Научная статья на тему 'Юбилей диссертационного совета д 212. 027. 02'

Юбилей диссертационного совета д 212. 027. 02 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юбилей диссертационного совета д 212. 027. 02»

научная жизнь. рецензии

юбилей диссертационного совета д 212.027.02

А.А. Глебов, почетный работник высшего профессионального образования, канд. пед. наук, проф., ученый секретарь совета

одной из важнейших характеристик волгоградского государственного педагогического университета является наличие в нем многочисленных научных школ, чьи теоретические наработки оформляются в виде диссертаций и выносятся на защиту в диссертационных советах. в настоящее время в университете насчитывается семь советов. один из них - по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук д 212.027.02 по специальностям

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. В эти дни мы празднуем двадцатилетие работы этого диссертационного совета. он был создан приказом председателя Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР от 1989 г. № 148-в на основании постановления президиума ВАК СССР от 18 августа 1989 г. № 210-дс.

Первое, организационное заседание совета прошло 13 ноября 1989 г. С 1996 г. совету было разрешено проводить защиту диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук помимо указанных еще по двум специальностям: 13.00.06 - теория и методика воспитания (в общеобразовательной школе) и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (по педагогическим наукам).

первым председателем диссертационного совета в течение 18 лет был чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. В.И. Даниль-чук, бывший в то время ректором университета. в 2007 г. его сменил действующий ректор, чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. Н.К. Сергеев. Заместителем председателя совета со дня его основания был утвержден проф. В.С. Ильин. Однако он смог принять участие только в первом, организационном заседании совета. вскоре после этого он скончался из-за болезни. С

1989 г. обязанности заместителя председателя исполнял проф. Г.И. Школьник, а с 1996 г. и по сей день по специальности

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования эту роль выполняет чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф. В.В. Сериков. Функции второго заместителя председателя по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования в 2000 - 2007 гг. выполнял проректор по научной работе проф. Н.К. Сергеев, с 2007 г. по настоящее время - проректор по учебной работе, д-р пед. наук, проф.

В.В. Зайцев.

В период с 1989-го по 1997 г. ученым секретарем совета была канд. пед. наук, проф. Ф.К. Савина. С октября по ноябрь 1997 г. эти обязанности были возложены на канд. пед. наук, доц. А.М. Саранова, и с начала 1998 г. по сей день ученым секретарем является канд. пед. наук, проф.

А.А. Глебов.

Ветеранами совета считаются проф. Е.В. Бондаревская, Н.Е. Воробьёв, А.Н. Выр-щиков, В.И. Данильчук, О.Д. Мукаева, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, которые трудятся в составе совета со дня его основания, все 20 лет. Свыше 10 лет членами совета являются проф. А.А. Глебов, В.В. Зайцев, А.А. Сучилин.

Сегодня в состав совета входят восемнадцать ученых. Е.В. Бондаревская является академиком Российской академии образования, Н.К. Сергеев, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.М. Монахов -членами-корреспондентами РАО. В.В. Сериков и О.Д. Мукаева носят почетное звание Заслуженного деятеля науки РФ. Многие члены совета входят в состав общественных международных и российских академий (В.В. Арнаутов, Н.М. Борытко, Н.Е. Воробьев, А.А. Глебов, В.В. Зайцев,

А.М. Коротков, С.В. Куликова, Е.И. Са-харчук, Л.И. Столярчук).

К примечательным фактам следует отнести то, что в существующий состав совета к его двадцатилетнему юбилею входят шесть человек, защитившие в нем кандидатские и семь - докторские диссертации (В.В. Арнаутов, Н.М. Борытко, В.В. Зайцев, М.В. Корепанова, А.М. Коротков,

С.В. Куликова, Е.И. Сахарчук). Первым, кто защитил кандидатскую диссертацию во вновь созданном кандидатском совете и докторскую - во вновь созданном докторском совете, был В.В. Зайцев, занимающий сегодня должность проректора по учебной работе ВГПУ.

Все ученые совета представляют четыре города России: Москву (В.М. Монахов), Ростов-на-Дону (Е.В. Бондаревская), Элисту (О.Д. Мукаева), Волгоград (15 членов совета). Эта география регионов положительно сказывается на полноте проблематики исследований, которые успешно ведут докторанты, аспиранты и соискатели. Темы исследований охватывают проблемы методологии, общей педагогики, истории педагогики и образования, сравнительной и профессиональной педагогики.

