Научная статья на тему 'Факторный анализ текущего состояния бизнес-климата в регионах Казахстана'

Факторный анализ текущего состояния бизнес-климата в регионах Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
804
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / БИЗНЕС КЛИМАТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БИЗНЕС КОМПЕТЕНЦИИ / БИЗНЕС ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНЦИЯ / БИЗНЕС-БАРОМЕТР / РЕЙТИНГ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / BUSINESS CLIMATE / GOVERNMENT SUPPORT / BUSINESS COMPETENCE / BUSINESS INFRASTRUCTURE / COMPETITION / BUSINESS BAROMETER / RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулбатыров Н. Н., Каменова С. Б., Асенова А. Е.

Статья посвящена вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Изучен мировой опыт по разработке методологий исследования трендов и перспектив развития предпринимательской деятельности. Проведен обзор международных исследований относительно методологии измерения бизнес климата. Выявлены условия и факторы, определяющие состояние бизнес климата в регионах Казахстана. Разработана методология построения бизнес-барометра уровня развития предпринимательства в регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor analysis of the current state of the business climate in the regions of Kazakhstan (Kazakhstan, Astana)

The article is devoted to the development of small and medium-sized businesses in Kazakhstan. It reviews the world experience in the development of research methodologies, trends and perspectives of development of entrepreneurial activity. It describes international studies on the methodology of measuring the business climate. It identifies the conditions and factors that determine the state of the business climate in the regions of Kazakhstan. It develops a methodology of building the business barometer of the level of development of entrepreneurship in the regions

Текст научной работы на тему «Факторный анализ текущего состояния бизнес-климата в регионах Казахстана»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКУщЕГО СОСТОяНИя БИЗНЕС-КЛИМАТА

в регионах Казахстана

Н.Н. Кулбатыров,

директор Центра развития предпринимательства АО«Институт экономических исследований»(г. Астана),

магистр экономики nurbatyr@mail.ru

С.Б. Каменова,

заместитель директора Центра развития предпринимательства АО «Институт экономических исследований»(г. Астана),

магистр социальной экономики saltanat.kamenova@gmail.com

А.Е. Асенова,

старший эксперт Центра развития предпринимательства АО «Институт экономических исследований»(г. Астана),

кандидат экономических наук aassenova@mail.ru

Статья посвящена вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Изучен мировой опыт по разработке методологий исследования трендов и перспектив развития предпринимательской деятельности. Проведен обзор международных исследований относительно методологии измерения бизнес климата. Выявлены условия и факторы, определяющие состояние бизнес климата в регионах Казахстана. Разработана методология построения бизнес-барометра уровня развития предпринимательства в регионах.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, бизнес климат, государственная поддержка, бизнес компетенции, бизнес инфраструктура, конкуренция, бизнес-барометр, рейтинг

ББК У9(2)-55(2к)

Предпринимательская деятельность должна выполнять три основные функции: экономическую, инновационную и социальную. В развитых государствах примерно 70% всех предпринимательских структур приходится на сферу среднего и малого бизнеса (далее МСБ), но подавляющая часть ВВП и национального дохода страны производится крупными компаниями.

В странах ЕС и США предприятия МСБ обеспечивают порядка 50-60% от общего объема ВВП. В Казахстане на сегодняшний день вклад МСБ в структуру ВВП составляет 20%, что гораздо ниже, чем в Аргентине — 40%, Мексике -52%, Канаде — 45% и Австралии — 60%.По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в компаниях численностью менее 250 человек работает две трети всего экономически активного населения. [1]

Одним из основных приоритетов программного документа «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства» от 17 января 2014 года является создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

В своем Послании Президент обозначил ряд задач, реализация которых должна осуществляться в целях повышения доли МСБ в общем объёме ВВП Казахстана до 50%, вместо нынешних 20 %. [2]

Государственная политика в области предпринимательства должна быть направлена не только на то, чтобы люди, имеющие предпринимательские инициативы их реализовали, но и на то, чтобы были найдены меры экономической политики, которые сделали бы предпринимательство более привлекательным и позволили бы повысить предпринимательскую активность населения. Необходимо развивать в людях предприимчивую

жизненную позицию, благоприятное отношение к предпринимательству, а также вдохновлять имеющих потенциал роста предпринимателей на дальнейшие шаги. Важно больше внимания обращать на гибкость в предпринимательстве. Чем более гибким становится общество, тем больше гибкости требуется и в коммерческой деятельности, чтобы отвечать ожиданиям и потребностям людей.

