здоровьем населения на муниципальном и региональном уровне / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2009612296. Федеральная служба по интеллектуальной собственности РФ, 06.05.2009.
Цинченко Г.М.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗДОРОВОЙ БЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ
НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кафедра социологии
и социальной работы
В современных условиях развития общества проблемы социальной защищенности человека, семьи, особенно молодой, становятся наиболее актуальными и первоочередными. Население многих стран мира оказалось в крайне сложной ситуации ввиду кризисов в экономике, растущей инфляции, острых межнациональных конфликтов, локальных войн и т. д. При этом резко сокращается рождаемость, возрастает смертность, что приводит к депопуляции населения. Ухудшаются параметры качества населения — здоровье, образовательный и профессиональный потенциал, происходит культурно-духовная деградация, особенно среди молодежи, растет девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение — преступность, нарко- и токсикомания, алкоголизм, суицидальное поведение и самоубийства, увеличивается бродяжничество, воровство и т. д.
Решение серьезных социальных проблем в области народонаселения может осуществляться лишь при наличии эффективно действующей системы оказания помощи и поддержки населения (детей, подростков, молодежи, семей с детьми, престарелых, инвалидов и т. д.). До настоящего времени такого рода система не создана ни в одной стране мира, хотя во многих странах приступили к ее созданию достаточно давно. Ранее действующие системы оказания помощи и поддержки
В настоящее время во многих законах, принятых в субъектах Российской Федерации, закреплено следующее понятие: молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительного брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.
Специалисты социальной работы отмечают четыре особенности молодой семьи в России.
1. Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом 69 % молодых семей живут за чертой бедности.
2. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью обустройства семейной жизни — приобретения жилья, организации быта.
3. Необходимость прохождения супругами определенных ступеней социализации: получение образования, профессии, рабочего места.
4. Необходимая адаптация к семейной жизни: 18 % молодых семей нуждаются в психологическом консультировании13.
Исследования показывают, что треть конфликтов в молодых семьях связана с ошибочными мотивами вступления в брак (браки не по любви, по легкомыслию, вынужденные браки и пр.), что приводит к быстрым разводам. Так, к 24 годам 75% молодежи вступают в брак, а 15% — уже разводятся14. Проблема же создания новой семьи после отрицательного опыта чрезвычайно обостряется.
Акселерация и сексуальная революция, феминизация школы, инфантилизм молодого поколения, плохо формирующаяся положительная установка на создание семьи в современных семьях, рост числа неблагополучных семей, рост уровня агрессивности, количества детских неврозов и патологий характера являются условиями, осложняющими формирование готовности к браку. Развлекательный характер предбрачного общения, отсутствие адекватной информации друг о друге — не способствует эффективному решению проблемы создания полноценной семьи. Не случайно, что на период первых двух лет совместной жизни падает 20% разводов, а первых четырех - 37%. Одной из распространенных причин неудачной семейной жизни является психологическая несовместимость супругов, плохое знание ими психологических особенностей друг друга и отсутствие умения строить правильные отношения. Для получения таких знаний нужна подготовка молодежи к семейно жизни, добрачная диагностика, причем желательно не после того, как подано заявление в ЗАГС, а заранее.
Специальная организация подготовки молодежи к вступлению в брак является одним из перспективных направлений деятельности социальных служб. Наиболее актуальное направление подготовки: юридическое, психологическое, медицинское, хозяйственноэкономическое. Необходимость реализации этих направлений обусловлена тем, что в своем большинстве молодые люди, вступающая в брак, имеют самые смутные представления о семейном праве, правовых основах брака, практически не умеют планировать бюджет, не владеют простейшими бытовыми навыками, не могут без больших денежных средств создать домашний уют, не говоря уже о психологическом климате в семейных отношениях.
Еще одна проблема — сохранение уже созданной семьи, поскольку дестабилизация
13 Семья как объект социальной работы / под общ.ред. Е. П. Тонковой. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - (Новое в гуманитарных науках. Вып. 20). - С. 44.
14Климантова Г. И., Ростовская Т. К. Молодая семья - демографический ресурс России. М., РГСУ. 2008. С.120.
