УДК 338.22:346.26
Л. В. Кох
Трансформация сущности предпринимательства
В статье рассматриваются и сравниваются как виды социальноэкономической деятельности предпринимательство и бизнес, в том числе, по результатам критического анализа имеющихся точек зрения, предлагается авторское видение сущности и функций указанных видов деятельности.
In this article the author considers and compares enterprise and business as kinds of socio-economic activity, including, according to the review of different viewpoints, the author’s vision of the point and functions of the activities mentioned.
Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, бизнес,
функции предпринимательства.
Key words: enterprise, business owner, functions of the enterprise.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха страны, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы координации деятельности хозяйствующих субъектов, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию.
Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Историю исследования предпринимательства следует начинать с работ английского экономиста Р. Кантильона, который в своём единственном научном труде «Очерк о природе торговли вообще» одним из первых в XIX веке стал рассматривать предпринимателя как личность, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределённости. Он рассматривал предпринимательство как отношение субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений.
В дальнейшем экономическое содержание и сущность дефиниций «предпринимательство» и «предприниматель» меняются и до-
44
полняются новыми характеристиками. В частности, К. Бодо в 1797 г. наделяет предпринимателя особым интеллектом, позволяющим быстро оценить многообразную информацию и использовать новейшие, для своего времени, достижения и знания. Французский экономист Тюрго считает, что для предпринимателя важно иметь капитал и получать прибыль. С его точки зрения, именно эти два параметра способствуют успеху предпринимателя.
Научный труд Р. Кантильона заложил основу формирования классической школы, яркими представителями которой являлись А. Смит и Д. Риккардо.
А. Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода. Говоря о предпринимателе, Смит пишет о нем как об активном человеке, способном идти на риск в деле ради получения прибыли и как о человеке, который эффективно организует бизнес, активно трудится и получает за это вознаграждение в виде предпринимательской прибыли. Смит также пишет, что рынок выдает те товары, которые желает получить общество, и в том количестве, которое требуется этому обществу [10]. Д. Рикардо видел в рыночной организации производства абсолютный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного рыночного хозяйствования [8].
Жан Батист Сей, считавший себя комментатором и популяризатором учения А. Смита, сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь, идеализировал систему свободного предпринимательства и отрицал неизбежность всеобщих кризисов перепроизводства, допуская лишь возможность перепроизводства отдельных товаров. И хотя его взгляды на природу предпринимательства были впоследствии раскритикованы К. Марксом, но именно Ж. Б. Сей впервые указал на необходимость умения соединять и комбинировать факторы производства для успешности предпринимательской деятельности. Умение организовать участников производственного процесса и управлять ими в процессе достижения цели он выдвигал в качестве главного фактора извлечения предпринимательского дохода.
К. Маркс отожествлял предпринимателя с капиталистом. «Он (капиталист) продаст не только то, за что уплатил эквивалент, но также и то, что ему ничего не стоило, хотя его рабочему это стоило труда» [6].
Американский экономист Ф. Уокер утверждал, что именно предприниматель целиком создает прибыль, причём величина её зависит от способности предпринимателя. Рабочие получают зарплату, равную продукту их труда. Таким образом, между зарплатой рабоче-
45
го и прибылью предпринимателя он не видел никакого противоречия. Ф. Уокер также указал на сочетание в предпринимательской деятельности двух различных функций - функции владельца предприятия, организующего производство с целью получения дохода, и функции собственника капитала, имеющего право на использование (потребление) полученной прибыли, как процента на вложенный капитал. Ф. Уокер считал, что предприниматель отличается от тех, кто представляет капитал и получает за это процент тем, что он обладает способностью получать прибыль благодаря своим организаторским способностям.
Ярким представителем неоклассической школы является австрийский экономист Й. Шумпетер, который внес значительный вклад в разработку теории предпринимательства. Он связывал получение предпринимательского дохода с инновациями. Й. Шумпетер рассматривал изменение предпочтений потребителей как фактор трансформации в сторону предложения. Поскольку доминантным субъектом в теории Й. Шумпетера является предприниматель, то именно он и производит инновации, обеспечивающие максимизацию прибыли. Следовательно, прибыль возникает на основе инновации; она достигается в результате предпринимательской деятельности. Однако, поскольку инновации распространяются в экономике, другие экономические субъекты подражают новатору, в итоге его экономическая прибыль превращается в нормальную прибыль отрасли. Поэтому для предпринимателя, вводящего инновации, единственным путем получения экономической прибыли являются непрерывные нововведения. Этим определяется в теории Й. Шумпетера социальная значимость предпринимателя в обществе: предприниматель - двигатель, а прибыль как эффект нововведений побуждает его вводить инновации снова и снова, и таким путём он ведет общество к непрерывному прогрессу. Механизм формирования эффекта от инноваций Й. Шумпетер определяет следующим образом: «Поскольку при появлении новой продукции у предпринимателя нет конкурентов, то определение цены продукции производится полностью или в некоторых пределах в соответствии с принципами монопольной цены. Следовательно, в капиталистической экономике имеется монопольный элемент в прибыли» [13]. Характерно, что, по мнению Шумпетера, индивид остается предпринимателем только до тех пор, пока он остается новатором, и тотчас перестает быть предпринимателем, как только его деятельность приобретает рутинный характер (общепринятый для данной производственной отрасли). Он полагал, что предпринимателем может быть не только собственник, но и наемный управляющий (менеджер); определяющим признаком здесь является инновационный характер деятельности [13].