Человек с предпринимательской жилкой, с твердой жизненной позицией, имеющий намерения организовать и вести бизнес, способный взять на себя ответственность и риски в условиях жесткой конкуренции, умеющий решать конкретные задачи, вовремя переориентировать свой бизнес при изменениях на внешних и внутренних рынках, может построить успешную карьеру предпринимателя.

В настоящее время в мире применяется большое количество различных методологий исследования трендов и перспектив развития предпринимательской деятельности. Проведенный обзор международных исследований относительно методологий измерения бизнес-климата показывает, что на уровень развития предпринимательской деятельности оказывают влияние не только политическая и экономическая ситуация в стране, совершенство законодательной базы, реализация государственных программ поддержки МСБ, но и степень инициативности самих предпринимателей.

Предпринимательская активность как отдельная область научного познания вызывает большой интерес со стороны академического и экспертного сообщества. Обзор мировой практики показывает, что на сегодняшний день в мире существует большое количество инструментариев анализа предпринимательства и его основных аспектов. Так, только в Европе уже не

322

© ПСЭ, 2014

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

первый год проводится обзор состояния семейного бизнеса. Европейский барометр семейного предпринимательства (European Family Business Barometer) основан на результатах онлайн опроса, который охватывает порядка 170 респондентов из 18 стран ЕС. В результате исследования за 2014 год проведен анализ факторов, определяющих условия ведения семейного бизнеса в европейских странах, а также усовершенствована методика проведения опроса и оценка качества опроса. [3] Кроме того, ЕС, начиная с 2011 г., реализует долгосрочную Региональную программу по коммуникации в рамках Европейского соседства (Regional Communication Programme).[4] Целью этой программы является повышение знания среди населения стран региона Европейского соседства о ЕС и его отношениях со странами-партнерами. Программа состоит из трех компонентов: 1) информационная поддержка; 2) тренинги для журналистов и 3) изучение общественного мнения. Третий компонент называется «Барометром Европейского соседства» (EUNeighbourhood Barometer). «Барометр Европейского соседства» представляет собой результаты опросов общественного мнения, проводимых по единой методологии во всех странах Южного (кроме Сирии) и Восточного соседства, плюс — в России. Многие вопросы идентичны «Барометру ЕС» [5], что дает возможность сравнивать данные по ЕС и по региону Европейского соседства. Опросы проводятся местными организациями-партнерами проекта, которые составляют выборку и интервьюируют по анкетам, подготовленным на национальных языках стран — участников опроса. Мониторинг общественного мнения проводится в течение нескольких лет для выявления долгосрочных трендов. Результаты исследования общественного мнения представлены как в региональном разрезе, так и в разрезе социально-демографических показателей по каждой стране. Эти данные могут быть использованы как Европейской комиссией, для которой они в первую очередь предназначены, так и общественными организациями в различных областях (молодежь, пожилые люди, гендер, региональное развитие и т.п.). [6] Эсперты Michael Page провели в текущем году международное исследование по построению Европейского барометра CFO (European Barometer CFO). В проведенном опросе приняли участие свыше 2400 финансовых директоров и руководителей финансовых отделов, которые предоставили информацию о своих должностных обязанностях, квалификации и карьерных возможностях. По результатам социологического опроса был проведен анализ территориальных различий в уровнях заработной платы, оценка экономической ситуации в странах Европейского союза на основе мнений респондентов, выявлены меры, необходимые во время кризиса и обоснована необходимость трансформации CFO из поддерживающего бизнес-звена в полноценного участника процесса принятия стратегически важных для компании решений. [7]

Компанией General Electric (GE)[8] ежегодно проводится международное исследование в сфере инноваций «Глобальный инновационный барометр 2014» («Global Innovation Barometer»).[9] В 2014 г. исследование проводилось среди 3200 руководителей высшего звена крупнейших компаний мира в апреле — мае 2014 года. В качестве респондентов выбраны непосредственно лица, задействованные в инновационных процессах внутри своих компаний, занимающие должности вице-президентов и президентов. Опросы проводились методом телефонных интервью исследовательской компанией Strategy One в 26 странах (Австралия, Алжир, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия,

Канада, Китай, Мексика, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция,

Франция, Швеция, Южная Африка,

Южная Корея и Япония). Основные цели исследования — определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций, и их восприятия. [10]

