Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА КИТАЯ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА'

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА КИТАЯ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗ / ВИЛЛИ РАФФ / ЛЮ ЮАНЬ / КУН ХУНВЭЙ / ХУАН ЮН / JAZZ / WILLIE RUFF / LIU YUAN / KUN HONGWEI / HUANG YUN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Ифэй

В статье рассматривается процесс возрождения джазового искусства в Китае, развитие которого было прервано в годы Культурной революции. Определяются факторы, подготовившие его возвращение и активное развитие во второй половине ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIVAL OF JAZZ ART IN CHINA IN THE LAST DECADES OF THE XX CENTURY

The article examines the process of revival of jazz art in China, the development of which was interrupted during the Cultural revolution. The factors that prepared its return and active development in the second half of the twentieth century are determined.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА КИТАЯ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА»

Возрождение джазового искусства Китая в последние десятилетия XX века

18

Чжао Ифэй (Zhao Yifei)

аспирантка кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: 805832307@qq.com

В статье рассматривается процесс возрождения джазового искусства в Китае, развитие которого было прервано в годы Культурной революции. Определяются факторы, подготовившие его возвращение и активное развитие во второй половине ХХ века. Ключевые слова: джаз, Вилли Рафф, Лю Юань, Кун Хунвэй, Хуан Юн

В годы Культурной революции в Китае (1966-1976) джаз находился под запретом как иностранное буржуазное искусство. В Шанхае — главном центре распространения джаза в довоенный период — были закрыты клубы и танцзалы, прекратились концерты зарубежных музыкантов. Джазовая жизнь фактически остановилась. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в сентябре 1976 года руководство Китая вновь открыло двери для западного мира. На заседании ЦК Компартии в декабре 1978 года новый лидер страны Дэн Сяопин провозгласил «Политику реформ и открытости», давшую начало масштабным экономическим и культурным преобразованиям.

В 1979 году были установлены дипломатические отношения между КНР и США, общая активность политического взаимодействия Китая и стран Запада усилилась. Ввиду этого, в столице возобновилась деятельность прежних посольств, в районе восточного Пекина вокруг мостов Лянма Цяо и Чанхун Цяо было построено множество новых. После открытия посольского района в столице существенно возрос наплыв иностранцев — послов, бизнесменов, ученых и студентов. Среди них оказалось множество любителей джаза: они привозили в Пекин джазовые аудиозаписи, которыми охотно делились с китайскими музыкантами.

Возвращению джаза в страну, а затем и уверенному его развитию способствовали изменения в социальном укладе и экономике Китая, происходившие в два последних десятилетия XX века. Поскольку джаз — это изначально городская культура, на его распространение повлияло установление международных связей в крупнейших городах страны, а также рост самих городов. Шанхай вновь, как и до Второй мировой войны, открылся для свободной международной торговли, что вскоре значительно повысило приток иностранцев в город. Но главные изменения произошли в столице. Став центром политического диалога Китая и Запада, Пекин, в сравнении с другими крупными городами страны, разросся до огромных размеров и сконцентрировал значительную часть ресурсов

страны. Население столицы резко увеличилось: с 10 миллионов (1990) до 19 миллионов человек (2010).

Целый ряд культурных событий подготовил возвращение джаза в Китай. Прежде всего, «зеленый свет» американской культуре дали гастроли по стране в 1979 году скрипача Исаака Стерна. Он стал первым американским музыкантом, сотрудничавшим с Центральным симфоническим обществом Китая (ныне Национальный симфонический оркестр Китая) под руководством известного китайского дирижера Ли Делуня, который также выступал в качестве его гида и переводчика. Помимо исполнения концертов классической музыки, Стерн прочитал лекции по скрипичному исполнительству в Центральной и Шанхайской консерваториях. Кинолента об этих гастролях «От Мао до Моцарта: Исаак Стерн в Китае» в 1981 году получила премию Оскар за лучший документальный фильм [6].

