Научная статья на тему 'ДЖАЗОВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ'

ДЖАЗОВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗ / КЛУБ / ФЕСТИВАЛЬ / МАРТИН ФЛЕЙШЕР / ДЭВИД МОЗЕР / JZ / ДИТАН / OCT-LOF / JAZZ / CLUB / FESTIVAL / MARTIN FLEISCHER / DAVID MOSER / DITAN / OCT-LOFT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Ифэй

В статье представлен обзор современной джазовой культуры Китая. Особое внимание уделено процессу возникновения джазовых клубов в Пекине, ставшем после смерти Мао Цзэдуна и смены политического курса страны главным центром китайского джаза. Выявлены концертные площадки Пекина, сыгравшие особую роль в истории современного китайского джаза. Это книжный магазин «San Wei», а также клубы «CD Cafe», «The Big Easy» и «JZ Club». Также в статье рассматривается более крупная - фестивальная - форма бытования современного китайского джаза, отличающая его от джаза довоенного периода. Установлено, что джазовое фестивальное движение Китая утвердилось с 1993 года, а уже в начале XXI века закрепилось и в Шанхае, имевшем довоенные джазовые традиции. К концу 2010-х годов в Китае сложилась целая сеть джазовых фестивалей, охватывающая, помимо Пекина и Шанхая, ряд приморских городов. Характерной чертой становления джазовой культуры современного Китая стало плодотворное взаимодействие китайских джазменов новой формации - Лю Юаня, Кун Хунвэя, Хуан Юна и других - с западными музыкантами, дипломатами и бизнесменами. В результате интенсивных международных контактов молодая китайская школа существенно сократила отставание от мирового джазового процесса и сегодня демонстрирует динамичное расширение джазового пространства в большинстве крупных городов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAZZ CULTURE IN MODERN CHINA

The article presents an overview of modern jazz culture in China. Special attention is paid to the process of the emergence of jazz clubs in Beijing, which became the main center of Chinese jazz after the death of Mao Zedong and the change of the country's political course. Concert venues in Beijing that have played a special role in the history of modern Chinese jazz have been identified. This is a bookstore “San Wei”, as well as clubs “CD Café”, “The Big Easy” and “JZ Club”. The article also discusses a larger - festival - form of existence of modern Chinese jazz, which distinguishes it from pre-war jazz. It is established that the jazz festival movement in China has been established since 1993, and already at the beginning of the XXI century it was established in Shanghai, which had pre-war jazz traditions. By the end of the 2010s, a whole network of jazz festivals had developed in China, covering, in addition to Beijing and Shanghai, a number of seaside cities. A characteristic feature of the formation of the jazz culture of modern China was the fruitful interaction of Chinese jazzmen of the new formation - Liu Yuan, Kong Hongwei, Huang Yong and others - with Western musicians, diplomats and businessmen. As a result of intensive international contacts, the young Chinese school has significantly reduced the lag behind the world jazz process and today demonstrates a dynamic expansion of the jazz space in most major cities of the country.

Текст научной работы на тему «ДЖАЗОВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ»

DOI: 10.26086/NK.2020.2.56.011 УДК 78.03

© Чжао Ифэй, 2020

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия),

аспирантка кафедры истории музыки

E-mail:805832307@qq.com

ДЖАЗОВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

В статье представлен обзор современной джазовой культуры Китая. Особое внимание уделено процессу возникновения джазовых клубов в Пекине, ставшем после смерти Мао Цзэдуна и смены политического курса страны главным центром китайского джаза. Выявлены концертные площадки Пекина, сыгравшие особую роль в истории современного китайского джаза. Это книжный магазин «San Wei», а также клубы «CD Cafe», «The Big Easy» и «JZ Club».

Также в статье рассматривается более крупная — фестивальная — форма бытования современного китайского джаза, отличающая его от джаза довоенного периода. Установлено, что джазовое фестивальное движение Китая утвердилось с 1993 года, а уже в начале XXI века закрепилось и в Шанхае, имевшем довоенные джазовые традиции. К концу 2010-х годов в Китае сложилась целая сеть джазовых фестивалей, охватывающая, помимо Пекина и Шанхая, ряд приморских городов.

