Научная статья на тему 'Возвращая забытые имена. К 310-летию со дня рождения видного подвижника - просветителя народов Поволжья, богослова-философа Василия Пуцек-Григоровича)'

Возвращая забытые имена. К 310-летию со дня рождения видного подвижника - просветителя народов Поволжья, богослова-философа Василия Пуцек-Григоровича) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Найденко Людмила Валентиновна

В декабре 2016 г. в г. Казани, в Доме дружбы народов РТ прошла Научная конференция, посвященная жизни и деятельности замечательного подвижника-просветителя народов Поволжья, видного педагога, богослова-философа Митрополита Казанского и Свияжского Вениамина (в миру Василия Григорьевича Пуцек-Григоровича). Своими впечатлениями делится активная участница подготовки и проведения этой конференции Людмила Найденко, педагог дополнительного образования Станции детского и юношеского туризма и экскурсий г. Нижнекамска, зам. Председателя Нижнекамской городской общественной организации «Украинское товарищество “Вербиченька”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвращая забытые имена. К 310-летию со дня рождения видного подвижника - просветителя народов Поволжья, богослова-философа Василия Пуцек-Григоровича)»

Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 1, Конференции

Возвращая забытые имена. К 310-летию со дня рождения видного подвижника -просветителя народов Поволжья, богослова-философа Василия Пуцек-Григоровича)

В декабре 2016 г. в г. Казани, в Доме дружбы народов РТ прошла Научная конференция, посвященная жизни и деятельности замечательного подвижника-просветителя народов Поволжья, видного педагога, богослова-философа Митрополита Казанского и Сви-яжского Вениамина (в миру Василия Григорьевича Пуцек-Григоровича). Своими впечатлениями делится активная участница подготовки и проведения этой конференции Людмила Найденко, педагог дополнительного образования Станции детского и юношеского туризма и экскурсий г. Нижнекамска, зам. Председателя Нижнекамской городской общественной организации «Украинское товарищество "Верби-ченька"».

Прежде всего, необходимо отметить, что не случайно, подготовку и проведение этой конференции взяли на себя украинцы Татарстана - члены Объединенной национально-культурной автономии украинцев РТ (председатель - В.Н. Любченко). Митрополит Вениамин - выходец из Украины. Детство, юность, молодость будущего просветителя Поволжья прошли в Малороссии (так тогда называлась Украина). Он родился в 1706 г. в маленьком городке Лохвицы, что на Полтавщине. Происходил из среды левобережного украинского казачества. Отец - заместитель командира Лубенского полка, мать - православная полька из рода Пуцеков. Род не имел наследников по мужской линии, поэтому фамилия матери перешла к Василию Григоровичу, получившему двойную фамилию. Такая необычная двойная фамилия (Пуцек-Григорович) произошла от фамилии матери Пуцек, а Григорович - это от имени отца. У казаков настоящих фамилий в современном понимании не было, а были только имена и клички, но он хотел сохранить память об отце.

После домашнего воспитания его отправили в Киевскую Могилянскую Духовную Академию, которая в те годы была крупнейшим центром восточноевропейского просвещения. Учебный процесс ориентировался на западноевропейскую систему образования, фактически университетского. Изучались история, литература, поэзия, философия. Преподавались нотное пение, катехизис, арифметика, риторика, богословие. Воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. В Академии учились украинцы,

русские, белорусы, молдаване, сербы, черногорцы, болгары, греки, итальянцы. Среди выпускников: 14 гетманов Украины, митрополиты, ученые, музыканты (Максим Березовский, Артем Ведель). Некоторое время в Академии проучился и Михаил Ломоносов. Выпускники Академии имели очень хорошее богословское и общее образование, принявшие сан, как правило, занимали высокие должности в церковной иерархии Российской империи.

Василий Пуцек-Григорович обучался в Академии весьма успешно. По окончании Академии в 1732 г. Василий Пуцек-Григорович «как ученик, заявивший себя ревностию в научном Деле», был направлен в Казань на должность учителя в новооткрытую Славяно-Латинскую школу. В этой школе он обучал будущих пастырей для удмуртов, марийцев, мордвы. Он обучал их русскому и латинскому языкам, христианскому закону и другим наукам. В 1733 г. Славяно-Латинская школа, была преобразована в семинарию. Семинария постоянно испытывала нужду в кадрах. Василию Пуцек-Григоровичу нередко приходилось быть и учителем, и ректором в одном лице. Учил он своих воспитанников всему, чему сам научился в Академии, например, обучал их нотной грамоте, давая серьезные понятия в области музыки. В 1739 г. в семинарии был открыт философский класс, где первым учителем был Василий Пуцек-Григорович. В 1740 г. Пуцек-Григоро-вич, бывший в то время учителем Казанской семинарии, был назначен помощником управителя.

