УДК 37.11:159.9:330.16
Лежнева Нина Вячеславовна
доктор педагогических наук, профессор Челябинский государственный университет, Троицкий филиал
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Актуальность проблемы формирования готовности к предпринимательской деятельности у студентов вуза обусловлено с одной стороны потребностью отечественной экономики в кадрах, обладающих способностью к организации новых производств, освоению новых технологии, с другой — недостаточной изученностью педагогических аспектов феномена российского предпринимательства. Данная статья посвящена раскрытию психолого-педагоги-ческих аспектов понятия предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, психолого-педагогические аспекты предпринимательства, подготовка к предпринимательской деятельности.
Анализ современного состояния экономики России приводит к заключению, что . эффективное развитие страны возможно лишь при возрождении предпринимательской деятельности, при создании целого класса квалифицированных специалистов, способных к ведению такой деятельности. Однако прежде чем говорить, как именно можно это сделать, раскроем суть ключевых понятий в этой области, таких как «предпринимательство», «предприниматель» и др.
Предпринимательство зародилось в глубокой древности, когда люди придумали натуральный обмен. Более двух миллионов лет предпринимательство развивалось вместе с человеком. Но, хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.
Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял Р Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. Р. Кантильон характеризует предпринимателя как человека с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Главная отличительная черта предпринимателя по Кантильону - риск, а его основная общественная функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т.п.
Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист конца XVIII -начала XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний
и опыта. Ж.-Б. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности.
Интересно определение понятия «предприниматель», данное известным немецким экономистом, социологом и историком Вернером Зомбартом (1863-1941). Он говорил, что предприниматель, прежде всего, является «завоевателем» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), «организатором» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговцем» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, В. Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Несколько иначе понимает суть предпринимательства австрийский экономист, политолог, историк науки Й. Шумпетер, который вошел в историю экономической науки как глубокий исследователь теоретических проблем предпринимательства. В работе «Теория экономического развития» (1911 год) он трактует понятие предпринимателя как новатора. По его мнению, функция предпринимателя как раз и состоит в реализации нововведений, играющих важную роль в развитии экономики и обеспечении экономического роста страны. В свете нашего исследования важно, что именно с его работ в экономической литературе делаются попытки определения предпринимателя не просто как субъекта особого вида экономической деятельности, но как человека особого психологического типа, отличительные свойства которого могут проявляться и рассматриваться безотносительно к содержанию выполняемой им экономической функции.
Следует отметить, уже в XIX - начале XX веков ученые четко разграничивают понятия предприниматель и менеджер, так как функциональная сущность и того, и другого различна. Понятие предпринимателя гораздо шире, чем понятие руководителя, хотя они и имеют ряд сходных функций, таких как
90
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Лежнева Н.В., 2012
организация, координация, контроль, несение ответственности за принятие решений и др. При этом необходимо отметить, что предприниматель - всегда собственник, а менеджер - всегда управляющий.
Новые грани в понятии предпринимательства описал австрийский экономист и философ Федерик Август фон Хайек. Он считал, что сущность предпринимательства заключается в поиске и изучении новых экономических возможностей, это характеристика поведения индивидуума, а не род деятельности. Подчеркнем, что последнее положение Хайека крайне важно применительно к теме нашего исследования.
Следует подчеркнуть, что «предпринимательство» - историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения, т.е., закономерности и особенности развития предпринимательства определяются конкретными историческими условиями. Поэтому в аспекте нашего исследования важно рассмотреть сущность понятий «предприниматель» и «предпринимательство» применительно именно к российским условиям. Интересно, что еще В.О. Ключевской (1841-1911) обращал внимание на очень странное сочетание в характере русского предпринимателя (в отличие от европейских коллег) [6] - с одной стороны, расчётливости, а с другой - склонности принимать «подчас, очертя голову» самое, что ни на есть, безнадежное и нерасчетливое решение. По его мнению, в этом проявлялось воздействие «своеобразия и капризов природы», которым противопоставляется «каприз собственной отваги». Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу, считал он, и есть «великорусский авось».
