УДК 78(510)
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ САКСОФОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
© 2021 Цзян Минхуэй1, Е. Н. Яковлева2
1аспирант e-mail: [email protected] 2докт. искусствоведения, канд. пед. наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования e-mail: [email protected]
Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного университета им. А. И. Герцена
В статье исследованы этапы становления и развития саксофонного образования в Китае, предложен авторский подход к периодизации его истории, представлена краткая характеристика каждого этапа. Результаты имеют теоретико-практическую значимость и представляют ценность не только для исследователей саксофонной педагогики в Китае, но и для преподавателей-саксофонистов из других стран.
Ключевые слова: Китай, саксофонное образование, саксофонная педагогика, этапы, периодизация.
OF THE GENESIS OF SAXOPHONE EDUCATION IN CHINA © 2021 Jiang Minghui1, Elena Iakovleva2
Postgraduate Student e-mail: [email protected] 2Doctor of Art Criticism, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Music Education e-mail: [email protected]
Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia
The article examines the stages of formation and development of saxophone education in China, suggests the author's approach to the periodization of its history, presents a brief description of each stage. The results have theoretical and practical significance and are of value not only for researchers of saxophone pedagogy in China, but also for saxophone teachers from other countries.
Keywords: China, saxophone education, saxophone pedagogy, stages, periodization.
Сегодня все большую актуальность приобретают международные обмены в музыкальной педагогике, которые позволяют знакомиться с практикой разных исполнительских школ, методами и способами игры на музыкальных инструментах, помогают решать важные проблемы на национальном уровне за счет внедрения передовых идей, существующих и активно применяемых в музыкально-образовательных системах других стран. К настоящему времени китайская саксофонная педагогика прошла в своем становлении и развитии длительный путь,
который привел к формированию собственной национальной педагогической системы обучения игре на саксофоне «с китайской спецификой». Тем не менее, сохраняется ряд проблем в преподавании игры на инструменте, решение которых позволит ускорить введение инноваций в саксофонное образование в стране, создаст новые возможности для обучающихся. В связи с этим обращение к вопросу о генезисе саксофонного образования в Китае представляется актуальным.
Целью настоящего исследования является изучение генезиса саксофонного образования в Китае в хронологической последовательности. В связи с этим необходимым представляется решение следующих задач: на основе исторических сведений проследить процесс становления и развития саксофонного образования в Китае в XIX-XXI вв., разработать авторский подход к периодизации генезиса саксофонного образования в стране с описанием характеристик каждого этапа.
Обращение к работам российских и китайских авторов не обнаружило в русскоязычной литературе информации по рассматриваемой области музыкального образования, как и саксофонного искусства Китая в целом. Исключение составляют отдельные научные изыскания [Гэ Мэн 2012; Чжао Вэнькай 2021; Чжоу Ицюнь 2021].
Научная новизна статьи заключается в представлении авторской периодизации генезиса саксофонного образования в Китае.
Теоретической базой исследования послужили труды многих современных китайских ученых. Так, например, анализ научной литературы показал, что к вопросу истории и развития саксофона в КНР обращался Лу Ян [Лу Ян 2017]. Процесс распространения музыкального инструмента в симфонических оркестрах западных стран ретроспективно рассмотрел в своей работе «Исследование истории, структуры и применения саксофона» Ли Сян [Ли Сян 2017]. Автор так же дал краткое описание развития саксофонного искусства в Китае в первой половине ХХ столетия. Попытки сравнения развития инструмента в Китае и на Западе были предприняты Чэнь Синем. По этому поводу он опубликовал в журнале «Северная музыка» работу «Обсуждение китайского и западного развития саксофона» [Чэнь Синь 2016].
Исторические аспекты развития саксофонной педагогики в стране, а также разнообразие методов обучения классическому и джазовому саксофону были изложены в публикациях Чжан Сяолу [Чжан Сяолу 2020]. Ли Мэн посвятил свою работу «О развитии и применении саксофонной музыки» историческому развитию саксофонного искусства [Ли Мэн 2019].
К вопросу истории саксофона в Китае обращались многие авторы вследствие популярности этого инструмента в XXI веке. В частности, Ли Пэнфэй особенно подчеркнул, что «для саксофона с момента его появления в Китае, с одной стороны, характерна адаптация к традиционной культуре, с другой - инструмент оказывает на нее заметное определенное влияние» [Ли Пэнфэй 2017: 54].
