Научная статья на тему 'Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение?'

Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1042
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Н.В.

Государственная поддержка предпринимательства рассматривается как важный институциональный инструмент развития малого бизнеса. Выделены популярные формы и направления поддержки МСП. Сделан вывод о том, что меры, направленные на стимулирование малого бизнеса, приносят ограниченные результаты, а развитие предпринимательства характеризуется крайней противоречивостью. Раскрыты проблемы малого бизнеса в системе налогообложения и финансирования, которые не просто сдерживают, а воздействуют на него разрушительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение?»

31 (220) - 2013 УДК 334.021

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

малый бизнес в россии:

государственная поддержка или разорение?

Н. В. КЛИМОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности E-mail: nv_klimova@mail. ru

Кубанский государственный аграрный университет

Государственная поддержка предпринимательства рассматривается как важный институциональный инструмент развития малого бизнеса. Выделены популярные формы и направления поддержки МСП. Сделан вывод о том, что меры, направленные на стимулирование малого бизнеса, приносят ограниченные результаты, а развитие предпринимательства характеризуется крайней противоречивостью. Раскрыты проблемы малого бизнеса в системе налогообложения и финансирования, которые не просто сдерживают, а воздействуют на него разрушительно.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка, финансирование, налогообложение, административные барьеры, зарубежный опыт.

Как известно, малый бизнес является неотъемлемой и важной частью рыночной экономики. Для него характерны особая мобильность, маневренность, адаптивность и гибкость. По различным оценкам, доля малого бизнеса в ВВП в европейских странах составляет от 50 до 60 %, в России же значительно меньше - от 12 до 17 %, по региональному бюджету - 10 % в среднем по стране. Незначительна и доля лиц, занятых в малом бизнесе, в общем количестве работающего населения - не более 25 % (в странах ЕС - до 80 %). К примеру, в США 90 % от числа всех зарегистрированных приходится именно на предприятия малого бизнеса, которые обеспечивают половину ВНП, 55 % инноваций в экономике и три из каждых четырех рабочих мест [3].

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен, несмотря на то, что поддержка их развития в последние годы - одна из наиболее важных задач государства, решение которой рассматривается как возможность ускорения происходящего в России процесса модернизации экономики - перевода ее на инновационный путь развития.

Развитие малых предпринимательских форм происходит преимущественно в посреднической сфере, торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин - в видах деятельности с высокой скоростью оборота капитала, не требующих значительных капитальных вложений.

На федеральном уровне государственная политика в 2010-2012 гг. была направлена преимущественно на стимулирование создания новых предприятий и содействия самозанятости оказавшихся без работы граждан. Основной акцент при этом был сделан на финансовую поддержку стартапов (начинающих бизнес). Наиболее распространенными формами государственной поддержки малого предпринимательства стали, в частности: денежные субсидии; обучение на безвозмездной основе, либо с частичным (обычно символическим) покрытием расходов; льготный лизинг; льготный аутсорсинг (внешнее бухгалтерское или юридическое обслуживание); льготное или бесплатное участие в выставках и ярмарках.

Из направлений государственной поддержки

малого бизнеса, получивших наибольшую актуальность, следует выделить:

1) применение специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения налогового учета и форм налоговых деклараций по отдельным налогом и сборам;

2) субсидирование затрат производителей;

3) оказание помощи в получении кредитов;

4) формирование системы информационной поддержки посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей (круглые столы, конференции, участие в СМИ);

5) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства [2].

Развитию малого предпринимательства в России содействуют:

• общественные организации (предлагают возможность принятия участия в формировании инициатив законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту);

• муниципальные и государственные фонды (функционируют более чем в 70 российских регионах в целях проведения экспертизы предпринимательских проектов, их финансовой поддержки, финансирования региональных программ поддержки);

• фонды поручительства и гарантийные фонды (содействуют в кредитовании, предоставляют гарантии по банковскому кредиту, а также осуществляют поручительство. Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам);

• бизнес-инкубаторы (около 50 в стране, они предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами: офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения и др.);

• бизнес-школы (проводят повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку в виде тренингов, курсов и семинаров. В категорию обучаемых входят также учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело);

• агентства по поддержке малого предпринимательства (действуют в 30 городах страны,

это негосударственные структуры, но свою деятельность осуществляют при поддержке и участии местной администрации. К ним относятся консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями и обучение персонала);

• венчурные фонды (за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономического развития РФ, местной и региональной администрацией, иногда частными инвесторами);

• социально-деловые центры (создают новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров);

• система микрозаймов (представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 млн руб. В стране насчитывается около 3 000 таких организаций).

