Научная статья на тему 'Социальная обусловленность исследования повседневных проблем детей в семье'

Социальная обусловленность исследования повседневных проблем детей в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
704
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СЕМЬЕ / СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ / ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ / ПРИЧИНЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ. / SOCIAL PROBLEM IN THE FAMILY / FAMILY ILL-BEING / CONFLICT FAMILIES / DOMESTIC VIOLENCE / CHILD ABUSE / REASONS OF VIOLENCE IN THE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Илгамова Э.З.

В статье выявлены факторы, определяющие семейное неблагополучие, а также особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Представлены характеристика конфликтных семей и причины жестокого обращения с детьми в быту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Dependence of Research of Children's Everyday Family Problems

The article reveals the factors determining family ill-being and peculiarities of upbringing and relations of parents and children. The author presents characteristics of conflict families and reasons of domestic violence towards children.

Текст научной работы на тему «Социальная обусловленность исследования повседневных проблем детей в семье»

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4

Социология

УДК 316.728

Социальная обусловленность исследования повседневных проблем детей в семье

Илгамова Э.З.

Ассистент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева

В статье выявлены факторы, определяющие семейное неблагополучие, а также особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Представлены характеристика конфликтных семей и причины жестокого обращения с детьми в быту.

Ключевые слова: социальная проблема в семье, семейное неблагополучие, конфликтная семья, домашнее насилие, жестокое обращение с детьми, причины насилия в семье.

Личностное развитие несовершеннолетнего рассматривается через призму его социальной ситуации развития, индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. В результате социально-экономической и духовно-нравственной нестабильности общества происходят изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, характеризующиеся неблагоприятными семейно-бытовыми отношениями, возрастанием асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания, нарушение норм морали, насилие, рост самоубийств и т.п.) [1].

Для решения вопросов о том, что является социальной проблемой, и какие действия направлены на ее решение, возникает потребность в теоретическом осмыслении данного понятия. На сегодняшний день имеется множество подходов в исследовании социальных проблем детей: социальной девиации в детской среде, социального статуса ребенка-инвалида, социального сиротства, социальной реабилитации и т.д. В теоретическом и практическом аспектах данные проблемы исследуют отечественные авторы: А.Ф. Ачиль-диева, С.А. Беличева, С.И. Григорьев, Л.К. Грачев, Н.С. Данакин, Ю.А. Клейберг, A.M. Панов, Г.Г. Силласте, Т.В. Шеляг, Ю.Г. Эланский, Е.Р. Смирнова и другие.

Корни большинства проблем личности следует искать в семье. Сложной стала проблема прочнос-164

ти брака. Контрпродуктивным для сохранения и развития полной семьи является то, что в обществе постепенно формируется отношение к разводу как к норме. Распад семьи ведет к увеличению количества детей, воспитывающихся в неполных семьях.

В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью. Для сохранения ее роли необходимо формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Р.Ф. Хабриев считает: «Российское общество в процессе своей трансформации продуцирует различные варианты девиантного поведения и связанные с ними социальные проблемы и поэтому закономерно возрастает потребность в социологических знаниях их специфики, закономерностей и природы» [2, с. 5].

На сегодняшний день встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи [3].

Л.А. Шелег выделяет целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4

1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.

2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.

3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.

4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, следовательно - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями [3].

В неблагополучных семьях складываются отношения, негативно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь.

Среди различных типов неблагополучных семей ярко выраженными являются конфликтные семьи. Конфликтная семья определяется межличностной несовместимостью между мужем и женой, наличием отрицательных эмоций, непонимания, отсутствием согласованности действий от реализации семейных функций. В такой семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть не только шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, но и спокойными, незаметными, где отношения супругов сводятся к полному отчуждению, стремлению избегать любого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности подростка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

Угрожающим явлением, которое широко распространилось в современных российских семьях, стало жестокое обращение с детьми. Насилие в семье на сегодняшний день остается актуальной и многогранной проблемой, присущей любому обществу независимо от уровня его социального, политического, экономического и культурного развития. Семейное насилие в различных формах приобретает значительные масштабы и требует глубокого изучения и осмысления. Официально признано, что до-

Социология

машнее бытовое насилие не зависит от социального и экономического положения и этнической принадлежности [4, с. 105]. Определяющими факторами, способствующими развитию такого насилия, являются властные и гендерные отношения.