брака - одна из важнейших современных демографических проблем, количественно выражающаяся в неблагоприятном соотношении зарегистрированных и расторгнутых браков. Далеко не все семьи с неблагополучными отношениями принимают решение о разводе. При этом семья формально сохраняется, но нарушаются ее основные функции. Существует ряд объективных факторов, влияющих на стабильность молодой семьи. К ним относятся:
1. Социально-экономические:
— общая дестабилизация всей социально-экономической системы, в которой находится семья;
— государственные структуры, ожидая от семьи выполнения ее основных функций, не создают ей даже минимальных условий для выживания;
—уровень семейного бюджета не соответствует уровню прожиточного минимума;
—резко обострились проблемы улучшения жилищных условий;
—возникла реальная возможность безработицы (особенно для женщин).
2. Психологические:
— семья как психологическая общность находится в процессе формирования новой модели межличностного взаимодействия супругов, родителей и детей;
—наибольшая трансформация произошла в сознании женщины;
— потребности и интересы, модели ролевого поведения мужчины и женщины и семье сблизились, приобрели «усредненный» стиль;
—широкий диапазон ролевого репертуара современного человека порождает своеобразную имитацию семейного взаимодействия (супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняя их традиционную внешнюю форму и не вкладывая в них необходимое внутреннее содержание);
— социальная и психологическая незрелость молодежи, вступающей в брак и в ранние половые связи.
К числу причин, вызывающих конфликты в семье, и, следовательно, зачастую приводящих к разводу, относятся причины, связанные в основном с отсутствием заботы, внимания, психологическое отчуждение, неуважение, постоянная критика, отсутствие взаимопонимания, неумение установить контакт с родными супруга, недовольство бытом, финансовые разногласия, а также различные недостатки и пороки (пьянство, алкоголизм, бесплодие). Каждая из этих причин предполагает; соответствующие способы работы по их устранению. Это те направления работы с молодежью, которые могут помочь в решении проблемы сохранения молодой семьи. «Неустройство семьи расстраивает всю Вселенную»,
— говорил Иоанн Златоуст. И сегодня глубинные корни массовой наркомании, агрессивности, половой распущенности кроются в неблагополучии семьи. Распространение
психических заболеваний также связано с душевными травмами, полученными в семье15.
Проблемы молодой семьи тесно связаны с демографическим кризисом, одна из самых существенных причин которого заключается в том, что россияне не хотят рожать детей. Чтобы происходило простое воспроизводство населения, каждой семье необходимо иметь в среднем 2,17 ребенка, тогда как в настоящее время этот показатель почти вдвое меньше.
По мнению профессора А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи Московского государственного университета, основной причиной тому служит падение престижа многодетной семьи. Для современных людей такие понятия, как семья и дети, вообще не входят к представлению об успехе. Однодетная семья стала в России социальной нормой. Если в некоторых странах Азии, где принято рожать по четыре и более детей, семья с тремя детьми будет казаться ненормальной, своего рода «диссидентом», то в России таким «диссидентом» выглядит семья многодетная. В нашем обществе в последние годы стали превалировать так называемые конъюгальные (то есть супружеские) семьи, не имеющие детей или имеющие только одного ребенка и основанные, прежде всего на эротической близости между супругами. Такие семьи на поверку оказываются крайне непрочными, что и выражается в растущем числе разводов, так как установлено, что увеличение детности ведет к уменьшению разводимости16.
Репродуктивное поведение молодежи значительно изменилось в 90-е годы прошедшего века: коэффициенты рождаемости (соотношение живорождений на 1000 женщин) снизилась в группе 15-29-летних женщин с 1990 по 1998 год в 1,5 раза. Уменьшение числа родившихся имело место в 82 субъектах РФ. 18—20% супружеских пар в настоящее время от одного ребенка, тогда как по рекомендациям психологов и социологов семья должна иметь 2—3 детей.
