Научная статья на тему 'Жестокое обращение с детьми как социальнопедагогическая проблема'

Жестокое обращение с детьми как социальнопедагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4746
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / VIOLENCE / SOCIAL PREVENTION / CHILD ABUSE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова В. Н.

В данной статье рассматриваются проблемы насилия над детьми в семье. Автор видит успешное реше- ние данной проблемы в создании системы профилактики, профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, достижении нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, детских и молодежных общественных объединений и организаций, всех социальных институтов в воспита- нии и социализации детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD ABUSE AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM ABSTRACT

This article discusses the problem of violence against children in the family. The author sees the successful solution of the problem in creating a system of prevention, professional assistance to child victims of abuse, reaching a new level of interaction between the family, educational institutions, children's and youth associations and organizations of all social institutions in the education and socialization of children and youth.

Текст научной работы на тему «Жестокое обращение с детьми как социальнопедагогическая проблема»

УДК 37.013.42 В.Н. ОРЛОВА

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и педагогики профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Орловский филиал) E-mail: or_valentina@mail.ru

UDC 37.013.42 V.N. ORLOVA

candidate of sociological sciences, associate professor of social work and pedagogics of professional activity of the Russian academy of national economy and public service at the Russian President (Orel branch) E-mail: or_valentina@mail.ru

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА CHILD ABUSE AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM ABSTRACT

В данной статье рассматриваются проблемы насилия над детьми в семье. Автор видит успешное решение данной проблемы в создании системы профилактики, профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, достижении нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, детских и молодежных общественных объединений и организаций, всех социальных институтов в воспитании и социализации детей и молодежи.

Ключевые слова: насилие, жестокое обращение с детьми, социальная профилактика.

This article discusses the problem of violence against children in the family. The author sees the successful solution of the problem in creating a system ofprevention, professional assistance to child victims of abuse, reaching a new level of interaction between the family , educational institutions, children's and youth associations and organizations of all social institutions in the education and socialization of children and youth.

Keywords: violence, child abuse, social prevention.

В последние десятилетия разрушился миф о том, что дети - это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Следствием этого стало распространение представления о том, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью, а не с тем зависимым от взрослых положением в обществе, которое дети занимали ранее и занимают в настоящее время.

Детство является таким этапом в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей - от родителей.

Насилие над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России.

Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение

проблем насилия над ребенком до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения.

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности личности и общества в целом.

30 - 40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. 38 процентов от общего числа погибших на почве семейно-бытовых конфликтов составляют дети, инвалиды, женщины, неспособные себя защитить. Подлинным национальным бедствием стали убийства с целью избавления от больных и немощных членов семьи и овладения их имуществом. По данным официальной статистики, в каждой четвертой российской семье совершается насилие, а процесс криминализации семьи не только не ослабевает, а наоборот, с каждым годом усиливается.

В конечном счете, главные жертвы насилия в семье - дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, ежегодно более пятидесяти тысяч

© В.Н. Орлова © V.N. Orlova

детей бегут из дома, и практически 50% из них находятся в розыске. Поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда - самосуды - расправы с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты.

Каждый из нас когда-нибудь слышал крики из окон домов или встречал взгляд заплаканных глаз якобы благополучной соседки. А что было там, за стенами ее дома, ее крепости?...

Сегодня мы удивляемся: откуда в стране столько агрессивных и жестоких людей, столько преступников?

Гуманизация и демократизация общественной жизни России, появившиеся в переходный период изъяны в социальной и экономической жизни породили нестабильность в жизни людей, и, как результат, криминогенную обстановку, всплеск правонарушений и вредных привычек у детей и подростков.

При проведении реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия их влияния на положение детей, не проведены в необходимом объеме компенсационные и защитные меры в России, где проживает сорок семь миллионов детей в возрасте до 18 лет.

По данным МВД России, рост преступности среди несовершеннолетних принял характер эпидемии. За 2012 год было совершено около 200 тысяч преступлений подростками. Почти 100 тысяч правонарушителей не имели и 16 лет, каждое шестое подростковое преступление - тяжкое. Уже сегодня каждый третий участник группового преступления - несовершеннолетний, каждый четвертый вымогатель - подросток. Из более чем 20 тысяч преступных группировок, известных сегодня полиции, в 85% группировок участвуют несовершеннолетние. За последние 5 лет число преступников в возрасте 15-16 лет увеличилось более чем наполовину. Почти на треть - число девочек, участвующих в преступлениях [3].

С 2010 года резко возросли детская безнадзорность и бродяжничество. Только на одном Ярославском вокзале Москвы ежегодно задерживается 1,5-2 тысячи детей и подростков.

Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявление жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства [2].

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей, подростков и молодежи: получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция и др.), учащаются стрессы и как следствие - неврозы, проявление агрессивности.

