Научная статья на тему 'ВСЕГДА В ПОЛЁТЕ, ВСЕГДА ВПЕРЕДИ..'

ВСЕГДА В ПОЛЁТЕ, ВСЕГДА ВПЕРЕДИ.. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хороведение / хоровая фактура / конференция / тандем / месса / оратория / кантата / сюита / репертуар. / choral studies / choral texture / conference / tandem / mass / oratorio / cantata / suite / repertoire.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шахназарова Барнохон Абдурахимжоновна

в данной статье Всегда в полёте, всегда впереди.. рассказывается о исполнительской, научной и педагогической деятельности заведующей кафедры, доцента Академического хорового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана – Севары Пулатовны Кадыровой. Её отзывчивость, работоспособность и преданность к профессие служит развитию и процветанию хорового искувства в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALWAYS IN FLIGHT, ALWAYS AHEAD..

this article is Always in flight, always ahead.. tells about the performing, scientific and pedagogical activities of the head of the department associate professor of the department of academic choral conducting of the State conservatory of Uzbekistan – Sevara Pulatovna Kadyrova. Her responsiveness, efficiency and devotion to the profession serve the development and prosperity of the choral art of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ВСЕГДА В ПОЛЁТЕ, ВСЕГДА ВПЕРЕДИ..»

ВСЕГДА В ПОЛЁТЕ, ВСЕГДА ВПЕРЕДИ.. Шахназарова Б.А.

Шахназарова Барнохон Абдурахимжоновна - доцент, кафедра Академического хорового дирижирования, Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкента, Республики Узбекистан

Аннотация: в данной статье Всегда в полёте, всегда впереди.. рассказывается о исполнительской, научной и педагогической деятельности заведующей кафедры, доцента Академического хорового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана - Севары Пулатовны Кадыровой. Её отзывчивость, работоспособность и преданность к профессие служит развитию и процветанию хорового искувства в Узбекистане.

Ключевые слова: хороведение, хоровая фактура, конференция, тандем, месса, оратория, кантата, сюита, репертуар.

ALWAYS IN FLIGHT, ALWAYS AHEAD.. Shakhnazarova B.A.

Shakhnazarova Barnokhon Abdurakhimjonovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF ACADEMIC CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is Always in flight, always ahead.. tells about the performing, scientific and pedagogical activities of the head of the department associate professor of the department of academic choral conducting of the State conservatory of Uzbekistan - Sevara Pulatovna Kadyrova. Her responsiveness, efficiency and devotion to the profession serve the development and prosperity of the choral art of Uzbekistan.

Keywords: choral studies, choral texture, conference, tandem, mass, oratorio, cantata, suite, repertoire.

УДК 5527

Кадырова Севара Пулатовна родилась 9 декабря 1972 года в городе Джизаке. По окончанию Джизакского музыкального училища искусств поступила в Ташкентскую государственную консерваторию имени М. Ашрафи в класс профессора Л.Х. Джумаевой. В 2002 году была приглашена на кафедру академического хорового дирижирования в качестве совместителя, одновременно поступив в ассистентуру - стажировку, после окончания которой уже стала работать основным работником кафедры. В настоящее время, Севара Пулатовна доцент, заведующая кафедрой и руководитель студенческого хора. С. Кадырова наряду с педагогическую и творческую деятельностью особое внимание уделяет научно-методической работе, среди которых: учебно - методическое пособие «Особенности фактуры в современной хоровой музыке» (2012), учебное пособие «Начальный курс хороведения» (2015), в соавторстве с профессором Б. Шамахмудовой был издан музыкальный справочник для детских музыкальных школ и средних специальных учреждений (2016), учебное пособие "Академик хор дирижёрлиги санъати" (2018) и учебник "Хоршунослик" (2019). Так же ее сатьи изданы республиканский и международных научных журналах, сборниках научно-практических конференций.