В 2011 г. компания «Эрнст энд Янг» представила «Барометр предпринимательской деятельности: Лазурный Берег Ниццы — 2011 год». В исследовании приняли участие более 1000 предпринимателей, изучалась динамика развития бизнеса за последние пять лет. При подготовке исследования эксперты сосредоточили внимание на пяти ключевых факторах развития предпринимательства: доступ к финансированию, регулирование и налогообложение, образование и обучение, культура предпринимательства, а также согласованная работа по поддержке предпринимательства. В данном исследовании проведен обзор таких стран, как Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, ЮАР, Республика Корея, Турция, Великобритания, США и стран Европейского союза. В рамках исследования рассматривается состояние предпринимательской среды в странах «Большой двадцатки» (G20). [11]

Компанией Deloitte на ежегодной основе проводится обзор бизнес-барометра (Deloitte бизнес — барометр), который отражает основные ожидания субъектов МСБ: экономическая ситуация, инвестиционный климат, доступность кредита, занятость, уровень цен, доходность и т.д. Кроме этого, бизнес-барометр включает в себя оценку таких макроэкономических факторов как инфляция, обменный курс, угрозы и риски экономической активности. В опросе принимают участие руководители компаний, количество компаний не менее 300.

Наряду с межстрановыми исследованиями предпринимательства рядом стран проводится анализ условий ведения бизнеса в масштабах отдельно взятой страны. Так, к примеру, в РФ Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства проводит исследование по оценке бизнес среды в регионах («Индекс Опоры»).[12] Индекс представляет собой интегральную оценку качества условий для развития МСБ. Дерево индекса включает в себя пять слагаемых, каждое из которых имеет равный вес при формировании индекса (недвижимость и инфраструктура; человеческие ресурсы; финансовые ресурсы; административный климат и безопасность; система поставщиков). Слагаемые состоят из индикаторов. Всего в формировании Индекса участвует 21 индикатор, все индикаторы представляют собой данные, полученные в результате опроса 6000 представителей руководства малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. В результате формируется рейтинг 40 регионов по Индексу условий для развития малого и среднего бизнеса.

В Казахстане также предпринимаются попытки оценки условий ведения бизнеса. В 2012-2013 гг. АО «Институт экономических исследований» впервые был проведен обзор условий ведения бизнеса в регионах на основе социологического опроса предпринимателей.

Методология независимого рейтинга «Деловой климат» в 2014 г. была усовершенствована с учетом изменений текущей ситуации. В условиях предстоящего вступления Казахстана в ВТО повышается роль факторов, определяющих конкурентоспособность и бизнес — компетенции бизнеса, обусловленная развитием внутренней среды бизнеса, повышением ответственности предпринимателей в вопросах качества производимой продукции и оказываемых услуг, более эффективного исполь-

Рис 1. Состояние малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан в 2014 году.

Данные Комитет по статистике МНЭ РК

323

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Ниже среднего

Вы I if гррлнртп

Субфакторы:1. Банковский кредит

2. Микрокредитование

3. Частные инвестиции

4. Зарубежные инвестиции

5. Гранты

Цр::| Значенье индекса по фактору «Финансовое ресурсы* ■jjf варьируется от 'О' до 100". среднее значении* - 0.31

Рис 2. Финансовые ресурсы

Данные социологического опроса

Интегральный индекс «Деловой климат» выступает в качестве бизнес-барометра, характеризующий бизнес-климат в регионах, определяемый по результатам социологического опроса среди предпринимателей. Количество респондентов, принимавших участие в социологическом опросе в 2014 году увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом. Участниками опроса стали представители микропредпринимательства, малого и среднего бизнеса. Опросом были охвачены все регионы Казахстана.

В рамках проведенного исследования «Внедрение независимого рейтинга «Деловой климат» экспертной группой было сформировано дерево факторов посредством проведения глубинных интервью и фокус — групп. На основе выделенных факторов была разработана анкета для предпринимателей. Выборка была сформирована с учетом данных официальной статистики Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК (Рис. 1).

В настоящее время предпринимательство в Казахстане переживает нелегкий период. Быстро меняющаяся внешняя и внутренняя среда требует от предпринимателей решительного пересмотра стратегии ведения бизнеса, повышения навыков и компетенций на постоянной основе, концентрации на развитии и эффективном использовании инновационных бизнес-процессов.

В рамках исследования была проведена оценка доступной среды для малого и среднего бизнеса в регионах Казахстана. Одной из узловых проблем, сдерживающей развитие малого и среднего предпринимательства в регионах, является недостаток собственных средств предприятий и ограниченный доступ к финансам. По итогам проведенного опроса установлено, что наиболее благоприятные условия в части доступа финансирования для поддержания и расширения бизнеса в разрезе регионов сложились в Жам-былской, Костанайской и Павлодарской областях (Рис. 2).