известность совета распространяется далеко за пределы Волгограда. В нем защищали диссертации соискатели из сибири, с Урала, Юга, Севера России, из Украины, Вьетнама, с африканского континента, из 30 городов России, в т.ч. из Астрахани (18 чел.), Армавира (1 чел.), Борисо-глебска (2 чел.), Владимира (4 чел.), Волгограда (421 чел.), Воронежа (6 чел.), Вятки (1 чел.), Грозного (1 чел.), Казани (2 чел.), Кировограда (1 чел.), Кургана (2 чел.), Магадана (1 чел.), Майкопа (1 чел.), Москвы (12 чел.), Нальчика (1 чел.), Нижневартовска (1 чел.), Одессы (1 чел.), Ростова-на-Дону (6 чел.), Санкт-Петербурга (6 чел.), Саратова (4 чел.), Ставрополя (5 чел.), Сургута (1 чел.), Таганрога (1 чел.), Тобольска (1 чел.), Томска (1 чел.), Уссурийска (1 чел.), Ханты-Мансийска (1 чел.), Челябинска (1 чел.), Читы (1 чел.), Элисты (9 чел.). Всего за годы существования совета в нем защищено 520 диссертаций, в том числе 36 докторских и 484 кандидатские.

идеи и педагогические технологии диссертантов находят свое применение не только на территории России, но и во многих других странах: США, Англии, Австралии, Венесуэле, Вьетнаме, Голландии, Китае, Кубе, Франции, Белоруссии, Украине и др. Университет и диссертационный совет активно сотрудничают со многими университетами и известными учеными, которые охотно выступают в качестве ведущих организаций или оппонентов для защищающихся в совете диссертантов. Это вузы Астрахани, Калининграда, Москвы, Оренбурга, Ростова-на-

Дону, Санкт-Петербурга, Саратова, Ярославля и других городов. В числе ученых-оппонентов можно назвать академиков РАО Е.В. Бондаревскую, Н.В. Бор-довскую, И.В. Бестужева-Ладу, Г.Н. Волкова, В.В. Краевского, А.А. Кузнецова, А.М. Новикова, В.А. Сластенина; чл.-кор. РАО М.В. Богуславского, А.А. Вербицкого, А.И. Кочетова, В.М. Монахова, В.А. Мясникова, А.А. Орлова, Н.Х. Розова, В.Д. Симоненко, В.И. Слободчикова,

A.П. Тряпицыну, Г.И. Ибрагимова; заслуженных деятелей науки РФ К.И. Бузарова, Е.П. Белозерцева, О.Д. Мукаеву и многих других известных российских ученых. В целом оппоненты представляют 25 городов России: Армавир, Астрахань, Брянск, Волгоград, Воронеж, Елец, Казань, Калининград, Краснодар, Майкоп, Москву, Оренбург, псков, пятигорск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Ставрополь, Тулу, Ульяновск, Чебоксары, Челябинск, Элисту, Ярославль.

Показателем признания качества деятельности совета, его авторитета является включение чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф., ректора, зав. каф. педагогики Волгоградского госпедуниверситета Н.К. Сергеева в экспертный совет ВАК по педагогике и психологии. Авторитет совета проявляется также и в том, что научный журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета» включен в список периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по специальностям диссертационного совета.

В.И. Данильчук, засл. работник высшей школы РФ, чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф., председатель совета в 1999 - 2007 гг.

С приездом в Волгоград проф.

B.С. Ильина в нашем институте оживилась научная работа, появилась научная школа, возникла необходимость в своем диссертационном совете. В стране было мало диссертационных советов, существовали большие очереди на защиту в Москве, Ленинграде, Казани, Минске. Ведь были случаи, когда диссертации наших аспирантов по году лежали в диссоветах других городов, потом передавались в другой город, где все начиналось заново. Лишь через продолжительное время они, наконец-то, доходили

до защиты. С открытием нашего совета таких неоправданных пауз не стало.

Как проректор по научной работе, я возглавлял организационную работу по созданию совета, взаимодействовал с ВАК. Когда стал ректором, то продолжил свои усилия. Серьезную поддержку нам оказали Ю.Г. Круглов, А.Ф. Парастаев, а потом Н.И. Загузов, руководивший в ВАК отделом гуманитарных наук и много делавший для развития сети диссертационных советов в регионах. Совет утвердили только с третьего раза, когда нам удалось собрать в его составе авторитетных ученых, признанных в России и за рубежом.

