Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты дезадаптации личности'

Социально-психологические аспекты дезадаптации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10462
918
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕПРИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / DEPRIVATION / SOCIAL DISADAPTATION / FAMILY / FAMILY ILL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Оксана Борисовна

Представлены основные причины деформаций процесса социализации, которые приводят к социально-средовой дезадаптации личности. Рассматриваются вопросы семейного неблагополучия на современном этапе. Показана взаимосвязь биологических и психосоциальных факторов риска социальной дезадаптации в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of family ill-being on the modern stage are considered. The main reasons deformation of social process, what would lead to incrise of social-setting personality's disadaptation are presented. It is revealed the interrelation of biological and psycho-social risk factors of social disadaptation in family.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты дезадаптации личности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 75-79.

О. Б. Конева

социально-психологические аспекты дезадаптации личности

Представлены основные причины деформаций процесса социализации, которые приводят к со-циально-средовой дезадаптации личности. Рассматриваются вопросы семейного неблагополучия на современном этапе. Показана взаимосвязь биологических и психосоциальных факторов риска социальной дезадаптации в семье.

Ключевые слова: девиантное поведение, депривация, социальная дезадаптация, семья, семейное неблагополучие.

общий контекст проблемы

Семья на протяжении всего периода взросления играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка: его эмоционально-волевая, нравственная сфера, характер, особенности поведения складываются в семье. Семья — это первая в жизни человека общность или малая группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли. Особый интерес к вопросам семейной жизни и, в частности, детско-родительским отношениям появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи, увеличением количества проблемных семей. Например, И. И. Мамайчук отмечает такие кризисные тенденции, как рост гражданских браков и неполных семей, семей, в которых отец или/и мать злоупотребляют алкоголем, рост отчужденности детей от семьи и т. п. [4].

Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процессов социализации и формирования личности ребенка, приводит к со-циально-средовой дезадаптации детей и подростков. Под социальной дезадаптацией надо понимать неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, основанные на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому месту в конкретной системе сложившихся межличностных отношений. В том числе неумение применять на практике общественно-исторически выработанные способы деятельности, овладение которыми соответствует индивидуальным возможностям, необходимые для удовлетворения собственных потребностей (в широком смысле слова).

По данным комплексных, многоаспектных исследований, личности, совершавшие общественно опасные действия, обнаруживают стойкую социальную дезадаптацию (разного уровня),

возникшую вследствие аномального формирования личности и поведения на ранних этапах социализации в условиях «неблагополучной» микросреды и на исходном неполноценном биологическом фоне. Последний фактор до недавнего прошлого считался основной детерминантой социальной дезадаптации.

Четкого разграничения биологических и психологических факторов риска в развитии нет, они всегда взаимодействуют. Но после рождения все большее значение приобретает психосоциальное влияние. Биологические факторы риска вызывают прежде всего замедление в развитии, которое через 6-8 лет может нивелироваться. Психосоциальные факторы, напротив, чем дольше действуют, тем очевиднее приводят к нарушениям в развитии. Совмещение биологических и психосоциальных факторов риска резко снижает возможность компенсации нарушений. Многочисленные работы, посвященные социологическим, педагогическим, психологическим, социально-гигиеническим проблемам, указывают на тормозящие и ускоряющие процесс развития условия, заложенные главным образом в личности ребенка, окружающей среде и в их взаимодействии [1; 5].

Суть явления социальной дезадаптации — в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами. Происходит вытеснение ребенка из ситуации личностного развития, стремление к самоутверждению общественно приемлемым способом не поддерживается и не стимулируется. Ребенок оказывается в состоянии психологической изоляции в среде общения, утрачивает чувство принадлежности к общей культуре и воспринимает микросредо-вые ценности и установки.

В зависимости от природы, характера и степени адаптации выделяются патогенная, психосоциальная и социальная дезадаптация детей и подростков.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии и др.) и корректируемый при определенных условиях характер, формирующийся вследствие действия психогенных факторов в неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуации.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, обусловливающими определенную трудново-спитуемость, которая требует индивидуального педагогического подхода. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые (акцентуации характера, дефекты эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сфер и др.) и временные, неустойчивые (половозрастные особенности кризисных периодов развития ребенка, психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми (демонстрация ближайшим окружением образцов и установок девиантного поведения), так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации (семьи и школы). В зависимости от степени и глубины деформации выделяются две стадии социальной дезадаптации: стадия школьной дезадаптации, характеризуемая парциальными социальными нарушениями, связанными с учебно-воспитательным процессом (сквернословие.

курение, пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками), и стадия социальной запущенности, характеризуемая глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т. д.).

Факторы риска социальной дезадаптации в семье

Специфика семейного неблагополучия заключается в совокупном влиянии причин различного характера. Но, вместе с тем, комплексное изучение всех факторов риска социальной дезадаптации в семье невозможно без углубленного конкретизированного анализа каждого из них в отдельности.