Круг причин подобного положения достаточно широк: от материально- экономических трудностей молодой семьи (отсутствие собственного жилья, недостаточное количество детских дошкольных учреждений, низкие пособия матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком) до медицинских проблем (бесплодие и др. заболевания). Вместе с тем ребенок в молодой семье рождается, как правило, рано, что ставит перед семьей массу трудноразрешимых проблем. Ранние роды, плохое здоровье, плохое медицинское обслуживание, - все это ведет к существенному росту родовых травм, различных детских аномалий и пр. Информационно-просветительская работа, которая может дать огромный
17
эффект в решении этой проблемы, к сожалению, ведется на очень низком уровне .
Материально-экономическая проблема, включает в себя: трудности с получением жилья, устройством детей в дошкольные учреждения, снижением уровня материально-
15 Семья как объект социальной работы / под общ.ред. Е. П. Тонковой. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - (Новое в гуманитарных науках. Вып. 20). - С. 44.
16 т
Там же
17 т
Там же
финансовой обеспеченности и пр. В особо тяжелом положении при этом находятся те молодые семьи, члены которых или учатся, или заняты в непроизводственной сфере (народном образовании, здравоохранении, сфере обслуживания). Решить эти вопросы можно только комплексно, развивая молодежную политику в неразрывной связи с общей социальной политикой.
Необходимо сосредоточить внимание структур, занимающихся работой с молодыми семьями, на оказание содействия молодоженам и молодым супругам в поиске и подборе места работы, а также временных и дополнительных источников дохода, в том числе путем создания новых рабочих мест.
В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки кризиса, дезорганизации семьи, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
В настоящее время семью исследуют разные науки: социология, педагогика, психология, демография и др. При этом каждая наука имеет свои понятия, которые достаточно специфично описывают семейные явления. Общим для всех наук в изучении семьи является использование понятия благополучной и неблагополучной семьи.
Вопрос о том, что представляет собой благополучная семья, довольно сложный. Если за основу различения благополучной и неблагополучной семьи взять выполнение функций, то к благополучной семье мы отнесем ту, в которой все функции выполняются. Количество функций может сильно варьироваться в зависимости от потребностей, которые удовлетворяются в семье. В связи с отсутствием достаточно четкого определения потребностей, которые удовлетворяются семьей, различные исследователи выделяют и отличающиеся друг от друга функции семьи. Большинство исследователей рассматривают следующие функции: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную,
сексуальную, духовного общения, социального контроля, приумножения и передачи по наследству частной собственности. Отдельные авторы выделяют экономическую, репродуктивную, рекреативную (восстановления) функции, заботы о доме, социализирующую (социальные умения, навыки), терапевтическую (привязанность, поддержка) функции. Между тем главная функция семьи — репродуктивная, т. е. обеспечение появления и воспитания потомства, порождает все остальные функции и определяет задачи, стоящие перед семьей. Как показывают научные исследования, высокий уровень развития цивилизации связан с увеличением длительности детства. Чем выше уровень цивилизации, тем дольше длится человеческое детство. Социализация современного ребенка (его врастание в сообщество взрослых) включает и время, затраченное на получение образования. Процесс воспитания ребенка включает не только
100
биологическое его выживание, но и усвоение основных духовных ценностей человечества, в первую очередь у его родителей.
Воспитание ребенка в семье порождает усиление ее экономической функции — обеспечения жизнедеятельности семьи, так как семья обеспечивает здоровье, воспитание и образование ребенка. Экономическая база семьи определяет возможности, которые может получить растущий ребенок. Экономическая функция семьи способствует обеспечению педагогической, воспитательной функции семьи, которая проявляется в психологической защищенности, развитию личности и формированию позитивной «Я»-концепции всех ее членов.
Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Во-первых, это семья, которая выполняет все функции. Во-вторых, такая семья должна состоять из родителей и детей (не менее трех). В современной ситуации в обществе семья, имеющая трех детей, является многодетной. В-третьих, все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «Я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, овладевать семейными ролями, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.
В большой семье возникают микрогруппы, которые способствуют объединению членов семьи по интересам и духовной близости, взаимному притяжению членов семьи, которое значительно выше, чем среди просто знакомых людей. Взаимное притяжение определяется эмоциональной и исторической памятью семьи, чувством определенной защищенности, вызванным мифами, легендами, рассказами о поступках членов семьи, родственников, их подвигах и т. д. Жизнь в семье способствует тому, что складываются общие привычки и традиции, стереотипы поведения, определяющие облик всей «фамилии». Члены семьи обладают общим психосемантическим полем, которое дает возможность многое подразумевать, при этом общение становится более близким, продуктивным, помогающим снимать смысловые барьеры, проблемы.
