ние в процесс обучения заданий и упражнений, направленных на развитие всех аспектов визуальной компетенции.
Обратившись к разработке различных методов и заданий, направленных на специально организованный процесс освоения визуальной грамотности, мы смогли представить большое разнообразие их использования в системе средств и методов обучения коммуникативному дизайну. В ходе экспериментальной работы были выявлены возможности совершенствования параметров познаватель-
Библиографический список
ной сферы студентов и их профессионализации в процессе обучения. Освоение различных инструментов визуализации и развитие визуальной компетенции -процесс, требующий использования в процессе обучения большого спектра заданий различной направленности. На наш взгляд, развитие профессиональных навыков обучающихся напрямую зависит от систематического использования различных заданий, помогающим студентам грамотно и целостно подходить в визуализации.
1. Проблемы дизайна. Москва: Союз дизайнеров России, 2003.
2. Тройникова Е.В. Исследование визуальной компетенции в дидактике межкультурной коммуникации. Многоязычие в образовательном пространстве. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2016: 16 - 23.
3. Debes J. The Loom of Visual Literacy. In Audiovisual Instruction. 1969; № 14 (8): 25 - 27.
4. Avgerinou M.D., Pettersson R. Toward a Cohesive Theory of Visual Literacy. Available at: https://www.researchgate.net/publication/267988880
5. Хабибова А.С. Практика использования инструментов визуализации информации в процессе обучения коммуникативному дизайну. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2019; Выпуск 63, Ч. 1: 355 - 357.
6. Скибицкий Э.Г, Скибицкая И.Ю. Роль фасилитатора при подготовке магистрантов в образовательной организации. Москва: ИСГУ 2018: 95 - 104.
7. Хабибова А.С. Использование графической фасилитации как средства повышения эффективности обучения студентов в рамках элективного модуля «цифровые технологии в искусстве» Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2019; Выпуск 64, Ч. 4: 250 - 252.
8. Anderson E., Avgerinou M.D., Dimas S, Robinson R.S. Visual Literacy in the K12 Classroom of the 21st Century: From College Preparation to Finding One's Own Voice. Available at: https://www.researchgate.net/publication/349749852_
References
1. Problemy dizajna. Moskva: Soyuz dizajnerov Rossii, 2003.
2. Trojnikova E.V. Issledovanie vizual'noj kompetencii v didaktike mezhkul'turnoj kommunikacii. Mnogoyazychie vobrazovatel'nomprostranstve. Izhevsk: Udmurtskij gosudarstvennyj universitet, 2016: 16 - 23.
3. Debes J. The Loom of Visual Literacy. In Audiovisual Instruction. 1969; № 14 (8): 25 - 27.
4. Avgerinou M.D., Pettersson R. Toward a Cohesive Theory of Visual Literacy. Available at: https://www.researchgate.net/publication/267988880%20Toward%20a%20Cohesive%20 Theory%20of%20Visual%20Literacy
5. Habibova A.S. Praktika ispol'zovaniya instrumentov vizualizacii informacii v processe obucheniya kommunikativnomu dizajnu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2019; Vypusk 63, Ch. 1: 355 - 357.
6. Skibickij 'E.G., Skibickaya I.Yu. Rol' fasilitatora pripodgotovke magistrantov v obrazovatel'nojorganizacii. Moskva: ICGU, 2018: 95 - 104.
7. Habibova A.S. Ispol'zovanie graficheskoj fasilitacii kak sredstva povysheniya 'effektivnosti obucheniya studentov v ramkah 'elektivnogo modulya "cifrovye tehnologii v iskusstve" Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2019; Vypusk 64, Ch. 4: 250 - 252.
