Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / САКСОФОН / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / ONLINE LEARNING / SAXOPHONE / MUSIC PEDAGOGY / MUSIC EDUCATION / INTERACTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзян Вэньцзэ

Статья посвящена актуальной проблеме онлайн-обучения игре на саксофоне как одном из наиболее популярных духовых инструментов в мире. Международная практика использования онлайн-курсов достаточно широка и анализируется автором статьи с позиций проблем и возможностей обучения игре на саксофоне в данном формате. Цель статьи заключается в комплексном анализе методик игры на саксофоне, которые применяются на наиболее популярных учебных онлайн-ресурсах. Задачи статьи согласуются с целью и заключаются в анализе научной литературы по теме исследования, а также в описательном анализе основных методик онлайн-занятий игры на саксофоне, разработанных в рамках международного музыкального сотрудничества. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также специальные методы: контент-анализ научной литературы по теме исследования, описательный анализ проблем и возможностей применения формата онлайн-обучения игре на саксофоне. На основании проведенного исследования автор статьи приходит к выводу о том, что современные методы онлайн-занятий с использованием различных учебных материалов позволяют студентам разных уровней обучения получать необходимые знания в сфере игры на саксофоне, что свидетельствует о возможностях преодоления методологических проблем традиционной модели обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE SAXOPHONE TRAINING: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL COOPERATION

The article is devoted to the urgent problem of online learning the saxophone as one of the most popular wind instruments in the world. The international practice of using online courses is quite wide. The author analyzes the article from the standpoint of problems and learning opportunities to play the saxophone in this format. The purpose of the article is a comprehensive analysis of saxophone playing techniques that are used on the most popular educational online resources. The objectives of the article consist in the analysis of scientific literature on the topic of research, as well as in a descriptive analysis of the main methods of online lessons in playing the saxophone, developed as part of international musical cooperation. The research methodology is based on a systematic approach and includes the methods of the general scientific group (analysis, synthesis, deduction, induction), as well as special methods: a content analysis of scientific literature on the research topic, a descriptive analysis of the problems and possibilities of using the online learning format for playing the saxophone . Based on the study, the author of the article concludes that modern methods of online classes using various educational materials allow students of different levels of education to obtain the necessary knowledge in the field of playing the saxophone, which indicates the possibility of overcoming the methodological problems of the traditional teaching model.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Jiang Wenjie

ONLINE SAXOPHONE ..

pedagogical sciences

УДК 37.01:78.01

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0052

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

© 2020

Цзян Вэньцзэ, ассистент-стажер Российская академия музыки имени Гнесиных (121069, Россия, Москва, Поварская улица, 30-36; e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме онлайн-обучения игре на саксофоне как одном из наиболее популярных духовых инструментов в мире. Международная практика использования онлайн-курсов достаточно широка и анализируется автором статьи с позиций проблем и возможностей обучения игре на саксофоне в данном формате. Цель статьи заключается в комплексном анализе методик игры на саксофоне, которые применяются на наиболее популярных учебных онлайн-ресурсах. Задачи статьи согласуются с целью и заключаются в анализе научной литературы по теме исследования, а также в описательном анализе основных методик онлайн-занятий игры на саксофоне, разработанных в рамках международного музыкального сотрудничества. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также специальные методы: контент-анализ научной литературы по теме исследования, описательный анализ проблем и возможностей применения формата онлайн-обучения игре на саксофоне. На основании проведенного исследования автор статьи приходит к выводу о том, что современные методы онлайн-занятий с использованием различных учебных материалов позволяют студентам разных уровней обучения получать необходимые знания в сфере игры на саксофоне, что свидетельствует о возможностях преодоления методологических проблем традиционной модели обучения.

Ключевые слова: онлайн-обучение, саксофон, музыкальная педагогика, музыкальное образование, интерактивный подход.

ONLINE SAXOPHONE TRAINING: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL COOPERATION

© 2020

Jiang Wenjie, trainee assistant Gnesins Russian Academy of Music (121069, Russia, Moscow, Povarskaya street, 30-36; e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the urgent problem of online learning the saxophone as one of the most popular wind instruments in the world. The international practice of using online courses is quite wide. The author analyzes the article from the standpoint of problems and learning opportunities to play the saxophone in this format. The purpose of the article is a comprehensive analysis of saxophone playing techniques that are used on the most popular educational online resources. The objectives of the article consist in the analysis of scientific literature on the topic of research, as well as in a descriptive analysis of the main methods of online lessons in playing the saxophone, developed as part of international musical cooperation. The research methodology is based on a systematic approach and includes the methods of the general scientific group (analysis, synthesis, deduction, induction), as well as special methods: a content analysis of scientific literature on the research topic, a descriptive analysis of the problems and possibilities of using the online learning format for playing the saxophone . Based on the study, the author of the article concludes that modern methods of online classes using various educational materials allow students of different levels of education to obtain the necessary knowledge in the field of playing the saxophone, which indicates the possibility of overcoming the methodological problems of the traditional teaching model.

