примером сохранения традиционной музыкальной культуры, воплощения китайской философии, а также активного использования практико-ориентированного подхода к обучению. Перспективным направлением дальнейшего исследования саксофонной педагогики в Китае, по мнению авторов, выступает проведение на-
Библиографический список
блюдательных эмпирических исследований с целью выявления эффективности используемых методических подходов в обучении китайских студентов игре на саксофоне, а также оценка возможности их использования в условиях российского музыкального образования.
1. Чжэн И., Ван Ц., Го Х. Стратегический анализ методов обучения саксофону. Современная музыка. 2018; № 1: 111 - 112.
2. Гао Л. Исследование современного состояния и развитие саксофонного образования в Китае. Китайский литератор и художник. 2019; № 1: 237 - 238.
3. Ли И. Анализ текущей ситуации и развитие преподавания саксофона в Китае. Современная музыка. 2020; № 3: 42 - 43.
4. Лю Я. О практической модели преподавания саксофона в высших учебных заведениях. Юэфу Синьшэн. Журнал Музыкальной консерватории Шэньяна. 2020; № 4: 94 - 101.
5. Сюй Ц. Эмпирическое исследование в группах, обучающихся саксофону в Китае и стратегии оптимизации преподавания. Наныан: Наныанский университет, 2020.
6. Чжу Ю. Анализ плюсов и минусов современного китайского классического саксофонного образования. Северная музыка. 2016; № 18: 110 - 111.
7. Ван Ю. Анализ методов обучения саксофону и развитие музыкального воображения студентов. Художественная критика. 2018; № 2: 104 - 106.
8. Чжоу И. Китайский саксофонист Ли Юйшэн и его творческие американские контакты. Музыкальное образование и наука. 2020; № 1: 45 - 48.
9. Ван Ц. Особенности современной системы музыкального образования в Китае. Научные стремления: молодежный сборник научных статей. 2016; № 18: 37 - 46.
10. Хуа Б. Педагогика высшей школы в контексте диалога культур. Теоретические и практические аспекты модернизации музыкально-образовательного процесса в инструментальном классе: сборник статей. Минск: ИВС Минфина, 2014: 25 - 29.
11. Ци Ч. Исследование интеграции саксофона и традиционной китайской культуры. Журнал университета Хэйхэ. 2017; № 9: 42 - 43.
12. Чэнь Х. О современном состоянии и развитии саксофонного образования в Китае. Национальная музыка. 2016; № 4: 103 - 104.
13. Кан С. Анализ интеграции саксофона и традиционной китайской культуры. Дом драмы. 2016; № 13: 86 - 87.
14. Ю Ц. Исследование интеграции поп-музыки и преподавания саксофона. Литературная и художественная жизнь. 2019; № 5: 226 - 227.
15. Сун К. Исследования интеграции поп-музыки и преподавания саксофона. Искусствоведение. 2018; № 3: 140 - 141.
16. Чжао Д., Ли Ц. Важность содействия интеграции национальной культуры, западного преподавания саксофона на музыкальных инструментах и китайской национальной музыки. Китайский литератор и художник. 2019; № 4: 243 - 244.
17. Лю Т., Лю Ц. Об интеграции поп-музыки и преподавания саксофона. Мода завтра. 2019; № 16: 120 - 121.
References
1. Chzh'en I., Van C., Go H. Strategicheskij analiz metodov obucheniya saksofonu. Sovremennaya muzyka. 2018; № 1: 111 - 112.
2. Gao L. Issledovanie sovremennogo sostoyaniya i razvitie saksofonnogo obrazovaniya v Kitae. Kitajskij literator i hudozhnik. 2019; № 1: 237 - 238.
3. Li I. Analiz tekuschej situacii i razvitie prepodavaniya saksofona v Kitae. Sovremennaya muzyka. 2020; № 3: 42 - 43.
4. Lyu Ya. O prakticheskoj modeli prepodavaniya saksofona v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Yu'efu Sin'sh'en. Zhurnal Muzykal'noj konservatorii Sh'en'yana. 2020; № 4: 94 - 101.
5. Syuj C. 'Empiricheskoe issledovanie v gruppah, obuchayuschihsya saksofonu v Kitae i strategii optimizaciiprepodavaniya. Nan'chan: Nan'chanskij universitet, 2020.