Председателем совета был утвержден я, а заместителем - проф. В.С. Ильин, который на первом, организационном заседании выступил с очень содержательной речью о том, какие традиции мы должны заложить, как совет должен помочь в развитии научной школы, каких ведущих ученых следует приглашать для оппонирования диссертантам. На этом же заседании мы говорили о стиле работы совета. Поскольку вуз педагогический, то должна быть создана особая атмосфера принципиальности, требовательности и доброжелательности. Было решено, что голосовать «против» этично тогда, когда была серьезная критика со стороны ученых и диссертанту показаны слабые места в работе. Если работа не нравится, то следует сказать об этом открыто. При этом недопустимо унижать честь и достоинство диссертанта. Критика должна быть предметной, конструктивной и доброжелательной. Тогда же мы договорились, что за один раз можно задавать диссертанту не более трех вопросов. К сожалению, вскоре Владимир Сергеевич скоропостижно умер, и его дело мы продолжали без него, но с людьми, которых он сумел собрать в совете.

В первую очередь, это Евгения Васильевна Бондаревская, имевшая к тому времени серьезный опыт работы в диссертационных советах. Она нас учила академическому стилю обсуждения диссертационных работ, тщательной продуманности вопросов, показывала пример участия в научной дискуссии. С первых заседаний она задавала много глубоких вопросов. Много сделал для становления нашего совета проф. В.М. Монахов. Он является мастером емких и точных формулировок, видит

их недоработанность в темах и самих текстах.

Следует отдать должное нашим ученым секретарям. Ф.К. Савина умела не только видеть перспективы совершенствования документов, но и корректировать взаимоотношения членов совета. После ее смерти ученым секретарем стал А.М. Саранов, затем - А.А. Глебов. Во многом именно их заслуга в том, что за 20 лет совет не получил ни одного замечания по оформлению документов. Проф. Г.И. Школьник, который после смерти В.С. Ильина стал зам. председателя совета, много времени уделял работе с диссертантами, подготовке их к защите в совете. Наша тогдашняя молодежь - В.В. Сериков, Н.К. Сергеев,

А.М. Саранов - многое сделала для становления совета, утверждения глубоких методологических требований к защищаемым в нем диссертациям.

Мне требовалось лишь объединить их и дать возможность для конструктивной критики, свободного обсуждения, споров. При этом диссертант не должен чувствовать себя бесправным и униженным. Тогда же у нас была заложена традиция тщательной подготовки диссертанта к защите. Совет должен быть требовательным, но предсказуемым. Так, совет помогает развитию научной школы, а не только выполняет функции экспертизы.

отмечая высокий профессиональный уровень состава совета, подчеркнем важность условий для публикации научных результатов, авторефератов диссертаций, монографий. Особая роль в этом принадлежит зав. редакционно-производственным отделом «Перемена» О.И. Молокановой и директору типографии А.В. Пономареву. Отметим также кропотливую работу исполнительного секретаря диссовета С.Г. Савельевой. Все это работает на авторитет совета и университета.

Именно благодаря такой работе у нас возросло число не только кандидатов, но и докторов наук. «Дважды первым» в нашем совете стал В.В. Зайцев - он защитил первую в совете кандидатскую диссертацию и первую докторскую. С защитой Н.К. Сергеевым его докторской диссертации мы получили достаточное количество докторов наук для открытия своего докторского совета, который был вскоре утвержден. Заложенные ранее традиции были продолжены и развиты.

Н.К. Сергеев, засл. работник высшей школы РФ, чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф., ректор университета, председатель совета

долгое время аспиранты проф. В.С. Ильина защищались в Москве, Ленинграде, Минске, Кишиневе, Одессе, Душанбе, Челябинске и других городах СССР, поскольку у Владимира Сергеевича были обширные научные связи. Но развивалась и разрасталась аспирантура, появились диссертанты у Г.И. Школьника, В.А. Кулько, И.А. Редковец. Искать диссертационные советы «на стороне» приходилось все чаще и труднее. Чтобы повысить эффективность работы аспирантуры, В.И. Данильчук, будучи еще проректором по научной работе, предложил создать свой диссертационный совет. Став ректором, он настоял на этой идее, и с ним согласился В.С. Ильин. Одновременно это повышало и престиж вуза. Работа по созданию совета активно велась с 1977 г.

Как заместитель заведующего кафедрой педагогики по научной работе, по поручению ректора В.И. Данильчука и

В.С. Ильина, заведовавшего в то время кафедрой, я участвовал в подготовке документов к открытию совета: собирал сведения, готовил обоснования и проекты документов. Долгое время мы консультировались с ВАК, дорабатывали свои предложения. Очень радовались, когда пришло известие об утверждении нашего кандидатского совета по специальности 13.00.01. Позже, в связи с изменением номенклатуры научных специальностей, для нашего совета были введены еще две - по воспитанию и профессиональному образованию.

