Так, в мае 2010 года состоялся вечер памяти композитора в зале им. Н. Мясковского; «Плач матери» из оратории «Героическая Русь» был исполнен на авторском концерте в феврале 2015 года. Оратория «Героическая Русь» и кантата «Слово матери» М. Марутаева, поражающие глубиной и, что немаловажно, доступностью воплощения образов, пока не вошли в репертуары хоровых коллективов в Узбекистане. В преддверии 75-летнего Юбилея Великой победы, эти сочинения приобретают особенную актуальность и, надеюсь, мы сможем исполнить отрывки из оратории «Героическая Русь» и кантаты «Слово матери» в Ташкенте.
Список литературы / References
1. Лихачева И. Музыка и симметрия // Советская культура, 1983. № 17 (08.02.1983). С. 5.
2. Марутаев М.А. Гармония мироздания. Общий закон. Приложение к журналу сознание и физическая реальность. № 6, 2005. 61 с.
3. Воробьев И.С. Кантатно-ораториальный жанр в советской музыке 1930-1950-х годов: к проблеме соцреалистического «большого стиля». Автореферат диссертации доктора искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2013. 46 с.
4. Выдержки из прессы о музыкальном и научном творчестве М. Марутаева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marutaev.ru/files/pressa.pdf/ (дата обращения: 11.02.2020).
5. Холопова В.Н. Российская академическая музыка последней трети ХХ - начала XXI веков (жанры и стили). М., 2015. 226 с.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА «МУКАННА» Хусниддинова Ю.М. Email: [email protected]
Хусниддинова Юлдуз Мадатовна - и.о.доцента, кафедра хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекский народ имеет очень древнюю и богатую культурную историю. Его происхождение в традиционной музыке, музыке и искусстве слова восходит к периоду до нашей эры. С древних времен у народов Узбекистана были высокоразвитые культурные традиции. Музыкальная драма и комедийная деятельность играют важную роль в культурной жизни Узбекистана. Музыкальные драматические и комедийные театры вносят значительный вклад в духовный рост всех народов, проживающих в нашей стране. В теме музыкальной драмы Муканны мы говорим о его музыкальном анализе и исполнении. Статья состоит из происхождения произведения, его содержания и музыкального анализа. Музыкальные отрывки из произведения были представлены в виде картинок для повышения эффективности статьи.
Ключевые слова: музыка, драма, произведение, культура, талант, искусство, композитор, театр, деятель.
MUSICAL DRAMA «MUKANNA» Khusniddinova Yu.M.
Khusniddinova Yulduz Madatovna - Acting Associate Professor, DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the Uzbek people have a very ancient and rich cultural history. Its origin in traditional music, music, and the art of speech dates back to BC. Since ancient times, the peoples of Uzbekistan have had highly developed cultural traditions. Musical drama and comedy activities play an important role in the cultural life of Uzbekistan. Musical drama and comedy theaters make a significant contribution to the spiritual growth of all the peoples living in our country. In the theme of Mukanna 's musical drama, we are talking about his musical analysis and performance.
The article consists of the origin of the work, its content and musical analysis. Musical excerpts from the work were presented in the form ofpictures to increase the effectiveness of the article. Keywords: music, drama, work, culture, talent, art, composer, theater, activist.
УДК 078
Как мы знаем разногласия между арабами и покоренными народами привели к ряду серьезных восстаний. В 720-722 гг. в Согдиане вспыхнуло восстание. Согдийцы вместе с тюркскими племенами захватили Самарканд. Но вскоре арабы подавили восстание. Однако согдийцы не считали себя покоренными, и после событий 722-723 гг. силы их не были сломлены. Тюрки также не подчинились, они нападали на арабов, наносили им ущерб. В годы наместничества Ашраса ибн Абдаллаха арабы стали строить укрепления, сторожевые посты на границах с кочевой степью и одновременно проводить исламизацию. Обещая новообращенных освобождать от уплаты хараджа, Ашрас продолжал его сбор. Это вызвало протест населения Согда и Бухары, который перерос в восстание (727-728 гг.). В 728 г. согдийцы вытеснили военные отряды арабов из очень многих районов страны. В руках арабов остались только Дабусия и Самарканд. В 729 г. арабам удалось вернуть Бухару. На пять лет Мавераннахр после этих событий (за исключением Самарканда и Бухары и некоторых других мест) вышел из-под власти арабов.