Наблюдается тенденция роста детской преступно-

сти, укрепления ее связи с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании и алкоголизма среди учащейся молодежи. Мы понимаем, что высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожающим социальной безопасности страны.

Одним из условий сложившейся криминогенной ситуации является пропаганда насилия в средствах массовой информации. Современное развитие средств массовой информации и коммуникации, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио и интернет, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующий праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.

В 2011 году ЦСО РАО проанализировал передачи телеканалов Первый, НТВ и ТВ-центр. Чаще всего сцены насилия и эротики появляются в художественных фильмах - 57%, на втором месте стоит реклама -23,3%, а на третьем хроника - 12,6%. Целый день на подростка с экрана телевизора льются потоки бранных слов. Причем 36,9% из них он слышит утром. День «заполнен» драками и убийствами, вечер - авариями, катастрофами и бедствиями. А ночной эфир совсем не содержит цензуры.

Особенно интересен и доступен для подростков интернет: рекламные предложения интимных услуг, клубы по сексуальным ориентациям, конференции, на которых обсуждается личный опыт интимных отношений и др. Добраться до такой информации несложно любому пользователю. Даже единственная попытка ограничения доступа на «сайт для взрослых» - указание своего возраста, фиктивна. Поставив цифру 20, пятнадцатилетний подросток легко становится пользователем подобного сервера. Важно отметить, что чаще всего это «домашние дети».

Результаты социологических исследований показывают большой интерес подростков и студентов младших курсов учебных заведений к получению знаний в области сексуальных отношений. При этом половое воспитание подростков происходит в основном под влиянием «дворовой культуры». Тип подростков сексуальной культуры, сложившийся сегодня в России, очень напоминает положение, существовавшее в США и странах Западной Европы 25 лет назад. Раннее начало сексуальной жизни тогда тоже коррелировало с плохой учебой, конфликтами с родителями, вовлечением в преступные группы, кражами, угоном автомашин, вандализмом, курением, пьянством, потреблением наркотиков. Сама по себе сексуальная активность не является причиной антисоциального поведения. Она лишь часть молодежной субкультуры, когда взрослое общество и сами тинейджеры видят в сексуальной жизни, курении, выпивке и наркомании знаки взросления, обретения са-

мостоятельности, независимости от старших, прежде всего от родителей.

Новые черты приобрело участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 21 века многочисленные молодежные и детские объединения действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных организаций и объединений, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.

В современных сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.

Однако, существенно снижает воспитательную деятельность образовательных и досуговых учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.

Но главной проблемой сегодняшнего дня, на наш взгляд, является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей, подростков и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.

Неблагоприятные явления в обществе усиливают жестокость не только со стороны детей, но и жестокость по отношению к детям. Когда говорят о насилии по отношению к детям, часто употребляют термин «жестокое обращение с детьми» (от англ. аЬшБ - насилие, злоупотребление, теИпртеШ - плохой, недостаточный уход). Насилие - это не только рукоприкладство или поножовщина. Специалисты определяют его так: умышленное использование силы одного члена семьи против другого с целью установления над ним власти и контроля.

Насилие над детьми может быть физическим, сексуальным, психологическим и моральным. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает их психическое и физическое здоровье, мешает развитию.

Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми.

Медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей. Предположение, что родители, жестоко обращающиеся с детьми, больны и требуют лечения, не подтвердилось. Исследования в этой области не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми. Единственной факт, который удалось установить, заключается в том, что многие взрослые, проявлявшие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению.

Нет однозначного объяснения, почему жестокое обращение передается из поколения в поколение. Один из возможных механизмов этого - воспроизводство ролевых моделей родителей, с которыми ребенок сталкивался в детстве. Другой механизм формируется при попытке родителя, в детстве страдавшего от жестокости, общаться с ребенком противоположным (по отношению к собственным родителям) способом. И в этом случае родитель ориентируется не на конкретного ребенка с его особенностями и потребностями, а на свои представления о том, как нужно его воспитывать, что приводит (когда ребенок не отвечает этим представлениям) к попыткам втиснуть его насильно в определенные рамки. Иногда родители, пережившие в семье жестокость, склонны подавлять негативные эмоции, которые могут возникнуть во взаимодействии с детьми. Накопление таких переживаний в определенных условиях может привести к мало контролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка.

По нашему мнению, следует принимать во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов на жестокое обращение с ребенком. К ним относятся: культ силового метода решения проблем, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания, с одной стороны, и социально-экономические проблемы: бедность, безработица или внезапная потеря работы, социальная изоляция, приводящие к нарастанию эмоционального напряжения и неудовлетворенности собой, окружающими, жизнью вообще - с другой.