1. Депривация. Депривация — состояние, являющееся последствием определенных жизненных ситуаций, когда человек лишен возможности удовлетворить свои психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время [4]. Выделяются три основных вида депривации: эмоциональная, сенсорная и социальная.

Под эмоциональной депривацией подразумевают длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, т. е. всякую продолжительную эмоциональную изоляцию. Качество эмоциональных связей ребенка с близким взрослым является важнейшим фактором, определяющим качество адаптации к условиям воспитания и характер психологического развития ребенка. Основной патогенный фактор — отсутствие или нарушение у ребенка глубокой и надежной эмоциональной связи с близким взрослым, частые смены лиц, заботящихся о ребенке (дефицит эмоциональной привязанности). Аномальные формы эмоционального взаимодействия с маленьким ребенком часто встречаются в семьях, распространены весьма широко и, как правило, воспроизводятся в каждом новом поколении. Для детей с ранним опытом жизни в неблагополучной семье фактором наибольшего риска развития психических отклонений является история предшествующего насилия, плохого обращения и незащищенности, отягощенная переживанием разлуки даже с такой неблагополучной семьей. С возрастом важное значение приобретает длительное и частое общение с социально положительными родственниками, в частности, с отцом. Отсутствие такой возможности, особенно

у мальчиков, нередко приводит к возникновению трудностей в поведении. Непременными составляющими депривации являются безнадзорность и девиантное поведение.

2. Неадекватные стили и тактики воспитания. Очень важным фактором риска социальной дезадаптации в семье являются неадекватные стратегии и тактики воспитания, используемые родителями. А. С. Спиваковская выделяет следующие типичные ошибки в воспитании: непонимание личностного развития детей; неприятие детей; несоответствие ожиданий родителей возможностям ребенка; негибкость в отношениях; неравномерность отношений родителей в различные годы жизни детей; непоследовательность в отношениях с детьми; несогласованность отношений между родителями; аф-фективность; тревожность; доминантность; гиперсоциальность; недоверие к возможностям детей; нечуткость, недостаточная отзывчивость родителей; противоречивость [6]. С. А. Беличева предлагает различать следующие воспитательные стили, опасные с точки зрения возникновения отклонений в развитии и поведении ребенка: импульсивно-снисходительный; позиция «круговой обороны»; демонстративный стиль; жестоко-авторитарный стиль; увещевательный стиль; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательный стиль [1].

3. Особенности личностей родителей. К особенностям личностей родителей, являющимся фактором риска семейного неблагополучия, можно отнести следующие: сензитивность, тревожность, доминантность, эгоцентричность, гиперсоциальность. Исследования показывают, что эмоциональные трудности или проблемы поведения встречаются чаще у детей, чьи родители страдают хронически депрессивными или невротическими заболеваниями, а также имеют патологические черты личности. Здесь выделяются следующие факторы: 1) генетические; 2) психические нарушения у родителей (раздражительность, замкнутость, бред, галлюцинации и др.) нарушают уход за детьми; 3) влияние процессов подражания и идентификации; 4) психические заболевания повышают вероятность разрыва брака и семьи, что вызывает эмоциональные и поведенческие нарушения у детей. Выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного общения в значительной степени зависят от характерологических особенностей, уровня образования и культуры родителей.

Физические наказания в качестве методов воспитания могут использоваться в семьях по следующим причинам: 1) родители сами выросли в неблагополучных семьях; 2) физические наказания могут быть семейной традицией нескольких поколений.

В семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликт между ними приводят к формированию нарушений у детей. Риск асоциального поведения повышается, если родители разводятся или расходятся, но не в том случае, если один из родителей умирает. Разлады и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой ведут к асоциальному поведению. Характер взаимоотношений и стиль родительского поведения более важны для развития ребенка, чем факт наличия одного или обоих родителей.

4. Индивидные характеристики детей, вызывающие социальную дезадаптацию в семье. Необходимым элементом осуществления как профилактической практики, так и диагностики социальной дезадаптации является учет так называемых индивидных характеристик, или конституциональных особенностей личности ребенка, подростка.

Отдельное место среди личностных особенностей занимает акцентуация характера, являющаяся пограничным состоянием между патологией и нормой. Е. А. Личко выделял 11 типов возможной акцентуации характера, среди которых преобладает неустойчивый, или гипертимный, тип [3]. Факторами риска приобретения неврозов и отклонений в поведении могут быть следующие особенности характера ребенка: эмоциональность, впечатлительность, внутренняя неустойчивость, импрессивность, беззащитность, выраженность чувства «Я». Определенные трудности в социальной адаптации могут вызывать некоторые кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте. С. А. Беличева выделяет следующие: ускоренное и неравномерное развитие организма подростка, изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, расширение социальных контактов, стремление к независимости, повышенная конфликтность. К неблагоприятным индивидным характеристикам относятся также различные физические недостатки (дефекты речи, внешности и др.) и извращенные

биологические потребности (алкоголизм, наркомания, половые аномалии) [1].