8. Anderson E., Avgerinou M.D., Dimas S, Robinson R.S. Visual Literacy in the K12 Classroom of the 21st Century: From College Preparation to Finding One's Own Voice. Available at: https://www. researchgate.net/publication/349749852_Visual_Literacy_in_the_K12_Classroom_of_the_21st_Century_From_College_Preparation_to_Finding_One's_Own_ Voice
Статья поступила в редакцию 01.10.21
УДК 378:78
Jiang Minghui, postgraduate, Institute of Music, Theater and Choreography, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Yakovleva E.N., Dr. habil. in of Arts, Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education, Theater and Choreography,
Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF TEACHING TO PLAY THE SAXOPHONE IN CHINA. At the present stage, the saxophone is one of the most popular wind musical instruments in China, which ensures a high demand for learning to play this musical instrument. The purpose of the article is to identify features of saxophone pedagogy in modern China. The research methodology is based on an assessment of the current state of development of saxophone education in China in the pedagogical aspect and content analysis of scientific works by Chinese authors devoted to modern principles and methods of saxophone teaching in China. As a result of the research, the authors of the article come to the conclusion that saxophone training in China is characterized by the preservation of traditional musical culture, the harmonious integration of modern popular music into the educational repertoire, as well as the active use of a practice-oriented approach in the educational process. The results of the study have practical value and can be used in the development of saxophone pedagogy in other countries.
Key words: saxophone, China, Chinese saxophone school, training system.
Цзян Минхуэй, аспирант, Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета
имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Е.Н. Яковлева, д-р искусствоведения, канд. пед. наук, проф., Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного
педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ В КИТАЕ
На современном этапе саксофон является одним из самых популярных духовых музыкальных инструментов в Китае, что обеспечивает высокий спрос на обучение игре на данном музыкальном инструменте. Целью статьи выступило выявление особенностей саксофонной педагогики в современном Китае. Методика исследования основана на оценке текущего состояния развития саксофонного образования в Китае в педагогическом аспекте и контент-анализе научных работ китайских авторов, посвященных современным принципам и методам обучения саксофону в Китае. В результате исследования авторы статьи приходят к выводу о том, что для саксофонного обучения в Китае характерны сохранение традиционной музыкальной культуры, гармоничная интеграция современной популярной музыки в учебный репертуар, а также активное использование практико-ориентированного подхода в образовательном процессе. Результаты исследования имеют практическую ценность и могут быть использованы в развитии саксофонной педагогики в других странах.
Ключевые слова: саксофон, Китай, китайская саксофонная школа, система обучения.
В условиях глобализации обмен педагогическим опытом в сфере изучения игры на саксофоне между музыкантами из разных стран стал более естественным и необходимым. В процессе обмена знаниями становится возможным развитие как национальной саксофонной педагогики, так и мирового саксофонного
искусства в целом. Проблема исследования, решаемая авторами, сводится к необходимости анализа ключевых тенденций в развитии саксофонной педагогики Китая на современном этапе, изучение которых позволит сформировать представление об особенностях обучения игре на саксофоне в этой стране.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что стремительный рост интереса к изучению саксофона в Китае способствовал развитию саксофонной педагогики в КНР От заимствования западных методов и способов обучения игре и адаптации их в соответствии с национальными особенностями, обучение саксофону в Китае в настоящий момент обладает рядом специфических черт
Цель статьи заключается в обобщении основных подходов, методов и принципов к обучению игре на саксофоне в Китае. Исходя из цели исследования, были поставлены задачи: рассмотреть современное состояние развития саксофонного образования в Китае в педагогическом аспекте, провести контент-анализ научных работ китайских авторов в сфере саксофонной педагогики, выявить особенности обучения игре на саксофоне в Китае, существующие на современном этапе.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в статье впервые предпринимается попытка комплексного анализа специфики саксофонной педагогики в Китае на уровне методики, форм, содержания обучения, технического руководства и образовательного оборудования, научно-методического обеспечения. Используемый авторами статьи комплексный подход позволяет в максимальной степени раскрыть основные особенности обучения игре на саксофоне в КНР
Исследователи подчеркивают, что эффективность музыкально-педагогической практики возможна посредством использования технических средств обучения, организации научно-методического обеспечения, совершенствования содержания и форм обучения.
Теоретическое осмысление предложенных в данной работе задач обращено как на понимание современного состояния практики обучения игре на саксофоне в Китае, так и на выявление его особенностей. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы как справочный материал в разработке методик обучения игре на саксофоне.
В последние годы в Китае обучение игре на саксофоне пользуется особой популярностью [1 - 5]. В связи с этим растет число исследований, посвященных современным тенденциям музыкально-педагогической практики в этой области в КНР Многие из них носят описательный характер и поднимают вопросы наличия проблем в саксофонном обучении. Среди научных изысканий выделяются работы Гао Лу, Лю Янь, Чжу Юйлун, согласно которым сегодня саксофонное образование в Китае находится в «зачаточном состоянии» [2; 3; 6]. Сюй Цзялу указывает на значительный разрыв с европейскими странами и США [5].
