Научная статья на тему 'Предпринимательство как форма хозяйственной деятельности'

Предпринимательство как форма хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2280
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котова Елена Владимировна

Малое предпринимательство представляет собой сферу экономической деятельности, способную при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Отсутствие теоретических и методических разработок по развитию малого предпринимательства, в том числе в области формирования стратегии развития, его функционирования, не позволяет проводить единую политику по поддержке малого предпринимательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории. Вышеизложенное позволяет отметить, что предпринимательская деятельность это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства с учетом риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP AS A FORM OF ECONOMIC ACTIVITY

A small-business entreprise is the sphere of economic activity that can enable a much faster and more significant socio-economic effect under the proper government policy. The absence of theoretical and methodological models in the small business enterprise development and in the sphere of the development of strategy formation and functioning prevents pursuing a common policy to support small business enterprise both at the federal and at the regional and local levels. The terminological essence and the contents that are put into the concept «entrepreneurship» have changed and is being corrected in the process of the economic theory development. The above-mentioned facts prove that entrepreneurship calls for the realization of special individual abilities that help to rationally join factors of production and calculated risks.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как форма хозяйственной деятельности»

СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ББК 65.9(2)240

Е. В. Котова Кафедра экономики бизнеса и финансов

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малое предпринимательство представляет собой сферу экономической деятельности, способной при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Именно поэтому целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого бизнеса.

Результаты функционирования действующей системы поддержки малого предпринимательства, в том числе и финансовой, как на федеральном уровне, так и на региональном показывают, что уровень её эффективности не удовлетворяет критериям развития современной отечественной экономики. Особенно актуальна эта проблема для регионов. Эффективность государственной поддержки невысока, поскольку недостаточно учитывает специфику и потенциальные возможности малого бизнеса. Отсутствие теоретических и методических наработок по развитию малого предпринимательства, в том числе в области формирования стратегии развития, его функционирования, оценки эффективности программных мероприятий и определения рисков их реализации, не позволяет проводить единую политику по поддержке малого предпринимательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Вышеизложенное и определило актуальность данного исследования.

Исследование малого предпринимательства предполагает рассмотрение его сущности и внутренней природы, уяснение его места и роли, возможности и значения в осуществлении хозяйственной реформы в России. Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю развития. Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

В трудах ряда выдающихся зарубежных ученых: Р. Кантильона, Р. Тюрго, А. Смита, Ж. Бодо, К. Маркса, Ж.-Б. Сэя, А. Маршалла, Ф. Уокера, Й. Шумпетера, Дж. М. Кейнса, Б. Карлоффа - можно найти упоминания о некоторых особенностях предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

Термин «предприниматель» впервые упоминается в работах английского экономиста начала XVIII в. Р. Кантильона (1680-1734). Кантильон называл предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, так как риск возникает в связи с необходимостью продажи товара в условиях его ценовой неопределенности при уже произведенных затратах. Положения Р. Кантильона развили французы Ж. Бодо, Р. Тюрго (1845-1903), считавшие необходимыми условиями предпринимательской деятельности наличие у предпринимателя информации о конъюнктуре рынка, необходимых технологических знаний и капитала [1]. Рассматривая предпринимателя как лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, Ж. Бодо (1797) признавал необходимым освоение предпринимателем новых знаний для развития своего предприятия [2, с. 13].

Родоначальник классической политической экономии А. Смит (1723-1790) характеризует предпринимателя как индивида, самостоятельно планирующего и организующего то или иное производство, а также распоряжающегося его результатами. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит утверждал, что в «чистой рыночной экономике нет никакой вышестоящей (государственной) власти, которая решает, как должны использоваться ресурсы и как должна быть организована экономика... Предприниматель имеет в виду лишь собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» [3, с. 25].

Ж.-Б. Сэй (1767-1832) рассматривает предпринимателя как экономического агента, перемещающего экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыльности в область более высокой рентабельности и производительности [4, с. 17-25]. Доход предпринимателя, по Сэю, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка» [5, с. 25]. Ж.-Б. Сэй считал, что предприниматель должен сочетать такие качества, как «здравый ум, постоянство, знание людей, умение верно оценивать важность продукта, обладание талантом управления» [6, с. 26].

А. Маршалл (1842-1924) рассматривал предпринимательство как четвертый фактор производства и доказал, что при относительном равенстве остальных трех (труда, земли и капитала) нация будет тем богаче, чем значительнее развитие предпринимательства в экономике страны. Действительно, страны, обладающие этим ресурсом, даже не имея в достаточном количестве других (земли, капитала, достаточно квалифицированной рабочей силы), достигают значительных успехов в экономическом разви-

тии (Южная Корея, Тайвань). Но очевидно, что эффективное функционирование предпринимательства возможно только в условиях рыночных отношений, так как именно они обеспечивают свободу выбора направлений и методов хозяйствования, а также принятие самостоятельных решений.