В исследовании домашнего насилия феминистски ориентированные ученые Р. Добаш, Л. Уолкер, М. Косс, К. Йолло, Д. Курц и др. исходят из положения о существовании гендерной асимметрии, то есть мужчины значительно чаще совершают насилие над женщинами, чем наоборот [5, с. 122]. Некоторыми из этих ученых отрицается даже сама идея инициирования насилия женщинами, они обосновывают ту идею, что если женщина все же совершает насилие, то исключительно с целью самообороны.

Другие исследователи, изучающие семейное насилие, такие как М. Страус, Э. Даглас, Д. Хайнс, С. Стайнметц, Р. Геллес и др., исходят из существования гендерной симметрии в мотивах и частоте насилия в семейных отношениях и делают упор на теориях конфликта и социального обмена [5, с. 122].

Домашнее насилие происходит между близкими людьми: мужем и женой, другом и подругой, гомосексуальными партнерами, родителями и малолетними детьми, пожилыми родителями и их взрослыми детьми. Любой человек может быть подвергнут насилию дома, однако больше всего жертв - среди женщин и детей. Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления, с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха, другими словами, это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого [6].

Отношение родителей к детям в рамках института семейных отношений подвергалось изменениям на протяжении тысячелетий. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый способ планирования семьи и избавления от недоношенных, слабых или дефектных детей. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, Ллойд Демоз выделяет «шесть трансформаций в отношении к детству:

1. Инфантицидный стиль (с древности до IV века н.э.) характеризуется массивными детоубийствами, насилием. Детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили детей в жертву, главнейшим методом воспитания была жестокость. В Римской империи умерщвление детей стало рассматриваться как убийство только в 374 году н.э.

2. Бросающий стиль (IV-XIII вв.) - ребенок остается объектом семейной агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, в чужую семью.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.) - ребенок еще не стал духовной личностью и полноправным членом семьи, ему отказывают в самостоятель-

165

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4

ности, индивидуальности. Оказание сопротивления взрослым, дети подвергаются избиениям. В XVI веке еще сохраняется торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических и экономических обязательств.

4. Навязчивый стиль (XVIII в.) - ребенок становится ближе родителям, но внутренний мир его подвергается контролю, а именно посредством метода запугивания несовершеннолетних приводят к послушанию.

5. Социализирующий стиль (XIX - первая половина XX вв.) - ребенок предстает объектом воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Однако развитие промышленной индустрии обусловило развитие экономического вида насилия над детьми.

6. Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время) - родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, в отношениях преобладает эмоциональный контакт и сочувствие» [7, с. 9].

Все вышеперечисленные стили в определенной мере имеют место в современной России. По мнению автора, в нашем обществе не наблюдается открытой инфантицидности, но сохраняется фактор детоубийства посредством абортов на поздней стадии беременности, хотя, с точки зрения религии, аборты на любой стадии развития плода считается убийством. Действуя против воли ребенка, взрослые оставляют его, в лучшем случае, в интернатах, домах ребенка, в худшем - на улицах. Возрастает рост краж и продаж детей в качестве доноров, также следует отметить распространенные случаи развития экономического насилия над детьми такого, как подростковая проституция.

Отношение к подрастающему поколению является исторически, экономически и социокультурно обусловленным явлением. Социум осознает и идентифицирует отношение к детству как социальной проблеме.

Как считает Т.В. Шипунова, причины жестокого обращения с детьми в семье следует рассматривать в четырех контекстах:

1. Социокультурный контекст подразумевает анализ классовой структуры общества и экономического состояния отдельных классов (условия проживания, работа/безработица, благосостояние/ситуация бедности).

В этом случае социолог акцентирует внимание на специфические для каждого общества установки и отношение к насилию, взаимоотношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей, формальные и неформальные социальные сети и др. Так, на сегодняшний день наблюдается рост числа фактов насилия над детьми со стороны лиц мужского пола, несмотря на упадок традиционных представлений о 166

Социология

мужественности в российском обществе. Причиной этому могут являться распространенные в культуре представления о методах воспитания, а именно о физическом наказании как эффективном средстве педагогического воздействия на «непослушного ребенка».

