Научная статья на тему 'Предпринимательство и его роль в экономическом развитии: ретроспективные и современные подходы'

Предпринимательство и его роль в экономическом развитии: ретроспективные и современные подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
2940
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПРИБЫЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОВ / НОВАТОРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаева Елена Владимировна, Задбинов Сергей Анатольевич

В статье изучается история развития предпринимательства с древних времен, исследуются различные концепции определений предприниматель и предпринимательство. Сегодня при всем различии подходов общим является определение предпринимательства как чрезвычайно сложного и многогранного вида экономической деятельности, распространяющейся на все отрасли хозяйства и сферы экономики. Предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship and its role in economic development: retrospective and modern approaches

The article focuses on the history of the enterprise development since ancient times. The subject is studied in the view of different conceptual approaches to the definitions of "entrepreneur" and "enterprise". Today within the great variety of approaches the common definition of an enterprise implies exceedingly complex and multi-lateral type of the economic activity ripping through all sectors and spheres of the economy. Enterprise and innovation in a modern society are presented as an integrity.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство и его роль в экономическом развитии: ретроспективные и современные подходы»

Е.В. Самаева, С.А. Задбинов

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

В статье изучается история развития предпринимательства с древних времен, исследуются различные концепции определений «предприниматель» и «предпринимательство». Сегодня при всем различии подходов общим является определение предпринимательства как чрезвычайно сложного и многогранного вида экономической деятельности, распространяющейся на все отрасли хозяйства и сферы экономики. Предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская прибыль, предприниматель, рыночная экономика, экономическая мысль, эволюция терминов, новаторство.

С развитием рыночной системы хозяйствования, а также в процессе эволюции экономической теории представители разных научных школ и направлений по-разному определяли сущность предпринимательства и его значение в экономическом процессе.

Впервые в экономической литературе термин «предприниматель» (фр. entrepreneur) появился во Всемирном коммерческом словаре, изданном в Париже в 1723 г., где указывалось, что под ним понимается лицо, берущее на себя обязательство по производству или строительству объекта.

Основатель классической экономики А. Смит (1723-1790), отстаивая модель рационального «экономического человека», характеризовал предпринимателя как собственника капитала, который в целях реализации своей коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, а прибыль является компенсацией за этот риск. Однако А. Смит представлял экономику как саморегулирующийся механизм, управляемый «невидимой рукой», поэтому он не прида-

вал особого значения творчеству в предпринимательстве и фигуре самого предпринимателя. Вместе с тем в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. Все участники рынка, пишет А. Смит, подгоняются стремлением «сделать деньги» для себя, «улучшить свое положение».

Рынок выдает те товары, полагает Смит, которые желает получить общество, и в том количестве, которое последнему требуется. Таким образом, А. Смит показал, что рыночная система - могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым, а также что эта система саморегулируется. Следует, однако, отметить, что, поскольку рынок саморегулируется, А. Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, предоставленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться1.

Известный французский экономист конца XIX в. Ж.Б. Сэй (1762-1832) был сторонником А. Смита. Он последовательно и неустанно популяризовал его взгляды. Именно он перевел книгу Смита на французский язык. Ж.Б. Сэй сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства - земли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». «Предприниматель - это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт»2.

Американский экономист Дж.Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу Сэя». По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага, средства производства и земля; 3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. При этом каждому фак-

тору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага - ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б. Кларк, «свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам - то, что создается капиталом, а предпринимателям - то, что создается функцией координирования»3.

Изначально предприниматель - капиталист. Эту мысль проводил К. Маркс, когда писал: «...часть прибыли, приходящаяся на долю активного капиталиста, представляется теперь в виде предпринимательского дохода, вытекающего исключительно из операций или функций, которые он совершает в процессе воспроизводства при помощи капитала.». В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капи-талисте-эксплуататоре4.

«Великим буржуазным антиподом Карла Маркса» на Западе называют М. Вебера. В немалой степени это связано с разработкой Вебером проблем предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности: получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и усилий, выбор кратчайшего пути для наиболее полного достижения желаемого. Носителем рациональности, по мнению Вебера, является предприниматель5.

В истории существовали два типа предпринимателей. Каждому из них свойственно «стремление к наживе, к денежной выгоде», но они отличались друг от друга. Это стремление наблюдалось, писал Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма», у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих. Оно свойственно людям всех типов и сословий, всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала какая-либо объективная возможность.