Первое, организационное заседание совета состоялось за несколько дней до кончины В.С. Ильина. На это заседание он приехал из больницы. Речь шла о принципах, на которых должна строиться работа совета. Этих принципов мы придерживаемся и по сей день. С самого начала была взята высокая планка в отношении качества работ и привлекаемых к работе в совете специалистов - членов совета, оппонентов, ведущих организаций. В составе совета работают многие ученые, известные не только в России, но и за рубежом. Все ведущие отечественные ученые-педагоги последних десятилетий (академики В.А. Сла-стенин, Б.С. Гершунский, В.В. Краев-ский и мн. др.) участвовали в работе со-

вета в качестве оппонентов. Вначале в совете было много кандидатов наук. Но когда наша научная школа развилась и защитились достаточное количество докторов наук, совет был преобразован в докторский.

Сегодня наш совет - это один академик и четыре члена-корреспондента РАО, 17 докторов педагогических наук. За 20 лет мы не получили ни одного замечания от ВАК. На защищенные в нашем совете диссертации часто ссылаются, их читают, изучают, используют в педагогической науке и практике образования. По материалам диссертационных исследований издано множество монографий, учебников и учебных пособий.

Я благодарен своим коллегам, которые многие годы (проф. В.И. Данильчук, Е.В. Бондаревская, В.Е. Воробьев, О.Д. Мукаева, В.В. Сериков - все 20 лет) работали и работают в составе совета, сотрудничают с ним. Это тяжелый и напряженный труд, высокая степень ответственности. Ведь работа ведется не только на заседаниях, но и во время экспертизы представляемых в совет диссертаций, подготовки документов к защите, консультирования диссертантов. И все это на общественных началах.

Верю, что у нашего совета светлое будущее. Его членам я желаю здоровья и талантливых учеников, интересных неординарных исследований, обсуждение которых порождает свежие идеи для последующих работ и развития самих членов совета.

В.В. Зайцев, почетный работник высшего профессионального образования, д-р пед. наук, проф., зам. председателя совета

В 1989 г. я завершал аспирантуру и в связи с этим начал размышлять о том, в каком совете защищать диссертацию. Весной съездил в Ростов-на-Дону, в педагогический институт, побывал на кафедре педагогики, которой руководила проф. Е.В. Бондаревская. Была достигнута договоренность о том, что в сентябре на кафедре пройдет моя предзащита с последующей защитой в Ростовском диссертационном совете. Однако уже во второй половине августа от своего научного руководителя

В.С. Ильина я узнал, что пришел приказ о создании диссертационного совета в нашем вузе. Это взволновало меня, посколь-

ку защищаться в своем совете - двойная ответственность.

Первое, организационное заседание совета состоялось 13 ноября 1989 г. в кабинете ректора и председателя совета В.И. Да-нильчука. Я в это время сидел в приемной, волновался, ждал решения о приеме диссертации к защите. В.С. Ильин в это время находился в больнице, но приехал на заседание. После заседания совета я проводил его на такси обратно в больницу, где он через неделю умер. Оказалось, что это была наша последняя встреча. Моя защита проходила уже без научного руководителя и заместителя председателя совета. Не успел Владимир Сергеевич вычитать мой автореферат.

Ученым секретарем совета стала доц. Ф.К. Савина, а техническим секретарем -Т.П. Гречина. Чтобы поучиться оформлению документов, они выехали в Ростов-на-Дону. Я тоже поехал, чтобы быть уверенным в правильном оформлении своих документов. Фаина Константиновна приняла участие в дискуссии во время заседания диссертационного совета, а я наблюдал за процедурой защиты. Тогда все документы оформлялись на пишущей машинке, поэтому нужно было найти машинистку, бумагу, копирку. Обнаруживались ошибки -нужно было перепечатывать заново.

Первое заседание, на котором рассматривались диссертационные работы, состоялось 12 января 1990 г. Официальными моими оппонентами согласились выступить проф. Е.В. Бондаревская и доц.

С.Г. Ярикова. Обе они - серьезные ученые и принципиальные люди. Поэтому очень приятно, что они поддержали мою работу. Вспоминается очень хорошее отношение членов диссертационного совета. С первого заседания закладывались этические основы работы Волгоградского диссертационного совета. Вопросы были серьезные, но задавались доброжелательно, что позволяло справиться с волнением. Содержательными и глубокими были и выступления оппонентов. Именно с того заседания появилась традиция: аспиранты стали ходить на заседания совета, чтобы послушать оппонентов.

