Научная статья на тему 'ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН'

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН»

14. Чапкявичене Э. С., Чепулис Р. И., Нау.швичене А. И., Шаштокене Я. И. //Там же.—С. 184—185.

15. Этлин С. Н., Мянник J1. Э. // Эстонский респ. съезд эпидемиологов, микробиологов, инфекционистов и гигиенистов, 4-й: Тезисы докладов. — Таллин, 1982. — С. 173—174.

16. Янышева Н. Я-, Черниченко И. А.. Литвиченко О. Н. и др. // Канцерогенные нитрозососдинения и их предшественники— образование и определение в окружающей среде.— Таллин. 1984. — С. 15—17.

17. Янышева Н. Я.. Киреева И. С., Черниченко И. А., Сабо К.// Гиг. и сан,— 1986, — № 3. — С. 13—16.

Поступила 16.02.87

Дискуссии и отклики читателей

УДК 614.3/* 4:614.2(471&7)(049.2)

В. Ф. Трач, Н. В. Гринь ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Решения XXVII съезда КПСС, оказавшие неизгладимое впечатление на советских людей, заставляют еще и еще раз не только осмыслить достигнутое, но и задуматься над тем, что предстоит сделать- сзнзпйтхслужбе^ чтобы коренным образом повысить социальную эффективность ее деятельности. А задуматься есть над чем, так как поневоле возникают вопросы: почему, например, несмотря на многие сотни миллионов рублей, вложенных в выполнение санитарно-оз-доровительных мероприятий, общая инфекционная заболеваемость (в том числе с временной утратой трудоспособности) сохраняется на довольно высоком уровне; почему санэпидслужба, имеющая хорошую материально-техническую базу и квалифицированные кадры, не оказывает радикального воздействия на конечные результаты. И таких «почему» много.

Причин этому, по нашему мнению, несколько, и они заключаются прежде всего в организационных несоответствиях, в частности неполном соответствии работы санэпидслужбы стратегическим задачам, поставленным XXVII съездом партии, несоответствии организационной структуры санэпидслужбы изменившимся задачам.

МартовсКн1Г(1985 г.) Пленум ЦК КПСС, XXVII съезд партии выдвинули важнейшие задачи значительного ускорения развития экономики страны, интенсификации производства на основе широкого внедрения достижений научно-технического прогресса. Но эффективное выполнение этих важнейших задач возможно лишь при условии значительного улучшения показателей здоровья населения, что особенно важно в условиях ухудшения демографической ситуации и дефицита трудовых ресурсов. В то же время основной целью работы санэпидслужбы пока остается обеспечение эпидемиологического благополучия населения, на что направлены основные ее силы и средства.

Это важная задача, и она будет оставаться всегда таковой, но по своей актуальности она

уже не может быть ведущей, так как удельный вес инфекционной заболеваемости в сумме общей заболеваемости занимает лишь 1,5—2%. Отсюда следует, что на первый план должны выступать вопросы профилактики и снижения уровня общей заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности.

В свете меняющихся задач необходимо в корне изменить направленность деятельности специалистов санэпидслужбы, особенно санитарно-гигиенического профиля.

Определяющей функцией должны стать анализ состояния здоровья населения, уровня общей заболеваемости, ее структуры и зависимости от различных факторов окружающей среды, а также разработка целенаправленных санитар-но-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Зная причины общей заболеваемости, учреждения санэпидслужбы могут и должны управлять процессом предупреждения и снижения ее уровня на стадии текущего планирования и особенно при разработке перспективных планов социально-экономического развития населенных пунктов, промышленных предприятий, целевых комплексных программ «Здоровье».

Для решения этих задач необходимо провести соответствующую структурную перестройку учреждений санздидслужбы, пересмотрев ее организационные основы, утвержденные приказом Минздрава СССР еще в 1969 г.

Кто же в существующей системе, например, должен заниматься вопросами изучения заболеваемости населения в связи с воздействием факторов окружающей среды? Нет ни такого структурного подразделения, ни аналогичных функций у учреждений санэпидслужбы. Поэтому, на наш взгляд, необходимо организовать отдел (отделение) социально-гигиенического анализа заболеваемости и санитарно-противоэпидемической ситуации.

