Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Социология
УДК 316.728
Социальная обусловленность исследования повседневных проблем детей в семье
Илгамова Э.З.
Ассистент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева
В статье выявлены факторы, определяющие семейное неблагополучие, а также особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Представлены характеристика конфликтных семей и причины жестокого обращения с детьми в быту.
Ключевые слова: социальная проблема в семье, семейное неблагополучие, конфликтная семья, домашнее насилие, жестокое обращение с детьми, причины насилия в семье.
Личностное развитие несовершеннолетнего рассматривается через призму его социальной ситуации развития, индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. В результате социально-экономической и духовно-нравственной нестабильности общества происходят изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, характеризующиеся неблагоприятными семейно-бытовыми отношениями, возрастанием асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания, нарушение норм морали, насилие, рост самоубийств и т.п.) [1].
Для решения вопросов о том, что является социальной проблемой, и какие действия направлены на ее решение, возникает потребность в теоретическом осмыслении данного понятия. На сегодняшний день имеется множество подходов в исследовании социальных проблем детей: социальной девиации в детской среде, социального статуса ребенка-инвалида, социального сиротства, социальной реабилитации и т.д. В теоретическом и практическом аспектах данные проблемы исследуют отечественные авторы: А.Ф. Ачиль-диева, С.А. Беличева, С.И. Григорьев, Л.К. Грачев, Н.С. Данакин, Ю.А. Клейберг, A.M. Панов, Г.Г. Силласте, Т.В. Шеляг, Ю.Г. Эланский, Е.Р. Смирнова и другие.
Корни большинства проблем личности следует искать в семье. Сложной стала проблема прочнос-164
ти брака. Контрпродуктивным для сохранения и развития полной семьи является то, что в обществе постепенно формируется отношение к разводу как к норме. Распад семьи ведет к увеличению количества детей, воспитывающихся в неполных семьях.
В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью. Для сохранения ее роли необходимо формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Р.Ф. Хабриев считает: «Российское общество в процессе своей трансформации продуцирует различные варианты девиантного поведения и связанные с ними социальные проблемы и поэтому закономерно возрастает потребность в социологических знаниях их специфики, закономерностей и природы» [2, с. 5].
На сегодняшний день встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи [3].
Л.А. Шелег выделяет целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.
2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.
3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.
4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, следовательно - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями [3].
В неблагополучных семьях складываются отношения, негативно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь.
Среди различных типов неблагополучных семей ярко выраженными являются конфликтные семьи. Конфликтная семья определяется межличностной несовместимостью между мужем и женой, наличием отрицательных эмоций, непонимания, отсутствием согласованности действий от реализации семейных функций. В такой семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть не только шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, но и спокойными, незаметными, где отношения супругов сводятся к полному отчуждению, стремлению избегать любого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности подростка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.
Угрожающим явлением, которое широко распространилось в современных российских семьях, стало жестокое обращение с детьми. Насилие в семье на сегодняшний день остается актуальной и многогранной проблемой, присущей любому обществу независимо от уровня его социального, политического, экономического и культурного развития. Семейное насилие в различных формах приобретает значительные масштабы и требует глубокого изучения и осмысления. Официально признано, что до-
Социология
машнее бытовое насилие не зависит от социального и экономического положения и этнической принадлежности [4, с. 105]. Определяющими факторами, способствующими развитию такого насилия, являются властные и гендерные отношения.
В исследовании домашнего насилия феминистски ориентированные ученые Р. Добаш, Л. Уолкер, М. Косс, К. Йолло, Д. Курц и др. исходят из положения о существовании гендерной асимметрии, то есть мужчины значительно чаще совершают насилие над женщинами, чем наоборот [5, с. 122]. Некоторыми из этих ученых отрицается даже сама идея инициирования насилия женщинами, они обосновывают ту идею, что если женщина все же совершает насилие, то исключительно с целью самообороны.