Характерной чертой становления джазовой культуры современного Китая стало плодотворное взаимодействие китайских джазменов новой формации — Лю Юаня, Кун Хунвэя, Хуан Юна и других — с западными музыкантами, дипломатами и бизнесменами. В результате интенсивных международных контактов молодая китайская школа существенно сократила отставание от мирового джазового процесса и сегодня демонстрирует динамичное расширение джазового пространства в большинстве крупных городов страны.

Ключевые слова: джаз, клуб, фестиваль, Мартин Флейшер, Дэвид Мозер, JZ, Дитан, OCT-LOFT.

© Zhao Yifei, 2020

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia), Postgraduate Student of the

Department of Music History

E-mail: 805832307@qq.com

JAZZ CULTURE IN MODERN CHINA

The article presents an overview of modern jazz culture in China. Special attention is paid to the process of the emergence of jazz clubs in Beijing, which became the main center of Chinese jazz after the death of Mao Zedong and the change of the country's political course. Concert venues in Beijing that have played a special role in the history of modern Chinese jazz have been identified. This is a bookstore "San Wei", as well as clubs "CD Café", "The Big Easy" and "JZ Club".

The article also discusses a larger — festival — form of existence of modern Chinese jazz, which distinguishes it from pre-war jazz. It is established that the jazz festival movement in China has been established since 1993, and already at the beginning of the XXI century it was established in Shanghai, which had pre-war jazz traditions. By the end of the 2010s, a whole network of jazz festivals had developed in China, covering, in addition to Beijing and Shanghai, a number of seaside cities.

A characteristic feature of the formation of the jazz culture of modern China was the fruitful interaction of Chinese jazzmen of the new formation — Liu Yuan, Kong Hongwei, Huang Yong and others — with Western musicians, diplomats and businessmen. As a result of intensive international contacts, the young Chinese school has significantly reduced the lag behind the world jazz process and today demonstrates a dynamic expansion of the jazz space in most major cities of the country.

Keywords: jazz, club, festival, Martin Fleischer, David Moser, JZ, Ditan, OCT-LOFT.

Жизнеспособность и развитие любой музыкальной традиции в современном урбанизированном мире требуют определенных условий существования. Например, для академической музыки необходимо наличие филармоний и концертных залов, в которых выступают артисты и проводятся конкурсы исполнителей. Безусловно, в «инфраструктуру» современной музыкальной культуры входят радиостанции и телецентры, транслирующие музыкальные программы, студии звукозаписи, выпускающие аудио и видеопродукцию. К необходимым составляющим относятся и редакции печатных СМИ, а также интернет-ресурсы, размещающие академический музыкальный контент. Таковы основные «инфраструктурные объекты» академической музыкальной культуры большинства стран мира. От совокупности объектов неотделимы перечисленные музыкальные явления, и поэтому изучение той или иной культурной традиции закономерно требует исследования форм ее бытования. В данной статье будет представлено описание как объектов бытования джаза в Китае, так и самих форм его существования.

Вначале напомним наиболее характерные формы, в которых складывается и развивается джазовая культура. Центральным ее элементом является джазовый клуб, в котором происходят выступления музыкантов, как правило, вечером или ночью. Именно в клубах в условиях свободного общения джазменов и публики оживает стихия музыкальной импровизации, рождаются новые творческие альянсы и художественные концепции.

Не менее важным элементом являются концертные залы, необходимые для проведения концертов и фестивалей. В свою очередь, джазовый фестиваль — крупное, как правило, многодневное событие, существенно ускоряющее развитие национальной джазовой культуры — особенно в тех случаях, если оно имеет международный формат. Таким образом, фестиваль и клубный концерт представляют собой основные формы бытования джаза, развитие которого во многом определяется их интенсивностью.

Своеобразная «инфраструктура» китайского джаза начала складываться в 1920-е годы в Шанхае, а затем и в других портовых городах. Основными точками распространения джаза были танцзалы отелей, хотя, разумеется, джаз звучал и в других местах — например, в танцзале стадиона «Канидром» (Caшdrome). Распространению джазовой музыки способствовала зарождавшаяся в Шанхае индустрия грамзаписи, и все же джаз, локализованный территорией европейских кон-

цессий, оставался незнакомым широкому кругу китайских слушателей и музыкантов.

