УДК 330.111
ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ф.А. Маркова,
заместитель начальника отдела по обслуживанию корпоративных клиентов, Центральный филиал АБ «<РОССИЯ» E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются генезис теории предпринимательства, факторы производства, взгляды представителей экономической теории на понятия «предприниматель» и «предпринимательская деятельность».
Ключевые слова: предприниматель, предпринимательская деятельность, предпринимательский риск, комбинация факторов производства, новаторство.
Abstract. The article discusses the genesis of the theory of entrepreneurship, factors of production, and formation of the economic theory representatives' views on the concept of «entrepreneur» and «entrepreneurship».
Keywords: entrepreneur, entrepreneurship, business risk, combination of production factors, innovation.
Эволюция взглядов на сущность предпринимательства выдающихся теоретиков прошлого позволяет проследить изменение его направленности на протяжении нескольких столетий. Становление предпринимательства как сложного и многообразного социально-экономического явления, ориентированного на максимальное удовлетворение общественных потребностей, в течение длительного исторического развития накопило множество целесообразных форм и методов самоорганизации.
Первые представления о предпринимательстве, как правило, связываются с именем Р. Кантильона (R. Cantilion). С легкой руки В.С. Джевонса считается, что данный автор еще в начале XVIII в. в работе «Опыт о природе торговли вообще» («Essay on the Nature of Trade in General») специально выделил рисковый вид операций у де-
лового человека - предпринимателя (Undertaker), который в условиях неопределенности будущей хозяйственной ситуации сознательно берет на себя обязательства и рискует какой-то денежной суммой ради получения выгоды - предпринимательской прибыли [1]. Риск в условиях неопределенности относительно будущих результатов экономической деятельности стал первой функциональной характеристикой предпринимательства и делового человека. В дальнейшем этой черте предпринимательства уделялось значительное внимание в работах представителей немецкой классической школы Й. фон Тюнена и Г. фон Мангольдт, а также Ф. Найта и др. [2]. В своих работах классик политической экономии А. Смит не употреблял современные термины «бизнесмен» и «предприниматель». Продолжая традицию Р. Кантильона, он использовал для обозначения деловых людей, берущих на себя обязательства по будущим выплатам доходов в условиях неопределенности рыночной среды, слово «Undertaker» [3]. Однако при исследовании производительной функции нового класса им уже выделяется понятие «бизнес». Хотя, как показывает проведенное нами исследование, сам носитель новых отношений был назван капиталистом только один раз. Как приверженец идеи естественного порядка и экономической свободы А. Смит показал, что без раскрепощения предпринимательской инициативы экономическая деятельность не приводит к росту производства и прогрессу общества. Взаимосвязь предпринимательской деятельности и прогресса в реальном производстве особенно четко выражена в периоды утверждения нового способа хозяйствования и внедрения технических новшеств.
В трудах Д. Рикардо на языке оригинала также не были найдены современные термины «бизнесмен» и «предприниматель». Он отдавал предпочтение новому термину - «капиталист» [4]. В отличие от А. Смита в своей главной работе «Начала политической экономии и налогообложения» («On the Principles of Political Economy and Taxation») он употребляет термин «капиталист» достаточно часто для характеристики представителя деловых отношений.
Продолжая линию А. Смита на рассмотрение производительной и созидательной природы бизнеса, Д. Рикардо особо выделяет инициативность и смекалку как неотъемлемые черты бизнеса и необходимые условия развития производительных сил общества. Д. Рикардо в постмануфактурный период развития производительных сил идеализировал предпринимательство и признавал за ним ведущую роль в действии все-
го рыночного механизма. Постоянно улавливая направления движения цен, предприниматель выступает своеобразным движителем рыночного механизма и, соответственно, общественного прогресса. И в этом свойстве натуры человека он видел успех всего предпринимательства, который измеряется предпринимательским доходом, а стремление его получить - предпринимательской активностью.
Исследование работ Ж.-Б. Сэя углубляет представление о предпринимательстве как об инициативной и рискованной деятельности владельца собственного дела. Он привносит понимание того, что предприниматель использует для своего успеха на рынке не только собственные средства, но и экономическую власть. Ж.-Б. Сэй впервые использует термин «предприниматель» для обозначения делового человека, рискующего вложить собственный капитал в промышленное или сельскохозяйственное производство, а также торговлю (или другое дело) для получения более значительной прибыли по сравнению со средним ее уровнем. Характерно, что при переводе на английский с языка оригинала - французского - переводчик указывает на то, что данный термин не в полной мере соответствует слову «Undertaker», который использовался А. Смитом, а более созвучно слову «adventurer» от английского слова «adventure», т.е. авантюра, риск [5].