Другие исследователи, изучающие семейное насилие, такие как М. Страус, Э. Даглас, Д. Хайнс, С. Стайнметц, Р. Геллес и др., исходят из существования гендерной симметрии в мотивах и частоте насилия в семейных отношениях и делают упор на теориях конфликта и социального обмена [5, с. 122].
Домашнее насилие происходит между близкими людьми: мужем и женой, другом и подругой, гомосексуальными партнерами, родителями и малолетними детьми, пожилыми родителями и их взрослыми детьми. Любой человек может быть подвергнут насилию дома, однако больше всего жертв - среди женщин и детей. Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления, с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха, другими словами, это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого [6].
Отношение родителей к детям в рамках института семейных отношений подвергалось изменениям на протяжении тысячелетий. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый способ планирования семьи и избавления от недоношенных, слабых или дефектных детей. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, Ллойд Демоз выделяет «шесть трансформаций в отношении к детству:
1. Инфантицидный стиль (с древности до IV века н.э.) характеризуется массивными детоубийствами, насилием. Детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили детей в жертву, главнейшим методом воспитания была жестокость. В Римской империи умерщвление детей стало рассматриваться как убийство только в 374 году н.э.
2. Бросающий стиль (IV-XIII вв.) - ребенок остается объектом семейной агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, в чужую семью.
3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.) - ребенок еще не стал духовной личностью и полноправным членом семьи, ему отказывают в самостоятель-
165
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
ности, индивидуальности. Оказание сопротивления взрослым, дети подвергаются избиениям. В XVI веке еще сохраняется торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических и экономических обязательств.
4. Навязчивый стиль (XVIII в.) - ребенок становится ближе родителям, но внутренний мир его подвергается контролю, а именно посредством метода запугивания несовершеннолетних приводят к послушанию.
5. Социализирующий стиль (XIX - первая половина XX вв.) - ребенок предстает объектом воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Однако развитие промышленной индустрии обусловило развитие экономического вида насилия над детьми.
6. Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время) - родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, в отношениях преобладает эмоциональный контакт и сочувствие» [7, с. 9].
Все вышеперечисленные стили в определенной мере имеют место в современной России. По мнению автора, в нашем обществе не наблюдается открытой инфантицидности, но сохраняется фактор детоубийства посредством абортов на поздней стадии беременности, хотя, с точки зрения религии, аборты на любой стадии развития плода считается убийством. Действуя против воли ребенка, взрослые оставляют его, в лучшем случае, в интернатах, домах ребенка, в худшем - на улицах. Возрастает рост краж и продаж детей в качестве доноров, также следует отметить распространенные случаи развития экономического насилия над детьми такого, как подростковая проституция.
Отношение к подрастающему поколению является исторически, экономически и социокультурно обусловленным явлением. Социум осознает и идентифицирует отношение к детству как социальной проблеме.
Как считает Т.В. Шипунова, причины жестокого обращения с детьми в семье следует рассматривать в четырех контекстах:
1. Социокультурный контекст подразумевает анализ классовой структуры общества и экономического состояния отдельных классов (условия проживания, работа/безработица, благосостояние/ситуация бедности).
В этом случае социолог акцентирует внимание на специфические для каждого общества установки и отношение к насилию, взаимоотношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей, формальные и неформальные социальные сети и др. Так, на сегодняшний день наблюдается рост числа фактов насилия над детьми со стороны лиц мужского пола, несмотря на упадок традиционных представлений о 166
Социология
мужественности в российском обществе. Причиной этому могут являться распространенные в культуре представления о методах воспитания, а именно о физическом наказании как эффективном средстве педагогического воздействия на «непослушного ребенка».
2. Семейный контекст включает в себя анализ изменений структуры семьи (снижение уровня рождаемости, плюрализм форм супружества и семьи, увеличение числа разводов и разрыва отношений), взаимоотношений и их динамики (большое количество конфликтных ситуаций между поколениями, неадекватное распределение власти, двусмысленные области взаимоотношений, коллизии между супругами, изменение ролей родителей и детей), фрагментарности семейных отношений.