В 40-х-80-х годах VIII в. народные массы продолжали вести борьбу против завоевателей и установленных ими порядков. Наиболее крупным движением местного населения, охватившим всю долину Заравшана и Кашкадарьи, было восстание, вспыхнувшее в 70-х годах 8 века под предводительством Хашима ибн Хакима, прозванного Муканной, что по-арабски означает «закрытый покрывалом». Муканна старался придать ему религиозную окраску, проповедовал маздакизм (все материальные блага должны делиться поровну) и социально е равенство. Началом восстания принято считать 776 г. Муканна объявил людям, что он действует от имени бога, который воплотился в нем Муканна направлял в разные области, главным образом в Мавераннахр, письма-послания с изложением свих проповедей. Последователи Муканны грабили караваны, нападали на селения, не желавшие к ним присоединиться, убивали муэдзинов и других мусульманских духовных лиц. На сторону восставших переходили один за другим мелкие города и села Кашкадарьи и Зарафшана. Муканну поддерживали в основном согдийские земледельцы. Большая же часть дехканской знати помогала арабским военачальникам в ликвидации движения Муканны.
Исторические записи показывают, что повстанцы на стороне Муканны носили флаг свободы 14 лет [1].
В узбекской музыке, а также в области литературы и изобразительного искусства успешно развиваются такие виды искусства, как «музыкальная драма», «музыкальная комедия». В годы войны напряжённой была и муз. жизнь Узбекистана, особенно Ташкента, куда были эвакуированы из Москвы, Ленинграда, Киева и др. городов Сов. Союза многие музыканты, исполнит. коллективы, музыкальные заведения. Развитию музыкальной культуры республики способствовало трехлетнее пребывание в Ташкенте Ленинградская консерватории. Несмотря на трудности воен. времени были открыты Музыкально-драматический театр в Янгиюле (1941), муз. школа в Самарканде (1944).
В развитии и совершенствовании музыкального театра талантливые люди литературы и искусства узбекского народа Махмудходжа Бехбуди, Абдурауф Фитрат, Абдулло Авлони, Хамза Хакимзода Ниёзи, Мухиддин Кори Йокубов, Маннон Уйгур, Гулам Зафарий, Тухтасин Джалилов, Комиль Яшин, Миршохид Мирокилов, Тамара Ханим, Халима Носирова, Мукаррама Тургунбоева, Нурхон Юлдошходжаева, Турсуной Сайдазимова, Уста Олим Комилов, Юнус Раджабий, Масума Кариева, Лутфихоним Сарымсакова, Толибжон Садыков, Али Ардобус, Н. Миронов, В. Успенский, А. Козловский, Г. Мушель, Р. Глиер, С. Василенко, Б. Бровцин, Б. Надеждин, Б. Гененко, Г. Собитов и многие другие самоотверженных художников можно назвать.
Музыка Узбекистана наиболее полно отразила уникальный опыт адаптации новых для традиционной культуры европейских форм и жанров музыкальной искусство (от массовых песен по музыкально-сценических жанров таких, как музыкальная драма, опера, балет), привнесенных в начале ХХ века [2, 10].
В Узбекистане музыкальный театр играет особую роль в формировании музыкальной драмы с пьесой Муканна. Патриотический и гуманистический дух произведения, его глубокие художественные выражения и национальный дух доставляли зрителям эстетическое удовольствие.
В августе 1944 года поэт Хамид Олимджон в сотрудничестви композиторами Г. Мушел и Юнусом Раджаби представили музыкальную драму «Муканна» на сцене Янгиюльского музыкального театра. Работа Г.А. Мушеля над созданием музыкальной драмы не была
эпизодической. Он — соавтор еще трех произведений этого жанра — «Муканна» (совместно с Ю. Раджаби - 1943 г.) по пьесе X. Алимджана, посвященной теме освободительного движения в Средней Азии против завоевателей.
Главными героями произведения являются Муканна (первоначально его звали Хашим бин Хаким), его жена Гулойим и командующий арабской армией Саид Баттал. Авторы также смогли создавать характерные арии, дуэты, хоровые номера, способные раскрыть персонажей. Музыкальная основа произведения находится в национальном духе и тесно связана с его содержанием, что позволило создать целое художественное произведение.
