МЕССА ОР. 86 C-DUR БЕТХОВЕНА Шахназарова Б.А.
Шахназарова Барнохон Абдурахимжоновна - доцент, кафедра академического хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассказывается об истории создания данной мессы и приводится вокально-хоровой анализ «Credo», которую необходимо знать хормейстеру. «Credo», как и вся Месса ор. 86 C-dur Бетховена, предъявляет хоровому дирижёру высокие профессиональные требования, осуществление которых возможно при условии глубокой и тщательной работы с партитурой, изучения всех её деталей и комплексного осмысления целого.
Ключевые слова: месса, оратория, князь, меценат, нотоиздатель, клавир, масонская символика, интерпретация, лад, тремолирование, имитация.
MASS OR. 86 C-DUR BEETHOVEN Shakhnazarova B.A.
Shakhnazarova Barnokhon Abdurakhimjonovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF ACADEMIC CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article, Mass op. 86 C-dur for four singers - soloists, choir and orchestra tells about the history of the creation of this mass and the vocal-choral analysis of "Credo" that a choirmaster needs to know. "Credo", like the whole Mass, op. 86 C-dur by Beethoven, presents the choral conductor with high professional requirements, the implementation of which is possible under the condition of deep and careful work with the score, the study of all its details and a comprehensive understanding of the whole.
Keywords: mass, oratorio, prince, mesenat, music publisher, clavier, Masonic symbols, interpretation, mode, trembling, imitation.
УДК 5527
Величайшим достоянием мировой культуры является творчество гениального немецкого композитора Бетховена, которое оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства. Произведения Бетховена отличаются не только масштабностью форм, но и богатством музыкальных жанров и образов, которые имеют глубокий философский смысл. Среди них хоровые сочинения, к которым относятся: Месса ор. 86 C-dur для четырёх певцов - солистов, хора и оркестра (1807), посвящённая Ф.Кинскому; «Торжественная месса» ор. 123 D-dur, для четырёх солистов, хора, оркестра и органа (1819-1923) посвящённая эрцгерцогу Рудольфу; оратория «Христос на Масличной горе» ор. 85, для трёх певцов — солистов, хора и оркестра (1802-1803); две императорские кантаты: «Славное мгновение» ор. 136, «Морская тишь и счастливое плавание» для смешанного хора с оркестром на слова И.В.Гёте, ор. 122; «Хвала толстяку» ор. 10, музыкальная «Шутка» для трёх голосов и другие.
Значительная роль принадлежит хору в сочинениях других жанров, среди которых: Фантазия для фортепиано и оркестра (1808), музыка к пьесам А. Коцебу «Афинские развалины» и «Король Стефан»; финал Девятой симфонии ор. 125 d-moll на слова оды «К радости» Ф. Шиллера для оркестра, четырёх солистов и хора (1822-1824), посвяшенной Фридриху Вильгельму III; опера «Фиделио» ор. 72 на либретто Й. Зонлейтнера (1804-1814).
Весьма интересна история создания этого сочинения, которую необходимо знать хормейстеру. Месса была написана по просьбе князя Эстергази для дня именин княгини 8 сентября 1807 году [1, с.267]. Первоначально Бетховен посвятил Мессу Николаусу фан Цмескалю (1759-1833), виолончелисту и композитору, автору четырнадцати неизданных смычковых квартетов: одному из своих ближайших друзей и самых горячих почитателей его творчества. С 1797 года Цмескаль был секретарём Венгерской придворной канцелярии в Вене, с 1816 надворным советником. Впоследствии Бетховен отказался от этого намерения и посвятил Мессу Фердинанду Кинскому (1781-1812), князю, офицеру австрийской армии, любителю музыки и меценату [1, с.444-446]. Зато Цмескалю был посвящён струнный квартет ор. 95 f-moll, сочинённый летом 1810 года. Дирижировал автор.
Л. Бетховен обратился к Готфриду Кристофу Гертелю (1763-1827), нотоиздателю и фортепианному фабриканту в Лейпциге с просьбой исполнить данную Мессу в концерте и выпустить её клавирауслуг с немецким текстом [1, с. 282-886]. При жизни Бетховена текст Мессы ор. 86 был переведён на немецкий язык двумя авторами: Х. Шрайбером в 1810 году и Б. Шольцем в 1823 году [1, с. 357, 359].
Необходимо заметить, что Бетховен был недоволен качеством перевода текста Мессы на немецкий язык, который осуществил Х. Шрайбер. Композитор был согласен с переводом «Gloria», но не «Kyrie», хотя начало по содержанию вполне соответствует латинскому оригиналу. Такие слова как «ewigen weltenherrscher» («вечный владыка мира») и «Allgewaltigen» («всемогущий») оказались более уместными не в «Kyrie», а в «Gloria». Общий характер «Kyrie» - это искренняя преданность, глубокая правдивость возвышенного религиозного чувства, но без унылой подавленности. Несмотря на возражения Бетховена, Х. Шрайбер не внёс изменений в свой немецкий перевод текста бетховенской мессы. В сущности, подтекстовка Шрайбера являлась не переводом с латинского, а
вольной стихотворной интерпретацией (экземпляр первого издания Мессы с текстом Шрайбера, имеется в отделе редких нот библиотеки Московской консерватории).