На рубеже 1970-1980-х годов в результате изменения политического курса в стране появились музыканты новой формации, не связанные с ранним периодом китайского джаза. Самые яркие из них — Лю Юань, Кун Хунвэй и Хуан Юн. С их появлением джазовая жизнь в Китае обрела новую перспективу развития. Возникла острая потребность в концертных площадках и клубах, концертах и фестивалях, с помощью этого взаимный интерес публики и музыкантов мог быть удовлетворен. Рассмотрим подробнее, как в 1980-1990-е годы в Китае складывалась джазовая культура.

Прежде всего, отметим, что в указанный период центр активного проявления джаза переместился из Шанхая в Пекин. Возвращение джаза в начале 1980-х годов произошло там же, где и остановилось более тридцати лет назад — в Шанхае. Концерт Вилли Раффа (Willie Ruff) 2 июня 1981 года в стенах Шанхайской консерватории, а также деятельность ретро-джазового ансамбля отеля «Мир» («Peace Hotel Jazz Band») свидетельствуют об этом. В городе быстро открылся ряд концертных площадок (зачастую на том же месте, где они располагались и в 1940-е годы), на которых зазвучал джаз. Однако возрожденный шанхайский джаз стилистически был нацелен, скорее, в прошлое, нежели в будущее.

В Пекине в 1980-е годы джаз звучал, в основном, в залах иностранных посольств, не совсем предназначенных для этой музыки. По свидетельству немецкого дипломата и джазмена Мартина Флейшера (Martin Fleischer), когда он прибыл в Пекин в конце 1980-х годов, в столице Китая не было джаз-клубов. В барах и лобби отеля, конечно, были группы, играющие популярную музыку и немного джаза, но клубов, посвященных джазу, не было [5, с. 136]. Между тем, новая генерация джазменов формировалась именно в Пекине. Этому способствовала просветительская деятельность работников недавно открытых посольств западных стран, а также западных бизнесменов — людей, как правило, молодого и среднего возраста.

Хотя, по свидетельству Флейшера, в Пекине конца 1980-х годов не было джазовых клубов в том виде, как они существуют в странах Запада, то есть стилистически и тематически выдержанных заведений, целиком посвященных джазу, в столице двух последних десятилетий XX века появлялись места, в которых звучал камерный джаз. Это кафе, бары и холлы отелей. Часть концертных площадок вскоре закрылась, не успев оставить заметный след в джазовой жизни го-

рода; часть, напротив, способствовала развитию китайского джаза и обрела легендарный ореол. Уместно обратить внимание на три наиболее значимые площадки, названия которых, безусловно, достойны того, чтобы быть вписанными в историю китайской джазовой культуры.

Одним из первых заведений, где в 1980-е годы звучал камерный джаз, стал не клуб и не кафе, а книжный магазин «San Wei». И сегодня на его первом этаже расположен собственно магазин, а на втором — чайная, посетители которой могут насладиться живой музыкой. Джаз продолжает звучать в «San Wei» по пятницам [11]. Джазовый пианист Дэвид Мозер (David Moser), одним из первых начавший играть джаз в Пекине, вспоминал: «Я сделал еще один концерт в книжном магазине «San Wei», скромном небольшом здании, расположенном недалеко от Проспекта Вечного Мира, в двух шагах от площади Тяньань-мэнь. Владельцы превратили второй этаж в традиционный китайский чайный домик с каллиграфическими свитками на стене и деревянными столами и стульями в стиле династии Цин. С его хорошо укомплектованным книжным магазином внизу, место стало довольно популярным среди представителей пекинской интеллигенции, притягивая и иностранцев, которые хотели почувствовать традиционную китайскую атмосферу» [7, с. 5]. Таким образом, данная площадка соединила черты довоенного западного музыкального магазина, в котором, как правило, работал пианист-иллюстратор, с элементами китайского традиционного чайного дома.