В марте 1979 года японский дирижер Сэйдзи Одзава гастролировал в Пекине с Бостонским симфоническим оркестром, исполнив среди прочих пьес «Рапсодию в стиле блюз» Гер-швина. Вслед за этим возник широкий интерес к творчеству этого американского композитора среди педагогов и студентов китайских консерваторий. В 1980 году книга под названием «Гер-швин и Голубая рапсодия» [9] положила начало изучению музыки Гершвина в музыкальных вузах Китая. Отныне началось

музыковедческое исследование джаза, выросло число журнальных статей, в которых уделялось внимание его музыкальным и историческим аспектам. Также в 1980-е годы одним из важных источников научного изучения джаза стали переводы работ американских исследователей, таких как Дэн Моргенстерн и Макс Харрисон.

Благодаря всем этим изменениям не только в Пекине и Шанхае, но даже в небольших китайских городах, в концертных залах и джазовых клубах возобновились выступления местных и приезжих джазменов. В начале 1980-х годов после долгого перерыва в Китай начали приезжать иностранные джазовые музыканты. Этот процесс во многом напоминал первые шанхайские гастроли американцев в 1920-е годы. Существенным отличием стало то, что теперь центром притяжения джазменов со всех концов света, наряду с Шанхаем, стал Пекин. Мотивация для их поездок в Китай была различной. Некоторые афроамери-канцы приезжали в Китай по той же причине, по которой многие из них уехали из США в Европу в начале XX века — чтобы избежать расизма. Другие ехали в Китай, чтобы найти работу. Хотя уровень жизни в Китае не был сопоставим с американским, тем не менее, достаточное количество работы полностью оправдывало поездку.

Первым иностранным джазменом, посетившим с гастролями Пекин и Шанхай, стал Вилли Рафф — валторнист и контрабасист, профессор Йельской школы музыки, а также основатель стипендиальной программы Дюка Эллингтона. В Китае Рафф выступал в дуэте с давним

партнером, пианистом Дуайком Митчеллом. В 1959 году именно этот дуэт первым из американских ансамблей выступил в Советском Союзе, а в 1981 году он сделал то же самое в Китае [1]. Остановимся подробнее на этом выступлении, так как оно красноречиво свидетельствует об особенностях восприятия джаза поколением людей, никогда ранее не слышавших эту музыку.

В своих мемуарах 1991 года «Призыв к обществу» Рафф рассказал о том, как возник его интерес к Китаю: «Когда в мой класс начали приезжать уроженцы Пекина и Шанхая, полагающие, что Стивен Фостер, которого они слышали дома, — это джаз, я понял, что пришло время постучать в дверь китайского факультета Йельского университета» [7, 387]. Видя растущий интерес китайцев к американской музыке, Рафф начал изучать китайский язык. Однажды ему позвонил профессор Тан Шучен, заместитель ректора Шанхайской консерватории, желавший посмотреть Йельский университет и нуждающийся в помощнике. Рафф принял предложение профессора, которому на момент визита в США было семьдесят три года. Вскоре джазмен заметил его интерес к импровизации. Когда Тан Шучен уезжал из Йельского университета, он пригласил Раффа и Митчелла посетить его консерваторию, если они когда-нибудь доберутся до Шанхая. Приняв предложение, Рафф вскоре подал заявку на грант на поездку, получил средства и вместе с Митчеллом в 1981 году отправился в Шанхай.

Первое после тридцатилетнего перерыва выступление американских джазменов перед китайской публикой состоялось

2 июня 1981 года. В концертном зале собралось около трехсот студентов консерватории и их учителей. Рафф подробно рассказал об особенностях джаза. Профессор Тан попросил Раффа и Митчелла рассказать студентам и об импровизации, однако выяснилось, что это слово невозможно точно перевести на китайский язык. Тогда джазмены начали импровизировать. «Я даже не сказал аудитории, что это будет. Только сыграл первую тему, которая пришла в голову: ничего грандиозного, никакой виртуозной вспышки или ослепления. Любой местный студент смог бы придумать этот простой мотив из четырех-пяти нот и сы- 19 грать его на собственном инструменте. Митчелл сыграл свою мелодию, противостоящую моей. Я поймал ее, перевернул, мы обменялись построениями и поддержали друг друга, исполнили зов и ответ, используя паузы и брэй-ки1. <...> Когда номер закончился, я сказал аудитории: «Это самая новая музыка, которую вы когда-либо слышали. Я могу быть уверен в этом, потому что мы только что создали ее прямо здесь, прямо сейчас. Мы назовем ее "Шанхайский блюз". Сумасшествие. Рев аплодисментов, крики восторга и одобрения» [7, 393]. Профессор Тан задавал вопросы: «Когда вы только что создавали "Шанхайский блюз", у вас была заготовленная форма или некая заданная композиционная логика? Могут ли два совершенно незнакомых человека импровизировать вместе? Может ли китаец импровизировать?» [7, 394]. Характер этих вопросов показывает, что в Шанхайской консерватории на тот момент не было даже базовых представлений о джазовой импровизации.