В том же году он постригся в монахи, приняв имя Вениамин. Он неустанно ездит по Казанской епархии и, как проповедник, проявляет себя весьма успешно. В 1741 г. был назначен префектом семинарии. 6 декабря 1744 г. стал ректором семинарии, возведен в сан архимандрита с назначением на должность настоятеля Казанского Спасо-Преобра-женского монастыря.

О педагогической деятельности В.Г. Пуцек-Гри-горовича лестно отозвались члены Петербургской академии наук: натуралист И.Г. Гмелин и историк Г.Ф. Миллер, посетившие Казанскую семинарию по пути следования с научной экспедицией в Сибирь (1733-1743 гг.). Их приятно удивило качество обучения и разноплеменность состава учащихся. Пу-

Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 1

Конференции

цек-Григорович, как метеоролог, хотел участвовать в работе научной экспедиции, но высшее церковное руководство не дало ему на это разрешения, считая научную работу делом небогоугодным.

В 1746 г. Вениамин в сане архимандрита отправлен на священнослужение в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе. В 1748 г. отправлен в Нижний Новгород в сане епископа Нижегородского и Алатырского. В 1753 г. был переведен в Тверь. Из Твери в 1758 г. переведен в Псковскую епархию. 15 сентября 1761 г. Вениамин снова переведен в Санкт-Петербург по повелению императрицы Елизаветы Петровны, со званием архиепископа и настоятеля Александро-Невской лавры. Он стал членом Святейшего Синода. В следующем году архиепископ Вениамин стал свидетелем и участником сложных политических процессов, повлиявших на исторический путь России. Вениамин присутствовал при погребении императора Петра III (1762 г.). В июле 1762 г. Архиепископ Вениамин присутствовал на коронации Екатерины II в Москве, а в конце того же месяца, по его прошению, был назначен архиепископом Казанским и Свияжским.

Период управления Митрополитом Вениамином Казанской епархией был деятельным и трудным. Во время восстания Емельяна Пугачева в октябре 1774 г. он был оклеветан, незаконно обвинен в связи с Пугачевым и арестован на несколько месяцев, но после работы Следственной комиссии был полностью оправдан, справедливость восторжествовала. Екатерина безвинно пострадавшему Митрополиту выделила 20000 руб. серебром - огромные по тем временам деньги. Митрополит тратил средства очень рачительно.

По проекту известного архитектора Варфоломея Растрелли и под руководством казанского зодчего Василия Кафтырева в стиле барокко были выстроены архиерейские палаты с домовым храмом в честь Вознесения Христова на территории Казанского Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря. Палаты были возведены в 1781 г. и стали официальной резиденцией митрополита (сохранились до нашего времени).

Восстановили здания Казанской семинарии, пострадавшие во время пожара. В 1778 г. занятия там возобновились.

Строились храмы по всей Казанской епархии. В 60 км от Казани в Высокогорском районе, в селе Алан Бексер, сохранилась часовня на кладбище, освещенная в 1778 г. (Алан-Бексер - село к северу от Казани, за Дубьязами).

Сохранились свидетельства о том, что отношения у Митрополита были теплыми не со всеми. Его недолюбливали епархиальные чиновники. Митрополит вел большое строительство и аккуратно тратил выделенные средства. Такая принципиальность и бережливость не всем приходилась по душе. Же-

лающих погреть руки на казенных деньгах было много и тогда, и сейчас.

Но годы брали свое. После 20-летнего управления Казанской епархией Вениамин, достигший глубокой старости (76 лет), подал прошение об увольнении. И 17 марта 1782 г., «за старостию и немощами», был уволен на покой. Местом себе он сам избрал Казанскую Седмиозёрную Богородицкую пустынь. Здесь митрополит Вениамин, обеспеченный в содержании (ежегодно получал он 4410 руб.), проводил оставшиеся дни свои в безмолвном служении Богу. Упокоился он в июле 1785 г., похоронен в трапезной соборного храма в честь Смоленской иконы Божией матери. Когда он умер, то выяснилось, что никаких сбережений у него нет. Проживавшие рядом старцы, больные и бедные объяснили, что покойный все деньги отдавал им. Похороны провели на церковные деньги.

Монастырь был закрыт в 1928 г., а в 1929 г. храм был взорван. Это решение было принято Казанским Советом 4 мая 1928 г. Мощи преосвященного Вениамина остались в храме.

Во дворе монастыря, у развалин храма с северной стороны сегодня стоит поминальный крест. У основания креста - черная мраморная таблица с надписью: «Светлой памяти Митрополита Казанского и Свияжского ВЕНИАМИНА (Пуцек-Григоро-вича) 1706-1785 гг.

Просветитель народов удмуртов, чувашей, марийцев. Похоронен в соборном храме в июле 1785 года».