Возраст русского предпринимательства давно перевалил за тысячу лет. Только опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Российским государством, шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом. Однако следует подчеркнуть, что в России, по сравнению с Англией или США основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. При этом жесткая опека предпринимательской деятельности путем административного надзора и всевозможной регламентации продолжалась вплоть до реформ 1861 г.
Предпринимательство В России во второй половине XIX - начале XX в. получило большие возможности развития. В этом велика заслуга С.Ю. Витте
и П.А. Столыпина. Однако в аспекте психолого-педа-гогического аспекта рассмотрения проблемы предпринимательства важно заметить, что проводимые реформы практически уничтожили недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости. Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение, как это произошло в Европе. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX -начале XX в. Несомненно, это отложило отпечаток как на дальнейшее развитие предпринимательства в России, так и на складывающийся социально-психологический портрет предпринимателя.
Не менее значимым был в формировании образа российского предпринимателя период с октября 1917 года до начала 1920-х годов, который можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. В свете этого, предпринимательская деятельность связывалась, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией рабочего класса. Поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий.
Формирование негативного отношения к предпринимателям продолжает формироваться и в период НЭПа. В.И. Ленин однозначно определил позицию в этом вопросе - держать предпринимателей для своих целей, «.. .лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в обстановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения» [7, с. 222]. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.
Такая политика государства по отношению к предпринимателям привела к трагической ситуации, которая развивалась и усугублялась с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов XX века. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано и перешло на неле-
гальное положение, переместившись в теневую экономику. В этот период предприниматели пытались реализовать свой предпринимательский потенциал через спекуляцию, организацию подпольного частного производства и т.п.
Трудности конца 80-х годов XX века потребовали принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство. Впервые после НЭПа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа.
Особенности предпринимательства в России (особенно в послереволюционный период) сдерживали развитие теоретических основ предпринимательства как в экономической, так и социально-психологической сферах. Однако среди немногочисленных работ отечественных мыслителей, значимы работы С.Н. Булгакова (1871-1944), П.Б. Струве (18701944), П.Н. Савицкого (1895-1965) и др., в которых уделялось большое внимание социально-психологическим аспектам этого феномена: проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в хозяйственной деятельности. Например, П.Н. Савицкий [10] рассматривает предпринимательство не только как хозяйственноэкономическую, но и как особую духовно-экономическую деятельность. Хозяйское отношение включает в себя, по мнению автора, не только стремление к получению наибольшего дохода, но и стремление к сохранению и расширению удовлетворенности работающих в хозяйстве людей.
В последние годы к анализу феномена предпринимательства обратились и отечественные экономисты: В.С. Автономов, Л.И. Абалкин, А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, философы: Т.В. Борисова, социологи: Р.Ф. Гибадуллин, Т.И. Заславская, В.В. Радаев, А.Ю. Чепуренко, психологи: В.П. Дружинин, А.Л. Журавлев, В.П. Позняков и др.
Однако, на сегодняшний день, как в отечественной, так и в зарубежной науке по-прежнему не существует общепринятого определения предпринимательства. По мнению В.Н. Дружинина [9], основные причины этого обстоятельства кроются в следующем: предпринимательство - сравнительно новый, по крайней мере, в масштабах исторического развития общества феномен; это развивающееся явление, поэтому оно подвержено серьезным изменениям даже в своих сущностных характеристиках и имеет глубокую специфику в различных исторических, экономических и социокультурных условиях; это сложное, многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и психологические стороны.
Одна из трудностей определения предпринимательства состоит в том, что это слово является одно-
временно и общеупотребительным термином, и научным понятием. В первом случае его содержание может быть раскрыто, исходя из его толкования в словарях и энциклопедиях.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «предприниматель» определяется как «... капиталист, владеющий предприятием», как «предприимчивый человек, делец» владелец предприятия, крупный деятель, предприимчивый и практичный человек» [8, с. 471].
Достаточно емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль [3]. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.