Keywords: online learning, saxophone, music pedagogy, music education, interactive approach.

Введение (постановка проблемы). Вопрос о проблемах и возможностях онлайн-обучения в музыкальных учебных заведениях, особенно в условиях карантина пандемии коронавируса, стоит особенно остро для всего международного музыкального педагогического сообщества. В силу специфики самой сферы деятельности, игра на музыкальном инструменте требует личного, физического присутствия преподавателя и ученика в одном пространстве и времени. Например, проблема восполнения физического присутствия преподавателя в музыкальных учреждениях казалась ключевой и потребовала оперативного решения во многих высших учебных музыкальных учреждениях России, а также в тех странах, где традиционная методика обучения до сих пор является основной [1, с.182]. С этих позиций опыт международного музыкального сообщества в онлайн-обучении игре на музыкальных инструментах становится жизненно необходимым. На наш взгляд, наиболее показательным с точки зрения возможностей преподавания является онлайн-обучение игре на саксофоне, поскольку духовые инструменты требуют особенного внимания преподавателя и ученика.

Теоретические и эмпирические основы исследования. Саксофон - один из самых популярных музыкальных инструментов деревянных духовых инструментов. Для саксофона существует богатый музыкальный репертуар в самом широком диапазоне: от классических произведений до джаза. В силу этого исследование проблем и возможностей онлайн-обучения игре на саксофоне пред-

ставляется особенно актуальным.

В историографии исследуемой проблематики существует два основных мнения по поводу возможностей онлайн-обучения игре на музыкальных инструментах в целом и игре на саксофоне - в частности. Первое мнение выражено в работах сторонников традиционной системы обучения, в частности, в работах таких авторов, как Т.А. Чернышева [1], М. Драуд [2], С. Хэйс и А. Эллис [3].

В работах данного направления отражены следующие проблемы онлайн-обучения игре на музыкальных инструментах:

1.Понимание учебных задач не всегда может быть адекватным со стороны ученика, поскольку онлайн-об-учение не позволяет полноценно отразить требования преподавателя [4, с.94].

2. Трудность пояснений и исправления ошибок в он-лайн-обучении заключается в том, что преподаватель не может показать все приемы и методы работы с инструментом с помощью дистанционной связи [2, с.23].

3. Требования к специальным программ онлайн-об-учения не разработаны на методологическом уровне: каждый преподаватель представляет собственную, уникальную программу обучения, и такие программы трудно поддаются унификации [5, с.182].

На наш взгляд, данные проблемы могут быть решены с достаточной долей эффективности при условии использования надежных цифровых платформ и онлайн-ресурсов (в том числе электронных интерактивных учеб-

202

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Цзян Вэньцзэ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ...

ных пособий, учебников и практических руководств).

Данный тезис находит подтверждение в исследованиях сторонников инновационных методов обучения с использованием онлайн-ресурсов и цифровых технологий. К числу таких работ можно отнести исследования Е. Ванга [4], Ф Л.Ю. Калининой [5], Мартина и А.К. Бертуса [6], Дж. Баумана [7], Д.А. Рытова [8], С.С. Лукашевой [9] и др. [10, 11].

Исследователи данного направления выделяют следующие возможности (преимущества) онлайн-обучения игре на саксофоне:

1. Свободный график занятий.

2. Произвольная загруженность занятий в зависимости от изучаемой темы.

3. Гибкость самой учебной программы и индивидуальный подход к каждому ученику.

4. Использование международного методического опыта с помощью онлайн-ресурсов и цифровых платформ обучения.

На наш взгляд, базой для решения указанных исследователями проблем онлайн-обучения игре на саксофоне является международный методический опыт. Международное сотрудничество в сфере музыкального образования, развивавшееся за многие десятилетия, привело к широким возможностям использования зарубежного методического опыта обучения игре на саксофоне с помощью различных онлайн-ресурсов и образовательных платформ [12].

Предлагаемые международным музыкальным сообществом онлайн-занятия игры на саксофоне в нестоящее время очень разнообразны, но имеют некоторые сходные характеристики - так, большинство онлайн-занятий для саксофона представлено гибкими и доступными для понимания программами обучения. Данные программы созданы профессиональными саксофонистами с многолетним опытом. Кроме того, играть на инструменте без предварительного опыта, следуя простым онлайн-ин-струкциям, могут даже начинающие музыканты.

