Научная статья на тему 'Митрополит Вениамин - духовный пастырь и просветитель: к 285-летию со времени начала служения в Казани'

Митрополит Вениамин - духовный пастырь и просветитель: к 285-летию со времени начала служения в Казани Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНИАМИН / АРХИЕПИСКОП / КАЗАНЬ / МИССИОНЕРСТВО / МИТРОПОЛИТ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СВЯЩЕННИК / СЕМИНАРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савенко Евгений Викторович

Статья посвящена казанскому периоду жизни и деятельности митрополита Вениамина (В. Пуцек-Григоровича) церковнослужителя, миссионера и просветителя XVIII в. Показан его вклад в развитие культуры и духовности Казанской губернии. Отмечены исторические места современной Казани, связанные с именем митрополита, а также общественные инициативы по увековечиванию его памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Митрополит Вениамин - духовный пастырь и просветитель: к 285-летию со времени начала служения в Казани»

ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

УДК 281.93(092) Е.В. Савенко

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН -ДУХОВНЫЙ ПАСТЫРЬ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ: К 285-ЛЕТИЮ СО ВРЕМЕНИ НАЧАЛА СЛУЖЕНИЯ В КАЗАНИ

Статья посвящена казанскому периоду жизни и деятельности митрополита Вениамина (В. Пуцек-Григоровича) - церковнослужителя, миссионера и просветителя XVIII в. Показан его вклад в развитие культуры и духовности Казанской губернии. Отмечены исторические места современной Казани, связанные с именем митрополита, а также общественные инициативы по увековечиванию его памяти.

Ключевые слова: Вениамин, архиепископ, Казань, миссионерство, митрополит, просвещение, священник, семинария.

Имя митрополита Вениамина (в миру Василий Григорьевич Пуцек-Григорович, 1706-1785) - яркой личности, организатора церковного дела, проповедника, миссионера, просветителя, занимает достойное место в научной и справочно-энциклопедической литературе. Интерес с этой неординарной фигуре появился еще в дореволюционный период и сохраняется в церковной и светской историографии в настоящее время, свидетельством чему являются содержательные и авторитетные

Савенко Евгений Викторович - краевед, председатель Нижнекамской национально-культурной автономии «Украинское товарищество «Вербиченька», evgipiy@gmail.com

публикации разных периодов (Атаманов М., Ванюшев В.М., Майер В.Е., Куликов К.И., Поздеев П.К., Черниенко Д.А., Шкляев А.Г. и др.), а также современные антологии [2].

В большинстве публикаций отмечается его украинское происхождение - детство, юность и молодость будущего митрополита прошли на левобережной Украине, исторической Полтавщине. Он родился в 1706 г. (в некоторых источниках упоминаются и другие даты начала XVIII в.) в маленьком городке Лохвицы, известном еще с начала XIV в. После восстания Богдана Хмельницкого в 1648 г. эти земли были переданы Миргородскому, а позднее Лубенскому полку. Поэтому по происхождению Василий (по статистике самое частое имя среди казаков) - из среды левобережного казачества. Известно, что его отец Григорий относился к привилегированному казацкому сословию и во времена гетмана Ивана Мазепы служил в ранге (звании) «значкового товарища» - в ранговой субординации первого после сотников. Очевидно, что в соответствии со своим рангом Григорий был не просто грамотным человеком, а выполнял важные поручения полковой канцелярии. Мать - православная полька шляхетского (дворянского) происхождения из рода Пуцеков. Фамилии в тот период в казачьей среде распространены еще не были, поэтому сын Григория совершенно естественно стал Григоровичем (т.е. по-русски Григорьевичем). Кроме того, род Пуцеков не получил продолжения в наследниках по мужской линии, то и фамилия матери также перешла к Василию.

После домашнего воспитания, осознавая значимость хорошего образования, Василия отправили в Киевскую Могилянскую (Киево-Моги-лянскую) Духовную академию, которую он успешно окончил в 1732 г. Это было «золотое» время Академии под руководством знаменитого ректора Феофана Прокоповича (1681-1736). Киевская Академия в те годы была крупнейшим центром восточноевропейского просвещения. Учебный процесс ориентировался на западноевропейскую, фактически университетскую, систему подготовки. Выпускники Академии имели очень хорошее богословское и общее образование, принявшие сан, как правило, получали высокие должности в церковной иерархии Российской империи, более 70 выпускников занимали в разное время архиепископские кафедры. Немало их побывало и в Казани [1]. В том, что христианство постепенно все шире утверждалось в Поволжье немалая

заслуга священников - выходцев из Украины, в том числе выпускников Киевской духовной академии.