Но «безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того - его духу». Наоборот, капитализм, как его понимает Вебер, идентичен обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Этот тип хозяйства тождествен стремлению к наживе, но в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, которое должно обеспечивать непрерывно возрождающуюся прибыль, рентабельность. При капиталистической системе предприятие, не ориентированное на возможность получения прибыли, неминуемо осуж-

дено на гибель. Поэтому капиталистическим Вебер называет такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, т. е. мирного (формально) приобретательства. Таков, но мнению Вебера, мирный и основной «действительно капиталистический» тип предпринимательства.

Второй тип основан на насилии. Это приобретательство следует своим «особым законам, и нецелесообразно подводить его под одну категорию с той деятельностью, которая, в конечном счете, ориентирована на возможность получения прибыли посредством обмена».

В жизни отделить «чистое», ненасильственное, приобретательство от «нечистого», насильственного, довольно сложно. История дает много примеров того, как одни и те же лица применяли разные методы и приемы. Это тем более справедливо, когда речь идет о представителях различных поколений той или иной деловой династии. Иногда основатель рода наживал миллионы способами, далекими от норм благочестия и высокой морали, впоследствии же деньги «отмывались» его детьми и внуками.

Но нельзя отрицать существование в мире бизнеса морали и этики. А значит, нельзя отрицать и двух моделей поведения, двух различных типов предпринимательской деятельности. Надо видеть условность грани между ними и диалектическую сложность воплощения в жизни. Вебер, признавая эту сложность, считал, что оба типа предпринимательства были всегда присущи человеческому обществу.

В XX в. выработался новый подход к предпринимателю, прежде всего как к субъекту поиска и реализации новых идей.

Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883-1950) в книге «Теория экономического развития»6, которая вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как «новатор». Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, обеспечении экономического роста:

Расширенное толкование понятия предпринимательства обусловило необходимость его классификации. В работах Шумпетера выделялись четыре типа предпринимателя. На первое место он ставил «фабриканта-торговца». Как правило, это был капиталист -собственник средств производства.

На втором месте у Шумпетера - «капитаны индустрии», обладающие пакетами акций, нередко контрольными, дававшими им право на фактическое распоряжение имуществом компании.

Третью группу составляют «директора», которых Шумпетер изредка называл менеджерами.

К четвертой группе Шумпетер относил так называемых основателей, специализировавшихся на разработке проектов создания предприятий и их осуществлении.

В «Теории экономического развития» Шумпетер сформулировал следующие функции предпринимательской деятельности:

- производство нового, еще незнакомого для потребителя материального блага или прежнего блага, но с новым качеством;

- введение новых методов производства, не применявшихся ранее;

- освоение новых экономических рынков сбыта или широкое и глубокое использование прежних;

- освоение новых источников и видов сырья;

- осуществление новой организации производства и сбыта7.

Данная функция предпринимателя является дискретной и не

закреплена навечно за определенным носителем. Она тесно связана с особенностями личности предпринимателя: специфической мотивацией, своеобразным интеллектом, сильной волей и развитой интуицией.

Проблема предпринимательства получила рассмотрение в творчестве известного английского экономиста Дж.М. Кейнса. Книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в свет в 1936 г., явилась теоретическим обоснованием необходимости целенаправленных государственных мероприятий для поддержания полной занятости, ограничения стихийности экономических процессов.

Под влиянием идей Кейнса в ряде западных стран сформировалась государственная политика регулирования экономики. Ярким ее примером послужил «Новый курс» Ф. Рузвельта. В результате его осуществления был принят ряд законов, ограничивавших власть предпринимателей и защищавших интересы трудящихся. В США и ряде других стран был введен минимум заработной платы, создана система социального обеспечения и пособий по безработице, осуществлены меры поддержки фермерского хозяйства, расширены права профсоюзов.

В работах Кейнса понятие «предприниматель» трактуется как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого характерны не столько рациональная калькуляция или новаторство, сколько набор определенных психологических качеств: умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности, и др.8

Большое значение Кейнс придавал фактору риска. Он сравнивал предпринимательскую деятельность с биржевой игрой, которой и сам отдавал немало времени и средств. Ученый описывает несколько разновидностей риска, например, чисто предпринимательский риск, или риск заемщика. Он возникает из-за сомнений в том, насколько полно удастся предпринимателю получить прогнозируемый доход и расплатиться с кредитором. У заимодавца возникают сомнения относительно честности должника. В эпоху финансово-экономических потрясений всегда существует возможность изменения ценности денег и т. п. В общем, повсюду предпринимателя поджидают опасности. Но выигрывает только тот, кто не боится риска.

Кейнс и его последователи видели в предпринимателе основную фигуру капиталистической экономики, механизмы которой они призывали усовершенствовать. Но уже в 1930-е годы появились концепции, которые отрицали ведущую роль традиционного предпринимателя, обосновывали новое видение предпринимательства.