Анализ интеграции саксофона и традиционной китайской культуры был проведен также в работах Сун Цзяньаня [Сун Цзяньань 2015] и Лю Мина [Лю Мин 2013]. В частности, Сун Цзяньань отмечает, что этот «замечательный духовой инструмент, благодаря своему диапазону, уникальному тембру и особенному стилю, завоевал признание китайской публики, а процесс его развития является историческим воплощением столкновения и слияния китайской и западной культур, неотъемлемой частью современной китайской культуры» [Сун Цзяньань 2015: 71].
Наиболее важные научные выводы представлены в магистерских диссертациях Чжэн Цзюсинь «История развития саксофона в Чанчуне в наше время» [Чжэн Цзюсинь 2012] и Цюй Мэнсюэ «Изучение произведений для саксофона в стиле китайской народной музыки» [Цюй Мэнсюэ 2017]. Молодой китайский исследователь Чжэн Цзюсинь раскрывает историю развития саксофона с 1840 г. до создания КНР в 1949 г.
Особое внимание автор уделяет региональному развитию, влиянию, роли и значению инструмента в культуре современного Китая (на примере города Чанчун). Цюй Мэнсюэ в своей диссертации подробно рассматривает факторы успешного развития саксофонного искусства в стране, отмечая, что в 1980-е гг. саксофонная музыка в Китае встала на собственный путь развития, связанный с формированием национальной специфики, что привело к созданию множества саксофонных произведений в стиле китайской народной музыки и расширению учебного репертуара [Цюй Мэнсюэ 2017].
С постановкой вопроса о расширении саксофонного репертуара связана также публикация Го Юй. Автор предлагает включить в него сочинения китайского джаза, в развитии которого саксофон занимает важное место. Рассматривая особенности развития музыкального инструмента в первое десятилетие XXI в., Го Юй приходит к выводу о том, что «саксофонное искусство в Китае достаточно развито, основное внимание в исследованиях уделяется теоретическим аспектам саксофонной педагогики, которые сводятся к управлению звуком и тоном инструмента» [Го Юй 2012: 100].
Современное состояние саксофонного образования в Китае было представлено Хуан Каем. Исследователь отмечает рост числа талантливых китайских саксофонистов в стране после проведения политики реформ и открытости в 80-е гг. прошлого столетия, выделяя фактор роста интереса к музыкальному образованию наиболее значимым в развитии саксофонного образования, а также определяя круг проблем, с которыми сталкивается саксофонная педагогика в Китае в настоящее время [Хуан Кай 2019]. Важную роль этого глобального политического и экономического поворота в истории инструмента в стране подчеркивает Гао Лу, исследование которой посвящено современному состоянию и развитию саксофона в Китае [Гао Лу 2019].
Таким образом, проведенный нами ретроспективный анализ теоретических изысканий современных китайских авторов, направленный на выявление информации по заявленной теме, позволил заключить, что исследования генезиса, особенностей становления и развития саксофонного образования в Китае требуют более глубокой проработки в научной литературе. В этой связи представляется актуальным обратиться к периодизации генезиса саксофонного образования в Китае, выделить основные этапы и охарактеризовать их.
Среди китайских исследователей согласованной точки зрения по этому поводу нет. Отметим попытку определения этапов развития саксофона в Китае, которую в русскоязычной литературе предпринял Гэ Мэн. Опираясь на социально-политическую историю страны, исследователь обратил внимание на «два основных этапа: до образования КНР (до 1949 года) и после образования КНР (с 1949 года до наших дней)». При этом автор разделил второй этап на несколько периодов: «начальный период образования КНР (1949-1966 гг.), период Культурной революции (1966-1976 гг.) и период от начала политики открытости (с 1978 года и до наших дней)» [Гэ Мэн 2021: 319].
Мы предлагаем собственную периодизацию, охватывающую временной отрезок в более чем полтора века, обусловленную не конкретной исторический ситуацией, а особенностями освоения инструмента в стране, где каждый последующий этап раскрывает процессы развития китайского саксофонного образования. Таким образом, выделяем пять самостоятельных этапов генезиса саксофонного образования в Китае (см. рис.).
Периодизация генезиса саксофонного образования в Китае
>
Первый период (середина XIX в. -1911 г.)
2
Второй период (1912-1949 гг.)
I
Третий период (1949-1978 гг.)
5
Четвертый период (1980-2000 гг.)