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что меры, направленные на стимулирование малого бизнеса, приносят весьма ограниченные результаты. Интересно, что чем бульшие суммы закладываются в федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), тем ниже их эффективность, тем хуже используются выделенные деньги. Об этом доказательно свидетельствуют и результаты аудита реализации государственных программ поддержки МСП, проведенного Национальным институтом сравнительных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

На взгляд автора, развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью. С одной стороны, поддержка развития малого предпринимательства является общепризнанным приоритетным направлением государственной политики, которому уделяется особое внимание. Ежегодно на развитие этого сектора экономики выделяется солидный объем ассигнований из федерального бюджета, причем этот объем постоянно возрастает (см. таблицу). Если в 2005 г. только по программе

Финансирование субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, млн руб.

Год Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ

Выделено Израсходовано Выделено Израсходовано

2011 17 824 15 460 7 167 5 104

2012 20 800 12 063 7 969 4 950

финансирования МСП было выделено 1,5 млрд руб., то в 2011 г. - уже 17,8, в 2012 г. - 20,8 млрд руб., по плану на 2013 г. также намечено выделить не менее 20 млрд руб. [5]. Однако мощь малого бизнеса, увы, в такой же прогрессии вовсе не растет, что составляет другую сторону выявленного противоречия.

Кроме того, абсолютный размер государственной поддержки относительно стран с развитой рыночной экономикой совсем незначителен (0,7 млрд долл. в 2013 г.). В то время как в Японии на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд долл., в США - 65 млрд долл.

Одна из причин медленного развития малого бизнеса, по мнению автора, заключается именно в политике, проводимой государством в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные меры, не связанные в единую систему и не имеющие комплексного характера.

Представим основные проблемы развития малого бизнеса в России, которые были совершенно правомерно отмечены Т. В. Бурлуткиным [1].

1. Несовершенство системы налогообложения. Эта проблема заключается в том, что субъекты малого предпринимательства (как понятие, данное в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4]), не фигурируют в налоговом законодательстве. Главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ, вводящие специальные налоговые режимы для малого бизнеса (например единый налог на вмененный доход - ЕНВД), определяют совершенно другой круг лиц, в основном рассматривается индивидуальный предприниматель или виды экономической деятельности.

Важно отметить, что российская налоговая система начисто лишена гибкости, она одинакова для всех: и для инновационной фирмы, и для обычного торгового посредника, в отличие от зарубежной практики. И пока данный факт не будет устранен, переток капитала малого бизнеса из производства в сферу торговли не прекратится.

Второй аспект данной проблемы касается двойного роста страховых взносов индивидуальных предпринимателей (ИП) с 1 января 2013 г. В 2012 г. размер взноса в Пенсионный фонд России (ПФР) составлял 14 386,32 руб. (к нему еще прибавлялся взнос на медицинское страхование в ФФОМС в размере 2 821, 93 руб.). С учетом того, что в сентябре был принят законопроект об увеличении МРОТ с 1 января 2013 г. с 4 611 до 5 205 руб., платежи ИП в ПФР в 2013 г. составляют уже 32 479,20 руб. (2 • 5 205 • 26 % • 12), к чему следует прибавить сумму годового платежа по обязательному медицинскому страхованию - 3 185,46 руб. (5 205 • 5,1 % • 12). Таким образом, общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате самозанятым населением в 2013 г., составляет 35 664,66 руб.

Интересно, что в 2015 г. платежи ИП в ПФР вообще могут вырасти до 46 845 руб. (плюс платеж по ОМС). Дело в том, что в 2014 г. страховой взнос будет рассчитываться исходя из двух с половиной МРОТ, в 2015 г. - исходя из трех МРОТ.

В результате налоговых инноваций, по данным статистики ФНС России, за две с половиной недели января 2013 г., которые являлись рабочими, закрыли свои предприятия 141 598 индивидуальных предпринимателей, а в начале апреля их число составило уже 367 тыс. Причем очередь на сдачу заявлений на закрытие своей фирмы не уменьшается. По некоторым оценкам, Россия может потерять 1 млн индивидуальных предпринимателей1. Выпадающие

1 По информации «Российской газеты», в конце июня 2013 г. некоторые депутаты Госдумы выступили против снижения в этом году страховых взносов для «индивидуалов» с небольшими доходами. Скандал вокруг принятия резонансного законопроекта о дифференциации размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с небольшими доходами возник неслучайно. Дело в том, что Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложил ко второму чтению изменить предложенный Минэкономразвития России и общественными деловыми организациями либеральный подход.