Концертная деятельность Севры Пулатовны заслуживает особого внимания. Тематические сольные концерты подготовленные с хором оперной студии представляли собой своеобразные музыкально-тематические спектакли совместно с талантливыми молодыми актерами театра "Ильхом" - Антоном Пахомовым, Зинаидой Мелконян, Максимом Фадеевым, Наргис Абдуллаевой, Александром Борисовым. Это проекты: «Воспоминание о Блоке», «Памяти Гарсиа Лорки» при поддержке «MAXAM CENTRAL ASIA», Концерты русской музыки, «Женская душа Анны Ахматовой», «All the need is love», концерт посвященный группе «Beatles» при поддержке BRITISH COUNCL, «MAXAM CENTRAL ASIA», Медицинского центра Алексея Назарова, «Requiem по Цветаевой». Они все находили большой отклик у публики. В основе этих концертных програм было прекрасное сочетание произведений хоровой, инструментальной, органной музыки. В концертах принимали участие так же инструменталисты, студенты вокалисты и солисты театра ГАБТа им.Навои.

В творческом тандеме с Юлдуз Хуснитдиновой были проведены совместные сольные концерты: - «М. Гайдн. Реквием, И.С. Бах. Кантата №67», «Драма в операх Мусоргского», «Напевы Центральной Азии», «Русская поэзия в творчестве современных композиторов», концерты органной и хоровой музыки. Были озвучены оратория Ф.М. Янов - Яновский - «От Святого Марка», Оратория «Ты украшение мира, древняя Бухара» К. Азимова (первое исполнение), «Рождественская оратория» Митрополита Иллариона, «Фарёд» Рустама Абдуллаева, Stabat Mater Дж.Верди. Участие в проектах при поддержке Швейцарского бюро «Дело Моцарта» и «Феделио» Л.В. Бетховена, «Безумный век в русской музыке» Д. Шостакович 13-я симфония (театр «Ильхом»).

Являясь одним из руководителей студенческого хора совместно с профессором Л.Х.Джумаевой были подготовлены: «Фантазия» для хора, оркестра и ф-но, Симфоническая сюита Г. Холста - «Планеты», Рождественские концерты, «Песни Любви» И. Брамса при поддержке израильского посольства с пианистами

Сиван Силвер и Гил Гарбург, «Реквием» - Шнитке, Ф. Пуленк - Stabat Mater (первое исполнение в Ташкенте) при поддержке посольства Франции и Французского института в Узбекистане, проект при содействии посольства Германии и Общества Дружбы Узбекистан-Германия - К. Орф «Кармина Бурана», Реквиемы Л. Керубини и Р. Шумана и т.д. Ну и конечно же участие с хоровыми коллективами консерватории в фестивалях хоровой музыки, в юбилейных концертах М. Бурханова, Б.Умиджанова, А. Назарова, А. Васильевой, М. Бафоева, Ф. Янов-Яновского, Н. Шарафиевой а так же мероприятиях, посвященных Дню независимости Узбекистана и Дню конституции.

Студенческий хор под руководством доцента Севары Кадыровой был награжден дипломом I LAUREAT на III Международном музыкальном конкурсе имени Р.М. Глиэра «Глиеровская осень» в Москве в сентябре-ноябре. Конкурс проводился в режиме онлайн при участии Региональной общественной организации «Московское хоровое общество», Союза композиторов России, оркестра Олега Меньшикова, фестивально-конкурсных организаций MS GROUP. На конкурсе студенческий хор УзДК представил произведения С.Василенко «Хор» и Н.С. Шарафиевой «Рубои», концертмейстер Юлия Шнейдер. Так же студенческий хор стал лауреатом в конкурсах "Soul" (Гран при) и "Территория талантов"(1 премия) .