В 1995 году один из первопроходцев китайского джаза, саксофонист Лю Юань открыл джазовый клуб под названием «CD Cafe». Клуб быстро снискал широкую популярность среди столичных любителей джаза благодаря, прежде всего, тому, что сам Ли Юань регулярно выступал там. Нередко на сцене «CD Cafe» играли иностранные джазмены: американский тромбонист Мэтт Робертс (Matt Roberts), итальянский пианист Морено Донадель (Moreno Donadel) и другие. Примечательно, что это заведение стало местом активного музыкального общения джазменов, где часто проводились джем-сэйшен. Обозреватель Чжан Вэйхуа в отзыве о посещении «CD Cafe» писал: «Складывается впечатление, что многие джазовые музыканты в Пекине часто посещают «CD Cafe», когда у них нет других дел, ждут случая, чтобы посидеть и послушать друг друга» [18, с. 266]. К сожалению, в 2012 году клуб по старому адресу закрылся, и, хотя был позднее открыт в новом месте, его историческое пространство и творческая атмосфера были утрачены.

Еще одной обителью джаза в Пекине был клуб «The Big Easy», открытый в 1999 году американским бизнесменом Дугласом Монитто и его супругой Мэри. В клубе был тщательно воспроизведен стиль старого Юга США, создавая атмосферу, в которой зарождалась первая джазовая музыка. Газета «China Daily» писала в 2005 году: «Когда вы входите в дверь "The Big Easy", вы покидаете Китай и въезжаете в Новый Орлеан» — говорит Мэри Монитто, владелица крупнейшего джазового клуба в Пекине». «Ночной клуб украшен верандой в аутентичном стиле, воспроизводящем в мельчайших подробностях архитектуру Луизианы. Клуб является порталом, через который энтузиасты переносятся в разные джазовые эпохи, начиная от первых дней джаза, на которые повлиял рэгтайм столетие назад, и диксиленда 1920-х годов, до джазовых джемов, которые в настоящее время организуются между Нью-Йорком, Токио и Пекином», — добавляет Монитто [17]. К сожалению, клуб «The Big Easy», как и «CD Cafe», также закрылся. Это произошло в 2006 году в связи со строительством объектов к предстоящим Олимпийским играм в Пекине.

В Шанхае одной из главных площадок камерного джаза является «JZ Club». Клуб был открыт в 2004 году бас-гитаристом Жэнь Юйцинем, бывшим рок-музыкантом [20]. Клуб предлагает ежевечернюю джазовую программу в исполнении китайских и иностранных музыкантов, воссоздавая атмосферу Шанхая 1930-х годов. От музыки и шума толпы посетители могут передохнуть на террасе, расположенной на крыше клуба [4].

Представленный небольшой обзор наиболее популярных джазовых клубов не включает отдельного упоминания больших концертных залов, в которых джаз звучит наравне с музыкой других направлений. Несомненно, число таких залов в последние десятилетия XX века выросло по всей стране.

Далее обратимся к более масштабной, фестивальной форме бытования китайского джаза. Первым событием такого уровня стал Пекинский международный джазовый фестиваль, проведенный в 1993 году при решающем участии иностранцев. Основателем фестиваля стал немецкий бизнесмен Удо Хоффманн (Udo Hoffmann), страстно увлеченный современным джазом. Еще в конце 1980-х годов Хоффманн сыграл важную роль в становления пекинского рока, организовывая так называемые «вечеринки» ("parties"), на которых могли выступить начинающие китайские рокеры. В начале 1990-х годов Хоффманн, чувствуя растущий интерес к джазу среди китайских музыкантов и слушателей, использовал свой му-

зыкальный опыт и контакты среди международного джазового сообщества для запуска первого джазового фестиваля в Китае. С самого начала организаторы фестиваля решили охватить широкий спектр джазовых стилей, от диксиленда до свободной импровизации [14, с. 138].

Фестиваль был проведен в Детском театре на 700 мест. Спонсируемый Институтом имени Гете, Китайским центром международного культурного обмена и другими международными организациями, фестиваль оказался настолько успешным, что организаторы решили сделать его ежегодным.

В 1996 году местом проведения фестиваля стал пекинский Театр XXI века вместимостью зала на 1400 мест. В течение 1993-2000 годов на Пекинском международном джазовом фестивале выступили такие звезды мирового джаза, как вокалистка Бетти Картер (Betty Carter), контрабасист Дэйв Холланд (Dave Holland), фьюжн-груп-па «Крусэйдерз» («The Crusaders»), барабанщик Пол Моушн (Paul Motian), аккордеонист Ришар Гальяно (Richard Galliano) и многие другие. Международный статус фестиваля был подтвержден участием 91 коллектива из 25 стран. Отличительной особенностью стало участие большого количества ансамблей, объединяющих музыкантов из двух или более стран. За восемь лет проведения фестиваль посетили четыре коллектива из США, шесть — из Франции, одиннадцать — из Китая, и пятнадцать интернациональных ансамблей [5, с. 140]. К сожалению, в 2000 году история Пекинского джазового фестиваля прервалась, а возобновилась лишь в 2007 году в расширенном формате, включающем поп-музыку и рок.