Проект закона был разработан Комитетом ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, поддержан с замечаниями правительством, всеми фракциями в Думе. 14 июня законопроект об изменении порядка расчета фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей был принят в первом чтении. И его авторы надеялись уже до осени развернуть ситуацию вспять -остановить нарастающий массовый исход индивидуальных предпринимателей из легального бизнеса. Однако выяснилось, что в профильном социальном комитете против снижения в этом году взносов до одного МРОТ для «индивидуалов» с оборотом меньше 300 тыс. руб. Установить такой порядок

- 51

доходы бюджета страны уже составили 3,5 млрд руб. Комментарии, как говорится, излишни. Даже если сейчас вернуть «на круги своя» ситуацию с упрощенным налогообложением, сотни тысяч индивидуальных предпринимателей вряд ли потянутся обратно. В то же время, судя по оценкам экспертов, никто и не собирается исправлять допущенные ошибки. Логика законодателя, представленная выше, направлена лишь на предельное ужесточение требований. Согласно этой логике низовой, самый массовый, слой индивидуальных предпринимателей может исчезнуть вообще. Вот уж, действительно, дорога в светлое будущее вымощена благими намерениями...

Ну, а что же те, кто еще барахтается «на плаву»? Выборочный опрос 300 предпринимателей, который провела организация «ОПОРА РОССИИ», показал, что более 65 % из них свернули планы по развитию, 50 % увольняют часть сотрудников с одновременным понижением заработной платы оставшимся [5]. Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Крайне негативные последствия указанного нововведения будут иметь место особенно среди

оппоненты из думского комитета хотят временно - с 2014 по 2015 г. При этом настаивают на ужесточении отчетности для «индивидуалов». Те должны будут подавать ее и в ПФР, и в ФНС России. За несвоевременную сдачу - штрафы. Также не предусмотрено верхнее предельное значение для величины отчисления взносов.

«Это еще больше ухудшит ситуацию, потому что те предприниматели, которые уже снялись с учета из-за повышения с

1 января 2013 г. взносов, остаются без мотивации возвращаться обратно. За ними могут последовать другие и уйти из бизнеса», -таков комментарий главы Общественной организации малого и среднего предпринимательства Александра Бречалова. «Поправки сохранили дифференцированный подход. Однако потеряна основная идея - снижение фискальной нагрузки для пострадавших индивидуальных предпринимателей, заложенная в законопроект при его проработке в Министерстве экономического развития РФ и на совещании у первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова», - считают лидеры организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Минтруд России, чьи соображения изложены в правительственном отзыве на законопроекты, считает, что уменьшение фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию приведет к снижению пенсий индивидуальным предпринимателям.

Лидеры организаций «ОПОРА РОССИИ» и «Деловая Россия» не исключают повторного обращения за поддержкой к Президенту РФ. «В случае принятия законопроекта в нынешнем виде мы можем не досчитаться около миллиона индивидуальных предпринимателей», - цитирует «Интерфакс» главу «Деловой России» Александра Галушко. Источник: URL: http://news. mail. ru/poHtics/13682683/?frommail=1.

индивидуальных предпринимателей, чей доход в год не превышает 150 тыс. руб. Они, на взгляд автора, просто уйдут в теневой сектор, который и так составляет до 40 % российской экономики. Все это может обернуться новыми потерями для бюджета, обострит недобросовестную конкуренцию.

Нельзя не отметить и запрет продажи табака и пива в торговых заведениях площадью менее 50 м2. Для небольших населенных пунктов, где от их продажи подобные торговые точки (ларьки) дают большую часть выручки, это будет настоящим разорением, а в дальнейшем обернется разрушением торговли и инфраструктуры территории, особенно на селе, где экономически не выгодно строить супермаркеты, где и так стремительно сворачивается кооперативная торговля.

Все это в целом представляет собой сильнейший удар по российскому предпринимательству, которого не было со времен Н. С. Хрущева, когда облагали налогом садовые деревья на приусадебном участке, а потом хозяева со слезами на глазах их рубили на дрова. Зачем ругать советское прошлое, если у нас оно служит прекрасным примером для подражания, если и в настоящем слова по-прежнему расходятся с делами? Такая, с позволения сказать, государственная поддержка малого бизнеса в России ведет на деле к полному разорению предпринимателей, представляет собой явную угрозу дальнейшему экономическому росту территорий.

