МОНИТОРИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ1
М.В. Беспалов
В статье рассмотрен исторический процесс возникновения и развития предпринимательской деятельности, а также проанализировано развитие предпринимательской деятельности в России после ее перехода к рыночным отношениям. В статье приведены определения предпринимательской деятельности, а также различие понятий «бизнес» и «предпринимательство», предпринимательская деятельность рассматривается как инновационная деятельность.
Ключевые слова: предпринимательство, мониторинг предпринимательства, предприятия малого бизнеса.
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта).
Предпринимательская деятельность как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития. Предпринимательская деятельность представляет собой сложный экономический и социальный феномен, прошедший большой путь исторического развития.
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. В Средние века под предпринимателем понимался человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов. В XVII в. предпринимателем считалось лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение.
В древние и средние века основным направлением приложения предпринимательской инициативы было купечество и море-
1 Тема поддержана в рамках национального проекта «образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.
плавание, связанное с территориальным перемещением товаров и извлечением прибыли из разницы цен в разных географических точках. С переходом от натурального хозяйства к товарному производству, сначала мануфактурному, а затем индустриальному, основной сферой приложения предпринимательской инициативы все больше становится материальное производство. От поиска привлекательных рынков предприниматель переходит к поиску оптимального сочетания производственных ресурсов и способов производства, обеспечивающих предпринимательский успех. Риск предпринимательской деятельности на этом этапе исходит главным образом от непредсказуемого изменения спроса и предложения на производимые товары и ресурсы, необходимые для их производства, а также действий конкурентов.
Начавшаяся в конце XX в. постиндустриальная стадия мирового экономического развития характеризуется высоким динамизмом и интенсивностью производства, быстрым качественным обновлением ассортимента производимых товаров, при снижении численности занятых в этой сфере. А также переносом акцента с собственно производства на различные виды деятельности, связанные с поиском и обработкой информации (наука, технологии, управление) и подготавливающие качественное обновление товаров и технологий, их производства и распределения. В предпринимательской деятельности уже становится недостаточным ориентироваться только на текущий момент, находя оптимальное для этого момента сочетание производственных факторов, напротив, в своей деятельности предпринимателю необходимо руководствоваться перспективными
целями и задачами, готовя продление успеха в будущем. Главной задачей предпринимательской деятельности становится не извлечение максимально возможной в данный момент прибыли, а обеспечение финансовой и экономической устойчивости деятельности организации на длительный период. Предпринимательство все в большей мере вовлекает в свою орбиту организационные и управленческие технологии (включая финансовые), а также науку.
Одно из определений предпринимательства было дано в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором было записано, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли» [1]. Недостатком этого определения является то, что экономический характер предпринимательства даже не упоминается, не оговариваются условия проведения этой деятельности и методы извлечения прибыли, что позволяет относить к предпринимательству любые виды деятельности, в результате которых увеличивается имущество субъектов, осуществлявших или инициировавших эту деятельность, в т. ч. преступную.
В 1994 г., с принятием Федерального закона № 52-ФЗ от 30 ноября 1994 г., статья Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», содержащая определение предпринимательства, была отменена [2]. В ст. 2 Гражданского кодекса понятие предпринимательской деятельности было конкретизировано следующим образом:
«предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1]. Это определение точнее отражает суть предпринимательской деятельности, однако все же упускает важные признаки предпринимательства.
Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и
распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса.
Одним из основоположников теории предпринимательства следует признать Р. Кантильони, он дает определение предпринимателя как человека, принимающего решения и удовлетворяющего свои потребности в условиях неопределенности. Доход предпринимателя - это его плата за риск. Р. Кантильони рассматривал предпринимательскую деятельность как отношение субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений [3]. В свою очередь А. Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом [4].
А. Смит подчеркивал, что предприниматель - это собственник предприятия и реализатор рискованных коммерческих идей, основная его функция организация и управление производством в рамках обычной хозяйственной деятельности [5]. А. Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода. Карно Бодо отмечал, что предпринимателем является лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело: тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Он должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями [4].
На необходимость умения соединять и комбинировать факторы производства для успешности предпринимательской деятельности впервые указал Ж.-Б. Сей. Умение организовать участников производственного процесса и управлять ими в процессе достижения цели он выдвигал в качестве главного фактора извлечения предпринимательского дохода. Ж.-Б. Сей под предпринимательской деятельностью понимал рациональную комбинацию факторов производства в данной точке рыночного пространства. По его мнению, предприниматель - это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Предприниматель стоит в центре процесса производства и распределения, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции [4].
Американский экономист Ф. Уокер указал на сочетание в предпринимательской деятельности двух различных функций -функции владельца предприятия, организующего производство с целью получения дохода, и функции собственника капитала, имеющего право на использование (потребление) полученной прибыли, как процента на вложенный капитал [3]. Ф. Уокер считал, что предприниматель - это тот, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. В свою очередь, А. Маршалл подчеркивал, что не каждый желающий может быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается в природе согласно естественному отбору, открытому Ч. Дарвином [6].
М. Вебер формулирует предпринимательскую деятельность, как воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий [4].
Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес австрийский экономист И. Шумпетер, который связывал получение предпринимательского дохода с инновациями, определяющей чертой предпринимателя он считал способность к новаторству [7]. Эффективно используя новшества технического, технологического, организационно-управленческого и маркетингового характера, предприниматель добивается тех изменений в расширенном цикле производства и распределения, которые обеспечивают ему дополнительный доход. По мнению И. Шумпетера, индивид остается предпринимателем только до тех пор, пока он остается новатором. Таким образом, предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда осуществляет функции инноватора и тотчас перестает быть предпринимателем, как только его деятельность приобретает рутинный характер (общепринятый для данной производственной отрасли). Главным в предпринимательской деятельности является инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Предпринимателем может быть не только собственник, но и
наемный управляющий (менеджер), служащий акционерного общества, государственный чиновник, осуществляющий новые комбинации факторов производства [7].
Вопрос об источнике дополнительного дохода всегда был центральным при выявлении сущности предпринимательской деятельности. А. Тюнен и Ф. Найт, в отличие от И. Шумпетера, не сводили получение дохода только к новаторству, а связывали его с умением прогнозировать (чувствовать) перспективы развития производства и потребительского спроса, что, собственно, и обеспечивает получение дохода [3]. И. Тюнен считал, что предприниматель - это обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство [4]. По мнению Ф. Найта, менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными, и он готов к личной ответственности [8].
Предприниматель, по мнению Дж. Кейнса, это своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное «...не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств» [5]. Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности - стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние.
Д. Макклелланд отмечает, что предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска [4], а П. Друкер считает главным для предпринимателя умение использовать любую возможность, предоставляемую ему внешней средой бизнеса, с максимальной выгодой [9]. По мнению А. Шапиро предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы, действуя в условиях риска, и несущий полную ответственность за возможную неудачу [8].
Р. Хизрич считает, что предпринимательская деятельность - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым [4]. Согласно Ф. Хайеку, суть предпринимательской деятельности сводится к инициативной деятельности субъекта, поэтому каждый, кто способен изыскивать благоприятные возможности для начала предпринимательской деятельности, может быть предпринимателем [10].
В современной экономической литературе четкого однозначного определения сущности предпринимательской деятельности нет. Например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [11].
Авторы учебника по экономике «Экономикс» К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс [12]. Они связывают предпринимательскую деятельность с выполнением индивидом четырех взаимосвязанных функций:
- готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственный процесс;
- обладать смелостью и способностью принимать решения, которые определят направление и характер его будущей деятельности, и нести за них правовую и имущественную ответственность;
- быть новатором, готовым и способным внедрять новые продукты на потребительский рынок, новые технологии в производство, новые формы и методы организации и управления расширенным циклом производства и распределения;
- быть готовым на взвешенный риск, поскольку в условиях рыночной состязательности (конкуренции) предпринимательский
успех и, как следствие, прибыль абсолютно не гарантированы.
В этом определении дается обобщающий портрет предпринимателя, учитывающий все позитивные предложения предшественников.
В России научный и практический интерес к понятию предпринимательской деятельности произошел в 90-х гг. XX в., после перехода к рыночной экономике и возрождения легального предпринимательства. Одним из первых появилось понятие, в котором под предпринимательством понимается любая деятельность, приносящая прибыль. Эта позиция нашла свое отражение в федеральном законе о предпринимательстве. Возможно, целью такой упрощенной интерпретации предпринимательства было побудить как можно большее число людей к предпринимательской деятельности и самозанятости, которая трактуется как разновидность нетрадиционной, нестандартной занятости, в основе которой лежит самоорганизация.
В условиях острого социально-экономического кризиса начала 90-х гг. и вызванного им резкого спада традиционной занятости и появления безработицы как социального явления, развитие предпринимательской деятельности даже в форме самозанятости было для России весьма актуальным, поскольку позволяло хотя бы частично сглаживать нарастающую социальную напряженность. В условиях меняющейся социально-экономической среды массовое распространение получили в основном самые простые виды предпринимательства.
Далее при исследовании предпринимательства акцент ставится на способности субъекта предпринимательской деятельности комбинировать ресурсы и факторы производства для получения прибыли. Наиболее обстоятельно этот подход представлен в работах
В. Савченко, когда предприниматель рассматривается как «субъективный личностный фактор производства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять факторы производства так, чтобы в перспективе получался дополнительный доход» [13].
В последующем изучении сущности предпринимательской деятельности ученые стали исходить не из способностей индивида, а из его потребностей, т. е. мотивов, обу-
словливающих образ его действий. В этой связи предпринимательство определяется как деятельность индивида или коллектива единомышленников, побуждаемая состоянием особо острой неудовлетворенности потребностей инициаторов этой деятельности.
Среди других подходов следует отметить подход А. Бусыгина, определяющего предпринимательство как особый вид экономической активности [14], и подход В. Яковлева, рассматривающего эту деятельность в качестве системообразующего фактора рыночной экономики [15].
