СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Литература
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер.с англ., 4-е изд. — М.: Дело, 1994. — 720 с.
2. Бондаренко Ю. М. Державне управлЫня со^альним захистом населення в умовах европейськоТ штеграци УкраТни: дис... канд. наук з держ. упр.: 25.00.02. — Харюв, 2008. — 197 с.
3. Гакаленко Т. М. Регулювання нерiвностi як за^б впливу на сусптьний добробут // Науковi прац Чорноморського держ. ун-тету iм. П. Могили. — 2005 — Вип. 25. — Т. 38. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/ Npchdu/ Economy/2005_25/25-3.pdf.
4. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. — М.: Экономика, 2002. — 190 с.
5. Касимова М. С. Новi пщходи до вивчення со^альноТ сфери // Вюн. МГУ — Сер. 6. Економка. — 1993. — № 4. — С. 51-57.
6. Макеев С. А. Социальная мобильность и идентичность в структурной перспективе // Методолопя, теорiя та практика соцюлопчного аналiзу сучасного сусптьства: Зб. наук. праць. — Харюв: вид. центр ХНУ iм. В. Н. КаразЫа, 1999. — C. 9-14.
7. Надточм А. О. Концеп^я «держави загального добробуту» як основа формування системи пенсмного забезпечення в Ук-раТнi // Державне будiвництво. — 2008. — № 2. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.Ua/e-journals/DeBu/2008-2/doc/2/15.pdf
8. Потапов I. А. Софальний добробут: сутысть поняття в контекст сучасних теоретичних пiдходiв // Теоретичн та при-кладнi питання державотворення. — 2011. — № 8. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/tppd/2011_8/zmist/R_ 2/16Potapov.pdf
9. Семипна Т Соцiальна полiтика: iсторiя i сучасний розвиток. — К.: Агентство «УкраТна», 2008. — 196 с.
10. Скуратвський В. Правовий вимiр дiяльностi соцiальноТ держави / В. Скуратвський, А. Скуратвський //Вiсник Нацю-нальноТ академiТ державного управлЫня при Президентовi УкраТни. — 2007. -№ 4. — С. 184-192.
11. Собченко В. В. Трансформа^я системи державного управлЫня софальним захистом населення:. дис... канд. наук з держ. упр.: 25.00.02. — Харюв, 2005. — 210 с.
12. Храмов В. О. Сучасна стратепя та головы проблеми становлення УкраТни як правовоТ, со^альноТ держави в контекст европейських демократичних цЫностей. — К.: 1ПК ДСЗУ. — 2007. — 46 с.
13. Aspalter C. Analysing the Welfare State in Poland, the Czech Republic, Hungary and Slovenia: An Ideal-Typical Perspective /
C. Aspalter, K.Jinsoo, P. Sojeung // Social Policy & Administration. — 2009. — Vol. 43. — № 2. — P. 170-185.
14. Esping-Andersen G. Three Worlds of Welfare Capitalism. — Cambridge: Polity Press, 1990. — 260 р.
15. Rawls J. A Theory of Justice. — Oxford: Oxford University Press, 1971. — 628 р.
16. Беляева Л.А. Социологические исследования. — 2009. — № 1. — С. 33-42.
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ
А.Е. Асенова,
старший эксперт Центра развития предпринимательства Института экономических исследований (г Астана), кандидат экономических наук aassenova@mail.ru
А.А. Тулепбекова,
заместитель директора Центра развития предпринимательства Института экономических исследований (г. Астана), кандидат экономических наук aizhana83@gmail.com
В статье исследуется роль и значение субъектов малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана. Показана динамика их развития. Рассмотрены некоторые проблемы инновационного развития МСБ и пути их решения.
Ключевые слова: Республика Казахстан, малый и средний бизнес, инновационная деятельность МСБ, господдержка МСБ, проблемы МСБ, реформы разрешительной системы.
