Научная статья на тему 'Возрождение и динамика развития малого бизнеса в России'

Возрождение и динамика развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1332
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СТАТИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / STATISTICS OF ENTREPRENEURSHIP / DYNAMICS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аношкин А. Н.

Статья посвящена динамике развития малого и среднего бизнеса в России. Представлены направления государственной поддержки финансовой, имущественной, информационной и консультационной, а также содействие в области подготовки и повышения квалификации работников. Автором приводится статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIVAL AND DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Article is devoted to the dynamics of development of small and medium-sized business in Russia. The article presents the directions of state support of small and medium-sized businesses: financial, property, information and consulting support, and assistance in the field of training and development of employees. Statistics on the proportion and structure of small and medium enterprises in Russia is provided.

Текст научной работы на тему «Возрождение и динамика развития малого бизнеса в России»

Аношкин А. Н, аспирант кафедры политологии МФПУ «Синергия», г. Москва,

[email protected]

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Статья посвящена динамике развития малого и среднего бизнеса в России. Представлены направления государственной поддержки финансовой, имущественной, информационной и консультационной, а также содействие в области подготовки и повышения квалификации работников. Автором приводится статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, статистика предпринимательства, динамика развития.

Введение

Проблемы развития и становления российского предпринимательства весьма актуальны и рассматриваются во многих научных работах1. В теории предпринимательства вопросы развития малых и средних форм бизнеса занимают значимое место и привлекают внимание большого числа исследователей2.

1 См., например: Киселкина О. В. Проблемы развития быстрорастущих компаний в российской экономике // Современная конкуренция. 2013. № 1 (37). С. 65-68; Коваленко А. И., Зарецких С. А. Дискуссия о профессионально-ориентированном подходе к предпринимательству // Современная конкуренция. 2012. № 3 (33). С. 3-8; Рубин Ю. Б. Российское предпринимательство как направление российского образования // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36). С. 5-8.

2 См., например: Широкова Г. В., Цуканова Т. В. Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу // Современная конкуренция. 2013. № 3 (39). С. 50-63; Широкова Г. В., Цуканова Т. В. Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу // Современная конкуренция. 2013. № 3 (39). С. 50-63.

Следует согласиться с позицией Л. Е. Гу-дашовой, которая отмечает следующее: «Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе и индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед сферой малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях. Малое и среднее предпринимательство — это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей. Оно имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачи-

ваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда»3.

В России процесс формирования предпринимательского класса, в том числе малого бизнеса, своими корнями уходит в период «теневой экономики», которая в виде «патологии» стала развиваться еще в недрах «развитого социализма» периода застоя, будучи естественной реакцией на запрет частного предпринимательства. Стремление личности к свободе и независимости невозможно реализовать без экономического суверенитета индивида и возможности предпринимательской самозанятости.

Как известно, «правила игры» и общественные институты являются одним из определяющих факторов развития малого предпринимательства в национальном социально-экономическом пространстве. Поэтому история формирования и развития общественных, политических и нормативно-правовых институтов способствует формированию тенденций дальнейшего развития предпринимательства в форме малого бизнеса.

Конец 80-х годов

В конце 80-х годов коренные изменения в политической и социально-экономической сферах страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Начало формированию нового российского предпринимателя положил вышедший в 1987 г. Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так, был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах.

3 Гудашова Л. Е. Предпринимательство в России: проблемы и особенности // Современная конкуренция. 2013. № 2 (38). С. 39-40.

Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляло кооператоров прибегать к самозащите своих интересов. Отдельные активные представители нарождающегося класса предпринимателей баллотировались на выборах депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Активная политическая агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые объединения, в том числе и малого бизнеса, в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 г. создается Российский союз совместного предпринимательства, через год — Аграрный союз.

1991-1994 годы

В начале 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему развитию форм предпринимательства.

Экономическая стагнация и политическая неразбериха в период 1991-1993 гг. привели к тому, что значительная часть представителей малого бизнеса была переориентирована на сферу коммерческой деятельности и торговли. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться под требования рыночной экономики, были разрушены и ликвидированы. Отныне главным видом деятельности в сфере малого и среднего бизнеса становится торговля. Именно в этот период в сфере малого бизнеса начинает активно развиваться «теневая экономика». Высокая налоговая нагрузка побуждает предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т. д.

Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, свойственные всей национальной экономической системе. Заявленные в период советского вре-

мени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных отраслей сменились на далекие от государственных программ развития отношения торговли и посредничества.