Педагог - трудная и в то же время почетная профессия, и в настоящее время требования современного общества к педагогу возрастут. Вместе с тем растет и вклад педагога в развитие общества. Сегодня знания, практический опыт, использование новых технологий в процессе обучения составляют содержание педагогической профессии. Особое внимание Севара Пулатовна уделяет современной хоровой музыке. Произведения Ю. Фалика, C. Слонимского, Л. Сидельникова, А. Соколова, М. Шуха и многих других композиторов составляют ее репертуар как в педагогической, так и в исполнительской деятельности. - «Севара Пулатовна - человек, верный своей профессии, ответственно относящийся к совим обязанностям, а главное, много работающий ... - говорит профессор

H.С. Шарафиева, - .. когда я ее вижу, я вспоминаю себя. В ее возрасте я всегда любила и исполняла новые произведения современных авторов. В процессе работы и с хором и со студентами современный репертуар обогащает программу, вводит новинки и фиксирует самые сложные произведения. Севара Пулатовна никогда не боится трудностей. Чем сложнее работа, тем более решительно она ее выполняет ».

По отзывам студентов Севары Пулатовны - она эмоциональная, строгая и всецело отдающаяся своей работе. На сегодняшний день у нее более 25 выпускников, среди них руководитель Заслуженного коллектива Узбекистана Маликова Гулнора и педагог кафедры Академического хорового дирижирования Кабилова Гулмира. Вспоминая о годах своего обучения, они говорят, что Севара Пулатовна всегда ставит сложные задачи перед студентами и активно участвует в решении всех возникающих на пути вопросах. Именно благодаря высоким целям и ее требовательности, студенты ее класса имеют возможность развиваться быстрыми темпами. Она очень детально и скрупулезно подходит к процессу обучения и уделяет много внимания как техническим моментам, так и художественным. Всегда можно было подойти к ней в любой день вне специальности и попросить помощи в решении возникших проблем.

«Благодаря ей, - говорит Гулмира Кабилова, - я полюбила современную музыку с ее сложными гармониями, фактурой, а порой и замыслом. Такие композиторы как Фалик, Слонимский, Шух и другие часто встречаются в репертуаре студентов ее класса. Моя первая капелла, на 1 курсе консерватории, была современного российского хормейстера и композитора Марины Максимчук «Цвет зелени» на слова Гарсиа Лорки. Я до сих пор помню, сколько литературы мне пришлось изучить, от биографических данных поэта до трактования символов в поэзии, для понимания этого произведения. Севара Пулатовна всегда способствует в нахождении необходимой для изучения информации, так же помогает расширить и музыкальный кругозор. Прослушивание видеозаписей ее потрясающих тематических концертов вдохновили меня на всю жизнь.».

«В нашем классе была творческая атмосфера, - делится Гулнора Маликова, - и Севара Пулатовна всегда давала нам возможность проявить себя. Она говорила, что дает основные понятия о дирижировании, обучает техническим приемам, но очень важно, чтоб мы сами находили свои способы выразительности, чтобы это было лично наше отношение к произведению, а она может подправить или подсказать в правильном ли направлении мы идем. Это придавало нам внутреннюю уверенность в себе как в исполнителе, будущем руководителе коллектива. Программа тщательно выбиралась, чтоб произведения были контрастны по своему характеру, изложению, было много технических и исполнительских задач. Большое внимание уделялась не только хоровой фактуре, но и работе с солистами, оркестровому изложению. Планка всегда ставилась перед нами высокая и мы старались достигать поставленной цели. И главное, что к каждому из нас был индивидуальный подход. Для нас она и педагог, и наставник, и друг.»

Севара Пулатовна пользуется искренним уважением и любовью у студентов, и педагогов, которые всегда о ней говорят, как об отличном профессиональном музыканте, отзывчивым человеке и всех их удивляет ее работоспособность и горение на работе. И в заключении хочется пожелать С. Кадировой еще больших успехов и достижений в дальнейшей научной, творческой и педагогической деятельности.

Список литературы /References

I. Б. Шахназарова. "Талабалар куйлайди -Поют студенты"//Мумтоз суз, Т., 2012.

2. Монография "Актуальные проблемы современного искусствознания в Узбекистане" // Санъат, Т., 2016.

3. К 85 летию Государственной консерватории Узбекистана. История кафедры хорвого дирижирования (память,

факты, события), Т., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.