Все большее значение приобретают вопросы

осуществления предупредительного санитарного надзора, так как ведущим направлением развития промышленности будут реконструкция и техническое перевооружение, широкое внедрение научных достижений, новых технологий, техники, веществ, материалов, изделий.

Задачей гигиенистов на всех этапах строительства, реконструкции, разработки проектной > и нормативно-технической документации, технического перевооружения является обеспечение надзора за выполнением санитарных норм и правил, а это требует организации специализированного отдела п-редупредителыюго санитарного надзора.

С созданием в стране агропромышленного комплекса остался нерешенным вопрос об организации государственного санитарного надзора за объектами, входящими в состав агропро-ма, а существующая система санитарного надзора с ее узкой специализацией не позволит достичь нужного результата.

В то же время основы гигиены питания за--кладываются именно на стадии производства сельхозпродукции в силу возможного ее химического загрязнения при орошении, обработке пестицидами, применении минеральных удобрений. добавке биостимуляторов и т. д. Даже при идеально поставленном контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований прн производстве сельхозпродукции мы не можем гарантировать его результаты. Поэтому, на наш взгляд, необходимо ввести в состав учреждений санэпидслужбы отделы гигиены агропромышленного комплекса, специалисты которых обеспечивали бы надзор за соблюдением гигиенических требований на всех стадиях процесса — от производства до переработки продукции.

Аналогичная интеграция усилий специалистов гигиены труда и коммунальной гигиены необходима и для полноценного комплексного контроля за решением всех вопросов, связанных с промышленным производством.

Сложившееся сегодня положение нельзя считать нормальным: несмотря на то что источники загрязнения производственной и окружающей среды, как правило, едины, тем не менее занимаются ими порознь специалисты разных профилей. Устранить эту разобщенность возможно лишь путем организации отдела гигиены производственной и окружающей среды с отраслевой специализацией внутри подразделения.

Не отработана до конца и организационная структура контроля за физическими факторами. Так, известно, что ионизирующим излучением занимаются специалисты радиологических групп, а надзор за другими физическими факторами {электромагнитные поля, вибрация, шум) приказом Минздрава СССР вменяется в обязанность новому структурному подразделению — оперативной лаборатории. По-видимому, целесообразно на базе существующих и дополни-

тельно организуемых радиологических групп создать отделы гигиены физических факторов.

Совершенно не упорядочена (особенно в областных санэпидстанциях) структура противоэпидемической деятельности, которой занимаются (и тоже порознь) 5 самостоятельных отделов вместо одного противоэпидемического.

На наш взгляд, необоснованно выделены самостоятельные дезинфекционные учреждения, которые должны быть составной частью городской санэпидстанции. Такая самостоятельность отнюдь не способствует комплексному проведению противоэпидемических мероприятий, а с экономической точки зрения ведет к значительному удорожанию стоимости дезинфекционной обработки.

Несвойственными для государственного санитарного надзора вопросами занимаются учреждения службы, собирая плацентарную и абортную кровь, однако до сих пор никто не может взять на себя ответственность пересмотреть некогда принятое неправильное решение и вывести из состава санэпидстанции указанные лаборатории.

Для улучшения функционирования необходимо организационную структуру санэпидслужбы привести в соответствие с изменившимися условиями и структурой народнохозяйственного механизма, перешедшего на 2—3-звенную систему управления, когда вместо отдельных предприятий с длинной цепью иерархии созданы крупнейшие производственные и научно-производственные объединения, имеющие большую самостоятельность и подчиняющиеся непосредственно министерствам.

В здравоохранении же, в том числе и в сан-эпидслужбе, действует, если не считать республиканской санэпидстанции, 5-звенная система управления, а основная нагрузка в осуществлении государственного санитарного надзора по-прежнему приходится на первое звено — районные и городские санэпидстанции, которые в сложившихся условиях структурного несоответствия практически не могут решать крупные са-нитарно-оздоровительные задачи. Например, трудно представить себе полноценную роль врача-гигиениста районной санэпидстанции в Донецке, имеющем 9 районов и 1 производственное объединение «Донецкуголь», так как главный санитарный врач района может решать вопросы планирования и выполнения санитарно-оздорови-тельных мероприятий на шахтах района совместно с руководством объединения только через городскую санэпидстанцию.

