Преступление - наказание - исправление
УДК 343 85 I.R. SHIKULA*
ББК 67.518.0 Ш57
ON THE QUESTION OF THE PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE AGAINST YOUNG CHILDREN
Аннотация: в статье анализируютсявиды насилия, вопросы противодействия семейно-бытовому насилию, раскрываются правовые механизмы защиты детей от преступногонасилия в семейно-бытовой сфере.
Ключевые слова: семейно-бытовое насилие, профилактика, защита.
ИЛЬМИРА
РИФКАТЬЕВНА
ШИКУЛА*
К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
* Кандидат юридических наук; доцент; ведущий научный сотрудник (ВНИИ МВД России)
E-mail: [email protected].
Annotation: the article analyzes the types of violence; the issues of combating domestic violence, reveals the legal mechanisms of children protection from criminal violence in the family.
Key words: domestic violence, prevention, protection.
Насилие охватило все сферы жизни и слои населения, преступления становятся все более агрессивными и жестокими. На этом фоне прогноз американского ученого Д. Нордиса о возможной гибели современного общества под лавиной собственной жестокости не кажется фантастическим1.
Насилие возросло как на уровне государства, так и на уровне индивидуального поведения. Рост насилия вызван социально-экономической ситуацией в стране, резким падением общественных нравов, общественной дисциплины и рядом других факторов. В результате все более глубокого проникновения насилия в жизнь семьи разрушается нравственность, теряются связь поколений и лучшие традиции семейного воспитания, растет детская безнадзорность и беспризорность, формируется уверенность в безнаказанности насилия.
Решение проблемы семейно-бытового насилия в обществе напрямую зависит от степени осознания обществом глубины этой проблемы, ее последствий, выражающихся прежде всего в эскалации насилия. Постановка проблемы насилия в семье, формирование теоретической базы, достоверной статистики, анализ причин применения насилия, степени распространенности, видов насилия - это первый шаг к ее разрешению.
Рост насилия является в настоящее время доминирующейтенденцией для всего мира в целом. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатируеткого-либо, проявляясь в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, выражается в жестоком обращении с детьми и подростками.
По вине взрослых малолетние оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством2. Кроме того, сведения Аналитического центра Государственной Думы Российской Федерации свидетельствуют о том, что 70 % всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семьях, составляют дети. В российском уголовном законодательстве выделяются малолетние, то есть не достигшие 14-летнего возраста, новорожденные и несовершеннолетние потерпевшие. Однако Конвенция о правах ребенка 1989 г., давая определение ребенка «как человеческого существа до достижения им 18-летнего возраста», не выделяет несовершеннолетнего, малолетнего и новорожденного в качестве обособленных субъектов права.
По данным Уполномоченногопо правам человека при Президенте Российской Федерации, ежегодно примерно 38 тыс. детей уходят из семей в связи с жестоким обращением родителей, неблагополучным материальным положением, попадая в сложные и часто опасные для жизни и здоровья ситуации, в которых могут встать на преступный путь и стать жертвой преступных посягательств.
Насилие в семье - это наиболее острая проблема, требующая более активного вмешательства со стороны государства. Не секрет, что ежегодно более 2 тыс. детских самоубийств совершаются из-за жестокого обращения с ними родителей или педагогов. Эта категория населения составляет ежегодно примерно 38 % всех убитых на почве нездоровых семейных отношений3.
Насилие с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Этим родителям не хватает педагогических знаний, поэтому необходимо заниматься педагогическим просвещением населения.
Существуютдва подхода, объясняющие причины насилия и жестокости в семье: социологический и психологический.
Социологический подход рассматривает жестокость в семье как принятую социокультурную обусловленностьрешения конфликта путем насилия в социальной группе. Причинами выс-
тупают стереотипы семейных отношений, воспитание с детства, низкое социальное и материальное положение в семье, постоянные ссоры и проблемы, которые приводят к стрессам, а те - к жестокому обращению.
Психологический подход объясняется наличием психологических заболеваний у членов семьи, характерами личности, поведением ребенка или родителей, отрицательным личным опытом родителей, пережитым ими в детстве, а также злоупотреблениемалкоголем и наркотиками.
Необходимоотметить, что насилие в семье -это и психологическое давление, унижение, изоляция, экономическая зависимость, имеющее различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы.
Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушений, пинков, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и даже ножом.