В XX в. предпринимателя рассматривали как субъект поиска и реализации новых идей. Взгляд Й. Шумпетера (1883-1950) на предпринимателя как новатора, впервые им предложенный, стал своеобразным фундаментом теории предпринимательства. Й. Шумпетер полагал, что основными двигателями механизмов производства, обмена и распределения в условиях рыночной экономики являются предприятие и предприниматели.

Дж. М. Кейнс (1883-1946), анализируя в своих работах проблемы воспроизводства, занятости, особое внимание придавал предпринимательской деятельности, сравнивая её с биржевой игрой. В экономических исследованиях Кейнса предприниматель - это особый социально-психологический тип хозяйственника, в деятельности которого необходимо сочетание таких качеств, как умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, уверенность в перспективах, несмотря на трудности. Учитывая фактор риска, Кейнс выделяет предпринимательский риск (риск заемщика), который возникает из-за неуверенности, с одной стороны, предпринимателя в том, что он не получит ожидаемого дохода и не сможет расплатиться с кредитором, и, с другой - из-за неуверенности кредитора в честности предпринимателя.

До начала 50-х гг. ХХ в. малые предприятия не привлекали к себе специального внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В зарубежной экономической науке положение изменилось в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса. Это обусловило активизацию научных исследований в рассматриваемой области, в которые включились специалисты в области экономики, менеджмента и права. В их число вошли Б. Карлофф, А. Шапиро, Р. Хизрич, М. Мескон, Н. Сирополис, К. Макконнелл, С. Брю.

Так, американский экономист Б. Карлофф, характеризуя современного предпринимателя как человека, способного понять структуру потребностей, сочетать свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ и творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, и как человека, располагающего капиталом, энергией и несущего расходы, необходимые для организации бизнеса [7, с. 48], внес определенную ясность в понимание сущности предпринимательства.

Современная экономическая наука подчеркивает, что предпринимательская деятельность как часть общественной жизни имеет сущность, содержание и формы проявления. Сущность предпринимательства заключается в том, что это один из факторов производства, представляющий собой особый вид деятельности по соединению других факторов производства с целью получения прибыли. Содержание предпринимательства

раскрывается в его природе как экономической категории, предполагающей наличие трех взаимосвязанных элементов: субъекта, объекта и определенного характера отношений между ними. Субъектами предпринимательства могут быть отдельный индивид, группа людей, государство, объектом - один из факторов производства (труд, земля, капитал). Характер отношений между ними заключается в самостоятельности и инициативности субъекта предпринимательства в организации разного вида деятельности (производственной, коммерческой, финансовой), связанной с риском, получением прибыли, инновациями.

Таким образом, существуют различные подходы к определению предпринимательства.

Предпринимательство рассматривается:

- как экономическая категория (имеющая сущность, содержание, субъекты и объекты);

- как фактор производства и системообразующий элемент процесса становления рыночной экономики;

- как метод хозяйствования (рисковый характер деятельности; самостоятельное планирование и организация производственного процесса, ответственность за результаты своей деятельности, наличие информации о конъюнктуре рынка);

- как особый тип экономического мышления (новаторский, инициативный характер деятельности).

Вышеизложенное позволяет отметить, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства с учетом риска. Мы считаем, что предпринимательство представляет собой самостоятельную, адаптивную, инициативную деятельность человека в рыночной экономике, сущность которой проявляется в таких чертах, как владение капиталом; соединение и комбинирование факторов производства; самостоятельность в принятии оптимальных управленческих решений в условиях риска и несение полной ответственности за результаты своей деятельности. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли с дальнейшей капитализацией дохода в условиях риска. Таким образом, предпринимательство - это совокупность социально-экономических, организационно-правовых и психологических отношений, связанных с эффективным использованием всех факторов производства с целью получения прибыли в условиях риска.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Кантильон. Р. К вопросу о сущности предпринимателей. - СПб.: Литера плюс, 1996. - 220 с.

2. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. -224 с.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 1962. - 528 с.

4. Барр Р. Политическая экономия. Т.1. - М.: Междунар. отношения, 1994. - 635 с.

5. Черников Г. П. Предприниматель - кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. - М.: Международные отношения, 1992. - 210 с.

6. Шахмалов Ф. Государство и экономика: власть и бизнес. - М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 1999. - 414 с.

7. Шахмалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика»», 2000. - 382 с.

Получено 27.07.04

ENTREPRENEURSHIP AS A FORM OF ECONOMIC ACTIVITY

E. V. Kotova

A small-business entreprise is the sphere of economic activity that can enable a much faster and more significant socioeconomic effect under the proper government policy. The absence of theoretical and methodological models in the small business enterprise development and in the sphere of the development of strategy formation and functioning prevents pursuing a common policy to support small business enterprise both at the federal and at the regional and local levels. The terminological essence and the contents that are put into the concept «entrepreneurship» have changed and is being corrected in the process of the economic theory development. The above-mentioned facts prove that entrepreneurship calls for the realization of special individual abilities that help to rationally join factors of production and calculated risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.