Тем не менее в настоящее время китайская система обучения игре на саксофоне, несмотря на позднее возникновение, отличается рядом специфических особенностей. Их выявление и анализ позволяют сформировать общее представление о практике обучения игре на саксофоне в КНР Это обусловливает актуальность темы, поскольку ознакомление с китайским опытом образовательного процесса в классе саксофона соответствует общей тенденции взаимного обмена педагогическим опытом между странами.
На современном этапе в китайских академических кругах проводится много теоретических исследований по саксофонной педагогике. Некоторые из них посвящены изучению теоретических и технических аспектов обучения игре на данном инструменте [4; 5], в то же время имеются работы по современному состоянию и перспективам развития обучения игре на саксофоне [3; 6; 7].
При изучении саксофонной педагогики в Китае многие исследователи уделяют особое внимание истории ее развития и распространению саксофонного исполнительства в стране. Китайская саксофонная школа, как отмечает Чжоу Ицюнь, испытала на себе влияние французских и североамериканских традиций, при этом вторые оказались наиболее устойчивыми [8]. По этому поводу автор пишет: «На первом этапе развития китайского академического саксофона ориентация ведущих педагогов на традиции разных школ приводила к существенным различиям в трактовке инструмента. Некоторые китайские педагоги рассматривают французскую школу как основную и лучшую (например, профессор Китайской консерватории в Пекине Ли Манлон), в то время как другие (Ли Юйшэн и его школа) предпочитают американскую» [8, с. 47]. Исследователь Цихэн Ван отмечает, что музыкальное образование в Китае уже многое почерпнуло из зарубежного опыта и продолжает развиваться в контакте с ним [9]. Китайская система музыкального образования согласуется с европейской в плане методологических установок, но существенно отличается от последней в отношении методических и организационных решений [10].
В статье Ли Или исследователь выделяет две системы обучения саксофону в Китае - общедоступную и профессиональную академическую [3, с. 42]. Общедоступная система обучения (шэхуэй люпай) основной целью ставит развитие навыка исполнения наиболее простых популярных сочинений для саксофона, в основном эстрадной музыки. Для данной системы характерно ускоренное обучение с преобладанием в содержании обучения практической составляющей, связанной с развитием базовых навыков и приемов, позволяющих овладеть игрой на саксофоне. Ученики исключительно изучают основные исполнительские навыки, не уделяя особого внимания теоретической составляющей обучения. В результате данной методики они могут использовать собственные навыки в выступлениях исключительно на развлекательных мероприятиях. В настоящее время общедоступная система обучения является наиболее распространенной в Китае.
Цихэн Ван утверждает, что в современном обучении китайских музыкантов-инструменталистов, в том числе саксофонистов, преобладает эмпирический
компонент, в то время как музыкально-теоретическая подготовка находится на довольно низком и, как показывает практика, весьма примитивном уровне. В качестве ключевой задачи перед обучающимися по классу саксофона выступает овладение техническими навыками игры на инструменте (как можно раньше и до полного совершенства), а главным методом являются постоянные и многократные упражнения, тренинг на инструменте [9]. Данный подход противоречит одному из основополагающих принципов развивающего музыкального обучения, принятого в европейской музыкальной педагогике, направленной на увеличение теоретической емкости занятий [9].
Академическая система обучения (сюэюань пай) относится к профессиональному обучению. Одним из основателей академической школы игры на саксофоне в КНР, по мнению Чжоу Ицюнь, является известный китайский саксофонист Ли Юйшэн. В своей статье Чжоу Ицюнь отмечает, что «в Китае профессиональные традиции исполнительства и обучения по направлению академического саксофона развиваются чуть более двух десятилетий, и активизация этого процесса была связана с влиянием зарубежного саксофонового исполнительства» [8, с. 45]. Академическая система обучения помимо формирования исполнительских навыков уделяет больше внимания музыкальной теории [3]. Соответственно, для того, чтобы получить академическое саксофонное образование, требуется больше усилий и времени как обучающегося, так и педагога, что не соответствует потребностям китайских широких масс, которые хотят максимально быстро и с небольшими усилиями овладеть игрой на инструменте. Более того, академическая система обучения предъявляет более высокие требования к обучающимся, что повышает проходной порог для желающих научиться играть на саксофоне, и, следовательно, менее доступна, но в то же время более престижна.
