УДК 316
Щербина Светлана Евгеньевна
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России Sche-svetlana@yandex.ru
К ВОПРОСУ о НЕБЛАГОПОЛУЧИИ СЕМЬИ КАК ФАКТОРЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Svetlana E. Shcherbina
Adjunct Department of philosophy and sociology, Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia Sche-svetlana@yandex.ru
To A QUESTION OF TROUBLED FAMILY AS A FACTOR OF MALADJUSTMENT OF MODERN YOUTH
Аннотация. Работа освещает основные виды института семьи, с которым так иначе связана жизнь почти каждого человека. Семья, по мнению автора, самый распространённый вид социальной организации, как в сфере адаптации, так и дезадаптации современной молодежи. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья. В целом, сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей, подростков, юношество. Тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности.
Ключевые слова: семья, современная молодежь, социум.
Annotation. The work lights the main types of family institution the life of each person is connected with, because a family is the most widespread type of social organization as in the sphere of adaptation, so in maladjustment of modern youth. Important factor of deviations in psychosocial development of the child is the dysfunctional family. In general today in our society there is a serious deficiency of positive impact on children, teenagers, youth. Especially as high-quality changes of a makrosreda are followed also by deformation of a family which doesn't carry out such major functions as formation at children of feeling of psychological comfort, security.
Keywords: family, modern youth, society.
В нашей стране множество ученых занимаются изучением семьи. Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью и продолжением рода в целом.
Репродуктивная функция семьи выполняет две основные задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную -удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению социолога Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений, она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.
Семейное неблагополучие - одна из основных причин, определяющих состояние и динамику
девиантного поведения и дезадаптацию личности в целом. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, работой, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности [3].
Социально-психологический климат в семье, степень ее сплочённости определяется согласованностью представлений и фактическим рас-п ределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение ребёнка оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании.
В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, дети с трудом овладевают положительным социальным опытом. Ребёнок в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не
119
подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм [1].
Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную. Признаки кризиса, действительно, налицо, что демонстрируют: 1) усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; 2) развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений; 3) расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; 4) рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; 5) приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; 6) распространение подростковой и юношеской проституции; 7) рост подросткового и юношеского суицида; 8) падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе.
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка приводит к росту социально - средовой дезадаптации детей и подростков. Под социальной дезадаптирован-ностью индивида надо понимать не способность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе, дезаптиви-рованность индивида включает его неспособность применять на практике исторически выработанные способы социальной деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и являются необходимыми для удовлетворения собственных потребностей (в широком смысле слова). Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально - психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода. По своей природе и характеру, различные формы психосоциальной дезадаптации также делятся на устойчивые (акцентуации характера, дефекты эмоционально-волевой и мотивационно познавательных сфер и др.) и временные, неустойчивые (половозрастные особенности кризисных периодов развития ребенка; психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами) формы.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Речь идет о нарушении процесса социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом, нарушения социализации могут быть вызваны как
прямыми десоциализирующими влияниями (демонстрация ближайшим окружением образцов и установок девиантного поведения), так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих в детском и подростковом возрасте институтов социализации (семьи и школы). В зависимости от степени и глубины деформации, выделяются две стадии социальной дезадаптации: стадия школьной дезадаптации, вызванная парциальными социальными нарушениями, связанными с учебновоспитательным процессом (сквернословие, курение, пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками) и стадия социальной запущенности, характеризуемая глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т.д.) [2].
Специфика семейного неблагополучия заключается в совокупном влиянии причин и детерминант различного характера. Но, вместе с тем, комплексное изучение всех смыслообразующих факторов девиантного поведения невозможно без углубленного конкретизированного анализа каждого из них в отдельности.
В семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий. В результате, неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликты между ними приводят к формированию различных нарушений у детей. Риск асоциального поведения повышается, если родители разводятся или расходятся, но не в том случае, если один из родителей умирает. Разлады и дисгармония в семье, а не ее распад, как таковой, ведут к асоциальному поведению. Характер взаимоотношений и стиль родительского поведения более важен для развития ребенка, чем факт наличия одного или обоих родителей.
В последнее время, в научной литературе появилось понятие «динамический семейный диагноз», под которым подразумевается определение типа семейной дезадаптации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между социально-психологическими нарушениями в семье и нарушениями поведения, аномалиями в формировании личности подростка. При нарушении структуры и функции семьи возникает социально-психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные качества, необходимые для становления полноценного члена общества. В такой семье ребенок становится жертвой факторов, оказывающих негативное влияние на его социализацию, но не субъектом и объектом социализации. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья. В целом, в современном российском обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия микро- и макросреды на детей, подростков, юношество. Тем более, что качественные деформации макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности.
120
Отрицательный микроклимат, имеющий место во многих современных российских семьях обуславливает возникновение у детей отчуждения, грубости, неприязни, социального дистанцирования, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий [4]. Однако, как отмечает У. Бронфенбрен-нер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются и от которых в особенности страдает психическое здоровье ребенка.
Литература:
1. Бодалев АЛ. Семья и формирование личности. М. : Просвещение, 1989. 206 с.
2. Гилинский Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения : уч. пос. / Я. Гилинский, В. Афанасьев. СПб., 2003.
3. Добренькое В.И. Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М. : МГУ, 2010. т. 3. 339 с.
4. Попов М.Ю. Социальная аномия и ее влияние на социализацию личности // Власть. 2006. № 2.
Таким образом, семейное неблагополучие как фактор дезадаптации личности оказывает серьёзное влияние на институт семьи в современной России. В ближайшей перспективе в обществе появятся такие проявления, как:
- экстремизм;
- деликвентность;
- нарциссизм;
- криминальные группы.
Государственно-управленческие структуры должны обратить внимание на неблагополучные семьи, в целом.
Literature:
1. Bodalev АЛ. Family and formation of personality. M. : Education, 1989. 206 p.
2. Gilinskii Ya. Sociology of deviant behavior : m anual / Ya. Gilinskii, V. Afanas'ev. St. Petersburg, 2003.
3. Dobrenkov V.I. Social institutions and processes / V.I. Dobrenkov, A.I. Kravchenko. Moscow : Moscow State University, 2010. V. 3. 339 p.
4. Popov M.Yu. Sotsialnaya anomy and its influence on socialization of the personality // Vlast. 2006. № 2.
121
ИСТОРИЧЕСКИЕ
НАУКИ