Семья является сложным образованием. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью норм, санкций, образцов поведения, и в то же время является объектом семейной и демографической политики. В семье происходит регламентация отношений между супругами, родителями, детьми и родственниками. С точки зрения взаимоотношений ее членов семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Все члены семьи знают, что хорошо и что плохо, какие поступки не одобряются в семье, а какими гордятся. Человек, живущий в семье, часто не задумывается о своем личностном выборе, многих решениях, так как они приняты на основе системы семейных правил.
В семье складывается внутренняя система оценок, которая позволяет человеку узнавать
101
и создавать представление о себе: любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответствует ли он социальным нормам и требованиям. Традиции, семейные нормы играют защитную роль, ограничивают пространство личной ответственности человека семейными рамками, формируют самосознание посредством предъявления образцов поведения. Таким образом, в семье естественно складываются необходимые условия для естественного нормального психического развития, которые невозможно создать искусственно, вне семьи.
Рассмотрев характеристику благополучной семьи, более подробно остановимся на определении неблагополучной семьи. Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. Сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.
В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.
Семья «группы риска» — это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка. В таком случае сама семья и специалисты, работающие с ней, справиться с ее социализацией не могут. В результате ребенок из семьи изымается, а родителей лишают родительских прав по отношению к детям. При наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании помощи можно преодолеть ситуацию семейного неблагополучия и
102
семья социализируется.
К неблагополучным семьям относятся семьи, которые характеризуются низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому они не справляется с возложенными на них функциями, при этом их адаптивные возможности значительно снижены.
Статус семьи — комплексная характеристика, отражающая положение семьи в определенной сфере жизнедеятельности в данный момент времени, ее адаптацию, воспитательные и педагогические функции в отношении детей, взаимоотношения между членами семьи и отношение к детям, отражающая уровень ее культуры, соответствие ее ценностей нормам и правилам жизни в обществе. В неблагополучных семьях снижен социальный статус ребенка.
Практические работники (учителя, психологи, социальные педагоги, социальные работники, воспитатели и др.) постоянно сталкиваются с тем, что проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, напрямую связаны с их жизнью в семье. Ситуация в семье определяет дальнейшее развитие ребенка, его поведение, обучение и т. д. Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной тактики оказания помощи, направленной на работу с семьей в целом и на ребенка, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его семейной ситуации. Наиболее трудными случаями подбора форм и видов работы для оказания помощи являются неблагополучные семьи, в которых проживают дети разного возраста.
Характеристики неблагополучной семьи показывают, что проблемы, в которые они погружены, условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские, психологические и педагогические. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе.
В настоящее время социальное сиротство, когда дети становятся сиротами при живых родителях, довольно распространено. Резкое увеличение количества детей-сирот, в том числе и социальных, в связи с усугублением экономического кризиса приводит к тому, что появляется все больше интернатов для детей-сирот, детских домов; растет число неблагополучных семей, где родители, доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход в приобщении к алкоголю, срывают свою злость на беззащитных детях, демонстрируют асоциальные формы поведения (бродяжничество, попрошайничество, воровство и т. д.). Вступив на такой путь, семья деградирует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и детей особенно.
Неблагополучная семья — это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.
В неблагополучной семье часто ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д.
Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.), физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.д.), социальное (выгоняют из лома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т. д.). Опыт показывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой или даже невыносимой.
Дезадаптированная семья и асоциальная семья являются одними из видов неблагополучной семьи. Большое количество отклонений в поведении детей и подростков — безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, побеги из дома и т. д. — имеют в основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в семье. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия человека со средой, которое характеризуется невозможностью осуществить в конкретных социальных условиях позитивную социальную роль, соответствующую его возможностям. Сегодня приходится констатировать, что из многих семей уходит понятие дома как теплого и уютного домашнего очага. Семья утрачивает свою созидательную, воспитательную и просветительскую функцию из-за дефицита времени, нежелания или неумения воспитывать своих детей. Дефицит общения в семье приводит порой и к отсутствию привязанности к ней, а это в свою очередь порождает безответственное материнство и отцовство и к сиротству детей при живых родителях.