В современной научной литературе предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т.д. Например, американский ученый, профессор Р. Хизрич [11] определяет «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Английский профессор А. Хоскинг [12] утверждает: «индивидуальным предпринимателем» является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.
Согласно современному российскому законодательству [4], предпринимательская деятельность (предпринимательство) «.представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам (законодательству) страны регистрации.
Интересны в аспекте исследования работы Г.Л. Багиева, который рассматривает предпринимательскую деятельность как реализацию особых способностей индивида, выражающуюся в рациональ-
92
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода [1].
Таким образом, анализ приведенных и ряда других источников позволяет говорить, что в современных представлениях о предпринимательстве можно условно выделить два подхода: функционально-ролевой и структурный. В рамках первого подхода предпринимательство рассматривается как разновидность экономической или, более широко, социальной деятельности, связанной с реализацией определенных функций экономического и социального развития. При этом одни авторы ограничивают функции предпринимательства исключительно экономической сферой (оптимальной комбинации различных ресурсов для извлечения доходов, поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике и др.), другие соотносят их со всеми видами человеческой деятельности (инновации как процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью). Обобщая сказанное выше можно сказать, что при любых вариантах в рамках функционального подхода предпринимательство рассматривается обезличенно, как тип деятельности, не привязанный к характеристикам конкретных субъектов.
Более приемлем применительно к теме нашего исследования структурный подход, позволяющий рассматривать предпринимателей как особую социальную группу, что дает возможность исследовать эмоционально-волевую и мотивационную сферу личности предпринимателя. Например, в рамках структурно-функционального подхода проведены исследования Т.И. Заславской [5], что позволило ей выделить критерии идентификации субъектов предпринимательской деятельности и определить подгруппы внутри рассматриваемого социального слоя: собственно предприниматели, выступающие одновременно и собственниками, и руководителями своего предприятия (особую группу из их числа образуют т.н. самозанятые, т.е. занимающиеся индивидуальным бизнесом); полупредприниматели, совмещающие предпринимательскую деятельность с наемным трудом (в этой группе выделяются руководители и рядовые работники); менеджеры, осуществляющие функции руководства и распоряжения ресурсами, но не являющиеся собственниками предприятия (здесь выделяются совладельцы и наемные менеджеры).
Исходя из выше сказанного и придерживаясь структурного подхода в исследовании, мы определяем предпринимательство как стиль деятельности субъекта, предпринятой с целью получения прибыли на основе новаторства, инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства.
Хотелось бы обратить внимание на последнюю часть определения и подчеркнуть, что предпринимательство - это не всякая деятельность, направленная на получение прибыли (бизнес), а стиль хозяй-
ствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес может быть связан с репродуктивной деятельностью в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развития инновационных процессов. Это может быть осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
В свете этого значимо определение, данное президентом Российской академии предпринимательства, академиком В.С. Балабановым [2], согласно которому «.. .предприниматель - это человек, который находится в состоянии поиска, творчества, создавая нечто инновационное». Таким образом, понятие «предпринимательство» имеет не только экономическое (производство товаров и услуг с целью получения прибыли), но и психолого-психологичес-кое содержание.
Библиографический список
1. БагиевГ.Л., АсаулА.Н. Организация предпринимательской деятельности. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. -231 с.
2. Балабанов В.С. Профессия: Предприниматель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ecsocman.edu.ru/text/16154641/
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. -Т. 2. - 672 с.
4. Закон Российской Федерации от 24 июня 1992 года N° 3119-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: docs.kodeks.ru/document/9021151
5. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус // Социологические исследования. - 1995. - N° 3. - C. 3-12.
6. Ключевский В.О. Русская история: избранные лекции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 672 с.
7. Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. - М.: Политиздат, 1977. - Т. 43. - С. 562.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 2003. - 750 с.
9. Психология / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер Ком, 2000. - 672 с.
10. СавицкийП.Н. Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997. - 464 с.
11. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. - М.: Прогресс, 1993. - 157 с.
12. ХоскингА. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 1993. - 352 с.