Научная статья на тему 'Сущность и содержание современного малого предпринимательства: теоретические аспекты'

Сущность и содержание современного малого предпринимательства: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3123
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / ECONOMIC FUNCTIONS / SHADOW ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич

В статье проведен анализ эволюции взглядов на понятия «предпринимательство» и «малое предпринимательство», рассмотрены экономические функции и их трансформация при осуществлении теневой экономической деятельности. Показана сущность предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса в условиях трансформируемой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF MODERN SMALL ENTERPRISE: THEORETICAL ASPECTS

The article analyzes the evolution of views on the concept of "business" and "small business", examined the economic functions and their transformation in the shadow economy. The article shows the nature of business activities of small business in the economy transformation.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание современного малого предпринимательства: теоретические аспекты»

Батомункуева Валентина Доржиевна, аспирант кафедры «Финансы и кредит» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 26 тел. 8 (3012) 211400

Batomunkueva Valentina Dorzhievna, postgraduate student at Finance and Credit Chair, East Siberian State University of Technologies and Management. 670000, Ulan-Ude, 26 Smolina Str., tel. 8 (3012) 211400

УДК 334 © В.Ю. Буров

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье проведен анализ эволюции взглядов на понятия «предпринимательство» и «малое предпринимательство», рассмотрены экономические функции и их трансформация при осуществлении теневой экономической деятельности. Показана сущность предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса в условиях трансформируемой экономики.

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, экономические функции, теневые экономические отношения.

V.Yu. Burov

ESSENCE AND CONTENT OF MODERN SMALL ENTERPRISE: THEORETICAL ASPECTS

The article analyzes the evolution of views on the concept of "business" and "small business", examined the economic functions and their transformation in the shadow economy. The article shows the nature of business activities of small business in the economy transformation.

Keywords: entrepreneurship, small business, economic functions, shadow economic relations.

В общемировой практике до настоящего времени нет четкого общепринятого определения сущности предпринимательства. Результаты исследования взглядов на понятие предпринимательства различными учеными (Р. Кантильон, А. Смит, Ж. Б. Сэй, В. Зомбар, Й. Тюнен, М. Вебер, Г. Мангольд, Й. Шумпетер, Ф. Найт, Дж. Кейнс и др.) показали отсутствие единой точки зрения на этот экономический феномен.

Первая попытка осмысления предпринимательства и сам термин принадлежат Р. Кантиль-ону и в начальный период становления капитализма предпринимательство рассматривалось как умение предвидеть и рисковать, покупая по известной цене и продавая по неизвестной. А. Смит неоднократно подчеркивал, что частные интересы предпринимателей никогда не совпадают с интересами общественными, так как, чем выше уровень производства и национального богатства, тем меньше норма прибыли. По мнению В. Зомбарта, основной целью предпринимателя является стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание. М. Вебер считал, что предпринимательская деятельность - это воплощение рациональности, функциональная эффективность, направленная на получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий.

Основы современного понимания предпринимательства заложил австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер, который определил, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, т.е. реализация нововведений.

Некоторые отечественные исследователи (А.Н. Герасин и др.) к основным признакам предпринимательства относят: целеустремленность, риск, ответственность, законность и полезность обществу [6].

В результате критического анализа различных теорий мы выделяем следующие этапы развития теории предпринимательства и процесса научного осмысления практики предпринимательства [5].

Первый этап возник в XVIII в., изучение предпринимательства было связано с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Такая позиция нашла отражение в трудах классиков экономической теории Р. Кан-тильона, М. Питерса, Р. Хизрича, А. Смита и др.

Второй этап в научном осмыслении предпринимательства зародился в начале XIX в. и связан с выделением такой его основной отличительной черты, как новаторство. Эта точка зрения принадлежит ученым-экономистам Ж.Б. Сэю, Й. Шумпетеру, П. Друкеру и др.

Третий этап - конец Х1Х-ХХ вв. - отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя, в числе которых способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей; на роли предпринимательства как регулирующего начала в экономической системе. Значительный вклад в развитие этих идей внесли Р. Хизрич, М. Питерс, А. Хоскинг и др.

Современный этап (четвертый) развития теории предпринимательства связан с переносом акцента на управленческий и инновационный аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

Однако при всех имеющихся разночтениях можно выделить общие для всех подходы, которые характеризуют сущность предпринимательской деятельности и они присущи в т. ч. малому бизнесу:

а) предпринимательская деятельность осуществляется ради получения прибыли;

б) предпринимательская деятельность связана с риском;

в) полезность для общества;

г) по своей сущности предпринимательская деятельность является организаторской, самостоятельной и инициативной.