В данном контексте жестокое обращение с детьми в семье детерминируется стрессами родителей, ссорами между супругами, раздражительностью и нервозностью отца и матери. При этом ребенок перенимает модель разрешения конфликтов и усваивает образцы поведения в трудной ситуации, что в последующем ведет к возрастанию непослушания ребенка и применению в отношении его все более жестких форм «усмирения».
3. Индивидуальный контекст родителей опирается на представления родителей о здоровом образе жизни, специфический взгляд на собственный опыт детства, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способность бороться со стрессами.
По мнению Т.В. Шипуновой, ребенок является не только объектом воздействия, но и действующим лицом управления действиями собственных родителей, однако он не обладает достаточными знаниями и полномочиями, позволяющими полностью контролировать ситуацию. С данной позиции насилие над детьми выражается посредством власти родителей и в целом взрослого мира.
4. Кризисный контекст предусматривает изучение дефицита средств для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье, также нагрузок, вызванных социальными изменениями, снижение сопротивляемости родителей в кризисных ситуациях, компетентности взрослых людей в решении конфликтов и изменении собственных представлений о подрастающем поколении в процессе их социализации [8].
Распространенность жестокого обращения над детьми очень велика. По данным статистики в России от домашнего насилия ежегодно погибают от 2 до 2,5 тысяч детей, около 2 миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тысяч из них находятся в розыске, около 2 тысяч ежегодно сводят
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Социология
счеты с жизнью, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. Число беспризорных в стране продолжает увеличиваться, оно достигло уже 34 млн. [9, с. 57].
Все формы жестокого обращения над ребенком сопряжены с повышенным риском возникновения разнообразных поведенческих проблем интернализации и экстернализации у детей и подростков. Физическое насилие, противоправные сексуальные действия и невыполнение родительских обязанностей могут явиться следствием разнообразных поведенческих и эмоциональных проблем, а именно повышенного риска агрессии и депрессии у детей. Интенсивность агрессивности у ребенка напрямую может зависеть от содержания социализации воспитания. Отклоняющееся поведение подрастающего поколения детерминировано неудавшейся социализацией, хотя некоторые формы девиаций могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление, например, болезнь, опьянение индивида, а также длительные и стойкие девиационные состояния организма, как физические дефекты, неврозы, психозы и т.д. [10, с. 10].
Существуют разнообразные причины, приводящие к неблагоприятной социализации ребенка в семье и в обществе. К примеру, эта обстановка может проявиться в молодых семьях, в которых характерно незнание родителями структуры и содержания гармоничного процесса воспитания детей. Другой причиной неудавшейся социализации может стать нежелание познать мотивы родительского поведения во взаимоотношениях с собственным ребенком, что проявляется в любой семье. Кроме того, одной из основных причин является отсутствие времени на воспитание ребенка вследствие добывания средств к существованию, чем на сегодняшний день заняты многие российские семьи. Все названные факторы могут привести современную ячейку общества к деградации, к социально-психологической изоляции ребенка от собственных родителей.
По мнению И.А. Петина, после рождения перед ребенком стоит жизненно важная задача организации внешней и внутренней жизни, именно в этот период могут возникнуть первые ростки насилия, которые через определенное время при благоприятных условиях превращаются в мощные побудительные импульсы. Выделяют три основных источника знаний о моделях насильственного поведения:
1. Демонстрация и подкрепление насилия во взаимоотношениях в семье.
2. Проявление насилия во взаимоотношениях со своими сверстниками, в которых ребенок зачастую узнает о преимуществах насильственного поведения во время игр, принципом победы в которых яв-
ляется грубая физическая сила.
3. Обучение насилию на символических примерах, предлагаемых масс-медиа [11, с. 127].