Вступление "Муканна"
Piano <
(fh в л #: ш $ № 4f
) * я.- л С1 * L Г ■ _ Щч т- — 'Л .. . -=н
1-я ж- - Ж' L_= ж- ж . ча Ю-*
Рпо.<
В этом примере мы привели пример вступительной музыки произведения. Полноценный гомофоно-гармоническая склад представляет собой описывающую военную обстановку, и интенсивность, быстрота и гармония дополняют друг друга. Поскольку у нас нет полной версии этой заметки, мы считаем целесообразным цитировать эту короткую версию.
уь
у _
Основные музыкальные темы Муканны в основном основаны на мелодиях Шашмаком как; "Самарканд Уттттттоги" "Савти Утттттток" "Мустазоди Наво", "Бузургоний", "Найлагайман" Композиторы по-разному подходят к музыкальному персонажу главных героев, причем каждый персонаж явно раскрывается в музыкальных номерах.
Хоровые песни и вокальные ансамбли также играют важную роль в музыкальной драме «Муканна». Они в основном используются, чтобы выразить внутренние эмоции главных героев живо и эффективно. Идея спектакля «Муканна» заключается в том, что композиционное решение понятно, главные герои и разные персонажи повстанцев явно присутствуют на сцене.
Хоры этой музыкальной драмы также имеют свои особенности. Типичные ритмико-метрические движения. Существует также тенденция к переключению между тональным и ладом. Партитура Муканны не сохранилась, мы смогли найти научно приемлемые номера и ноты. Благодаря сплоченности авторов произведения и умелому использованию музыки,
формы, жанра и разнообразия жанров, эта драматическая музыкальная драма оставила неизгладимый след в истории.
Список литературы / References
1. Джаббаров А. Музыкальные жанры драмы и комедии узбекских композиторов. Ташкент, 2001. '
2. Абдуллаев Р.С. Узбекская традиционная музыка как часть современности // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.
СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ Рашидов Ж.Х. Email: [email protected]
Рашидов Жамшид Хусан угли — заведующий кафедрой, кафедра миниатюры и книжной графики, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье детально анализируются современные научные подходы к пониманию художественной интерпретации как средства перевода смысла, заложенного автором в литературном произведении, в смысл, реконструированный художником-графиком при помощи художественных образов, средств изобразительного искусства. Рассматриваются особенности книжной иллюстрации как основного способа художественной интерпретации. Отдельное внимание уделяется проблемам дефиниции книжной иллюстрации, классификации иллюстраций, выявлению иных средств отражения смысла произведения средствами художественной графики.
Ключевые слова: художественная интерпретация, литературное произведение, художественная графика, литературная интерпретация, изобразительное искусство.
WAYS OF INTERPRETATION OF FICTION LITERATURE IN BOOK GRAPHICS Rashidov J.^
Rashidov Jamshid Husan ogli — Head of Department, DEPARTMENT OF MINIATURES AND BOOK GRAPHICS, NATIONAL INSTITUTE OF FINE ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDIN BEKHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes in detail modern scientific approaches to understanding artistic interpretation as a means of translating the meaning laid down by the author in a literary work into a meaning reconstructed by a graphic artist with the help of artistic images, visual arts. The features of book illustration as the main way of artistic interpretation are considered. Special attention is paid to the problems of determining book illustrations, classifying illustrations, and identifying other means of reflecting the meaning of a work by means of artistic graphics.
Keywords: artistic interpretation, literary work, artistic graphics, literary interpretation, visual arts.
УДК 76.01
DOI: 10.24411/2304-2338-2020-10203
Начиная с 60-х годов прошлого столетия, в связи со становлением антропоцентрического подхода отмечается усиление научного интереса ко всем проявлениям человеческой деятельности: профессиональной, социальной, коммуникативной и, безусловно, творческой. В отечественной и зарубежной литературе появляются многочисленные исследования, посвященные изучению механизмов творчества, креативности, воздействия произведений искусства на личность, предпосылки развития творческих способностей, особенностей различных видов искусств. Огромное внимание уделяется художественному дискурсу как особой форме коммуникации, взаимодействия между автором и читателем. В то же время