Сегодня джазовые фестивали проводятся не только в Пекине и Шанхае, но в других крупных городах Китая. Список основных фестивалей выглядит следующим образом:

Музыкальный фестиваль MIDI (Пекин); Международный джазовый фестиваль «Девять Ворот» (Пекин);

Международный музыкальный фестиваль «Фонд искусств» (Пекин); Музыкальный фестиваль парка Дитан (Пекин); Музыкальный фестиваль JZ (Шанхай); Гонконгский молодежный джазовый фестиваль (Гонконг);

Джазовый фестиваль OCT-LOFT (Шэньчжэнь); Джазовый фестиваль Чанша (Шэньчжэнь); Международный джазовый фестиваль Бей-шань (Чжухай);

Гуанчжоуский джазовый фестиваль (Гуанчжоу).

Как видно из данного списка, центрами распространения джаза, наряду с Пекином и

Шанхаем, становятся южные портовые города. Старейшим из ныне существующих является Музыкальный фестиваль MIDI, проводимый в Пекине с 1997 года. Изначально он создавался как рок-фестиваль, однако допускал участие джазовых и джаз-роковых коллективов. Организатором фестиваля является Пекинская школа музыки MIDI1. С момента своего открытия в 1997 году он проводился ежегодно в мае или в октябре. Фестиваль 2004 года, проходивший под открытым небом на 40 000 квадратных метров в Международном парке скульптур в Пекине с 1 по 4 октября, установил рекорд посещаемости в 80 000 человек [10]. В настоящее время фестиваль MIDI ежегодно проводится уже в четырех городах Китая: Пекине, Шанхае, Сучжоу и Шэньчжэне [9].

Музыкальный фестиваль JZ проводится в Шанхае ежегодно с 2005 года. Он признан крупнейшим джазовым фестивалем в Китае и вторым по величине в Азии. Фестиваль JZ всегда проводится в октябре. Хотя ядро фестиваля составляет джаз, JZ охватывает множество других стилей и направлений, таких как соул, блюз, фолк, поп, рок, электронная музыка и всего, что отражает дух джаза — импровизацию и взаимодействие культур. На фестивале JZ выступали многие ведущие джазмены мира, в том числе гитаристы Джон Скофилд (John Scofield) и Пэт Мэтэни (Pat Metheny), контрабасист Рон Картер (Ron Carter), саксофонист Кенни Гарретт (Kenny Garrett), во-калистки Дайан Ривз (Dianne Reeves) и Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater). С 2013 года фестиваль JZ проводится не только на домашней площадке в Шанхае, но и в Пекине, Гуанчжоу, Даляне и Чунцине [16].

Международный музыкальный фестиваль «Фонд искусств» проводится в Пекине с 2005 года. Охватывая самые разные виды художественного творчества, организаторы фестиваля неизменно привлекают к участию джазовых музыкантов со всего мира. В разные годы гостями данного мероприятия был франко-британский вокальный ансамбль «Свингл Сингерс» (The Swingle Singers), а также американские джазмены — саксофонист Кенни Гарретт, вокалистка Джеки Аллен (Jackie Allen), пианист Ури Кейн (Uri Caine) и другие [12].

Международный джазовый фестиваль «Девять Ворот» был основан в Пекине в 2007 году известным бас-гитаристом Хуан Юном. К тому времени история Пекинского международного джазового фестиваля закончилась, и в столице образовался спрос на крупное мероприятие, на котором множество местных музыкантов смогло бы

попробовать свои силы наравне с иностранными джазменами. Уже в дебютном фестивале приняли участие коллективы из Европы, Японии, Кореи и Южной Америки. Характерной чертой фестиваля «Девять Ворот» является исключительно высокая плотность событий. Так, на седьмом фестивале, проведенном в 2012 году, в течение недели состоялось 240 концертных выступлений, а также было проведено около 200 часов мастер-классов. Кроме того, фестиваль отличается активным участием ведущих китайских джазменов, среди которых пианист Кун Хунвэй, саксофонист Ли Гаоян и другие [3].