Асоциальная семья - тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Она опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением детей.
Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия:
• через диагностику супружеских и родительско-детских отношений;
• через изменения в поведении детей и подростков;
• через изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.
Для диагностики супружеских отношений широко используются методы, позволяющие определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) браком, изучить межличностные отношения супругов, выявить нарушения семейных
104
отношений и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Своевременная помощь семье в построении супружеских отношений играет важную роль в ранней профилактике семейного неблагополучия.
Для изучения родительско-детских отношений широко используются рисуночные тесты, позволяющие проанализировать взаимоотношения в семье и выявить дефекты семейного воспитания.
Изучение процесса взаимодействия родителей с детьми позволяет определить степень близости (дистанцированности, зависимости — независимости, симпатии — антипатии) родителей и детей.
Для выбора стратегии диагностики неблагополучия семьи важно учитывать следующие положения: кто в семье нуждается в помощи специалистов; каков характер этой помощи; какова причина возникшего неблагополучия.
Ряд ученых - Олиференко Л. Я., Дементьева И. Ф., Москаленко В. Д., Целуйко В. М.
- считают, что неблагополучная семья характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены и в силу этих причин семья не справляется со своими функциями.
В качестве критериев семейного неблагополучия на основе анализа литературы и данных исследования семей можно выделить семь факторов, влияющих как на каждого члена семьи, в том числе и на ребенка, так и на семью как функциональную систему в целом: структурные дефекты семьи, дефекты воспитания, дефекты материальнобытового характера, дефекты личностных социально значимых качеств родителей,
18
дефекты супружеских отношений, дефекты стабильности брака .
Выявлено, что 70% неблагополучных семей имеют не менее 3-4 дефектов.
Труднее всего устранить следующие критерии семейного неблагополучия: структурные дефекты семьи, дефекты воспитания, дефекты материально-бытового характера, дефекты личностных социально значимых качеств родителей, дефекты стабильности брака.
Влияние дефектов воспитания, дефекты личностных социально значимых качеств детей, дефекты супружеских отношений можно значительно снизить систематической и целенаправленной работой всех субъектов профилактики семейного неблагополучия: органов социальной защиты, образования, здравоохранения и др.
Семья — это основной социальный институт, где осуществляется социализация ребенка. В целом под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
18 Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа. 2005. С. 18-19.
Семейное воспитание можно рассматривать как психолого-педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей.
Базовая роль семьи в социализации подрастающего поколения подтверждается следующими положениями:
1. Семья - базисная основа социализации личности, особенно первичной. Социальная сущность семьи определяется двумя основными функциями, которые она выполняет в обществе: репродуктивной и первичной социализации нового поколения, осуществляющейся в самой интимной форме с самого рождения человека. С воспитания в семье начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Семья призвана предотвращать дезинтеграцию личности, является амортизатором между обществом и индивидуумом.
Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в социализации подрастающего поколения. Именно в семье все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передается от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и испокон веков максимально действенных способов - живого примера старших, показа ими образца, образа жизнедеятельности членов семьи, подражания, практического научения, уважения предков и их обычаев.
Преимущественно семья передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе, осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов предопределяет социальное положение детей.
2. Семья обеспечивает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений.
Социализирующая роль семьи как простейшей и наидревнейшей формы семейной организации с момента ее зарождения основывалась и основывается на природных (инстинктивных) стремлениях и действиях человека.
Ответственной и сложной задачей социализации детей в семейной среде выступает подготовка человека к созданию самостоятельной семьи, к семейной жизни, к воспитанию своих детей.
3. Через институт семьи из поколения в поколение передаются генотипные и ментальные особенности народа, национально-психологические и культурные традиции народной жизни.
Семейное воспитание содействует осуществлению неразрывной связи поколений, единству их прошлого, современного и будущего, моральному единству (солидарности) членов семьи как людей и как представителей общества.
106
4. Именно семья обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности, а также вторичных, социальных -удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность.