6. Chzhu Yu. Analiz plyusov i minusov sovremennogo kitajskogo klassicheskogo saksofonnogo obrazovaniya. Severnaya muzyka. 2016; № 18: 110 - 111.
7. Van Yu. Analiz metodov obucheniya saksofonu i razvitie muzykal'nogo voobrazheniya studentov. Hudozhestvennaya kritika. 2018; № 2: 104 - 106.
8. Chzhou I. Kitajskij saksofonist Li Yujsh'en i ego tvorcheskie amerikanskie kontakty. Muzykal'noe obrazovanie i nauka. 2020; № 1: 45 - 48.
9. Van C. Osobennosti sovremennoj sistemy muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae. Nauchnye stremleniya: molodezhnyj sbornik nauchnyh statej. 2016; № 18: 37 - 46.
10. Hua B. Pedagogika vysshej shkoly v kontekste dialoga kul'tur. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty modernizacii muzykal'no-obrazovatel'nogo processa v instrumental'nom klasse: sbornik statej. Minsk: IVS Minfina, 2014: 25 - 29.
11. Ci Ch. Issledovanie integracii saksofona i tradicionnoj kitajskoj kul'tury. Zhurnal universiteta H'ejh'e. 2017; № 9: 42 - 43.
12. Ch'en' H. O sovremennom sostoyanii i razvitii saksofonnogo obrazovaniya v Kitae. Nacional'naya muzyka. 2016; № 4: 103 - 104.
13. Kan S. Analiz integracii saksofona i tradicionnoj kitajskoj kul'tury. Dom dramy. 2016; № 13: 86 - 87.
14. Yu C. Issledovanie integracii pop-muzyki i prepodavaniya saksofona. Literaturnaya i hudozhestvennaya zhizn'. 2019; № 5: 226 - 227.
15. Sun K. Issledovaniya integracii pop-muzyki i prepodavaniya saksofona. Iskusstvovedenie. 2018; № 3: 140 - 141.
16. Chzhao D., Li C. Vazhnost' sodejstviya integracii nacional'noj kul'tury, zapadnogo prepodavaniya saksofona na muzykal'nyh instrumentah i kitajskoj nacional'noj muzyki. Kitajskij literator i hudozhnik. 2019; № 4: 243 - 244.
17. Lyu T., Lyu C. Ob integracii pop-muzyki i prepodavaniya saksofona. Moda zavtra. 2019; № 16: 120 - 121.
Статья поступила в редакцию 01.10.21
УДК 37.013
Enseldt N.V., teaching assistant, Department of Social Pedagogy and Organization of Work with Youth, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky
(Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article deals with issues of the value attitude of students of pedagogical universities to their profession. The problem of the relationship between values and professional skills, the attitude to the profession of a teacher of modern society, the need to correct the situation in relation to the image of the teaching profession is raised. The author substantiates the conclusion about the need for the formation of pedagogical values by the entire pedagogical community, the adoption of general norms and rules of behavior both at the class level and at the level of the teaching staff. The second part of the article presents results of an empirical study of the value-semantic orientations of students studying in pedagogical areas of training, according to three semantic blocks: values in relation to the child, the values of professional activity and the values of the educational environment. Conclusions are drawn about the need to strengthen the practice-oriented training of future teachers for understanding and conscious application of basic pedagogical values in real situations of pedagogical interaction. The research is carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00077-21-02 for the implementation of scientific research on the topic "Scientific justification and development of a methodology for ensuring the continuity of the Federal State Educational Standards of general, secondary professional and higher pedagogical education in the interests of creating a unified educational space for training teachers".
Key words: continuous pedagogical education, value-semantic guidelines, professional activity, pedagogical personnel.
Н.В. Энзельдт, асс, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются вопросы ценностного отношения студентов педагогических университетов к получаемой профессии. Поднимается проблема взаимосвязи ценностей и профессиональных навыков, отношения к профессии педагога современного общества, необходимости исправления ситуации по отношению к имиджу педагогической профессии. Автор обосновывает вывод о необходимости формирования педагогических ценностей всем педагогическим сообществом, принятием общих норм и правил поведения как на уровне класса, так и на уровне педагогического коллектива. Во второй части статьи приводятся результаты эмпирического исследования ценностно-смысловых ориентиров студентов, обучающихся по педагогическим направлениям
подготовки, по трем смысловым блокам: ценности по отношению к ребенку, ценности профессиональной деятельности и ценности образовательной среды. В заключение сделаны выводы о необходимости усиления практико-ориентированной подготовки будущих учителей для осмысления и осознанного применения базовых педагогических ценностей в реальных ситуациях педагогического взаимодействия.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, ценностно-смысловые ориентиры, профессиональная деятельность, педагогические кадры.