2. Запрет на участие иностранных партнеров в капитале малых и средних предприятий или отсутствие иностранных инвестиций в развитие малого бизнеса. В настоящее время в соответствии с нормативно-правовыми документами фирмы, где иностранцам принадлежит более 25 % уставного капитала, не могут относиться к малому и среднему бизнесу. Конечно, такие предприятия не имеют возможности пользоваться льготами налогового характера.

3. Несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности.

4. Проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами и административные барьеры. По некоторым данным, доля расходов на преодоление административных барьеров при входе на рынок в среднем составляет 10-15 % от выручки, во многих случаях наличие этих препятствий вынуждает отказываться от реализации проектов, резко снижается эффективность инвестиций.

Имеет место проблема с оформлением разрешительной документации. Не искоренена практика необоснованного возбуждения уголовных дел, наложения арестов на счета и активы малых предприятий. Последствия такого вторжения в хозяйственную деятельность в ряде случаев весьма разрушительны, они ведут не только к подрыву деловой репутации, но и к банкротству предприятий.

Существует значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что государство может сегодня предложить. Например, Краснодарским краем из федерального бюджета в 2012 г. были запрошены, исходя из утвержденных региональных целевых программ, средства на предоставление субсидий организациям - экспортерам готовой продукции (22 000 млн руб.), обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров - 6 912 млн руб.), проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность (16 000 млн руб.), однако средства не были выделены. Аналогичная ситуация наблюдалась в Ростовской и Белгородской областях, других регионах.

5. Дефицит оборотных средств для развития бизнеса. У малых предприятий ограничен оборотный капитал, не хватает финансовых ресурсов. Собственных оборотных средств очень часто недостаточно для пополнения материальных запасов, а возможность привлечения заемных средств есть далеко не всегда - у малых предприятий может не быть ликвидного залогового имущества, положительной кредитной истории. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес.

По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, доля кредитов малому бизнесу в России составляет не более 2 % от ВВП. В США данный показатель на уровне 20 %, по странам ЕС - в среднем 30 %, в Японии - до 40 %. Доля кредитов, выданных малым предприятиям, в общем кредитном портфеле банков России колеблется от 5 до 20 % (в Японии -60 %). К тому же спрос на кредиты малому бизнесу сегодня удовлетворен максимум на 10-15 % [2].

Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями. Не имея достаточных финансовых ресурсов,

многие малые предприятие не в состоянии развивать и осваивать новые товарные рынки, повышать качество, расширять и обновлять ассортимент продукции, приобретать высокоэффективные ресурсосберегающие технологии. Это вызывает перелив активности малых организаций из производственной в торговую и финансовую сферы, способствует развитию теневого рынка и неучтенного оборота наличных средств.

6. Экономически не обоснованное распределение субсидируемых бюджетных средств по регионам. Общий объем государственной помощи со временем растет, но большая ее доля по-прежнему достается крупным субъектам РФ, находящимся в европейской части России (в третью часть областей стабильно направляются две трети субсидий федерального бюджета для МСП). Например, в 2012 г. У выделенных средств получили 6 регионов - Москва, Татарстан, Пензенская область, Ставропольский край, Нижегородская область, Санкт-Петербург.

При этом не на должном уровне осуществляется контроль за расходованием выделенных средств. В частности, ответственные операторы программы мало интересуются, как же освоены суммы, полученные в предыдущем году. На практике достаточно примеров, когда территории не справлялись с задачей по освоению выделенных средств, а им все равно открывали новое финансирование.

7. Непрозрачность малого бизнеса и криминалитет. Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию российского малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса. По разным источникам, «теневая» составляющая малого бизнеса может доходить до 60 % от основной деятельности, что в среднем в два раза выше, чем в целом по экономике. Кроме того, отдельно следует сказать об «откатах» как чиновникам различных контролирующих государственных структур и правоохранительных органов, так и представителям организованной преступности.

8. Необеспеченность недвижимым имуществом. Невысокая доля основных средств в активе или, как правило, их отсутствие вызывает необходимость привлечения арендованного имущества, платежи по которым составляют, по статистике, до 30 % и более всех расходов предпринимателя.

9. Проблемы социально-трудовых отношений на малых предприятиях. Работники малых предприятий в социальном плане (прежде всего в области

оплаты больничных листов и ежегодного отпуска, а также продолжительности рабочего времени) защищены гораздо слабее, чем работники крупных частных и государственных предприятий.

10. Проблемы интеграции малых предприятий в сложившиеся экономические отношения. Продолжаются процессы концентрации и централизации капитала, которые приводят к поглощению малых предприятий. Особенно это наблюдалось в период мирового финансового кризиса.

11. Неразвитость информационной инфраструктуры и незнание гражданами правовых основ предпринимательской деятельности.