Автор считает, что такие подходы недостаточно глубоко определяют сущность понятия малого предпринимательства на современном этапе. Экономическая сущность современного малого предпринимательства проявляется в его диалектическом характере и многокритериаль-ности его развития, функционирующего в качестве самостоятельного сектора экономики, обладающего тенденцией саморазвития и характеризующего высокой степенью неопределенности и риска, способностью к внедрению инноваций, адаптируемостью к изменениям, высоким потенциалом саморазвития и др.

При этом необходимо отметить, что малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения.

Ю.А. Афонин и А.П. Жабин предприняли попытку определить роль малого предпринимательства в социально-экономической жизни современного российского общества в рамках ин-

ституционально-эволюционной теории П. Веб-лена, Р.Нельсона, С. Винтера. Исследователи определяют основные приоритетные аспекты: инновационные подходы в предпринимательстве, связанные с его саморазвитием и самоорганизацией; предпринимательство как ключевой фактор экономического прогресса, «разрушитель» стабильности в экономике направлено на преодоление факторов, препятствующих эффективному развитию дела; предпринимательство является институтом гражданского общества, частью его культуры; один из основных источников пополнения среднего класса в странах с развитой рыночной экономикой [1].

В своем исследовании мы рассматриваем малое предпринимательство как определенное социально-экономическое явление; как объект статистического учета и как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются прежде всего четкие количественные критерии, то при рассмотрении МП в качестве социально-экономического явления на передний план выходят качественные аспекты.

В основе экономической деятельности лежит сложная взаимосвязь экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности. Интерес является основным побудителем человеческой деятельности, он лежит в основе развития личности, влияя на формирование движущих сил общества. Установлено, что наличие противоречий в системе экономических интересов затрудняет их реализацию. Если экономический интерес предпринимателя не реализуется в рамках существующей институционально оформленной системы или реализуется не в полной мере, экономические субъекты начинают искать выход из сложившейся ситуации, в т.ч. переориентируют свою деятельность в теневой сектор экономики.

В настоящее время деятельность субъектов малого предпринимательства в теневом секторе исследована недостаточно. Теневые экономические отношения имеют свои специфические черты и признаки, проявляющиеся в их системности, интегрированности во все сектора и отрасли экономики, кроме того, участие в них принимает практически все работоспособное население страны. Недостаточно исследованы формы трансформации деятельности субъектов бизнеса в теневом секторе. Не исследована трансформация экономических функций малых

предприятий при осуществлении ими теневой деятельности.

Экономические функции МП при ее деятельности в теневом секторе российской трансформируемой экономики идентичны экономическим функциям при осуществлении деятельности в официальном правовом секторе, но при этом приобретают специфичность и неадекватный и внеправовой признак [2]:

• Расширение ассортимента и увеличение производства товаров и услуг происходит без привлечения легального капитала и без вложения значительных государственных инвестиций. Качество товаров и услуг значительно уступает аналогам официального сектора.

• Обслуживание крупных предприятий, изготовление для них комплектующих изделий, отдельных узлов, организация сбыта готовой продукции. Данная функция искажается за счет коррупционных отношений между МП и крупными предприятиями, что проявляется в сильно завышенных ценах на товары и услуги.

• Вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения. Необходимо отметить, что при теневой деятельности эта функция действительно привлекает дополнительные капиталы, в т.ч. в форме инвестиций, что является положительным моментом.

• Разработка и внедрение инновационных технологий в производство. Данная функция при теневой деятельности имеет два аспекта - с одной стороны одни МП теневого сектора используют старые технологии, экстенсивный метод, а с другой стороны, другие МП, наоборот, применяют самые прогрессивные технологии и выходят на интенсивный путь развития.

• Преодоление монополизма, развитие конкуренции, формирование рыночных отношений в российской экономике являются одними из главнейших экономических функций малого предпринимательства. Они реализуются не за счет равных условий деятельности, а за счет коррупционных отношений, что приводит к появлению несовершенной конкуренции При этом необходимо отметить, что при развитой коррупции теневая деятельность протекает в условиях, когда спрос и предложение на товар и услуги определяет не рынок, а коррупционный механизм.

Следует согласиться с мнением М.Г. Лапус-ты, что предпринимательство в развитой рыночной экономике выполняет общеэкономическую функцию, объективной основой которой является деятельность субъектов предпринимательства, осуществляемая под воздействием всей сис-

темы экономических законов рыночной экономики и направленная на производство товаров и услуг [6].

Целью любой предпринимательской теневой деятельности субъектов МП является получение прибыли или сверхприбыли. Для реализации поставленной цели перед бизнесменом стоит задача стабилизации своей теневой деятельности в соответствующем сегменте рынка, что требует развития и укрепления связей с основными субъектами предпринимательской деятельности: государством, потребителями, наемными работниками; партнерами по бизнесу - на основе неформальных и коррупционных отношений.