Исследование осуществлено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Научное обоснование и выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров»
Методология преемственности и непрерывности педагогического образования основана на понимании роли педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества образования и для будущего развития страны, что актуализирует применение ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений России. Именно педагогические ценности - выработанные многими поколениями педагогов принципы, правила и законы - являются тем самым компонентом, который позволяет педагогу развиваться, не стоять на месте и не разрешает настоящему педагогу отстать от современных детей, а постоянно находиться на пике развития. Целью данной статьи является анализ ценностно-смысловых ориентаций студентов педагогических направлений подготовки.
Преподавание всегда считалось нравственной по своему характеру деятельностью. В исследовании Cary A.Buzzelu и B. Johnston наглядно показано, что именно поведенческие аспекты окружения во многом формируют и характер, и поведение ребенка [1]. В ежедневном взаимодействии с обучающимися педагоги транслируют свои ценности как профессиональным, так и личностным поведением и отношением, поэтому вопрос ценностных ориентиров учителей имеет не только педагогическое, но и широкое социальное значение. Как отмечает в своем исследовании М. Cochran-Smith, подготовка будущих учителей к воспитанию «ценностей и навыков должна быть признана важной частью проблемы педагогического образования» [2, с. 298]. Конечно, большинство ценностей, культивируемых у будущих педагогов, проявляются непреднамеренно, невольно и бессознательно [3, с. 852].
Как же формировать профессиональные ценностно-смысловые ориентиры будущих учителей? На наш взгляд, недостаточно просто ввести в программу обучения студентов дисциплину «Педагогические ценности» и говорить, что нужно делать, а что считается неприемлемым. Мы априори считаем, что в обществе есть определенные нормы и ценности поведения и выстраиваем жизнь в соответствии с ними. Основная задача любого преподавателя в университете состоит в том, чтобы стимулировать будущих педагогов развивать «свои» педагогические ценности, формировать собственные смысловые ориентации через приобретение и рефлексию педагогического опыта. Не менее важно осознание студентами того, что они будут транслировать своим обучающимся, как они будут реагировать на то, что происходит в жизни детей, в их собственной жизни. Подтверждение данному утверждению находим и у Н.А. Шепиловой, которая говорит о том, что «специфика педагогического образования заключается в том, что студент в будущем сам становится педагогом, проецирует в стенах вуза педагогическую реальность. Чтобы воспитать у своих детей личностное отношение к знаниям, а затем и к жизни, у педагога самого должна быть сформирована столь же «персональная» устремленность к большим жизненным идеям, целям и идеалам» [4, с. 98].
Нам близка позиция М.А. Клименко и С.Ю. Шаловой, что педагогические ценности «выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми своей сути, являются образцами для поведения педагога, ориентирами в построении собственной педагогической деятельности. И здесь логичным можно говорить о наличии в системе образования аксилогического потенциала, под которым понимают «такие ценностные возможности и свойства образования, которые имеют существенное значение для образовательной системы, общества, государства, отдельной личности в настоящее время и сохраняют свою актуальность в будущем. Эти возможности и свойства рассматриваются как ценностные в силу того, что их характеристики отражают дальнейшую стратегию развития образования» [5, с.98].
Цель и задачи исследования.
Педагогические ценности никогда не стоят на месте, они развиваются вместе с развитием педагогической практики и науки, с развитием общества. То, что было ценностью сто лет назад, сейчас уже может считаться неприемлемым, поскольку «происходящие ценностно-смысловые трансформационные изменения в содержании профессиональной деятельности учителя в современных условиях объективно обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями в обществе» [6, с.59]. Педагогическим университетам особенно важно в этом контексте строить свои сюжетные линии и готовить педагогов, «психологически и технологически готовых к формированию у подрастающего поколения ценностей инновационной культуры и инновационного поведения на основе представления о современной картине мира» [7, с.49]. При этом именно у педагогического образования есть существенные ресурсы, ведь «педагогические ценности уже на уровне формирования могут выступать связующим элементом между теорией и практикой» [8, с. 17].