Василий Пуцек-Григорович обучался в Академии весьма успешно. По окончании академии, в 1732 г. как один из лучших выпускников, был направлен в Казань на должность учителя в новооткрытую Славяно-Латинскую школу для будущих пастырей среди удмуртов, марийцев, мордвы и других народов края. В 1733 г. Славяно-Латинская школа была преобразована в Духовную семинарию. Поскольку семинария постоянно испытывала нужду в кадрах, В. Пуцек-Григоровичу нередко приходилось быть и учителем и ректором в одном лице. Он учил своих воспитанников не только языкам и христианским наукам, но и, например, нотной грамоте, давал серьезные знания в области музыки.

До 1740 г. семинария располагалась в ныне действующем Зиланто-вом монастыре, но помещения того времени не сохранились. В 1740 г. семинария получила собственное помещение - целый квартал в центре Казани. Значительно перестроенное здание семинарии стоит на этом месте и в настоящее время. В том же году учитель семинарии Василий Пуцек-Григорович был пострижен в монахи и принял имя Вениамин (древнеевр. «любимый Сын»). Он неустанно ездит по Казанской епархии для распространения христианства среди иноверцев и как проповедник проявляет себя весьма успешно. В декабре 1744 г. он стал ректором семинарии, возведен в сан архимандрита с назначением на должность настоятеля Казанского Спасо-Преображенского монастыря.

В дальнейшем его церковная карьера развивалась достаточно стремительно: в 1746 г. в сане архимандрита отправлен на священ-нослужение в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе. Затем руководил епархиями в Нижнем Новгороде, Твери, Пскове. В 1761 г. Вениамин снова переведен в Санкт-Петербург, где, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, в звании архиепископа стал настоятелем Александро-Невской лавры и членом Святейшего Синода. Уже в следующем году архиепископ Вениамин стал свидетелем и участником сложных политических процессов, повлиявших на исторический путь Российской Империи - присутствовал при коронации и погребении императора Петра III. В июле 1762 г. епископ Вениамин присутствовал на коронации Екатерины II в Москве, а в конце того

же месяца, по собственному прошению, был назначен архиепископом Казанским и Свияжским.

Казанскую митрополию архиепископ Вениамин принял в очень сложное для церкви время - проходила секуляризация, у церкви забирались земли и имущество, закрывались монастыри, значительно сократилось финансирование духовных семинарий. Но архиепископ много ездил по епархии с проповедями, продолжал опекать семинарию.

В 1767 г. во время поездки Екатерины II по Волге она побывала в Казани, где посетила кафедральный Благовещенский собор, Духовную семинарию и встретилась с архиепископом Вениамином. Специально для путешествующей императрицы была изготовлена карета, которая после ее отъезда из Казани перешла в распоряжение архиепископства (оригинал кареты находится в Национальном музее Республики Татарстан, а копия установлена на пешеходной улице Баумана, являясь популярным туристическим объектом).

Управление Вениамина Казанской епархией сопровождалось драматическими событиями, связанными с восстанием под руководством Емельяна Пугачева. 12 июля 1774 г. Пугачев пытался овладеть крепостью (Кремлем). Во время самого штурма Вениамин находился в Благовещенском соборе на территории Кремля, молясь об избавлении от врага. После окончания штурма, среди объятого пламенем города, архипастырь совершил крестный ход, обходя крепость внутри. Впоследствии в обращении к мирянам архипастырь призывал свою паству оставаться преданными престолу и отечеству. Однако, Вениамин едва не сделался жертвой доноса. Один из схваченных мятежников на допросах оклеветал архиепископа. Обвинение было основано на том, что владыка не покинул Казань и якобы с покорностью передал Емельяну деньги и просьбу не сжигать церковное имущество. По приказу особой следственной комиссии архиепископа взяли под строгое наблюдение. После трехмесячного домашнего ареста один из чиновников архиерейской канцелярии тайным образом отправил письмо Вениамина императрице Екатерине, которая таким образом лично ознакомилась с делом. В результате по рескрипту и специальному Высочайшему указу архиепископ был оправдан, императрица повелела Вениамина «именовать митрополитом казанским и носить

белый клобук» с подаренным бриллиантовым крестом, а также выделила 20 тыс. рублей серебром.

Известно, что в 1833 г. в Казани побывал А.С. Пушкин, собирая материалы для своей книги «История Пугачева» («История пугачевского бунта»). Вероятно, писатель встречался с очевидцами тех событий и подробно описал все происходившее в Казани. В своей книге он четыре раза упоминает о Вениамине.