С точки зрения методики онлайн-обучения игре на саксофоне интерес представляют следующие ресурсы, размещенные на международных цифровых платформах музыкального образования:

1. Artistworks [13]

Данный методический и учебный ресурс стал очень популярным благодаря онлайн-урокам музыки, которые охватывают множество музыкальных инструментов. Саксофон оказался на вершине списка на сайте. Онлайн-занятия джазового саксофона были подготовлены Эриком Мариенталем, удостоенным наград Грэмми джазовым саксофонистом с шестью записанными альбомами.

На веб-сайте уроки саксофона создаются в виде обучающих видеороликов, которые знакомят учащихся с инструментом и основами техники игры. Уроки также охватывают важные области, в частности, такие, как советы и подсказки для улучшения у студентов навыков во время игры на джазовом саксофоне.

На сайте студенты могут записывать свои практические занятия и загружать видео. Эти видео просматриваются преподавателем, который впоследствии указывает на ошибки и помогает студентам улучшить свои навыки.

Сайт открыт для мировой аудитории. На сайте даны ссылки на обменные ресурсы, на которых размещены сотни онлайн видеоуроков по саксофону, которые охватывают различные стили и другую полезную информацию. Возможность чтения пользовательских отзывов на сайте также помогает учащимся избежать распространенных ошибок, которые были выявлены в ходе практической части обучения.

Учебные видео, размещенные студентами, могут просматривать и другие ученики. Уроки саксофона онлайн структурированы в шестимесячные и годичные курсы обучения. Студенты могут записаться на базовый, средний или продвинутый курсы онлайн-занятий

по игре на саксофоне.

2. Udemy Online Saxophone Lessons [14].

Ресурс предоставляет опытным саксофонистам платформу для обучения со всего мира. На этом сайте работают более тридцати преподавателей по саксофону, имеющих большой опыт и международные награды. Студенты могут делать выбор в зависимости от типа саксофона, который они хотят изучать, поскольку ресурс содержит видео-занятия и инструкции для альт-саксофона, джазового саксофона или тенор-саксофона.

Преподаватели также предлагают уроки для начинающих и уроки продвинутого уровня для студентов, которые уже имеют опыт игры на саксофоне. Интересно отметить, что преподаватели предоставляют полезную информацию в своих профилях, чтобы помочь студентам решить, могут ли предлагаемые уроки удовлетворить их потребности. Учебные видео разделены на тематические лекционные курсы, чтобы помочь студентам отслеживать собственную успеваемость во время онлайн-обучения.

Онлайн-занятия на данном ресурсе обычно длятся от тридцати минут до одного часа в день, иногда дольше в зависимости от учебной программы. За это время студенты учатся собирать инструмент и ухаживать за своим саксофоном. Другие области обучения включают в себя обучение игре на саксофоне, подсчет нот, чтение музыки и основных ритмов, а также практику работы с музыкальным инструментом.

3. Taming the Saxophone [15].

Данный ресурс предлагает обширную онлайн-плат-форму, где студенты могут найти опытных преподавателей по саксофону. Онлайн-занятия по саксофону на данном ресурсе разработаны с тем, чтобы помочь начинающим и опытным саксофонистам улучшить свои навыки.

Занятия, как правило, организованы с помощью приложений потокового видео, таких, как Skype или Facetime. В зависимости от уровня, на котором ученики начинают обучение, они будут проходить индивидуальную онлайн-программу, которая поможет им стать профессиональными саксофонистами.

Занятия по игре на саксофоне на данном ресурсе в основном структурированы для джазового саксофона. Студенты учатся играть джазовые мелодии, блюз, классические джазовые композиции. Новички получают инструкции о том, как организовать свои личные практические занятия, которые можно использовать после освоения учебной программы.

Другие области практики включают в себя изучение аккордов, гамм, инверсий, техник языка, интонаций и настройки инструмента. В программу обучения также входит отработка оптимального ритма дыхания и пальцевых упражнений.

Помимо индивидуальных онлайн-занятий по саксофону, онлайн-посетители также имеют доступ к онлайн-магазину, в котором размещены сотни учебных материалов (электронные книги, медиа-материалы и видеозаписи на компакт-дисках).

4. Mattotto Online Saxophone [16].

На наш взгляд, макет данного онлайн-ресурса был структурирован таким образом, чтобы посетители могли легко найти необходимую им информацию о саксофоне.