Основными факторами риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку являются следующие категории семей:

- семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерны систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т.д;

- многодетные семьи. Здесь имеет место материальный фактор (материальный уровень жизни таких семей, как правило, не очень высок). В данной ситуации

важно оценить осознанность многодетности: нередко многодетность является следствием отсутствия планирования рождаемости и асоциального образа жизни матери. В такой семье родители оказываются неспособными обеспечить детям полноценную жизнь;

- неполные или конфликтные семьи. Тяжелая, напряженная обстановка в семье, нереализованность ожиданий женщины от брака и другое могут негативно сказываться на отношении к ребенку и способам взаимодействия с ним;

- семьи, где есть усыновленные дети. Особенно в случае, если есть свои родные дети, здесь необходимо учитывать тот факт, что существует много мотивов для установления попечительства, например, получение материальных дотаций. При других мотивах усыновления ребенка нередко оказывается, что особенности и поведение усыновленного ребенка не соответствуют ожиданиям. Такого рода семья, как правило, не является благоприятной средой для развития ребенка, и по отношению к нему со стороны приемных родителей может совершаться насилие.

В семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей [4].

В настоящее время в дисгармоничных семьях еще больше, чем в благополучных семьях существенно искажается социальная информация, ослабляется воздействие воспитательной функции семьи на ребенка. В большинстве семей задачи воспитания по-прежнему определяются не столько социально-психологическими особенностями родителей, сколько экономическим фактором. В результате затрудняется гармоничное развитие ребенка, обедняется его эмоциональная жизнь, возрастает риск формирования стрессовых психоэмоциональных расстройств. У многих детей возникает чувство отчуждения в стрессовой ситуации, что не позволяет находить ребенку адекватный ответ в кризис -ной ситуации.

Для многих родительский дом никогда и не был спасательной гаванью, поскольку жестокое обращение с детьми нередко является основной причиной, заставляющей их бежать из дома и искать спасения на улице.

Кризис семьи подтверждается и тем, что в настоящее время в отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. взрослых лиц, не выполняющих своих родительских обязанностей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число детей-сирот на сегодня составляет 740,5 тыс. человек.

В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения родительской жестокости в отношении детей и проведению социальной профилактики, основу которой составляет «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Особенно это касается проблем детства и такой страшной по своим последствиям проблемы, как насилие над детьми в семье.

В этой связи важным субъектом социальной профилактики является семья.

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий.

1. Стадия предупреждения, основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

2. Стадия предотвращения направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, информируя родителей о том, какие их действия по отношению к ребёнку являются насильственными и какими последствиями они обернутся для ребёнка (в плане его психологического и социального развития) и для них самих (в правовом плане), мы предотвращаем случаи насилия над детьми в семье.

3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально - нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения различают следующие стадии профилактики насилия над детьми: первичную, вторичную и третичную профилактику.

Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на все население.

Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не переживал инцидента насилия, но находится в ситуации повышенного риска.

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось и вмешательство направлено на оказание помощи и предупреждение повторения насилия в будущем.

Последовательная реализация указанных стадий

социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

1. Медико-социальные направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т. п.

2. Организационно-административные - на создание системы социального контроля, разработки соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

3. Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

4. Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5. Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6. Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

Социальный эффект использования этих методов профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.

Говоря об основных принципах социальной профилактики, необходимо выделить:

- во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности;

- во-вторых, принцип превентивности, предотвра-

щения возникновения проблемы, решения «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы правового просвещения и воспитания населения может рассматриваться как одна из возможностей решения проблемы семейного насилия;

- в-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях ( в семье, в ситуации стресса и т. п.);

- в-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта.

- в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника и социального педагога.

Мы считаем,что профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке детского населения. С одной стороны, это направление деятельности существенно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере. Например, эффективная работа по профилактике правонарушений, девиантного и асоциального поведения позволяет лучше защищать права и интересы детей в обществе. С другой стороны, необходимость организации и проведения социально-профилактических мероприятий ставит перед этими организациями и учреждениями новые цели и задачи, такие как организация постоянного мониторинга по ряду социальных проблем, ведение постоянной воспитательной и другой необходимой работы и предвидение возможностей появления некоторых проблем в будущем. Согласно выводам ряда исследователей, по мере совершенствования общества и системы социальной защиты и поддержки населения в ней будет возрастать удельный вес именно социально-профилактической деятельности.

Таким образом, несмотря на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности ребенка и взрослого, чем потом бороться и преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия [4].

Ключевыми компонентами системы защиты детей от насилия и жестокого обращения являются: понимание/знание проблемы, специальная юридическая система, специальные службы, работающие с такими детьми и их родителями, а также с теми, кто совершил насилие над ребенком.