12. Недостаток квалифицированных специалистов (юристов, экономистов, бухгалтеров, аналитиков, финансовых менеджеров и др.).

13. Отсутствие системы учета и проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. В Японии именно государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Сложившаяся ситуация усугубляется непривлекательностью малого предпринимательства для подавляющей части экономически активного населения (в том числе для молодых специалистов, и особенно в сельской местности). Это обусловлено высокими предпринимательскими рисками сворачивания бизнеса на ранних стадиях, низкой социальной защищенностью работников, относительно низким уровнем оплаты труда и ее непрозрачностью.

Нельзя не отметить, конечно, и положительных результатов деятельности малого предпринимательства, а именно:

• увеличение численности занятых лиц среди населения. Например, в Краснодарском крае количество человек в сфере малого и среднего предпринимательства за 2010-2012 гг. (до упомянутого роста страховых взносов в 2013 г.) увеличилось на 2 500 чел.;

• ежегодный рост объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий;

• усиление конкуренции, вызывающее принятие мер по сохранению устойчивости на рынке. За последние годы система государственной

поддержки малых предприятий стала более целенаправленной. Органы исполнительной и законо-

дательной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований развития негосударственного предпринимательства.

Основные цели государственной политики в области развития российского малого бизнеса:

1) создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;

2) устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;

3) расширение самозанятости населения;

4) увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов.

Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства должно исходить из необходимости сочетания интересов как государства, так и малого бизнеса и общества с учетом текущего состояния экономики страны.

К решению данной проблемы нужно подходить дифференцированно - и по территориальному признаку, и по отраслевому. Благоприятные условия для развития бизнеса особо необходимо создавать в экономически депрессивных зонах. Следует учитывать значимость деятельности субъекта малого предпринимательства в каждом конкретном случае. Должен быть введен дифференцированный подход и по обороту, а то многие предприниматели на самом деле не самозанятые, а «самовыживаемые»: спасение утопающих - дело рук самих утопающих...

Получение положительных социально-экономических эффектов функционирования малого бизнеса требует совершенствования правового обеспечения его деятельности, финансово-кредитной политики, имущественной поддержки, развития инфраструктуры (микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций), создания центров кластерного развития, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию, осуществления информационного обеспечения и подготовки квалифицированных кадров.

Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка должна сочетать оптимизацию налоговых льгот и создание благоприятного инвестиционного климата. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых малых

предприятий и преодолению негативной тенденции их ухода от налогообложения. Расширять объемы предоставления невозвратных форм поддержки (субсидий, грантов), по мнению автора, является нецелесообразным при имеющихся сейчас проблемах с эффективностью расходования этих средств.

Функционирование в условиях ВТО особо требует обеспечить возможность модернизации основных фондов, необходимо введение стандартизации и сертификации по качеству товаров, работ и услуг, причем отнесение на себестоимость этих затрат в полном объеме, а не за счет прибыли предприятия.

Важно, чтобы каждый регион имел минимальный набор объектов инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, технопарки, гарантийные фонды, фонды микрофинансирования, центры поддержки экспорта, которые помогают бизнесу на всех этапах его развития. Целесообразно в каждом регионе назначить уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена).

Таким образом, малые предприятия, несмотря на сложность общеэкономической ситуации, имеют высокий потенциал жизнеспособности. Они выполняют функции накопления капиталов, насыщения рынка необходимыми товарами, порождают здоровую конкуренцию и противодействуют монополизму крупных фирм, сглаживают острые социальные конфликты, формируют устойчивый деловой климат в стране.

Мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

степени приобщенности все более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Следует отметить, что в России есть все необходимое для поддержки малого бизнеса, общепризнанна особая важность этого процесса. Это и понятно, ведь как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний и капризов рынка, малое предпринимательство особо нуждается в разносторонней системной и комплексной эффективной государственной поддержке. Налицо исключительно ценный резерв инновационного развития страны, который можно и нужно привести в действие, не растеряв при этом накопленного положительного опыта.

Список литературы

1. Бурлуткин Т. В. Анализ современного состояния и проблем функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации // Интернет-журнал «Экономические исследования». 2011. № 6 (11), ноябрь. URL: http://erce. ru/internet-magazine/magazine/27/389.

2. Малое и среднее предпринимательство: федеральный портал. URL: http://smb. gov. ru.

3. Малый бизнес. Мировая практика. URL: http://www. mspbank. ru/ru/support_program/ analytical_materials/?pid=4941.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

5. Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2012. URL: http://opora. ru/legal/ analysis/research.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.