>
Пятый период (с 2000 г. по наст. время)
Появление саксофона в Китае, функционирование первого духового оркестра, использование саксофона в составе военного оркестра Ли Ингэна (предыстория)
Первые попытки адаптации китайских сочинений для саксофона, начало педагогического обмена, формирование первого официального духового оркестра в Китае, педагогическая деятельность музыкантов военных оркестров
Стагнация, запрет инструмента в стране, полное прекращение культурых
обменов
Открытие Китая для культурных обменов, приезд иностранных
саксофонистов, массовая популяризация инструмента, рост образовательных учреждений, Китай - ключевой производитель саксофонов в мире
Попытки адаптации западной педагогической системы обучения игре на саксофоне в Китае, широкое использование западной учебно -методической литературы, начало формирования собственной системы саксофонного образования с китайской спецификой
Рассмотрим более подробно характеристику каждого этапа в становлении и развитии саксофонного образования в Китае.
Первый период (с середины XIX века по 1911 г). Специфика первого этапа заключается в том, что мы рассматриваем его как предысторию. Появление саксофона в музыкальной культуре Китая современные исследователи трактуют по-разному. По сведениям Ли Пэнфэя, саксофон был впервые представлен в Китае еще в 1840-е гг., но с середины XIX в. до основания Нового Китая в 1949 г. развитие саксофонной педагогики в стране находилось в состоянии стагнации [Ли Пэнфэй 2017]. В то же время в диссертации Сюй Цзялу отмечено, что саксофон появился в Китае с подачи выдающегося французского мастера и композитора Шарль-Жан-Батиста Суаля, сменившего позднее имя на Али Бен Су Аль в 1850-е гг. [Сюй Цзялу 2020]. Известный саксофонист, эмигрировавший в Индию, организовал в 1856 г. концерт в Шанхае с классическим саксофонным репертуаром.
История свидетельствует, что саксофон стал символом первого духового оркестра, сформированного в Китае в конце правления династии Цин. Му Цюаньчжи указывает, что в 1879 г. в Шанхае был создан первый духовой оркестр [Му Цюаньчжи 2018], игре на инструменте начали учить студентов. Позднее, как сообщает Чжэн Цзюсинь, примерно в 1885 г. руководителем этого музыкального коллектива был назначен англичанин Роберт Харт (Robert Hart), работающий в то время в Управлении общих дел таможенной службы Китая. Харт приехал в Китай из Ирландии и проработал здесь 44 года, был выдающимся общественным деятелем, «удостоен наград многих стран и одобрен китайским правительством Цин» [Чжэн Цзюсинь 2012]. Лю Мин в своем исследовании отмечает, что саксофон постепенно распространяется в Китае с 1886 г. [Лю Мин 2013].
По сведениям Гэ Мэна, саксофон начали использовать в Китае в XIX в. в военных оркестрах. Исследователь отмечает, что «в 1986 г. музыкант и политик Ли Ингэн (1845-1916) создал первый в истории Китая военный оркестр. Ли Ингэн составил первый китайский сборник духовой музыки (1896), в который вошли выполненные им переложения китайских народных песен для духового оркестра. Это было время начала контактов Китая с европейским искусством духовой музыки» [Гэ Мэн 2012: 319].
Таким образом, несмотря на расхождения в датах появления саксофона в Китае, доподлинно известно, что саксофон впервые зазвучал в стране в середине XIX столетия и с этим было связано зарождение саксофонного образования в стране. В середине XIX - начале XX в. саксофон воспринимался китайцами как абсолютно экзотический музыкальный инструмент, при этом отсутствовали попытки его адаптации к условиям национальной культуры, что выступало барьером для широкого распространения инструмента в стране в этот исторический период времени. На фоне социально-политических событий в Китае, в 1911 г. оркестр, созданный Ли Ингэном, был расформирован, «и саксофон также исчез с музыкального горизонта» [Гэ Мэн 2012: 319]. Начался новый период в развитии инструмента в стране.
Второй период (1912—1949 гг.). После революции 1911 г. саксофон на время утрачивает свое значение. Однако, по свидетельствам Чжоу Ицюнь, новое появление инструмента было связано с деятельностью оркестра Новой армии в 1912 г. [Чжоу Ицюнь 2021].
Мощным импульсом для дальнейшего развития саксофонного искусства и образования послужила практика русских музыкантов в Харбине и Шанхае, которые покинули Родину после Октябрьской революции 1917 г. и прибыли в Китай. Благодаря эмигрантам в этих городах были созданы и успешно функционировали духовой и симфонический оркестры. Русские саксофонисты также давали частные уроки игры на саксофоне. Занятия одного из белорусских эмигрантов посещал ставший в последующем известным китайский саксофонист Фань Шэнци.