УДК 338(100-87) ББК 65.9(4/8)
В условиях перехода к инновационной экономике предпринимательство является ключевым аспектом в общей стратегии государственной политики. Инновационная деятельность предпринимательства во всех экономически развитых странах стимулируется и активно поддерживается государством. Без создания соответствующих условий для инновационного развития предприниматель не способен самостоятельно запустить инновационные процессы.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности предполагает значительную степень управляемости политической и экономической системы, высокий уровень профессионализма государственных служащих, эффективность проводимой политики в отношении бизнеса, развитую систему негосударственных организаций, принципы открытой отчетности и подконтрольности органов власти, отсутствие коррупционного взаимодействия бизнеса и органов власти [1, с.5].
Предпринимательская деятельность должна выполнять три основные функции: экономическую, инновационную и социаль-
329
ную. В развитых государствах примерно 70% всех предпринимательских структур приходится на сферу среднего и малого бизнеса, но, в то же время, подавляющая часть ВВП и национального дохода страны производится крупными компаниями1. В Казахстане на сегодняшний день вклад МСБ в структуру ВВП составляет 18%, что гораздо ниже, чем в Аргентине — 40%, Мексике — 52%, Канаде — 45% и Австралии — 60%.
Другой проблемой является отраслевой дисбаланс, т.е. большой процент предприятий МСБ в Казахстане составляют предприятия с низкой добавленной стоимостью, которые по данным Агентства Республики Казахстан по статистике обеспечивали примерно 18% занятости, и лишь 13% выпуска продукции в 2012 году. В то же время добавленная стоимость предприятий МСБ розничной торговли составляет примерно половину от той, которую приносят профессиональные услуги, 1/3 от производственных отраслей и 1/6 от транспортировки и хранения. Это подразумевает, что экономика в целом значительно выиграет, если возрастет доля предприятий МСБ с более высокой добавленной стоимостью.
[/1 С°ЦИАЛЬН0~ЭК0Н0МИЧЕСК0Е РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Доля МСБ в занятости %
Рис.1. Состояние МСБ в Казахстане и в мире
Эффективное развитие предпринимательской деятельности зависит от влияния внешней и внутренней среды. Анализ внешних (международный, политический, экономический, правовой, экологический, технологический, социальный, рыночный) и внутренних (потребители, поставщики, конкуренты) факторов необходим для разработки и внедрения сбалансированной государственной регулятивной политики, которая должна соответствовать интересам малого и среднего предпринимательства и способствовать росту степени экономической свободы бизнеса.
По мнению аналитиков, степень экономической свободы в мире начала медленно восстанавливаться после кризиса 2008-2009 гг. Более половины из 185 стран, перечисленных в индексе экономической свободы (Index of Economic Freedom) 2013 г., улучшили свои показатели. Так Казахстан занимает 68 место. Но большинству других стран постсоветского пространства присвоена низкая оценка. Россия занимает 139 место, Беларусь 154, Украина 161, Узбекистан 162, Туркменистан 169 из 177 возможных. Согласно расчетам The Heritage Foundation, индекс экономической свободы в Казахстане за 2013 год составил 63 пункта из 100, что характеризует экономику страны как «в основном свободной». Однако, по таким показателям как «freedom from corruption» (27,0), «trade freedom» (78,2) и «property rights» (35,0) у Казахстана не лучшие позиции.
Причинами такого рейтинга Казахстана стали существующий бюрократический аппарат, высокий уровень коррупции и административные барьеры при создании и ведении бизнеса. Принимаемые для борьбы с этими проблемами меры явно недостаточны и малоэффективны.
2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 2. Изменение Индекса экономической свободы Казахстана за 2009-2013 гг.2
Рис. 3. Место Казахстана в рейтинге по Индексу экономической свободы 2013 г.3
Значительно улучшил свои позиции Казахстан по фактору «Инновации», подняв рейтинг на 19 позиций и заняв 84 место. По субфактору «Инновационный потенциал» страна также поднялась на 74 место, увеличив рейтинг на 18 позиций. Кроме того, по таким субфакторам, как «Расходы компаний на исследования и разработки» Казахстан прибавил 17 позиций и поднялся на 77 место, по «Сотрудничеству университетов и бизнеса в сфере НИОКР» страна в рейтинге поднялась на 11 позиций вверх (79 место), по «Государственным закупкам высокотехнологической продукции» наблюдается улучшение на 13 позиций (58 место)4.