В Бенефисской академии Бетховена, состоявшейся 22 декабря 1808 года, фрагменты из Мессы исполнялись на латинском языке. Н. Маркони спела соло контральто, а артист театра «Ан дер Вин» Рёккель пел соло тенора, исполнитель партии Флорестана в спектаклях оперы «Фиделио», которые состоялись в 1806 году [1, c.300]. Партитура Мессы была издана в октябре 1812 года, партия органа напечатана в виде цифрированного баса. По предложению Г. Римана, автор отказался от мысли переработать органную партию на новый лад, так, как увлёкся сочинением новых произведений.
Центральной частью Мессы ор. S6 C-dur является «Credo» [3, c. 23]. «Credo» несёт в себе веру в Бога, всемогущего творца неба и земли, всего видимого и невидимого. В Мессе C-dur эта часть состоит из четырёх разделов, которым предшествует двухтактное оркестровое вступление в темпе Allegro con brio, в размере 4/4. Начиная с унисонного звучания хора на р происходит динамическое развитие фразы до ff. Музыкальные фразы очень широкие по своему диапазону, что придаёт масштабность данной части и говорит о глубокой, внутренней вере в человеке.
В первом разделе в основном использован аккордовый склад письма. Начиная с унисонного звучания со звука «до» тесситура в каждом из голосов изменяется за счёт интервальных скачков в каждом мотиве. Яркое, оживленное, торжественное звучание в оркестре достигается путём тремолирования, пунктирного ритма, аккордового заполнения и октавного унисона в партии басов, очень часто изменяется фактура. Во второй фразе встречается элемент имитационной полифонии. Ладотональньй план первого раздела следующий: С — > G — >F — >С — >а —> Es —> G —> С... Бетховен использует частые отклонения в тональности первой степени родства и всегда отклонения происходят через D. Примечательна опора на устой С; который является основой тональности Мессы. Выбор Бетховеном тональности C-dur не случаен. Композитор придавал каждой избираемой им тональности определённый выразительный смысл. Такие тональности как C-dur, c-moll, Es-dur связаны с масонской символикой, олицетворяя стремление к духовному совершенствованию, героическому подвигу, утверждению возвышенных идей.
На словах «de scendit, de coelis» («сошел c небёс») как в мужских, так и в женских голосах использованы нисходящие интонационные ходы, что особо подчеркивает взаимосвязь с литературным текстом. Динамический план очень яркий, разнообразный содержит много контрастов от рр до ff композитор использует внезапные динамические, порой неподготовленные нюансы.
Второй раздел «Credo» написан в тональности Es-dur, в темпе Adajio, в размере 2/4 [3, c. 29]. Этот раздел очень контрастен по отношению к остальным разделам «Credo». Контраст возникает за счёт смены темпа, фактуры, а также вводится квартет солистов, поочередное проведение солистов и смешанного хора. На словах «crucifixus еtiam pronobis» («распятый же за нас»), где вступает басовая партия, в оркестре звучит напряженный, волнующий и пульсирующий фон. Сумрачное звучание в оркестре создаётся разложенным ум. VII7, на котором вступает хор со словом «pasus» («страдавший»). Насыщенная оркестровая фактура, музыкальная фраза, очень широкая по своему диапазону.
После довольно сумрачного звучания решительно вступает партия басов, начинается третий раздел «Credo» в темпе: Allegro поп troppo, в размере 4/4 [3, c. 32]. Характер музыки данного раздела возвышенный: хор поёт о воскрешении. Бетховен использует здесь в основном аккордовый склад письма, встречаются и элементы полифонической имитации.
Заключительный раздел «Credo» достаточно яркий, жизнерадостный и стремительный по своему характеру, написан в фугированной форме, в тональности C-dur, в темпе Vivace [3, c.37]. Он построен на словах: «Et vitam venture saeculi, amen» («И жизнь грядущего века, аминь»). Таким образом, вера человека даёт ему надежду на то, что грядёт впереди, об этом говорит яркий и эмоциональный характер музыки, насыщенная фактура в хоре и в оркестре, стреттное проведение тем. Стремительное движение мелодии, несмотря на загруженность хора, должна отличаться чёткой артикуляцией, собранным, но, в то же время, лёгким звучанием голосов. Оркестр не всегда поддерживает хоровые партии, что требует активизации слуха певцов.
«Credo», как и вся Месса ор. 86 C-dur Бетховена, представляет хоровому дирижёру высокие профессиональные требования, осуществления которые возможно при условии глубокой и тщательной работы с партитурой, изучением её всех деталей и комплексного осмысления целого.
Список литературы / References
1. Фишман Н.Л. Письма Бетховена. 1787-1S11. М., 1970.
2. Фишман Н.Л., Кириллина Л.В. Письма Бетховена. 1S17-1S22. М., 1986.
3. Бетховен Л. Мesse C-dur ор. S6. Лейпциг. Брейткопф, 1SS4.