В 30-е гг. ХХ столетия Шанхай считался наиболее подходящим местом для распространения саксофона. Как отмечает Чжэн Цзюсинь, «город, который никогда не спит <...> был достойным своего названия <...> и самой важной частью популярной музыки в нем стал джаз» [Чжэн Цзюсинь 2012].
Саксофон был широко представлен на сцене Шанхайского зала Китая в 30-е -40-е гг. прошлого столетия. Саксофонисты в эти годы предпринимали попытки исполнять китайские музыкальные произведения, способствуя популяризации европейского инструмента в стране.
Помимо Шанхая, саксофон развивался также в других китайских городах. Так, например, в 1934 г. в Харбине был организован джаз-бенд, в состав которого вошли следующие инструменты: скрипка, кларнет, труба и тромбон, джазовые барабаны и саксофон. Среди участников оркестра - как уважаемые знаменитости Олег Лундстрем (тенор-саксофон), Александр Гравис (контрабас), Алексей Котяков (труба), так и молодежь Харбинского технологического института.
В статье Гэ Мэн замечено, что «до образования КНР именно иностранные оркестры и контакты с приезжими музыкантами стимулировали развитие музыкальной культуры в Харбине и Шанхае, что заложило прочную базу для распространения и развития западной духовой музыки и саксофонного искусства в дальнейшем» [Гэ Мэн 2012: 321]. Тем не менее исторические факты свидетельствуют, что развитию саксофона в Китае в этот период способствовало посещение китайскими музыкантами зарубежных стран.
Так, в 1935 г. Правительство Китайской Республики направило группу студентов для учебы на Запад, среди которых был Хун Пань (ШШ), который позже стал известен как «отец китайской духовой музыки». В 1941 г. Хун Пань вернулся в Китай и сформировал первый в Китае официальный духовой оркестр, в состав которого вошел саксофон. По свидетельствам Чжэн Цзюсинь, в 1942 г. Правительство оказало содействие Хуан Паню в открытии Армейской военной музыкальной школы в Чунцине, основной целью которой была подготовка кадров профессиональных военных музыкантов [Чжэн Цзюсинь 2012]. Современный исследователь Чжоу Ицюнь
подчеркивает принципиальное значение китайских военных оркестров в формировании и развитии саксофона в Китае, отмечая, что в этот период «главными центрами образования саксофонистов становятся военно-музыкальные коллективы» [Чжоу Ициюнь 2021: 2427]. Автор выявляет также заметную роль музыкантов военных оркестров, ведущих активную педагогическую деятельность в Китае, в развитии исполнительства на саксофоне. В их числе он называет гобоиста и саксофониста Чан Майлина и его ученика Хуан Шифу.
Третий период (1949—1978 гг.). Особенности социального и политического развития страны в этот период времени выступили сдерживающим фактором для дальнейшего развития саксофона. После образования Нового Китая в 1949 г., саксофон, наряду с другими западными музыкальными инструментами, считался продуктом «нездоровой культуры» и был запрещен в стране, что выступило фактором стагнации в развитии саксофонной педагогики.
В 1966-1976 гг. в Китае прошла Великая культурная революция, после которой западные музыкальные инструменты стали постепенно развиваться в стране.
Четвертый период (1980-2000 гг.). Как отмечает современный российский ученый А.М. Понькина, «последнюю четверть ХХ века в искусстве игры на саксофоне можно охарактеризовать как время интенсивных изменений» [Понькина 2018: 209]. В Китае этот период также связан с активными трансформациями в саксофонном искусстве и образовании.
После реформ и открытости в 1980-х гг. саксофон ярко проявился на китайской музыкальной сцене. Увеличились контакты Китая и западных стран, в том числе культурные обмены между ними. В это время стали популярными выступления иностранных саксофонистов и духовых оркестров, которые принимали участие в различных развлекательных мероприятиях. На рынке становятся все более доступными аудиовизуальные материалы о различных музыкальных инструментах, в том числе саксофоне. С течением времени саксофон был широко популяризирован в Китае и обучение игре на этом музыкальном инструменте вошло в учебные программы многих профессиональных учебных заведений и консерваторий. Обучение саксофону распространилось также на детское музыкальное образование: даже в начальной школе Пекина, Шанхая и Сианя детям стали доступны занятия на саксофоне. Все это привело к возникновению феномена «саксофонной лихорадки» в стране, связанного с высоким спросом на обучение игре на этом музыкальном инструменте.