Далее дуэт Раффа-Митчел-ла сымпровизировал на тему из зала. Для этого на сцену был приглашен студент, который сыграл небольшую пьесу в китайском стиле. После того как Рафф и Митчелл обработали ее в джазовой манере, зал вновь взорвался аплодисментами. Рафф вспоминал: «Публика пришла в неистовство. Это был момент, которого я ждал годы» [7, 395]. Сохранилось видео этого исторического выступления, запечатлевшее изумление китайской аудитории от первого знакомства с джазом [3].

По пути, проторенному Вилли Раффом, вскоре устремились другие американские джазмены.

20 До начала 1990-х годов наиболее значительными стали выступления пианиста Боба Халлахана и «Джазового ансамбля университета Говарда» в Пекине в 1986 году. Годом позже в США была выпущена долгоиграющая пластинка с записью пекинского выступления этого ансамбля, которая включает джазовые стандарты и пьесы современного джаза.

В 1990-е годы не только увеличился поток приезжающих в Китай джазменов, но и расширилась его география. Страну начали посещать европейские музыканты. Первым стал ансамбль швейцарского пианиста и аранжировщика Джорджа Грунца, в 1992 году выступивший в Пекине и Гуанчжоу. В 1994 году в столице Китая гастролировали российские джазмены Николай Панов (труба и кларнет) и Владимир Тарасов (ударные). Что касается американцев, то в последнее десятилетие XX века Китай посетили джазмены почти всех специальностей, представляющие широкий спектр стилей — от новоорлеанской традиции до современного авангарда.

Следует отметить, что джаз, прочно закрепившийся в 198090-е годы в Пекине, сразу заявил о себе как интернациональное движение. Конечно, джазмены из разных стран играют вместе и в других крупных городах мира, но именно в Китае наиболее распространено смешение рас, этнических групп и национальностей в джазовых коллективах. Как свидетельствует американский исследователь Юджин Марлоу, «во время посещения "Cotton Club" в Шанхае из числа музыкантов на эстраде один был из США, один из Китая и двое других из Филиппин и Италии, соответственно. На сцене в "JZ Club" в Шанхае нередко можно встретить смесь национальностей, особенно с участием американцев» [4, 105].

Пекинская джазовая сцена отражает сходную картину. Многие иностранные музыканты, профессионалы и любители, после прибытия в Пекин в конце 1980-х сформировали группы

" 2

для концертов и джем-сэйшн2. Они состояли из сотрудников посольств, бизнесменов, студентов, специалистов по обмену и профессиональных музыкантов, которые приехали в город по разным причинам. Благодаря джазу они узнавали друг друга и налаживали контакты с местными музыкантами. Синолог, лингвист и джазовый пианист Дэвид Мозер, проживший много лет в Китае, рассказывает: «любой иностранный музыкант в Пекине, как правило, пользуется чрезвычайным уважением и вниманием просто потому, что многие китайцы чувствуют, что он как-то ближе к мистическому источнику всей Западной музыки, которую они так почитают... Таким образом, участие ино-

странцев в формировании новой традиции вполне естественно и неизбежно. В группе Лю Юаня есть японский барабанщик; в группах, в которых я обычно участвую, есть американцы и китайцы, а несколько иностранцев, которые работают в Пекине на важных должностях, снимают свои галстуки по ночам и дже-муют с тремя-четырьмя джазовыми группами по всему городу. Например, Кристофер Брамсен, днем — посол Дании в Пекине, ночами часто сидит с нашей группой, выдувая в тенор-саксофон очень фанковый и энергичный бибоп. (Однажды мы пошутили, что в джазовой иерархии были Граф, Герцог, Президент, Король, а теперь есть еще и Посол3) [5, 19].