В каждой из систем в основе лежит западная образовательная методика, модернизированная в соответствии с потребностями и целями обучения китайских саксофонистов.
В ходе эмпирического исследования современного состояния музыкально-педагогической практики обучения игре на саксофоне в Китае, проведенного в разных учебных группах посредством опроса обучающихся и преподавателей, Сюй Цзялу пришел к выводу о необходимости разделения саксофонного обучения в стране по двум направлениям - любительского и профессионального образования [5]. В каждом из направлений исследователем были выделены свои характерные черты.
Группы профессионального саксофонного образования были выбраны из четырех ключевых китайских университетов, в которых имеются музыкальные специальности: музыкальное образование и музыкальное исполнительство. В результате опроса [5] было выявлено рациональное использование методов обучения. Перед учебными заведениями стояли задачи организации стабильного режима проведения музыкально-педагогической практики, который концентрируется в соответствии с определенным образовательным мышлением или теорией, а также правилами и критериями обучения. Большое внимание уделяется комплексу процедуры и критериям проведения учебной деятельности, методам и навыкам обучения и имеет такие характеристики, как типичность, стабильность, практичность и легкость обучения. В китайских музыкальных учебных заведениях реализуется три формы учебной практики обучения саксофонистов:
- индивидуальное обучение;
- обучение в малых группах;
- обучение в больших группах.
Основные принципы обучения саксофонистов в больших группах заключаются в том, чтобы сконцентрировать внимание студентов, у которых есть небольшой пробел в базовом саксофоне, для одновременного обучения в аудитории. Обычно в состав одной большой группы входит от 10 до 14 человек. Согласно режиму педагогической деятельности, проводимой китайской профессиональной группой по обучению на саксофоне, по данным опроса, более половины студентов проходят практику в малых группах, и около 40% - в больших группах. В результате оценки освоения образовательной программы, проведенной Сюй Цзялу в экспериментальных группах, было выявлено, что около 55% выборки успешно усваивают знания, полученные в больших группах, что в целом свидетельствует о рациональности применяемых форм обучения саксофону в профессиональных музыкальных китайских учебных заведениях [5].
Как было отмечено выше, музыкальная педагогика обучения игре на саксофоне профессионалов и любителей в Китае значительно отличается. В любительском обучении также используются три формы учебной практики, но они отличаются от профессионального образования. К ним относятся следующие:
- индивидуальный формат - один педагог отвечает за одного ученика и преподает в соответствии с фактическим состоянием ученика. Имеется благоприятная учебная среда, и учебная программа может быть спланирована в соответствии с личными предпочтениями обучающегося, что делает образовательный процесс более гибким;
- формат «один на два» - один педагог обучает двух учеников. В данном формате два ученика по очереди занимаются с преподавателем с целью более эффективного использования времени учителя;
- обучение в группах [5].
Анализируя современное состояние саксофонной педагогики в Китае, Ли Или проводит комплексный анализ обучения игре на саксофоне. Исследователь подчеркивает, что эффективность музыкально-педагогической практики воз-
можна посредством использования технических средств обучения, организации научно-методического обеспечения, совершенствования содержания и форм обучения.
Ли Или акцентирует внимание на научно-методическом сопровождении саксофонного образования и отмечает рост профессиональных монографий и методических пособий по обучению игре на инструменте, изданных китайскими авторами [3]. В отношении рациональности используемых учебных материалов Сюй Цзялу по результатам эмпирического исследования пришел к выводу об использовании педагогами-саксофонистами четырех типов учебных материалов:
- этюды;
- полифония;
- крупная форма (соната, вариация, концерт);
- произведения малых форм [3].
Чжу Юйлун отмечает, что на современном этапе имеется достаточно учебных материалов китайских композиторов. Например, существует множество китайских хрестоматий и сборников этюдов, использующихся в практике преподавания саксофона, таких как «Сборник этюдов 1 - 4» Ван Цинцюаня, «Сборник саксофонных гамм Инь Чжифа» Ли Юйшэна, «Практика саксофонной гаммы» Ван Юйня и другие. Этюды зарубежных композиторов используются на современном этапе достаточно ограниченно [6]. Многие китайские саксофонисты, среди которых Ду Иньцзяо и Ван Цинцюань, активно адаптируют традиционные китайские произведения для исполнения на саксофоне, которые в последующем используются в учебном репертуаре саксофонистов [11].
