Научная статья на тему 'Опыт и перспективы работы Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии'

Опыт и перспективы работы Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы работы Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии»

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

Ерастов Виктор Сергеевич, Руководитель Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии ti@sarapul.biz http://sarapulsaints. cerkov. ш/

ОПЫТ и ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ КОМИССИИ по КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ САРАПУЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

Сарапульская епархия была учреждена 23 января 1868 года как ви-кариатство Вятской епархии. 12 октября 1916 года викарий Вятской епархии епископ Сарапульский стал носить титул «Сарапульский и Елабуж-ский». Самостоятельная Сарапульская епархия была образована 7 сентября 1918 года указом Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета с титулом епархиального архиерея «Сарапульский и Елабужский», с включением в её состав Сарапульского, Ела-бужского и Малмыжского уездов. 19 ноября 1943 года Сарапульская епархия была упразднена. 26 декабря 2013 года восстановлена (журнал № 138) как самостоятельная будучи выделена из состава Ижевской епархии.

Указом Высокопреосвященнейшего Викторина, митрополита Ижевского и Удмуртского, временно управлявшего Сарапульской епархией от 19 сентября 2015 года образована Комиссия по канонизации святых Сарапульской епархии и я, Ерастов Виктор Сергеевич, назначен её руководителем.

На настоящее время к Сарапульской епархии из Собора новомуче-ников и исповедников Церкви Русской, потенциальному Собору Сара-

пульских святых, относятся: Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна; Священномученик Алексий (Канцеров); Свя-щенномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский и Елабужский, Свияжский и Казанский; Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии; Священномученик Они-сим (Пылаев), епископ Тульский и Белевский (бывший епископ Воткин-ский, викарий Сарапульской епархии). При этом ни один священномуче-ник не был канонизирован по ходатайству Сарапульской, или до этого Ижевской и Удмуртской епархий. Причиной тому могут быть как субъективные трудности, связанные с деятельностью комиссий по канонизации святых, так и следующие объективные причины:

Во-первых, на момент восстановления в декабре 2013 года историческая территория Сарапульской епархии находится в границах Вятской, Татарстанской и Удмуртской (Ижевская епархия) митрополий, что в условиях недостаточных горизонтальных связей приводит к определённой пассивности в работе епархиальных комиссий. Так, например, Священно-мученик Онисим (Пылаев), епископ Тульский и Белевский - бывший епископ Воткинский, викарий Сарапульской епархии. Но сейчас территория бывшего посёлка Воткинского завода Сарапульского уезда относится к Ижевской епархии. Или, протоиерей Павел Дернов с сыновьями Борисом, Григорием и Семёном, замученные в Елабуге (территория современной Татарстанской митрополии) 13 февраля 1918 года были помянуты среди прочих Святейшим Патриархом Тихоном на литургии 31 марта/13 апреля 1918 г. в память о всех за веру и Церковь Православную убиенных. Но формально они к лику священномучеников и исповедников не причислены.

Во-вторых, во время Гражданской войны в России территория Сарапульской епархии дважды (!) переходила от Красных к войскам их противников, а Сарапульский уезд был центром широко известного ныне Ижевско-Воткинского восстания рабочих против власти большевиков. А Гражданская война здесь проходила со всеми свойственными ей зверствами и в условиях невозможности сохранения каких-либо документальных либо архивных источников. Так, из-за невозможности подтвердить документально, к области церковных преданий отойдёт подвиг братии

Сарапульского Иоанно-Предтеченского старцевогорского мужского монастыря: зимой 1918/19 года монахов по одному за власы привязывали к оглобле и окунали в прорубь на реке Каме, а замороженные, покрытые ледяной коркой тела ставили в ряд по другую сторону от живых, ждущих своей очереди предстать перед Господом. Да, Господь знает их имена, но ни подтвердить документально, ни назвать имена братии или даже указать количество принявших мученическую смерть за Христа мы не можем.

