Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии института семьи на формирование личности в социуме'

К вопросу о влиянии института семьи на формирование личности в социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
400
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИУМ / FAMILY / PERSONALITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игнатущенко Светлана Евгеньевна

Работа освещает основные виды института семьи, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека, семья – самый распространенный вид социальной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on the influence of the family on the formation of the individual in society

The work covers the main types of the family, which was so somehow connected life of almost everyone,family – the most common form of social organization.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии института семьи на формирование личности в социуме»

Игнатущенко Светлана Евгеньевна

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России ___________(е-таН: Sche-svetlana@yandex.ru)

К вопросу о влиянии института семьи на формирование личности в социуме

Работа освещает основные виды института семьи, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека, семья - самый распространенный вид социальной организации.

Ключевые слова: семья, личность, социум.

S.E. Ignatuschenco, Adjunct of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russial; e-mail: Sche-svetlana@yandex.ru.

To a question on the influence of the family on the formation of the individual in society

The work covers the main types of the family, which was so somehow connected life of almost every-one,family - the most common form of social organization.

Key words: family, personality, society.

В нашей стране множество ученых занимаются изучением института семьи. Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования и рынка.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом, взаимной моральной ответственностью и продолжением рода в целом.

Репродуктивная функция семьи выполняет две основные задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению социолога Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Семейное неблагополучие - одна из основных причин, определяющих состояние и динамику девиантного поведения и дезадаптацию личности в целом. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, работой, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности [1].

Социально-психологический климат в семье, степень ее сплоченности определяются согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и детям. Отрицательное влияние на поведение ребенка оказывает понимание им неоднозначной позиции родителей в его воспитании.

В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, дети с трудом овладевают положительным социальным опытом. Ребенок в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм [2].

Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную. Признаки кризиса, действительно, налицо: 1) усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; 2) развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений; 3) расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; 4) рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; 5) приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; 6) распространение подростковой и юношеской проституции; 7) рост подросткового и юноше-

265

ского суицида; 8) падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе.

Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. Под социальной дезадаптированностью индивида следует понимать неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений, в том числе его неспособность применять на практике общественно-исторические выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует его индивидуальным возможностям и необходимо для удовлетворения собственных потребностей (в широком смысле слова). Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые (акцентуации характера, дефекты эмоционально-волевой, мотивационной, познавательных сфер и др.) и временные, неустойчивые (половозрастные особенности кризисных периодов развития ребенка, психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами) формы.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми (демонстрацией ближайшим окружением образцов и установок девиантного поведения), так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации (семьи и школы). В зависимости от степени и глубины деформации выделяют две стадии социальной дезадаптации: школьную, которая характеризуется связанными с учебно-воспитательным процессом парциальными социальными нарушениями (сквернословием, курением, пропусками уроков, конфликтами с учителями и сверстни-

ками), и стадию социальной запущенности, отличающаяся глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничеством, наркоманией, пьянством, алкоголизмом, аморальным поведением и т.д.) [3].

Специфика семейного неблагополучия заключается в совокупном влиянии причин и детерминант различного характера. Вместе с тем, комплексное изучение всех смыслообразующих факторов девиантного поведения невозможно без углубленного конкретизированного анализа каждого из них в отдельности.

В семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликт между ними приводят к формированию нарушений у детей. Риск асоциального поведения повышается, если родители разводятся или расходятся (это не касается случаев, когда один из родителей умирает). Разлады и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой ведут к асоциальному поведению. Характер взаимоотношений и стиль родительского поведения более важен для развития ребенка, чем факт наличия одного или обоих родителей.

В последнее время в научной литературе появилось понятие «динамический семейный диагноз», под которым подразумевается определение типа семейной дезадаптации и неправильного воспитания, установление причинноследственной связи между социальнопсихологическими нарушениями в семье и нарушениями поведения, аномалиями в формировании личности подростка. При нарушении структуры и функции семьи возникает социально-психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные качества, необходимые для становления полноценного члена общества. В такой семье ребенок становится жертвой негативной социализации, а не субъектом и объектом успешной социализации. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей, подростков, юношество. Качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обусловливает возникновение отчуждения, грубости, неприязни, социального дистанцирования, стремления делать все

266

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2013 • № 3 (45)

назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий. Однако, как отмечает У. Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются и от которых страдает психическое здоровье ребенка.

1. Добреньков В.И., Кравченко. А.И. Социальные институты и процессы. М., 2010. Т. 3.

2. Бодалев А.А. Семья и формирование личности. М., 1989.

3. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учеб. пособие. СПб., 2003.

Таким образом, вопрос о семейном неблагополучии как факторе дезадаптации личности оказывает серьезное влияние на институт семьи в современной России. В ближайшей перспективе в обществе появятся такие проявления, как экстремизм, деликвенткность, нарциссизм, криминальные группы

Государственно-управленческие структуры должны обратить внимание на неблагополучные семьи в целом.

1. Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I. The social institutions and processes. M., 2010. Vol. 3.

2. Bodalev A.A. Family and the formation of personality. M., 1989.

3. Gilinskii Ya., Afanasyev V. Sociology of deviant (deviant) behavior: study aid. SPb., 2003.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.