Трансформация сущности экономических функций малых предприятий при осуществлении ими деятельности в теневом секторе экономике приводит к качественной особенности, проявляющейся в огромном потенциале быстрого достижения эффекта насыщения рынка, наличии преимущества в скорости оборота капитала, в сокращении пути от начала до получения готового продукта (услуги).

В условиях трансформируемой экономики сущность предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса дополнительно проявляется в несовпадении целей, которые идентифицируются с национальными интересами и интересами хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Деятельность, осуществляемая в условиях неэффективной государственной поддержки развития сектора МП, что подтверждается неадекватными экономическими, правовыми условиями и высоким уровнем коррупционных отношений, имеет специфические аспекты, выраженные в повышенном риске и одновременно в увеличении значимости для предпринимателя роста прибыли, что является основополагающим моментом в направлении предпринимателем своей деятельности в теневой сектор экономики с целью снижения риска и одновременного повышения роста прибыли.

Литература

1. Афонин Ю.А., Жабин А.П. Малое предпринимательство в парадигме социальной инноватики. - М.; Самара: Экономика, 2000.

2. Буров В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства и пути ее легализации. - Чита: Изд-во ЧитГУ, 2010. - 215 с.

3. Буров В.Ю. Исследование теневой экономики // Извес-

тия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2011. - № 1. иКЬ: М1р://е17Уе81:1ал8еа.га/геа11ег/а111с1е.а8рх?111=7032.

(Идентификац. номер статьи в НТЦ «Информрегистр» 0421000101\0225

4. Буров В.Ю. Методы снижения объемов теневой деятельности малого предпринимательства как фактор резерва экономического роста // Проблемы современной экономики.- 2010. - № 2 (34). - С. 209-215.

5. Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - С. 357.

6. Герасин А.Н. Предпринимательство: учебник / под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 667 с.

Буров Виталий Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономических исследований Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: burovschool@rambler.ru

Burov Vitaly Yurevich, Candidate of Economic Sciences, Associate professor, Director of Institute of Economic Research, Buryat State University, e-mail: burovschool@rambler.ru

УДК 339.1 © М.М. Бурдуковская

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Автор, описывая современные процессы, которые происходят в глобальной экономике, раскрывает понятия «викино-мика», «краудсорсинг», анализирует взаимосвязь между развитием информационных технологий и изменением природы конкуренции, рассматривает успешные мировые практики по внедрению новых бизнес-моделей. Статья будет полезна для менеджеров, владельцев компаний, а также исследователей, занимающихся проблемами глобальной экономики.

Ключевые слова: викиномика, краудсорсинг, социальные сети, инновации, глобальное сотрудничество.

M.M. Burdukovskaya

CHANGING THE NATURE OF BUSINESS STRUGGLE

The author describes modern processes happening in the global economy. In the article the terms such as ‘wikinomics’ and ‘crowdsourcing ’ are being revealed with an analyses of connection between the development of information technology and changing of the nature of the competitiveness. Apart from that, the article examines the examples of successful international practices in the process of implementation of new business models.

Keywords: wikinomics, crowdsourcing, social networks, innovation, global cooperation.

Эпоха информации внесла изменения во все сферы жизни общества и прежде всего в экономику. Если в начале 2000-х гг. мы были свидетелями революционных перемен в сфере информационных технологий, то сегодня этот опыт транслируется практически на все сферы производства: принципиально меняется характер конкуренции, а также соотношение издержек, связанных с разработкой и производством продукции.

Согласно школе классической экономии, мы можем наблюдать два вида конкуренции: ценовую и неценовую. Неценовая конкуренция включает в себя постоянное усовершенствование продукта и рекламу, что увеличивает издержки фирмы и как следствие ее цену. Такие постулаты описаны в учебниках по классической экономической теории. Еще 10 лет назад мы могли наблюдать монополии отдельных крупных компаний, чистая прибыль которых позволяла им за счет рекламы и инноваций удерживать свою нишу на рынке и усложнять вход на рынок новым игрокам.

Сегодня мы наблюдаем глобальную конкуренцию, не имеющую границ. Еще в 1991 г.

американский экономист Майкл Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), в котором он показал, что, несмотря на глобальный рынок, основными субъектами конкуренции на международном рынке являются фирмы, а не страны.

Основное внимание Портер сосредоточил на издержках. По его мнению, фирма опережает своих соперников, если имеет [3, с. 287]:

1) более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.

2) дифференциацию товаров, т.е. способность фирмы удовлетворять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания.

Шумпетер в своем исследовании «Капитализм, социализм и демократия» обосновал точку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.