Антиподом государственного регулирования стали различные либеральные (в США - консервативные) концепции. В последние десятилетия активность сторонников этих концепций резко увеличивается.

Наиболее крупным идейным вдохновителем либеральных концепций является лауреат Нобелевской премии Ф.А. фон Хайек.

Все его творчество посвящено защите «нормальной» рыночной экономики и критике «искусственного» регулирования хозяйственной деятельности со стороны централизованных структур. В лекции «Конкуренция как процедура открытия» Хайек отмечал, что «защиты частной инициативы и предприимчивости можно добиться только с помощью частной собственности и всего комплекса либеральных правовых институтов»9.

Решающее значение при этом он всегда отводил рыночным механизмам. Рынок понимается Хайеком как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

Особо важными для поддержания рыночного порядка Хайек считал два правила: отказ от присвоения чужой собственности и выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств. Деятельность предпринимателей, как и всех других членов общества, должна быть честной конкурентной борьбой и вестись по правилам.

Ставка на рыночные отношения и ключевую роль предпринимательской деятельности характерна и для других представите-

лей неолиберализма, например, для лауреата Нобелевской премии по экономике М. Аллэ. Используя методы экономико-теоретического и сравнительно-исторического анализа, Аллэ доказывает, что, во-первых, только рыночная, конкурентная организация хозяйства с ведущей ролью предпринимателей может быть экономически эффективной и, во-вторых, без такой эффективной работы экономической системы не может быть реального социального прогресса.

Как повысить результативность хозяйственной деятельности? «Главный вопрос, - пишет Аллэ, - для стран Востока и Запада один и тот же: обеспечить децентрализацию решений, обеспечить заинтересованность каждого в поиске и реализации наилучших решений. С точки зрения выполнения этих условий труднозаменимым институтом является, на мой взгляд, частная собственность. Государство сможет действительно выполнять свои собственные задачи, лишь отказавшись от того, что гораздо лучше делает рынок»10.

В последние годы предпринимательство довольно активно изучается конкретными экономическими науками, в частности, в рамках менеджмента. Один из ведущих специалистов по современному менеджменту американский ученый П. Друкер считает, что предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, практика, содержанием которой являются нововведения во всех сферах, в том числе в управлении. Согласно Друкеру, «нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они и используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их признаков, указывающих на возможность достижения успеха»11.

Авторы известного учебника «Экономикс» К. Макконелл и С. Брю рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований. Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг. Выполняя роль катализатора, он является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает быть прибыльным. Во-вторых, предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, те рутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия. В-третьих, предприниматель - это

новатор, стремящийся вводить новые продукты, новые производственные технологии и новые формы организации бизнеса. Наконец, в-четвертых, предприниматель - это человек, идущий на риск. Он рискует не только временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами - собственными и своих компаньонов или акционеров12.

Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в Средние века - антрепренер) и «предпринимательство»13.

- 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель - это человек, действующий в условиях риска.

- 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

- 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

- 1911 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.

- 1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.

- 1964 г. Питер Друкер: предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.

- 1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу.

- 1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя14.

«Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»15: предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.

Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство - это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью. Эта формулировка отличается и от той, что дана в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства - указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой16.

Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обратили внимание упоминавшиеся ранее Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шум-петер показал тождественность предпринимательства и нововведений, то А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей (или изобретателей) в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема предпринимательства и предпринимательской деятельности достаточно давно и многообразно решается экономической наукой. Сегодня при всем различии подходов общим является определение предпринимательства как чрезвычайно сложного и многогранного вида экономической деятельности, распространяющейся на все отрасли хозяйства и сферы экономики.

Подводя итоги, можно определить, что под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют вза-

имосвязанное целое, являющееся в современных условиях базисным фактором экономического развития.

Примечания

7

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат, 1937.

2 Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии. М.: Наука, 1934.

3 Кларк Дж.Б. Распределение богатства. М., 1934. С. 40.

4 Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т. 3: Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1983.

5 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 47.

6 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 68. См.: Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1996.

8 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

9 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. 1989. № 12.

10 Аллэ М. Единственный критерий истины - согласие с данными опыта // МЭиМО. 1989. № 11. С. 34.

11 Друкер П. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С. 30-31.

12 Макконелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М., 1992.

13 Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

14 Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. СПб.: Алга-фонд, АЯКС, 1992. С. 137-138.

15 Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования. М.: Ин-т междунар. права и экономики, 1994. С. 48.

16 Предпринимательство: Учеб. для вузов // Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.Э. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.