Еще хуже ситуация, когда предприятия объединения находятся в разных городах, например в Шахтерске, Снежное и др., здесь нужна уже компетенция только областной санэпидстанции.

Можно сказать, что все это издержки крупных промышленных областей, а что же делать в малочисленных сельскохозяйственных районах, где

3'

— 67 —

преимущественно созданы сельские санэпидстанции III и II категории с незначительным штатом специалистов, практически не имеющие хорошей материально-технической базы и лабораторного обеспечения?

Указанное несоответствие и как результат малая эффективность наводят на мысль о нерациональном использовании, а точнее, о распылении сил и средств в санэпидслужбе.

Для сокращения числа звеньев управления следует упразднить учреждения санэпидслужбы первого, второго и третьего уровней и создать областное (или межобластное) гигиеническое объединение, состоящее из крупных гигиенических центров, обслуживающих группу городов и районов. В структуру каждого центра необходимо включить следующие отделы: организационный с отделением социально-гигиенического анализа заболеваемости и санитарно-противоэпиде-мической ситуации; предупредительного санитарного надзора; гигиены агропромышленного комплекса; гигиены производственной и окружающей среды; гигиены физических факторов; эпидемиологический; гигиены социально-бытового обеспечения и др. Таким гигиеническим центрам будет под силу решать серьезные санитар-но-оздоровительные и противоэпидемические задачи независимо от территориальной и ведомственной принадлежности. Кстати, по такому принципу в области в течение многих лет осуществляется работа 3 радиологических групп и 4 вирусологических лабораторий, и этот опыт оправдал себя.

Думается, что такое направление перестройки будет способствовать дальнейшему повышению роли и эффективности деятельности санэпидслужбы и соответствовать решениям XXVII съезда КПСС о придании управлению современных организационных структур, создании разнообразных хозяйственных и территориально-производственных образований. Главное же, от такого объединения сил выиграет здоровье населения.

Всю организационную перестройку можно провести в пределах существующих штатных нормативов и общей численности персонала. Более того, она явится продолжением начатого в 1975 г. курса на централизацию управления и финансирования санэпидслужбы.

Для успешной реализации намеченных мер по укреплению здоровья необходимо существенно

повысить действенность и эффективность пропаганды здорового образа жизни, гигиенического воспитания за счет объединения Домов санитарного просвещения с учреждениями санэпидслужбы, превратив их в центры действия и пропаганды по профилактике заболеваний.

Настала также пора создать в стране единый государственный санитарный надзор, ликвидировать ведомственные санитарные службы на же- ' лезнодорожном, воздушном транспорте и т. д., которые порой, выполняя волю руководителей, забывают о своем главном предназначении.

Одним из резервов улучшения деятельности службы является отработка более четкого взаимодействия практических и научных учреждений, прежде всего за счет изменения системы планирования тематики научных исследований. Примером несовершенства существующей системы является тот факт, что только 62 % научных разработок, предложенных санэпидслужбе области различными научными коллективами республики за пятилетку, внедрено в практику. Остальные же оказались неприемлемыми по различным причинам. Поэтому очевидно, что научная тематика должна планироваться с учетом нужд и потребностей практики.

Содружество с наукой особенно актуально для Донбасса — края металла, угля, химии и многих гигиенических проблем. В связи с этим воз- ( ннкает предложение о создании на базе Донецкого НИИ гигиены труда и прфзаболеваний регионального института гигиенических проблем Донбасса.

В будущем же можно рассмотреть вопрос и о возможности организационного слияния указанного института и областного гигиенического объединения в единое научно-производственное гигиеническое объединение.

Одновременно с перестройкой необходимо решить давно назревший вопрос о дифференцированной оплате труда медицинских работников, предоставив право руководителям определять размер заработной платы в зависимости от вложенного труда по принятым критериям. Думается, что санэпидслужба резко повысит эффективность своей деятельности, если мы сможем энергию замыслов воплотить в конкретные дела, а первый шаг на этом пути зависит от Минздрава СССР, который мог бы в порядке эксперимента организовать предложенную перестройку хотя бы пока в Донецкой области.

"поступила 20.01.87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.