К учебному плану также добавлена базовая подготовка, включающая гаммы и арпеджио, направленная на развитие основных музыкально-технических навыков саксофонистов. Планирование учебной работы, использование обстоятельных учебных материалов, долгосрочное обучение являются важными факторами, позволяющими правильно организовать учебный процесс и улучшить музыкально-исполнительские навыки обучающихся-саксофонистов, что важно в исполнении саксофонной музыки. С учетом материалов курса, отобранных китайской профессиональной саксофонной группой, по данным опроса Сюй Цзялу, было выявлено, что все материалы соответствуют реальной ситуации и стандартам обучения, что способствует всестороннему развитию студентов в профессиональной сфере [5].
Анализируя принципы и методы, используемые в саксофонном образовании, исследователь отмечает, что ключевым методом в обучении игре на инструменте в Китае выступает метод «учить словами и внушать сердцем», согласно которому обучающиеся беспрекословно учатся мастерству у педагога, перенимая его опыт. Такой подход абсолютно соответствует особенностям мышления китайских саксофонистов, идеализирующих своего педагога. Специфика системы музыкального образования в Китае выражается в том, что в восточной традиции музыка (как искусство и как предметная область обучения, воспитания и развития личности) представляет философию жизни, её созерцание в музыкальных красках, звуках, интонациях и ритмах (западная культура смысл искусства видит в передаче через музыкальную материю эмоций и чувств человека) [9]. Тем не менее, в связи с интеграцией и развитием современной педагогики, внедрением западных стандартов, стремлением сделать обучение более индивидуальным, а также по причине появления большого количества произведений различных стилей и жанров, написанных для саксофона, достижение высоких образовательных результатов требует проявления инициативы от учеников. Независимо от того, насколько подробно написана партитура композитором, внутренний ритм и тонкие изменения музыкального движения должны быть прочувствованы каждым учеником, а не быть навязаны мнением педагога. По мнению Лю Янь [4], принципы и методы, используемые в обучении технике исполнения на саксофоне, являются чрезвычайно важной частью обучения игре на инструменте, поэтому в Китае навыки, которые когда-то считались более сложными при исполнении саксофонной музыки, теперь стали незаменимыми упражнениями в обучении, например, техники портаменто, техники супервысоких частот, тремоло и др. Автор подчеркивает, что «с точки зрения методики, нынешнее обучение саксофону в Китае, несомненно, находится на стадии более зрелого технического руководства» [4, с. 28].
Ли Или обращает также внимание на перспективность реализации и необходимость использования технических средств обучения как педагогического метода. Поскольку цифровая техника в Китае в последние годы активно развивается, то в указанном образовательном процессе применяются не только традиционные методы обучения, но и вспомогательные, что обусловлено задачами формирования и развития саксофонного образования в стране. Например, оборудованием для коррекции записи может оценивать высоту звука и тембр на основе амплитуды и частоты вибрации воспроизводимого звука, чтобы исполнитель мог четко понимать существующие проблемы и вовремя скорректировать исполнение.
В практике частных музыкальных школ при обучении игре на саксофоне также используются роботы, которые контролируют правильность исполнения, выполняют функцию интерактивного проектора, проектируя изображение на стену. Также распространение получили мобильные приложения для обучения игре на саксофоне. Распространение Интернета делает ненужным модель обучения «один на один». Развивается и онлайн-видеообучение, которое не только преодолевает географическое пространство, но и позволяет обучающимся комфор-
тно заниматься в домашних условиях, экономя средства. Есть также некоторые педагоги-музыканты, которые часто публикуют бесплатные обучающие видео в видеопрограммах или блогах. Это очень помогает тем учащимся, у которых нет времени или которые не могут позволить себе обучение. Они имеют возможность выделить время для учебы по своему желанию, повторить урки и сэкономить финансовые средства [3]. Следовательно, на современном этапе особенностью освоения саксофона в Китае стало также использование разнообразных техник и методов обучения.
