УДК 37.0
В. С. Морозова
Понятие и структура предпринимательской компетентности менеджера
В статье раскрываются основы понятия предпринимательства, выделены основные аспекты в структуре предпринимательства, описаны понятие и структура предпринимательской компетентности менеджера.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская компетентность, структура предпринимательской компетентности.
V. S. Morozova
Notion and Structure of the Manager's Entrepreneurial Competence
In the article bases of the notion of business are revealed, the main aspects in the business structure are allocated, the notion and structure of the manager's entrepreneurial competence are described.
Key words: business, an entrepreneurial competence, a structure of enterprise competence.
Рыночная экономика диктует свои условия функционирования и жизни в современном обществе. Растет интерес к экономическим знаниям, предпринимательской деятельности. Предпринимательство в современной ситуации развития России считается престижным и вызывает интерес среди молодых людей. И, несмотря на то, что на пути молодого предпринимателя встречается много преград (от отсутствия необходимой поддержки государственных органов до отсутствия необходимых знаний), все больше людей стремятся открыть свое дело.
Новый федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент» выдвигает как одно из требований к подготовке менеджеров - формирование предпринимательской компетентности. Идея комплексной, систематической подготовки современных студентов к предпринимательству находится все больше места при организации образовательного процесса в вузе.
Само по себе предпринимательство как одно из социальных явлений не ново. Его изучению посвящено большое количество трактатов, книг, учебников, начиная с конца XVII - начала XVIII вв., когда французский экономист шотландского происхождения Ричарда Кантильона разработал одну из первых концепций предпринимательства. В дальнейшем этой проблемой занимались такие ученые, как Ф. Най, А. Смит, Ж. Б. Сэй, К. Маркс, М. Вебер, В. Зомбарт, А. Мар-
шалл, Й. Шумпетер, П. Друкер, А. И. Муравьева, А. М. Игнатьева, А. Б. Крутик, В. И. Видя-пин, А. И. Добрынин, Г. П. Журавлева и др.
Что касается понятия «компетентность» и «компетентностный подход», эти явления так же хорошо рассмотрены в современной науке С. М. Вишняковской, Ю. Г. Татуром, А. В. Хуторским, Э. Ф, Зеером, В. А. Болотковым, В. В. Сериковым и другими учеными.
Проведенный анализ предложенных в современной науке понятий «предпринимательство» и «компетентность», обобщение полученных результатов позволило дать следующую трактовку термину «предпринимательская компетентность»: Предпринимательская компетентность - совокупность личных и деловых качеств, навыков, знаний, определенного рода модель поведения, владение которыми помогает успешно решать различные бизнес-задачи и достигать высоких результатов деятельности.
Для эффективного формирования предпринимательской компетентности недостаточно знать, что она собой представляет, необходимо понять ее «устройство, строенье, состав, строй, склад», то есть, согласно словарю В. И. Даля, ее структуру. Для выделения возможных структурных аспектов предпринимательской компетентности, нами был проведен анализ понятия «предпринимательство», представленный в таблице 1.
© Морозова В. С., 2012
Таблица 1
Развитие понятия «предпринимательство» в зарубежной и российской науке
Автор Определение
Ричард Кантильон предприниматель - это человек, действующий в условиях риска [8, с. 15]
Ж. Бодо предприниматель - лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием [4, с. 13]
Френсис Уокер следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям [4, с. 13]
Йозеф Шумпетер предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии [4, с. 13]
Дэвид Маклелланд предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска [4, с. 13]
Питер Друкер предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой [4, с. 14]
Альберто Шапиро предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу [4, с. 14]
Роберто Хизрич предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым [4, с. 14]
Тюнен характеризовал предпринимателя как «изобретателя и исследователя в своей области», как «претендента на остаточный (после компенсации издержек производства и выплаты налогов) рискованный и непредсказуемый доход», не всегда осуществляющего инновации [4, с. 14]
Фридрих фон Хайек сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности [4, с. 15]
Ж. Б. Сэй предприниматель - лицо, соединяющее и комбинирующее факторы производства с целью достижения максимального социально-экономического эффекта [4, с. 15]
К. Веспер предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков [4, с. 15]
Гиффорд Пиншот интрапренер и антрепренер: интрапренер - это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от собственно антрепренера - предпринимателя, создающего новое предприятие [4, с. 13]
А. И. Муравьев под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций [4, с. 17]
«Энциклопедический словарь предпринимателя» предпринимательство (фр. enterprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица [11, с. 137]
предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами [11, с. 138]
«Рыночное предпринимательство» предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли [5, с. 48]
предпринимательство ... является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой [5, с. 48]
ФЗ «О предприятиях и предпринимательской предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их
деятельности» от 25 декабря 1990 г. объединений, направленную на получение прибыли [2]
Большая экономическая энциклопедия предпринимательство как особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства, в целях создания новых видов товаров и услуг (экономических благ) [1, с. 493]
А. В. Соболева предпринимательская деятельность, или предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность физических лиц или предприятия, направленная на производство товаров или оказание услуг с целью получения личного дохода или прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность [9, с. 128]
В. И. Видяпин предпринимательство - хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов [9, с. 190]
Л. И. Лукичев предпринимательство - способность выявить все возможности ведения дела и умение ими воспользоваться для получения прибыли в условиях риска [7, с. 6]
Также в общем виде характерные черты предпринимателя могут выглядеть следующим образом: готовность рисковать; надежда на успех и страх неудачи; настойчивость; гибкость; энергичность; ярко выраженное чувство личной ответственности; уверенность в себе; хорошая база знаний и способность к обучению; способность убеждать; хорошие способности к коммуникации; способность к управлению; инициативность; способность трезво мыслить в любых ситуациях; огромное желание достигать цели.