Из всего вышеизложенного вытекает задача построения некой системы выявления ценностных ориентиров разных категорий субъектов, так или иначе связывающих свою будущую или настоящую деятельность с педагогической профессией. Такими субъектами, по нашему мнению, являются школьники, обучающиеся в педагогических классах, школьные учителя, студенты колледжей и университетов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и их преподаватели. В данной статье мы презентуем результаты исследования ценностно-смысловых ориентаций только одной из данных категорий: студентов педагогических университетов.
Методология и методы исследования. В основу исследования был положен системогенетический подход к формированию единого образовательного пространства [9]. Для проведения исследования нами был проведена операцио-нализация действующих регламентов педагогического образования и профессиональной педагогической деятельности. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования по УГСН 44.00.00. «Образование и педагогические науки», а также профессиональных стандартов сферы образования позволил выделить ряд компетенций, общих для всех уровней подготовки педагога: это компетенции в сфере технологий профессиональной деятельности, профессиональной рефлексии и анализа деятельности, а также в сфере профессионального взаимодействия. Анализ результатов фокус-групп с будущими и действующими представителями педагогической профессии показал наличие трёх общих для всех групп ценностно-смысловых ориентиров: ребенок (обучающийся, воспитанник), образовательная среда и собственно педагогический труд (с позиций его социальной значимости). На стыке универсальных педагогических компетенций и ключевых профессиональных ценностно-смысловых ориентиров были выделены три блока инструментальных педагогических ценностей: ценности-отношения - все то, что определяет отношение педагога к другим людям, ребенку или коллективу (сообществу), государству; ценности качества - ценности, которые характеризуют педагога с той или иной точки зрения; ценности-знания - ценности, которые определяют педагога с позиции уровня владения профессиональными знаниями и компетенциями. Данные конструкты были положены в основу анкеты, с помощью которой проводился опрос студентов.
Для проведения эмпирического исследования использовался сервис «Oprosso». Респондентам предлагалось в два этапа оценить эти ценности. На первом этапе из 18 предложенных ценностей, которые были расположены в случайном порядке выбрать 10 наиболее импонирующих. На втором, 10 выбранных ценностей необходимо было ранжировать от 1 до 10 в порядке убывания значимости для респондента. Всего в опросе приняли участие 252 студента Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, обучающихся на профилях, относящихся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Результаты исследования, их научная новизна и практическая значимость.
В результате проведенного факторного анализа наибольший вес в структуре ценностей получили те, ценности, на которые в большей мере делают упор в педагогическом университете: ценности-знания и ценности-качества.
Наиболее значимые для студентов - будущих педагогов такие ценности-знания по отношению к ребенку как «Знание способов вовлечения обучающихся в различные виды деятельности (проектная, исследовательская, рефлексивная и др.)» и «Знание индивидуальных особенностей обучающихся»; по отношению к среде - «Знание способов вовлечения родителей (законных представителей) в процесс обучения и воспитания». Среди ценностей-качеств наибольший балл получили ценности по отношению к ребенку «Умение создавать ситуации успеха для обучающегося», «Знание способов вовлечения родителей (законных представителей) в процесс обучения и воспитания», «Способность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку», «Умение сочетать требовательность и уважение к обучающемуся».
Лидерами антирейтинга среди ценностей стали ценности-отношения по отношению к профессии «Ответственность за образовательные результаты» и «Самообразование, профессиональное и личностное развитие учителя в течение всей жизни», а также ценности по отношению к среде «Создание безопасной и комфортной образовательной среды», «Поощрение инициатив школьников и развитие ученического самоуправления».
Мы видим, что для будущих педагогов на этапе обучения характерны несколько идеалистические взгляды на будущую профессию - ценность труда педагога, индивидуальный подход к ребенку и взаимодействие с членами коллек-
тива. В то же время поддержка развития школьного самоуправления, личного потенциала школьника, наставничество и толерантное отношение к отдельным участникам образовательного процесса находит среди студентов меньшую поддержку. Это может быть обусловлено тем, что на этапе обучения для студентов большее значение имеют ценности профессиональные и ценности по отношению к ребенку, так как именно личные и профессиональные качества педагога во многом являются определяющими во взаимоотношения этих двух сторон.