В рамках формирования процессов инновационного развития потребности бизнеса возрастают, возникает необходимость производства различных товаров небольшими партиями, обладающих высокой добавленной стоимостью. Для эффективного функционирования бизнеса в Казахстане необходимо уделять большое внимание современным тенденциям мировой экономики, способствующим развитию взаимодействия предпринимателя с научными институтами для разработки инновационных проектов и росту темпов реализации на практике бизнес-идей. Так программа «KZ START», организованная АО «Национальное агентство по технологическому развитию» способствует дальнейшей координации процессов инновационного развития и предоставлению государственной поддержки бизнесу. По условиям конкурса «KZ START» будут выявлены пять наиболее перспективных проектов, которые и пройдут курс дальнейший акселерации в США — так называемый «crash course» в Кремниевую долину.
За время прохождения курса в Кремниевой долине международные специалисты будут обучать стартаперов построению бизнеса в сфере инноваций. Казахстанские инноваторы прослушают лекции по информационной архитектуре, бизнесмоделям и монетизации, познакомятся с другими проектами, поучаствуют в уникальных форумах и конференциях, а также в экскурсиях по крупнейшим медиа и интернет компаниям. Помимо этого, каждая команда получит возможность поработать с менторами по своему проекту индивидуально. В рамках программы запланированы также встречи с потенциальными инвесторами, среди которых такие знаковые для индустрии компании как «ABC», «Sony» и «Yahoo!». Предполагается, что помимо представителей стартап-команд в Кремниевую долину также поедут и потенциальные отечественные инвесторы, готовые в эти проекты вложиться5.
Разработка и внедрение инноваций требует от предпринимателей дополнительных финансовых средств. Как правило, предприниматели не стремятся разрабатывать и внедрять инновационные разработки в своём бизнесе. Многие предприниматели слабо оценивают выгоду от инновационной деятельности. Даже получив государственную поддержку, разработчики доводят идеи лишь до лабораторного образца, дальнейшее развитие мало поддерживается и зачастую остается на полках патентного бюро.
Предприниматели в Казахстане встречают множество преград при разработке инновационного проекта, при оценке эффективности проекта, при получении финансовых средств для реализации проекта, при продвижении инновационного продукта на рынок. К трудностям, с которыми сталкивается
330
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Л
предприниматель при разработке проекта, можно отнести и недостаток специалистов, обладающих навыками нескольких специальностей, которые в полном объеме смогли бы провести анализ и дать объективную оценку инновационному проекту с последующим выводом нового продукта как на отечественный, так и на мировой рынок. В основном новые продукты отечественных производителей являются неконкурентоспособными в связи с их высокой себестоимостью.
Другой проблемой, препятствующей росту инновационной активности предпринимателя, является зависимость от поставщиков линий производства того или иного товара. Поставщики оборудования, необходимого для производства нового продукта, обязывают предпринимателя закупать сырьё и сопутствующие материалы только у определенных отечественных или зарубежных производителей. Предприниматель, не владея достаточной информацией и знаниями, в итоге не может найти правильного решения возникшей проблемы. Для решения этих вопросов необходимо разработать программы для совместной работы отечественных ученых и товаропроизводителей. Тем самым восстановить и укрепить связь между разработчиками, к которым можно отнести научно- исследовательские институты, экспериментальные лаборатории, университеты и предприятиями, которые будут заниматься производством конкурентоспособных товаров. В настоящее время в Казахстане заработала программа фонда развития предпринимательства «Даму» по организации Центров обслуживания предпринимателей, на базе которых бизнесмены имеют уникальную возможность обслуживания по принципу «одного окна» — получить необходимую консультацию о государственных мерах поддержки, оформить документы для получения финансовой помощи. Также в целях дальнейшего роста предпринимательской активности, Центры будут заниматься организацией форумов, семинаров, мероприятий по обсуждению вопросов ведения бизнеса в различных отраслях экономики. Вместе с тем, здесь будут проводиться курсы по обучению основам ведения бизнеса.