2. Семейный контекст включает в себя анализ изменений структуры семьи (снижение уровня рождаемости, плюрализм форм супружества и семьи, увеличение числа разводов и разрыва отношений), взаимоотношений и их динамики (большое количество конфликтных ситуаций между поколениями, неадекватное распределение власти, двусмысленные области взаимоотношений, коллизии между супругами, изменение ролей родителей и детей), фрагментарности семейных отношений.

В данном контексте жестокое обращение с детьми в семье детерминируется стрессами родителей, ссорами между супругами, раздражительностью и нервозностью отца и матери. При этом ребенок перенимает модель разрешения конфликтов и усваивает образцы поведения в трудной ситуации, что в последующем ведет к возрастанию непослушания ребенка и применению в отношении его все более жестких форм «усмирения».

3. Индивидуальный контекст родителей опирается на представления родителей о здоровом образе жизни, специфический взгляд на собственный опыт детства, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способность бороться со стрессами.

По мнению Т.В. Шипуновой, ребенок является не только объектом воздействия, но и действующим лицом управления действиями собственных родителей, однако он не обладает достаточными знаниями и полномочиями, позволяющими полностью контролировать ситуацию. С данной позиции насилие над детьми выражается посредством власти родителей и в целом взрослого мира.

4. Кризисный контекст предусматривает изучение дефицита средств для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье, также нагрузок, вызванных социальными изменениями, снижение сопротивляемости родителей в кризисных ситуациях, компетентности взрослых людей в решении конфликтов и изменении собственных представлений о подрастающем поколении в процессе их социализации [8].

Распространенность жестокого обращения над детьми очень велика. По данным статистики в России от домашнего насилия ежегодно погибают от 2 до 2,5 тысяч детей, около 2 миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тысяч из них находятся в розыске, около 2 тысяч ежегодно сводят

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4

Социология

счеты с жизнью, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. Число беспризорных в стране продолжает увеличиваться, оно достигло уже 34 млн. [9, с. 57].

Все формы жестокого обращения над ребенком сопряжены с повышенным риском возникновения разнообразных поведенческих проблем интернализации и экстернализации у детей и подростков. Физическое насилие, противоправные сексуальные действия и невыполнение родительских обязанностей могут явиться следствием разнообразных поведенческих и эмоциональных проблем, а именно повышенного риска агрессии и депрессии у детей. Интенсивность агрессивности у ребенка напрямую может зависеть от содержания социализации воспитания. Отклоняющееся поведение подрастающего поколения детерминировано неудавшейся социализацией, хотя некоторые формы девиаций могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление, например, болезнь, опьянение индивида, а также длительные и стойкие девиационные состояния организма, как физические дефекты, неврозы, психозы и т.д. [10, с. 10].

Существуют разнообразные причины, приводящие к неблагоприятной социализации ребенка в семье и в обществе. К примеру, эта обстановка может проявиться в молодых семьях, в которых характерно незнание родителями структуры и содержания гармоничного процесса воспитания детей. Другой причиной неудавшейся социализации может стать нежелание познать мотивы родительского поведения во взаимоотношениях с собственным ребенком, что проявляется в любой семье. Кроме того, одной из основных причин является отсутствие времени на воспитание ребенка вследствие добывания средств к существованию, чем на сегодняшний день заняты многие российские семьи. Все названные факторы могут привести современную ячейку общества к деградации, к социально-психологической изоляции ребенка от собственных родителей.

По мнению И.А. Петина, после рождения перед ребенком стоит жизненно важная задача организации внешней и внутренней жизни, именно в этот период могут возникнуть первые ростки насилия, которые через определенное время при благоприятных условиях превращаются в мощные побудительные импульсы. Выделяют три основных источника знаний о моделях насильственного поведения:

1. Демонстрация и подкрепление насилия во взаимоотношениях в семье.

2. Проявление насилия во взаимоотношениях со своими сверстниками, в которых ребенок зачастую узнает о преимуществах насильственного поведения во время игр, принципом победы в которых яв-

ляется грубая физическая сила.