Развитию саксофона в Китае также способствовала деятельность многих популярных музыкантов. Например, знаменитый китайский исполнитель Ян И впервые исполнил саксофонное соло на Десятой конференции по саксофонному исполнительству, проходившей в 1992 г., что придало новый импульс развитию саксофона в стране. Лю Мин отмечает, что китайские саксофонисты за последние 30 лет адаптировали многие выдающиеся произведения традиционной музыки для этого музыкального инструмента. Например, Ван Цинцюань и Ду Иньцзяо из Общеполитического военного оркестра приобрели широкую известность благодаря своим аранжировкам и переложениям национального репертуара для саксофонных сольных и ансамблевых сочинений. Музыканты разработали также много новых учебных материалов для саксофонистов и любителей [Лю Мин 2013].
Отдельно необходимо отметить деятельность саксофониста Фань Шэнци. Этот талантливый композитор и исполнитель внес особенно значимый вклад в развитие саксофона в Китае. Даже в годы Культурной революции он продолжал отрабатывать собственные навыки игры на инструменте, вдохновенно заниматься. Посещая в 1990 г. родственников в США, саксофонист сотрудничает с американскими коллегами. Фань
Шэнци полагал, что саксофон позволит установить мост между западной и китайской национальной музыкальной культурами, поэтому активно представлял западной публике собственные саксофонные интерпретации известных китайских народных произведений.
Также важно отметить, что в конце ХХ в. было положено начало производству саксофонов в Китае, и в настоящее время Китай также является крупнейшим производителем саксофонов в мире, постоянно совершенствуя свои производственные технологии. Саксофоны многих китайских компаний имеют высокое качество, общепризнанное на международном уровне. Развитие собственного саксофонного производства в Китае позволило сделать более доступным музыкальный инструмент, что благоприятно повлияло на его дальнейшее развитие в стране.
Пятый период (с 2000 г. по наст. время). В данный период происходит широкое распространение профессионального обучения игре на саксофоне. Начиная с 2000-х гг. в Китае успешно функционируют не только государственные консерватории в крупных городах (Пекин, Шанхай, Таньцзинь, Ухань), но и другие музыкальные учебные заведения, где была открыта специализация «саксофон». Вплоть до начала пандемии в Китай часто приезжали мастера и исполнители-саксофонисты из зарубежных стран, что позволило продолжить активный обмен между Китаем и западными странами в области саксофонного искусства и педагогики. К настоящему времени в Китае на фундаменте западных педагогических концепций и особенностей национальной педагогики и культуры формируется собственная система саксофонного обучения с так называемой китайской спецификой.
Сравнение авторской периодизации становления и развития саксофонного образования в Китае и периодизации путей развития саксофона в стране, предложенной Гэ Мэн, позволяет обнаружить следующие различия. Во-первых, развитие саксофона до образования КНР объединяется в периодизации Гэ Мэн в один период; в предлагаемой авторами статьи периодизации делится на два этапа - первый и второй соответственно. Это представляется важным, поскольку позволяет более детально проследить путь саксофона в Китае до середины ХХ столетия. Далее в статье периодизация представлена третьим периодом, который не детализируется, как это представлено у Гэ Мэн. В нем отдельно не выделяется период до Культурной революции и после, поскольку предполагается излишним детализировать период с 1949 по 1978 гг., на протяжении которого развитие саксофона было в состоянии стагнации. Последний этап в развитии саксофона в Китае, по мнению Гэ Мэн, приходится на достаточно длительный период - с 1978 г. по настоящее время. Тем не менее в последние четыре десятилетия изменения, происходящие в саксофонном образовании Китая, настолько велики, что объединение их в рамках одного периода считается нецелесообразным. Поэтому предлагаемая нами периодизация выделяет отдельно пятый этап - от начала XXI столетия до настоящего времени - период, когда саксофон уже приобрел популярность в стране и внимание исследователей и практиков сосредоточено на поиске направлений совершенствования исполнительских техник и педагогических принципов обучения игре на саксофоне, а также развитию собственной педагогической концепции.