В своих работах Ли Или рассматривает проблемы совершенствования содержания и форм обучения китайских саксофонистов. Автор констатирует разнообразие подходов к преподаванию игры на инструменте, большинство из которых основаны на методе обучения классическому исполнению. Для повышения интереса обучающихся преподаватели часто вводят в учебный репертуар произведения современной поп-музыки. Чэнь Хэди [12] приводит схожую точку зрения, утверждая, что современное обучение саксофону в Китае модернизируется исходя из требований рынка. По мнению исследователя, спрос на исполнительский репертуар, в состав которого входят джазовые произведения и популярная музыка, выше, чем спрос на классическую музыку, поэтому при обучении саксофону в Китае в качестве учебного репертуара часто используют современные музыкальные произведения. Свою точку зрения исследователь обосновывает тем, что в отличие от флейты, кларнета, гобоя, фагота и других духовых инструментов саксофон отсутствует в симфоническом оркестре. В то же время обучение саксофону должно соответствовать практическим целям.
Популяризация саксофона в Китае, по мнению многих исследователей, оказала влияние на учебный репертуар [13; 14]. Сун Кэжань отмечает, что интерес к поп-музыке молодых людей значительно превосходит интерес к классической музыке, но слепое внедрение современных музыкальных произведений популярных направлений в учебный репертуар при обучении игре на саксофоне не соответствует принципам китайских педагогов. Поскольку на государственном уровне поставлена глобальная задача «возрождения китайской культуры». В классе саксофона преподаватели также стремятся внедрить элементы классической и традиционной китайской музыки, чтобы расширить кругозор обучающихся [15]. Ли Цзянь отмечает, что «эффективная интеграция саксофона и китайской национальной музыки в значительной степени будет способствовать дальнейшему развитию национальной культуры» [16].
Лю Туном и Ли Цзюнь были перечислены принципы интеграции популярной и классической музыки в обучении игре на саксофоне, среди которых принцип интеграции эстетики и обучения, принцип руководства и диалектический принцип. Согласно принципу интеграции эстетики и обучения, для более лучшего отражения роли и преимуществ популярной музыки в учебной практике преподаватели должны избегать ограничений содержания и формы, насколько это возможно и интегрировать основные элементы обучения в существующие программы занятий. Руководящий принцип сводится к потребности выполнения педагогом роли организатора и наставника, необходимости стимулировать инициативу обучающихся. Сущность диалектического принципа сводится к тому, что в ходе обучения игре на саксофоне преподаватели должны интерпретировать музыкальные элементы более подробно и с разных точек зрения, чтобы помочь учащимся диалектически рассматривать и анализировать различные учебные и практические занятия по музыке и способствовать формированию у них собственного стиля игры на саксофоне [17].
При анализе особенностей саксофонного образования в Китае также важно уделить внимание методам оценки успеваемости обучающихся. В своей монографии Сюй Цзялу отмечает, что оценка представляет собой метод, с помощью которого преподаватель проверяет и оценивает учебные достижения учащихся, изучающих саксофон, в соответствии со школьными правилами и положениями. В процессе исследования и анализа выяснилось, что разные университеты применяют разные комплексные методы оценки студентов [5]. Для китайской системы оценивания саксофонистов характерна демократизация, которая проявляется в отсутствии системы оценок в классе обучения игре на музыкальном инструменте. Как замечает Цихэн Ван, в Китае «специальная государственная комиссия определяет степень соответствия <...> по принципу «соответствует - не соответствует», «функционален - недостаточно функционален» [9].
Таким образом, развитие саксофонного образования в Китае прошло путь от применения западных стандартов и методов обучения к их последующей адаптации и созданию собственной системы обучения игре на саксофоне. Авторами статьи предпринята попытка обобщения основных подходов, методов и принципов к обучению игре на саксофоне в Китае, выявления специфики учебной практики игры на инструменте. Было выявлено, что ключевой особенностью современного саксофонного образования в Китае, отличающего его от западного, является акцентуация практической составляющей музыкально-образовательного процесса и адаптация образовательных целей в соответствии с потребностями современного рынка. Это оказало влияние на формы, содержание и способы освоения саксофона, сформировав саксофонную школу с китайской спецификой. В то же время патриотизм китайских педагогов и стремление развивать национальную культуру оказали влияние на учебный репертуар, в котором интегрируются мотивы национальных традиционных музыкальных произведений и современные стили исполнения. Китайская саксофонная школа выступает образцовым
примером сохранения традиционной музыкальной культуры, воплощения китайской философии, а также активного использования практико-ориентированного подхода к обучению. Перспективным направлением дальнейшего исследования саксофонной педагогики в Китае, по мнению авторов, выступает проведение на-
Библиографический список
блюдательных эмпирических исследований с целью выявления эффективности используемых методических подходов в обучении китайских студентов игре на саксофоне, а также оценка возможности их использования в условиях российского музыкального образования.