Обобщая полученные данные исследования отметим, что для студентов педагогического университета наиболее значимыми являются профессиональные ценности-знания и ценности-качества. На наш взгляд это объясняется тем, что студенты педагогического университета наиболее мотивированы к получению знаний и умений, а, следовательно, и серьезней относятся к своей будущей профессиональной деятельности, стараются сконструировать собственную систему ценностей.
Ценности по отношению к ребенку также важны студентам, но из-за малого количества контактного взаимодействия с детьми во время обучения в университете еще недостаточно сформированы.
Низкая значимость ценностей среды, на наш взгляд, объясняется тем, что студенты не считают свои студенческие учебные группы профессиональными коллективами и, как следствие, не осознают важности профессиональных отношений с коллегами, родителями и другими субъектами образовательного процесса. Данные ценности будут приобретены студентами, по-видимому, уже на этапе вхождения в профессиональный школьный коллектив.
Для анализа профессионально-смысловой структуры ценностей студенчества была использована проективная техника на основе методики MUST-теста, позволяющего изучить декларируемые цели-ожидания при помощи свободных высказываний учителей на заданную тему (адаптация Н.П. Ансимова, Т.В. Ледов-ская, Н.Э. Солынин, И.Ю. Тарханова, И.Г Харисова и др.). Респондентам предлагалось продолжить 3 предложения: 1) В профессии педагога важно...; 2) Ужасно, что в профессии педагога...; 3) Для достижения профессионального успеха современному педагогу не хватает... Концептуальный контент-анализ позволил выделить наиболее значимые ценностно-смысловые ожидания от профессии для студентов - будущих педагогов.
Наиболее ожидаемой ценностью (В профессии педагога важно.) студентам видится «ученик», они отмечают, что в профессии необходимо «учитывать индивидуальные особенности обучающихся», «любить и понимать детей», «уважать мнение ребенка», «знать возрастные и психологические особенности учащихся» и так далее. При этом в структуре рейтинга ценностей, как отмечалось выше, ценности, связанные с обучающимся, имеют самую низкую факторную нагрузку. Такое противоречие свидетельствует о том, что данная ценность носит декларативный характер.
Среди дефицитов профессиональной деятельности (Ужасно, что в профессии педагога...) у студентов педагогических вузов на первом месте находится материальное вознаграждение за учительский труд: «низкая зарплата», «недостаточное финансирование», «мало платят, а нагрузка большая» и тому подобные высказывания. Также много ответов было связано с дефицитом статуса педагогической профессии: «профессия не считается престижной», «у учителя
Библиографический список
нет авторитета среди учеников», «родители относятся к учителю потребительски», «неуважение в обществе». Данные ответы весьма тревожны, так как уже на этапе профессиональной подготовки, фактически не имея опыта профессиональной деятельности, будущие учителя понимают, что выбранная профессия не принесет им ни материального достатка, ни социального статуса. Делать выбор в пользу приобретаемой профессии при таком представлении о ней довольно сложно. И эти результаты нашего исследования ещё раз подчеркивают важность повышения социального статуса профессии учителя в России.
Для достижения профессионального успеха, по мнению студентов педагогического вуза, современному педагогу не хватает «владения современными технологиями», «знания методики преподавания предмета», «стрессоустойчиво-сти», «умения понять потребности ученика». Данный блок ответов можно воспринимать как определенный заказ системе высшего образования.
Анализ результатов данного блока исследования привёл нас к выводу, что отличительной чертой педагогического образования является то, что студенты уже в самом начале своего обучения имеют сложившиеся представления о будущей профессии, чаще всего основанные не на собственном опыте, а на наблюдении отношения к педагогу в обществе. Более того, они используют эти представления для интерпретации любых теорий и методик, которые изучают в университете. А это значит, что для изменения практики школьного преподавания недостаточно просто сообщить будущим учителям новые знания, главная задача при подготовке студентов к педагогической деятельности должна заключаться в изменении их ценностно-смысловых представлений о приобретаемой профессии.