В-третьих, в 1920 году территории северных и западных благочиний Сарапульской епархии были включены во вновь образованную Вотскую Автономную область, где они вошли в состав Ижевской епархии. Территории благочиний в городе Елабуге, Агрызском и Исенбаевском районах были переданы Татарской АССР, а уменьшившийся Сарапульский уезд отошёл к Пермской губернии. С 1923 по 1934 годы город Сарапул входил в состав Уральской области, с 1934 по 1937 сначала входил в состав Горь-ковского края, а после — Кировской области. В 1937 году город был присоединён к Удмуртской АССР. Таким образом, материалы уголовных дел свидетельства преследования новомучеников и исповедников Церкви Русской из Сарапульской епархии оказались разрознены в архивах Екатеринбурга, Ижевска, Кирова, Нижнего Новгорода и Перми.

В настоящий момент Комиссией по канонизации святых Сарапуль-ской епархии ведётся следующая работа:

I. Подготовлены материалы по канонизации священника Александра Нагорных (Малопургинского): Михайлоархангельский храм был закрыт в 1930 году, а его настоятель, священник Александр Нагорных, раскулачен и с семьей изгнан из села. В ответ несколько сотен возмущенных прихожан, преимущественно женщин-удмурток, штурмом взяли исполком и в течение семи часов удерживали его, требуя открыть храм и восстановить разграбленный иконостас. Милиционеры и красноармейцы разогнали верующих, произвели аресты. Приговором «тройки» ОГПУ настоятель был приговорен к расстрелу, а две прихожанки заключены в концлагерь на 3 года каждая. Однако в результате того бунта церковь вернули верующим. Правда, в 1939 году её вновь закрыли. События в Малой Пурге стали одним из последних в СССР проявлением массового открытого протеста православных верующих против закрытия храмов.

Обнародованные издательством Иднакар и интернет-сайтом Сара-пульской епархии материалы того «Церковного бунта» получили отклик как в средствах массовой информации, так и православном сообществе далеко за границами Сарапульской епархии.

II. Систематизируются материалы для канонизации:

1. В лике новомучеников и исповедников Церкви Русской — Архиепископа сарапульского Алексия (Кузнецова Николая Николаевича), протоиерея Павла Александровича Дернова с сыновьями;

2. В лике исповедников: Схиархиепископа Иоанна (Ювеналия (Ки-лина Ивана Кельсиевича));

3. В лике просветителей удмуртов: Митрополита Вениамина (Пуцек-Григорович Василия Григорьевича), протоиерея Михаила Стефановича Елабужского, иерея Николая Николаевича Блинова.

-

Вознесенский собор. Реконструкция.

Причем, деятельность по прославлению просветителей удмуртов важна не только для Сарапульской и других епархий Удмуртской митрополии, но и для всей полноты Православной Церкви. Вопрос не только в миссии среди одной из национальностей Российской Федерации, когда

61

(1917-2017 гг.: уроки столетия) Иднакар: методы историко-культурной реконструкции № 1 (34). 2017

приходится противостоять современному удмуртскому неоязычеству, которое взращивается современной «национальной элитой» при поддержке национальных центров культуры и образования. Хотя, еще в конце XIX века встречавшееся в Вятской губернии вотское «двоеверие» называлось исключением и пережитком. Вопрос стоит о той симфонии православного христианства, когда разные национальные культуры лишь обогащаются: как восточно-славянские племена не стали греками при принятии христианства, так и крещёные бесермяне, мордва, удмурты, финны, чуваши и т.д. вовсе не стали русскими в составе русского государства.

ЛЮДИ ОМЯТОЙ ЖИЗНИ

4. Поскольку наступивший период российской Великой смуты после 1917 года с массовым подвигом исповедников и новомучеников был не первым

в истории Русской Православной Церкви, необходимо сформировать суждение о канонизации жертв бунтов и Первой русской революции. На основании отзывов местных властей в Российской Империи известна статистика о жертвах 12 «духовных лиц» только с февраля 1905 г. по май 1906 года. Но ещё в XVIII веке, во время Пугачёвского бунта, в Сарапуле, отец Тихон был отпет заживо в Вознесенском соборе и казнён в полном священническом облачении. На казнь его вели, как собаку, на ошейнике. Народ, провожавший страдальца на виселицу со слезами на глазах, вручал в протянутые его руки свечи. Когда пришли на место казни, о. Тихон стал молиться и после трёх земных поклонов был засунут в саван и повешен.

