Научная статья на тему 'Время стратегических решений?!'

Время стратегических решений?! Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / РИСК / RISK / СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилинская О. Н.

Статья посвящена исторической трансформации подходов к определению предпринимательства и формированию его теории. Проведен анализ понятия предпринимательства, закрепленный в официальных документах стран-участниц Единого экономического пространства, и предложены рекомендации по возрождению научного подхода к определению сущности предпринимательской деятельности и ее роли в общественном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Renewed Innovation Approach to the Essence of Entrepreneurship in Countries of the Common Free Market Zone

The paper describes how approaches to the definition and theory of entrepreneurship historically transformed and how this definition is specified in the official documents of the countries of the Common Free Market Zone. The author proposes her recommendations on a renewed innovation approach to the essence of entrepreneurship and role the entrepreneurship plays in social development.

Текст научной работы на тему «Время стратегических решений?!»

Возрождение инновационного подхода к сущности предпринимательства

в странах Единого экономического пространства

О.Н. ЖИЛИНСКАЯ, ГНУ «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь», Минск. E-mail: [email protected]

Статья посвящена исторической трансформации подходов к определению предпринимательства и формированию его теории. Проведен анализ понятия предпринимательства, закрепленный в официальных документах стран-участниц Единого экономического пространства, и предложены рекомендации по возрождению научного подхода к определению сущности предпринимательской деятельности и ее роли в общественном развитии.

Ключевые слова: предпринимательство, творчество, риск, собственность, интеграция

В 2012 г. было создано Единое экономическое пространство, представляющее собой интеграционное объединение государств - членов Таможенного союза (Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан).

По результатам опроса, проведенного исследовательским центром Института приватизации и менеджмента Республики Беларусь, «60% респондентов позитивно оценили вступление Республики Беларусь в Единое экономическое пространство...», однако «большинство представителей белорусского малого бизнеса считают, что они не способны конкурировать на едином рынке трех стран»1. Объясняется это просто: во-первых, развитие экономики Российской Федерации и Республики Казахстан основывается на рыночных принципах, во-вторых, у субъектов малого бизнеса стран-партнеров Республики Беларусь больше возможностей инвестировать в собственное развитие, экспансию на внешние

1 Скриба А. Оценка белорусским малым и средним бизнесом перспектив интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. URL: http://research.by/article

ЭКО. - 2014. - №2 ЖИЛИНСКАЯ О.Н.

рынки, менее высокие налоговые ставки, а кредитные ресурсы привлекаются на более выгодных условиях.

Следовательно, руководству страны необходимо подумать над созданием более эффективного механизма поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь, основу которого составит дальнейшая либерализация бизнес-климата и создание равных условий хозяйствования со странами Единого экономического пространства. Этот процесс необходимо начинать с анализа сущности предпринимательства, а именно с его научной основы и тождественности понятия, закрепленного в официальных документах стран Единого экономического пространства.

Обратимся к взглядам основоположников теории предпринимательства, которую разрабатывали выдающиеся ученые нескольких эпох.

В экономическую литературу понятие «предпринимателя» как человека, осуществляющего производственно-хозяйственную деятельность с элементами инноваций, ввел английский экономист Ричард Кантильон. В книге «Очерк о природе коммерции», вышедшей в 1725 г., он писал, что источником богатства являются земля и труд, а предприниматель по-новому сочетает и использует эти факторы производства, действует в условиях риска, связанного с организацией нового предприятия, внедрением новой идеи, нового продукта или нового вида услуги. Важно, что предприниматель, по Кантиль-ону - это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовностью к потерям. Следовательно, по Кантильону, основная черта предпринимательской деятельности - ее инновационный характер, который порождает риск. Кантильон обратил внимание, что предприниматель не всегда является собственником капитала, который он вложил в свое дело, но всегда заинтересован в получении экономического эффекта.

А. Смит характеризовал предпринимателя как юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно планирует, организует то или иное производство и распоряжается его результатами, при этом готово идти на экономический риск.