Вопрос об источнике дополнительного дохода всегда был центральным при выявлении сущности предпринимательства. А. Тюнен и Ф. Найт, в отличие от Й. Шумпетера, не сводили получение дохода только к новаторству, а связывали его с умением прогнозировать перспективы развития производства и потребительского спроса, что, собственно, и обеспечивает получение дохода. Эту же позицию разделяет П. Друкер, который считает главным для предпринимателя умение использовать любую возможность, предоставляемую ему внешней средой бизнеса, с максимальной выгодой [2]. Согласно Ф. Хайеку, суть предпринимательства сводится к инициативной деятельности субъекта, поэтому каждый, кто способен изыскивать благоприятные возможности для начала предпринимательской деятельности, может быть предпринимателем [11]. Авторы известного учебника по экономике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс. Они связывают предпринимательство с выполнением индивидом четырех взаимосвязанных функций [5]:
1) готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственный процесс;
2) обладать смелостью и способностью принимать решения, которые определят направление и характер его будущей деятельности, и нести за них правовую и имущественную ответственность;
3) быть новатором, готовым и способным внедрять новые продукты на потребительский рынок, новые технологии в производство, новые формы и методы организации и управления расширенным циклом производства и распределения;
4) быть готовым на взвешенный риск, поскольку в условиях рыночной состязательности (конкуренции) предпринимательский успех и, как следствие, прибыль абсолютно не гарантированы.
Таким образом, в этом определении дается обобщающий портрет предпринимателя, учитывающий все позитивные предложения предшественников.
Современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфического фактора общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.
В более конкретной форме, предпринимательство - это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс
47
воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).
Предпринимательский доход отличается от
«среднестатистической» прибыли и определяется как «сверхприбыль», возникающая в результате исключительно рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена. В экономической теории понимание предпринимательского дохода базируется на теории экономических (вмененных) издержек, в соответствии с которой предпринимательских доход делится на нормальную прибыль и экономическую прибыль (сверхприбыль).
С переходом к рыночной экономике и возрождением легального предпринимательства вновь появился научный и практический интерес к предпринимательству и в России.
Одним из первых в российской экономической науке появился подход, в котором под предпринимательством понимается любая деятельность, приносящая прибыль. Эта позиция нашла свое отражение в федеральном законе о предпринимательстве. Возможно, целью такой упрощенной интерпретации предпринимательства было побудить как можно большее число людей к предпринимательству и самозанятости, которая трактуется как разновидность нетрадиционной, нестандартной занятости, в основе которой лежит самоорганизация. Согласно определению Международной организации труда самостоятельные работники работают за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства и отвечают за произведенную продукцию или услуги, их качество, цену, сбыт и т. д. [3]. Как видно, это определение во многих положениях совпадает с определением предпринимательства по мысли К. Макконнела и С. Брю. В условиях острого социальноэкономического кризиса начала 90-х годов и вызванного им резкого спада традиционной занятости и появления безработицы как социального явления, развитие предпринимательства даже в форме самозанятости было для России весьма актуальным, поскольку позволяло хотя бы частично сглаживать нарастающую социальную напряженность.
Во втором подходе акцент ставится на способности субъекта предпринимательской деятельности, как личности, комбинировать ресурсы и факторы производства таким образом, который обеспечивает получение прибыли. Наиболее обстоятельно этот подход представлен в работах В. Савченко [9], в котором предприниматель рассматривается как «субъективный личностный фактор производства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять факторы производства так, чтобы в перспективе
48
получался дополнительный доход». При всей важности личностных характеристик для предпринимательства все же следует заметить, что многие из этих качеств присущи не только одним предпринимателям.
В третьем подходе при определении сущности предпринимательства исходят не из способностей индивида, а из его потребностей, т. е. мотивов, обусловливающих образ его действий. В этой связи предпринимательство определяется как деятельность индивида или коллектива единомышленников, побуждаемая состоянием особо острой неудовлетворенности потребностей инициаторов этой деятельности [4]. Среди других следует отметить подход А. Бусыгина, определяющего предпринимательство как особый вид экономической активности [1], и подход В. Яковлева, рассматривающего эту деятельность в качестве системообразующего фактора рыночной экономики [14].
Отдавая должное всем перечисленным позициям, предпринимательство все-таки следует считать специфическим видом экономической деятельности. В этой связи полезно подчеркнуть различие между понятиями «бизнес» и «предпринимательство».
Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом на том основании, что «предпринимательство» рассматривают как «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта) [7]. В работе А. Хоскинга [12] бизнес определяется как деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями и организациями, направленная на извлечение природных благ, производство или приобретение и продажу товаров и оказание услуг в обмен на другие товары и услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Другими словами, бизнес - это рыночный процесс «делания денег» в ходе любых, в том числе самых рутинных операций.