Музыкальный фестиваль парка Дитан проводится в Пекине с 2009 года. Изначально его основным направлением была китайская традиционная музыка. Поворотным моментом, обозначившим джазовое направление в данном фестивале, стало выступление в 2010 году французского музыканта Жан-Себастьяна Эри (Jean-Sébastien Héry), известного китайским любителям джаза под именем Чжан Сиань. Эри, большую часть творческой жизни проживший в Китае и в совершенстве освоивший китайские струнные инструменты, исполнил на жуане2 композицию Джорджа Гершвина «Summertime». Сохранилась видеозапись этого памятного выступления [19]. С тех пор ежегодно на музыкальном фестивале парка Дитан выступают джазовые коллективы, преимущественно — китайские.

Второе десятилетие XXI века ознаменовалось расширением джазового фестивального движения за пределы Пекина и Шанхая. Благодаря этому процессу новыми центрами китайского джаза стали Гонконг, Шэньчжэнь, Чжухай и Гуанчжоу.

Международный джазовый фестиваль Бейшань был основан в 2010 году. Мероприятие проводится в городе Чжухай в рамках Всемирного фестиваля музыки. Фестивальная программа, помимо концертов, включает музыкальные мастер-классы, художественные выставки и другие мероприятия. Гостями фестиваля Бейшань регулярно становятся европейские джазмены [8].

История джазового фестиваля Чанша также начинается в 2010 году. Фестиваль был организован в городе Шэньчжэнь. Творческий облик участников фестиваля свидетельствует о явном стилевом «уклоне» организаторов мероприятия в сторону современных стилей европейского и китайского джаза [6].

Также в Шэньчжэне с 2011 года проводится джазовый фестиваль OCT-LOFT. В его названии указано название городского парка, в котором

сосредоточены творческие площадки и объекты различных видов современного искусства. Ныне OCT-LOFT представляет собой художественный комплекс, известный далеко за пределами города. Именно там и проводится фестиваль. Джазовый фестиваль в Шэньчжэне, не смотря на свою молодость, успел заявить о себе как о значимом событии международного масштаба. Уже первый фестиваль, длившийся двенадцать дней, собрал коллективы из шестнадцати стран, в том числе, из Австралии, Африки и Латинской Америки. Стилевой диапазон музыки, представленной участниками, также оказался очень широким — от джазовой традиции до эйсид-джаза. Гостями фестиваля, прошедшего в октябре 2018 года, стали мастера джазового авангарда Владимир Чекасин (саксофон, кларнет) и Владимир Тарасов (ударные), творчество которых хорошо известно российским поклонникам джаза [15].

Гонконгский молодежный джазовый фестиваль проводится ежегодно с 2012 года. Его целью является популяризация местного джаза среди молодежи, а также предоставление площадки для выступлений новому поколению джазовых музыкантов. Фестиваль проводится некоммерческой организацией «Оригинальный звук» («Original Sound»), поэтому с посетителей не взимается плата за вход [1].

Гуанчжоуский джазовый фестиваль проводится регулярно с 2015 года. В отличие от других мероприятий подобного формата, Гуанчжоу-ский фестиваль не сконцентрирован в несколько дней подряд. Например, концерты фестиваля 2018-2019 годов продолжались в течение трех месяцев. С самого начала фестивальным девизом стала фраза «Сделано в GZ», означающая пристальный интерес организаторов к творчеству местных джазменов и желание дать им возможность выступить на большой сцене [2].

В панораме китайского фестивального движения современный зарубежный джаз занимает важное место. Так, с 28 по 31 марта 2019 года в Гуанчжоу прошел Первый фестиваль европейского джаза. На нем было представлено творчество коллективов из Австрии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши и Швейцарии. По окончании фестиваля его участники совершили концертный тур по городам провинции Гуандун [13]. Означает ли это, что китайский джаз сдает свои позиции? Конечно, нет. Проведение такого мероприятия свидетельствует лишь о том, что публика крупных городов Китая стала более квалифицированной, и имеет возможность выбора из множества джазовых событий именно те, которые ей ближе.