По мнению Ж.-Б. Сэя, предприниматель должен обладать не только способностью к эффективному осуществлению посреднической деятельности, но и за свой счет, риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт2. По его представлению, предпринимательская деятельность может и должна осуществляться во всей производственной сфере, а не только в торговле. Как считал Ж.-Б. Сэй, главное в предпринимательстве - получение дохода не просто от коммерции, а дохода, связанного с организацией и управлением хозяйственной деятельностью.

Английский экономист А. Маршалл (1842-1924 гг.) первым внес в экономическую теорию положение о том, что основным фактором производства, наряду с землей, трудом и капиталом, является организация, а организация производства по-новому рассматривалась им как признак предпринимательства.

Таким образом, исследования выдающихся ученых дают основание утверждать, что эта деятельность - прежде всего, творческая. От ее уровня зависит социально-экономическое развитие общества в целом. Выкристаллизовывалось определение предпринимательства как источника новшеств, ставшее методологической основой формирования механизма управления развивающейся экономикой.

В XX веке теория предпринимательства получила дальнейшее развитие. Так, Й. Шумпетер в 1912 г. обосновал особую социальную роль предпринимательства, осуществляемую через поиск новых путей в развитии бизнеса, стремление к творчеству, генерирование и реализацию новаторских идей на практике. Он обращает внимание на зависимость успешной инновационной деятельности от инновационной восприимчивости субъектов хозяйствования, общества и исполнительной власти3. Инновационная восприимчивость влияет на генерирование идей и на создание новых товаров и услуг, технологий, форм организации производственного процесса, а также на восприятие обществом нововведений.

2 Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. - М.: Дело, 2000. - С.17.

3 Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2008. - 861 с.

По мнению Ф. фон Хайека, предпринимательство связано с поиском и исследованием новых экономических возможностей. «Любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими это делать с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками... Поэтому цена любого товара будет ниже той, по которой он мог бы продаваться, если бы его произвели не те, кто фактически заняты этим сейчас»4.

П. Друкер определял предпринимательство как конкретную деятельность, основа которой - нововведения во всех сферах, в том числе и в управлении. «Нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они и используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса»5. Стратегическая задача предпринимателя - целенаправленный поиск источников новшеств, которые могут привести к достижению успеха. Он доказывает, что не все, кто открывает свой бизнес, становятся предпринимателями, если они не создают ни нового источника удовлетворения, ни нового потребительского спроса. Следовательно, новшества - специфический инструмент предпринимателя, с помощью которого он использует инновации как реальные возможности реализации экономической деятельности, приносящие ему определенный доход только в том случае, если он предугадал потребности, развил спрос у потенциальных потребителей, а самое главное - удовлетворил эти потребности.

Р. Хизрич под предпринимательством понимал «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью»6. Эта трудоемкая деятельность, связанная с финансовым, психологическим и социальным рисками, способна не только принести вознаграждение в виде экономического благополучия, но и моральное удовлетворение от проделанной работы и достигнутых результатов.

4 Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН, 2006. - С. 10.

5 Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. - С. 30.

6 Хизрич Р. Предпринимательство или Как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ./под общ. ред. В.С. Загашвили. - М.: Прогресс-универс, 1993. - С. 19.

Как видим, у классиков экономической теории содержательная основа предпринимательства едина: предпринимательство - это деятельность инновационного характера, которая осуществляется в условиях риска субъектами хозяйствования, берущими риск на себя.

Инновационную основу предпринимательства подчеркивают и современные российские исследователи. Например, В.М. Яковлев определил предпринимательство как процесс создания чего-то нового, обладающего стоимостью, а предпринимателя - как субъекта, затрачивающего труд на эту деятельность с целью получения определенного вознаграждения и удовлетворения от достигнутого7.

Академик Л.И. Абалкин разъяснял: «Предпринимательство - это особый вид деятельности, направленной на приумножение личного и общественного богатства. Неотъемлемые сущностные черты предпринимательства: свобода в выборе направлений и методов деятельности; самостоятельность в принятии решений; ответственность за принимаемые решения и их последствия, связанные с этим риском; ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли»8.