Важнейшими индивидными характеристиками, вызывающими социальную дезадаптацию, являются различные психоаномалии патологического характера, в происхождении которых могут играть роль как генетические факторы, так и неблагоприятные средовые и ситуационные влияния. Среди подобных аномалий можно выделить: психический дизонтогенез, патологическое развитие личности, психический инфантилизм, олигофрениию, эпилепсию, индуцированное помешательство. А. И. Захаров называет следующие нервно-психические нарушения у детей, способствующие социальной дезадаптации: минимальная мозговая недостаточность (дисфункция), невропатия, неврозы и невротические реакции, органические нарушения нервной системы.

Социальная дезадаптация является основой любой формы девиации, тем не менее, каждый тип отклоняющегося поведения имеет собственный симптомокомплекс и обладает определенными, свойственными только ему диагностически значимыми характеристиками, что и обуславливает необходимость подробного рассмотрения каждого типа в отдельности.

5. Агрессивное поведение. Важной характеристикой агрессивных детей является их преимущественная экстернальность. Исследования А. А. Реана показали, что большинство делинквентов по шкале общей интернальности относятся к экстерналам (84 %), так же как и по шкале в области достижений (52 %) и в области неудач (72 %). Несовершеннолетним преступникам присущи следующие экстернальные установки: отрицание ответственности, вреда, наличие жертвы, осуждение осуждающих, обращение к более важным обстоятельствам. А. А. Реан объясняет факт преимущественной экстернальности локуса контроля у подростков-делинквентов действием защитного механизма, позволяющего сохранить самоуважение [5]. Н. Д. Левитов, Н. В. Тарабрина определяют агрессию как одно из психических состояний при фрустрации, имеющее стениче-скую форму [2]. Данное мнение согласуется с теорией Г. Кеплана, который также высказал предположение о связи девиантного поведения с пониженным самоуважением [2].

Не являясь прирожденной биологической реакцией (за исключением патологии), агрессивное поведение зависит от природных особенностей

темперамента, возбудимости и силы эмоций. Внутреннее напряжение в состоянии фрустрации может находить выход в активных агрессивных действиях. Участие в драках является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в неформальных группах.

6. Аддикции. Алкоголизм по своим последствиям является одной из наиболее полифактор-ных составляющих семейного неблагополучия. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме приводит к невротиза-циии и психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей. Алкоголизм является основным патогенным фактором таких хронических заболеваний, как олигофрения, психопатия, различных отставаний в эмоциональном и физическом развитии и др. Кроме того, алкоголь разрушает личности родителей, делая невозможным всякое психологическое воздействие на детей. Семейные отношения характеризуются постоянными конфликтами, маргинализацией культурного уровня и ценностных ориентаций родителей.

У детей склонность к пьянству (и вытекающему из него алкоголизму) обусловлена двумя основными причинами: 1) подражание взрослым; 2) усиление и извращение влечений. В последнем случае дети лечатся по поводу основной патологии, из которой вытекает чрезмерная тяга к алкоголю. Однако чаще всего пьянство детей и подростков вызвано стремлением подражать взрослым (в первую очередь родителям).

В ходе опроса подростков, употребляющих алкоголь, 13 % сказали, что они хотели бы иметь другую компанию, но выбора нет, а есть стремление избежать одиночества; 55 % опрошенных заявили, что молодые люди испытывают сейчас враждебность со стороны взрослых. Таким подросткам свойственны экстернальные установки локуса контроля («другие пьют больше» — 49 %, «меньше» — 3,9 %, «столько же» — 42,9 %).

Наркотизм. В ситуации семейного неблагополучия и, как следствие, нарушения процесса социализации оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростков: в положительной оценке значимых взрослых (родителей, учителей), в самоуважении (низкая успеваемость) и общении (изоляция в школьном коллективе). В результате единственной целью подростка становится избавление от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных психотравмирующими воздействиями.

Актуализацию психологической готовности к употреблению наркотиков обусловливают следующие причины: 1) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненных потребностей; 2) несформированность или неэффективность способов психологической защиты; 3) наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.

Таким образом, важнейшей и насущной задачей психологической науки является информирование практических специалистов о диагностически значимых признаках, что позволит выполнять функции как ориентирования, так и прогнозирования при психологическом наблюдении, осуществляемом в ходе социальнопрофилактической работы.

Список литературы

1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : Соц. здоровье России, 2003. С. 122-125.

2. Клиническая психология / сост. и общ. ред. Н. В. Тарабриной. СПб. : Питер, 2008. 352 с.

3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. М. : Медицина, 2009. С. 245-256.

4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2008. С. 36-38.

5. Реан А. А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы // Мир детства. 2002. № 2. С. 8-12.

6. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М. : Просвещение, 2008. С. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.