В развитых странах разработками и внедрением инновационных продуктов занимаются крупные корпорации. Начиная с этапа разработки до вывода нового продукта на рынок, крупные компании ежегодно финансируют сотни стартапов. Весь этот сложный процесс требует мобильных технологических мощностей, с помощью которых разработчики могут безболезненно реагировать на изменения рынка, тем самым не теряя ни времени, ни средств. В итоге выжившие новые технологии внедряются уже на основных мощностях. В Казахстане в рамках реализации государственных программ научно- исследовательские институты, вузы, лаборатории закупают дорогостоящее оборудование, но зачастую это оборудование простаивает. Используя международный опыт, в Казахстане необходимо создавать экспериментальные базы, лаборатории открытого типа с применением современных линий производства. Национальное агентство по технологическому развитию, 8 региональных технопарков, специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий», научно-технологический холдинг «Парасат», акционерное общество «КазАгроИннова-ция», 4 конструкторских бюро, 7 отраслевых центров инноваций, 9 офисов коммерциализации, 4 отечественных венчурных фондов заложили каркас инновационной системы в Казахстане. За прошедшие три с половиной года в Казахстане инноваторам выделено около 200 грантов на 9,5 миллиарда тенге. Еще свыше 100 проектов получили господдержку через программу технологического бизнес-инкубирования. Благодаря работе конструкторских бюро освоено 100 наименований продукции, и 18 из них уже производятся. Сейчас отечественная продукция экспортируется в 110 стран мира6.
Сложным этапом инновационного процесса является продвижение произведенного продукта на рынок, который требует крупных финансовых затрат. Без государственной поддержки предпринимателю не вывести свои товары как на отечественный, так и на мировой рынок. Разработанная программа грантов для предпринимателей по «Дорожной карте бизнеса» в Казахстане реализуется медленными темпами. Многоступенчатый механизм получения гранта тормозит процесс разработки
и внедрения отечественных технологий. Главным критерием получения гранта является новизна и оригинальность бизнесидеи. В прошлом году, для получения гранта в 3 млн тенге, предприниматель должен был вложить 20% от суммы (600 тыс. тенге). Начиная с 2014 года, эта сумма будет снижена до 10% (300 тыс. тенге), при этом первоначальный взнос может быть и в виде имущества. Также пересмотрена целевая группа, в которую наряду с начинающими предпринимателями были включены молодые предприниматели, предприниматели-инвалиды и предприниматели-женщины.
Одним из решений проблемы продвижения товара на рынок может стать создание отечественных брендов. В Казахстане такие бренды как «KAZFISH» и «KAZMEAT» полностью поддерживаются государством.
Нехватка инвестиций в перерабатывающих отраслях экономики является одной из основных проблем в развитии малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Огромная часть инвестиций направляется в добывающие отрасли, в основном экспортного характера. В итоге это приводит к росту импорта, преимущественно низкокачественной и фальсифицированной продукции, и снижению конкурентоспособности казахстанских производителей. Правительством Казахстана разработана и внедряется Индустриальная программа, благодаря которой несколько тысяч предпринимателей и несколько сотен новаторов получили господдержку, созданы условия для инвесторов, открылось более полутысячи новых производств. Создано свыше 60 тысяч постоянных рабочих мест. В казну поступило около одного триллиона тенге в виде налогов. Началось производство новых продуктов, ранее не выпускавшихся в Казахстане. Также были привлечены крупные иностранные инвесторы, в результате чего были реализованы 80 проектов.
Особая роль при переходе к инновационной экономике отводится малому и среднему бизнесу. Стимулирование инвестиционной активности МСБ и реализация инновационных проектов будут способствовать росту конкурентоспособности отечественных товаров.
Президент РК Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»« от 14 декабря 2012 г. отметил, что необходимо оказывать «всестороннюю поддержку предпринимательству — ведущей силы национальной экономики». Для этого нужно создать условия для ведения бизнеса. «Задача сегодняшнего дня — создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних» — отметил Президент в своем выступлении.