На основе вышепредставленного анализа можно выделить наиболее характерные для предпринимательства слова, которые раскрывают его сущность и составить общее определение предпринимателя:
Предприниматель - новатор, способный брать на себя ответственность и осуществлять инициативную самостоятельную деятельность в условиях риска с целью получения прибыли на основе сочетания личной выгоды и общественной пользы.
Комбинация ключевых слов позволила определить основные аспекты в структуре предпринимательства:
Ответственность; организаторские способности; энергичность; инициативная, самостоятельная деятельность ^ личностный аспект (в нем раскрываются основные качества личности).
Условия риска; осуществление любых видов хозяйственной деятельности; планирование, контроль, организация, владение предприятием; использование любой возможности с максимальной выгодой; организация социально-экономи-ческих процессов; умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ним; производство, оказание услуг; деятельность по координации и комбинированию факторов производства; выявление всех возможностей ведения дела ^ организаторский аспект.
Получение прибыли; создание чего-то, что обладает стоимостью; получение в награду денег; непредсказуемый доход; продажа товаров; получение прибыли или личного дохода ^ коммерческий аспект.
Новатор; создание чего-то нового; изобретатель и исследователь; поиск и изучение новых возможностей; новизна; изобретательство ^ инновационный аспект.
Общественная польза; продажа товаров ^ коммуникационный аспект (любая деятельность подразумевает общение с людьми и умение правильно и грамотно строить коммуникации).
Таким образом, структуру предпринимательской компетентности можно представить в следующем виде (табл. 2):
Таблица 2
Структура предпринимательской компетентности
Личностный аспект
Огромное желание достигнуть цели
Яркая индивидуальность
Надежда на успех и страх неудачи
Готовность рисковать
Ярко выраженное чувство личной ответственности
Настойчивость
Гибкость
Энергичность
Уверенность в себе
Инициативность
Способность убеждать
Способность к обучению
Способности к коммуникации
Способность к управлению
Способность трезво мыслить в любых ситуациях
Способность использовать любую возможность с максимальной выгодой
Знать Уметь
Организационный аспект
Что представляет собой риск Распознавать риски и рисковые ситуации
Способы организации деятельности в условиях риска Действовать в условиях риска
Способы выхода из рисковых ситуаций Находить оптимальный путь выхода из рисковой ситуации с пользой для дела
Специфические особенности организуемого им предприятия (бизнеса) Учитывать особенности бизнеса в организации предпринимательской деятельности
Основные функции, реализуемые руководителем Организовывать реализацию основных управленческих функций с учетом особенностей бизнеса
Основные социально-экономические механизмы, характерные бизнесу Организовать работу необходимых социально-экономических механизмов
Способы изучения организационной среды Уметь видеть возможности организационной среды и использовать их для достижения собственных целей
Процесс производства производимого им товара или услуги Координировать и контролировать процесс производства
Коммерческий аспект
Понятия прибыли и дохода, стоимости товара Определять прибыли и доходы бизнеса, стоимость продукции
Виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, приносящие прибыль Выбирать и сочетать различные виды хозяйственной деятельности с целью получения наибольшей выгоды
Основы экономики организации Применять различные методы планирования, расчета, распределения прибыли бизнеса
Основы организации спонсорства Находить и осуществлять спонсорство
Инновационный аспект
Определение инновации, новшества Определять инновации в деятельности; создавать инновации
Способы прогнозирования потребностей общества Создавать новые виды товаров и услуг, которые будут востребованы на рынке
Методы оценки последствий введения инноваций Объективно оценивать последствия внедрения инноваций для организации и отрасли
Способы проведения исследования интересов общества Выявлять потребности потенциальных потребителей
Понятие инновационного проекта Разрабатывать инновационные проекты
Особенности и виды инновационных организаций Правильно выбирать (при необходимости) тип инновационной организации и эффективно строить процесс управления в соответствии с ее особенностями
Основы государственной инновационной политики Видеть и использовать государственную помощь инновационной деятельности
Коммуникативный аспект
Основы построения процесса переговоров Вести переговоры с поставщиками, посредниками, потребителями
Способы реализации продукции фирмы Строить процесс реализации продукции
Виды интеграции предприятий Организовывать сотрудничество с другими фирмами с целью расширения своей деятельности и получения прибыли
Способы расширения сферы обслуживания Находить новых поставщиков, потребителей
Способы (методы) реализации продукции Применять различные способы реализации продукции, способствующие получению максимальной прибыли
Основные виды организации спонсорства Находить спонсоров, строить взаимоотношения с ними
Способы создания общественной пользы Создавать общественную пользу и сочетать ее с собственной выгодой
На основе предложенной структуры можно выделить следующие уровни сформированности предпринимательской компетентности у менеджера:
Низкий уровень
У выпускника недостаточно хорошо развиты личностные качества, необходимые для предпринимателя: уверенность в себе, готовность рисковать, ответственность. Он не способен эффективно организовать деятельность фирмы, управлять организацией как системой, не умеет организовывать экономические потоки внутри организации и вне ее, плохо знает различные законные способы получения и распределения прибыли. Выпускник не до конца понимает, что такое инновации и как они важны для успешного развития организации. Он еще не готов к ведению переговоров на высших уровнях, не умеет организовать сотрудничество с другими предприятиями с выгодой для своего дела, плохо владеет способами продвижения своей продукции.