В период 1993-1994 гг. происходит формирование нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности. Принимается Гражданский кодекс РФ, в котором закрепляется законодательное определение предпринимательской деятельности, и ряд других федеральных законов.

Несомненно, позитивное значение для развития малого предпринимательства имеет Указ Президента РФ от 08.07.1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», которым упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 912 «О совете по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации» создан Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ как консультативный орган, участвующий в подготовке государственных решений с учетом мнения предпринимателей.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.1994 г. № 322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд» предусмотрено создание условий для участия малых предприятий в конкурсном отборе при размещении заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ (услуг) для государственных нужд.

В этот период число малых предприятий увеличилось с 266,7 до 865,0 тыс. К началу

1995 г. темп роста снизился в связи с финансовыми потрясениями и политической нестабильностью, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%).

В 90-е годы наиболее привлекательными сферами приложения капиталов для российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука и научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%). Торговлей, строительством и промышленной деятельностью занимались 74% малых предприятий4.

Конец 90-х годов

С 1998 г. появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации бизнеса необходимо вставать на учет во внебюджетных фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости). Таким образом, процесс регистрации предпринимательской деятельности усложняется.

На начало 1998 г., по данным Госкомстата России, более чем в 800 тыс. малых предприятий было занято на постоянной основе более 9 млн собственников, менеджеров, работников, а с учетом вторичной занятости (совместительства, временной работы) — 14,5 млн человек. Каждый третий россиянин работал в частном секторе. Однако такое количество малых предприятий недостаточно для поддержания экономического роста российской экономики.

Более 40% общего количества малых предприятий в России функционирует в торговле и посреднической деятельности, 16%

4 Новиков Ю. В. Проблемы и динамика развития малых предприятий и малого предпринимательства в России // Проблемы современной экономики. 2004.

№ 1-2 (9-10). URL: http://www.m-economy.ru/art.php? nArtId=408.

приходится на промышленность и строительство, немного более 2% — на транспорт и связь, 6% действует в науке и научном обслуживании. Такая структура отраслевого распределения малого бизнеса не способствует инновационному и технологическому развитию страны.

Вклад малых предприятий в валовой национальный продукт (ВВП) в России оценивается примерно в 11-12%. В расчете на одного работающего на малых предприятиях производится объем продукции, почти в четыре раза превышающий таковой на крупных предприятиях. На долю малых предприятий приходится свыше 10% объема промышленной продукции. На малые строительные предприятия проходится свыше 17% общего объема строительных работ, что становится важным фактором формирования в отдельных регионах страны рынка жилья.

Приведенные показатели можно охарактеризовать только как весьма умеренные. Если взять количество малых предприятий на десять тысяч человек, то данные выглядят следующим образом: Германия — 370, Япония — 500, США — 740, Болгария — 380. В России этот показатель до кризиса 1998 г. составлял 56 предприятий, а после него опустился до 36 предприятий5.

Российское

предпринимательство в XXI веке

В 2000-2004 гг. доля объема продукции, работ и услуг возросла с 4,6 до 8%, а в 2005-2009 гг. доля малых фирм в совокупном обороте фактически не менялась и составляла 24-26%. Это также говорит об адекватных темпах прироста оборотов малых фирм по сравнению с экономикой

5 Горбань О. П. Проблемы развития малого предпринимательства в современной России // Научно-техническая конференция МГТУ. Секция «Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга, экономики и права». URL: http://www.mstu.edu.ru/.

в целом, где не происходит «взрывного» развития.

Положительным моментом деятельности малых предприятий можно назвать устойчивый рост вложений в основной капитал. Так, за 2000-2008 гг. инвестиции в основной капитал возросли с 29,8 млрд руб. в 2000 г. до 472,3 млрд руб. в 2008 г., т. е. почти в 16 раз. Но в 2009 г. произошло снижение показателя на 126,2 млрд руб. или на 26,7%. Также следует отметить факт повышения доли малых фирм в общих инвестициях в основной капитал: с 2,9% в 2000 г. до 5,4% в 2008 г., хотя она по-прежнему остается неоправданно низкой. При этом по итогам 2009 г. показатель сократился до 4,4%. Выявленная тенденция может свидетельствовать как о повышении инвестиционной активности малых предприятий в целом, так и о развитии этого сектора, прежде всего, в некапиталоемких отраслях.