3. Обучение насилию на символических примерах, предлагаемых масс-медиа [11, с. 127].

Уровень развития ребенка влияет на последствия жестокого обращения различными способами. Насилие может принимать различные значения и неоднозначный смысл для детей, находящихся на разных этапах развития, дети на ранней стадии социализации могут не предполагать, что они подверглись насилию. Они начинают осознавать смысл случившегося с ними, только когда становятся старше и лучше понимают социальные запреты и санкции, связанные с этим поведением. Вообще, насилие над детьми является циклической проблемой. Истории семейств, где дети подвергаются насилию, показывают повторяющиеся поведенческие реакции в отношении к собственным детям.

В результате различных наказаний у ребенка формируются неблагоприятные черты характера и личностные особенности, связанные с тем, что такие дети подвержены влиянию чужого примера, и они могут возмещать зло на других. Родители для такого ребенка становятся отрицательной моделью, что характеризуется перерождением положительных ценностей в сознании подрастающего поколения в отрицательные. Отдаленные последствия перенесенного насилия являются интегративным процессом, который складывается из особенностей первичной реакции и стадии адаптации. Все дети, которые подвергались любым формам насилия или были свидетелями этого в своих семьях, нуждаются в конструктивной реабилитации.

Большое значение на раскрывшееся насилие имеет реакция взрослых: получил ребенок необходимую помощь и поддержку значимых взрослых. Последствия перенесенной травмы могут проявиться во взрослой жизни жертвы уже в собственной семье. Как и родители, такие дети могут пренебрегать нуждами своих детей, проявлять эмоциональную холодность, быть неспособными защитить собственных детей от насилия или наоборот, устанавливать над ними гиперопеку. В таких семьях часто могут наблюдаться ролевые подмены, границы между поколениями стираются [7, с. 40].

Таким образом, какие бы радикальные преобразования в деле воспитания подрастающего поколения ни происходили в обществе, какое бы место ни занимали в решении этой проблемы самые развитые общественные и государственные институты, семья как была, так есть и будет ведущим и незаменимым фактором социализации личности. Однако, на сегодняшний день, есть семьи, которые по разным причинам не выполняют своих воспитательных функций, что прямо или косвенно способствует формированию у несовершеннолетних членов семьи аморальных, а подчас и противоправных ориентаций.

167

Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4

Литература:

1. Синицина Н.В. Доклад: «Школа, семья, ребенок: аспекты социально-психологического здоровья».

- URL: http://festival.1september.ru/articles/314917/ (дата обращения: 23.11.2010).

2. Хабриев Р.Ф. Девиантное поведение как социальная проблема: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04.

- Казань, 2003. - URL: http://www.dissforall. com/look/?look=9293791&p=5 (дата обращения: 23.11.2010).

3. Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности. Научно-методический журнал «Сибирский учитель».

- 2006. - N° 6. - URL: http://2008.childpsy.ru/index. php?view=artides&item=2475&cat=&fuU=yes#pol (дата обращения: 23.11.2010).

4. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т 2.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - 498 с.

5. Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях // Социологические исследования. - 2008. - № 9. - С. 121-128.

Социология

6. http://www.centerverba.ru/violence (дата обращения: 25.11.2010).

7. Бородатая М.Н. Социально-психологическая помощь детям - жертвам семейного насилия. Сборник научно-методических материалов. Под общей ред. Н.Н. Ершовой. - М.: Полиграф сервис, 2005. - 124 с.

8. Шипунова Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований. - URL: http://www.narcom.ru/publ/ info/324 (дата обращения: 23.11.2010).

9. Ярская-Смирнова Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. - 2008. - № 1.

- С. 57-64.

10. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования.

- 2008. - № 9. - С. 109-115.

11. Петин И.А. Механизм преступного насилия. -СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 343 с.

Social Dependence of Research of Children’s Everyday Family Problems

E. Ilgamova

The Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev

The article reveals the factors determining family ill-being and peculiarities of upbringing and relations ofparents and children. The author presents characteristics of conflict families and reasons of domestic violence towards children.

Key words: social problem in the family, family ill-being, conflict families, domestic violence, child abuse, reasons of violence in the family.

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.