Рассмотрим изменение структуры сектора МСБ в Казахстане за последние несколько лет. Анализируя данные нижеприведённой таблицы 1, делаем вывод о росте удельного веса индивидуальных предпринимателей (на 4%) по сравнению с удельным весом субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП и ССП). Также наблюдается устойчивый рост выпуска продукции у ССП, который в 2012 году составил 64,8% от общего объема и на 45% больше, чем у СМП. Следует отметить положительную тенденцию создания базы индустриализации. Данные таблицы свидетельствуют о том, что удельный вес индивидуальных предпринимателей (ИП) в общем количестве активных субъектов в 3-8 раз больше, чем удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства. Численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства из года в год растёт, что говорит о росте предпринимательской активности среди населения. Однако наблюдается тенденция сокращения количества занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) в связи с процессом урбанизации.
Изменение структуры предпринимательства в сторону увеличения доли субъектов малого и среднего бизнеса возможно за счет государственной поддержки, которая должна оказываться по следующим основным направлениям:
— снятие различных нормативно-правовых, организационных, административных препятствий;
— создание соответствующего предпринимательского климата в стране;
— расширение доступа к дешевым финансовым ресурсам;
33 1
[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Таблица 1
Структура сектора малого и среднего предпринимательства Казахстана за 2010—2012 гг., в процентах
Количество активных субъектов (удельный вес) Численность занятых (удельный вес) Выпуск продукции (удельный вес)
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
юридические лица малого предпринимательства 9,1 8,6 8,2 26,9 27,4 26,1 21,1 21,1 19,4
юридические лица среднего предпринимательства 1,2 1,2 1,1 28,8 28,9 27,5 64,3 64,6 64,8
индивидуальные предприниматели 65,0 66,9 69,1 28,1 28,2 32,5 7,0 7,3 9,2
крестьянские (фермерские) хозяйства 24,7 23,3 21,6 16,2 15,5 13,9 7,6 7,0 6,6
Источник: Агентство РК по статистике
— создание различных структур в целях предоставления предприятиям консультационной, материальной, информационной, организационной помощи;
— развитие лизинга технологий и оборудования.
Доля индивидуальных предпринимателей в структуре МСБ значительна по сравнению с долей ССП и СМП. Индивидуальные предприниматели в основном заняты в сфере торговли (61%) и услуг (26%), а малые и средние предприятия — в сфере торговли, промышленности и строительства (см. таблица 2). Крупный бизнес занимает лидирующие позиции в отраслях промышленности (33%). МСБ в этом отношении отстает от крупного предпринимательства. С одной стороны банки не могут обеспечить МСБ долгосрочными кредитами по дешевым ставкам, а с другой — отсутствие в должной степени залогового обеспечения снижает возможность получения финансовых средств для реализации инновационных проектов. За период с 2009 по 2012 год номинальные процентные ставки по кредитам в тенге, предоставляемым предприятиям МСБ, были довольно высокими и составляли примерно 14-15%. В результате, объем займов, выдаваемых МСБ был достаточно низким, о чем свидетельствует малый процент непогашенных займов, выданных МСБ, к ВВП (в Казахстане это соотношение составляет 6%, в Сингапуре, Австралии и Тайване 15-25%).
В настоящее время предпринимательство в Казахстане переживает не лучшие времена. Нарушаются элементарные права бизнеса. Предприниматели испытывают сильное давление со стороны чиновников. Выделяемые правительственные средства на развитие малого и среднего бизнеса часто используются в своих целях чиновниками на местах, что также усугубляет положение в данной сфере деятельности.
В перспективе частный капитал должен стать одним из главных доноров для финансирования инноваций. Для этого в Казахстане необходимо сформировать пакет привлекательных, перспективных и рентабельных идей, разработок и предложений, которые будут сопровождаться мерами господдержки. В итоге баланс инвестиций в разрезе государственные/ частные должен стать на уровне 1/7 или даже 1/10. Это значит, что на 1 тенге государственной помощи будет привлекаться от 7 до 10 тенге частных инвестиций7.
Развитие государственно-частного партнерство позволит привлечь частные средства для реализации инновационных проектов, создать условия для реализации бизнес-проектов, имеющих как общегосударственное, так региональное значение.