Природа наделила человека определенным набором психологических потребностей, которые в наибольшей мере реализуются только в семье.
Семейное воспитание обладает непревзойденностью по своему эмоциональному характеру, что содействует удовлетворению потребностей личности ребенка в уважении, признании, симпатии, поддержке, психологической защите, сохраняет и укрепляет психофизическое здоровье каждого члена семьи, дает возможность правильно понимать духовный мир других людей. На основе эмоционального общения, контактов, влияния в семье ребенок приобретает самые необходимые коммуникативные умения: чувствовать то, что чувствуют другие люди, при этом сопереживать им; выражать то, что он переживает; правильно понимать эмоциональное состояние других людей. Появление на ранней стадии развития ребенка такого рода умений — необходимое условие развития данных духовных потребностей, потребности в приобщении к духовному миру другого человека. Высокий эмоциональный уровень семейного уклада является уникальным родником мыслей, чувств, общения ребенка в самом раннем возрасте, когда он по природе своей настолько сильно восприимчив, что приобретает богатство этих мыслей, чувств и общения с родными, близкими и друзьями на всю жизнь.
5. В семье ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из социальных институтов не может сравниться с семьей19.
6. Особое место в социализации подрастающего поколения занимает семья в формировании и развитии духовно-нравственной сфер личности детей.
Эффективность мер социализации по формированию патриотизма и нравственности у детей в решающей степени зависит от семейного воспитания. Через семью ребенок получает азы любви к «малой» Родине, именно через семью передается генетическая связь поколений, патриотическая ментальность народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей. Приоритетная роль семьи в формировании и развитии духовно-нравственной и эмоционально-чувственной сфер личности детей проявляется по нескольким направлениям.
Во-первых, именно в период проживания в семье ребенком усваиваются основные духовные патриотические ценности и идеалы.
19 Семья в социально-психологической парадигме исследования: коллективная монография / под общ.ред. Академика РАН В. И. Жукова и проф. Е. А. Петровой. Москва, РИЦ АИМ. 2008. С. 4-5.
Овладеваемые ребенком духовные и патриотические ценности имеют некоторые особенности, характеризующие сензитивность их восприятия на этапе проживания человека в родительской семье20.
Духовные и патриотические ценности онтологичны, поскольку имманентно присущи человеку. Они даны ему от рождения и являются естественной средой личности (невозможно нс любить свою Родину-мать). Они не даны непосредственно и не явно выражены, едва уловимы рационально. Поэтому в гносеологическом аспекте их познание и последующая реализация в поведенческой практике осуществляется посредством культурных механизмов: через традиции, обычаи, нормы, ритуалы.
Духовные и патриотические ценности, приоритетно формируемые в семье, относятся к базовым ценностям, составляющим фундамент личности. Они тесно переплетены и с общечеловеческими, и с социоцентрическими ценностями. Они представлены прежде всего такими понятиями: Родина, отечество, держава, государственность, служение, национальное сознание.
Важным ценностно-смысловым пространством патриотизма выступают такие онтологические ценности, как: природа, родители, Родина, родственники, народ. Эти слова составляют основу укорененности личности в культуре. По своей сути эти понятия архетипичны и предзаданы человеку по факту его рождения. Эта неосознанная, интуитивная патриотичность очень важна для формирования личности. Русский философ И. А. Ильин по этому поводу писал: «По-видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою. Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания»21.
Русская душа иррациональна и источники ее патриотизма лежат, прежде всего, в глубоких пластах народной памяти, в опыте предшествующих поколений, бережно хранящих традиции, предания, заветы, обычаи предков. Поэтому развитие уважительного отношения к наследию своего народа является важным условием формирования внутренней, духовной, психологической культуры человека.
Во-вторых, в семье формируются базовые личностные качества и социальные чувства детей духовно-нравственной и патриотической направленности.
20 Климов С. Н. Ценностный потенциал патриотического воспитания // Ценностные приоритеты образования XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. Луганск, 2-4 октября 2007 г. - Луганск: ЛГПИ. 2007. С. 22-27.
21 Семья как объект социальной работы / под общ.ред. Е. П. Тонковой. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - (Новое в гуманитарных науках. Вып. 20). - С. 44.