Когда в конце 1997 г. я заканчивал докторантуру, вновь поехал в Ростов-на-Дону узнать о возможности защиты своей диссертации. Но вскоре пришел приказ о создании докторского диссертаци-

онного совета у нас. И вновь оказалось, что моя докторская защита стала первой во вновь созданном совете. Она состоялась 27 января 1999 г. Вновь моим ведущим оппонентом стала проф. Е.В. Бон-даревская. В начале своего выступления она отметила, что по своим оппонированиям может судить о развитии волгоградской научно-педагогической школы. Другими оппонентами были известные ученые проф. О.С. Гребенюк (Калининград) и проф. Н.Б. Истомина (Москва). Ведущая организация - РГПИ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). И вновь я ощутил требовательное, но доброжелательное отношение со стороны оппонентов и членов диссертационного совета. Это не означает, что члены совета только хвалили диссертантов. Были и серьезные замечания. Но высказывались они в корректной форме, чтобы диссертант сам мог убедиться в перспективах совершенствования своего исследования.

Двадцать лет пролетели незаметно, но диссертационный совет очень продвинулся за это время в своем развитии. Основой его стабильной работы я считаю преемственность поколений: в совете совместно работают ученые разных поколений и с различным опытом экспертизы диссертационных исследований. Это, прежде всего, наши ветераны - профессора О.Д. Му-каева, Н.Е. Воробьев, В.И. Данильчук и другие, которые сформировали стиль работы совета. Вторая волна - «золотая» молодежь 1980 - 1990-х годов - В.В. Сериков, Н.К. Сергеев, А.М. Саранов и др. Очень активно включилась в деятельность третья волна самых молодых членов совета -Н.М. Борытко, Е.И. Сахарчук, М.В. Ко-репанова и др. В этом залог того, что традиции, заложенные при открытии совета, будут сохраняться и развиваться.

В.В. Сериков, засл. деятель науки РФ, чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф., зам. председателя совета

Являюсь членом совета со дня его создания и заместителем председателя последние 10 лет. Есть, таким образом, основания для размышления. Мечта о диссертационном совете в Волгограде зародилась у В.С. Ильина и его учеников еще в середине 1970-х, т.е. примерно за 15 лет до его открытия. Москва вначале ответила отказом. Волгоград в те времена на карте педагогической науки был

представлен лишь именами Б.Ф. Райского и в.с. Ильина, и понятно, что ни о каком собственном диссертационном совете в те времена еще нельзя было говорить. Чтобы его создать, нужна была научная школа, «имена», монографии, крупные национальные и международные проекты, конференции, устойчивые отношения с научным миром. Нужны, наконец, просто собственные доктора наук, которым еще предстояло пройти через горнила советов Москвы, санкт-Петербурга. сказанное стало, по сути, программой деятельности большого коллектива педагогов-исследователей волгоградского педагогического на пути к совету. Несколько слов о них.

создатель совета владимир сергеевич Ильин провел всего лишь одно его заседание - первое и последнее для него. Через несколько дней его не стало. Несмотря на постигшее нас горе, мы восприняли случившееся как своего рода завещание Ильина и далее развивать его научную школу, необходимым атрибутом которой должен быть высокоэффективный диссертационный совет! «Целостный педагогический процесс: исследование продолжается» - так была названа проводящаяся раз в два года всероссийская научная конференция, посвященная его памяти.

Говоря о тех, кто заложил первые камни в основание традиций, стиля и культуры диссертационного совета, не могу не вспомнить Геннадия Ивановича Школьника и Фаину Константиновну савину. Г.И. Школьник - первый волгоградский доктор педагогических наук после в.с. Ильина, ученик Э.И. Моносзона (Москва); Ф.К. савина - выпускница знаменитой ленинградской научной школы Г.И. Щукиной. Их интеллект, талант, величайшая культура слова и дела для всех нас были настоящей школой.

У истоков совета стоял также крупнейший ученый нашего времени, ныне академик РAО Евгения васильевна Бондарев-ская. Бесспорный лидер науки и не только на Юге России, но, наверное, и во всей России, если брать исследования в области теории воспитания, Бондаревская учила нас азам научной экспертизы. Я даже посвятил ей стихи, которые прочитал в Ростове на ее юбилее:

Тот, кто первый, не ждет подмоги,

И не ради наград идет.

Первых в жизни всегда не много.

Это в них строчит пулемет.

Пусть январь и холодный, и хмурый -От любви нашей тают льды. Бондаревская - мир культуры,

Детства, совести и борьбы.

Вспомню еще одного члена совета, ныне также академика РАО Нину Валентиновну Бордовскую. Маленькая, умная, дотошная. Найдет любой изъян в диссертации! Всегда в строю Николай Егорович Воробьев - признанный лидер в современной российской сравнительной педагогике! Очир Джогаевна Мукаева - доктор, профессор Калмыцкого университета. Мудрая, чуткая, заботливая, но только наивный может думать, что от нее не последует глубоких и опасных для всех верхоглядов вопросов! Вадим Макарьевич Монахов - ученый с мировым именем, один из родоначальников информатизации образования в нашей стране, в прошлом директор крупнейшего научно-исследовательского института АПН СССР.

