организации государственных органов Российской Федерации;
— знать основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина российской Федерации;
— знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
— уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности 034600 - «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» [6], основанном на компетентностном подходе сказано, что бакалавр по данному направлению подготовки должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, включающими в себя, в том числе, готовность использовать свои права и обязанности как гражданина своей страны, умение использовать в своей деятельности действующее законодательство Российской Федерации, готовность и стремлением к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-8); способность на практике осуществлять комплекс мер по разработке и соблюдению правил и норм охраны труда, и техники безопасности занимающихся в процессе тренировочной, соревновательной, рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности (ПК-8); осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых в пределах их полномочий (ПК-16).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 «Сервис» (квалификация (степень) «бакалавр»), выпускник направления «Туризм» готовится к реализации проектов туристской индустрии, разработке туристского продукта на основе современных технологий, принятию решения в организации туристской деятельности, эффективному общению с потребителями туристского продукта, к применению инновационных технологий туристской деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» [6] отмечается, что область профессиональной деятельности бакалавра по туризму включает разработку и реализацию туристического продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристического обслуживания в основных секторах туристской индустрии. В описании характеристики профессиональной деятельности бакалавра по туризму сказано, что бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности - сервисная деятельность: обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания; умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 100400 «Туризм» в стандарт зафиксировал необходимость обладания выпускниками такими общекультурными и профессиональными компетенциями как:
— готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом,
окружающей средой; использовать нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);
- владением основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК-14);
- способностью использовать нормативные документы по качеству стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10).
Вследствие изучения правовых, и не только, дисциплин профессионального цикла данного направления подготовки будущий бакалавр по туризму должен: знать особенности правовых отношений между участниками туристской деятельности, правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; уметь составлять договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности; владеть навыками оценки соответствия стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации, навыками анализа и составления договорной документации [6].
Подготовка перечисленных выше специалистов, как правило, не предусматривает раскрытия особенностей социального туризма, а ведь его субъектами является особая категория людей: пенсионеры, дети, студенты, малообеспеченные слои населения, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018)» [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://fcp.economy. gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/View/2012/361 /.
2. Ковалева, Н.И. Учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области сервиса и туризма: монография [ Текст] /Н.И. Ковалева . - М.:ГОУ ВПО «МГУС», 2006.-154с.
3. Таймазов, В.А. Ретроспективный анализ подготовки кадров спортивно-оздоровительного туризма в России [Текст] / В.А. Таймазов, О.В.Алексеева // Современные проблемы сервиса и туризма.- 2008.-№3.-С.71-80.
4. Федулин, А. А. Инвестиции в человеческий капитал - путь развития профессионального образования в сфере сервиса и туризма.-2008.-№4-С.79-82.
5. Хазова,С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту [ Текст] / С.А. Хазова- М.: Изд-во «Академия Естествознания»,2010.-216с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация «бакалавр») [«Электронный ресурс].- Режим доступа : http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/View/2012/361/.
7. Хартия туризма и Кодекс туриста [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://moscomtour.mos.ru/legislation/normativnye dokumenty/588201/.
8. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (ХХХ) от 9 декабря 1975г.) [Электронный ресурс] /Режим доступа : http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar /25608/#999
9. Федулин, А. А. О разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки « Туризм» [ Текст] / А. А. Федулин// Современные проблемы сервиса и туризма.-2007.-№2.-С.80-83.
10. Маноляк, В.Ю. Формирование профессионально-правовой компетентности студентов туристского вуза: дис. ... канд. пед. наук:13.00.08 [ Текст]/ В. Ю. Маноляк.- Москва,2007.-143с.
11. Бондарь, И. И. Профессиональное туристкое образование на современном этапе6 развития [Текст ]/ И.И. Бондарь // Культура народов Причерноморья. -2012.- №232.-С.231-233
12. Мартынова, Н.С. К проблеме подготовки будущих менеджеров туризма в контексте мирового экономического кризиса [ Текст] / Н.С. Мартынова// Економша. УправленшняТнновацп. - 2010.№1(3).-С.57-63.
Bibliography
1. Federal Target Program "Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011-2018)" [electronic resource]. - Mode of access: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp / View/2012/361 /.
2. Kovalev, NI Methodological support training in service and tourism: monograph [Text] / N. Kovalev. -Moscow: State Educational Institution "MGUS", 2006.-154c.
3. Tajmazov, VA A retrospective analysis of the training of sports tourism in Russia [Text] / VA Tajmazov, O.V.Alekseeva / / Modern problems of service and tourism. - 2008. - № 3.-P.71-80.
4. Fedulin, AA Investments in human capital - the path of development of vocational education in the field of service and turizma.-2008. - № 4, p.79-82
5. Hazova, SA Competence competitive specialists in physical culture and sports [Text] / SA Hazova-Moscow: Publishing House of the "Academy of Natural Sciences", 2010.-216c.
6. Federal state educational standard of higher education in the field of training 100400 "Tourism" (qualification "Bachelor") ["electronic resource]. - Mode of access: http://
7. Tourism Charter and the Code of tourist [electronic resource]. - Mode of access: http://moscomtour.mos.ru/legislation/normativnye dokumenty/588201/.
8. The Declaration on the Rights of Persons with Disabilities (approved by Resolution thirteenth session of the UN General Assembly 3447 (XXX) of 9 December 1975). [Electronic resource]
/ Access mode: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/25608/ # 999
9. Fedulin, A. On the development of the GEF HPE direction "Tourism" [Text] / A. Fedulin / / Modern problems of service and turizma.-2007. - № 2.-P.80-83.
10. Manolyak, VY Formation of professional and legal competence of tourist high school students: Thesis. ... Candidate. ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / VY Manolyak. - Moscow, 2007.-143c.
11. Cooper, I. Vocational education in the modern tourist etape6 Development [Text] / I. Cooper / / Culture of the Black Sea. -2012. - № 232.-p.231-233
12. Martynov, NS The problem of training future managers of tourism in the context of the global economic crisis [Text] / NS Martynov / / Ekonomika. Upravleninnya.Innovatsii. - 2010. № 1 (3.), P.57-63.
Cтатья поступила в редакцию: 04.06.2013 г.
УДК: 796/799
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ И АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
А.Б. Лопатина - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет Пермская краевая клиническая больница №2 «Институт сердца»
Пермь
PLAN OF CONDUCTING TRAINING CAMPS AND ADAPTATION PROCESSES
А.В. Lopatina - сandidate of Pedagogical Sciences, associate professor