Памятный крест и мемориальная таблица 15.09.2014 г. Митрополиту Вениамину были установлены по инициативе настоятеля Удмуртского прихода села Нырья Кукморского района Татарстана Леонида Прокопьева, а также по инициативе настоятеля Удмуртского прихода гор. Ижевска священника Павла Григорьева и протодьякона Александро-Не-вского собора г. Ижевска Михаила Артамонова.

Перечень его заслуг можно продолжать и далее, но его деятельность подвижника-просветителя народов Поволжья - поистине уникальна и неоценима. На основе кириллицы он создал грамматику для чувашей, марийцев, удмуртов. Чувашская грамота потом дорабатывалась и дополнялась многими просветителями-чувашами.

Марийцы особо признают вклад митрополита Вениамина. С 10 декабря 1998 г. в Республике Марий-Эл отмечается День марийской письменности - Марий Тиште кече. 10 декабря 1775 г. Российской академией наук в Санкт-Петербурге были изданы «Сочинения, принадлежащая к грамматике черемисскаго языка», автором которых был Казанский Митрополит Вениамин. Данные «Сочинения», кроме грамматики, содержали в себе словарь объемом около одной тысячи слов различных марийских диалектов, многие из которых к настоящему

Вестник экономики, права и социологии, 2017, № 1

времени уже исчезли из разговорного обихода или подверглись значительному изменению. Грамматика 1775 г. сыграла особую роль в развитии марийской письменности.

В современной Удмуртской Республике основополагающее влияние Митрополита Вениамина на развитие удмуртской письменности признается однозначно. Митрополит Вениамин выучил удмуртский язык, внимательно изучил фонетику и лексику удмуртского языка, максимально адаптировал кириллицу для создания удмуртской грамматики. Он создал на основе русской графики удмуртский алфавит (с добавлением обозначений специфических удмуртских звуков).

В 1775 г. он опубликовал «Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка». Впервые удмуртская грамматика была издана в 1775 г. Второй раз «Грамматику» издали в США в 1964 г. Это переиздание сыграло большую роль в восстановлении истины и подчеркнуло авторство Митрополита Вениамина. Третье издание грамматики было осуществлено в Ижевске в 1975 г., в канун празднования 200-летия удмуртской письменности. Эта грамматика стала основой распространения христианства среди удмуртов, легла в основу удмуртской письменности и литературного языка.

На прошедшей Научной конференции, где присутствовали ученые-историки, священнослужители, краеведы и музейные работники, представители общественности Марийской, Чувашской, Удмуртской республик, с содержательными докладами выступили А.М. Елдашев - известный казанский краевед, ученый-историк, Лауреат Макарьевской премии; Е.В. Савенко - Председатель Нижнекамской общественной украинской организации «Вербиченька», опытный краевед, поисковик, рассказавший ярко и интересно о жизненным пути Митрополита Вениамина, что сопровождалось фотографиями связанных с ним мест в г. Казани и РТ. С большим интересом было выслушано выступление протоирея Леонида (Прокопьева), который ведет службу на удмуртском языке в храме Кукморского района РТ, расположенном в местах компактного прожива-

Конференции

ния удмуртов. В выступлениях Председателя Объединенной Национально-культурной автономии украинцев в РТ В.Н. Любченко, Исполнительного директора Национально-культурной автономии удмуртов в РТ М.А. Ивановой также была отмечена многогранная подвижническо-просветительская деятельность Митрополита Вениамина, ее огромное значение для народов Поволжья, при этом была выражена большая благодарность А.М. Елдашеву и Д.А. Черниенко - ученому, кандидату исторических наук из г. Ижевска за громадную помощь в подборе и осмыслении исторических и биографических материалов к конференции.

Митрополит Вениамин принадлежит к когорте подвижников-просветителей, беззаветно и бескорыстно посвятивших свою жизнь служению Богу и в конечном счете людям. Созданные им духовные ценности посвятил единственному делу, которому служил всю жизнь. В этом служении он достиг редких высот и успехов, оставив о себе светлую память - на этом чистом поле нет ни единого темного пятнышка.

Во многом забытое имя Митрополита Вениамина должно вернуться широкому кругу людей и засверкать во всем своем величии. Глубоко символично, что на конференции чествовали Митрополита удмурты и украинцы, русские, чуваши, марийцы.По большому счету встреча на конференции явилась частью «народной дипломатии». Политики часто не властны над обстоятельствами, довлеющими над ними, а мы, простые люди, должны сохранить связи, которые возникли между нашими народами. За годы лихолетья было сожжено немало мостов между государствами. Но придет время, и эти мосты понадобятся, это время не может не прийти. Давайте во имя будущего сохраним один из таких мостов, сохраним тепло, любовь и уважение друг к другу, дружбу - в этом залог наших будущих дел и свержений.

Л.В. Найденко

Заместитель Председателя Нижнекамской городской общественной организации «Украинское товарищество "Вербиченька"»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.