ТЕМА ВОЙНЫ В ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
М. МАРУТАЕВА Кадирова С.П. Email: [email protected]
Кадирова Севара Пулатовна — доцент, кафедра хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье затронута тема воплощения военной и героико-патриотической тематики в вокально-инструментальном творчестве российского композитора Михаила Марутаева. Автором проанализировано наиболее показательное сочинение композитора -оратория «Героическая Русь», и в особенности VI часть произведения, непосредственно посвященная Великой Отечественной войне. Основное внимание уделено музыкально-выразительным средствам воплощения военной тематики, а также драматургическому строению исследуемого произведения.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, оратория, вокально-инструментальная музыка, хор, Михаил Марутаев.
THEME OF WAR IN VOCAL-INSTRUMENTAL WORKS OF M. MARUTAEV Kadyrova Si.
Kadyrova Sevara Pulatovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the article considered the theme of the embodiment of military and heroic-patriotic theme in the vocal-instrumental works of the Russian composer Mikhail Marutaev. The author analyzed the most representative composition - the oratorio "Geroicheskaya Rus '", and especially the VI part of the work directly dedicated to the Great Patriotic War. The main attention is paid to the musical means of embodiment of the theme of war, as well as the dramatic structure of the studied oratorio. Keywords: Great Patriotic War, World War II, oratorio, choir, Mikhail Marutaev.
УДК 784.5
DOI: 10.24411/2304-2338-2020-10204
Михаил Александрович Марутаев (1925-2010) - один из выдающихся композиторов XX -начала ХХ1столетия, 95 лет со дня рождения которого музыкальная общественность отмечает в нынешнем 2020 году. Музыка Марутаева «классически уравновешена, глубока по содержанию, насыщена экспрессивным, хорошо запоминающимся тематизмом и яркой эмоциональностью» [1]. Композитор всегда угадывал вектор времени, его основные тенденции и злободневные проблемы, нашедшие яркое претворение в самых различных музыкальных жанрах. При этом музыка Марутаева проста и естественна. Композитор отмечал, что «лучше всего, если написанная музыка вызывает такое чувство, как будто ты её не сочинял, а она так и была от природы. Если такое происходит, то можно быть уверенным, что такая музыка стареть не будет» [2, 3].
Значительную часть творчества композитора составляют вокально-инструментальные жанры, что согласуется с основными тенденциями середины и конца ХХстолетия. Общеизвестно, что кантаты и оратории имели одну из самых прочных позиций в жанровой системе ХХвека, так как«<...>смогли органично синтезироватьдемократичность и вокальную пластику песенности, масштаб симфоническогоразвертывания, сюжетно-программную конкретность театральной музыки[3, 10].0браз Великой Отечественной войны в кантатно-ораториальном творчестве композиторов XX века является частным воплощением историко-патриотической тематики, где наиболее яркими и показательными являются такие опусы, как оратории «Народная, священная война» (1941) М. Коваля, «Сказание о битве за Русскую землю» (1944) Ю. Шапорина, «На страже мира» (1951) С. Прокофьева, кантата «Военные письма» (1976) В. Гаврилина и мн. др.
У Михаила Марутаева образ Великой Отечественной войны в вокально-инструментальных жанрах раскрыт в VI части оратории «Героическая Русь», косвенно затронут и в последующих частях сочинения. Эта же тема легла в основу кантаты «Слово матери» (1954).
Остановимся на рассмотрении оратории «Героическая Русь» (ор. 47, 1980).Данное произведение впервые было исполнено в рамках Международного фестиваля «Московская осень», где стало «<...> одним из самых ярких впечатлений <...>» [4]. Особенностью этого сочинения М. Марутаева является его целостный подход к раскрытию темы войны, рассмотрение ее в контексте всей истории России, наличие исторических арок, отождествлений некоторых исторически схожих эмоций и ситуаций. Драматургическая концепция оратории основана на хронологически выстроенном ряде героических эпизодов из истории России: начиная от Древней Руси, затрагивая легендарную историю города Китежа, революцию 1917 года и переходя затем к Великой Отечественной войне 1941 года.
В оратории применена различная стилистика, что создает ощущение коллажа, отображающегомузыкально-историческую неоднородность описываемых событий. Но при этом все произведение связывает единый широкий распев, данный в оркестровой партии Первой части оратории и являющийся лейттемой всего сочинения, основным носителем патриотической концепции оратории.
Кульминационной частьюв сочинении «Героическая Русь» является Шестая, носящая программный заголовок «1941ый» и написанная на стихи И. Эренбурга. В данной, весьма развернутой по масштабам части (цц 75-95, главная тональность е-то11), композитор воссоздает музыкальными средствами идею борьбы врага и всей Русской земли. Инструментальный «фактурный» тематизм, переменный размер (5/8-3/8-6/8-7/8), обилие диссонансов, хроматизмов, пунктирных ритмических фигур, преобладание меди при общем звучании на f в начале части создаюткартину наступления врага. Эта же тема звучит в конце части, являясь ее обрамлением.
Со вступлением хора начинается репрезентация противоположного лагеря - русского народа. Вокальное начало противопоставляется инструментальному (как бы «бездушному»), к тому же переменный размер и «неустойчивость» ритмики сменяется ровным движением в размере 4/4. Драматургия этого раздела представляет собой две нарастающие волны.Первая начинается показом ужасов войны, данным в довольно плотной хоровой и оркестровой фактуре у смешанного шестиголосного хора у альтов и басов) и оркестра; продолжает первую драматургическую линию протест людей и природы против врага, выраженный вербальным текстом (см.: «но тогда на жадного врага ополчились нивы и луга»; «шла большая Русская земля»), а также постепенным нарастанием музыкального напряжения, использованием все более высокого регистра, движением к ff в ц.79 на словах «и косматые, как облака». Оркестровый эпизод в цц.80-82 иллюстрирует столкновение двух основных образов.