Параллельно, а часто благодаря приезду иностранных музыкантов в Китай, шел процесс формирования национальных джазовых кадров. Прежде всего, на сцену вернулись ветераны довоенного джаза. Уже в 1981 году в Шанхае бывший трубач шанхайского оркестра Чжоу Вэньжон, которому было уже за шестьдесят, вместе с пятью коллегами собрал джаз-бэнд. Они начали выступать в зале отеля «Мир». Репертуар коллектива составили пьесы старого шанхайского джаза. Тем временем в Пекине джаз привлекал все больше молодых музыкантов из традиционных и классических музыкальных сообществ. Все еще редкий и малодоступный в живых выступлениях, джаз постигался молодежью через импортные пластинки, кассеты и компакт-диски, часто попадавшие в Китай контрабандой. Эти источники не только удовлетворяли слушательское любопытство начинающих китайских джазменов, но также ис-

чжао ифэй. возрождение джазового искусства китая

пользовались для самообучения как аудиокниги. Таким образом, у большинства первых китайских джазовых артистов не было джазового образования в том смысле, который вкладывается в это словосочетание в странах с более давними джазовыми традициями. Уже второй раз в истории китайцы приходили в джаз самоучками (в лучшем случае, обученными классической музыке). В этом их путь напоминает судьбу первых американских джазменов, также не имевших возможности опереться на проверенные методики обучения. Но также как и творцы джаза сто лет назад, они оставили яркий след в культуре своей страны и заложили прочный фундамент для развития национального джазового искусства.

Из китайских музыкантов, связавших своим творчеством старый и новый джаз, наиболее известен Фан Шэнци — легендарный саксофонист, чья музыкальная карьера началась еще во время Второй мировой войны. Музыкант родился в 1933 году. Он начал играть на саксофоне в возрасте 11 лет, но в 1949 году ему пришлось отложить инструмент, поскольку новое коммунистическое правительство боролось с влиянием западной культуры. И все же к восемнадцати годам Фан Шэнци стал главным саксофонистом Китайской железнодорожной художественной труппы. По иронии судьбы, ему было позволено играть на саксофоне только на закрытых танцевальных вечеринках председателя Мао. В остальных случаях Фан Шэнци сосредоточился на китайских деревянных духовых инструментах, таких как свирель, сона и бамбуковая флейта. Ситуация изменилась в 1990

году, когда музыкант посетил Нью-Йорк и вернулся на родину, решив углубиться в джаз и найти индивидуальный подход к нему. К тому времени джазу было позволено вернуться в публичную сферу [2].

Подобно тому, как в Шанхае существует ретро-джазовый джаз-бэнд отеля «Мир», в Пекине есть свой ансамбль пожилых музыкантов «Старый корабль», который возглавляет Фан Шэн-ци. Как сообщалось в одной из программ Центрального телевидения Китая (ССТУ), «одна из уникальных особенностей современной китайской музыкальной сцены — это джазовый ренессанс. Лидером этого движения является ансамбль из восьми пожилых людей, которые называют себя "Старый корабль"». Лидер группы Фэн Шэнци известен как "Король саксофона". С началом эпохи реформ и открытости он заинтересовался различными направлениями в зарубежной музыке, что помогло ему сформировать собственный вкус и найти свой стиль исполнения. Постепенно он начал включать элементы западной поп-музыки в некоторые свои произведения.

После незабываемой игры в фильме 1996 года «Луна-соблазнительница» группа «Старый корабль» обрела внезапную и широкую известность. Фэн Шэнци с его плетеными волосами, яркими нарядами и характерным беретом быстро стал иконой группы. <...> Некоторые западные СМИ классифицировали его произведения как "восточный джаз"» [8].

«Крестным отцом» современного китайского джаза по праву считается саксофонист Лю Юань. Игравший в детстве и юности на национальном духо-

вом инструменте сона, музыкант лишь в возрасте 24 лет в 1984 году начал самостоятельно изучать джаз по коллекции джазовых грамзаписей. Далее он стал известен как участник рок-группы трубача и вокалиста Цуй Цзяня. С 1995 года Лю Юань дает много джазовых концертов в клубах и на фестивалях, под его руководством было организовано несколько видных джазовых коллективов.