Сексуальное насилие над детьми (child sexual abuse - CSA) американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до i6 лет (по отдельным источникам -до iS лет) и человеком, который старше его по крайней мере на пять лет. Данный вид насилия характеризуется«вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного со-гласия»4. Подобные действия могут сопровождаться физическим насилием, а могут осуществляться и без применения силы, с согласия ребенка, поэтому термины «сексуальное злоупотребление» и «сексуальное насилие» должны использоваться в таких ситуациях как равнозначные. Преступлением является не только половой акт, но и демонстрация порнографических фильмов, половых органов и т. д.
Сексуальные связи между близкими, кровными родственниками (инцест - кровосмешение и эбьюз - использование ребенка в качестве сексуального объекта отцом или матерью) квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. В Европе жертвами сексуальных посягательств со стороны ближайших родственников считают себя от б до б2 % женщин и от З до 3i % мужчин5. В США ежегодно сообща-
Преступление - наказание - исправление
Преступление - наказание - исправление
ется властям о 150-200 тыс. случаев сексуальных злоупотреблений в семье. При этом контактному насилию в возрасте до 14 лет подвергаются 20-30 % девочек и 10 % мальчиков В 45 % случаев насильником является родственник, в 30 % - знакомый семьи, в 90 % случаев агрессоры - мужчины6.
По данным статистики, в 2012 г. в результате насилия погибли 3227 детей, тяжкий вред здоровью причинен 3918 несовершеннолетним7. Данные показатели свидетельствуют о том, что в России до сих пор отсутствуют специальные законодательные акты, в соответствии с которыми запрещается бить детей. По информации Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье, 10 % детей умирают от полученных побоев8.
Вместе с тем обиды, стрессы, психологические проблемы у детей, а также переносимые порой в школе издевательства со стороны одноклассников часто остаются не замеченными членами семьи. Родители, которых дети раньше воспринимали как опору в жизни, оказываются беспомощными, неспособными защитить ни себя, ни их. Дети постепенно замыкаются в себе, испытывают эмоциональное сиротство, а порой агрессию, накапливают обиды в себе, вследствие этого может появиться невротический страх смерти, приводящий к расстройствам внимания и памяти, снижению успеваемости в школе и нежеланию учиться. Ребенок перестает адекватно реагировать на окружение, что, в свою очередь, усугубляет депрессивное состояние матери или членов семьи. Бывает и наоборот. У ребенка появляются мысли о суициде9. В указанном контексте под суицидальным поведением понимаются все стороны отношения индивида (мысли, эмоции, словесные высказывания, действия) к возможной смерти в результате собственных действий. Именно такое саморазрушительное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Среди молодежи распространены и другие причины: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрус-
трации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением. Анализ результатов социологического опроса 18-19-летних юношей и девушек производит удручающее впечатление. У четвертой части опрошенных наблюдается настолько пессимистическое отношение к жизни, что смерть представляется им «освобождением от физических и духовных мук». Старость и смерть воспринимаются многими как поражение, за которым следует социальная незащищенность и унижение10.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Из 8 тыс. детей, совершающих самоубийство, из-за жестокого обращения с несовершеннолетними ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков11. 8-9 тыс. - получают телесные повреждения, 50 тыс. - уходят из семей, 6 тыс. - убегают из детских домов и интернатов12.
О росте семейного неблагополучия свидетельствует постоянное увеличение числа родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей.
Кризис семьи привел к росту количества детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время их насчитывается более 700 тыс., только 5 % из них фактически сироты, а остальные - сироты при живых родителях. Тысячи материалов в отношении родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей, рассматриваются правоохранительными органами. Количество административных и уголовных мер к родителям возрастает.
Увеличилось число родителей, жестоко обращающихся с детьми, не выполняющих свои конституционные обязанности по заботе о детях и их воспитанию. В 2012 г. 54 тыс. неблагополучных родителей поставлены на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Возбуждено 1864 уголовных дела в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, по фактам жестокого обращения с детьми привлечено к ответственности 2,3 тыс. родителей либо лиц, их заменяющих13. К уголовной ответственности по фактам жестокого
обращения с детьми привлечено более 2 тыс. родителей.
Семья является основным социальным институтом социализации личности на ранней стадии ее становления. Однако в переходный период общества многие семьи сталкиваются с материальными и социальными трудностями, что негативно сказывается на формировании благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. Число российских семей с неблагоприятными условиями воспитания, в том числе из-за материальных трудностей, достигает 30 %. В половине таких семей среда девиантная, а в каждой четвертой - конфликтная. Из таких семей дети, по сути дела, «выталкиваются» на улицу, в круг таких же отчужденных от семьи сверстников, а порой и в девиантные группы.