Выводы и перспективы развития
В результате проведенного исследования были сделаны выводы, позволившие достигнуть цели работы - изучить генезис саксофонного образования в Китае в хронологической последовательности. В статье представлены пять этапов авторской периодизации становления и развития саксофонного образования в Китае. Было выявлено, что в научных трудах современных исследователей по-разному определяется время появления саксофона в Китае, поэтому отправной точкой функционирования
инструмента в стране в рамках разработанной периодизации стала середина XIX века. Специфика генезиса саксофонного образования в Китае обусловлена социально-политическим и культурным факторами. На разных этапах развития их влияние было неоднородным, тем не менее до 1980-х гг. названные факторы действовали в основном негативно, в значительной степени сдерживая развитие этого музыкального инструмента в стране. Лишь благодаря реформам и открытости в 1980-е гг. саксофон встал на путь активного развития, увеличив долю своего присутствия на концертных мероприятиях и в последующем расширив сеть учебных заведений, в которых был открыт класс обучения игре на саксофоне.
На современном этапе саксофонное образование в Китае готовится к переходу на новый исторический период в своем развитии - период, в который будет полностью сформирована целостная педагогическая система с китайской спецификой. Представляется необходимым проведение дальнейших исследований саксофонного образования в Китае с позиций проблемного научного подхода, оценки возможностей использования зарубежного опыта в решении текущих проблем в образовании, а также обращения к опыту национальной музыкальной педагогики и педагогическим идеям великих китайских мудрецов - Конфуция, Лао-Цзы и других, с целью более глубокого изучения проблем и текущего состояния саксофонной педагогики в стране и разработки направлений ее дальнейшего развития.
Библиографический список
Гайдай П.В. Межкультурные коммуникации в развитии профессионального музыкального образования Китая //Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 120-127.
Гао Лу. Исследование текущей ситуации и развития саксофонного образования в Китае // Китайский литератор и художник. 2019. №1. С. 238-239.
Го Юй. Взгляд на развитие саксофонного искусства в Китае из литературы // Великий взгляд на музыку. 2012. № 5. С. 100-101.
Гэ Мэн. «Трансплантация» саксофона в китайскую музыкальную культуру ХХ века // Универсальное и национальное в культуре: сб. науч. ст. Минск: Белорусский государственный университет, Гуманитарный факультет, 2012. С. 317-328.
Ли Мэн. О развитии и применении саксофонной музыки // Голос Хуанхэ. 2019. №11. С. 47-48.
Ли Пэнфэй. Влияние ценности саксофонного искусства на китайскую традиционную культуру // Журнал Университета Эчжоу. 2017. № 24 (06). С. 54-55.
Ли Сян. Исследование истории, структуры и применения саксофона // Музыкальные инструменты. 2017. № 1. С. 30-32.
Лу Ян. Об истории и развитии саксофона // Северная музыка. 2017. № 37 (06).
С. 4-5.
Лю Мин. Об интеграции саксофона и китайской национальной культуры // Музыкальные инструменты. 2013. № 6. С. 49-51.
Му Цзюаньчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, национальный репертуар: дис. ... канд. искусств. Нижний Новгород, 2018. 205 с.
Понькина А.М. Исполнительство на саксофоне конца ХХ века: характерные особенности эволюции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. №1 (212). С. 208-212.
Сун Цзяньань. Анализ интеграции саксофона и традиционной китайской культуры // Голос Хуанхэ. 2015. № 17. С. 71-72.
Сюй Цзялу. Исследование учебных групп саксофона и стратегии оптимизации преподавания: маг. дис. ...спец. «Музыковедение». Наньчан: Наньчанский университет, 2020. 86 с.
Хуан Кай. О современном состоянии и развитии саксофонного образования в Китае // Досуг (Сюсянь). 2019. №2. С. 18-19.
Цюй Мэнсюэ. Исследование произведений для саксофона в стиле китайской народной музыки: маг. дис. ... спец. «Музыковедение». Тяньцзинь: Тяньцзиньский педагогический университет, 2017. 120 с.
Чжан Сяолу. Собственный взгляд на развитие и построение дисциплины «Саксофон» в Китае // Народная музыка. 2020. № 10. С. 44-47.
Чжао Вэнькай. Развитие искусства игры на саксофоне в Китае в XX веке // Трибуна молодого ученого. 2021. № 3(82). С. 129-136.
Чжоу Ицюнь. Основные этапы становления исполнительства на саксофоне как инструменте военного оркестра в Китае // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 11. С. 2426-2429.
Чжэн Цзюсинь. История развития саксофона в Чанчуне в наше время: маг. дис. ... спец. «Музыковедение». Чанчунь: Академия искусств Цзилинь, 2012. 108 с.
Чэнь Синь. Обсуждение китайского и западного развития саксофона // Северная музыка. 2016. №36 (01). С. 6-7.