Следует согласиться с Ю. В. Новиковым, который отмечает целый ряд затруднений в развитии малого предпринимательства. К ним относятся: ограниченность сферы малого предпринимательства, связанная, прежде всего, с минимальными размерами собственного капитала малых предприятий; проблемы, связанные с необходимостью действовать в условиях жесткой конкуренции; повышенный риск, особенно в новых сферах деятельности; меньшая, чем в крупных предприятиях, степень социальной защиты работников6.

Как отмечает Т. В. Бурлуткин: «С 2000 по 2009 гг. количество российских малых предприятий заметно возросло — увеличение почти в 2 раза, при этом за 2009 г. — на 250 тыс. единиц или на 18,9%. Средний прирост за анализируемый период составлял почти 7%. В целом состояние малых предприятий можно оценить как «среднее»

6 Новиков Ю. В. Проблемы и динамика развития малых предприятий и малого предпринимательства в России / Проблемы современной экономики,

№ 1-2 (9-10), 2004. URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=408.

Таблица 1

Динамика развития малого бизнеса (общее количество коммерческих предприятий в стране в период 2009-2011 гг.)9

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Предприятия, малые предприятия (тыс. шт.) 282,7 227,5 219,7

из них торговля (тыс. шт.) 83,9 69,9 65,4

Численность работников (тыс. чел.) 6736,5 6187,0 6016,9

из них торговля (тыс. чел.) 1758,3 1505,7 1432,3

Микропредприятия (тыс. шт.) 1052,3 1374,7 1503,1

из них торговля (тыс. шт.) 488,0 588,2 691,1

Численность работников (тыс. чел.) 4605,1 5005,9 5203,2

из них торговля (тыс. чел.) 1907,2 1961,6 2010,4

Всего коммерческих предприятий (тыс. шт.) 3365,1 3575,9 3796,5

и «ниже среднего». В период 1997-2003 гг. число малых предприятий не увеличивалось, а колебалось в диапазоне 850-900 тыс. единиц.

Позитивная динамика в росте количества малых предприятий с 2003 г. может быть объяснена вступлением в действие с 1 июля 2002 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ряда других сопутствующих нормативно-правовых актов, значительно упростивших процедуру организации бизнеса»7.

По итогам 2010 г. по сравнению с 2009 г. в целом по стране положительная динамика отмечается только по показателю объема оборота малых предприятий (без микропредприятий). По остальным рассматриваемым показателям (количество малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях) зафиксировано снижение показателей.

На 1 января 2011 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП)

7 Бурлуткин Т. В. Анализ современного состояния и проблема функционирования малого предпринимательства в Российской федерации / Интернет-журнал «Экономические исследования», № 6 (11), Ноябрь 2011. URL: http://www.erce.ru/internet-magazine/ magazine/27/389/.

в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 января 2010 г. на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п. Объем инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ снизился на 6,0%. Объем оборота малых предприятий за 2010 год превысил показатель 2009 года на 16,4% (с учетом ИПЦ рост показателя составил 7,0%)8.

Из таблицы 1 видно, что количество созданных малых предприятий в 2011 г. по сравнению с 2009 г. сократилось и составило 219,7 тыс., из них 65,4 тыс. — это предприятия торговли, остальные 154,3 тыс. — это предприятия всех сфер экономической деятельности.

Рассматривая структуру малых предприятий по видам экономической деятельности за 2009 и 2011 гг., можно видеть, что почти половина предприятий занята в сфере оптовой и розничной торговли. Причем

8 На основе Информационно-аналитического доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (апрель 2011 года). URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1695.html? effort=1.

9 Ларичева З. М. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 5. С. 39-51.

в 2011 г. доля предприятий данной области ниже на 0,9%, чем в 2010 г. (2010 г. — 47,8%, 2011 г. — 46,9%). Доля предприятий, занятых в сфере операций с недвижимостью, также существенна (17,5% в 2010 г. и 17,9% в 2011 г.). Также заметен процент предприятий обрабатывающего производства и строительства (12-14%). Доля предприятий, занятых в остальных экономических областях, невелика — менее 5%. В настоящее время рентабельными отраслями для малого бизнеса остаются посредническая торговля, сервисы и услуги, а также инновационное предпринимательство в сфере информационных технологий (1Т-стартапы).

В 2012-2013 гг. государство пытается упростить процесс регистрации малых предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Государственная политика, как и в начале 90-х годов, продолжает декларировать целевую функцию поддержки и развития малого предпринимательства в России.