1. Чжэн И., Ван Ц., Го Х. Стратегический анализ методов обучения саксофону. Современная музыка. 2018; № 1: 111 - 112.
2. Гао Л. Исследование современного состояния и развитие саксофонного образования в Китае. Китайский литератор и художник. 2019; № 1: 237 - 238.
3. Ли И. Анализ текущей ситуации и развитие преподавания саксофона в Китае. Современная музыка. 2020; № 3: 42 - 43.
4. Лю Я. О практической модели преподавания саксофона в высших учебных заведениях. Юэфу Синьшэн. Журнал Музыкальной консерватории Шэньяна. 2020; № 4: 94 - 101.
5. Сюй Ц. Эмпирическое исследование в группах, обучающихся саксофону в Китае и стратегии оптимизации преподавания. Наныан: Наныанский университет, 2020.
6. Чжу Ю. Анализ плюсов и минусов современного китайского классического саксофонного образования. Северная музыка. 2016; № 18: 110 - 111.
7. Ван Ю. Анализ методов обучения саксофону и развитие музыкального воображения студентов. Художественная критика. 2018; № 2: 104 - 106.
8. Чжоу И. Китайский саксофонист Ли Юйшэн и его творческие американские контакты. Музыкальное образование и наука. 2020; № 1: 45 - 48.
9. Ван Ц. Особенности современной системы музыкального образования в Китае. Научные стремления: молодежный сборник научных статей. 2016; № 18: 37 - 46.
10. Хуа Б. Педагогика высшей школы в контексте диалога культур. Теоретические и практические аспекты модернизации музыкально-образовательного процесса в инструментальном классе: сборник статей. Минск: ИВС Минфина, 2014: 25 - 29.
11. Ци Ч. Исследование интеграции саксофона и традиционной китайской культуры. Журнал университета Хэйхэ. 2017; № 9: 42 - 43.
12. Чэнь Х. О современном состоянии и развитии саксофонного образования в Китае. Национальная музыка. 2016; № 4: 103 - 104.
13. Кан С. Анализ интеграции саксофона и традиционной китайской культуры. Дом драмы. 2016; № 13: 86 - 87.
14. Ю Ц. Исследование интеграции поп-музыки и преподавания саксофона. Литературная и художественная жизнь. 2019; № 5: 226 - 227.
15. Сун К. Исследования интеграции поп-музыки и преподавания саксофона. Искусствоведение. 2018; № 3: 140 - 141.
16. Чжао Д., Ли Ц. Важность содействия интеграции национальной культуры, западного преподавания саксофона на музыкальных инструментах и китайской национальной музыки. Китайский литератор и художник. 2019; № 4: 243 - 244.
17. Лю Т., Лю Ц. Об интеграции поп-музыки и преподавания саксофона. Мода завтра. 2019; № 16: 120 - 121.
References
1. Chzh'en I., Van C., Go H. Strategicheskij analiz metodov obucheniya saksofonu. Sovremennaya muzyka. 2018; № 1: 111 - 112.
2. Gao L. Issledovanie sovremennogo sostoyaniya i razvitie saksofonnogo obrazovaniya v Kitae. Kitajskij literator i hudozhnik. 2019; № 1: 237 - 238.
3. Li I. Analiz tekuschej situacii i razvitie prepodavaniya saksofona v Kitae. Sovremennaya muzyka. 2020; № 3: 42 - 43.
4. Lyu Ya. O prakticheskoj modeli prepodavaniya saksofona v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Yu'efu Sin'sh'en. Zhurnal Muzykal'noj konservatorii Sh'en'yana. 2020; № 4: 94 - 101.
5. Syuj C. 'Empiricheskoe issledovanie v gruppah, obuchayuschihsya saksofonu v Kitae i strategii optimizaciiprepodavaniya. Nan'chan: Nan'chanskij universitet, 2020.