В произведениях Дж. С. Милля не встречается слово «бизнесмен», и носителем производственной функции капитала у него выступает капиталист. По смыслу он отождествляет капиталиста и предпринимателя, поскольку именно капиталисту присущи такие черты, как предприимчивость, прогрессивность взглядов, организаторские способности, социальная ответственность. Эти черты предпринимателя позволяют разрешать уже проявившиеся противоречия между классом капиталистов и наемных рабочих эволюционным путем на основе роста производительности труда и увеличения совокупного богатства общества. Но динамику производственным процессам придает стремление капиталиста к получению выгоды и продолжению производства прибыли.
Французский экономист середины XIX в. Ф. Бастиа в работе «Избранные сочинения по политической экономии» («Selected Essays on Political Economy») использует как термин «бизнесмен», так и «предприниматель» [6]. Предпринимательский доход рассматривается им в качестве вознаграждения за особое умение предпринимателей. Как активные деловые люди в условиях непредсказуемости спроса они про-
изводят нужный обществу продукт и удовлетворяют в нем потребность общества. Им особо подчеркивается связь свободного развития и человеческой активности, гармонизации общества и свободы.
Развивая теорию факторов производства, другой видный экономист Дж. Б. Кларк акцентировал внимание на координационной функции предпринимательства. Им была поднята проблема эффективной взаимосвязи факторов производства, а также рассмотрена роль предпринимателя как управленца, стремящегося к извлечению дополнительного дохода за счет комбинации и перекомбинирования факторов производства. Как организатор производства (дела) предприниматель получает дополнительные преимущества за счет внутренних факторов производства (или в современных понятиях - внутренней среды) и повышает свою конкурентоспособность путем поиска наиболее эффективных способов управления. Предпринимательство стало рассматриваться Дж. Б. Кларком в качестве дополнительного фактора производства наряду с трудом, капиталом и землей.
При рассмотрении генезиса теории предпринимательства нельзя не отметить позицию К. Маркса, который провел четкое различие между капиталом-собственностью и капиталом-функцией, т.е. пассивной и активной ролью капитала. Исходя из своей исследовательской задачи, он выделил организационную и созидательную функцию капитала и соответствующую ей форму прибыли - предпринимательский доход. Пассивный характер капитала-собственности проявляется в экономической форме его реализации - проценте на капитал. Тем самым немецкий экономист подчеркивает два факта: во-первых, предприниматель организует процесс создания новой стоимости, а собственник капитала только участвует в ее распределении; во-вторых, предприниматель может распоряжаться чужим капиталом и не быть собственником. Исходя из общей классовой направленности своего исследования, К. Маркс показал противоречия внутри класса капиталистов, одна часть которых активно участвует в производительном процессе и способствует прогрессу производительных сил и росту общественного богатства (предприниматели), а другая - не выполняет производительных функций по созданию новой стоимости.
Обогащение теории предпринимательства связано с именами М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Шмолера. Ими углубляется понимание того, что активность бизнеса связана с предпринимателем - личностью, свойства и черты которой в условиях внешней свободы от государ-
ственной опеки наиболее полно раскрываются в такой сфере человеческой деятельности, как хозяйственная.
В работах В. Зомбарта развивается положение о роли предпринимательского духа в развитии предприятия. Предпринимательский дух характеризуется им как совокупность душевных качеств, необходимых для успешного функционирования предприятия [7]. Кроме того, им показана противоречивая природа предпринимательского духа: с одной стороны, это готовность рисковать, искать новое, неординарное, а с другой стороны, это умеренность, расчетливость и трудолюбие. В данном противоречии рождается активность личности и активная позиция буржуа-предпринимателя.
М. Вебер «рационалистическую» форму капитализма связывал с деловой хваткой, активностью особого класса предпринимателей и показал роль социокультурных, в частности, религиозных, факторов в прогрессе капитализма [8].
Дж. М. Кейнс также рассматривал предпринимателя как социальную фигуру, обладающую определенным набором личностных качеств и мотивацией. Он отмечал, что в предпринимателе должны сочетаться различные качества - как способность к риску, так и предусмотрительность (образование резервов), бережливость, умение предвидеть результат.