Средний уровень
Менеджер обладает рядом качеств, дающих определенный уровень конкурентоспособности на рынке труда в области предпринимательской деятельности: он достаточно уверен в себе, ответственен, готов действовать в условиях риска, разбирается в коммерческих тонкостях работы организации, понимает суть инновационной деятельности, способен организовывать сотрудничество с другими организациями и партнерами. Но все-таки ему недостает практических умений изучать и выявлять потребности общества, организовывать экономическую деятельность с выгодой для организации, грамотно строить инновационные процессы и процесс получения и распределения прибыли.
Высокий уровень
Менеджер обладает всеми необходимыми качествами, дающими ему высокую степень конкурентоспособности предпринимателя: готов рисковать, имеет ярко выраженную ответственность за дело. Он способен управлять организацией как системой не только в условиях стабильного функционирования и развития, но
и в условиях риска, понимает важность инноваций, способен объективно изучать и выявлять потребности общества, организовывать деятельность для реализации этих потребностей. Менеджер способен вкладывать денежные ресурсы в свои проекты, умеет обращаться с капиталом, владеет законными способами получения и распределения прибыли, умеет налаживать контакты, вести переговоры, поддерживать необходимые связи, организовывать сотрудничество с другими фирмами.
Таким образом, подготовка менеджера к предпринимательской деятельности все плотнее входит в образовательный процесс. Развитие частного бизнеса - одна из основ развития экономики страны: развитие здоровой конкуренции, открытие новых рабочих мест, расширение потребительского рынка, появление на рынке все новых товаров и услуг отечественного производства, повышение конкурентоспособности с зарубежной продукцией. Но возможности предпринимателя зависят от уровня и качества экономической, организационной подготовки. Поэтому высокий уровень подготовки студентов вузов к предпринимательской деятельности способен обеспечить в будущем социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных ее регионов.
Библиографический список:
1. Большая экономическая энциклопедия [Текст]. - М. : Эксмо, 2007. - 816 с.
2. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [Текст] от 21.03.2002 N 31-ФЗ.
3. Найт, Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль [Текст] / Ф. Х. Найт ; пер. с англ. - М. : Дело, 2003. -360 с.
4. Предпринимательство [Текст] : учебник / А. И. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик. - СПб. : Лань, 2001. - 696 с.
5. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования [Текст]. - М. : Институт международного права и экономики, 1994.
6. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс] : электрон-
ный учебник Ше:///С:/и8еге/836В~1/АррБа1а/Ьоса1/ Тетр/Каг$ЕХ00.074/8тИ_а.Ыт1
7. Управление организацией [Текст] : учеб. по-соб. по специальности «Менеджмент организации» / Л. И. Лукичева ; под ред. Ю. П. Анискина. - 2-е изд. - М. : Омега - Л., 2005. - 360 с.
8. Хизрич, Р., Питерс, М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха [Текст] / Р. Хизрич, М. Питерс. - М. : Прогресс-Универс, 1993. - Вып. : Предприниматель и предпринимательство. - 166 с.
9. Экономическая теория [Текст] : учебник / под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. - М. : ИНФРА-М., 2007. - 672 с.
10. Экономическая теория. Экономика [Текст] : учеб. пособ. / под общ. ред. А. В. Соболева, Н. Н. Соловых. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2009. - 552 с.
11. Энциклопедический словарь предпринимательства [Текст]. - СПб. : Алгафонд : АЯКС, 1992.