Таким образом, предпринимательство следует считать специфическим видом экономической деятельности. При этом следует различать понятия «бизнес» и «предпринимательство». В работе А. Хоскинга бизнес определяется как деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями и организациями, направленная на извлечение природных благ, производство или приобретение и продажу товаров, и оказание услуг в обмен на другие товары и услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций [16]. Другими словами, бизнес - это рыночный процесс «делания денег» в ходе любых, в т. ч. самых рутинных операций.
Заслуживает внимания определение предпринимательской деятельности Е. Омельченко, раскрывающего понятие предпринимательства как особого вида производственного бизнеса, связанного с инновационной деятельностью, принимающего на себя все инновационные риски [17, 18]. В соответствии с этим определением, предпринимателем является тот, кто отражает единство экономической инициативы и самостоятельности, финансовой достаточности и способности к генерации и внедрению технических и технологических инноваций.
В настоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка и т. д. Анализируя различные точки зрения, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного
подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению затрат производства, на базе которых формируется себестоимость продукции.
Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность, он точнее определяет, на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует, он не избегает риска, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, от управления получаемый предпринимателем благодаря умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних и внутренних условий.
Предпринимательская деятельность характеризуется следующими признаками: инициативой, наличием риска, способностью и готовностью предпринимателя принимать на себя экономические риски, необходимостью комбинирования факторов производства и т. д. Предпринимательская деятельность от бизнеса отличается тем, что она носит инновационный характер.
В соответствии со структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, как правило, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.
Предпринимательскую деятельность можно определять с различных позиций, таких как:
- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
- инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
- процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
- действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.
Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательской деятельности. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом. В этой связи предпринимательскую деятельность более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.
В результате предпринимательской деятельности акцент делается не на сиюминутной максимизации прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль. Таким образом, предпринимательская деятельность - это стиль хозяйствования, которому присущи новации, постоянная инициатива, ориентация на нововведения в процессе производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес - это деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без развития инновационных процессов.
Развитие предпринимательской деятель -ности играет важнейшую роль в достижении экономического успеха государства, высоких темпов роста его промышленного производства. Она является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют
возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов [19]. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует модернизации и реконструкции устаревших.
Предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, а также увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию. Таким образом, предпринимательская деятельность как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться: путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги, а также путем производства посреднических функций по продвижению товара к потребителю.
Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. С. 418.
2. Федеральный Закон № 52-ФЗ от 30.11.1994 «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации».
3. Омельченко Е.В. Проблемы становления и функционирования производственного предпринимательства. М., 1998.
4. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности / под общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб., 2001.
5. Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли: Сочинения. М., 2000. (Серия «Антология мысли»).
6. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993.
7. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.
8. Томилов В.В. Организационная культура предпринимательства. СПб., 1994.
9. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
10. Хайек Ф. Безработица и денежная политика. Правительство как генератор делового цикла / пер. с англ. М., 1992.
11. Большой экономический словарь. М., 1994.
С. 313.
12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. / пер. с англ. М., 1996.
13. Савченко В. // Российский экономический журнал. 1995. № 9, 10.
14. Бусыгин А. Предпринимательство: начальный курс. М., 1992.
15. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. М., 1994.
16. ХоскингА. Курс предпринимательства / пер. с англ. М., 1993.
17. Омельченко Е.В. Производственное предпринимательство в экономике России. М., 2001.
18. Омельченко Е.В. Производственное предпринимательство в России: оценка эффективно -сти. М., 2002.
19. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Таганрог, 2004.
Поступила в редакцию 22.11.2007 г.
Bespalov M.V. Monitoring of business in modern economy. In the article the historical process of business origination and development is considered, as well as business development in Russia after transition to market economy is analyzed. In the article definitions of entrepreneurial activity are given, as well as differences in the notions “business” and “entrepreneurship” are considered and entrepreneurial activity is viewed upon as innovation activity.
Key words: entrepreneurship, monitoring of enterprise, small-scale businesses.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМИ АГЕНТАМИ
А.Н. Бородулин
В статье рассматривается классификация методов экономического анализа хозяйствующих субъектов как активных систем с целеустремленными агентами. Отдельно, как самостоятельная группа, исследуются интерактивные методы экономического анализа.
Ключевые слова: экономический анализ, управление, активные системы.
Хозяйствующие субъекты, являющиеся объектами экономического анализа, представляют собой активные системы. Эти системы, их подсистемы и элементы имеют целеустремленные состояния и осуществляют в соответствии с ними финансово-хозяйственную деятельность, проявляют волю при выборе задач и средств их выполнения. Сущность экономического анализа, в свою очередь, заключается в информационно-аналитическом обеспечении оптимальных управленческих решений [1]. Таким образом, экономический анализ, с одной стороны, представляет информационное управление, изменяющее информацию, которую участники
активных систем (хозяйствующих субъектов) используют при принятии решений, с другой стороны - это согласованная (как минимум с лицом, принимающим управленческие решения) оптимизация информационного содержания управленческих решений [2].
Экономический анализ всегда направлен на организацию и на оптимизацию совместной финансово-хозяйственной деятельности путем решения важнейших стоящих перед ним задач. В этом смысле экономический анализ раскрывает интерактивную экономическую сторону совместной финансовохозяйственной деятельности, т. е. является интерактивным. Традиционно в системе эко-