Ну, и конечно же, говоря о совете, нельзя не сказать о его руководителе. Валерий Иванович Данильчук - физик по образованию. Став руководителем этого совета, через 7 лет защитил докторскую по педагогике в Санкт-Петербурге. Почти беспримерный случай для ректорского корпуса! Никто бы, как говорится, и слова не сказал! Нет же, считает Данильчук, нельзя спрашивать с других, не пройдя самостоятельно весь этот путь! Мудрость, глубина, безукоризненное выполнение инструкций ВАК и вместе с тем творческое терпимое отношение к любой диссертации, к любой самостоятельной мысли исследователя - вот его личностные черты, которые стали нормами для Волгоградского диссертационного совета! Ему я тоже посвящал стихи, в которых пытался нарисовать его портрет:

Строить на фоне развала и нервов,

И вести за собой - нет светлее венца! Если брался за что -Значит, только средь первых,

Посвятив себя нам до конца!

Нынешний руководитель совета - преемник В.И. Данильчука, продолжатель его традиций, также член-корреспондент

РАО, сегодняшний ректор Волгоградского госпедуниверситета Николай Константинович Сергеев и, что очень важно, член экспертного совета ВАК России. Казалось бы, занимая такой пост, Сергеев мог дать нам некоторое «послабление» в работе! Как-никак, свой человек в ВАК. Но не тут-то было! Именно ответственность как первого эксперта заставляет Николая Константиновича неуклонно наращивать требования к экспертизе диссертаций. Говорят, что волгоградский совет труднодоступен. Да, он, благодаря его председателю и созданной им системе экспертизы при головной кафедре университета, практически недоступен для слабых работ! Именно благодаря политике Н.К. Сергеева волгоградский совет прочно удерживает в нашей стране статус одного из наиболее компетентных, надежных, сохранивших свои позиции в условиях массового закрытия диссертационных советов! Н.К. Сергеев привлек в совет мощные научные силы. В совете работают пять членов Государственной академии наук - Российской академии образования! Этим может похвалиться не каждый столичный совет. В качестве оппонентов здесь выступали светила российской педагогической науки - А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, И.А. Колесникова, М.И. Рожков, В.А. Сла-стенин, В.И. Слободчиков, Я.С. Турбов-ской, Е.А. Ямбург. Сам В.А. Болотов для апробации своей докторской тоже приехал в наш совет!

Политика руководителей совета едва ли имела бы успех, если бы рядом не было сильного, грамотного, высокоорганизованного ученого секретаря Александра Александровича Глебова. Разработанная им схема автореферата, знаменитая «методичка» по его написанию являются по-истине бестселлерами среди аспирантов. Особая гордость совета - это новые молодые доктора наук. Мы иногда с Николаем Константиновичем в шутку говорим: нам можно отдохнуть, если они задают вопросы диссертанту. От них ничто не укроется, и они непременно помогут соискателю раскрыть себя!

К членам совета нового поколения я отношу Владимира Васильевича Зайцева. Талантливейший ученый, инициатор многих образовательных инноваций. Его защиты были первыми при открытии кандидатского и, соответственно, докторского со-

ветов. Горжусь, что ко второй его защите я тоже приложил свою руку. Говоря о новых членах совета, нельзя не сказать о Николае Михайловиче Борытко. Талантливый, смелый, невероятно работоспособный ученый, широко известный в мире педагогической науки, прошедший путь от учителя, директора Первой городской гимназии до создателя авторитетной научной школы! Среди новых членов совета - народный учитель России, доктор, профессор, член редколлегии журнала «Педагогика» Владимир Владимирович Арнаутов, благодаря которому небольшой город Михай-ловка стал широко известным на педагогической карте России; Марина Васильевна Корепанова, тонкий знаток современного ребенка и ситуации детства; Анатолий Николаевич Вырщиков - блистательный аналитик и оппонент, автор многих международных и федеральных образовательных и воспитательных проектов и программ; Анатолий Александрович Сучилин, про которого можно сказать, что в нем сочетаются наука и спорт высоких достижений. Кстати, в совете два мастера спорта -Монахов и Сучилин.

Александр Коротков, Светлана Куликова, Елена Сахарчук. Называю их без отчеств, потому все еще представляю их студентами, хотя они давно уже доктора и занимают нередко более высокий уровень в табели о рангах, чем я сам. Коротков, например, проректор, заместитель председателя совета по частным методикам. Дорогие соискатели, будьте внимательны к их вопросам и внимательно слушайте их выступления на этапе свободной дискуссии. Кладезь оригинальности и мудрости!