Кстати, с именем священника Тихона связан и опыт увековечивания его мученического подвига: Указом Её Императорского Величества Екатерины II Великой от 13 августа 1784 г., одна из улиц Сарапула наимено-валась Тихоновская, а в 1918 году, при большевистском правлении, она, словно в насмешку над историей, переименована в Пугачевскую.

5. Нами переизданы воспоминания протоиерея Михаила Стефановича Елабужского и книга для семейного чтения Николая Николаевича Блинова «Страдания Великого учителя и Господа нашего Иисуса Христа». Одна из секций Вторых епархиальных Рождественских чтений была посвящена жизни и подвигу подвижников православия. По результатам Чтений, издательством «Иднакар» был издан сборник материалов.

■ н

СТРАДАНИЯ

ЕШШЧНТШ,

ГОСПОДА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

СОСТАВИЛ БОРИМИР НИКОЛАИЧ

ПОСВЯЩАЕТСЯ Александре Алексеевне Совиновой

С.-ПЕТЕРБУРГ

1873

Необходимо отметить, что Церковно-научная и общественная деятельность была бы невозможно без сотрудничества Комиссии по канонизации святых Сарапульской епархии с профессиональным сообществом

историков - сотрудников Музея истории и культуры Среднего Прикамья, Общества изучения Прикамского края и энтузиастов-краеведов. При поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива» на месте где стоял приют для детей, в котором отошел ко Господу отец Николай Блинов, установлена мемориальная доска, а на разрушенном Воскресенском кладбище — кенотаф. Лишь в течение 2016 года нами было проделано следующее:

17 февраля 2016 года на базе Вятской школы Каракулинского района Удмуртии прошли первые Мефодиевские чтения, названные в честь свя-щенномученика Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского и Акмолинского. Дата и место проведения были выбраны не случайно: именно в этот день ровно 95 лет назад принял мученическую смерть от штыков карательного отряда большевиков Владыка Мефодий, уроженец села Вятского Сарапульского уезда;

11 марта 2016 г. состоялась презентация книги «Дневники протоиерея Михаила Елабужского», которая прошла в рамках общецерковного празднования Дня православной книги;

25 июня 2016 г. проведён День памяти Священномученика Алексия Канцерова;

9 августа 2016 г. в день памяти Священномученика Амвросия, епископа Сарапульского от Покровского кафедрального собора города Сарапула Удмуртской Республики икону Святителя Амвросия Сарапульского Крестным ходом пронесли до Красной (Соборной) площади Сарапула на место разрушенного в 30-е годы прошлого века Вознесенского собора. В сквере Красной (Соборной) площади Преосвященнейшим Антонием, епископом Сарапульским и Можгинским; совместно с Преосвященнейшим Амвросием, епископом Нефтекамским и Бирским; Преосвященнейшиим Виктором, епископом Глазовскиим и Игринскиим, совершена праздничная Божественная литургию святителя Иоанна Златоуста в сослужении собора духовенства Удмуртской и Башкортостанской митрополий. По окончании богослужений всем участникам богослужений — архиереям, духовенству, сарапульцам и паломникам были подарены иконы священномученика Амвросия, епископа Сарапульского.

С 25 июля 2016 г. в Музее истории и культуры Среднего Прикамья работает выставка «Сарапул Духовный» с информацией об истории православия, о храмах, Священномученике Амвросие и Архиепископе Алек-сие (Кузнецове).

Паломнической службой Миссионерского отдела Сарапульской епархии разработан паломнический маршрут по храмам и памятным местам Сарапула.

Таким образом, комиссия по канонизации Сарапульской епархии успешно преодолевает все трудности. Намеченные цели и перспективы с Божьей помощью будут достигнуты нашими совместными трудами.

Молебен 9 августа 2016 г. на месте бывшего Вознесенского собора в г. Сарапуле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.