В период доминантного воздействия семьи (от рождения до 10 лет) формируются основные духовные и патриотические ценностные ориентации; закладывается отношение к религии; формируются основы нравственно-правового поведения.
С позиций формирования духовности и патриотизма у детей очень важно, чтобы семья воспринималась не только как семейная группа из 2-4 человек, а как социальная группа родственников, связанных кровными узами по вертикали и по горизонтали, т.е. как родство поколений и совокупность всех родственников - как живых, так и мертвых. Важность этого связана с необходимостью знать свои корни, свое происхождение, ощущать свою причастность к будущему. Семейная родословная -неисчерпаемый источник патриотического воспитания детей и подростков.
В-третьих, в семье формируются навыки социально полезной духовной и патриотической деятельности.
Воспитание в семье позволяет осуществлять социализацию личности ребенка, с одной стороны, через адекватное отражение в его сознании и поведении традиций, обычаев, привычек, нравов, уклада, с другой — посредством критического осмысливания ребенком своей позиции в системе семейных отношений, их анализа, оценки и самооценки.
В-четвертых, семья обладает мощнейшим потенциалом естественного, гуманистического социализационного воздействия на подрастающее поколение. Семья, в отличие от других социальных институтов, способна незаметно (исподволь), но весьма действенно формировать у детей человеческие чувства к своим родителям, дедушке, бабушке, членам семьи, будущим детям и через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству. Эмпатийное переживание ребенком конкретных семейных связей, поддерживаемых мощным фактором - инстинктом, является самым уникальным средством и источником для возникновения и укрепления чувства связи с обществом, своим народом, всем человечеством. Эти общечеловеческие связи представляются детьми прежде всего по аналогии с семьей, с родственными связями. Наличие естественной теплоты любви и сердечности в семейном общении и в отношениях служит мощным фундаментом для формирования нравственноэмоциональной сферы личности детей, особенно в сложных переломных социальных условиях, когда уровень морального развития общества противоречив и когда дети в силу жизненной неопытности не подготовлены к тому, чтобы сделать правильный выбор между общечеловеческими качествами гуманистической морали (гражданственностью, патриотизмом, уважительностью к родителям, старшим, соотечественникам ко всем людям планеты и их культурам, трудолюбием, гуманностью, добротой, милосердием, честностью. добропорядочностью) и антиобщечеловеческими проявлениями (национализмом, неуважительностью. неуживчивостью, негуманностью, немилосердием, бесчестностью и непорядочностью). Преимущественно семья,
семейные родственные связи и отношения очеловечивают поступки и действия детей22.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации отмечается, что семья это «основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей,
23
отношений к себе, к другим людям и к Отечеству» . Социально-воспитательный задел, осуществляемый семьей, развивается в дальнейшем в деятельности образовательновоспитательных, трудовых, воинских коллективов, культурно-просветительских учреждений, общественных организаций.
Из всех разнообразных дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье осуществляется в результате усвоения образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. В развитии личности ребенка поведение родителей до подросткового возраста является эталоном для подражания. Хорошее знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подросткам не искать заново решения стандартных ситуаций, а вести себя автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде усвоенными нормами. Нестандартные ситуации в семье решаются с помощью норм, принципов, ценностных ориентаций, которые объединяют всех членов семьи.
Необходимость создания семьи в условиях, в которых в настоящий момент находится наше общество, должна постепенно возрастать, поскольку семья повышает психологическую и психофизиологическую устойчивость к неблагоприятным условиям. Она не только создает психоэмоциональный комфорт, но и имеет прямое отношение к состоянию здоровья человека.
Семья как базисный социальный институт является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека. Она играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Существует тесная связь между благополучием (или неблагополучием) семьи и другими социальными процессами: демографическими изменениями в обществе, его экономической и социальной стабильностью, нравственным и физическим здоровьем. Это особенно заметно на примере молодой семьи, которая находится в стадии становления и функционирует в изменчивой социальной среде, нередко оказывающей на нее негативное воздействие.
22Семья в социально-психологической парадигме исследования: коллективная монография / под общ.ред. Академика РАН В. И. Жукова и проф. Е. А. Петровой. Москва, РИЦ АИМ. 2008. С.13-15.