Подводя итоги, отметим, что для целостного формирования всех видов ценностей у будущих педагогов в процесс обучения в университете стоит ввести больше практических занятий со школьниками для устойчивого формирования ценностей по отношению к ребенку, решение заданий и проблемных ситуаций по взаимодействию внутри учительского коллектива, взаимодействия с родителями и другими субъектами образовательного процесса для формирования ценностей среды. В то же время исследование показало, что ценности профессии в настоящее время формируются у студентов педагогических университетов на достаточно высоком уровне, что может свидетельствовать о высокой квалификации преподавателей и верной ценностной ориентации всего педагогического сообщества Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Цель исследования по выявлению основных ценностных ориентиров студентов педагогического вуза, поставленная нами, была достигнута. Результаты, по нашему мнению, могут быть использованы администрацией университета для корректировки учебных планов и программ конкретных дисциплин. База данных, сформированная при проведении исследования, станет инструментом практической подготовки будущих педагогов и во многом будет способствовать корректировке индивидуальных траекторий обучения.
В перспективе планируется провести сопоставительный анализ ценностных ориентаций будущих педагогов с ценностными ориентациями других категорий респондентов (обучающиеся педагогических классов, колледжей, преподавателей вузов и школьных учителей), что покажет динамику изменения ценностных ориентаций и позволит вносить изменения в систему непрерывного педагогического образования.
1. Buzzelu C.A., Johnston B. The Moral Dimensions of Teaching. Language, Power, and Culture in Classroom Interaction. New York: Routledge. Taylor & Francis Group, 2002.
2. Cochran-Smith M. The problem of teacher education. Journal of Teacher Education. 2004; № 55 (4): 295 - 299.
3. Hansen D.T. Teaching as a moral activity. Handbook of research on teaching. 2001; № 4: 826 - 857.
4. Клименко М.А., Шалова С.Ю. Вклад К.Д. Ушинского в формирование системы профессионально-педагогических ценностей. Образование и наука в современных условиях. 2015; № 1: 81 - 83.
5. Шепилова Н.А. Потенциал аксиологического подхода в образовании студентов вуза. Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала. Пермь: Издательство Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2012.
6. Габдрахманова Е.В. Трансформация содержания педагогических ценностей в условиях инновационного развития России (на примере педагогической практики студентов гуманитарного вуза). Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2016; № 1: 56 - 59.
7. Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 3 (108): 47 - 53.
8. Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Ценности педагогического образования: сущность и генезис. Ценности и смыслы. 2019; № 4: 6 - 23.
9. Анисимова Н.П., Тарханова И.Ю. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагога. Педагогика. 2021; Т. 85, № 5: 97 - 104.
References
1. Buzzelu C.A., Johnston B. The Moral Dimensions of Teaching. Language, Power, and Culture in Classroom Interaction. New York: Routledge. Taylor & Francis Group, 2002.
2. Cochran-Smith M. The problem of teacher education. Journal of Teacher Education. 2004; № 55 (4): 295 - 299.
3. Hansen D.T. Teaching as a moral activity. Handbook of research on teaching. 2001; № 4: 826 - 857.
4. Klimenko M.A., Shalova S.Yu. Vklad K.D. Ushinskogo v formirovanie sistemy professional'no-pedagogicheskih cennostej. Obrazovanie i nauka v sovremennyh usloviyah. 2015; № 1: 81 - 83.
5. Shepilova N.A. Potencial aksiologicheskogo podhoda v obrazovanii studentov vuza. Social'nye i psihologo-pedagogicheskie konteksty razvitiya chelovecheskogo potenciala. Perm': Izdatel'stvo Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2012.
6. Gabdrahmanova E.V. Transformaciya soderzhaniya pedagogicheskih cennostej v usloviyah innovacionnogo razvitiya Rossii (na primere pedagogicheskoj praktiki studentov gumanitarnogo vuza). Tradicionnye nacional'no-kul'turnye i duhovnye cennosti kak fundament innovacionnogo razvitiya Rossii. 2016; № 1: 56 - 59.
7. Gruzdev M.V., Tarhanova I.Yu. Stanovlenie "novoj didaktiki" pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah global'nogo tehnologicheskogo obnovleniya i cifrovizacii. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019; № 3 (108): 47 - 53.
8. Danilova L.N., Ledovskaya T.V., Solynin N.'E., Hodyrev A.M. Cennosti pedagogicheskogo obrazovaniya: suschnost' i genezis. Cennosti i smysly. 2019; № 4: 6 - 23.
9. Anisimova N.P., Tarhanova I.Yu. Sistemogenez pedagogicheskoj deyatel'nosti kak metodologiya obespecheniya preemstvennosti rezul'tatov razlichnyh urovnej podgotovki pedagoga. Pedagogika. 2021; T. 85, № 5: 97 - 104.
Статья поступила в редакцию 28.09.21