Учебная программа, представленная на данном ресурсе, охватывает все сферы игры на саксофоне. Можно также использовать предлагаемые ресурсом занятия с помощью Skype для всех учащихся, а также и другие целевые области, чтобы помочь студентам улучшить свои навыки.

На сайте представлено 100 целевых занятий. Кроме того, на ресурсе размещены специальные учебные пособия для обеспечения успешной ежедневной практики студентов.

Различные разделы сайта включают в себя мр3-файлы и PDF-файлы, которые содержат практические инструкции и руководства. Также представлен раздел,

Jiang Wenjie pedagogical

ONLINE SAXOPHONE ... sciences

содержащий ценную информацию по совершенствованию навыков импровизации (арпеджио, занятия по овладению интервалами и гаммами, изучению аккордов и игре на саксофоне на слух).

Архив данного онлайн-ресурса регулярно обновляется, чтобы все пользователи находили нужную им информацию при разработке своих амбушюров. Уроки онлайн разработаны так, чтобы следовать простому подходу, который облегчает обучение как начинающим, так и опытным учащимся.

5. Dan Christian Online Saxophone Lessons [17].

Данный ресурс предлагает широкий выбор вариантов обучения саксофону в Интернете для широкой аудитории. На сайте представлены бесплатные вводные занятия. Учебные курсы организованы в прямом эфире по Skype. Такие онлайн-занятия в реальном времени являются интерактивными, и у студентов есть возможность наблюдать игру преподавателя и практиковаться вместе с ним. Кроме того, существуют сотни видео, аудиофайлов и PDF, чтобы предоставить теоретические знания о игре на саксофоне.

На сайте также представлен блог, который охватывает важные темы и вопросы теории игры на саксофоне.

6. Notes.com [18].

Данная учебная платформа предназначена для начинающих. Весь учебный план курса разделен на восемь частей, причем первые три части онлайн-занятий охватывают такие важные области, как изучение основ игры на саксофоне. Кроме того, после освоения этих областей студенты знакомятся с более сложными темами на последующих онлайн-уроках. Программа разработана с использованием игрового подхода к обучению. Необходимо также отметить лингвистический подход, поскольку основные занятия на сайте предлагаются на английском языке; однако у студентов есть возможность научиться играть на саксофоне на этом сайте на немецком, испанском, японском или французском языках.

7. Sax Class [19].

Онлайн-занятия, представленные на данной ресурсе, предназначены для начинающих и учеников среднего уровня. Опытные саксофонисты, которым может потребоваться больше практики, также могут улучшить свои знания и навыки. На сайте студентам предоставляются бесплатные нотные и учебные материалы. Есть несколько вариантов общения для студентов, чтобы взаимодействовать с преподавателями во время программы.

Существуют сотни видеофайлов и файлов PDF, которые представляют полезную учебную информацию. Пошаговый подход облегчает студентам отслеживать свои успехи в течение курса. Продвинутые уроки также доступны для студентов, которые хотят изучить профессиональные методы саксофона. Методические инструкции, размещенные на данном ресурсе, охватывают изучение нот саксофона и использование аппликатур. Студентов также учат владению правильными техниками дыхания во время игры на саксофоне.

8. The Jazz Approach [20]

Данный ресурс был специально разработан для студентов, которые только начали практиковать саксофон. Учебные курсы на сайте начинаются с нуля, чтобы помочь новичкам получить основную информацию, необходимую для того, чтобы начать играть на джазовом саксофоне.

Онлайн-занятия подготовлены в виде обучающих видеороликов, при использовании пошагового подхода к обучению. Формат занятий включает видеофайлы mp4, mp3 и аудио файлы, а также онлайн-книги. Бесплатные видеоролики на сайте учат студентов, как собирать саксофон и ухаживать за ним, а также основам игры на музыкальном инструменте. Студенты также имеют доступ к бесплатным нотам и к руководству по аппликатуре.

9. How to Play Saxophone [21].

Данный ресурс основан на системном подходе и включает курсы онлайн-занятий для начинающих, сред-204

ний уровень сложности и продвинутый уровень игры на саксофоне. Первые занятия охватывают такие области, как общее руководство на саксофоне, изучение нотной грамоты и т.п. В курсе средней ступени сложности представлены занятия по совершенствованию навыков импровизации для джаза и блюза.

Программа онлайн-обучения, представленная на данном ресурсе, дает студентам доступ к первоклассному обучающему контенту, который включает в себя сотни видео, PDF и аудио файлов. Цель занятий - помочь учащимся научиться дышать во время игры на саксофоне. В число других областей входят изучение основных клавиш, положения пальцев и понимание того, как использовать мажорные и минорные тональности во время игры на саксофоне.