Основной приоритет развития государственно-частного партнерства состоит в том, что государствен ные органы оп ределя ют основные формы и направления взаимодействия с частным биз-
несом. В зависимости от характера поставленных и решаемых в рамках государственно-частного партнерства задач могут быть использованы следующие формы партнерств — особые экономические зоны, инвестиционный фонд, аренда (лизинг), соглашение о разделе продукции, государственные контракты и другие формы. Государство оказывает существенное прямое или косвенное воздействие на развитие частного сектора экономики, оно выступает и как экономический партнер и как регулятор. Гарантии государства по поддержке государственно-частного партнерства являются необходимыми основами его осуществления. С инициативами в области совершенствования механизмов государственно-частного партнерства выступают как органы законодательной (представительной), так и исполнительной власти. Разработка нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства направлено на детальное правовое обеспечение различных аспектов партнерства8.
Роль государственно-частного партнерства состоит в снижении предпринимательских и инвестиционных рисков в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
В рамках государственно-частного партнерства необходима дальнейшая консолидация бизнеса. Для решения этой задачи в Казахстане создана Национальная палата предпринимателей РК, которая станет надежным и компетентным партнером Правительства.
Следует отметить наличие различных административных барьеров, слабую защиту предпринимателей от коррупции и криминала.
За последние несколько лет в Казахстане был проведен ряд реформ в сфере регулирования предпринимательства и разрешительной системы, направленных на совершенствование системы взаимодействий между государством и бизнесом, на снижение давления на бизнес со стороны государства, на создание благоприятной среды для ведения бизнеса.
В Казахстане разработаны проекты Законов Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности», «О разрешениях и уведомлениях», проект Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы Республики Казахстан на 2012-2015 годы, разработаны основные подходы к Комплексной концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года.
В целях реализации поручений Главы государства по совершенствованию разрешительной системы необходимо ре-
Таблица 2
Отраслевая структура субъектов частного предпринимательства Казахстана, %
Торговля Услуги Транспорт и связь Строительство Сельское хозяйство Промышленность
Индивидуальные предприниматели 61 26 9 1 — 3
Крестьянские хозяйства 100
Малые предприятия 34 26 7 18 6 9
Средние предприятия 28 20 9 15 10 18
Крупные предприятия 9 25 8 14 10 33
Источник: www.nac.gov.kz/news/analytics/analytical-note.php 332
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
И
формирование не только административных процедур, но и изменение системы взаимодействий между государством и предпринимательским сообществом. В связи с этим в настоящее время появилась необходимость в разработке проекта Закона «О саморегулируемых организациях», в котором основной акцент будет сделан на определении регулятивных функций, социальной ответственности бизнеса в тех вопросах, которые возникают в связи с реформированием разрешительной системы государственных органов.
Вопрос передачи части функций государства по регулированию бизнесу можно рассмотреть и в Казахстане. Но бизнес, в свою очередь, должен взять на себя ответственность в решении вопросов качества предоставляемых товаров и услуг, урегулирования общественно-экономических отношений между участниками рынка, информативности, прозрачности своей деятельности. О необходимости разработки законопроекта о саморегулирующих организациях отметил Президент в своем послании от 14 декабря 2012 года Стратегия «Казахстан-2050» и поручил Правительству на законодательной основе «создать условия, при которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг».
Доля малого и среднего бизнеса в отраслевом разрезе в сравнении с зарубежными странами представлена в таблице
3. В таких странах, как Канада и Норвегия доля малого и среднего бизнеса в промышленности (6,1% и 10,65%), строительстве (11,3% и 6,6%) и производстве услуг (30,7% и 44,7%) значительна. Сильно отличаются показатели в сельском хозяйстве: Казахстан (23,4%), Норвегия (1,46%), Россия (3,8%) и Канада (4,62%). Это говорит об аграрной направленности предпринимательской деятельности в Казахстане. Одна из главных причин большой доли субъектов малого и среднего бизнеса в сфере торговли в Казахстане состоит в быстрой отдаче вложенных средств (срок окупаемости инвестиций в торговле от 6 месяцев до 1 года). Для разработки и внедрения инноваций предпринимателю необходимо высвободить часть ресурсов своего бизнеса либо привлечь дополнительные заемные средства. В связи с этим, следует рассмотреть вопрос создания механизма для формирования благоприятных условий инновационного развития предпринимательской деятельности, основанного на различных источниках финансирования.