Теория предпринимательства развивалась и в рамках неоавстрийской школы. Один из ведущих ее представителей - Ф. Хайек - излагает свой подход к системе предпринимательства и обосновывает ее роль с позиции конкуренции. Неоавстрийцы указали на то, что конкурентоспособность фирмы связана с развитием системы предпринимательства, а рыночной механизм не функционирует без свободной инициативы предпринимателя. В их исследованиях было обращено внимание на подчинение внутренней среды предпринимательской фирмы внешним задачам повышения конкурентоспособности и создание предпринимательской среды современного бизнеса.
Особое место в развитии теории предпринимательства принадлежит Й. Шумпетеру. Такие качества предпринимателя, как оправданная (просчитанная) рискованность, созидательность, инициативность, неординарность мышления, стремление к повышению доходности, поиск новых комбинаций факторов производства, умение предлагать новые товары рынку и особое чувство рыночной перспективы, были положены Й. Шумпете-ром в основу его инновационной теории. Предприниматель с его подачи приобрел черты инноватора-генератора новых идей. Это позволило ему по-новому подойти к проблеме равновесия и выдвинуть ряд положений,
которые нашли свое отражение в теории динамического равновесия. Введя новое понятие - инновации, Й. Шумпетер указал на новый тип бизнеса - инновационный, когда активный поиск нововведений и их внедрение становится внутренним свойством всей системы предпринимательства.
По существу, экономический рост у Й. Шумпетера связывается с активной позицией бизнесмена, а общественный прогресс выступает следствием его предпринимательской активности. Кроме того, в его работах получил дальнейшее развитие тезис о том, что предпринимательство выступает дополнительным фактором производства и свойством современной системы хозяйствования. Созидательное разрушение старых способов производства и освоение новых продуктов, технологий организации производства было охарактеризовано им как имманентная черта предпринимателя. Заслуга Й. Шумпетера заключается в том, что он исследовал циклический характер воспроизводства на основе нововведений, указав на взаимосвязь между инновационными изменениями и возрастанием предпринимательской активности в периоды смены технологических основ производства [9].
Один из основателей австрийской школы экономики Л. Мизес считает, что во всякой деятельности наличествует предпринимательский, гипотетический компонент и развивает теорию предпринимательства, понимаемого как способность людей создавать и распознавать возникающие в их окружении субъективные возможности получения прибыли и действовать так, чтобы их реализовать. Л. Мизес утверждает, что существенный элемент предпринимательства - способность людей к творчеству: «Созидательным является только человеческий ум, направляющий деятельность и производство» [10, с.37].
К. Макконнелл и С. Брю главным качеством предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс, связывая предпринимательство с выполнением взаимосвязанных функций: готовность взять на себя инициативу соединить необходимые ресурсы в производственный процесс; обладать смелостью и способностью принимать решения, которые определяют направление и характер его будущей деятельности, и нести за них всю ответственность; быть новатором, готовым внедрять новые технологии в производство, новые формы и методы организации и управления; быть готовым на взвешенный риск [11, с. 134].
Таким образом, каждый этап экономического развития формирует характерную для данного периода специфику предпринимательской деятельности и подчеркивает именно те черты, которые наиболее полно и точно отражали
сущность предпринимательства в конкретных исторических условиях экономического развития. Рассмотренные выше подходы определяют тот факт, что смена направления социально-экономического развития общества изменяет и характер предпринимательства, и самого предпринимателя, который в свою очередь становится инициатором преобразований, активным носителем экономического и научно-технического прогресса. В связи с этим необходимо привести наиболее емкое определение предпринимательства, сформулированное Р. Хизричем и М. Питерсом. «Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [12, с. 132].
ЛИТЕРАТУРА
1. [Электронный ресурс] URL: http://www.econlib.org/library/ NPDBooks/Cantillon/cntNT.html
2. Предпринимательство в конце XX века / Отв. ред. А.А. Дынкин, А.Р. Стерлин. - М., 1992.
3. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность, прибыль. -М., 2003.
4. [Электронный ресурс] URL: http://www.econlib.org/library/Smith/ smWN.html
5. [Электронный ресурс] URL: http://www.econlib.org/library/Ricardo/ ricP.html
6. [Электронный ресурс] URL: http://www.econlib.org/library/Say/ sayT.html
7. [Электронный ресурс] URL: http://www.econlib.org/library/Bastiat/ basEss.html
8. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994.
9. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
10. ШумпетерЙ. Теория экономического развития (Исслед. предпринимав прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). -М., 1982.
11. Мизес Л. Либерализм в классической традиции / Пер. с англ. -М., 2001.
12. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М., 2001.
13. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. - М., 1991.