Проведенный в данной статье обзор позволяет сделать следующие выводы.

1. Необходимые условия для возвращения и развития китайского джаза сложились в последние десятилетия XX века, что позволяет джазовой культуре настоящего времени динамично развиваться.

2. Значительную роль в организации первых мест выступлений джазменов Китая, а также в организации фестивального движения сыграли иностранцы — музыканты, дипломаты и бизнесмены.

3. Китайские джазмены новой формации, получившие известность в 1980-е годы, проявили себя не только как яркие музыканты, но, зачастую и как талантливые организаторы. Созданное при их активном участии джазовое пространство в столице и других крупных городах сегодня гармонично объединяет концертные площадки различного формата, на которых звучит самая разнообразная импровизационная музыка.

Примечания

1 Пекинская школа музыки MIDI (Beijing Midi School of Music) — первый в Китае центр эстрадного образования, открытый в 1993 году. В школе изучают все направления современной поп-музыки, уделяя особое внимание джазу и року.

2 Жуань — традиционный китайский струнный щипковый инструмент, родственный пипе.

Литература

1. Гонконгский молодежный джазовый фестиваль. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Hong_Kong_Green_Jazz_Festival (дата обращения 30.12.2019).

2. Джазовому фестивалю в Гуанчжоу исполнилось 5 лет: вместе с «Грэмми Мастерз» и «Джаз Марафон». URL: https://m.mp.oeeee. com/a/BAAFRD000020190916206448.html (дата обращения 30.12.2019).

3. Джазовый фестиваль «Девять Ворот». URL: https://www.9gatesjazz.com/ (дата обращения 30.12.2019).

4. Клуб «JZ»: весь этот джаз. URL: https://travel. cnn.com/shanghai/drink/jz-club-642894/ (дата обращения 30.12.2019).

5. Марлоу Ю. Джаз в Китае: от танцевальной музыки к свободе самовыражения. Джексон: Изд-во университета Миссисипи, 2018. 288 с.

6. Международный джазовый фестиваль Чанша 2014. URL а: https://www.9tour.cn/info/ info_25043.html (дата обращения 30.12.2019).

7. Мозер Д. Книга перемен: джаз в Пекине // Джаз сегодня, Весна. 1997. С. 3-22.

8. Музыкальный фестиваль Бейшань. URL: https://zh.wikipedia.org/wiki/^ fc Ш 1з &Т> (дата обращения 3О.12.2О19).

9. Музыкальный фестиваль MIDI. URL: https: // en.wikipedia.org/wiki/Midi_Music_Festival (дата обращения 3О.12.2О19).

10. Музыкальный фестиваль MIDI. URL: https:// zh.wikipedia.org/wiki/^ffiWxKlï (дата обращения 3О.12.2О19).

11. Пекинский книжный магазин «San Wei». URL: https://www.chinaculturetour.com/ beijing/beijing-sanwei-bookstore.htm (дата обращения 3О.12.2О19).

12. Пекинский музыкальный фестиваль «Фонд искусств». URL: https://www.bmf.org.cn/ (дата обращения 3О.12.2О19).

13. Первый европейский джазовый фестиваль в Гуандуне. URL: https://cn.ambafrance.org/ll'

(дата обращения 3О.12.2О19).

14. Ри Д. Жить в Запретном городе: Музыкальные встречи в Китае и на Тайване. Блумингтон: Изд-во Ай-Юнивёрс Инк., 2ОО6. 212 с.

15. Сайт джазового фестиваля OCT-LOFT. URL: http://www.octloftjazz.com (дата обращения 3О.12.2О19).

16. Фестиваль JZ. URL: https://en.wikipedia. org/wiki/JZ_Festival (дата обращения 3О.12.2О19).

17. Холден К. Современное возрождение джаза опирается на давно минувшие эпохи. URL: http://www.chinadaily.com.cn/english/ doc/2005-12/05/content_500283.htm (дата обращения 3О.12.2О19).

18. Чжан Вэйхуа. Заметки о современной джазовой сцене в Китае // Журнал музыки в Китае. 2ООО. Вып. 2, № 2. C. 265-272.