Таблица 3
Доля МСБ в отраслевом разрезе в сравнении с зарубежными странами, %
Произ- вод- ство услуг Тор- гов- ля Стро- итель- ство Про- мыш- лен- ность Сель- ское хозяй- ство Дру- гие
Канада 30,7 18,02 11,3 6,1 4,62 29,14
Россия 17,9 40,9 12,1 11,4 3,8 14
Норвегия 44,7 16,4 10,65 6,6 1,46 20,2
Казахстан 10,9 41,1 2,3 2,2 23,4 20,1
Источник: www.economy.kz/about/statyaToxanova.doc
Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в развитии социально ориентированной экономики, в обеспечении баланса между рыночной эффективностью и решением социальных задач.
Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса решает такой важный социальный вопрос как создание дополнительных рабочих мест, а, следовательно, решает проблему занятости населения. Так, в странах ЕС малое и среднее предпринимательство обеспечивает рабочие места примерно 72% трудоспособного населения9. Доля МСБ Казахстана в структуре занятости составляет 25%, для сравнения в Аргентине — 52%, Мексике — 64%, Канаде — 64% и Австралии — 65%.
На региональном уровне деятельность субъектов малого и среднего бизнеса направлена на снижение уровня безработицы, роста доходов населения, увеличению денежных поступлений в бюджет. К числу других социальных функций малого и среднего бизнеса относится создание дополнительных рабочих мест, которые другими группами работодателей не рассматриваются
(пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, многодетные матери, домохозяйки и т.д.) Такой гибкий подход к трудоустройству этих категорий людей делает возможным участие граждан страны в развитии экономики страны. Рост занятости населения, снижение уровня безработицы, улучшение качества жизни и сокращение бедных способствует реализации и других социальных функций МСБ: борьба с преступностью, наркоманией, алкоголизмом. Вовлечение инициативного и предприимчивого человека в сектор малого и среднего бизнеса даёт ему возможность для самореализации. По данным Агентства РК по статистике удельный вес занятых в сфере малого и среднего бизнеса в 2012 г. составил 53,6%. Это говорит о положительной тенденции развития предпринимательской деятельности.
За шесть месяцев 2013 года количество активных субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось на 3% и составило 784 тысяч единиц. Численность занятых в секторе МСБ выросла на 4,9% и составила более 2 591 тысяч человек, а также вырос объём выпуска продукции на 0,9% и составил 4,2 млрд тенге, что отмечено на расширенном заседании коллегии министерства регионального развития10.
Таблица 4
Доля малого и среднего бизнеса в отраслевом разрезе в Казахстане за 2012 г., %
Производство услуг 11
Торговля 41
Строительство 3
Промышленность 3
Сельское хозяйство 22
Транспорт и связь 7
Другие 13
Источник: Агентство РК по статистике
В 2012 году доля МСБ Казахстана в таких секторах экономики как строительство и промышленность увеличилась и составила 3% (таблица 4).
Низкий уровень предпринимательской деятельности в промышленности и строительстве связан с тем, что в этих отраслях экономики высок риск капиталовложений. Для того, чтобы начать бизнес в строительстве и промышленности необходимо иметь хороший стартовый капитал (по данным GEM 2007 г., от 5 млн тенге и выше).
Тем не менее, малый и средний бизнес имеет ряд экономических преимуществ перед крупным. К ним можно отнести относительно небольшой стартовый капитал в сфере торговли, услуг и сельском хозяйстве, меньшая стоимость рабочих мест по сравнению с крупным бизнесом, гибкость и маневренность малого бизнеса при малейших изменениях на рынке. Но без государственной поддержки инновационное развитие малого и среднего предпринимательства, направленное на повышение конкурентоспособности отечественной экономики, невозможно11.
Основные барьеры для создания новых и развития существующих малых инновационных фирм связаны с финансированием и кадровыми проблемами, для решения которых необходимо реализовать комплекс мероприятий. Во-первых, национальным компаниям необходимо реализовать долгосрочные программы, предусматривающие технологическую кооперацию с малым инновационным бизнесом. Во-вторых, предусмотреть налоговые стимулы для инвестирования в науку и инновационную сферу. В-третьих, разработать систему коммерциализации научных разработок, обеспечивающей включение научных центров, университетов и малых инновационных предприятий в международные механизмы оформления и капитализации научных результатов. Кроме того, необходимо, повысить культуру предпринимательства, популяризировать предпринимательскую деятельность в широких кругах населения, а также включить в учебные программы учебных заведений соответствующий курс по предпринимательству.