Уровень развития ребенка влияет на последствия жестокого обращения различными способами. Насилие может принимать различные значения и неоднозначный смысл для детей, находящихся на разных этапах развития, дети на ранней стадии социализации могут не предполагать, что они подверглись насилию. Они начинают осознавать смысл случившегося с ними, только когда становятся старше и лучше понимают социальные запреты и санкции, связанные с этим поведением. Вообще, насилие над детьми является циклической проблемой. Истории семейств, где дети подвергаются насилию, показывают повторяющиеся поведенческие реакции в отношении к собственным детям.
В результате различных наказаний у ребенка формируются неблагоприятные черты характера и личностные особенности, связанные с тем, что такие дети подвержены влиянию чужого примера, и они могут возмещать зло на других. Родители для такого ребенка становятся отрицательной моделью, что характеризуется перерождением положительных ценностей в сознании подрастающего поколения в отрицательные. Отдаленные последствия перенесенного насилия являются интегративным процессом, который складывается из особенностей первичной реакции и стадии адаптации. Все дети, которые подвергались любым формам насилия или были свидетелями этого в своих семьях, нуждаются в конструктивной реабилитации.
Большое значение на раскрывшееся насилие имеет реакция взрослых: получил ребенок необходимую помощь и поддержку значимых взрослых. Последствия перенесенной травмы могут проявиться во взрослой жизни жертвы уже в собственной семье. Как и родители, такие дети могут пренебрегать нуждами своих детей, проявлять эмоциональную холодность, быть неспособными защитить собственных детей от насилия или наоборот, устанавливать над ними гиперопеку. В таких семьях часто могут наблюдаться ролевые подмены, границы между поколениями стираются [7, с. 40].
Таким образом, какие бы радикальные преобразования в деле воспитания подрастающего поколения ни происходили в обществе, какое бы место ни занимали в решении этой проблемы самые развитые общественные и государственные институты, семья как была, так есть и будет ведущим и незаменимым фактором социализации личности. Однако, на сегодняшний день, есть семьи, которые по разным причинам не выполняют своих воспитательных функций, что прямо или косвенно способствует формированию у несовершеннолетних членов семьи аморальных, а подчас и противоправных ориентаций.
167
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Литература:
1. Синицина Н.В. Доклад: «Школа, семья, ребенок: аспекты социально-психологического здоровья».
- URL: http://festival.1september.ru/articles/314917/ (дата обращения: 23.11.2010).
2. Хабриев Р.Ф. Девиантное поведение как социальная проблема: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04.
- Казань, 2003. - URL: http://www.dissforall. com/look/?look=9293791&p=5 (дата обращения: 23.11.2010).
3. Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности. Научно-методический журнал «Сибирский учитель».
- 2006. - N° 6. - URL: http://2008.childpsy.ru/index. php?view=artides&item=2475&cat=&fuU=yes#pol (дата обращения: 23.11.2010).
4. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т 2.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - 498 с.
5. Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях // Социологические исследования. - 2008. - № 9. - С. 121-128.
Социология
6. http://www.centerverba.ru/violence (дата обращения: 25.11.2010).
7. Бородатая М.Н. Социально-психологическая помощь детям - жертвам семейного насилия. Сборник научно-методических материалов. Под общей ред. Н.Н. Ершовой. - М.: Полиграф сервис, 2005. - 124 с.
8. Шипунова Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований. - URL: http://www.narcom.ru/publ/ info/324 (дата обращения: 23.11.2010).
9. Ярская-Смирнова Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. - 2008. - № 1.
- С. 57-64.
10. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования.
- 2008. - № 9. - С. 109-115.
11. Петин И.А. Механизм преступного насилия. -СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 343 с.
Social Dependence of Research of Children’s Everyday Family Problems
E. Ilgamova
The Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev
The article reveals the factors determining family ill-being and peculiarities of upbringing and relations ofparents and children. The author presents characteristics of conflict families and reasons of domestic violence towards children.
Key words: social problem in the family, family ill-being, conflict families, domestic violence, child abuse, reasons of violence in the family.
168