Однако нарастание напряжение приводит к внезапному р, и продолжается уже во второй линии драматического развития, показывающей постепенное становление героико-патриотического движения, выраженного тематизмом широкого дыхания с опорой на кварто-квинтовые интонации. Апофеозно звучит утверждение темы «русского народа» в оркестре в ц. 86, которая, однако, сменяется темой вступления, оставляя открытым вопрос исхода «сражения» двух вражеских сил.
Дальнейшее драматургическое развитие в произведении построено вполне логично -«Гибель солдата» (VII часть), «Плач матери» (VIII часть). Эти частипредставляют собой своеобразный «микрореквием» (по терминологии И.Воробева), где особую экспрессивность приобретает эпизод в VII части, основанный на вокализе женского хора - символе плача и горя, которое не может быть выражено словами.
Интересно обращение композитора с художественным временем в этих частях оратории: действие VIIчасти происходит снова в XIX веке, в VIII части вовсе избегается упоминание времени (эпохи), что, в целом, нарушает действующий в сочинении хронологический принцип повествования, «прошлое словно вторгается в настоящее», что вызывает эффект перевоплощения конкретного образа в обобщенный, благодаря чему достигается ощущение вневременности, глобальности воплощаемого трагизма. Глубина выражения последнего, характерное для современной музыки, идентифицирует ораторию как сочинение, созданное уже в конце века - В. Холопова пишет о том, что в это время ««высвободилась» трагическая тема,<...> стольнежелательная в оптимистической, славильной социалистическо-коммунистической эстетике» [5, 205]. Конец оратории носит оптимистический жизнеутверждающий характер, представляя собойтрадиционное для оратории славление подвига русского народа, завершающееся имитацией звучания колокольного звона - одного из главных символов русской музыкальной культуры.
Посвященные войне вокально-инструментальные сочинения М. Марутаева входят в программы концертов в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Так, в мае 2010 года состоялся вечер памяти композитора в зале им. Н. Мясковского; «Плач матери» из оратории «Героическая Русь» был исполнен на авторском концерте в феврале 2015 года. Оратория «Героическая Русь» и кантата «Слово матери» М. Марутаева, поражающие глубиной и, что немаловажно, доступностью воплощения образов, пока не вошли в репертуары хоровых коллективов в Узбекистане. В преддверии 75-летнего Юбилея Великой победы, эти сочинения приобретают особенную актуальность и, надеюсь, мы сможем исполнить отрывки из оратории «Героическая Русь» и кантаты «Слово матери» в Ташкенте.
Список литературы / References
1. Лихачева И. Музыка и симметрия // Советская культура, 1983. № 17 (08.02.1983). С. 5.
2. Марутаев М.А. Гармония мироздания. Общий закон. Приложение к журналу сознание и физическая реальность. № 6, 2005. 61 с.
3. Воробьев И.С. Кантатно-ораториальный жанр в советской музыке 1930-1950-х годов: к проблеме соцреалистического «большого стиля». Автореферат диссертации доктора искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2013. 46 с.
4. Выдержки из прессы о музыкальном и научном творчестве М. Марутаева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marutaev.ru/files/pressa.pdf/ (дата обращения: 11.02.2020).
5. Холопова В.Н. Российская академическая музыка последней трети ХХ - начала XXI веков (жанры и стили). М., 2015. 226 с.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА «МУКАННА» Хусниддинова Ю.М. Email: [email protected]
Хусниддинова Юлдуз Мадатовна - и.о.доцента, кафедра хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекский народ имеет очень древнюю и богатую культурную историю. Его происхождение в традиционной музыке, музыке и искусстве слова восходит к периоду до нашей эры. С древних времен у народов Узбекистана были высокоразвитые культурные традиции. Музыкальная драма и комедийная деятельность играют важную роль в культурной жизни Узбекистана. Музыкальные драматические и комедийные театры вносят значительный вклад в духовный рост всех народов, проживающих в нашей стране. В теме музыкальной драмы Муканны мы говорим о его музыкальном анализе и исполнении. Статья состоит из происхождения произведения, его содержания и музыкального анализа. Музыкальные отрывки из произведения были представлены в виде картинок для повышения эффективности статьи.
Ключевые слова: музыка, драма, произведение, культура, талант, искусство, композитор, театр, деятель.
MUSICAL DRAMA «MUKANNA» Khusniddinova Yu.M.
Khusniddinova Yulduz Madatovna - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the Uzbek people have a very ancient and rich cultural history. Its origin in traditional music, music, and the art of speech dates back to BC. Since ancient times, the peoples of Uzbekistan have had highly developed cultural traditions. Musical drama and comedy activities play an important role in the cultural life of Uzbekistan. Musical drama and comedy theaters make a significant contribution to the spiritual growth of all the peoples living in our country. In the theme of Mukanna 's musical drama, we are talking about his musical analysis and performance.
The article consists of the origin of the work, its content and musical analysis. Musical excerpts from the work were presented in the form ofpictures to increase the effectiveness of the article. Keywords: music, drama, work, culture, talent, art, composer, theater, activist.