19. Чжан Сиань в 2О1О году на музыкальном фестивале Парка Дитан в Пекине играет «Summertime» на жуане. URL: https://www.youtube. com/watch?v=z2cVQ3XVeqM (дата обращения 29.12.2О19).

20. Шапиро Д. Международный музыкальный фестиваль JZ 2О1О: джаз станет «визиткой» Шанхая. URL: https://travel.cnn.com/shanghai/ play/shanghai-jazz-jz-festival-788923/ (дата обращения 3О.12.2О19).

References

1. En.Wikipedia (2О19), "Hong Kong Youth Jazz Festival", available at: https://en. wikipedia. org/wiki/Hong_Kong_Green_Jazz_Festival (accessed 3О December 2О19).

2. Mp.Oeeee (2019), "The 5th anniversary of the Guangzhou Jazz Festival: along with the Grammy Masters and the Jazz Marathon", available at: https://m.mp.oeeee.com/a/BAA-FRD000020190916206448.html (accessed 30 December 2019).

3. 9Gatesjazz (2019), "Jazz Festival Nine Gates", available at: https://www.9gatesjazz.com/ (accessed 30.12.2019).

4. Travel.Cnn (2019), "Club "JZ": all this jazz", available at: https://travel.cnn.com/shanghai/ drink/jz-club-642894/ (accessed 30 December 2019).

5. Marlou, Yu (2018), Dzhaz v Kitae: ot tancev-al'noj muzyki k svobode samovyrazheniya [Jazz in China: From Dance Hall Music to Individual Freedom of Expression], University of Mississippi press, Dzhekson, USA.

6. 9Tour (2019), "Changsha International Jazz Festival 2014", available at: https://www.9tour.cn/ info/info_25043.html (accessed 30 December 2019).

7. Mozer, D. (1997), "The Book of Changes: Jazz in Beijing", Dzhazsegodnya [Jazz today], Vesna, Moscow, Russia, pp. 3-22.

8. Zh.Wikipedia (2019), "Beishan Music Festival", available at: https://zh.wikipedia.org/wiki/;)blL| W^Rt* (accessed 30 December 2019).

9. En.Wikipedia (2019), "MIDI Music Festival", available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Midi_ Music_Festival (accessed 30 December 2019).

10. Zh.Wikipedia "MIDI Music Festival", available at: https://zh.wikipedia.org/wiki/^ffiWxfcT' (accessed 30.12.2019).

11. Chinaculturetour (2019), "Beijing Bookstore "San Wei"", available at: https://www.chinacul-turetour.com/beijing/beijing-sanwei-bookstore. htm (accessed 30 December 2019).

12. Bmf (2019), "Beijing Music Festival "Art Fund"", available at: https://www.bmf.org.cn/ (accessed 30 December 2019).

13. Cn.Ambafrance (2019), "The first European jazz festival in Guangdong", available at: https://cn.ambafrance.org/llfjg &±i=f liiP^ir^^f (accessed 30 December 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ri, D. (2006), "Live at The Forbidden City: Musical Encounters in China and Taiwan", Publishing house I-universe Inc, Blumington, USA.

15. Octloftjazz (2019), "OCT-LOFT Jazz Festival Website", available at: http://www.octloftjazz. com (accessed 30 December 2019).

16. En.Wikipedia (2019), "JZ Festival", available at: https://en.wikipedia.org/wiki/JZ_Festival (accessed 30 December 2019).

17. Chinadaily (2019), "Holden K. The modern revival of jazz is based on bygone eras", available at: http://www.chinadaily.com.cn/english/ doc/2005-12/05/content_500283.htm (accessed 30 December 2019).

18. Chzhan, V. (2000), "Notes on the modern jazz scene in China", Zhurnal muzyki v Kitae [The journal of music in China], vol. 2, no. 2, pp. 265-272.

19. Youtube (2019), "Zhang Xian at the 2010 Ditan Park Music Festival in Beijing plays Summertime in juan", available at: https://www.youtube. com/watch?v=z2cVQ3XVeqM (accessed 29 December 2019).

20. Travel.Cnn (2010), "Shapiro D. International Music Festival JZ 2010: jazz will be the "card" of Shanghai", available at: https://travel.cnn.com/ shanghai/play/shanghai-jazz-jz-festival-788923/ (accessed 30 December 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.