В совете существует преемственность поколений, опыта, традиций. Недавно по нашей с Н.М. Борытко инициативе учрежден «круглый стол» молодых научных руководителей. Слово «ученый» происходит не от слова «наука», а от слова «учиться».

И в завершение несколько слов о роли совета в моей жизни. Всегда горжусь званием члена совета. Мои ученики, а их уже несколько десятков, защищались не только в волгоградском совете, но также и в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Астрахани, Оренбурге, Саратове. Сам оппонировал во многих советах. Относясь с уважением ко всем нашим иногородним коллегам, скажу, что защита в Волгограде - труднейшее испытание и для соиска-

теля, и для его консультанта. Будучи заместителем председателя, я обязан здесь выдавать «образцовую продукцию», и потому каждая защита - это пот, нервы и счастье победы!

Н.Е. Воробьев, почетный работник высшего профессионального образования, д-р пед. наук, проф., член совета.

Создание диссертационного совета в ВГПИ предполагалось еще в 1978 - 1979 гг. Однако докторов наук в пединституте было недостаточно - проф. В.С. Ильин и

A.Н. Конев. А для создания совета по защите кандидатских диссертаций должно быть три доктора - два в данном вузе и один из другого вуза. Поэтому было решено пригласить меня из Ростовского гос-университета, защитившего докторскую диссертацию в 1975 г., третьим после Бабанского (1970) и Ильина (1972). В этой связи мне было предложено место заведующего кафедрой педагогики и психологии в Волгоградском институте физической культуры, и я дал согласие на это. Однако по ряду причин совет не удалось создать, и я в 1983 г. прошел по конкурсу на заведование кафедрой педагогики в Луганский педагогический институт.

В 1989 г. в результате усилий ректората и кафедры педагогики, а также проф.

B.В. Серикова был открыт долгожданный диссертационный совет по специальности 13.00.01. В течение 5 лет я ежемесячно приезжал из г. луганска, чтобы участвовать в работе совета.

В течение 20 лет на моих глазах постепенно набирал силу и компетентность наш диссертационный совет. Вначале из 15 членов совета половину представляли кандидаты наук и доценты. Для рецензирования диссертаций и оппонирования привлекались опытные специалисты из других вузов. постепенно совет пополнялся новыми докторами наук. Начиная с 2000 г. докторские диссертации защитили В.В. Зайцев, Н.М. Борытко, Е.А. Крюкова, А.М. Саранов, С.В. Куликова, А.М. Коротков, М.В. Савин, И.А. Соловцова, Е.И. Сахар-чук, Л.П. Разбегаева, М.В. Корепанова, М.В. Николаева, И.С. Бессарабова и др. Хорошо известно, что наш совет пользуется большой популярностью среди преподавателей, и не только в России. В нем защитила докторскую диссертацию Т.В. Ивано-

ва из Украины, четыре кандидатские диссертации - педагоги из г. луганска.

за все время работы диссертационного совета со стороны ВАК не было ни одной рекламации. Это говорит о высокой требовательности к диссертациям, а также внимательном и чутком отношении к соискателям ученой степени. Насколько мне известно, все специалисты, защитившие у нас свои диссертации, с большим уважением вспоминают обо всех членах нашего совета.

С.В. Куликова, д-р пед. наук, проф., член совета.

Мои отношения с диссертационным советом Волгоградского государственного педагогического университета начались с момента поступления в аспирантуру при кафедре педагогики в октябре 1993 г. Доцент кафедры педагогики Алексей Михайлович Саранов, будучи моим наставником, еще со студенческой скамьи ввел меня в мир науки и на примере членов диссертационного совета раскрыл образ ученого.

Кандидатскую диссертацию на тему «Гуманистическая направленность педагогических идей и школы в России конца XIX - начала XX века» я защищала в ноябре 1996 г., когда диссовет отмечал 7 лет со дня своего основания. Моим оппонентом была доктор педагогических наук, профессор Калмыцкого государственного университета Очир Джогаевна Мукае-ва, член нашего совета с его основания и уважаемый ученый, известный в России и за ее пределами. Очир Джогаевна со свойственным ей интересом и объективностью уделила много внимания мне и моему исследованию. Ее выступление, как всегда, было очень ярким и содержательным и не оставило никаких сомнений у членов совета относительно моей работы. С этого началось мое плодотворное сотрудничество с Калмыцким государственным университетом и О.Д. Мукаевой, которая впоследствии была оппонентом по моей докторской диссертации, а также по работам моих учеников.