Основная доля респондентов (более 70%) отмечают, что барьерами при получении банковских кредитов являются высокие процентные ставки и неликвидное залоговое имущество.

Несмотря на разработанные государством Казахстана многочисленные программы поддержки малого и среднего бизнеса, существующие проблемы носят системный характер. По мнению респондентов, информация о реализуемых программах распространяется, но не

в достаточной степени. Наиболее востребованными программами являются «Дорожная карта — 2020», «Дорожная карта занятости — 2020» и программы по поддержке и развитию АПК. Результаты исследования показывают, что охват участников опроса программами поддержки незначительный (Рис.3). Причинами ограниченного доступа к программам стали, во-первых, высокие критерии отбора претендентов и, во-вторых, необходимость сбора и предоставления большого количества документов для подачи заявки на участие. Следует отметить, что зачастую бизнес сам не готов к участию в государственных программах поддержки МСБ.

Институты развития малого и среднего бизнеса, созданные в Казахстане, не образуют единой системы. Основой инновационного прорыва должно стать развитие бизнес инфраструктуры. Технологические и венчурные центры, инкубаторы и т.д. должны взять на себя оценку инновационных проектов, финансирование наиболее прогрессивных из них, поиск инвесторов, патентное сопровождение и т.д. На деле же, технопарки и бизнес-инкубаторы в регионах оказывают услуги субъектам предпринимательской деятельности на начальном этапе их функционирования по предоставлению помещений, оборудования, ведению бухгалтерского учета, юридическому, информационному и консультационному сопровождению.

Венчурные фонды ориентируются на проекты с высокой внутренней рентабельностью, а не внешним эффектом. Многие фонды имеют ограниченную сферу действия, лимит вложений, что затрудняет использование прогрессивных зарубежных технологий. [13]

В инновационной экономике бизнес инфраструктура играет роль, определяющую конкурентоспособность экономики.

Самыми популярными институтами поддержки и развития предпринимательства, по мнению большинства респондентов, стали Центры развития и Центры поддержки предпринимателей.

Высокие цены на услуги монопольных компаний блокируют развитие малого и среднего предпринимательства в регионах. Действующие принципы установления тарифов на основе фактической себестоимости плюс монопольная прибыль при использовании давно устаревших технологий, а также пере-

Нижесреднего

Выие среднего

Акмол]«жаа оЬ\.

К^егзндинская сёл

Жамбыловя оЬ\.

Аоюбтская сёл

Кш1^срд1*ювя о&л \ Мангисгзускзп o&L V Костмйаая о&\ г. Дстзга

Алмегиская сёл Атуэ3)0зяо&\

г. Алматы Птасдарскзя сёл

Субфакторы:1. Реализация госпрограмм

2. Доступность бизнес-инкубаторов

3. Эффективность работы МИО

Значение индекса по фактору «Государственная псшержка МСБ» варемруется огТГдо 100". среднее значение - 0.42

Рис 3. Государственная поддержка МСБ.

Данные социологического опроса

324

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Ниже среднего

Алматинская ой\

Выие среднего

4

Паа'слэросая о5\

0,28 031

у

Атыр^оая ойн.

Кар^а-ш+скэй о&\. ЭКО

Субфакторы:1. Доступность недвижимости

2. Качество коммуник. и коммунал. услуг

3. Тарифы коммуник. и коммунал. услуг

4. Качество транспортной инфр-ры

Значение индекса по фактору 1 Жедемжимсэстъ и инфраструктура* варьируется ' от 'О' до “100', среднее значение - 0,36

Рис 4. Недвижимость и инфраструктура

Данные социологического опроса

смотр тарифов на базе прогнозируемых темпов инфляции не соответствует природе инфраструктурного продукта как общественного блага. [14]

Коренное обновление транспортной инфраструктуры снизит экологическую нагрузку на население и природу, повысит безопасность граждан и грузов, обеспечит устойчивую работу транспорта зимой и в чрезвычайных условиях, снизит транспортные расходы и повысит конкурентоспособность казахстанского бизнеса на внутреннем и внешнем рынках (Рис. 4).

Доступ к земельной инфраструктуре. Земля, скупленная за бесценок или присвоенная с небескорыстного согласия местных органов, в основном, не используется, а консервируется для продажи под застройку или прокладку дорог. Выкуп земли достигает 30-35% стоимости строительства и стал громадным источником коррупционных доходов. [15] По мнению большинства респондентов, приобретение или аренда земельного участка не представляется возможным, тем самым ограничиваются бизнес возможности предпринимателей в регионах.