Конкурентоспособные бизнес-идеи, наличие соответствующей инфраструктуры, системы поддержки позволят вывести МСБ Казахстана на новый уровень развития.
333
[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ____________________________________________________________
Литература
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2012 года № 929 «О Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы Республики Казахстан на 2012-2015 годы», [Электронный ресурс] // Режим доступа:1пИр://\«\«\«. zakon.kz/, (дата обращения 25.10.13)
2. Закон Республики Казахстан от 31.01.2006 г. № 124-III «О частном предпринимательстве». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.zakon.kz/, (дата обращения 27.10.13)
3. www.government.kz
4. Закон Республики Казахстан от 06.01.2011 г. № 377-IV ЗРК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zakon.kz/, (дата обращения 2.10.13)
5. Закон Республики Казахстан «О лицензировании». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.zakon.kz/, (дата обращения 7.10.13)
6. www.government.kz, (дата обращения 10.10.13)
1 http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4549
2 http://www.heritage.org/index/ranking
3 http://www.heritage.org/index/ranking
4 http://www.primeminister.kz
5 http://www.primeminister.kz
6 Сайт газеты «Караван»
7 http://www.primeminister.kz
8 http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4325
9 http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4549
10 http://newskaz.ru/economy/
11 http://www.m-economy.ru
ОБОСНОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ КОНЦЕССИОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРАМ КОНЦЕССИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
В.А. Будник,
доцент кафедры перевозок и маркетинга Киевской государственной академии водного транспорта им. гетмана П. Конашевича-Сагайдачного,
кандидат экономических наук alexdbuddom@mail.ru
В статье рассмотрены вопросы целесообразности внедрения концессионных соглашений как инструмента активизации инвестиционной деятельности. Дана характеристика существующих подходов к обоснованию величины концессионных платежей в зависимости от видов концессий. Разработан подход по договорам концессии на строительство, позволяющий согласовать экономические интересы участников концессионных соглашений.
Ключевые слова: Украина, СНГ, концессии; концессионное соглашение; эффективность инвестиций
УДК 338.246.025.3 ББК 65.291
В настоящее время концессии в зарубежной экономической практике являются наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства. Это обусловлено использованием комплексных рыночных механизмов привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов в развитие государственного сектора экономики.
Преимущества концессионных форм реализации проектов развития объектов государственной собственности, природных монополий и инфраструктуры, не подлежащих приватизации, заключаются: в снижении бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию объектов концессии; в увеличении доходной части бюджета благодаря поступлению концессионных платежей; в дополнительном притоке инвестиций в регионы реализации концессионных проектов; в возможности привлечения частного капитала на конкурсной основе к управлению государственной собственностью, не подлежащей приватизации; в создании конкурентной среды в монопольной сфере деятельности. Таким образом, применение концессионных схем способно обеспечить значительные выгоды, как государству, так и частным инвесторам [4, 13].
Актуальность активизации внедрения концессионных соглашений в ряде отраслей экономики России, Украины и других стран СНГ обусловлена острой нехваткой бюджетных финансовых ресурсов, недостаточным уровнем государственных ассиг-
нований на обновление и модернизацию основных производственных фондов, необходимостью привлечения долгосрочных инвестиций с целью повышения эффективности использования государственного и коммунального имущества.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для достижения поставленной цели [11, ст.3].
В общем виде термин «концессия» обозначает уступку государственными или коммунальными органами власти своих имущественных прав по отдельным видам деятельности негосударственным компаниям на определенный срок по согласованным условиям, закрепленным в концессионном соглашении. Сторонами концессионного соглашения выступают концедент — государство, от имени и по поручению которого выступают те или иные ведомства, государственные компании или муниципальные органы, и концессионер — частное юридическое лицо, получающее от концедента соответствующие
334