Очень важным для меня в день защиты кандидатской диссертации стало выступление еще одного очень авторитетного члена совета, стоявшего у его истоков. Евгения Васильевна Бондаревская, действительный член РАО, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Ростовского государственного педагогического универси-

тета, представлялась мне очень строгим и взыскательным ученым, который никогда не пропустит слабую работу. Всю защиту она не выпускала мою диссертацию из рук, и когда она взяла слово в дискуссии, мое сердце бешено заколотилось от волнения. Евгения Васильевна встала и сказала: «Эту работу нужно опубликовать, поскольку в ней собран богатейший архивный материал по проблеме гуманистической педагогики в России, который должен быть доступен для широкого круга читателей». Для человека, только входящего в науку, такая оценка была выше всяких похвал.

после защиты кандидатской диссертации я продолжала посещать заседания нашего совета, особенно когда обсуждались работы по истории педагогики. К сожалению, таких исследований было очень мало, в основном это были работы, выполненные «на стороне». В Волгоградской научной школе признанным авторитетом по историко-педагогической проблематике в то время был мой учитель - Алексей Михайлович Саранов. Моя диссертация была первой историко-педагогической работой, которая выполнена под его руководством. Через несколько лет под его руководством в нашем совете были защищены диссертации по историко-педагогической тематике М.В. Савина, А.В. Калачёва и др.

В 2005 г. в диссертационный совет Волгоградского государственного педагогического университета мною была представлена диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Становление теории и практики национального образования в России в первой половине XIX - начале XX века». Большую помощь в подготовке данной диссертации мне оказал старейший член нашего совета, известный ученый-компаративист, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета Николай Егорович Воробьёв. Его бесценные советы по тексту диссертации и специфике научного аппарата в историкопедагогическом исследовании докторского уровня позволили мне довести работу до защиты.

Особую роль в моей судьбе сыграл чл.-кор. РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления педагогическими системами Волгоградского государственного педагогического универси-

тета, зам. председателя совета В.В. Сериков. С присущей ему критичностью Владислав Владиславович помог мне утвердиться в актуальности темы и верности замысла исследования. Он познакомил меня с известнейшим специалистом в области истории педагогики и образования России, чл.-кор. РАО, доктором педагогических наук, главным научным сотрудником Института теории и истории педагогики РАО Михаилом Викторовичем Богуславским, который стал первым оппонентом по моей докторской диссертации и выступил на защите с великолепной речью. Эта речь произвела неизгладимое впечатление на всех присутствующих на защите аспирантов и докторантов. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что в нашем совете достаточно широко представлено направление, касающееся историко-педагогической проблематики, поскольку регулярно проходят защиты диссертаций, выполненных под руководством профессоров Н.Е. Воробьёва, С.В. Куликовой и М.В. Савина.

Очевидно, что диссовет сыграл важную роль в моей жизни. Именно поэтому известие о включении меня в состав нашего совета я восприняла с большой признательностью и волнением. Это значительное событие в моей жизни я расцениваю не только как колоссальное доверие председателя и всех членов диссертационного совета, но и как великую ответственность и возможность научного роста.

Е.И. Сахарчук, почетный работник высшего профессионального образования, д-р пед. наук, проф., член совета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диссертационный совет Волгоградского государственного педагогического университета появился в моей судьбе в 2004 г. В знаменательный для меня день -28 октября - я защитила докторскую диссертацию на тему «Коллективный субъект образовательного процесса как фактор управления качеством образовательного процесса в педагогическом вузе». В тот же год в совете защитился мой первый ученик. С тех пор я присутствовала на его заседаниях как научный руководитель. Все мои ученики, как и я, нашли поддержку и признание в нашем диссертационном совете, а в 2007 г. я вошла в его состав.

Это было для меня одновременно и почетно, и очень ответственно, ведь каждое

заседание диссертационного совета - это в своем роде экзамен, и не только для защищающегося, но и для членов совета, которые должны оценить результаты исследовательской деятельности соискателя ученой степени и сделать свой выбор. Я испытываю чувство глубочайшего уважения к председателю совета - чл.-кор. РАО, д-ру пед. наук, проф. Н.К. Сергееву, который был моим научным консультантом, который всегда был и остается для меня образцом требовательности и глубокого уважения к диссертанту.

Дискуссии, происходящие на заседаниях совета, порой поражают своей глубиной, заинтересованностью. Опыт участия в таких дискуссиях очень ценен для меня. Именно во время защиты часто рождаются интересные мысли и идеи, способствующие моей работе как научного руководителя. Можно сказать, что для меня участие в работе диссертационного совета - это своеобразное признание значимости и ценности научных результатов научно-педагогической школы, которую я возглавляю, и повод к новым научным достижениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.