В 1987 году в Пекин по студенческой учебной программе приехал американский тромбонист Мэтт Робертс. Спустя три года он создал джазовый ансамбль из сотрудников американского посольства в Пеки- 21 не и трех местных музыкантов. Одним из этих музыкантов был студент Центральной консерватории, композитор и исполнитель на губном органе шэн Кун Хунвэй. В то время он активно осваивал джазовое фортепиано. Приобретя в ансамблевой работе необходимые исполнительские навыки, тщательно изучив джазовую гармонию и аранжировку, молодой музыкант выдвинулся в число ведущих джазменов Китая. В 1995 году его группа «Небесная площадь» выпустила альбом «Сделано в Китае», получивший высокую оценку критики в качестве первой китайской джазовой пластинки. Фьюжн-бэнд Кун Хунвэя «Золотой Будда» широко известен не только китайским, но и зарубежным поклонникам джаза.

Коллектив Кун Хунвэя стал стартовой площадкой для многих музыкантов, сегодня являющихся лицом китайского джаза. Один из них — виртуозный бас-гитарист Хуан Юн. Он начал играть джаз в конце 1980-х годов, во время учебы на музы-

кальном факультете Пекинского педагогического университета, после того, как его педагог дал ему джазовую кассету для прослушивания. Хуан Юн самостоятельно освоил бас-гитару и вскоре благодаря игре в клубах и на фестивалях приобрел известность как неординарно мыслящий импровизатор, к тому же обладающий самобытной техникой игры. Вдобавок к музыкальному таланту джазмен обладает хорошими организаторскими способностями. Так, он является одним из организаторов ежегодного джазового фестиваля «Девять Ворот», проводимого в Пекине.

Творческая деятельность Лю 22 Юаня, Кун Хунвэя, Хуан Юна и других китайских джазменов старшего поколения успешно продолжается в XXI веке. Вместе с упомянутыми мэтрами на сцену выходят их ученики, организуются новые фестивали, ширится международный обмен. Фаза возрождения китайского джаза сменилась фазой процветания.

Примечания 1 Зов и ответ (англ. — call and response) — джазовый метод представления тематизма в виде фразы и ответа (комментария) к ней. Метод зова и ответа происходит из африканской музыки.

Брэйк (англ. — break) — сольная импровизационная вставка, исполняемая джазменом в момент резкой остановки игры его партнеров по ансамблю (оркестру).

2 Джем-сэйшн (jam session — «встреча в удовольствие») — наиболее спонтанная форма джазового музицирования, в которой могут участвовать незнакомые друг с другом музыканты.

3 Игра слов, обыгрывающая прозвища великих джазменов Каунта (Графа) Бэйси, Дюка (Герцога) Эллингтона, Лестера «Президента» Янга и Кинга (Короля) Оливера.

Литература

1. Вилли Рафф [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/ Willie_Ruff (дата обращения: 21.08.2019).

2. Вудард Дж. Джазовая связь Востока и Запада: китайский исполнитель на духовых, посетивший Калифорнийский университет, выступит со студенческим ансамблем // Лос-Анджелес Таймс, 16 апреля 1998 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://articles.latimes. com/1998/apr/16/entertain-ment/ca-39687 (дата обращения: 21.08.2019).

3. Дуэт Митчелл — Рафф в Шанхае, 1981 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=ZEuO1Eris0E (дата обращения: 17.12.2019).

4. Марлоу Ю. Джаз в Китае: от танцевальной музыки к свободе самовыражения. Джексон: Изд-во университета Миссисипи, 2018. 288 с.

5. Мозер Д. Книга перемен: джаз в Пекине // Джаз сегодня, Весна 1997. С. 19.

6. От Мао до Моцарта: Исаак Стерн в Китае [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/ From_Mao_to_Mozart:_Isaac_ Stern_in_China (дата обращения: 21.08.2019).

7. Рафф В. Призыв к собранию: автобиография музыкального рассказчика. Нью-Йорк: Викинг, 1991. 432 с.

8. Счастье заката [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.cctv.com/program/redisco veringchina/20060714/103515. shtml (дата обращения: 19.12.2019).

9. Цю Хао. Гершвин и «Голубая рапсодия». Пекин: Народное музыкальное издательство, 1980.174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.