6. Chzhu Yu. Analiz plyusov i minusov sovremennogo kitajskogo klassicheskogo saksofonnogo obrazovaniya. Severnaya muzyka. 2016; № 18: 110 - 111.
7. Van Yu. Analiz metodov obucheniya saksofonu i razvitie muzykal'nogo voobrazheniya studentov. Hudozhestvennaya kritika. 2018; № 2: 104 - 106.
8. Chzhou I. Kitajskij saksofonist Li Yujsh'en i ego tvorcheskie amerikanskie kontakty. Muzykal'noe obrazovanie i nauka. 2020; № 1: 45 - 48.
9. Van C. Osobennosti sovremennoj sistemy muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae. Nauchnye stremleniya: molodezhnyj sbornik nauchnyh statej. 2016; № 18: 37 - 46.
10. Hua B. Pedagogika vysshej shkoly v kontekste dialoga kul'tur. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty modernizacii muzykal'no-obrazovatel'nogo processa v instrumental'nom klasse: sbornik statej. Minsk: IVS Minfina, 2014: 25 - 29.
11. Ci Ch. Issledovanie integracii saksofona i tradicionnoj kitajskoj kul'tury. Zhurnal universiteta H'ejh'e. 2017; № 9: 42 - 43.
12. Ch'en' H. O sovremennom sostoyanii i razvitii saksofonnogo obrazovaniya v Kitae. Nacional'naya muzyka. 2016; № 4: 103 - 104.
13. Kan S. Analiz integracii saksofona i tradicionnoj kitajskoj kul'tury. Dom dramy. 2016; № 13: 86 - 87.
14. Yu C. Issledovanie integracii pop-muzyki i prepodavaniya saksofona. Literaturnaya i hudozhestvennaya zhizn'. 2019; № 5: 226 - 227.
15. Sun K. Issledovaniya integracii pop-muzyki i prepodavaniya saksofona. Iskusstvovedenie. 2018; № 3: 140 - 141.
16. Chzhao D., Li C. Vazhnost' sodejstviya integracii nacional'noj kul'tury, zapadnogo prepodavaniya saksofona na muzykal'nyh instrumentah i kitajskoj nacional'noj muzyki. Kitajskij literator i hudozhnik. 2019; № 4: 243 - 244.
17. Lyu T., Lyu C. Ob integracii pop-muzyki i prepodavaniya saksofona. Moda zavtra. 2019; № 16: 120 - 121.
Статья поступила в редакцию 01.10.21
УДК 37.013
Enseldt N.V., teaching assistant, Department of Social Pedagogy and Organization of Work with Youth, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky
(Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article deals with issues of the value attitude of students of pedagogical universities to their profession. The problem of the relationship between values and professional skills, the attitude to the profession of a teacher of modern society, the need to correct the situation in relation to the image of the teaching profession is raised. The author substantiates the conclusion about the need for the formation of pedagogical values by the entire pedagogical community, the adoption of general norms and rules of behavior both at the class level and at the level of the teaching staff. The second part of the article presents results of an empirical study of the value-semantic orientations of students studying in pedagogical areas of training, according to three semantic blocks: values in relation to the child, the values of professional activity and the values of the educational environment. Conclusions are drawn about the need to strengthen the practice-oriented training of future teachers for understanding and conscious application of basic pedagogical values in real situations of pedagogical interaction. The research is carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00077-21-02 for the implementation of scientific research on the topic "Scientific justification and development of a methodology for ensuring the continuity of the Federal State Educational Standards of general, secondary professional and higher pedagogical education in the interests of creating a unified educational space for training teachers".
Key words: continuous pedagogical education, value-semantic guidelines, professional activity, pedagogical personnel.
Н.В. Энзельдт, асс, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются вопросы ценностного отношения студентов педагогических университетов к получаемой профессии. Поднимается проблема взаимосвязи ценностей и профессиональных навыков, отношения к профессии педагога современного общества, необходимости исправления ситуации по отношению к имиджу педагогической профессии. Автор обосновывает вывод о необходимости формирования педагогических ценностей всем педагогическим сообществом, принятием общих норм и правил поведения как на уровне класса, так и на уровне педагогического коллектива. Во второй части статьи приводятся результаты эмпирического исследования ценностно-смысловых ориентиров студентов, обучающихся по педагогическим направлениям