Но есть и не связанные с инновационностью подходы к предпринимательству, когда на первый план выходит получение прибыли либо не инновационная деятельность, а посредническая9. Юристы определяют предпринимательство как самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг10.

Парадоксальное явление: сейчас, когда следовало бы сделать акцент на классической сути предпринимательства, наши современники из трех основных его черт исключают критерий инновационности, а упор делают на получении прибыли!

7 Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. - М.: ИПА «ТриЛ», 1994. - С. 19-20.

8 Абалкин Л.И. Избранные труды: в 4 т. - М.: НПО Экономика Вольное экономическое общество России, 2000. Т. 3. Работа в правительстве. - С. 373.

9 Бусыгин А.В. Введение в предпринимательство: Книга для тех, кто задумывается о создании собственного дела. - М., 2003. - С. 7; Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник для экономических вузов. - СПб.: Питер Пресс, 2013. - С. 438.

10 Борисов А.В. Большой юридический словарь. - М.: Книжный мир, 2012.

Итак, сейчас многие исследователи фактически приравнивают предпринимательство к понятию «коммерческая деятельность», т.е. ведение какого-либо дела, приносящего доход. К сожалению, такая трактовка получила отражение и в нормативных правовых актах, регламентирующих становление и развитие предпринимательской деятельности в странах Единого экономического пространства. Например, в ст. 1 гл. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь указано, что «предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли.»11. В соответствии с п. 5 ст. 1 закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» под предпринимательством понимается «инициативная деятельность субъектов частного предпринимательства, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих субъектов частного предпринимательства и осуществляемая от имени субъектов частного предпринимательства, за их риск и под их имущественную ответственность»12.

Такое узкое толкование социально-экономической сущности предпринимательства зафиксировано не только в официальных документах, но и в публичных выступлениях должностных лиц. Оно искусственно исключает из предпринимательской сферы значительное количество субъектов хозяйствования, основывающих свою деятельность на государственной и корпоративной собственности, а главное - не принимается во внимание инновационный характер предпринимательской деятельности. При таком подходе государство снимает с себя обязанность активно поддерживать предпринимателей и создавать для них комфортные условия ведения бизнеса.

Почему же в законодательных актах и официальной политике получило отражение обыденное, а не научное понимание

11 Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З «Гражданский кодекс Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.07.2013 г. URL: http://pravo.by

12 Закон Республики Казахстан от 31.01.2006 № 124-111 ЗРК «О частном предпринимательстве», с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г. URL: http://zakon.kz

сущности предпринимательства, которое разрабатывалось на протяжении более двух столетий? Одна из главных причин -недостаточная экономическая грамотность. К сожалению, обыденное понимание предпринимательства как истинное воспринято и политическим руководством стран Единого экономического пространства.

Объяснить причину современного восприятия сущности предпринимательства возможно через призму решения государством социальных задач, для которых необходимо аккумулировать финансовые средства. Этого возможно достичь за счет выполнения государством фискальной функции. Очевидно, именно поэтому инновационный характер предпринимательской деятельности не является основным в отражении ее сути, при этом получило широкое распространение ненаучное понимание, основанное на критериях статистического учета. Так, вступивший в силу с 1 января 2008 г. федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п. 2 ст. 6) в качестве целей государственной политики, кроме увеличения количества субъектов предпринимательства, их удельного веса в ВВП страны, также декларирует «увеличение доли уплаченных субъектами предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»13. Я полагаю, что присутствие в статье закона подобного рода цели направлено не на развитие предпринимательской деятельности, а на ее подавление. Однако такое ошибочное представление не искореняется годами.

* * *

С целью гармонизации и развития партнерских отношений стран-участниц Единого экономического пространства, создания равных возможностей в развитии предпринимательства необходимо придать концепции предпринимательства единую научную основу. Это будет способствовать созданию позитивного имиджа предпринимательской деятельности и инновационному развитию государств.

16 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2013 г. 1Ж1_: http://base.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.