Заключение

В современной России проблема развития малого и среднего бизнеса в период перехода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики и поддержки малого и среднего предпринимательства является на сегодняшний день одной из самых приоритетных направлений политики государства в связи с решением главной стратегической задачи России на перспективу до 2020 г. — вхождение России в пятерку стран — лидеров по объему ВВП, что означает переход страны на новый инновационный путь экономического развития.

Однако история формирования и развития государством нормативно-правовых и социально-экономических институтов, влияющих на предпринимательскую деятельность субъектов малого бизнеса, свидетельствует о том, что декларируемые приоритеты развития малого предпринимательства не являются настоящими, актуальными

целями государственного управления, и что государственное регулирование отношений предпринимательской деятельности является бессистемным, внутренне противоречивым, хаотичным, часто преследующим иные, скрытые цели.

В последнее десятилетие стал очевиден государственный приоритет в поддержании и развитии крупномасштабных проектов, в создании компаний — «национальных чемпионов», что негативно сказывается на конкурентной и предпринимательской среде малого бизнеса. И хотя модель экономического роста, основанная на экспорте природных ресурсов, последние пять лет уже не работает, инновационный сценарий развития страны пока еще далек от реализации.

В отличие от западной предпринимательской культуры, в которой крупный бизнес активно прибегает к аутсорсинговым услугам малого и среднего бизнеса, чем и формирует основание для взаимного эффективного хозяйствования, в России крупный бизнес каждый этап технологической цепочки осуществляет в рамках прямого корпоративного контроля и не берет заказы с открытого рынка. Дочерние предприятия крупного бизнеса существуют только благодаря вертикальной интеграции со своими учредителями, и часто неконкурентоспособны на открытом рынке.

Такая предпринимательская практика является отражением сравнительно молодой российской предпринимательской культуры и может быть исправлена в направлении более активного рыночного, а не внутрикорпоративного взаимодействия крупного и мелкого бизнеса только в долгосрочной перспективе эволюционного и цивилизацион-ного развития форм и методов российского предпринимательства.

Список литературы

1. Бурлуткин Т. В. Анализ современного состояния и проблема функционирования малого предпринимательства в Российской федерации // Интернет-журнал «Экономические ис-

следования», № 6 (11), Ноябрь 2011. URL: http:// www.erce.ru/internet-magazine/magazine/27/ 389/.

2. Горбань О. П. Проблемы развития малого предпринимательства в современной россии // Научно-техническая конференция МГТУ. Секция «Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга, экономики и права». URL: http://www. mstu.edu.ru/.

3. ГудашоваЛ. Е. Предпринимательство в России: проблемы и особенности // Современная конкуренция. 2013. № 2 (38). С. 39-45.

4. Интернет-журнал «Экономические исследования», № 6 (11), Ноябрь 2011. URL: http://www. erce.ru/internet-magazine/magazine/27/389/.

5. Информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (апрель 2011 года). URL: http://www.nisse.ru/business/article/ article_1695.html?effort=1.

6. Коваленко А. И., Зарецких С. А. Дискуссия о профессионально-ориентированном подходе к предпринимательству // Современная конкуренция. 2012. № 3 (33). С. 3-8.

7. Киселкина О. В. Проблемы развития быстрорастущих компаний в российской экономике // Современная конкуренция. 2013. № 1 (37). С. 65-68.

8. Ларичева З. М. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 5. С. 39-51.

9. Новиков Ю. В. Проблемы и динамика развития малых предприятий и малого предпринимательства в России // Проблемы современной экономики. 2004. № 1-2 (9-10). URL: http://www. m-economy.ru/art.php?nArtId=408.

10. Пиньковецкая Ю. С. Малое предпринимательство на рынках совершенной и монополистической конкуренции // Современная конкуренция. 2012. № 2 (32). С. 3-12.

11. Рубин Ю. Б. Российское предпринимательство как направление российского образования // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36). С. 5-8.

12. Широкова Г. В., Цуканова Т. В. Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу // Современная конкуренция. 2013. № 3 (39). С. 50-63.

A. Anoshkin, Postgraduate Student of Department of Political Science, MUIF «Synergy», Moscow, [email protected]

REViVAL AND DYNAMiCS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSiNESS iN RUSSiA

Article is devoted to the dynamics of development of small and medium-sized business in Russia. The article presents the directions of state support of small and medium-sized businesses: financial, property, information and consulting support, and assistance in the field of training and development of employees. Statistics on the proportion and structure of small and medium enterprises in Russia is provided.

Keywords: small business, medium business, statistics of entrepreneurship, dynamics of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.