Таким образом, с 1775 г. митрополит Вениамин вновь управлял Казанской епархией. Это были наиболее деятельные для него годы: шло активное церковное строительство. Об этом свидетельствуют оригиналы антиминсов - прямоугольный тканевый (льняной или шелковый) плат с особыми изображениями, освященный и подписанный епископом, на котором совершается Божественная литургия при освещении храма. В фондах Национального музея РТ сохранилось 16 таких антиминсов, подписанных рукой Вениамина. Например, в 1778 г. после пожара было восстановлено здание Казанской семинарии, где возобновились занятия. По проекту известного архитектора В. Растрелли в 1781 г. в стиле барокко были выстроены архиерейские палаты с домовым храмом в честь Вознесения Христова на территории Казанского Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря. Эти палаты стали официальной резиденцией митрополита (сохранились на территории монастыря до настоящего времени).

После 20-летнего управления Казанской епархией Вениамин, достигший 76 лет, подал прошение об увольнении. И 17 марта 1782 г., «за старостию и немощами», был уволен на покой. Местом пребывания он сам себе выбрал Казанскую Седмиозёрную Богородицкую пустынь. Здесь, обеспеченный в содержании (ежегодно получал 4410 рублей), он спокойно проводил оставшиеся дни в служении Богу. Упокоился Вениамин летом 1785 г. и был похоронен в трапезной соборного храма в честь Смоленской иконы Божией матери. По смерти выяснилось, что никаких сбережений у него нет - все деньги старец раздавал неимущим, поэтому похороны провели на церковные деньги. По этому поводу сохранились воспоминания Платона Любарского (младшего современника Вениамина, также уроженца Украины, Черниговщины), возглавлявшего в 1773-1779 гг. Казанскую семинарию во время служения Вениамина: «Нравом чистосердечен, незлоблив, правдолюбив, строг с леностью,

благочестив, к трудам знания своего весьма охотен, щедр, любитель наук, старателен в защищении своих подчиненных и прочих бедных людей, обходителен, гостеприимен, во всем подлости и недостатку не терпящий».

Через несколько лет при реконструкции калориферной системы (для обогрева храма в холодное время года) возникла необходимость перенести останки митрополита. В 1899 г. останки Вениамина переложили в новый дубовый гроб и поставлен в нишу южной каменной стены. Ниша была заставлена табличкой с надписью: «Преосвященный Вениамин, митрополит Казанский, живший в Седмиозёрной пустыни с апреля 1782 года, в 1785 году в июле скончался и погребен здесь». Сегодня нижняя часть храма в честь Смоленской иконы Божьей матери, построенного в 1668 г. из местного природного камня, еще местами сохранилась (Фото 1). Монастырь был закрыт в 1928 г., а в 1929 г. храм взорван. Мощи преосвященного Вениамина, со слов очевидцев, были извлечены и целый месяц стояли в раскрытом гробе. Дальнейшая судьба мощей не известна.

15 сентября 2014 г. по инициативе настоятеля Удмуртского прихода храма Святых врачей-бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с. Нырья Кукморского района Республики Татарстан протоиерея Леонида (Прокопьева) и рядом с остатками древнего храма был установлен памятный крест и черная мраморная плита с надписью: «Светлой памяти митрополита Казанского и Свияжского Вениамина (Пуцек-Григоровича) 1706-1785 гг. Просветитель народов удмуртов, чуваш, марийцев. Похоронен в соборном храме в июле 1785 года» (Фото 2). В настоящее время идет процесс сбора документов для процедуры канонизации митрополита Вениамина.

В современной Казани и ее окрестностях сохранилось немало исторических памятников, связанных с жизнью и церковной деятельность митрополита Вениамина. Среди них - Свято-Успенский женский монастырь (где изначально располагалась Казанская семинария), Свято-Вве-денский Кизический мужской монастырь (действовавший во времена Вениамина), Благовещенский собор (в котором неоднократно служил митрополит), Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь («Архиерейская дача» - резиденция митрополита) (Фото 3), Седмиозёрная Богородицкая пустынь (место смерти и захоронения архипастыря) и др.

Фото 1. Часть южной стены храма в честь Смоленской иконы Божией матери Седмиозёрной Богородицкой пустыни (современный вид, фото 2017 г.)

■ ш^т

Фото 2. Памятный крест и мраморная табличка в честь митрополита Вениамина перед руинами храма в честь Смоленской иконы Божией матери Седмиозёрной Богородицкой пустыни (современный вид, фото 2017 г.)

Фото 3. «Архиерейская дача» - бывшая резиденция митрополита Вениамина на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (современный вид, фото 2017 г.)

Список использованных источников и литературы

1. Архипастыри Казанские. 1555-2007 / сост. Е.В. Липаков. Казань: Центр инновационных технологий, 2007. 746 с.

2. Митрополит Вениамин Пуцек-Григорович - первый создатель письменности поволжских народов: сб. ст.: проект победителя конкурса «Православная инициатива 2013-2014» / рук. проекта, сост. иерей Л.Н. Прокопьев. Ижевск: ИРТ, 2014. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.