Экономический рост и его качество в инновационной экономике определяется не вовлечением в производство новых материальных, трудовых и природных ресурсов, не объёмом накопленных основных фондов, а развитием и эффективным использованием общественных производительных сил — науки и образования. [16] Наука и образование становятся важнейшими агентами производства. Потребность в специалистах высокой квалификации в стране растет. Отсутствие развитой экосистемы университетов, бизнеса и госструктур, инновационного рынка тормозит внедрение R&D в производственные процессы предприятий МСБ. По мнению большинства респондентов, уровень знаний и профессиональный опыт специалистов для предприятий МСБ не соответствует ожиданиям бизнеса.

Ситуация в системе подготовки кадров для села в целом по регионам одинаковая. Профориентационная работа вузов начинается за 1-2 месяца до Единого национального тестирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие выпускники школ не знают о тех специальностях, в которых нуждаются на селе. Из-за отсутствия связи между вузами, предприятиями малого и среднего бизнеса и выпускниками школ дефицит кадров на селе катастрофический.

В связи с потерей прежнего квалификационного уровня рабочих профессий, непрестижностью рабочих профессий и сельского труда, низкой

Ниже среднего

заработной платой при тяжелом труде, нестабильностью работы предприятий малого и среднего бизнеса из-за зависимости их от тендеров, неготовностью работодателей к частичному финансированию обучения будущих своих специалистов, в регионах наблюдается дефицит квалифицированных рабочих.

Качество подготовки специалистов, по мнению респондентов, в государственных вузах выше, чем в частных.

Участники опроса отметили необходимость модернизации программ обучения и профессиональной переподготовки кадров с учетом потребностей и нужд бизнеса.

Бизнес остро ощущает на себе проблемы, связанные с обеспечением кадровыми ресурсами. Имеющийся кадровый потенциал в регионах не в полной мере отвечает современным потребностям, обусловленный отсутствием эффективных механизмов взаимодействия между научной средой и бизнесом. К регионам, где обеспеченность кадрами для предприятий МСБ находится на достаточном уровне, респонденты отнесли г. Алматы, Восточно-Казахстанскую, Акмолинскую и Западно-Казахстанскую области. (Рис. 5) Результаты исследования показывают, что отношение предпринимателей к функционированию государственного сектора и удовлетворенность услугами госучреждений находятся в тенденции понижения. Респонденты указывают на малоэффективную работу государственных служащих. Большие нарекания со стороны предпринимателей в отношении местных исполнительных органов по факту коррупционных проявлений при взаимодействии с ними. Почти половина опрошенных предпринимателей указали на факты совершения коррупционных правонарушений сотрудниками местных исполнительных органов. Каждый второй участник опроса утверждает, что коррупция является сдерживающим фактором для развития предпринимательства. Наиболее эффективными инструментами борьбы с коррупцией, по мнению большинства респондентов, являются: отказ от дачи взяток, ужесточение мер наказания за совершение коррупционных нарушений; придача широкой гласности фактов коррупции в последующей карьере чиновников, осужденных за взятку.

Необходимость повышения значимости и доверия к работе государственных органов, заинтересованности местных

Выие среднего

Субфакторы: 1. Доступность квалиф. кадров

2. Качество подготовки выпускников

3. Доступность курсов повышения квал.

4. Качество работы кадров

Значение индекса по фактору вЧелоееческме ресурсы» варьируете? от до 100’, среднее значение - 0,39

Рис 5. Человеческие ресурсы

Данные социологического опроса

325

Ill

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Акмш11*оая обл.

Субфакторы:

1. Эффективность ГО

2. Проблемы при взаимодействии с ДЧС

3. Проблемы при взаимодействии с СЭС

4. Проблемы при взаимодействии с пров. орган.

5. Влияние факторов отраслев. регулирования.

6. Коррупция

7. Правовая защищенность

8. Доступность МиО

Значение индекса по фактору ♦Административное регулирование* варьируется от "О" до 1,0СГ, среднее значение - 0,42

Рис 6. Административное регулирование

Данные социологического опроса

исполнительных органов и бизнеса в сорегулирующем взаимодействии отметили почти половина респондентов. Зону сорегулирующего взаимодействия можно разделить на три блока: социально-экономические потребности государства, социально-экономические потребности предпринимательства и социально-экономические ресурсы. [17] Изменение правил взаимодействия бизнеса и госорганов в сторону сорегулирования будет способствовать обеспечению устойчивого развития предпринимательства в регионах.