23 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М.: Росвоеннцентр. 2003.
В настоящее время отличительными признаками трансформации семьи являются: рост числа разводов среди молодых семей, увеличение количества неполных семей и матерей-одиночек, нарастание социального сиротства, алкоголизации и наркомании среди подростков и родителей, конфликтности во внутрисемейных межличностных отношениях, неумение (или нежелание) супругов улучшать нравственно-психологический климат семьи, разрешать возникающие конфликты взаимными уступками друг другу. Тенденции развития российской семьи носят главным образом негативный характер: это, прежде всего, бедность большинства семей, рост числа матерей-одиночек (в том числе несовершеннолетних, то есть социально незрелых), низкий уровень рождаемости, распространение абортов, отрицательно влияющих на здоровье женщин.
Снижение нравственной культуры молодежи и всего общества в целом влечет за собой терпимое отношение к добрачным половым связям и их негативным последствиям: внебрачной рождаемости детей несовершеннолетними и
чудовищному, небывалому ранее явлению — «отказным» детям, оставляемым в родильных домах, жестокости и насилию в семье, социальному сиротству при живых родителях, возникающему «на фоне» их алкоголизации, наркомании и других форм социально-нравственной деградации.
Безграмотное половое просвещение пробуждает у детей любопытство к интимной стороне жизни взрослых, а пропаганда современными СМИ свободы половых отношений до и вне брака создает у подростков и молодежи иллюзию
24
вседозволенности. Рост детской беспризорности буквально «захлестнул» страну .
Все это позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях в России проблемы возрождения здоровой благополучной трудоспособной семьи стали особенно острыми.
Умению создавать и сохранять семью, культуре и основам семейного общения, воспитанию детей необходимо учить молодых людей и это задача всех служб, работающих с молодежью, семьей и детьми. Действительно, семья — это большой, долгий и упорный труд, которому нужно учиться, для которого необходимо терпение (и ему тоже нужно учиться), его нужно уважать и ценить, это должен знать каждый гражданин, осознавать, что семья — великая ценность, а не вынужденно с сожительство, обусловленное появлением нежеланных детей25.
К сожалению, все чаше доминирует последний вариант, и для преломления такой тенденции должна проводиться соответствующая работа. Однако в настоящее время отсутствует не только единая целостная система воспитания молодежи, но и общенациональная идея, которая могла бы объединить общество.
24 Там же, с. 178-179.
25 Там же, с. 166.
В воспитании подрастающего поколения сегодня большую роль играют средства массовой информации, которые «по существу, объявили запрет на нравственность, а система ценностей, предлагаемых с экрана и страниц желтой прессы предельно ясна: цинизм, разврат, невежество, насилие, потребительство, нигилизм, анархия, пропаганда наркотиков и свободного секса. Если к мутному потоку, льющемуся с экрана, из газет молодежных изданий, добавить то, что происходит в реальной жизни на улице — получится почти «стройная система воспитания», в основе которой — агрессия, насилие, вседозволенность и отрицание всякой морали26. Средства массовой информации могли бы стать помощником в деле воспитания подрастающего поколения, пропаганде традиционных семейных ценностей, привития высоких моральных и нравственных качеств, в патриотическом воспитании детей и подростков при условии отказа от своего разрушительного курса. Они могли бы влиять на формирование у молодых людей твердого нравственного стержня, благодаря которому человек сможет устоять в любых жизненных испытаниях.
Подготовка подрастающего человека к семейной жизни, выполнению супружеских и родительских обязанностей, воспитанию детей, межличностному общению в рамках социума должна осуществляться на всех этапах его развития и при участии всех социальных институтов, участвующих в воспитании и социализации личности. При этом необходимо при определении содержания и методики воспитания учитывать специфику возрастного становления личности, характер семейно-брачных отношений, комплексность и взаимосвязь всех факторов формирующих личность.
Таким образом, семья играет базовую роль в социализации подрастающего поколения. Полный учет социально-психологических особенностей реализации функции социализации семьи в современных условиях является необходимым условием и предпосылкой научно обоснованной политики в отношении семьи в современном российском обществе.
26 Там же, с. 166.