Семья, испытывающая материальные затруднения или находящаяся в социальной самоизоляции, не способна оказать помощь своим детям в трудную минуту. Не случайно треть детей и подростков от своих родных не ожидают такой помощи. Это влечет за собой отчуждение, наносит психологическую травму. Вместе с тем в условиях рыночного динамизма чрезмерная зависимость от окружающих закрепляет некритическое восприятие подростками и молодежью элементов маргинальной массовой культуры, девиантных принципов межличностной коммуникации.
Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях, - реальная основа для роста уровня преступности, проституции, питательная среда для деятельности сомнительных экстремистских организаций. Безнадзорные дети - это дети, которые живут в семье, имеют своих родителей, но которые не уделяют им должного внимания. Ребенок ночует; как правило, дома, однако в основном тяготеет к улице из-за отсутствия должного надзора (родители заняты на работе) или родительского внимания либо опасаясь сексуальных домогательств, физических или моральных оскорблений, алкоголизма в семье. Безнадзорные дети проводят большую часть своего времени на улице. Там они начинают приспосабливаться к уличной жизни и вести себя вразрез с принятыми нормами в обществе. Они приобщаются к группе риска. Начинают приобретать вредные привычки.
Эффективность защиты от насилия зависит от комплекса различных мероприятий. В России работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами (кризисными центрами для женщин, для женщин с детьми, убежищами как стационарного, так и дневного пребывания); в процессе реализации отдельных направлений работы специализированных служб и учреждений по типу социальных программ или проектов (подростковые линии на телефонах доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних); отделениями квалифицированной профессиональной социальной работы в территориальных учреждениях системы социального обслуживания населения (центрами психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексногосоциального обслуживания насе-ления)14. Из-за жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами хронический характер могут приобретать безнадзорность, ухудшение состояния физического и психического здоровья. Пошатнувшийся, а нередко и разрушенный статус в учебно-воспитательном учреждении, семье, переживание своей ненужности, одиночества, заброшенности способствуют развитию всевозможных форм девиантного поведения (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, клептомания, аутоагрессии и пр.).
Защита детей от насилия в семье может осуществляться в любой из указанных организаци -онных структур системы социального обслуживания. Однако предпочтение, к сожалению, по-прежнему отдается специализированным стационарным учреждениям (приютам и социальнореабилитационным центрам), в которые ребенок попадает надолго, а точнее - навсегда.
Несоответствие между реальным положением детей в современном обществе и принятыми нормативными актами, гарантирующими их права и законные интересы, в которых не в полной мере разработаны механизмы их реализации, а также высокая степень общественной опасности, распространенность и латентность преступлений против их интересов требуют комплексного исследования состояния охраны несовершеннолетних, выработки адекватных мер их защиты от преступных посягательств и обеспечения их безопасности государством в целом.
Список использованной литературы
1 См.: Нордис Д. Серийные убийцы пер. с англ. М., 1998. С. 318.
2 См.: УтковП.Ю. Роль и место социально-педагогическойвиктимологиив процессе подготовкиспециали-стов с высшим юридическим образованием // Юрид. образование и наука. 2007. № 1.
Преступление - наказание - исправление
Преступление - наказание - исправление
3 См.: СилластеГ.Э. Закон в тупике (семья должна быть защищена от насилия) // Обозреватель. 1998. № 2.
4 Кинард Э.М. Дети, страдающие от плохого обращения // Энциклопедия социальной работы: в 3 т. М., 1993. Т. 1.
5 См.: Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг. Проект // Семья в России. 1997. № 4. С. 77.
6 См.: Сафуанова О.В. Правовые аспекты проблемы сексуальногозлоупотребленияв отношении детей // Групповаяпсихотерапевтическаяработа с детьми, пережившими сексуальное насилие / пер. с англ. А.В. Байгу-зова. М., 1998.
7 Herman J.L., Hirschman L. Father - daughter incest. Cambridge, 1981.
8 См.: МармерЭ. Русскоязычныеженщины в экстремальной жизненной ситуации// PARTNER-Nord. 2005. № 4 (27).
9 Handbook of counseling / еd. by Palmer St., McMahon G.L.: Routledge, 1997.
10 См.: СоколоваЕ.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М., 1981.
11 См.: Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопр. психологии 1998. № 6.
12 См.: КонровицБ. Дети-убийцы // За рубежом 1998. № 34.
13 См.: ИгореваЕ. Виноват уж тем, что родился: жестокость и насилие по отношению к «цветам жизни» продолжаютрасти и расширяться. Почему? // Человек и закон. 2004. № 2.
14 См.: ФилипповН. Ах, зачем я на свет появился? // Человек и закон. 2004. № 6.