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов (СЭЗ, ДЧС и др.) оценена респондентами как удовлетворительная. Частота плановых и внеплановых проверок, длительные сроки рассмотрения документов, бюрократия и некомпетентность сотрудников местных исполнительных органов негативно сказываются на работе предпринимателей в регионах (Рис. 6). В период моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, действующего в период со 2 апреля 2014 года по 1 января 2015 года, частые косвенные проверки лишают предпринимателя реализации бизнес возможностей.

С углублением интеграционных процессов роль малого и среднего предпринимательства в экономике стран растет.

На конкурентоспособность казахстанского бизнеса в условиях Таможенного союза оказывают влияние следующие факторы:

— низкий технологический уровень производства;

— низкое качество товаров и услуг;

— низкий уровень спроса;

— неконкурентоспособная цена из-за высокой стоимости сырья;

— низкий уровень квалификации персонала;

— высокие транспортные расходы;

— неурегулированные технические регламенты.

Только 1/3 респондентов уверены в конкурентоспособности своего бизнеса в масштабах стран Таможенного союза. Большинство участников опроса считают свой бизнес конкурентоспособным в своем регионе. Доля предпринимателей, планирующих расширить рынок сбыта, составляет 20%, что свидетельствует о низкой степени заинтересованности субъектов МСБ в увеличении производственных мощностей, изменении ассортимента продукции, внедрении инновационных технологий.

Результаты проведенного исследования показали, что финансовые, инфраструктурные, административные проблемы, торговые барьеры, качество кадров и конкуренция, влияющие на формирование предпринимательского климата, одинаково присущи всем регионам. Следует отметить, что есть незначительная разница в условиях для ведения бизнеса, связанная со спецификой того или иного региона. Так, в некоторых регионах созданы более благоприятные условия по тем или иным факторам, а в других наоборот неблагоприятные.

Полученные результаты факторного анализа условий бизнеса дают возможность лицам, ответственным за проведение политики развития предпринимательства в регионах, принимать решения, учитывая особенности регионов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: факторный подход к изучению бизнес-климата в регионах является неотьемлемой частью исследования трендов и перспектив развития предпринимательства в Казахстане.

Здоровая предпринимательская среда — это залог экономического благосостояния Казахстана.

Литература

1. http://www.m-economy.ru/ (дата обращения 5.09.2014 г.)

2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. (http://www.akorda.kz/ ru/page/page_215750_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-yanvarya-2014-g) (дата обращения 10.09.2014 г.)

3. http://www.kpmg.at/uploads/media/EFB-KPMG_Family_Business_Barometer_2nd_Edition.pdf (дата обращения 12.09.2014 г.)

4. http://www.enpi-info.eu/mainmed.php?id=405&id_type=10 (дата обращения 15.09.2014 г)

5. http://ec.europa.eu/public_opinion/index_en.htm (дата обращения 17.09.2014 г.)

6. http://eurobelarus.info/files/File/EU_Neighbourhood-Belarusans--RU.pdf (дата обращения 19.09.2014г)

7. http://planetahr.ru/publication/4325 (дата обращения 02.10.2014г)

8. http://www.ge.com/ (дата обращения 5.10.2014г)

9. http://www.ideaslaboratory.com/projects/innovation-barometer-2014/(дата обращения 10.10.2014 г.)

10. http://www.ideaslaboratory.com/projects/innovation-barometer-2014/(дата обращения 12.10.2014 г.)

11. «Барометр предпринимательской деятельности. Лазурный берег Ниццы — 2011 год» © 2012 «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» (http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/RapidGrowthMarkets-Winter-2012-RUS/SFILE/RapidGrowthMarkets-Winter-2012-RUS.pdf) (дата обращения 12.10.2014 г.)

12. Предпринимательский климат в России: индекс опоры-2012 (http://magru.net/pubs/3325/Predprinimatelskiy_klimat_v_Rossii_ Indeks_OPORY_-_2012?view_mode=slider#9) (дата обращения 15.10.2014 г.)

13. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4509 (дата обращения 15.10.2014 г.)

14. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4509 (дата обращения 16.10.2014 г.)

15. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4509 (дата обращения 16.10.2014 г.)

16. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4509 (дата обращения 17.10.2014 г.)

17. http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4979 (дата обращения 17.10.2014 г.)

326

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.