10. Cambridge Saxophone [22].

Онлайн-курсы саксофона на этом сайте были разработаны для совместимости с мобильными устройствами и ноутбуками. Сайт предлагает бесплатные и платные онлайн уроки саксофона для людей всех возрастов.

На сайте учащиеся должны составить планы личного развития, чтобы улучшить свои навыки на разных уровнях курса. Программы обучения разработаны для начинающих музыкантов, а также для среднего и продвинутого уровня.

Преимущества данной онлайн-программы включают бесплатные занятия и прямую обратную связь с преподавателем. На этом сайте студенты также имеют возможность записи на частные онлайн-курсы. Эти уроки организованы через Skype и организованы с помощью интерактивного подхода к обучению. Автономные курсы включают готовые видео и аудио файлы, входящие в комплекты обучения. В число основных областей входят изучение аккордов, изменения ритма, особенности игры блюза и т.п.

Таким образом, все перечисленные инновационные учебные программы облегчают изучение и понимание техник саксофона, а онлайн-занятия можно получить из любой точки мира.

Кроме того, студенты могут загрузить файлы PDF, содержащие полезные учебные материалы. Такого рода онлайн-курсы побуждают студентов практиковаться как можно больше раз в день, чтобы улучшить свои навыки игры на саксофоне.

Выводы. Проведенный анализ проблем и возможностей онлайн-обучения игре на саксофоне позволяет сделать следующие выводы - проблемы онлайн обучения с успехом могут быть решены уже на начальном этапе обучения с помощью интерактивного контента учебных онлайн-ресурсов; проблемы адекватности понимания учебных задач, а также исправления ошибок решаемы с помощью онлайн-советов и специальных рекомендаций, разработанных преподавателем, помимо возможностей обратной связи. При этом особенно следует отметить широкий набор методик, которые представлены на современных онлайн-ресурсах, посвященных обучению игре на саксофоне. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках международного сотрудничества по обеспечению методической базы для онлайн-занятий по игре на саксофоне, современные онлайн-ресурсы соответствуют требованиям качественного обучения. При этом перспективным представляется дальнейшее исследование возможностей медиа-ресурсов в процессе обучения игре на саксофоне с точки зрения перспектив развития методики онлайн-обучения игре на музыкальном инструменте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чернышева Т.А. Дистанционная форма обучения в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2017. - № 4.

2. Draud M. Online Learning — Learn Benefits of Online Learning. Online Learning in Music. - 2019. - Vol.7.

3. Hase S., Ellis A. Problems with online learning are systemic, not technical. New Pedagogies for New Technologies. - 2020.

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Цзян Вэньцзэ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ ...

4. Wang E. Online learning. Online Learning in Music. - 2018. - Vol. 5.

5. Калинина Л.Ю. Современные проблемы методики музыкального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 2.

6. Martin F., Betrus A.K. Online Learning. 2019. — 310 p.

7. Bowman J. Online Learning, Online Learning in Music. Online Learning in Music. - Pp.28-54.

8. Рытов Д.А. Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. - № 4.

9. Лукашева С.С. Профессиональные способности музыкантов-исполнителей: сущность и структура //Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 1.

10. Кацарова Д.Г. Стимулирование слуховой активности через дополнительные ресурсы в электронном учебнике музыки для седьмого класса // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 14-17.

11. Ваганова О.И., Лапшина И.А., Барабина И.Е. Развитие хорового искусства в гимназии // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 32-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Top-20 Websites to Learn Saxophone Lesson Online (Free and Paid Saxophone Courses). URL: https://www.cmuse.org/learn-saxophone-les-son-online/

13. Artistworks. URL: https://artistworks.com/jazz-saxophone-les-sons-eric-marienthal?sscid=61k4_4z6fp

14. Udemy Online Saxophone Lessons. URL: https://www.udemy.com/ courses/

15. Taming the Saxophone. URL: https://tamingthesaxophone.com/sax-ophone-lessons

16. Mattotto Online Saxophone. URL: https://www.mattotto.org/cate-gory/lessons/

17. Dan Christian Online Saxophone Lessons. URL: https://danchris-tian.net/

18.8Notes.com. URL: https://www.8notes.com/school/lessons/saxo-phone/saxophone_intro.asp

19. Sax Class. URL: http://www.saxclass.com/

20. The Jazz Approach. URL: https://beginningsax.com/

21. How to Play Saxophone. URL: https://www.howtoplaysaxophone.

org/

22. Cambridge Saxophone. URL: https://cambridgesaxophone.com/

Статья поступила в редакцию 11.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.