По вопросам защиты и обеспечения реализации прав детей Россия в 90-е годы прошлого века сделала большой шаг вперед, присоединившись к Конвенции ООН о правах ребенка. Уже сейчас Россией признаны те же принципы в отношении прав детей, что и во

всем демократическом мире. Разработаны и внесены поправки в Семейный Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, принят Федеральный закон о гарантиях прав ребенка. Началось формирование правовой базы субъектов Российской Федерации, активизировалась работа в органах местного самоуправления.

Однако в России до сих пор эти нормы скорее декларированы, чем применимы на практике.

Специалисты утверждают, что современный этап развития помощи детям и подросткам, пережившим насилие и жестокое обращение, представляет собой стремительно и разнопланово развивающееся явление. В России функционируют организации и службы, чья деятельность либо напрямую связана с проблемой защиты детей от насилия и жестокого обращения, либо косвенно помогает решать эту проблему. Однако количество этих служб является недостаточным для всех детей, нуждающихся в специализированной помощи. Чаще всего в экстренной ситуации, угрожающей жизни ребенка, его изымают из семьи и помещают в больницу, отдают родственникам или в приют временного пребывания. Одновременно их деятельность при всей своей важности и позитивности, к сожалению, не лишена недостатков.

К ним следует отнести:

- рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь возникающих центров, организаций, служб и т.д.;

- ведомственные барьеры, препятствующие решению проблемы предотвращения насилия над детьми;

- ограниченный опыт взаимодействия специалистов разных профилей;

- отсутствие навыков у специалистов работать «под задачу», командой;

- неумение распределять и нести коллективную ответственность;

- недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг

Большой проблемой является отсутствие достоверной статистики о ситуации насилия над детьми в России.

Известно, что первым шагом в реализации профессиональных скоординированных действий по предотвращению жестокого обращения с подростками является получение достоверной информации о состоянии проблемы в данном городе, районе и т.п. Однако, как показывает опыт, информация о состоянии проблемы насилия над детьми оказывается весьма противоречивой, если использовать статистику различных служб и ведомств.

Вместе с тем, в России фактически отсутствуют службы, необходимые для полноценного функционирования системы защиты: например, институт приемной семьи, специализированные междисциплинарные центры по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, не развита система доступной юридической помощи и защиты для детей и подростков и т.д.

Очевидно, что в работе по предотвращению насилия над детьми в семье первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике.

Особое место в вопросах предотвращения родительской жестокости в отношении детей и поддержки детей-жертв насилия, на наш взгляд, должна занять школа. Работа в школе по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях: профилактическом, диагностическом и коррекционном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, создание родительских клубов, выпуск газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т.д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик.

С этой целью могут использоваться:

1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений, позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

1. Работа с родителями.

2. Работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы.

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».

3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Цель коррекционной работы с детьми - выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы.

1. Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

3. Объяснить и показать детям, что насилие - неприемлемый способ разрешения конфликтов.

Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профилактики и профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей общества. При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.

Необходимо достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных объединений и организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи; расширение активных субъектов воспитания, включая социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность, а также создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи, усиление поддержки родителей.

Библиографический список

1. ВасильковаЮ.В. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 440с.

2. Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. М.: Юрист, 2004. 230 с.

3. ВологинаЖ.Ю. Преступность среди несовершеннолетних / Ж. Ю. Вологина, Н. В. Спивакова, А. А. Камалов // Право: современные тенденции: материалы междунар. науч. конф. (г Уфа, июль 2012 г). Уфа: Лето, 2012.

4. ЗиновьеваН.О., МихайловаН.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. М. Издательство: СПб.: Речь, 2003. 248с.

5. Состояние преступности за 2010-2013 годы (материалы МВД РФ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр»)// http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports. (дата обращения 30.01.2014)

References

1. Vasylkova Y. Social Pedagogy: Lectures: Textbook. allowance for stud. ped. universities and colleges / Y. Vasylkova, TA Vasylkova. - Moscow: Publishing Center "Academy", 1999. - 440c.

2. Verin V. Factors increasing the level ofjuvenile delinquency and the reasons for its determination in terms of social change / VV Verm. - M.: Lawyer, 2004. - 230 с.

3. Vologina Zh.Y. Juvenile delinquency / J. Yu Vologina, NV Spivakov AA Kamalov / / Law: Current Trends: Proceedings of International. scientific. conf. (Ufa, July 2012). - Ufa: Summer, 2012.

4. ZinovievN.O., N.F. MikhailovPsychology and Psychotherapy violence. Child in a crisis situation. - M. Publisher: St. Petersburg.: Speech, 2003.-248с.

5. State of crime in the years 2010-2013 (MVD materials PKU "Main Information and Analytical Centre»)// http://mvd.ru/ Deljatelnost/statistics/reports (date of access 30.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.