Не всякий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами, вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки. На современном этапе предпринимательство рассматривается как особый вид производственного бизнеса, связанного с инновационной деятельностью, принимающего на себя все инновационные риски.
В соответствии с этим определением предпринимателем является тот, кто отражает единство экономической инициативы и самостоятельности, финансовой достаточности и способности к генерации и внедрению технических и технологических инноваций.
Анализ экономической природы предпринимательской деятельности показывает, что ее смысл состоит в способности хозяйствую-
49
щего субъекта реагировать на потенциальный источник выгоды, т. е. увидеть и реализовать открывшиеся возможности. Речь идет о способности, обусловленной не только личностными чертами предпринимателя, а теми особыми отношениями, в которые он вступает в процессе движения к своей цели. Отношения эти охватывают как сферу взаимодействия с другими предпринимателями, так и взаимоотношения внутри собственной организационной структуры, которые по мере усложнения предпринимательской функции играют всевозрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских начинаний. В условиях конкурентного взаимодействия субъектов рыночного хозяйства деятельность предпринимателя реализуется в стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения конкурентных преимуществ, что и отражает специфичность предпринимательства как особого типа хозяйственного поведения.
В целом предпринимательство характеризуется следующими имманентными ему признаками: инициативой, наличием риска, способностью и готовностью предпринимателя принимать на себя экономические риски, необходимостью комбинирования факторов производства и, наконец, новаторством.
Как следует из этого определения, предпринимательство от обычного бизнеса отличается одним, но весьма существенным свойством, придающим ему принципиально новое качество. Это свойство - новаторский характер производственной деятельности; при этом новаторство имеет как минимум отраслевой уровень, но для самых удачных проектов оно поднимается на национальный и даже мировой уровень.
Из сравнения предпринимательства с точки зрения современных взглядов на его сущность, и бизнеса, с точки зрения А. Хоскинга, кроме очевидных общих черт, можно увидеть принципиальное различие между ними. Бизнес для своей деятельности использует нарушения рыночного равновесия как в сфере обращения, так и производства, проявляющиеся в виде разницы цен на товары в разных географических точках, разницы цен на тот или иной товар, возникающие во времени, или нового сочетания факторов производства, возможность которого предоставляется бизнесмену самой рыночной средой. Результат реализованной инициативы бизнесмена - дополнительный доход (превышающий средний по отрасли). По мере того как все большее число бизнесменов начинает использовать технологию первооткрывателя, размер дополнительного дохода в соответствии с законом предельной полезности сокращается, так рынок осуществляет выравнивание условий для производства и обращения в данной отрасли. Снижение доходов в отрасли вынуждает бизнесменов переводить свою деятельность в другие отрасли, способствуя восстановлению рыночного равновесия
и там. Таким образом, бизнес для своего существования использует возникающие нарушения рыночного равновесия и в процессе своей деятельности восстанавливает его.
Предпринимательство, напротив, в силу своего новаторства, воздействующего на материальную культуру, взрывает рыночное равновесие и создает новые отклонения от равновесия (создавая новые потребности, новые товары, новые технологии, вводящие в производственные циклы новые феномены фундаментальной науки, экономящие невосстановимые природные ресурсы и т. д.), тем самым создавая новые возможности для бизнеса в сфере производства, а затем и обращения, и процесс восстановления рыночного равновесия вновь возобновляется. Подлинное предпринимательство, по сравнению с бизнесом, может встречаться достаточно редко: при достаточности рыночной ниши отдельный индивид и даже любая конкретная группа может всю жизнь заниматься бизнесом, никогда не поднимаясь до уровня предпринимательства, но вся рыночная экономика без предпринимательства, как социально-экономического феномена, существовать не может.
Список литературы
1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М.: Дело, 2001. - 640 с.
2. Друкер П. Ф. Рынок. Как выйти в лидеры: практика и принципы. - М.: Book Chamber International, 1992. - 352 с.
3. Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов / под ред. Ю.В. Колесникова. - М.: Нива России, 1996. - 563 с.
4. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. - М.: Изд-во МГТУ, 1993. - 177 с.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 983 с.
6. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. Т. 16. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1960. - 882 с.
7. Организация предпринимательской деятельности / под ред. А. С. Пелиха - Ростов н/Д: МарТ, 2003. - 336 с.
8. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения (1817): в 5 т. - М.: Госполитиздат, 1995. Т. 1. - 360 с.
9. Савченко В. Феномен предпринимательства // Рос. экон. журн. - 1995. -№ 9. - С. 15-19.
10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
11. Хайек Ф. Безработица и денежная политика. Правительство как генератор делового цикла. - М.: ИНфРа-М, 1992. - 342 с.
12. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 232 с.
13. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры; пер. с нем. В. С. Автомона, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. - М.: Прогресс, 1982. - 563 с.
14. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. - М.: ИМПА «ТриЛ», 1994. - 914 с.